VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие эмоционального неблагополучия детей и его проявления

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009829
Тема: Понятие эмоционального неблагополучия детей и его проявления
Содержание
Глава 1 Понятие эмоционального неблагополучия детей и его проявления
     
1.1 Эмоциональное неблагополучие ребенка как признак нарушения психического развития и психологического здоровья
     
     Эмоциональное развитие ребенка обоснованно входит в число показателей оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья.
     В частности, Г.Г. Филиппова, расценивая эмоциональное благополучие ребенка как показатель оптимальности его общего развития и психического здоровья, раскрывает его структуру следующим образом [18, c. 61]:
* эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения; 
* переживание комфорта - дискомфорта как отсутствия или наличия внешней угрозы и физического неудобства; 
* переживание успеха – неуспеха в достижении целей; 
* переживание комфорта - дискомфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; 
* переживание оценки другими результатов активности ребенка. 
     У других авторов можно обнаружить иные параметры эмоциональных проявлений дошкольников, по которым можно судить о степени их психического развития и психологического здоровья. Так, Т.А. Данилина относит к параметрам эмоциональных проявлений детей [7, c. 21]:
* эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным;
* выраженность эмоций. Важно увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребёнка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные;
* эмоциональная подвижность. Чрезмерно быстрая и частая смена настроений свидетельствует о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.
     В случае, если «эмоциональное благополучие» проявляется в отрицательном эмоциональном самочувствии ребенка, то речь идёт об эмоциональном неблагополучии.
     В целях конкретизации понятия эмоционального неблагополучия и связанных с ним проблем А.Д. Кошелева предлагает использовать характеристики таких понятий, как «эмоциональное состояние», «настроение», «эмоциональное самочувствие» [12, c. 61]. 
     Понятие «эмоциональное состояние» определяется как особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта («мне хорошо», «мне плохо»), как интегральные ощущения благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Это понятие в целом соотносимо с понятием «настроение», которое можно трактовать как в разной степени осознаваемое психическое состояние, как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. Соотносимо оно также и с понятием «эмоциональное самочувствие», определяемым как ощущение или переживание ребенком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.
     Положительный эмоциональный фон ребенка, по мнению О.И. Бадулиной, проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность. Он легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность. Отрицательный эмоциональный фон дошкольника характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью, грустным или индифферентным выражением лица [5, c. 17].
     В зависимости от степени сформированности отдельных параметров эмоциональных проявлений различают уровни социально-эмоционального развития детей (табл. 1.1).
     Таблица 1.1 - Уровни социально-эмоционального развития детей [5, c. 17]
Уровень
Характеристики
Низкий
(неблагополучие)
• Нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;
• отсутствие инициативы в общении;
• избегание взаимодействия;
• отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;
• исключительная ориентация на собственные действия;
• непризнание правил и норм общения и деятельности;
• отсутствие понятий «хорошо – плохо» или нежелание им следовать при сформированности;
• конфликтность, агрессивность
Средний
• Недостаточная инициативность в общении;
• предпочитание исключительно пассивных ролей;
• ситуативная регуляция аффективных проявлений;
• неумение улаживать конфликты;
• принятие помощи и возможность ее оказания
Высокий
• Желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
• успешное участие в коллективных делах;
• успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;
• умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;
• признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
• заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;
• умение занять себя; владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния
     
     Как следует из табл. 1.1, эмоциональное неблагополучие является признаком низкого уровня развития социально-эмоционального развития ребенка, что позволяет включить его в число критериев, свидетельствующих о нарушении психологического и психического развития ребенка.
     При этом необходимо отметить недостаточную разработанность проблемы эмоционального неблагополучия дошкольников, отсутствие его определения в психолого-педагогической литературе, что позволяет ставить вопрос о необходимости уточнения критериев и показателей эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста, изучения особенностей его проявлений.
     Анализ литературы показал, что для старших дошкольников с эмоциональным неблагополучием характерна неуверенность и мнительность, сверхтребовательность к себе, неудовлетворённость своим статусом и достижениями, защитно-агрессивное поведение, повышенная тревожность, страхи, заниженная самооценка. Следует отметить, что, как правило, те или иные отклонения в эмоциональном развитии наблюдаются у большинства детей в этом возрасте, но они не являются сами по себе свидетельством эмоционального неблагополучия. Оно характеризуется совокупностью определённых проявлений и поведением ребёнка, которое принимает ярко выраженный, отличный от поведения других детей, характер.
     Таким образом, терминологический анализ понятия «эмоциональное неблагополучие» позволяет сформулировать разработать определение данного понятия применительно к этапу детства: эмоциональное неблагополучие - отрицательно окрашенное эмоциональное состояние детей, которое выражается в нестабильности и неадекватности эмоционального реагирования при взаимодействии с окружающей действительностью, в доминировании отрицательных по содержанию эмоций, в выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму, в преобладании заниженной самооценки.
     Исходя из данного определения эмоционального неблагополучия, можно охарактеризовать его основные проявления у старших дошкольников.
     
1.2 Основные проявления эмоционального неблагополучия у детей и их особенности
     
     Основными проявлениями эмоционального неблагополучия у детей являются [10, c. 43]:
* нестабильность и неадекватность эмоционального реагирования.  Поведение эмоционально неблагополучных детей плохо организовано, неуправляемо, эмоциональное реагирование не адекватно ситуации ни по форме, ни по интенсивности. Их эмоциональные реакции часто меняются на противоположные, характерен отрицательный эмоциональный фон. Эти дети не умеют ждать, нетерпеливы, несдержанны, вспыльчивы и раздражительны; у них легко возникают и быстро проходят обиды. У таких детей может возникать реакция упрямства по любому поводу, по интенсивности она мало соответствует причине, эту реакцию трудно угасить. Часто они непредсказуемы, у них могут возникать агрессивные проявления, имеющие защитную реакцию;
* наличие тревожности. При эмоциональном неблагополучии тревожное поведение ребёнка характеризуется повышенной возбудимостью, напряжённостью, скованностью; страхом перед всем новым, незнакомым, непривычным, неуверенностью в себе; ожиданием неприятностей, неудач, неодобрения старших; исполнительностью, развитым чувством ответственности; безынициативностью, пассивностью, робостью; склонностью помнить скорее плохое, чем хорошее. Ребёнок может испытывать постоянное беспокойство, раздражительность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо. Тревожность у эмоционально неблагополучных детей присутствует как постоянный скрытый фон их эмоциональной жизни. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным социальным ситуациям;
* наличие страхов, превышающих возрастную норму, не являющихся возрастными, которые мешают нормальной жизнедеятельности детей. Страхи как проявления эмоционального неблагополучия дошкольников связаны в большей степени со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка. В отличие от типичных возрастных страхов дошкольников, страх детей с эмоциональным неблагополучием, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме беспричинного, беспредметного страха.
* заниженная самооценка. Довольно часто эмоционально неблагополучные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое, сложное задание и, как следствие – в низкой мотивации деятельности. Они робки и нерешительны, обидчивы и малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях, считают себя хуже других детей. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников, имеют низкий социальный статус в группе, попадают в категорию отверженных.
     Анализ научно-методических подходов к изучению эмоционального неблагополучия позволяет определить его показатели и критерии и показатели относительно детского возраста: 
* нестабильность эмоционального реагирования (частая смена эмоциональных реакций, преобладание неустойчивого настроения); 
* неадекватность эмоционального реагирования (неадекватная ситуации форма эмоционального реагирования ребёнка, неадекватная ситуации интенсивность эмоционального реагирования); 
* доминирование отрицательных по содержанию эмоций (частое проявление страха, печали, гнева; преобладание сниженного настроения); 
* наличие эмоциональных отклонений (повышенная тревожность; 
* наличие страхов, превышающих возрастную норму); 
* преобладание заниженной самооценки (неуверенность в себе; повышенная ранимость, впечатлительность; склонность к самообвинению).
     Ю. М. Миланич [14, с. 126] выделяет три группы признаков эмоционального неблагополучия:
* острые эмоциональные реакции, окрашивающие конкретные эмоциональные, конфликтные для ребенка ситуации: агрессивные, истерические, протестные реакции, а также реакции страха и чрезмерной обиды;
* напряженные эмоциональные состояния – более стабильные во времени надситуативные негативные переживания: мрачность, тревожность, подавленное настроение, боязливость, робость;
* нарушение динамики эмоциональных состояний: аффективная взрывчатость и лабильность (быстрые переходы от положительных эмоций к отрицательным и наоборот).
     О. И. Бадулина [5, с. 32], опираясь на работы В. Н. Мясищева, выделяет категории детей, которые могут относиться к эмоционально неблагополучным:
* эмоционально неустойчивые;
* легко возбудимые, аффективные, взрывчатые;
* дети с явно выраженными эгоистическими наклонностями.
     В. С. Манова-Томова [15, с. 6] к детям с нарушенной эмоциональной сферой относит детей с повышенной боязливостью, стыдливостью, замкнутостью, подавленностью или повышенной аффективностью, а также детей со стойко выраженной импульсивностью, непостоянством, негативизмом, упрямством.
     Обобщая указанные выше работы, можно выделить определенные признаки эмоционального неблагополучия и сформулировать их в виде показателей для наблюдения в повседневной психолого-педагогической практике (табл. 1.2).
     Таблица 1.2 – Признаки эмоционального неблагополучия детей 
Признак
Показатели
Чрезмерная эмоциональная восприимчивость ребенка
частые аффективные реакции, частые изменения в настроении ребенка, преувеличенные эмоциональные реакции
Неадекватная продолжительность эмоций у ребенка
чрезмерно длительные отрицательные переживания, чрезмерно короткие положительные переживания
Интенсивность протекания эмоций
апатичность, вялость в актуальных для дошкольников видах деятельности, чрезмерная возбужденность в поведении
Эмоциональная неподвижность ребенка
трудность перехода от негативных переживаний к успешной продуктивной деятельности
Доминирование отрицательных по содержанию эмоций
частое проявление страха, печали, гнева, обиды, стыда и т. д., преобладание сниженного настроения, наличие парадоксальных реакций
     Эмоциональное неблагополучие может проявлятся в различных сферах: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой – в особенностях внутреннего мира ребенка (табл. 1.3).
Таблица 1.3 - Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста [15, c. 11]
Сфера
проявления
Характеристики
Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми
• Неуравновешенность;
• возбудимость;
• бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение. усиленное потоотделение);
• негативизм;
• упрямство;
• неуступчивость;
• конфликтность;
• жестокость;
• устойчивое негативное отношение к общению;
• застревание на отрицательных эмоциях;
• эмоциональная холодность;
• отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах
Особенности внутреннего
мира
• Острая восприимчивость
• впечатлительность;
• болезненная чувствительность;
• наличие страхов;
• не являющихся возрастными;
• мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
• тревожность;
• мнительность
     Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения.
     Первый тип поведения – это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они так же быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.
     Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти у таких детей, но в проявлении отрицательных эмоций они более сдержанны. Эти дети избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако наблюдения за ними показывают, что они пристально, но издалека следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.
     Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать возрастные проявления страха у детей от страха как проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка.
     Итак, эмоциональное неблагополучие детей формируется воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско–родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и других патологические факторы). Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.
     Эмоциональное неблагополучие осложняет ход психического развития ребенка. Оно затрудняет установление связей с окружающими, препятствует освоению новых социальных ролей, развитию активного общения. Эмоциональное неблагополучие, по мнению названного исследователя, включает в себя пониженный фон настроения, бедность эмоций, уплощенный эмоциональный фон взаимодействия с окружающими, неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия, до агрессивности и враждебности), обостренное чувство тревоги и страха.
     Устойчивые негативные эмоциональные состояния способствуют образованию негативных смысловых установок, мотивов самоотстранения и самооберегания, приводят к формированию нежелательных качеств, оказывают негативное влияние на социальное развитие ребенка.
     Различные признаки эмоционального неблагополучия дошкольников, с одной стороны, могут быть обнаружены педагогом или психологом без использования каких-либо специальных диагностических процедур, с другой стороны, являются значимыми индикаторами наличия проблем в психическом развитии дошкольника. Данное обстоятельство требует использования специальных диагностических процедур для выявления степени и содержания эмоционального неблагополучия ребенка.
     
     
     .

Глава 2 Методы диагностики эмоционального неблагополучия детей

2.1 Особенности диагностики эмоционального неблагополучия детей

     Психологическая диагностика эмоциональных нарушений очень сложна и требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме.
     Основной целью диагностики эмоционального неблагополучия детей является клинико-психологическое изучение индивидуальных особенностей ребёнка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию. Перед началом психокоррекционной работы психологу необходимо проанализировать влияние этих факторов на формирование у ребёнка конфликта. При анализе причины конфликта у ребёнка необходимо учитывать единство субъективных и объективных факторов возникновения и развития конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребёнка, оказываясь для него неразрешимым и затягиваясь, он создаёт аффективное напряжение, которое в свою очередь обостряет противоречия, повышает неустойчивость и возбудимость у ребёнка, углубляет и болезненно фиксирует переживания, негативно отражается на умственной работоспособности ребёнка, дезорганизует его поведение.
     Анализ направленности конфликта у детей – первый этап психологической диагностики. Его успешность зависит от способности психолога видеть и анализировать эмоциональные проявления ребёнка, что достигается в процессе наблюдения за игрой ребёнка, направленной беседы с родителями и педагогами. После этого рекомендуется использовать психологические методики для уточнения полученных данных. Экспериментально-психологическое обследования детей с эмоциональными нарушениями рекомендуется проводить как индивидуально, так и в присутствии родителей. 
     Содержательный анализ детских конфликтов наиболее полно раскрывается в процессе игровой и продуктивной (рисование) деятельности ребёнка. Целесообразно также использовать проективные психологические методики: методика КАТ, Рене-Жиля, Розенцвейга и др.
     Перед психологом стоит важная задача диагностировать родительскую позицию по отношению к ребёнку, проанализировать родительские установки и стили воспитания, оценить психологический климат в семье. Для этого может быть проведено анкетирование как детей, так и родителей. Наибольшую информацию психологу, как правило, даёт совместная с обменом ролей игра родителей с детьми, где за основу берутся ситуации, возникающие в семье. 
     В диссертационном исследовании Ю.М. Миланич разработан и апробирован специальный опросник, направленный на диагностику эмоционального неблагополучия ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста (Приложение 1). При подборе шкал опросника автор использовала отдельные фрагменты ранее созданных диагностических методик: методики Й. Шванцара, И.К. Шац и др. Опросник заполняется педагогами или родителями. По каждой из шкал регистрируется наиболее подходящее для данного ребёнка в настоящее время описание нарушений и соответствующий балл. Дополнительно учитываются содержательные характеристики тревоги и страха. Методика позволяет получить количественные оценки по следующим факторам [14, с. 106]:
* фактор соматовегетативных нарушений (шкалы:3 – нарушение аппетита, 4 – потливость, 5 – недержание мочи, стула, 7 – жалобы ребёнка на самочувствие);
* факторы преневротических нарушений (шкалы: 1 – пониженное настроение, 2 – нарушение сна, 6 – вредные привычки, 8 – тревога и страха, 11 – неуверенность в себе, 12 – чрезмерная чувствительность к оценке, 13 – заикание, 14 – тики);
* фактор поведенческих нарушений (шкалы: 9 – нарушение двигательной активности, 10 – трудности общения со сверстниками);
     Кроме того, подсчитывается общий показатель степени эмоционального неблагополучия ребёнка (СЭН). Минимальное значение 0 баллов, максимальное 3 балла (для шкал с 1 по 12). Шкалы 13 и 14 оцениваются по двухбалльной шкале (от 0 до 2 баллов).
     Опыт показывает огромное преимущество игровых методов в системе диагностики. Следует подчеркнуть, что сам процесс диагностики продолжается на других этапах психокоррекционного комплекса, так как определяющим принципом психологической коррекции является единство диагностики и коррекции.
     Для целенаправленного развития и коррекции эмоционального развития дошкольника существенное значение имеет диагностика его хода, которая может осуществляться с применением всего спектра имеющихся в арсенале современной психологии и педагогики методов, начиная с наблюдения до специализированных тестов, в первую очередь проективных. В случае педагогической диагностики далеко не все эти методики могут быть использованы непосредственно воспитателем.
     
2.2 Методика наблюдения и оценки эмоциональных состояний группы детей
     
     Доступной, наглядной и эффективной является методика наблюдения и оценки эмоциональных состояний группы детей, предложенная в книге Е. Г. Юдиной, Г. Б. Степановой, Е. Н. Денисовой «Педагогическая диагностика в детском саду» [21, с. 78 - 79]
     По предложенной схеме оценивается проявление детьми группы детского сада степень проявления радости (Р), гнева (Г), страха (С) и печали (П) в следующие моменты жизни детей:
* в процессе деятельности в режимные моменты;
* в процессе организованной деятельности;
* в процессе неорганизованной деятельности (в свободной игре).
     Причем оценивается эмоциональное состояние ребенка как в его индивидуальном поведении, так и в общении с другими детьми и взрослыми.
Оценка проводится по трехбалльной шкале:
     1 балл - эмоциональное состояние мало (редко) проявляется в той или иной сфере жизнедеятельности и ребенка;
     2 балла - эмоциональное состояние проявляется в средней степени;
     3 балла - эмоциональное состояние проявляется очень часто.
     По итогам подсчитывается средний балл для каждого из оцениваемых эмоциональных состояний (радости, гнева, страха, печали), позволяющий определить преобладающий эмоциональный фон ребенка, выделить эмоционально неблагополучных детей, с которыми требуется проведение определенной коррекционной работы.
     Индивидуальные результаты проведенной диагностики эмоциональных состояний детей средней группы в количестве 16 человек представлены в Приложении 2. В табл. 2.1 приведены средние баллы для каждого ребенка по оцениваемым эмоциональным состояниям, причем отдельно для индивидуального поведения и поведения в общении.
     Таблица 2.1 – Средние баллы диагностики эмоциональных состояний детей
Фамилия, имя ребенка
Индивидуальное поведение
Поведение в общении

Р
Г
с
П
р
Г
с
П
Юля А.
2,7
1
1
2
2,7
1
1
1,3
Марина Б.
2,3
1
2
1,3
3
3
2
1
Саша Б.
3
1
2
1,7
3
1
1
1
Иван Б.
1,7
1,3
2
1,3
2,7
3
2
2
Саша Г.
1
1
2
1,3
1,3
1
2
2,7
Роза Г.
2
1
1,3
2
3
2,7
1
1,3
Вера Г.
2,7
1,3
1
1,7
2,7
1
2
1,7
Наташа 3.
2,7
1
1,3
2
2,7
1
3
1,3
Марат И.
2,3
1
2
1,3
3
3
2
1
Оля К.
3
1
1
1
3
2
1
1
Артем К.
3
1
1
2
2,7
1
1,7
1,3
Юля К.
3
1,3
1
2
2
3
1
1,7
Вова К.
3
1
1,7
1
3
1,7
2
1
Андрей М.
2,3
1
1,3
1,3
2,7
3
1
1
Герман С.
2,3
1,3
2
1,3
3
3
2
1,3
Шамиль С.
1
1,3
2
1,3
2
3
2
1,3
     На основе индивидуальных средних оценок выделена группа детей с частым (выраженным) проявлением негативных эмоциональных состояний, для которых можно говорить о наличии некоторого эмоционального неблагополучия. Критерием для такого выделения послужили средние оценки, равные и превышающие 2 балла.
     Доля таких детей (в абсолютном и относительном выражении) по эмоциональным состояниям гнева, страха и печали, свидетельствующим о таком неблагополучии показано для индивидуального поведения и поведения в общении  (табл. 2.2).
     Таблица 2.2 - Доля детей с выраженным эмоциональным неблагополучием
Эмоциональное состояние
Индивидуальное поведение
Поведение в общении

Кол-во, чел.
Доля, %
Кол-во, чел.
Доля, %
Гнев
-
-
9
56,3
Страх
7
43,8
9
56,3
Печаль
5
31,3
2
12,5
     
     Как следует из табл. 2.2, в обследованной группе довольно много детей с выраженной агрессивностью в поведении, причем в общении с другими людьми - 9 человек или 56,3 % группы. У многих детей выражены страхи: в индивидуальном поведении - у 7 человек (43,8 % группы), в общении - у 9 человек (56,3 %). Пониженный фон настроения, выражающийся в печали, свойственен в индивидуальном поведении 5 детям (31,3 %), в общении - 2 дошкольникам (12,5 %).
     Таким образом, по представленным результатам диагностики эмоциональных состояний дошкольников можно сделать вывод о выраженности у детей агрессивных проявлений в поведении (гнева), страхов (как в индивидуальном поведении, так и в общении) и пониженного фона настроения. Эти результаты указывают на необходимость проведения педагогической работы с детьми с формирующимся или уже сложившимся эмоциональным неблагополучием.
     Приведенный пример показывает наглядность и доступность выбранной методики. Опираясь на её результаты можно разработать комплекс коррекционных мероприятий, направленных на коррекцию эмоционального неблагополучия детей.
     
     
      


Глава 3 Методы преодоления эмоционального неблагополучия у детей
     
3.1 Условия преодоления эмоционального неблагополучия у детей
     
     Как отмечают исследователи, ребёнок овладевает свойством эмоциональной устойчивости постепенно, по мере формирования сложных эмоций и образования функции эмоционального отражения, осмысления и управления деятельностью. Следует отметить, что не существует общей эмоциональной устойчивости. Устойчивость не одинакова по отношению к различным эмоциогенным факторам. Такое понимание эмоциональной устойчивости пересекается с понятием «ситуативной эмоциональной реактивности» ребёнка на определённый раздражитель (объект, предмет, ситуация). Это позволяет развести эмоциональную устойчивость на общую, обусловленную функциональными и психофизиологическими особенностями детского возраста (созревание нервной системы, формирование механизмов регуляции и произвольности), и ситуативную, обусловленную индивидуальными психологическими особенностями (содержание эмоционального опыта, уровень эмоционального благополучия, личностно-эмоциональная значимость эмоциогенной ситуации, актуальное психологическое состояние).
     Степень (уровень) общей эмоциональной устойчивости характеризует отсроченность времени эмоциональных проявлений по отношению к воздействию эмоциогенного фактора. Чем длиннее временной промежуток от воздействия до реагирования, тем выше эмоциональная устойчивость. При высокой индивидуальной значимости воздействия эмоционального фактора для ребёнка или актуализации его эмоционального опыта возникает возможность превышения пороговой величины эмоционального возбуждения, что дифференцирует степень ситуативной эмоциональной устойчивости. Необходимо отметить, что совокупность интенсивности, длительности и направленности негативного эмоциогенного воздействия, состояние эмоционального неблагополучия может снизить эмоциональную устойчивость ребёнка и способствовать его невротизации.
     Стабильное функционирование эмоциональной устойчивости у детей может быть констатировано только в старшем дошкольном возрасте. Это связано с постепенным нивелированием эмоциональной лабильности и актуализацией механизмов эмоциональной регуляции.
     Таким образом, в основе индивидуальных различий детской эмоциональной устойчивости лежат особенности функционирования нервной системы, механизмов эмоциональной саморегуляции, содержание эмоционального опыта ребёнка (негативного и позитивного), уровень эмоционального благополучия, а также уровень обеспечения психолого-педагогических условий развития эмоционального благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении и семье
     Говоря об эмоциональных нарушениях детей параллельно нужно говорить и о коррекции таковых, так как эти нарушения могут вести к определённым негативным последствиям для ребёнка в дальнейшей его жизни. Для этого нужно выявить нарушение и проводить коррекционную работу.
     Коррекция тех или иных нарушений в личностной структуре ребенка будет более успешной, если учитывается специфика их социальной детерминации. Проблемы в структуре личности ребенка чаще всего являются результатом травматического, патогенного, болезненного воздействия на психику ребенка внешних раздражителей, которые могут быть острыми, воздействующими однократно и/или хроническими, воздействующими длительно и многократно. В детском возрасте значительно большее патогенное воздействие имеют затяжные психические травмы, которые непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с взаимодействием между родителями и детьми.
     Обобщая работы различных исследователей, можно сказать, что к основным причинам формирования эмоционального неблагополучия ребенка можно отнести: стихийность в воспитании, отсутствие представлений у родителей о результате воспитания, несоответствие воспитательских устремлений родителей их воспитательским целям, разнонаправленные требования к ребенку, одностороння ориентация на умственное развитие в ущерб социальным качествам, строго регламентированное воспитание, дефицит содержательного общения родителей с ребенком, недостаточность общения ребенка со сверстниками.
     А. Е. Личко [13, с. 96] отмечает, что наиболее способствующими формированию негативных тенденций в структуре личности ребенка являются некоторые типы неправильного воспитания: гипоопека и безнадзорность, гиперопека, воспитание в условиях повышенной недетской ответственности, воспитание в атмосфере жестоких взаимоотношений в окружении.
     Е. В. Хохлова, проведя обобщающий анализ, пишет: «Семьи детей с эмоциональными расстройствами характеризуются негармоничным типом семейного воспитания в виде потворствующей гиперпротекции, фобии утраты, чрезмерности санкций, требований и запретов, неустойчивого стиля воспитания, вынесения конфликтов в сферу воспитания, неразвитости родительских чувств, проекции нежелательных качеств на ребенка, расширения родительских чувств» [19, с. 7]. Также Е.В. Хохлова выделяет следующие типы родительского отношения, которые являются неблагоприятными для эмоционального и личностного развития ребенка: отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения, симбиоз, директивность и т. п. [19, c. 8] Их более подробная характеристика представлена в Приложении 3.
      Проявление определенных признаков эмоционального неблагополучия является результатом формирования негативных тенденций в структуре личности ребенка в силу того, что в семье реализуется один из неправильных типов семейного воспитания. К таковым можно отнести: доминирующую гиперпротекцию, гипопротекцию, тревожно-мнительное воспитание, потворствующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, повышенную моральную ответственность, противоречивое воспитание.
     Несомненно, проявление и закрепление негативных эмоциональных состояний у дошкольников может быть обусловлено также и другими причинами. Например, конституциональными особенностями ребенка (типом нервной деятельности, биотонусом), наличием перинатального неблагополучиями, соматической ослабленностью, конфликтностью системы отношений со сверстниками и т. д.
     Однако ключевым фактором все же является тип семейного воспитания. Именно эмоциональный контакт родителей и детей является главным условием нормального психического развития, формирования характера и личности ребенка. Дефектное обращение с ребенком в семье может способствовать развитию у него серьезных эмоционально-волевых нарушений. При этом эмоциональная характеристика отношений оказывается самой значимой для психического развития ребенка, формирования его характера и личности. Основной причиной возникновения и усугубления эмоциональных трудностей у детей являются неблагоприятные внутрисемейные взаимоотношения в целом, а также психотравмирующий характер общения родителей с детьми, в частности.
     Как бы разнообразны ни были причины, порождающие различные по виду и силе выраженности отклонения в поведении детей, в основе их лежит одна только особенность: нарушается равновесие между ребенком и средой и наступает затруднение вплоть до невозможности приспособления к обычным требованиям этой среды.
     Однако такое равновесие между ребенком и средой может быть установлено только при адекватном типе семейного воспитания – целенаправленном, сознательном воздействии, осуществляемом родителями. Именно в результате семейного воспитания происходит усвоение ребенком целей, ценностей, стандартов, критериев оценки, норм, соблюдение которых постепенно становится для него привычкой и внутренней потребностью. Если цели, планы, стандарты и оценки выполнения тех или иных действий, которыми «вооружают» ребенка, являются реалистичными, то это приводит ребенка к переживанию ситуаций успеха, уверенности в себе и окружающих. Если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, т. е., если и то и другое превышает возможности и силы ребенка, то это приводит к неуспешности, к потере веры в себя. Влияние воспитания, родительского отношения, стоящего за родительским поведением, огромно и затрагивает самые разные аспекты психической жизни и поведения ребенка.
     Работа по преодолению эмоционального неблагополучия дошкольника должна включать в себя помощь родителям, чтобы они смогли внести изменения в реализуемую систему воспитания. Однако такая помощь будет эффективной, если «неправильность» воспитания обусловлена недостаточной педагогической грамотностью родителей, т. е. является результатом ошибок родителей в выборе воспитательных стратегий. Чаще всего родителям трудно сменить стиль воспитания, т. к. он обусловлен глубоким искажением в самом родительском отношении.
     Но наличие неправильного воспитания и слабое желание родителей что-либо в нем менять, не говорит о невозможности преодоления проблемы и не должно вызывать чувство бессилия у педагога.
     Преодоление негативного влияния неправильного типа семейного воспитания на развитие личности ребенка может осуществляться самим педагогом в условиях дошкольного учреждения 
     П.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44