- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016144 |
Тема: | Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной |
Содержание
Оглавление Введение………………………………………………………..……………..…3 Глава I. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации…………………………...……………….......................................7 1.1. Сущность и содержание понятия адаптация, её виды………..........7 1.2. Особенности адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации ……………………………………...…..……..14 1.3. Психолого-педагогическое сопровождение как фактор успешной адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации …………………………………………………………..…......….22 Глава II. Экспериментальное исследование психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации ……………………………………………...32 2.1. Диагностика уровня адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации …………………………….........35 2.2. Разработка и апробация программы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации …………………………………………...........40 2.3. Анализ эффективности проекта психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации ………………………………………….......…51 Заключение .……………………………………………………………….......60 Библиографический список…………………………………..…...................63 Приложения…………………………………………………………..……......66 Введение Проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение и является одной из актуальных тем в исследованиях педагогов-психологов. В современном обществе стали очень часть возникать вопросы: стоит ли отдавать ребёнка в детский сад; в каком возрасте отдавать ребёнка в образовательную организацию; что нужно делать, чтобы адаптация ребёнка к новым для него условиям прошла быстро и «безболезненно». В сегодняшних условиях, когда не хватает мест в детских садах, низкие социальные условия большого числа семей, всё больше детей растут в домашних условиях: они либо низко социализированы, либо «слишком самостоятельные». Сейчас дети приходят в детский сад, минуя адаптационный период ясель. Но, согласно возрастной психологии, в возрасте трёх лет ребёнок проходит возрастной кризис 3-х лет. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, ведь этот возраст – это наиболее уязвимый период развития. На этом этапе у ребёнка формируются важнейшие базовые новообразования, необходимые для развития его как личности. И их возникновение невозможно вне какой-то социальной среды. Взаимодействие ребёнка с социальной средой является необходимым условием для его полноценного развития [34]. Первичным социальным институтом для такого ребёнка и становится дошкольная образовательная организация. Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова) [3]. Доказано, что поступление в дошкольную организацию связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.В.Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.) [3]. В последние годы все более активно вопросы адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.) [3]. При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней [20]. Но, традиционные исследования адаптации детей к дошкольной образовательной организции сводятся к изучению особенностей ребёнка, таких как состояние его здоровья, возраста, уровня его развития в различных видах деятельности, потребности в общении с другими детьми, уровня самостоятельности. Отношение же родителей, их позиция к этому вопросу, их вклад в успешное или неуспешное протекание адаптации их собственного ребёнка остаётся совсем не изученным. Исходя из вышесказанного можно выявить противоречие между необходимостью успешной реализацией адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации и недостаточным использованием ресурсов психолого-педагогического сопровождения этого процесса педагогическими работниками этих организаций. На основе противоречия нами была выделена проблема: какое содержание психолого-педагогического сопровождения обеспечит успешную адаптацию младшего дошкольника к дошкольной образовательной организации. Гипотеза: процесс адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации будет более эффективным, если: 1) психолого-педагогическое сопровождение будет рассматриваться как фактор адаптации; 2) будет реализовываться программа психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации. Цель: определить содержание психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации. Объект: процесс адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации. Предмет: психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации. Задачи: 1. На основе анализа литературы выявить сущность и содержание психолого-педагогической адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации. 2. Рассмотреть особенности адаптации младших дошкольников к условиям дошкольной образовательной организации. 3. Проанализировать возможности психолого-педагогического сопровождения как фактора успешной адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации. 4. Разработать, апробировать и выявить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач нами были использованы следующие исследовательские методы: • теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение; • эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент; • методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования с их последующей интерпретацией (G-критерий знаков, Т-критерий Вилкоксона). Методическое оснащение исследования: • К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Анкета для родителей» • А.С.Роньжина «Диагностика уровня адаптатированности ребёнка к дошкольному учреждению». База экспериментального исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 г.Кирово-Чепецка Кировской области. Теоретическая значимость: уточнена сущность понятия адаптация, как ативного процесса приспособления человека к условиям новой социальной среды, который является одним из социально-психологических механизмов социализации личности; выявлены особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения – это вступление ребёнка в новую социальную ситуацию развития (сенситивный период развития). Практическая значимость: основные выводы могут служить базой для дальнейших исследований вопросов успешной адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации, а разработанная программа психолого-педагогического сопровождения адаптации сможет пополнить методическую оснащённость профессиональной деятельности педагогических работников данной дошкольной образовательной организации. Глава I. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации 1.1. Сущность и содержание понятия адаптация, её виды В психологии под термином «адаптация» принимается процесс приспособления человека к новой для него среде, к её условиям, в результате которого человек не должен ощущать внутреннего дискомфорта и вступать в конфликт с окружающей его средой [16; 20; 24; 35]. Термин «адаптация» в психологию пришёл из биологических дисциплин. Например, в физиологии он обозначает реакцию приспособления органов чувств под воздействием каких-либо раздражителей, а в биологии адаптация – это приспособление строения и функций органов к условиям среды обитания. Смысл термина «адаптация» как приспособление остаётся и в психологии и в педагогике. Но благодаря тому, что психолого-педагогическая наука рассматривает и социальные аспекты жизни человека, то и содержание этого понятия здесь является более широким, чем в биологических дисциплинах. Многообразие определений понятия адаптации, рассматриваемых учеными в различных областях научного знания, представлено в Таблице 1. Таблица 1 Автор Определение понятия «адаптация» 1 В.Ю. Верещагин Процесс активного взаимодействия саморазвивающейся и самоуправляемой системы (организм, популяция, биогеоценоз, биосфера) со средой в направлении гомеостаза [9]. 2 О.И. Давыдова, А.А.Майер Составная часть процесса социализации, предполагающего: включение ребенка в социальную практику, усвоение социального опыта, норм и ценностей, типичных форм поведения [14]. 3 Л.С. Цветкова Процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды [40]. 4 М.И. Дьяченко, И.А. Кандыбович Приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом [15]. 5 Ф.Б. Березин Процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворить актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), в то же время обеспечить соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды [7]. 6 К.Л. Печора, Г.В.Пантюхина, Г.Г.Голубева Процесс, в результате которого происходит переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, преодоление психологических преград [27]. 7 А.А. Налчаджян Социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности [22]. 8 Л.В. Белкина Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям [6]. Педагоги-психологи рассматривают адаптацию не только как приспособление самой личности к некоторой новой среде, но и как развитие активности этой личности в разных видах деятельности в этой социальной среде. Педагогический и психолого-педагогический анализ связывает адаптацию с включением некоторого субъекта в новую учебно-воспитательную ситуацию и является показателем успешности обучения. Проблема адаптации широко представлена и в зарубежной психологии. Можно выделить четыре основных направления, в рамках которых разрабатывались концепции адаптации личности: психофизиологическое направление (Г. Селье); психодинамическое направление (З. Фрейд и др.); бихевиоральное направление (Л. Фестингер, Дж. Рибсон и др.); гуманистическое направление (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.) [33]. Психоаналитическую концепцию адаптации в качестве самостоятельной проблемы специально разрабатывал Г. Гартман [22]. Более детальное изучение процесса и роли адаптации в становлении личности ребёнка в неблагополучных условиях отражено в работах А.Фрейд, посвящённых исследованию защитных механизмов [39]. В ходе исследований психоаналитической школы было показано, что в ходе развития личности складывается некоторый набор индивидуальных защитных механизмов, который показывает уровень адаптированности этой личности. Таким образом, процесс и результат приспособления ребёнка к взаимодействию с обществом и есть в аналитической психологии понятие «адаптация» [39]. В современной отечественной психологии (Е.П.Белинская, А.В.Петровский, В.А.Петровский, М.Ю.Кондратьев и др.) процесс адаптации рассматривается неразрывно с развитием интеллекта ребёнка и со становлением его личности на различных возрастных уровнях. А.В.Петровский в своей трёхфазной концепции развития личности рассматривает адаптацию как один из этапов «восхождения личности к социальной зрелости» [24]. Согласно этой концепции, адаптация как раз и характерна периоду нахождения ребёнка в детском саду – «эпоха детства 3-7 лет). Под адаптацией А.В.Петровский понимает усвоение норм и способов поведения, которые будут одобрены взрослыми (родителями и воспитателями), норм и способов взаимодействия с другими окружающими его детьми и взрослыми. Успешная адаптация ребёнка в детском саду в сочетании с его индивидуализацией интеграцией в эту социальную среду и обеспечит ему успешный переход на новую ступень развития – новый этап общественного воспитания. Таким образом, подход А.В.Петровского даёт понимание роли адаптации в развитии личности ребёнка на разных этапах детства [24]. С понятием «адаптация» также тесно связаны такие понятия, как «адаптированность», рассматриваемая учеными как положительный результат процесса адаптации, и «дезадаптация», которая, по мнению Р.В. Овчаровой, представляет собой образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к дошкольному образовательному учреждению в форме нарушений поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии [25]. В научной литературе рассмотрены различные подходы к рассмотрению вопроса о видах адаптации. Рассмотрим наиболее интересные для нас. Н.В.Кирюхина в своих исследованиях рассматривала три вида адаптации: • биологическая адаптация – это процесс, в котором организм активно взаимодействует с окружающей средой; • социальная адаптация – это способность индивидуума приспосабливаться к новым социальным условиям; • физиологическая адаптация – это реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации[19]. Автор утверждает, что все эти виды адаптации тесно взаимосвязаны, в чем и состоит специфика феномена адаптации и это доказывает, что этот процесс касается всех сторон развития личности. Два вида адаптации в своих исследованиях выделяет Е.Е. Данилова – физиологическую и социально-психологическую [19]. Она, указывая на особенности физиологической адаптации ребенка дошкольного возраста, отмечает, что физиологическая адаптация проходит через несколько этапов: первый – когда на новые воздействия, связанные с приходом в детский сад, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма; второй – это неустойчивые приспособления, когда организм ищет и находит оптимальные или близкие к оптимальным варианты реакций на эти воздействия; третий – это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее оптимальные варианты реагирования, требующие меньших эмоциональных и физических затрат. Социально-психологическая адаптация, по мнению автора, связана с привыканием к новой социальной среде (нормам, требованиям среды, коллективу сверстников) [19]. Дополнить эти классификации можно данными В.А. Сластенина, В.П. Каширина определением «психологическая адаптация» - это процесс приспособления психической деятельности личности к социальным и социально-психическим требованиям среды, условиям и содержанию деятельности человека, стремления к гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды [34]. В своей работе Р.В.Тонкова-Ямпольская, Е Шмидт-Кольмер, А.Атанасова-Букова рассматривают три периода привыкания к новым социальным условиям [36]. 1. Острый (дезадаптация). Происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функционировании нервной системы. 2. Подострый (адаптация). В рамках этого этапа ребенок активно осваивает социальную среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Нормализуется аппетит, развитие игровой и речевой деятельности. 3. Компенсации (адаптированность к определенным социальным условиям). В этот период нормализуется или превышают свой уровень все показатели процесса адаптации. Из 2-х первых периодов формируется классификация процесса по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая). Тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, которые вызваны появлением новых социальных условий. Длительность адаптации: • от 8 до 16 дней – лёгкая адаптация; • от 17 до 30 дней – адаптация средней тяжести; • от 30 дней и более – тяжёлая, а затем и дезадаптации. Таким образом, адаптация – это сложный процесс приспособления человека к условиям новой социальной среды, который является одним из социально-психологических механизмов социализации личности. При исследовании теоретической литературы по вопросу адаптации мы пришли к выводу, что наиболее близкой к теме работы и заявленным задачам является понимание феномена адаптации как процесса, сущность которого во взаимодействии человека и социальной среды. Специфика этого феномена состоит в тесной взаимосвязи всех видов адаптации (биологической, физиологической, социально-психологической). Этот процесс касается всех сторон развития личности. 1.2. Особенности адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации В своих работах Э.Эриксон, Л.С.Выготский, А.Фрейд отмечают важность гуманного отношения к детям и правильного их воспитания с раннего возраста. Для этого воспитывающие взрослые должны знать все особенности периода конкретного возраста. Первым, кто настаивал на учёте возрастных особенностей детей в учебно-воспитательной работе, был ещё Я.А.Коменский. Почти три с половиной века назад Я.А. Коменский написал выдающийся труд («Материнская школа» XVII в), который явился первой попыткой создания теории дошкольного образования детей. Он положил начало организованной работе с маленькими детьми, в основе которой лежало: «Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» [18, с.250]. В современном обществе одним из основополагающих принципов педагогической деятельности является учёт возрастных особенностей детей. Опираясь на этот принцип, педагоги должны, регламентируя объёмы занятости различными видами деятельности ребёнка, устанавливать учебную нагрузку. Этим же обуславливается и выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности педагогов. «У одних способности острые, у других тупые, у одних - гибкие и податливые, у других - твёрдые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются скорее механической работой» [18, с.253]. Младший дошкольный возраст – это переход от раннего возраста к дошкольному и он является одним из важнейших периодов в развитии ребёнка. Л.С.Выготсий в своей статье «Проблемы возраста» писал, что для того, чтобы осмыслить, что происходит в этот период, нужно рассматривать ситуацию развития ребёнка – внутреннюю и внешнюю [12]. Граница перехода от раннего возраста к дошкольному характеризуется кризисом трёх лет. «Одним из факторов, определяющих характер протекания процесса адаптации ребенка к условиям детского сада, является кризис трех лет. Следует понимать, что в это время малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А другие зачастую этого не видят или не желают видеть. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различных обстоятельств окружающей среды» [36, с.56] По мнению Л.С.Выготского кризисы длятся относительно короткое время (в сравнении со стабильными возрастами), и в это время происходят резкие капитальные сдвиги и смещения, личность ребёнка ломается и изменяется. Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Содержание позитивного развития в критические периоды заключается в возникновении специфических новообразований [11]. Каждый возрастной период Д.Б.Эльконин характеризовал по трём основным показателям: • социальная ситуация развития; • основной (ведущий) тип деятельности; • основные психические новообразования. Эти характеристики находятся в сложных отношениях между собой: в конкретный период развития появляются новообразования, которые меняют социальную ситуацию ребёнка, он, в свою очередь, начинает требовать менять свои отношения со взрослыми, начинает по-другому смотреть на окружающий мир и сам с помощью взрослых меняет социальную ситуацию [42; 43]. Рассмотрим какие же новообразования возникают в критический период кризиса трёх лет, какова социальная ситуация и что является ведущей деятельностью. По мнению Д.Б.Эльконина в дошкольный период распадается совместная деятельность ребёнка со взрослыми и это создаёт новую социальную ситуацию, в которой ребёнок стремится к самостоятельности. Идеальной формой жизни со взрослыми для ребёнка становится игра, что и является основным видом деятельности в дошкольном возрасте [42, с.51]. Если говорить об новообразованиях, то дошкольный период – это один из периодов становления личности, которая включает в себя систему соподчинения мотивов и первичные этические нормы. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение, элементы самосознания и первые элементы самооценки и оценки [42, с. 55]. Для осмысления того, что происходит в трёхлетнем возрасте рассмотрим «симптомы кризиса» (Л.С.Выготский), так называемое «семизвездие кризиса трёх лет»: • негативизм - всё поведение ребёнка противопоставляется тому, чего хотят от него взрослые, его нужно отличать от простого непослушания – «ребёнок не делает потому, что его об этом попросили»; • упрямство – (следует отличать от настойчивости) – он делает это так только потому, что он это сказал; • строптивость – направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании; • своеволие – ребёнок всё хочет делать сам; • протест-бунт; • обесценивание; • деспотизм [12]. По мнению Л.С.Выготского симптомы кризиса обнаруживают то, что ребёнок «мотивирует свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми» [12]. Соглашаясь с исследователями, мы видим, что кризис протекает как кризис в отношениях ребёнка с социальной средой. В это время перестраивается социальная позиция ребёнка в отношении окружающих его людей, меняется отношение его к матери и отцу, появляются поступки, которые связаны не мгновенным желанием ребёнка, а с его личным «Я» [12, с.375]. Все вышеперечисленные возрастные и психические особенности периода, когда организм и личность ребёнка бурно развивается, интенсивно меняются характеристики его физического и психического развития, происходит становление личности, важно учитывать при работе с детьми, во время адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация – это, как было уже сказано, процесс активный. Это процесс, который приводит или к положительным результатам – формирование адаптированности (адекватного восприятия себя, окружающих и среды), или негативным – возникновение трудностей в восприятии (дезадаптация), а в результате стресс. То, как ребёнок младшего дошкольного возраста, переходящий из семейной, достаточно замкнутой системы в мир социальных контактов, сможет самостоятельно освоить этот мир и эти отношения, и станет основой-фундаментом его взаимоотношений с людьми и отношения к своему личному «Я» в дальнейшей жизни. В период адаптации как раз и закладывается эмоциональная сторона социального опыта. Можно сделать вывод, что в период привыкания к дошкольному образовательному учреждению адаптация у каждого ребёнка вызывает индивидуальные реакции, которые зависят от его психофизиологических особенностей, личностных характеристик, от отношений, которые сложились в семье, от условий, которые организованы в дошкольном учреждении. Т.е. каждый ребёнок привыкает по-своему. В своих исследованиях Н.М.Аксарина, К.Л.Печора, Р.В.Тонкова-Ямпольская показали, что адаптация как процесс определяется несколькими параметрами: • показатели адаптации; • уровни адаптации; • этапы и длительность прохождения адаптации; • факторы и условия, определяющие процесс адаптации [33, с.17]. Исследователи Института педиатрии РАМН выделили следующие показатели адаптации: • нарушение сна (это касается и засыпания, и пробуждения) - недостаток сна оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему; • нарушение питания сопровождается снижением аппетита либо его нарушением; • нарушения настроения выражается в проявлении отрицательных эмоций в общении и негативных поведенческих реакций; • понижение иммунитета (частые заболевания) [2]. К центральными аспектами адаптации (параметр «уровни адаптации») для детей младшего дошкольного возраста являются: • физиологическая адаптация – проявляется в состоянии здоровья ребёнка; • психическая состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению адаптация (психоэмоциональная) – перестройка динамического стереотипа личности в соответствии с требованиями новой окружающей среды; • психологическая – приспособление к изменениям условий среды, выработка модели поведения; • социальная – подчинение и приспособление индивидуальных желаний нормам, правилам и запретам. Учеными разных стран было проведено комплексное исследование и выделено три фазы (этапа) прохождения адаптационного периода: 1) «Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц. 2) Подострая фаза - характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев. 3) Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии». [23, с.106]. Все эти фазы протекают у каждого ребёнка сугубо индивидуально. Руководствуясь выводами исследований Н.М. Аксариной; Р.В. Тонковой-Ямпольской, Т.Я. Черток; Т.А. Ронжиной; Р.Б. Стеркиной; К.Ю. Белой; А.И. Донцова и др., можно утверждать, что адаптация зависит от условий и факторов, которые определяют её характер. Рассмотрим их относительно заявленного в теме работы возраста. 1. Возраст ребёнка. Пришедший вновь в детский сад трёхлетний ребёнок уже владеет речью, имеет некоторые навыки самообслуживания и опыт общения с другими (не близкими) людьми, ощущает потребность в общении со сверстниками, более (нежели ребёнок раннего возраста) приспособлен к отрыву от родителей. Он легче приспосабливается к новым условиям, режиму, так как в этот возрастной период у детей всё больше развивается познавательный интерес. Но как отмечает Н.В.Кирюхина, в это же время в трёхлетнем возрасте психика малыша особенно ранима и чувствительна, что усугубляет ситуацию. 2. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Состояние здоровья ребенка может быть охарактеризовано с медицинской точки зрения принадлежностью ребенка к той или иной группе здоровья: дети 1 группы здоровья не имеют пороков развития или других нарушений внутренних органов, их физическое и психическое развитие соответствует возрасту; дети 2 группы здоровья часто болеют какими-либо заболеваниями либо имеют хронические заболевания, но в стадии стойкой ремиссии не менее 3 лет, т. е. без стадии обострения; дети 3 группы здоровья имеют хроническое заболевание с различными периодами ремиссии и обострения, при этом у них сохраненные функциональные возможности, нет осложнений основного заболевания, могут присутствовать физические недостатки с компенсацией; дети 4 группы здоровья имеют хронические заболевания с частыми периодами обострения, также могут присутствовать физические недостатки, ограничения функциональных возможностей, осложнения основного заболевания [28]. Но даже вполне здоровый и крепкий малыш может начать болеть в период адаптации и это по мнению Д.Н. Исаева, Н.П. Бадьиной, А.С. Русакова является защитным механизмом ребёнка [33]. 3. Факторы риска биологического и социального анамнеза. К биологическим факторам относится: течение беременности у матери (токсикозы, заболевания), качество родов (естественные или осложнённые), состояние ребёнка в первые месяцы после рождения, частые заболевания до трёх лет. К социальным факторам мы отнесём условия жизни в семье: состав семьи, качество и характер воспитательных воздействий, стиль общения всех членов семьи с ребёнком, соблюдение в семье принципов здорового образа жизни. Все эти факторы способствуют формированию умений, навыков и личных качеств у ребёнка, которые должны соответствовать его возрасту. 4. Опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относиться к требованиям взрослого, а также имелся начальный опыт общения со сверстниками. Чем меньше опыт общения у ребенка со взрослыми и детьми, тем труднее ему установить контакт с незнакомыми взрослыми. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. 5. Родительское отношение. Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, В.А. Алямовская, Л.В. Белкина, Н.П. Бадьина) в качестве одного из ведущих факторов, определяющих особенности адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к образовательному учреждению, выделяют такой фактор, как родительское отношение. Они указывают на то, что нарушения в семейной структуре, чрезмерная опека или отстраненность от ребенка обусловливают трудности прохождения им адаптационного периода [33]. Главной задачей психолого-педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения является создание социальной среды, в условиях и атмосфере которой, каждый ребёнок, поступивший в детский сад, мог бы оптимально быстро и при минимальных «последствиях» легко адаптироваться к новой для него жизни. «Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что: при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу; ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам; малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые занятия и игрушки». [8, с.46] Существуют критерии адаптированности ребёнка: • внутренний – психоэмоциональная стабильность, состояние удовлетворённости, отсутствие ощущения угрозы и эмоциональной напряжённости; • внешний – реальное поведение личности соответствует критериям нормального поведения, принятым в данном социуме, выполнение норм, установок и требований среды. Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени; спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. Итак, адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина). На процесс адаптации детей к дошкольной организации оказывают влияние возраст ребенка, особенности социальной ситуации развития (кризис 3-х лет, развитие наглядно-образного мышления, самостоятельность, осознание своего личного «Я» начальные формы произвольного поведения, но неосознанность мотивов действия, зависимость чувств и желаний от ситуации, заражаемость эмоциональным состоянием сверстников), отношения с педагогами и сверстниками, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества и параметры его психологического развития. 1.3. Психолого-педагогическое сопровождение как фактор успешной адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации В дошкольном образовании реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт, который «представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию» [29]. Основная образовательная программа дошкольного образования «формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста» и направлена на «создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности» [29]. Таким образом, детский сад сегодня должен обеспечить оптимальные условия для всестороннего развития ребёнка: раскрытие его индивидуальности, содействие повышению адаптационных возможностей, чтобы в дальнейшем удовлетворять требованиям дальнейшего образования. Но анализ деятельности педагогических работников различных дошкольных образовательных организций показывает, что в период адаптации, воспитатели не всегда могут оказать квалифицированную помощь и социально-педагогическую поддержку пришедшим вновь в детский сад детям. Также, многие из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями этих детей, так как некоторые родители несерьёзно относятся к периоду адаптации, сваливая все трудности на плохую работу воспитателя. В настоящее время происходит психологизация образовательного процесса. Сущность этого процесса в систематическом применении психологических знаний, методов и приёмов в деятельности субъектов образовательно-вос....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: