- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и нормативное (материальное) основание административной ответственности.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000088 |
Тема: | Понятие и нормативное (материальное) основание административной ответственности. |
Содержание
Оглавление Введение 3 Глава 1. Понятие и нормативное (материальное) основание административной ответственности 6 1.1. Административная ответственность в Кодексе об административных правонарушениях 6 1.2.Административная ответственность в региональном законодательстве субъектов РФ 12 Глава 2. Фактическое и процессуальное основание административной ответственности 16 2.1. Фактическое основание административной ответственности 16 2.2 Процессуальное основание административной ответственности 23 Заключение 37 Список использованных источников и литературы 40 Введение Актуальность данной работы обусловлена тем, что административная ответственность выполняет большую профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок, порядок управления и другие административно-правовые отношения. Особенность административной ответственности состоит в том, что исключительно широк правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и административная ответственность предназначены для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений. Объект исследования-общественные отношения в сфере административного права. Предмет исследования–основания административной ответственности. Целью данной работы являетсякомплексно-правовое исследование оснований административной ответственности. Задачи исследования: -изучитьпонятие и нормативное (материальное) основание административной ответственности; -исследоватьфактическое и процессуальное основание административной ответственности; Степень разработанности темы.Важным обстоятельством, влияющим на развитие административной ответственности, является отсутствие единства в понятиях, используемых при освещении вопросов, имеющих отношение к административной ответственности. Процесс формулирования понятийного аппарата в некоторой мере бессистемен и поэтому нерационален во времени и по результатам. Так, «несмотря на достаточно частое использование в административно-правовых литературных источниках понятий «индивидуализация ответственности», «персонификация ответственности», «индивидуальный подход к назначению административного наказания» и т.п., авторы порой вкладывают в эти термины совершенно разное содержание». Важность унификации понятийного аппарата научных исследований административной ответственности, законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, имеющие отношение к этому институту, обусловлена тем, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.11.2015)1(далее КоАП РФ или Кодекс) содержит значительное число статей с бланкетными диспозициями. Необходимо отметить, что бланкетные диспозиции ориентированы на нормы земельного, трудового, административного и других отраслей законодательства, где применяются «свои» устоявшиеся понятия. В такой ситуации возможно иное смысловое их наполнение при осуществлении правовой квалификации противоправных действий (бездействия) по одной и той же норме КоАП РФ. То обстоятельство, что вопросы понятийного аппарата в административном праве в целом и в административной ответственности в частности находятся в поле зрения целого ряда исследований, пока не очень меняет имеющуюся ситуацию. Методология и методы.В ходе исследования использованы сравнительно-правовой, анализ документов, конкретно-социологический и иные методы научного познания, позволившие осуществить теоретическую интерпретацию эмпирического материала. Структура работы включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. Глава 1. Понятие и нормативное (материальное) основание административной ответственности 1.1.Административная ответственностьв Кодексе об административных правонарушениях Наиболее важные правила поведения, а также вопросы, выходящие за рамки общих ежедневных требований существования в социуме, требуют юридического оформления. Такое оформление является отражением регулирующей роли государства в процессах, происходящих в обществе. При этом мерой государственного воздействия на поведение участников общественных отношений является не только установление обязательных норм поведения и правил осуществления деятельности, но также установление мер юридической ответственности за нарушение таких норм и правил. Административная ответственность имеет свою специфику, которая позволяет отличать ее от других видов юридической ответственности. Прежде всего необходимо отметить, что дискуссионность вопроса о понятии юридической ответственности порождает и споры в отношении определения административной ответственности. Административная ответственностьхарактеризуется как официальное признание деяния административным правонарушением, осуждение виновного и применение к нему уполномоченными субъектами административной власти административных наказаний в урегулированном Кодексе порядке2.Под административной ответственностью как видом юридической ответственности следует понимать способность лица в связи с совершением административного правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия личного или имущественного характера, предусмотренные административно-правовой нормой и выраженные в виде административного наказания. Представляется, что это определение в наибольшей степени передает характеристики и особенности института административной ответственности, и именно оно принято за основу дальнейшего исследования. К особенностям административной ответственности относится, во-первых, основание привлечения к данному виду ответственности. Таким основанием служит административное правонарушение, то есть противоправное виновное деяние, за которое законодательством предусмотрено применение санкции в виде административного наказания. Административное правонарушение менее общественно опасно, чем преступление, которое, в свою очередь, является основанием наступления уголовной ответственности. Во-вторых, от других видов юридической ответственности административную ответственность отличает порядок ее установления. Административное и административно-процессуальное законодательство отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Соответствующее положение закреплено в ст. 72 Конституции РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)3 (далее Конституция РФ).В КоАП РФ эта конституционная норма конкретизируется в ст. 1.1, согласно которой законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Для сравнения нужно отметить, что гражданско-правовая ответственность и ответственность уголовная наступает в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)4 (далее – ГК РФ) иУголовным кодексом Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015)5 (далее – УК РФ). В-третьих, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Эта особенность отличает административную ответственность от уголовной и дисциплинарной, субъектами которых могут быть только физические лица. В-четвертых, административная ответственность, как правило, применяется специально уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти (например, многочисленными органами контрольно-надзорного характера). В особо предусмотренных законом случаях меры административной ответственности назначаются судом. В-пятых, административная ответственность не связана с подчиненностью, служебными отношениями правоприменителя и правонарушителя (в отличие от дисциплинарной ответственности). В-шестых, административная ответственность менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости в отношении лица, к которому она применена. В-седьмых, важной особенностью административной ответственности является ее универсальность, так как данным видом юридической ответственности охраняются общественные отношения, регулируемые не только административным правом, но и многими другими отраслями российского права, среди которых и отношения по охране недр и недропользованию. Надо отметить, что данная особенность породила стремление некоторых исследователей выделить из рамок административной ответственности иные виды юридической ответственности. Еще в советский период в юридической науке предлагалось выделять такой вид ответственности, как экономическая ответственность. Были предложения выделять также экологическую, налоговую и другие виды ответственности. Представляется, что данный подход нельзя признать научно обоснованным, хотя это и обусловлено фактически сложившейся в настоящий момент ситуацией в законодательстве применительно к административной ответственности следует говорить о том, что это такой вид юридической ответственности, которая может наступить за нарушения норм различных отраслей права - административного, трудового, финансового и гражданского. В-восьмых, процедура применения административной ответственности является более простой и оперативной, нежели в уголовном и гражданском процессах (с соблюдением при этом максимума процессуальных гарантий). От других видов юридической ответственности административную ответственность отличают не только вышеуказанные особенности, но и те задачи, которые стоят перед ней. Эти задачи сформулированы с ст. 1.2 КоАП РФ и заключаются в защите личности, охране прав и свобод человека и гражданина, охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защите общественной нравственности, охране окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защите законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждении административных правонарушений. Как видно, административная ответственность, являясь составной и неотъемлемой частью такого комплексного понятия, как юридическая ответственность, с одной стороны, подчиняется ее основополагающим базовым критериям и принципам, а с другой стороны, обладает своей спецификой, позволяющей ей решать поставленные перед ней законодателем задачи. В современной науке административного права под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих: ее общие положения и принципы; систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения; составы административных правонарушений; круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания; производство по делам об административных правонарушениях; исполнение постановлений о назначении административных наказаний. 20 декабря 2001 г. Государственной Думой принят и с 1 июля 2002 г. введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. До вступления в силу КоАП РФ федеральные нормы об административной ответственности были помещены в десятки актов федеральных органов. С 1 июля 2002 г. на федеральном уровне круг источников, содержащих материальные и процессуальные нормы об административной ответственности, был резко сокращен, а соответствующий правовой массив кодифицирован. КоАП РФ стал фактически монопольным источником федеральных норм об административной ответственности Однако у этой монополии есть исключения: 1) административная ответственность за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами по-прежнему регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015)6 (далее – НК РФ). 2) вопросы принудительного исполнения постановлений о применении таких взысканий, как штраф и конфискация, наряду с КоАП РФ регулируются Федеральным закономN 229-ФЗ«Об исполнительном производстве»от 02.10.2007 (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)7 (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве»); 3) ряд вопросов производства в судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015)8 (далее – ГПК РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)9 (далее – АПК РФ). 4) если уголовная ответственность регулируется только федеральными законами, то административная - и федеральными (в основном), и субъектов РФ (частично)10. Представляется, что перед законодателем в настоящее время стоит вопрос об унифицировании понятия административной ответственности как таковой. Отсутствие определения административной ответственности на законодательном уровне следует характеризовать как пробел в законодательстве, который препятствует единообразному пониманию этого института правоприменителями и иными субъектами административного права, в том числе и субъектами административной ответственности. В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Категория «административная ответственность» должна стать одной из ключевых (определяющих), наряду с административным правонарушением и административным наказанием, для формирования всего понятийного аппарата соответствующей отрасли российского законодательства», в главу 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность» следует, на наш взгляд, добавить статью следующего содержания: «Статья 2.2.1. Административная ответственность. Административная ответственность - это вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной настоящим Кодексом процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального, личного, имущественного или организационного характера в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения». 1.2.Административная ответственность в региональном законодательстве субъектов РФ В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Федерального центра и его субъектов. Статья 1.1 Кодекса устанавливает общую структуру, в которую включаются КоАП РФ и региональные законы об административных правонарушениях. Субъекты РФ вправе принимать законодательные акты по вопросам административной ответственности, которые не нашли закрепления в КоАП РФ. Региональное законодательство об административных правонарушениях в правовой системе России выполняет социально-значимую функцию по защите гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан в различных сферах общественных отношений11. Исполнение законодательства об административных правонарушениях, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, является одной из функций органов внутренних дел12. В своей правотворческой деятельности законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации совершенно по-разному подходят к избранию форм правового регулирования ответственности за административные правонарушения. Региональные законы об административной ответственности дифференцируются по степени их комплексности. Предпочтительными являются комплексные законы, облегчающие поиск, доступ и восприятие юридического материала, а главное, исключающие многие неизбежные повторения13. Например, с принятием Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 09.09.2015) Кодекс города Москвы об административных правонарушениях14(далее –Кодекс города Москвы об административных правонарушениях)признаны полностью утратившими законную силу 10 тематических законов об административной ответственности, в 12 внесены соответствующие изменения. В Московской области кодифицированного нормативно-правового акта нет, а действуют законы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения, посягающие на институты государственной власти, в сфере благоустройства, в области сохранения памятников истории и культуры, на автомобильном и электрическом транспорте и в сфере потребительского рынка. Указанные тематические законы регулируют далеко не все сферы общественных отношений, имеющих региональную специфику. Недостаточно внимания придано административной ответственности за нарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, а также в областях предпринимательской деятельности, бюджетных правоотношений, природо- и землепользования, агропромышленного комплекса, градостроительства, использования жилых и нежилых помещений. В некоторые региональные законы об административной ответственности беспредметно включаются вполне урегулированные федеральным законодательством понятия. Областным законом Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз (ред. от 14.07.2015) «Об административных правонарушениях» (принят ЗС ЛО 24.06.2003)15 и Законом Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70(ред. от 26.10.2015) «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 12.05.2010)16 предусмотрена ответственность за правонарушения в сферах охраны общественного порядка, предпринимательской деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, природопользования, транспорта. Изучение правовых форм регулирования субъектами Российской Федерации ответственности за административные правонарушения свидетельствует о том, что их социальная полезность и эффективность зависит от таких их качеств, как легитимность, инструментально-правовые и технико-юридические свойства. Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что юридическое (Нормативное, материальное, правовое) основание административной ответственности – это предусмотренность в нормах административного права т.е. в КоАП или законах субъектов РФ об административных правонарушениях ответственности, в форме конкретных наказаний за административные правонарушения. Глава 2. Фактическое и процессуальное основание административной ответственности 2.1. Фактическое основание административной ответственности Современные виды юридической ответственности представляют собой исторический опыт приспособления общественной и государственной реакции к характеру и степени опасности противоправности, служащей фундаментом всего института юридической ответственности. Необходимость ее дифференциации пронизывает весь правовой механизм конкретного вида юридической ответственности как в материально-правовом, так и в процессуальном отношении. Приемы разграничения противоправности и, соответственно, деления юридической ответственности на виды - это начало пути, а способы индивидуализации наказания за конкретное правонарушение являются его завершением. Правовой наукой в целях решения названных проблем выработано понятие состава правонарушения. Кодекс РФ об административных правонарушениях понятие «состав административного правонарушения» использует в двух случаях: в ч. 2 ст. 4.4 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5. Последняя норма представляет особый интерес. Согласно ей при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижении физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие), исключается производство по делу об административном правонарушении. По существу, законодатель в КоАП РФ повторил принцип, сформулированный в ст. 8 УК РФ: основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Тем самым составу административного правонарушения придана значимость одной из основных составляющих механизма материально-правового регулирования административной ответственности. Производство по делу об административном правонарушении, в частности по мотиву отсутствия в действиях (бездействии) состава административного правонарушения, может быть прекращено как на стадии рассмотрения дела, так и на стадиях пересмотра постановления по делу, в том числе в порядке надзора. По сути, он решает судьбу всего производства по делу об административном правонарушении. Необходимо рассмотреть каждый из четырех элементов состава административного правонарушения. Причем приоритет в такой детализации характеристики каждого элемента состава административного правонарушения принадлежит высказанной ранее точке зрения о том, что одна из основополагающих задач института юридической ответственности заключается в дифференциации противоправности вообще и административной противоправности в частности. Объектом посягательства административной противоправности являются общественные отношения, основанные на нормах соответствующих отраслей права, а также охраняемые правовыми нормами самого КоАП РФ, например отношения по поводу охраны собственности (гл. 7). Важно отметить, что дифференциация противоправности административного характера через использование объектного элемента происходит на макро- и микроуровнях. Примером макроуровня являются главы Особенной части КоАП РФ, а микроуровня - конкретные нормы, включенные в Особенную часть КоАП РФ. В основе выделения каждой из глав лежит родовой объект (например, отношения, складывающиеся в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, в области государственного управления)17. В свою очередь, каждая глава Особенной части КоАП РФ содержит составы административных правонарушений, имеющие в виду тот или иной непосредственный объект, на который посягают противоправные действия (бездействие). Следует отметить, что в некоторых главах Особенной части КоАП РФ внутренняя дифференциация объектов посягательства не совсем продуманна, так как не учитывает содержание составов административных правонарушений. Игнорирование правил формальной логики создает трудности для правоприменителя. Одним из примеров служит гл. 15 КоАП РФ. Так, ч. 1 ст. 15.26 предусмотрена административная ответственность за осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности. Кредитная организация является хозяйственным обществом. Фактически речь идет об осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Административная ответственность за данные противоправные действия предусмотрена ч. ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Напрашивается вывод о том, что по своему содержанию состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 15.26 КоАП РФ, является специальным по отношению к составам административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Сложно также разграничить объекты посягательства административных правонарушений, составы которых предусмотрены ст. ст. 14.19 и 15.13 КоАП РФ. В обоих случаях административная ответственность установлена за введение в заблуждение органов, осуществляющих контрольные функции относительно реального положения дел с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Устранение подобного рода недостатков призвано повысить качество законодательных норм с позиции структурирования составов административных правонарушений на основе анализа их объектов, что положительным образом скажется на исследовании и применении норм Особенной части КоАП РФ. Объективная сторона состава административного правонарушения дифференцирует административную противоправность несколькими способами: во-первых, она предусматривает форму выражения противоправности (действие или бездействие); во-вторых, каждая названная форма наполнена конкретными признаками противоправных действий (бездействия), соотнесенных с пространством, временем, способом, последствиями и наличием причинной связи. Как правило, все признаки объективной стороны указываются в диспозиции правовой нормы. Иногда законодатель не формулирует признаки противоправных действий (бездействия) в самой правовой норме, а делает отсылку к другим правовым актам. Сравнение предусмотренного в правовой норме поведения с реально осуществленными субъектом действиями (бездействием) позволяет в каждом конкретном случае устанавливать наличие (отсутствие) административной противоправности. Получается, что осуществленное поведение является критерием решения вопроса об образовании объективной стороны противоправными действиями (бездействием). Объективная сторона состава административного правонарушения в отличие от уголовного деяния не разделяется на приготовление к совершению административного правонарушения или покушение на совершение административного правонарушения. Такое решение законодателя, вероятно, можно объяснить меньшей степенью опасности административной противоправности по сравнению с той, которая имеет место в уголовном деянии. Это обстоятельство служит дополнительным ориентиром оценки характера и степени опасности административной противоправности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение правового предписания, свидетельствуя о противоправности действия (бездействия), влечет определенные негативные последствия или угрозу их наступления. В каждом случае вывод о том, что негативные последствия наступили или могли наступить именно от данных противоправных действий (бездействия), может быть сделан только тогда, когда между ними будет установлена причинно-следственная связь. Таким образом, противоправность, негативные последствия или угроза их наступления и наличие причинно-следственной связи являются неотъемлемыми и постоянными признаками объективной стороны любого состава административного правонарушения. Объективная сторона каждого состава административного правонарушения является единственным элементом, который никогда не повторяется в нормах Особенной части КоАП РФ. Содержание каждой из них отличается только присущими ей деталями. Объясняется это тем, что за счет объективной стороны состава административного правонарушения производится словесное описание конкретных противоправных действий (бездействия). Эта конкретика исключает совпадение признаков одного проявления противоправности с другим, иначе будет нарушен принцип дифференциации как на стадии определения степени опасности противоправных действий (бездействия) законодателем, так и на стадии правовой квалификации правоприменителем18. С учетом того, что несовпадение всех признаков объективной стороны состава административного правонарушения изначально заложено законодателем, применение аналогии для осуществления квалификации противоправных действий (бездействия) в принципе становится невозможным. Субъект как элемент состава административного правонарушения дифференцирует административную противоправность в первую очередь тем, что характеризует физическое или юридическое лицо, совершившее противоправные действия (бездействие). Дифференциация субъекта производится с учетом принципа равенства всех перед законом, сформулированного в ст. 1.4 КоАП РФ. В соответствии с ним физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.В свою очередь, юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых норм, подчиненности и других обстоятельств.Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности действуют в отношении должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и детализируются федеральными законами. Согласно КоАП РФ физические лица как субъекты состава административного правонарушения дифференцируются в зависимости от возраста (ст. 2.6), должностного положения (ст. 2.4), прохождения военной службы или призыва на военную службу и наличия специальных званий (ст. 2.5), наличия гражданства (ст. 2.6), наличия в собственности (владении) транспортных средств (ст. 2.6.1). К возрастному критерию субъекта административного правонарушения применяются различные подходы. Во-первых, определяется, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.Во-вторых, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.Анализ составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, позволяет сделать вывод о том, что имеющаяся в ст. 2.3 КоАП РФ дифференциация субъекта административного правонарушения по возрастному критерию требует уточнения. Например, субъектом административных правонарушений в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ) может быть только физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста. В числе субъектов административных правонарушений, кроме физических лиц, КоАП РФ также называет юридических лиц19. Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения. В статьях КоАП РФ и в законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям административная ответственность наступает вне зависимости от формы вины. Например, неважно, умышленно нарушил водитель требование дорожного знака или по неосторожности (допустим, не заметил данного знака), в любом случае он подлежит ответственности (ст. 12.16 КоАП РФ). Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совершено только в форме умысла или только в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ вводит ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы). В соответствии со ст. 7.26 этого Кодекса установлена ответственность за утрату материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда РФ в результате их небрежного хранения пользователем. В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель или мотив. Цель - это представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится. Мотив есть то побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения. Изучив состав правонарушения, можно дать определение «фактическое основание административной ответственности» Фактическое основание административной ответственности – конкретное в полном составе его элементов (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) административное правонарушение т.е. сам факт совершения правонарушения. 2.2 Процессуальное основание административной ответственности В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбуждённым с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Такой протокол составляется в случае нарушения правил дорожного движения, в результате которого были причинены телесные повреждения лёгкой или средней степени тяжести потерпевшему (статьи 12.24, 12.30 КоАП РФ); 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения о возбуждении дела и проведении административного расследования. Оно может быть назначено, когда имеющихся данных недостаточно для возбуждения дела. Расследование позволяет получить дополнительные материалы, необходимые для правильного разрешения дела; 5) вынесения постановления по делу в упрощённом порядке, предусмотренном статьей 28.6 КоАП РФ.20 Протокол об административном правонарушении является основным документом предшествующей подготовки к рассмотрению дела стадии административного процесса, который должен содержать сведения, позволяющие рассмотреть дело об административном правонарушении. Поэтому содержанию протокола об административном правонарушении уделяется пристальное внимание как органом или должностным лицом, рассматривающим дело по существу, так и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, его защитником. Особое значение указанного протокола связано с тем, что при наличии в нем существенных недостатков дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено по существу либо производство по делу подлежит прекращению в ходе рассмотрения по существу или в процессе обжалования, опротестования. Необходимо рассмотреть процесс составления протокола об административном правонарушении и требованиях, предъявляемых к его содержанию. С учетом того, какой перечень сведений, необходимых для рассмотрения дела, известен должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, на момент выявления правонарушения, законодателем предусмотрены следующие сроки составления проток....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: