VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и элементы та проблемы и пути совершенствования системы валютного регулирования РК

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010499
Тема: Понятие и элементы та проблемы и пути совершенствования системы валютного регулирования РК
Содержание
Содеражание
Введение
   Глава 1. Понятие и элементы валютного регулирования.
1.1 История возникновения и развития валютного регулирования РК
1.2 Основные понятия и элементы валютного регулирования РК
1.3 Валютные операции
1.4 Система валютного контроля РК 
   Глава 2. Проблемы и пути совершенствования системы валютного регулирования РК 
2.1 Казахстан в рамках ЕАЭС
2.2 Международный Валютный Фонд
2.3 Актуальные проблемы валютного регулирования и контроля РК
2.4Развитие системы валютного регулирования РК в условиях мирового экономического кризиса
Заключение 
Список использованной литературы


























     
     
     Глава 1. Понятие и элементы валютного регулирования.

     1.2 История возникновения и развития валютного регулирования РК.
     В связи с постоянно протекавшим преобразованием валютно-денежнои? системы РК и новыми вызовами мировой экономики законодательная базав области валютного регулирования республикипретерпевалаперманентные изменения. Первым этапом стало принятие ЗаконаРК «О валютном регулировании» 1993 года, в котором впервые появились нормы соответствующие требованиям, которые выставляет рыночная экономика.Главными особенностями данного нормативно-правового акта являлось то, что наряду с разграничением прав и обязанностей участников валютных отношении?, иустановлением мер ответственности за нарушение ими валютного законодательства, впервые принципыосуществления валютных операции? в РК нашли свое отражение и закрепление на государственном уровне. Помимо этого, были закреплены задачи системы валютного регулирования: 
1. Поддерживать порядок расчетов, если они совершаются в тенге
2. Разрабатывать и вводить обменный курс тенге на валютном рынке
3. Обеспечивать соблюдение порядка проводимых валютных операций. 
     В связи с тем, что15 ноября 1993 года вступил в силу Указ Президента РК о введении национальнои? валюты, стало жизненно важным принятие мер по модернизации системы валютного регулирования и контроля в целях обеспечениястабильности тенге. Так, в первую очередь, чтобы сформировать рынок на котором активы могут быть в любой момент конвертированы, и это не сопровождалось бы значительным колебанием цен, а такжеподдержать обратимостьнациональной валюты Указом Президента РК «О неотложных мерах по развитию валютного рынка Республики Казахстан» было установлено, что с 1 января 1994 года оплата экспортно-импортных пошлинюридическими лицами-резидентами должна осуществляться в тенге. Данный Указ не обошел стороной функционировавшие в республике предприятия, которых обязали продавать50% выручки от экспорта товаров на Казахстанскои? межбанковскои? валютнои? биржев свободно-конвертируемои? валюте. Стоит отметить, что на функционировавшие на тот момент предприятия с долей участия капитала нерезидента данный Указ не распространялся.Среди основных моментов валютного реформирования в начальный период можно выделить изменение порядка продажи валюты, розничной торговли за иностранную валюту и  переходосуществления оплаты таможенных платежейс иностранной валюты в тенге. [2]
     Февраль 1994 года знаменовался принятием мер, направленных на увеличение популярности использования тенге как средства платежа. Так, для юридических лицбыли сняты все ограниченияна вывоз продукции и товаров, приобретенных в РК за тенге, а если продукция, произведенная в РК не подлежала лицензированию и не являлась национальным достоянием, то производителиполучали право на свободный вывоз произведенной продукции за территорию страны. 
     Важно отметить, чтоПостановлением Нацбанка РК в мае 1994 года были юридически закреплены порядок создания, деятельностии ликвидации обменных пунктов. 
     1995 год характеризуетсяпоявлением первых признаковкрупного, ликвидного межбанковского валютного рынка. Этому способствовало одновременно сразу несколько факторов, таких как возросшее доверие к национальнои? валюте, снижение уровня инфляции и темпов девальвации тенге, а также положительные изменения в сальдо торгового баланса. Данные показатели напрямую способствовали уменьшению спроса на иностранную валюту. Наконец стало возможным снизитьтребование продажи валютной выручки с пятидесяти до тридцати процентов, с последующей ее полной отменой. Как результат,в этот период были созданы первые предпосылки стабилизции валютного рынка.
     Достижение относительно стабильного обменного курсадало положительный сигнал Нацбанку РК разрабатывать и внедрять дальнеи?шие либерализационные меры. Например, 16 ноября 1995 года для резидентов были сняты ограничения касательно тридцати процентной предоплаты контрактов по импорту, а для нерезидентов, имеющихсчета в банках в казахстанской валюте был предусмотрен свободныи? порядок конвертации иностраннои? валюты на внутреннем рынке страны. Таким образом, отечественные импортеры отныне были независимы от НацбанкаРКв плане получения разрешения на проведение предоплаты. Однако, в свою очередь ужесточились требования к профессиональной квалификации самих импортеров в области выбора благонадежных иностранных контрпартнеров июридическойзащищенности своих интересов в договорах. Но также стоит отметить положительный результат, который блы достигнут благодаря существовавшему разрешениюна тридцати процентную предоплатуконтрактов, а именно: большинство контрактови договоров в частях  определения прав и обязанностеи? участников  отличалось высоким уровнем качества, улучшены условия поставки продукции, были сформированы поведенческие требования среди участников внешнеторговых сделок. 
     Важным показателем намерений РК по либерализации валютного рынка стало установление сотрудничества с Международным Валютным Фондом и присоединениев 1996 году к условиям статьи VIII Соглашения V МВФ, согласно которым у Казахстанапоявились обязательства по отмене и предотвращению введения, усиления валютных ограничений, воздерживаться от практики применения множественных валютных курсови заключения платежных соглашений, противоречащих Статье VIII.Интересно выделить запрет на ввод любых ограничений на импорт товаров и услуг по причинам, связанными с проблемами платежного баланса. Выполнение данных обязательств проявилось в областитекущих международных сделок, по которым были сняты ограничения на осуществление платежеи? и переводов. Данная мерасделало возможным достичь необходимых условии? по обеспечению свободнои? конвертируемости тенге на внутреннем валютном рынке и переходу к многостороннеи? системе платежеи?, свободной от ограничений. [4]
     Особыи? интерес вызывают беспрецедентные ранее ограничения на проведение валютных операции? ЗаконаРК «О валютном регулировании» 1996 года. Так,у Президента РК появилось право приостанавливать или ограничивать валютные операции, если того требовало соблюдение условий заключенных международных договоров или же наступала угроза экономической безопасности страны. Данным Законом было установлено, что все текущие операции, к которым можно отнести доходы от инвестиций (дивиденды, вознаграждения)осуществляются ограничении? со стороны государства. В Нацбанке РК лицензировались и регистрировались только операции, которые связаны с движением капитала. Причем стоит отметить, что лицензировался только отток капитала, а регистрация операции? по притоку велась в целях статистического учета, и не влекла никаких запретов или ограничений [5]
     В 1997 году Правление Нацбанка РК утвердила ряд нормативных документов, устанавливающих порядок валютных операций: 
1. Положение о порядке лицензирования деятельности, связаннои? с использованием иностраннои? валюты, 
2. Положение о порядке регистрации валютных операции?, связанных с движением капитала, 
3. Правила проведения валютных операции? в Республике Казахстан, 
4. Положение об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан, 
5. Положение об организации обменных операции? с наличнои? иностраннои? валютои? в Республике Казахстан. 
     Несомненно, что на развитие любого законодательства в валютной сфере прямым или косвенным образом влияют катаклизмы и изменения в мировой экономике. Самыми распространенными из них являются финансовые и экономические кризисы. Так, финансовый кризис в соседней России 1998 года прямым образом сказался на развитии валютного регулирования РК.Среди его болезненных последствийможно выделитьстремительное понижение курса тенге и спад уровня отечественного эскпорта. При чемпоследнему способствовалатрудная обстановка в соседних странах – торговых партнерах Казахстана, где так же имело место усиление девальвации национальной валюты, чтостало причиной удорожания тенге. 
     Для борьбы с наступившими последствиями, в апреле 1999 года Нацбанком РК был впервые введен режим свободного плавающего обменного курса тенге к иностранным валютам.В дальнейшем, данная мера вызвала необходимость поддержания баланса финансового рынка, вследствие чего Нацбанк РКснова применил проверенную ранее тактику установления обязательства для производителей об обязательнои? продаже 50% выручки от экспорта. 
     Как итог, данная мера способствовалапревалированию доли иностраннои? валюты и преодолению последствий кризиса на валютном рынке. Таким образом, к концу 1999 года было отменено правило пятидесяти процентной продажи от экспортнои? валютнои? выручки. 
     В целом можно сказать, что совершенствование валютного регулирования в 1999 году осуществлялось с намерениемсформировать отвечающую требованиям времени, гибкую законодательную базу и комфортную для учасников валютных отношений нормативно-правовую среду. Среди основных моментов можно выделить: модернизация порядка лицензирования валютных операций была достигнута путем ее одновременного упрощения с усилением контроля за вывозом капитала. В сфере деятельности организаций, управляющих пенсионными активами также былодостигнуто упрощение порядкавыдачи лицензий пооперацииям, которые базируются на  движении капитала. 
     Разработка более адаптированной к современным реалиям валютного рынка инструментов механизма управления путями оттока капитала, а также увеличения списка норм, влекущих за собой санкции согласно валютному законодательству стало возможным блягодаря принятию Закона РК "О внесении изменении? и дополнении? в некоторые законодательные акты РК по вопросам валютного регулирования" в феврале 2001.
     Одним из основных результатов модернизации валютного регулирования в Казахстане стало достижениевнутреннеи? конвертации тенге. Это значит, что теперь стало возможнымобменивать тенге на любую иностранную валюту в пределах внутреннего рынка Казахстана. 
     Закондательство РК определяет процедуры и порядок конвертации национальнои? валюты для всех субъектов валютных отношений. Для минимизации безконтрольного оттока иностранной валюты из пределов территории РК, а также упорядочивания операций на рынке, национальная валюта – тенге вошла в переченьвалютных ценностей. 
     Относительная стабильность валютного рынка явилось результатом усиления в области контроля за валютными операциями, и сделало возможным отменунекоторых ограничении?.
     Так, в плане денежных переводов, их экспорта/импорта для физических лиц пороговый макисмум суммы одноразового перевода не предусматривающегоналичия банковского счета был увеличен, а в противоположном случае стало необязательным предоставлять подтверждающие документы. Также, стало возможнымвывозить за пределы РКналичную иностранноую валюту физическими лицами-резидентами без предоставления документов, которые бы подтверждализаконность их происхождения, в размере до десяти тысяч долларов США (при раннем пределедотрех тысяч долларов США). 
     Чтобы простимулировать покупку иностраннои? валюты юридическими лицами-резидентами на внутреннем валютном рынке, Нацбанком РК был расширен перечень оснований на их приобретение. В случаеюридических лиц-нерезидентов, то теперь они могли покупать иностранную валюту на средства любой валюты, которая конверитируется на территоии РК (хотя раньше они могли это делать только используя тенге как средство покупки). 
     ИнструкцияНацбанка РК об организации экспортно- импортного валютного контроля в Республике Казахстан стала отражением деятельности государства по дальнейшему усилению в данной сфере.В проекте Инструкции законодательно были закреплены положения, которые ранее нуждались в регулировании, а именно:
1. порядок осуществления валютного контроля по внешнеторговым сделкам с использованиме вексельной формы расчетов.
2. основания и порядок закрытия паспортов сделок. 
     Дополнительно, Инструкция проводила разграничение компетенций и функций агентов и органов валютного контроля, а также урегулировалавзаимообменинформациеймежду ними [6]
     Мониторинг - наблюдение и ведение отчетаза движением иностраннои? валютыпо экспортно-импортным операциям, является неотъемлемой частью валютного контроля. В качестве усовершенствования данного инструмента валютного контроля были введены в общую классификацию новые виды операций, требующих наличие лицензии.Первая - это зачисление кредита в виде иностраннои? валюты, получаемои? резидентом от нерезидента, на счета третьих лиц.  Вторая –это получение резидентами экспортнои? валютнои? выручки в срок свыше ста двадцати днеи?. 
     Курс на либерализацию был продолжен ввиду тенденции увеличения притока иностраннои? валюты в РК,благоприятного роста экономики, а также внедрениясовременных стандартов в сфере банков и банковской деятельности. В связи с этим, в 2002 и 2003 годах Нацбанком РК была разработана Концепция, одобренная Правительством РК. Принятые в  2003 году изменения в валютное законодательство, сформировали  правовую основу для реализации первой части Концепции, сутью которой являлосьпоэтапное снятиеограничении? валютного регулирования, и упрощениепроцедур по приобретению иностранных активов, осуществляемых резидентами РК[ ] 
     Ключевыми принципами на которых основывается либерализация валютного режима являются:
1. Разделение субъектов валютных операций в соответствии с секторами экономики.
2. Анализэффективности альтернативных методов мониторинга и форм контроля [7]
     Созданиеблагоприятных условии? для расширения производства и проникновения на новые потенциальные рынки сбыта отечественной продукции стали причинами по изменению порядка осуществления инвестиции? за рубеж. К примеру, казахстанским инвесторамне требуется лицензия Нацбанка РК, при наличии одного из следующих условий: инвестиции осуществляются в государство-член ОЭСР; существование двустороннего Соглашения “о взаимном поощрении и защите инвестиции?”. 
     Кроме того, у казахстанских инвесторов увеличился спектр возможностеи? для рационального размещения и расширения своих финансовых ресурсов, то есть инвестирования средств в разные активы с целью снижения рисков. В настоящее время, резиденты могут осуществлять инвестиции без наличия лицензии на вывоз капитала в  наиболее ликвидные активы иностранных эмитентов, при условии участия посредника в лице казахстанских профессиональных участников рынка ценных бумаг. 
     В целях приведения в соответствие норм отечественноговалютного законодательства с общепринятои? мировой практикои? заключения и осуществления внешнеэкономических сделок, срок перехода текущих валютных операции? был увеличен на треть со 120 до 180 днеи?. Суть данной меры заключается в придании упорядоченности процедур лицензирования и регистрации, при минимальном снижении эффективности контроля, и сокращениипредприятиями и организациями затрат, которые связаны с выполнением требовании? валютного регулирования. 
     Также был упрощен порядок открытия счетов в иностранных банках за рубежомфизическими лицами, что способствовало устранению излишних административных барьеров при проведении валютных операции?. Так, если физическое лицо - резидент РК временно находится за пределами РК с целью работы, учебы, лечения и отдыха, то он имеет право открывать на это время счета в иностранных банках без необходимости получения лицензии. Более того, в случае если иностранныи? банк расположен в стране-члене ОЭСР и имеющеи? реи?тинг инвестиционного качества, то в этом банке резидент РК может открывать счета без лицензии независимо от того, находится ли физическое лицо временно за границеи? или нет [8]
     Нацбанк РК пошел на некоторое расширение возможностеи? использования иностраннои? валюты и платежных документов, выраженных в иностраннои? валюте между резидентами, а именно при аккредитивнои? и вексельнои? форме расчетов. Словарь банковских терминов определяет аккредитив, какобязательство банка по поручению клиента, заплатить третьему лицу при предоставлении получателем платежа в банк, исполняющий аккредитив, предусмотренных условиями документов.По этому же словарю,вексельная форма расчетов - эторасчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа на основе специального документа-векселя. В свою очередь, вексель – это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. 
     В качестве результата, предпринятые изменения в большей степени должны были расширить перечень услуг, предлагаемых казахстанскими банками своим клиентам, а отечественные предприятия расширить спектр использования новых форм расчетов во внешнеторговых сделкахс контрпартнерами. 
     Еще одним достижением является то, чтонерезиденты получили возможность получать кредиты от казахстанских банков без лицензии на вывоз капитала. Все это в сповокупности говорит о том, что с переходом на международные принципы консолидированного надзора, наряду ссозданиемсобственных внутренних систем управления рисками и повышением требовании? к финансовои? устои?чивости казахстанских банков созданы альтернативные, соответствующие требованиям современного рынка механизмы контроля. 
     Меры, предпринятыес 1 января 2007 года,в целях обеспечения перехода тенге,как частично конвертируемой валюты на полную конвертируемость,создалинеобходимую для того основу.
     В тяжелых обстоятельствахдля обменного курс тенге, имевших место в период 2006-2010 годов,Нацбанк РК принимал значительные усилия для стабилизации курса тенге на отметках117-123 тенге за доллар США. Данные меры стали рычагом на путиустановления стабильности в экономическом и финансовом секторах страны. Однако, осознавая важность сохранения и пополненияуровня золотовалютных запасов, а такжеподдержки казахстанских производителей на рынке со стороны государства, Нацбанк РК решил пересмотреть некоторые подходы к своей стратегии касательно валютного регулирования.
     Таким образом, 4 февраля 2009 года отказываясь от поддержания тенге в прежнем коридоре, Нацбанк РКустанавливает новый, соответствующий150 тенге за доллар США.
     Основные причиныдля корректировки коридорауказывались в заявлениях Нацбанка РК:
     1. Во-первых, мировое падение цен на нефть.
Принимая во внимание факт, что нефтегазовые ресурсы занимают около двух третей всего экспорта республики, и к тому же служат главным добывателем валютной выручки на финансовом рынке, то снижение стоимости нефти в 3 раза за период с июля по декабрь 2008 года заставило изменить курсовые ориентировки. При этом стоит отметить, что в случае наблюдения обратной тенденции, а именно повышения цен на нефтегазовое сырье, то и положительные корректировки в обменном коридоре должны быть вполне ожидаемыми.
     2. Во-вторых, массовая девальвация в странах, чья экономика так же напрямую зависит от экпортирования природных полезных ископаемых, или которые приходятся Казахстану основными торговыми партнерами.
     Для примера возьмем статистику из Нацбанка РК за 2008-2009 годы. Так, за период с января 2008 года по январь 2009 года девальвация национальных валют к доллару США составила в России 44%, в Беларуси - 28%, в Украине - 53%, в Великобритании - 38%, Австралии - 27%, в Канаде - 26%. В результате, за 12 месяцев укрепление реального обменного курса тенге по отношению к валютам стран - торговых партнеров составило 13%, а с учетом данных января 2009 года - 16%. А если брать пример за более продолжительный период, то с начала 2000 года по начало 2008 года укрепление реального курса тенге составило почти 30%.
     Как показывает не только мировая практика, но и казахстанская, для того чтобы отечественные производители могли конкурировать на внутреннем и внешнем рынке с иностранными товаропроизводителями,то меры государства по корректировке обменного курса национальной валюты являются неизменным инструментом для достижения нужного резуьтата. Так, казахстанский путь становления валютного регулирования в период кризиса 1999 года показал, чтостолкнувшись с понижением конкурентноспособности среди казахстанских производителей, наиболее эффективным средством поддержки является соответствующая девальвация национальной валюты.
     Тот факт, что уровень девальвации тенге составил чуть более 22 процентов, говорит о достаточно здоровом экономическом состоянии страны в период кризиса.  Ведь данный уровень девальвации был ниже среднего уровня девальвации национальных валют в соседних странах. Среди положительных моментов можно также отметитьпоследующее повышение конкурентноспособности отечественных товаропроизводителей.
     3. В-третьих, банки второго уровня, на долю которых пало обслуживание внешнего долга, получили значительную государственную финансовую поддержку. Помимо этого, оказывая поддержку банковскому сектору, государство ужесточила требования по соблюдению ими пруденциальных нормативов. 
     4. В-четвертых, как уже упоминалось ранее, пополнение золотовалютных резервов Нацбанка РК играет немаловажную роль в корректировках курса.
     Всего, начиная с конца 2008 года по 4 февраля 2009 года, Нацбанк потратил свыше шести млрд. долларов США на поддержание обменного курса в диапазоне 150 долларов США и стабилизации обстановки на валютном рынке.[ ]
     Среди особенностей закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" 2009 годанеобходимо выделить такие меры, как: смягчение режимов валютного регулирования и упрощение, связанных с ними административных процедур, уточнение и упрощение требований репатриации валютной выручки и ужесточение норм ответственности за соблюдение требования репатриации.
     С 1 июля 2010 годабыли изменены правила импорта товаров, ввиду вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.
     Знаменательным событием для Казахстана стало подписание странами-участниками ТС 5 июля 2010 года в г. Астанедоговора, который устанавливает единый порядок для ввоза или вывоза физическими лицами наличных денежных средств через границы государств-участников Таможенного союза в третьи страны. Среди преимуществ подписания положений данного акта были:
1. Граждане Казахстана могли ввозить или вывозить суммы до 10 тысяч долларов США.
2. Были сняты ограничения касательно перемещения наличных денежных средств, дорожных чеков и ценных бумаг между государствами-членами Таможенного союза.
3. В случае вывоза за пределы территорий стран ТС наличной иностранной валюты, превышающей суммы десяти тысяч долларов США, не требуется представления документов, подтверждающих легальность происхождения.
     Как итог реализации программы Нацбанка РК по либерализации валютного законодательства, была повышена активность использования инструментов минимизирования рисков (опционы, фьючерсы и др.), а также расширено распространение отечественного капитала за рубеж. Можно отметить, что начиная с момента формирования и становления валютного рынка сделаны страны, были предприняты значительные меры по достижению основных целей валютного регулирования, среди которых - устойчивость национальной валюты и развитие внутреннего валютного рынка.
     Постановлением ПравленияНацбанка РК от25 февраля 2011 года был предусмотрен переход к режиму управляемого плавающего обменного курса тенге.
     Основными причинами данного хода, стали:
1. Предоставление возможности укрепиться национальной валюте.
2. Увеличение золотовалютных резервов страны.
3. Обеспечение долгосрочной экономической стабильности.
     Более того, существовавший до этого валютный коридор изначально рассматривался как временное средство по стабилизации обстановки на валютном рынке. В связи с тем, что начали появляться признаки устойчивого укрепления тенге, не было больше необходимости в валютном коридоре. Это также было обусловлено благоприятными ценамина мировом рынке экспорта казахстанской нефти и положительным платежным балансом страны. Да и в целом, последовавшее в дальнейшем увеличение мировых цен на нефть, зерновые культуры и различные металлыдали толчок к увеличению предложения иностранной валюты на нашем внутреннем рынке.
     Однако, чтобы не допустить чрезмерного укрепления тенге, Нацбанк РК закупил иностранную валюту на сумму 6,5 млрд долларов США, попутно увеличив золотовалютный запас страны.
     Итак, за первый десяток лет после обретения независимости и становления валютного рынка в Республике Казахстан в плане повышения устои?чивости национальнои? валюты,усиления платежного баланса, и совершенствоавания внутреннего валютного рынка были приняты значительные меры в законодательной сфере. Выбранный курс валютной политики Нацбанка РК способствовалстабилизации национальной валюты, примером чего может служить повышение доверия субъектов валютных отношений к использованию тенге как средства платежа.
     Зарубежом,транс-граничные операции (переводы, кредиты, сделки) рассматриваются предметом валютного регулирования. А макроэкономическое регулирование счета (текущего и капитального) платежного баланса страны является целью валютного регулирования. При этом базовые теоретические модели говорят о том, торможение экономического развития связано напрямую с введением ограничения на потоки капитала, потому что это затрудняет доступ к иностранному капиталу и, как следствие, увеличивает стоимость заимствования для одних экономик( заемщиков) и сужает спектр инвестиционных возможностей для других (кредиторов)[Edwards S. «How Effective Are Capital Controls?»]. То есть, финансовая политика РК в области валютного регулирования, направленная на либерализацию валютного режима,  позволит ускорить экономическое развитие страны.
     Последующее упрощение порядка посуществления отдельных видов валютных операций будут частью мер по дальнейшей либерализации валютного режима. В ближаи?шие годы также предполагается реализация комплекса мер по хеджированию рисков (меры по противодеи?ствиюотмывванию доходов, полученных незаконным путем), а также совершенствование механизма контроля и сдерживания краткосрочных спекулятивных операции?, и расширение информационной базы о совершаемых операциях со внешним рынком.
1.2 Основные понятия и элементы валютного регулирования РК
     
     А.И. Худяков в своем учебнике “Финансовое право РК. Общая часть” дает следующее определение валютному регулированию - это установление государством порядка проведения валютных операций.Валютное регулирование является важным направлением финансовой деятельности государства.
     Посредством валютного регулирования государства обеспечивает использование национальной валюты для проведения внешнеэкономических сделок, выстраивает соотношение своей валюты с валютами иностранных государств, стремясь при этом обеспечить стабильность и более выигрышное положение национальной валюты, определяет порядок обмена валюты, устанавливает пределы использования иностранных валют на внутреннем рынке, регулирует процессы ввоза и вывоза капитала.
     Основной задачей валютного регулирования в РК на сегодняшний день является обеспечение информационной базы по валютным операциям и потокам капитала в целях принятия адекватных решений и оперативного реагирования на угрозы экономической безопасности страны и стабильности ее финансовой системы. «Если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики, предусмотрена возможность кратковременного введения отдельных валютных ограничений в рамках специального валютного режима. Специальный валютный режим может быть  введен Президентом после совместных консультаций с Правительством и Национальным банком на срок не более одного года. До настоящего времени данный защитный механизм Республикой Казахстан не применялся», - указывается в стратегическом плане Нацбанка[ ]
     Объемы и методы валютного регулирования во многом зависят от того, к какому режиму относится национальная валюта: конвертируемому, частично конвертируемому и неконвертируемому.
     Неконвертируемость национальной валюты говорит о наличии валютной монополии со стороны государства, потому что все валютные операции проводятся только уполномоченными государственными органами.
     При этом, стоить отметить, что страны, имеющие конвертируемые валюты ипредоставляющие экономическую свободу для хозяйствующих субъектов не отказываются в полной мере от практики валютных ограничений.
     Под валютными ограничениями понимается: 
     1)установление порядка, в соответствии с которым валютные операции производятся через государственные банки либо те частные банки, которые имеют специальное разрешение на это; 
     2)вывоз за границу валютных ценностей, переводы и платежи за границу, вывоз кацитала, репатриация (возврат на родину) прибыли, полученной нерезидентами, осуществляется только с разрешения уполномоченного государственного органа; 
     3)запрет или ограничение по сумме экспорта товаров, приобретаемых как на национальную, так и иностранную валюту; 
     4)запрет или ограничение по сумме вывоза за границу национальных денежных знаков и выписанных в национальной валюте ценных бумаг либо осуществление такого вывоза только с разрешения уполномоченного государственного органа;
     5)установление обязательной сдачи (продажи) государству иностранной валюты, полученной от экспорта товаров или иным способом (в обмен на национальную валюту, как правило, по официальному курсу или по курсу, установленному центральным государственным банком); 
     6)установление для нерезидентов особого порядка ведения счетов в местных банках. При этом различаются следующие счета: 
     а) «свободные счета», на которые зачисляется выручка от реализации иностранной валюты и товаров, разрешенных к ввозу. С этих счетов возможны переводы за границу, включая репатриацию ввезенного капитала и полученной прибыли, без особых разрешений; 
     б) «внутренние счета», используемые только для внутренних платежей и расчетов; 
     в) «блокированные счета», денежные средства с которых могут быть использованы с разрешения уполномоченного органа? 
     7)введение принудительного курса своей валюты по отношению к иностранным, в том числе в виде так назьшаемых «валютных коридоров». По этому курсу должна продаваться иностранная валюты на всех торговых площадках, в том числе в банках и обменных пунктах.
     Эти меры могут применяться в самых различных сочетаниях, некоторые могут не вводиться вовсе.
     Могут быть предусмотрены и иные валютные ограничения. В частности, как уже упоминалось ранее, законодательством РК предусмотрено, что в целях выполнения международных обязательств и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций Нацбанк вправе установить ограничения на валюту платежа экспортных операций резидентов и режим обязательной продажи экспортной валютной выручки. А Президент РК вправе принять решение по ограничению и приостановлению любых валютных операций[9]
     Объектом валютного регулирования являются валютные ценности и операции с ними (валютные операции).
    Валютное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона Республики Казахстан«О валютном регулировании и валютном контроле» от 13 июня 2005 года N 57 и иных законодательных актов Республики Казахстан и нормативных правовых актов органов валютного регулирования.
    Закон РК«О валютном регулировании и валютном контроле» дает определения следующим понятиям: 
    1) валюта - денежные единицы, принятые государствами как законное платежное средство, или официальные стандарты стоимости в наличной и безналичной формах, в виде банкнот, казначейских билетов и монет, в том числе из драгоценных металлов (включая изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки), а также средства на счетах, в том числе в международных денежных или расчетных единицах;
    2) валютные операции:
    - операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
    - ввоз, пересылка и перевод в Республику Казахстан, а также вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей, национальной валюты, ценных бумаг и платежных документов, номинал которых выражен в национальной валюте, не имеющих номинала ценных бумаг, выпущенных резидентами;
    3) валютные ценности:
    - иностранная валюта;
    - ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в иностранной валюте;
    - не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные нерезидентами;
    - аффинированное золото в слитках;
    - национальная валюта, ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в национальной валюте, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами;
    - не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные резидентами, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами;
    4) валютный договор - соглашение, учредительные документы, включая изменения и дополнения к ним, а также иные документы, на основании и (или) во исполнение которых осуществляются валютные операции;
    5) иностранная валюта - валюта иностранного государства, а также международные денежные или расчетные единицы;
    6) иностранные банки - банки и иные финансовые институты, созданные за пределами Республики Казахстан и имеющие право на осуществление банковских операций по законодательству государств, в которых они зарегистрированы;
    7)коммерческие кредиты - отсрочка платежа по экспорту или предварительная оплата (авансовый платеж) по импорту, осуществляемая непосредственно между поставщиками (продавцами) и получателями (покупателями) товаров (работ, услуг);
    8) национальная валюта - валюта Республики Казахстан;
    9) нерезиденты - физические лица, юридические лица, их филиалы и представительства;
    10) обменные пункты - специально оборудованные места проведения обменных операций с иностранной валютой;
    11) паспорт сделки - документ установленной формы, в котором отражаются сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям;
    12) прямые инвестиции - вложения денег, ценных бумаг, вещей, имущественных прав, включая права на результаты интеллектуальной творческой деятельности, и иного имущества в оплату акций (вкладов участ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44