- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и общая характеристика административно-правового положния полиции принципы и направления деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016378 |
Тема: | Понятие и общая характеристика административно-правового положния полиции принципы и направления деятельности |
Содержание
титульный СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………..………………………………………………3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖНИЯ ПОЛИЦИИ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1. Понятие, сущность и общая характеристика института полиции в РФ…5 § 2. Направления деятельности полиции по законодательству РФ…………..8 § 3. Принципы административной деятельности полиции…………………...13 ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПОЛИЦИИ § 1. Понятие и обща характеристика административно-правового статуса должностного лица полиции……………………………………………………20 § 2. Содержание административно-правового статуса должностного лица полиции…………………………………………………………………………..23 Заключение……………………………………………………………………...36 Библиография………………………………………………………………….38 Приложение 1…………………………………………………………………...41 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы настоящей работы обуславливается тем, что суверенитет государства, охрана конституционного строя, обеспечение охраны прав и свобод граждан и правопорядка являются главными составляющими полноценного существования и развития общества и государства. В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию. Преобразование милиции в полицию имело своей целью решение вопросов по преодолению кризиса доверия общества к полиции и усовершенствованию механизма деятельности органов и служащих полиции. В рамках нового закона, регулирующего деятельность полиции, значительно усовершенствована нормативная правовая база ее деятельности, усовершенствованы материальное и социальное обеспечение сотрудников полиции. Сегодня полиция как правоохранительный орган обеспечивает защиту прав и свобод граждан, соблюдение законности, правопорядка внутри страны. Предметом курсовой работы является действующее законодательство нашей страны, определяющее правовой статус полиции. Объектом работы являются общественные отношения, возникающие по поводу содержания правового статуса полиции в РФ. Целью настойщей работы является изучение правового статуса полиции в РФ. Цель предполагает решение следующих задач: - рассмотрение понятия, общей характеристики, сущности полиции нашей страны; - изучение основных направлений и целей деятельности полиции в РФ; - рассмотрение принципов, на которых полиция осуществляет свою деятельность; - изучение правового статуса полиции и ее сотрудников. Рассматриваемая тема в литературе разработана достаточно хорошо и представлена в работах таких ученых, как Василенко Г.Н. Параносенков П.М., Сафонов А.Ю., Таджибов В.Р. Бахрах Д.Н., Татарян В.Т. Зайцев А.А. и др. При написании контрольной работы были использованы материалы научной и учебной литературы, а также законодательные акты нашей страны разного уровня. Структурно работа соит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖНИЯ ПОЛИЦИИ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1. Понятие, сущность и общая характеристика института полиции в РФ Перед тем, как перейти к рассмотрению правового положения органов полииции нашей страны, хотелось бы отметить, что деятельность полиции оносится к правоохранительной деятелньости. Последняя представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Перечень государственных органов, осуществляющих правоохраниетльную деятельность устанавливается Президентом РФ. Сегодня деятельность полиции регулируется Федеральным законом «О полиции»1, вступившим в силу 1 марта 2011 г. (далее - Закон о полиции или Закон). Институт полиции не нов для нашей страны. Указом Петра I в 1718 в Санкт-Петербурге была учреждена должность генерал – полицеймейстера. Данный институт правоохраниетльной деятелньости существовал в России до 1918 года, т.е. почти два века. Принятие действующего сегодня закона о полиции осуществлено в результате реформы Министерства внутренних дел РФ. Указанное реформирование было начато после принятия Указа Президента РФ «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации2. Закон о полиции - важнейшее событие в развитии как полицейского законодательства, так и правовой системы в целом. В нормах закона о полиции содержатся базовые положения, необходимые для успешной реализации работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране. Так, четко определены, кто, на основании каких принципов, методов и в каких условиях правомочен осуществлять полицейскую деятельность. Особо стоит отметить, что в законе о полиции воплощены последние достижения теории права, особенно науки административного права. Для уяснения значения полиции, ее сущности, а также объема задач и функций, на нее возлагаемых необходимо обратить внимание на характер и пределы ее вмешательства в жизнь общества и частную жизнь отдельных фзических лиц. Рассматривая социальное назначение полицииочевидно, что ее задачи и сфера деятельности относятся противоправным, а также аналогичных им по угрозе, создаваемой жизни, здоровью граждан, интересам общества и государства, деяниям. Законодатель понитие «полиции» раскрывает через ее социальную роль в обществе нашей страны. Так согласно ч. 1 ст. 1 закона о полиции, назначение полиции состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, апатридов, а также для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. При этом полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Указанное показывает социальную ориентированность деятельности полиции. Стоит отметить, что законодатель не упоминает о принудительном потенциале, что ранее было характерно для милиции3. Помимо изложенного, статья первая закрепляет, что полиция в пределах полномочий, предоставленных ей законом оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, а также иным государственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям и организациям и т.п. Данное положение является одним из важнейших компонентов предназначения полиции. В законодательном определении назначения полиции, в отличии от закона о милиции, не упомянуто о таком признаке, как применение мер принуждения. Такое положение имеет глубокий социальный смысл, повышает доверие к полиции со стороны населения. Законодатель, таким образом, закрепляет правоохранительное предназначение полиции и отдает принуждению роль второстепенную. Рассматривая правовую основу деятельности полиции, отметим, что помимо Закона о полиции, ее деятелньость регулируется, Конституцией РФ, общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договоры РФ, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, МВД РФ, а также законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. Структура полиции представлена в Приложении 1 к настоящей работе. § 2. Направления деятельности полиции по законодательству РФ В отличие от ранее действовавшего законодательства о милиции статья 2 ныне дейтсвующего Закона закрепляет не задачи, а основные направления деятельности полиции. Основные направления деятельности полиции по своей сути есть те функции, которые необходимы и достаточны для реализации ее социального предназначения. Законодатель при формулировке рассматриваемой статьи, имел цель сделать восприятие основыных задач деятельность полиции максимально доступными для всех слоев населения, вне зависимости от их правовой грамотности и развитости правосознания. В ныне действующем законе направлений деятельности полиции двенадцать. Предыдущий закон содержал таковых в половину меньше. Рассмотрим направления деятельности полиции подробнее: Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств. Указанное направление является приоретеным, показывая социальную направленность института полиции в РФ. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Предупреждение преступлений и правонарушений включает в себя следубщие компоненты: выявление причин и условий, способствующих их совершению, а также лиц, которые склонны к совершению противоправных деяний; принятие мер к устранению этих причин и условий, которые могут выражаться в их нейтрализации, локализации, ослаблении; недопущение соответствующих деяний со стороны таких лиц. Законодатель для реализации указанного положения наделил полицию широким кругом прав при осуществлении деятельности. Законодатель в качестве направления деятельности полиции предусматривает предупреждение не только преступлений, но и административных правонарушений. Указанное положение в Законе о милиции только презюмировалось. Стоит отметить, что такого рода расширение привентивных направлений не совсем согласуется с КоАП РФ, не предусматривающим обязанности государственных органов в целом и полиции, в частности, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений. В этой связи предупреждение административных правонарушений стоит рассматривать как форму и средство раннего предупреждения преступлений. Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Данное направление имеет своей целью прекратить то или иное преступное или административно наказуемое действие/бездействие, а также его общественно вредные/опасные последствия. При этом прекратить такие негативные действия и их последствия обязательно для полиции, вне зависимости от того, подведомтсвенно оно ей или же другому госудатсвенному органу. Однако, учитывая нормы главы 27 КоАП РФ, административные правонарушения, дела о которых рассматриваются либо протоколы о совершении которых составляются не органами и должностными лицами полиции, должны пресекаться сотрудниками полиции только в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях путем применения доставления, административного задержания, досмотра, изъятия вещей и документов и иными мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Розыск лиц. Действующий закон впервые выделил указанное как самостоятельное направление полицейской деятельности. Объясняется это остротой проблемы неразыскания подозреваемых или обвиняемых, либо неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, либо в случае, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует. Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний. Рассматриваемое направление представляет собой деятелньость полиции и ее должностных лиц, регулируемую соответствующими административно-процессуальными нормами по полному, своевременному и всестороннему, выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, разрешении его по нормам дейтсвующего законодательства, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также выявлению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения при условии, что такие дела подведомтсенностью отнесены к органам полиции, Обеспечение правопорядка в общественных местах. Правопорядок может быть нарушен в таких публичных местах, как улицы, транспортные магистрали, площади, общественный транспорт, парки, вокзалы различного вида, аэропорты, пристани, спортивно-зрелищные объекты и другие места общения (нахождения) людей, свободных для доступа неопределенного круга лиц, а также в местах не обладающих признаками публичности, например, в жилище при нарушении правопорячдка громкой музыкоц, криками, шумом, семейно-бытовым дебоширством и пр. Обеспечение безопасности дорожного движения. Обособление данного нарпавление обуславливается значимостью проблемы нарушений в области дорожного движения. Так по данным сайта Госавтоинспекции РБ в 2011 году на территории РФ административных правонарушений в рассматриваемой области было совршено 571 81750, в 2013 году – 353 15 3284. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия. Законодатель не случайно акцентирует внимание на это направление деятельности полиции, поскольку ежегодно правонарушений различной тяжести, связанных с незаконным оборотом оружия, совершается достаточно много. Так, по данным Правового портала Генеральной прокуратуры РФ в 2011 году по РБ таковых было совершено 68 471, а в 2015 году уже 70 938, что поставило республику на пятое место по их количеству среди других субъектов РФ5. Предметом контроля полиции по действующему законодательству выступает оборот гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового и холодного оружия Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности. Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов6. Контроль за указанной деятельностью осуществляется в процессе выдачи соответствующих лицензий, удостоверений, ведения учетных дел, проведения проверок субъектов, осуществляющих такую деятелньость. Охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе. Охрана имущества и объектов, не затронутых элементом договорной основы, регулируется в рамках направлений по предотвращению, пресечению, раскрытию противопровных деяний. Охрана же имущества на договорной основе - один из вариантов деятельности полиции, оказываемой специальными подразделеними на платной основе, а также в ситуациях, когда то или иное имущество и объекты необходимо взять под временную охрану вне зависимоти от наличия договорных отношений. Примером могут служить чрезвычайные ситуации, при возникновении которых требуется предупреждение разграбления объектов и мародерства. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц. Данное направлени деятелньсти регулируется рядом отдельных федеральных законов и обусловлено тем, что при определенных условиях отдельные категории лиц нуждаются в дополнительной полицейской защите. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности состоит в осуществлении действий, направленных на организацию эффективного применения экспертно-криминалистических методов и средств сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений и взаимодействующих с ними служб в ходе и для выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 содержит также положение о том, что полиция: осуществляет прием, регистрацию и проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествия; осуществляет противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности; осуществляет сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации; осуществляет содержание, охрану и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации; осуществляет контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников полиции; обеспечивает взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола7. Действующий Закон о полиции содержиит еще одно нововведение, согласно которому сотрудники полиции могут участвовать в мероприятиях по поддержке или восстановлению международного мира и безопасности. Под этим понимается операции по поддержанию мира и другие меры, предпринимаемые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций в соответствии с Уставом ООН, и другими нормами национального им еждународного права. Таким образом, полиция – есть система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы гражданина, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применять меры принуждения в пределах, установленных законами. § 3. Принципы административной деятельности полиции Наука определяет принципы (от лат. principium - основа, начало) как основные, исходные положения какой-либо теории, основные правила деятельности; установившиеся, укоренившиеся, общепринятые, широко распространенные правила хозяйственных действий и свойства экономических процессов8. Принципы деятельности полиции представляют собой основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе «О полиции» и закрепляются во второй главе Закона о полиции. К таковым относятся: Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. В настоящее время в российском обществе постепенно формируется понимание важности проблем обеспечения прав и свобод человека как основы правового государства. Принципы деятельности государственных структур, в т.ч. и полиции, во многом обусловлены нормами Конституции Российской Федерации. В соответствии с положениями главы 1 (Основы конституционного строя), главы 2 (Права и свободы человека и гражданина) и главы 6 (Правительство Российской Федерации) Конституции Российской Федерации государство приняло на себя обязанности по их признанию, соблюдению и защите. На современном этапе развития правоохранительной системы особое место и значимость приобретает деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, непосредственно созданных для обеспечения указанных прав и свобод человека и гражданина, и по своей сущности именно она тесно сопряжена с необходимостью причинения мер государственного принуждения, специальных средств, а также с вторжением в частную жизнь граждан. Многие международно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов, содержат разнообразные стандарты по поддержанию правопорядка, прямо предусматривающие их уважительное отношение к правам человека: - деятельность полиции основывается на принципах законности, уважении прав и свобод, чести и достоинства личности, гуманности и гласности; - ограничения на осуществление прав и свобод необходимы лишь для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе; - должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам; - права и особый статус женщин и несовершеннолетних должны уважаться; - к жертвам и свидетелям преступлений следует относиться с состраданием и уважением их достоинства; - применение должностными лицами по поддержанию правопорядка силы и огнестрельного оружия должно осуществляться при надлежащем уважении прав человека и др. В процессе реформирования органов внутренних дел при разработке принципов деятельности полиции Российской Федерации, направленных в первую очередь на защиту прав и свобод гражданина и человека, учитывался отечественный и зарубежный опыт функционирования полицейских институтов, темпы модернизации России, достижения науки, а также преобразования в правоохранительной сфере. В главе 2 Федерального закона Российской Федерации «О полиции» закреплены и раскрыты основные параметры новой, партнерской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества, что позволяет каждому сотруднику органов внутренних дел при осуществлении своих обязанностей ощущать себя частью общества, а обществу лучше понимать, что оно делегировало полиции функции защиты себя от бесправья. Российская полиция по разнообразию и объему возложенных на нее контролирующих и ограничивающих функций является ближайшим к народу инструментом государственной власти. Министерство внутренних дел Российской Федерации охватывает мероприятия по защите всех и каждого от угроз, создаваемых преступными и иными противоправными посягательствами, и распространяется на сферы обеспечения личной, физической, имущественной безопасности граждан. Полицейские структуры реализуют свою компетенцию по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Административная деятельность - это наиболее объемная составная часть деятельности, осуществляемая органами внутренних дел с помощью различных административно-правовых методов и средств. Эта деятельность в большей степени регламентируется нормами административного законодательства, что влечет вступление органов внутренних дел в административно-правовые отношения с различными субъектами по поводу реализации и обеспечения их прав и свобод, в т.ч. гражданами, не подчиненными в служебном отношении полиции, государственными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, государственными служащими, служащими (представителями) общественных организаций, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Одним из основных условий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является четкое выполнение сотрудниками полиции своих обязанностей. В современном обществе сотрудники полиции часто и в своем большинстве с опасением относятся ко всему, что связано с правами человека, т.к., по сложившемуся мнению, права человека более связаны с защитой преступника, нежели жертвы. В связи с этим необходимо определить, что права человека должны выступать реальным фактором, определяющим назначение, содержание и формы их практической деятельности. Необходимо сделать вывод, что не права человека должны подгоняться под нужды обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, а, наоборот, указанные виды деятельности должны максимально сообразовываться с правами человека. Данное положение является ключевым, выражающим суть практической деятельности полиции9. В текущей повседневной деятельности органов полиции законность выражается в следующих элементах: во-первых, в четком определении структуры и полномочий подразделений полиции в законах и подзаконных нормативных актах; во-вторых, в строгом соответствии с требованиями и принципами права; в-третьих, в безусловной подзаконности всей правоприменительной деятельности; в-четвертых, в строжайшем соответствии нормативных актов, издаваемых органами внутренних дел, положениям Конституции РФ и федеральному законодательству. Законность является основным показателем уровня и результатов служебной деятельности полиции. Под законностью как принципом деятельности полиции следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных нормативных актов всеми без исключения сотрудниками полиции. Принцип законности в деятельности полиции - это требование от всех структурных звеньев и сотрудников полиции осуществления своих полномочий и реализации функций в строжайшем соблюдении положений и основ Конституции РФ, Закона о полиции и иных нормативных актов, регламентирующих правовой статус и деятельность полиции. Нарушение к указанного принципа влечет негативные последствия для сотрудников полиции, так, например, полученное сотрудником полиции с нарушением требований закона доказательство вины человека признается недопустимым и не может лежать в основе обвинения. Так, имеют место факты, когда сотрудники полиции, выполняя процессуальные действия по привлечению граждан к административной ответственности, в частности составляя протоколы об административном правонарушении, личного досмотра, указывают в документах в качестве понятых несуществующих граждан, ставят вместо них подписи10. Принцип беспристрастности означает равенство граждан перед законом, регламентирующим состав административного правонарушения, процедуру привлечения лица к ответственности и компетенцию полиции в области защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Принцип открытости и публичности заключается в том, что деятельность полици должна осуществляться открыто и гласно в той сепени, которая не противоречит требованиям законодательных актов11. Общественное доверие и поддержка граждан означает, что действия полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан; полиция должна при осуществлении своей деятельности стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан; полиция осуществляет привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, а также проводит иные мероприятия по взаимодействию с общественностью. Взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами является еще одним важным принципом работы полиции в нашей стране, поскольку без эффективного взаимодействия полиции с указанными учреждениями, должностными лицами и гражданами невозможно полное, объективное и всестороннее разрешение поставленных перед ней задач и реализации направлений деятельности. Вопросы взаимодействия различных органов и должностных лиц с полицией урегулированы рядом постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных актов. Во исполнение принципа использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем полиции предоставлено право использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное. Такая деятельность регламентируется рядом ведомтсвенных нормативных актов. ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПОЛИЦИИ § 1. Понятие и обща характеристика административно-правового статуса должностного лица полиции Большинство ученых правовое положение (статус) личности рассматривают как сложное явление, объединяющее целый ряд элементов, помимо прав и обязанностей. К этим элементам они относят гражданство, правосубъектность, принципы, законные интересы, гарантии, обеспечивающие осуществление прав и свобод и исполнение обязанностей, ответственность гражданина перед государством и обществом и др. Чем больше элементов, характеризующих правовой статус, тем качественнее характеристика исследуемого объекта. Обратимся к научному анализу правового статуса должностного лица органов полиции в правовой действительности. Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной литературе различают общесоциальный статус личности и его разновидности: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой, моральный и т.п. Понятие правового статуса личности исходит из положения личности в обществе, определяемого юридическими нормами, которые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой. Понятно, что речь идет о правовом, юридическом выражении данного понятия. Правовой статус личности в научном толковании классифицируется на его составляющие: - общий правовой статус, который определяется Конституцией РФ и является единым, одинаковым для всех; - специальный правовой статус - статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан - государственных служащих, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, который позволяет осуществлять возложенные на них специальные функции; - особый административно-правовой статус - статус государственных служащих по осуществлению административно-правовых полномочий с целью привлечения лиц, совершивших правонарушения, к ответственности; - индивидуальный правовой статус - это статус конкретного индивида, отражающий совокупность только ему принадлежащих прав и обязанностей, в зависимости от гражданства, семейного положения, возраста, пола и пр. Специальный правовой статус гражданин приобретает после вступления в определенный коллектив. Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица, он динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни человека переменами. Именно специальный статус представляет для нас особый интерес. Рассмотрим специальный статус гражданина, который он приобрел, став добровольно участником (членом) административного коллектива. Заметим, что отношения внутри административного коллектива регулируются нормами административного права, соответственно, каждый член административного коллектива приобретает административно-правовой статус. Д.Н. Бахрах выделяет следующие административно-правовые статусы: 1) члены административных коллективов; 2) субъекты административной опеки (сироты, безработные, беженцы и др.); 3) жители территорий с особыми административно-правовыми режимами; 4) субъекты разрешительной системы (водители, лицензиаты, допущенные к государственной тайне и др.); 5) государственные и муниципальные служащие; 6) индивидуальные предприниматели и др.; 7) лица, совершившие правонарушения, и прежде всего лица, совершившие умышленные преступления12. С поступлением на службу в полицию и назначением на должность человек приобретает специальный правовой статус, который характеризует его как сотрудника органов внутренних дел, полиции и участника (члена) административного коллектива. Он становится «структурным звеном» административного коллектива, состоящего из личного состава органа полиции13. Должность - это структурный элемент государственного органа, в котором заключена часть его компетенции. Она образуется в структуре государственного аппарата или его подразделения в распорядительном порядке. Соответствующим правовым актом определяются ее название и место в иерархии должностей. Каждая государственная должность замещается государственным служащим. Административно-правовой статус государственного служащего производен от правового положения государственного органа. Главным его элементом, безусловно, является государственная должность. Должности в полиции учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность РФ14. Следовательно, административно-правовой статус должностного лица полиции произволен от его участия в административном коллективе и занимаемой им должности. Таким образом, сотрудник полиции обладает не только общим и индивидуальным правовым статусом, но и специальным правовым статусом - статусом государственного служащего, который подразделяется на составляющие элементы, органически связанные между собой. Только в своей совокупности они образуют реальный статус государственного служащего, должностного лица полиции15. § 2. Содержание административно-правового статуса должностного лица полиции Настоящим параграфом рассмотрим элементы, которые составляют административно-правовой статус должностного лица полиции. Основы административно - правового статуса сотрудника полиции определяет помимо Закона о полиции, Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»16 (далее - закон о службе в ОВД). Сотрудником полиции в соответствии со ст. 25 Закона о полиции, является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание. Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае: нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфер....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: