VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Политологический блок знаний в курсе обществознания

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007408
Тема: Политологический блок знаний в курсе обществознания
Содержание
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Забайкальский государственный университет»



Исторический факультет

Кафедра истории





	Ганаев Алексей Геннадьевич



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



«Политологический блок знаний в курсе обществознания»





по направлению 44.04.01 Педагогическое образование,

по магистерской программе «Историческое образование»





Научный руководитель: 

кандидат исторических наук, 

доцент кафедры истории 

Ланцова Юлия Николаевна







Допущена к защите 

кафедрой истории

«___» _______________ 2016 г.

Зав. кафедрой, к.и.н. 

_________________ О.А. Яремчук





Чита, 2016


Оглавление.



Введение…………………….........…………………………...…………….……..3

Глава 1. Теоретические основы преподавания политологического блока знаний в курсе обществознания……………………….………...………..……10

1.1. Роль обществоведческого курса старшей школы в формировании политологических знаний ….………..................................….……….10

1.2. Организация политологического блока знаний в учебно-методических комплексах А.И. Кравченко, А.Ф. Никитина, Л.Н. Боголюбов………………………………………………………………..14

Глава 2. Методические особенности изучения вопросов политологии в обществоведческом курсе…………….…………………...........……………....26

2.1. Современные технологии преподавания политологического блока знаний в обществоведческом курсе…………………………......……..26

2.2. Урок по теме: «Политическая элита и политическое лидерство»...42

Глава 3. Разработка элективного курса «Основы политологии»…..............…47

Заключение……………………………………………………...........……….….52

	Библиография…..……….…………………..........…….……….……………..…56



	

	

	

	

	


Введение



Актуальность данной работы заключается в том, что в XXI в. значение обществоведческого образования в современных условиях России обновляется вместе с преобразованием общества, с глубокими сдвигами в развитии общественных наук. Кризисное состояние общества, социальная и политическая поляризация, порождаемая ими нестабильность положения в стране - все это затрудняет социализацию молодого поколения, испытывающего давление нерешенных проблем, многочисленные негативные влияния. Изменение образа жизни, социальных и нравственных ценностей для многих россиян означали утрату жизненных ориентиров.

Значимость современных обществоведческих знаний особенно возрастает в связи с влиянием происходящих в стране и мире изменений, оказывающих нередко отрицательное воздействие на самоощущение растущего человека. Современные дети, с одной стороны, более информированы в вопросах практической экономики, нередко активно действуют в сфере бизнеса, могут иметь собственный заработок, но в то же время они могут быть «политически безграмотны». К неблагоприятным явлениям, носящим все более выраженный характер, относят бытующую в их среде немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений. Коммерциализация сферы культуры и досуга, снижение реального уровня жизни многих семей негативно сказываются на их моральном и психологическом состоянии. Школа во многом утратила воспитательные рычаги воздействия на своих питомцев, сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм. Все это с особой остротой ставит вопрос о значимости полноценных научных знаний о политике.

Для личности в подростковом возрасте особенно важно создание благоприятных образовательных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, связанных с изменением социального статуса, формированием самооценки, выработкой системы ценностей и освоением норм отношений и поведения в социуме. Естественный интерес к собственному внутреннему миру, стремление к поиску психологически комфортного места среди других людей вместе с формированием способности к достаточно сложному аналитико - синтетическому восприятию действительности создают благоприятные возможности для усвоения актуальной политологической информации и овладения разнообразной интеллектуальной деятельностью.

Обществоведческое образование - необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного «Я».

В условиях, развернувшихся с новой силой споров о направлении, по которому движется Россия, далеко не всеми сознается общая для всего мира и для России тенденция: переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Исследователи этого общемирового процесса среди других его характеристик выделяют и следующие:

-	переход к информационному обществу должен сопровождаться созданием широкой и глубоко «эшелонированной» системы образования и развития творческих способностей, выработки у индивида высокого интеллектуального потенциала и потенциала самодостаточности;

-	исключительное значение в этих условиях приобретает гуманитарное образование, которое позволяет воспитать не узкого специалиста-технократа, а человека думающего, обеспокоенного духовными и нравственными исканиями, с широким социальным кругозором;

-	гуманизация всех областей человеческой деятельности, гуманизация всех наук становится насущной потребностью. Наука о человеке, или человековедение, должны одухотворять, наполнять смыслом, гуманитарными целями не только научные исследования, но и все виды практической деятельности; необходима гуманизация образования, преодоление технократического и доктринерского уклона, расширение предметов гуманитарного цикла любой ступени образования;

-	постиндустриальное общество третьего тысячелетия должно быть обществом, которое создает оптимальные условия для самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;

-	в профессиональном образовании всех уровней возрастает необходимость расширения профиля, преодоления чрезмерно узкой специализации, затрудняющей адаптацию при смене поколений техники, вида и места работы; сочетание общенаучных и специальных дисциплин с мировоззренческими, общекультурными, этическим и физическим воспитанием с тем, чтобы квалифицированный рабочий, специалист был разносторонне развитой личностью, отвечающей требованиям постиндустриальной эпохи.

Современное российское общество сегодня имеет более сложную структуру, чем двадцать лет назад. Это связано с утверждением политического и идеологического многообразия, многопартийности, свободы массовой информации. Развитие ускоряется, люди быстрее преобразуют общество, чем самих себя. Все это обостряет потребность в создании ориентировочной основы, позволяющей частичные, фрагментарные впечатления упорядочить, осмыслить с позиций научного знания. 

В последнее время на страницах научных изданий критике подвергался сугубо дисциплинарный подход, разобщенное развитие всех отраслей гуманитарного знания, ведущее к односторонности познания, В противоположность этому выдвигается идея синтеза, отыскания объединяющего социально-гуманитарные науки начала, что дает возможность представить определенные социальные объекты целостно, всесторонне.

Обучение основам политологии в рамках курса обществознания призвано целенаправленно, решать проблемы политической социализации личности в непосредственном взаимодействии с социально - политическим аспектом субъектного опыта старшеклассников. Одной из особенностей политологического компонента школьного обществоведческого курса является зависимость его изучения от постоянно происходящих политических изменений, которые находят индивидуальное отражение в субъектном опыте учащихся при сохранении ценностного ядра и стабильности теоретических знаний. 

Степень изученности: огромный вклад в изучение преподавания политологического блока знаний в курсе обществознания внесли исследования Л.Н. Боголюбова, Е.И. Жильцовой, В.А. Кузьмина, П.С. Гуревич, Е.Э. Николаева. В области содержания и методов обучения политологическим знаниям в общеобразовательной школе заложили основу А.Е. Певцова. Г.И.Грибанов, Д.С. Мартьянов.

Таким образом, актуальность темы данной работы определяется: 

- значимостью преподавания политологического блока в курсе обществознания;

- возрастающей общественной значимостью проблемы в выборе учебных программ по обществознанию;

- необходимостью учета особенностей современных технологий преподавания

	Научная новизна исследования заключается: 

	- в определении и научном обосновании комплекса методических условий  преподавания в старшей школе с политологическим содержанием обществоведческого курса;

	- в выявлении особенностей современных технологий преподавания политологического блока знаний в курсе обществознания;

Предметом данной магистерской работы будет политологический блок знаний в обществознание.

Объектом данной работы будут: современные технологии преподавания политологии в обществоведческом курсе.

Целью данной работы является: анализ преподавания политологического блока в курсе обществознания.

Для этого нам необходимо выполнить следующие задачи:

изучить теоретические основы преподавания политологического блока знаний в курсе обществознания

исследовать роль обществоведческого курса старшей школы в формировании политологических знаний

      рассмотреть организация политологического блока знаний в учебно-методических комплексах А.И. Кравченко, А.Ф. Никитина, Л.Н. Боголюбова

       проанализировать методические особенности изучения вопросов политологии в обществоведческом курсе

       разобрать современные технологии преподавания политологического блока знаний в обществоведческом курсе

        разработать урок по теме: «Политическая элита и политическое лидерство»

разработать элективный курс «Основы политологии»

Источниковой базой исследования являются идеи Конституции Российской Федерации, Закона РФ «Об образовании» и других документов по вопросам школы, положения базовых для школьного обществознания. Выводы педагогической теории, определяющие направление и способы исследования учебного процесса, формирующего теоретические понятия.

Методы исследования. Анализ Конституции Российской Федерации, других отечественных и международных источников; документов по проблемам совершенствования школьного гуманитарного образования; научной литературы в области политологии, педагогики, частных методик, концепций, программ, учебников по обществоведческим курсам; наблюдение педагогического процесса; изучение школьной документации и читательских интересов старшеклассников; проведение диагностических письменных работ; анализ устных ответов учащихся на уроках и выпускных экзаменах, анкет учителей и школьников, вопросов и суждений старшеклассников по проблемам изучения политической сферы; педагогическое конструирование и моделирование; анализ личного опыта преподавания; констатирующий и формирующий эксперименты.

Положения, выносимые на защиту комплекс формирования знаний учащихся о политической системе в школьном обществоведческом курсе: 

- ориентация отбора учебного содержания о политической системе и процесса его изучения на становление демократического типа политической культуры учащихся, на реализацию вытекающих из этой цели новых педагогических задач; 

- построение и структурирование в обществоведческом курсе комплекса знаний о политической системе на основе научных политологических подходов: структурно-функционального, ценностно-нормативного, деятельностно-ролевого, сравнительного; в соответствии с требованиями диалектической логики: от содержательной абстракции, фиксируемой понятием «гражданин» как элемента политической системы, к более теоретически конкретному знанию о политической системе ч современного общества; 

- организация процесса формирования знаний о политической системе на основе деятельности учащихся, при которой в учебной форме реализуются демократические принципы общественно-политической жизни; с учетом новых задач школьного политологического компонента, специфики политологических понятий, личного социально-политического опыта ученика; 

- предъявление новой информации о политических ценностях не как набора готовых определений, выводов и оценок, а в качестве аналога самостоятельного поиска научной истины, оптимального решения сложных политологических проблем, а также с использованием ранее изученных знаний как инструмента постижения нового; 

- привлечение в качестве источников информации, средств усвоения и объектов применения знаний о политической системе - фрагментов произведений выдающихся представителей политической мысли, документов отечественных, международных и зарубежных организаций, биографических сведений о политических деятелях, утверждающих в политической теории и практике гуманные демократические ценности и нормы; 

- стимулирование процесса овладения знаниями через активные формы учебных занятий, с привлечением комплекса познавательных и практических заданий (задача), в котором реализуется типология, требующая осуществления конструктивных способов умственной и практической политической деятельности, обеспечивающая формирование специфических умений, предусматривающая различные уровни сложности и позволяющая приобщить ученика к опыту творческой самореализации в политической сфере, а также основанная на политическом статусе гражданина России.

Теоретическая значимость исследования состоит в объективном выборе современных технологий преподавания политологического блока знаний в курсе обществознания

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение при разработке учебников и методических материалов по обществознанию для полной средней школы, в процессе подготовки и повышения квалификации преподавателей обществознания, в практике учителей при разработке уроков в условиях реализации личностно-ориентированной образовательной парадигмы. 



 Апробация. Приведенный разработанный урок «Политическая элита и политическое лидерство»  преподавался в курсе рабочей программы учебой дисциплины «Обществознание».

	Структура данной работы состоит из введения, трех глав и заключения.

	Глава 1. Теоретические основы преподавания политологического блока знаний в курсе обществознания

	

	1.1. Роль обществоведческого курса старшей школы в формировании политологических знаний

	

	Обществознание занимает особое место среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе. Особенность его состоит в том, что данный курс является не собственно наукой или ее разделом в системе научного знания, а учебной дисциплиной.

Особая роль на современном этапе обществоведческого образования отведена знаниям о сфере политики. В отличие от условий, существовавших, двадцать пять лет назад, любой гражданин сталкивается с политическим плюрализмом, многопартийностью и партийных идеологий. Возрастание значения политологии – науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти, определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а, следовательно, и собственная судьба. Укрепление демократии в России невозможно без утверждения в сознании большинства населения демократических ценностей, раскрываемых политологией. 

Эти знания, знания о политологии необходимы каждому вступающему в жизнь человеку. Оптимальное решение состоит в том, чтобы представить обучающему не самостоятельные науки, как в вузе, а педагогически отобранные знания, интегрированные в единый курс обществознания.

Роль политического знания, на наш взгляд, в образовании может заключаться и в привитии молодому поколению мысли о том, что «политика – это не только борьба, война одного с другим, да и просто «грязное дело». Но и то, что политика есть лишь форма общения между людьми и государством и от каждого из нас зависит, каким будет это общение.

Также стоит отметить, что политологический блок знаний в обществоведческом курсе имеет свои концепции знаний, как и любая учебная дисциплина успешно развивается только во взаимодействии с другими учебными направлениями и дисциплинами. Политологический блок знаний в обществоведческом образовании также не может развиваться изолированно и тесно взаимодействует с рядом других социальных и гуманитарных дисциплинами, с которыми ее объединяет общий объект исследования – изучение политической жизни общества во всем ее многообразии.

Современный политологический блок знаний проявляет интерес и к другим учебным дисциплинам, достижения которых оказываются полезными при анализе многих политических проблем, например, проблем политического поведения, политического лидерства, конфликтологии, теории управления и др.

Без развитой политической культуры невозможно функционирование демократического общества. Способность граждан к участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта. Во всех развитых демократических странах действуют специальные системы политического образования и воспитания.

Какой бы узкопрофессиональной сферой деятельности ни занимался человек, он является гражданином своей страны и в той или иной степени участвует в политической жизни. Если люди перестают заниматься политикой, политика начинает заниматься людьми. Они превращаются в объект манипуляций, заложников некомпетентности и политического авантюризма властей. Знакомство с основами политологии помогает человеку осознать свое место в обществе, ориентироваться в сложной политической обстановке, занимать гражданскую позицию. Французский политолог Ф. Бро отмечает: «Политическая наука обеспечивает высшую форму уважения личности, так как дает человеку возможность более свободно распоряжаться, собой и более обдумано выбирать, в какую борьбу включаться».

Овладение гражданами основами политических знаний и демократической культуры – важное условие успешности политических и общественных реформ в нашей стране.

Политическое обладает исключительной важностью для человека, поскольку только оно является единственным гарантом сохранения его как социального существа. Поэтому человек обращается именно к политической сфере, когда стремится определить себя как субъекта деятельности, уточнить свой реальный статус в обществе, добиться социального признания себя и своих заслуг. 

Поскольку политика является силой, способной осуществить согласование разнообразных и противоречивых устремлений людей, объединить в единое целое различные подсистемы социального организма, постольку особое значение в деятельности общества приобретает политическое знание. Именно развитие политического знания, утверждение культуры политических дискуссий и дебатов, неустанный поиск нравственных оснований политики, а не политические битвы и схватки, революционные потрясения и государственные перевороты, должны стать сущностью современного человеческого существования. 

Поэтому сегодня нам нужно обратить внимание на политическое знание, на его созидательную способность, его творческий потенциал и нацеленность на будущее. Но прежде следует понять, что политическое знание и политологическое образование -это всё же разные формы социальной действительности. 

Политологическое образование есть овладение теоретическим содержанием и эмпирическими методами политической науки, тогда как политическое образование есть воспитание в духе определенной политической доктрины. Другое дело, что в практике образования эти вещи постоянно перемешиваются, а границы между политическим и политологическим знанием размываются. 

Сегодня со всей вероятностью можно отметить – дальнейшая модернизация российского общества связана непосредственно с политической образованностью подрастающего поколения. Какие политические знания получит оно, какие усвоит политические ценности, такой и будет будущая Россия. 

	


1.2. Организация политологического блока знаний в учебно-методических комплексах А.И. Кравченко, А.Ф. Никитина, Л.Н. Боголюбова.



Обществознание обладает большим потенциалом интеграции знаний из различных общественных наук и проведения межпредметных связей (прежде всего, со школьными предметами социально-гуманитарного цикла). 

Данное содержательное объединение наук обеспечивает формирование у учащихся представлений о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, векторов направленности изменений, а также собственного места и места своей страны  в окружающем мире и др. 

Школьный учебник как дидактическое средство обучения может и должен иметь разноаспектные функции в учебном процессе. В современной школе за отсутствием принципиально новых учебников, соответствующих новым федеральным государственным образовательным стандартам, используется некоторый перечень учебников, большинство из которых «выпускались» под прежние базовые учебные планы и «старые» стандарты. Учебно-методический комплекс по обществознанию представлен учебными программами; учебниками; пособиями для учителя; учебными пособиями для учащихся с фрагментами разнообразных документов, отобранными на основе научно - педагогических принципов; сборниками заданий для учащихся.

Данные дидактические материалы создают реальные возможности для организации активной учебно-познавательной деятельности на разных уровнях и этапах процесса обучения. Издательства, выпускающие УМК по обществознанию («Просвещение», «Русское слово»), обычно готовят подробные рекомендации о порядке их самостоятельного использования, либо о возможностях соотнесения (сочетания) их с другими учебными изданиями. Поэтому для расширения информационного или деятельностного пространства урока большинство учителей привлекают учебные пособия для поступающих в вуз (тех же издательств), книги для учителя, интернет-ресурсы и т.д. Подобное сочетание учебника и дополнительных печатных или цифровых образовательных источников позволяет учителям реализовать то содержание, которое не только воплощается в учебной литературе, определяет замысел организации деятельности на уроке, востребовано на ЕГЭ, но и отвечает личностным и познавательным запросам подростков. 

В познавательной деятельности на уроках обществознания важно использовать личностно-ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические и лабораторные занятия по решению проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, в разработку мини исследований и практических проектов. Чтобы оценить, насколько пригодно для планируемых целей УМК того или иного авторского коллектива, важно сопоставить его прежде всего с содержанием базового или профильного обществоведческого образования  (т.е. с содержанием ФГОС). Известно право учителя выбирать ту «линию» УМК, и в первую очередь учебники, которые в наибольшей степени соответствуют познавательным запросам и возможностям учеников, направленности работы школы и его собственным профессиональным целям. 

Серии учебников под редакцией А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова стали самыми массовыми в школе, хорошо известными и учителям и старшеклассникам, последние их также активно используют  и в процессе подготовки к ЕГЭ, и к семинарским занятиям в вузах не социально - гуманитарной направленности. Учебники под редакцией А.И. Кравченко привлекают лаконичностью и содержательностью информации, освещая основы конкретных наук – социологии, психологии (10 класс), экономики, политологии и права (11 класс).

Авторы А.И. Кравченко, Л.Н. Боголюбова реализуют компетентностный подход в освоении учащимися учебного материала; УМК формирует компетентности в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины, знать базовые понятия политологических наук, самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов). Учебники отличаются доступным изложением учебного материала, широким использованием конкретных жизненных ситуаций. Но, несмотря на то, что учебники прошли экспертизу РАН и РАО в 2010 г., большинство ссылок на политические и социально - экономические изменения в России датируются 2006, в лучшем случае - 2009 годами. Последнее обстоятельство способствует быстрому «устареванию» учебного материала. Так не выдерживает критики попытка авторов учебника делать выводы об отношении россиян к политическому процессу в современной России на основании анализа социологического опроса 2005 года. О ведущей роли СМИ в жизни общества авторы рассказывают на основе Уотергейтского дела 70-х годов, фактически забывая о глобальной информатизации современного общества. 

В разработке содержания авторский коллектив использовал курсовые и межпредметные связи: в учебниках присутствует значительное количество ссылок на событийный ряд из истории России, но в данном ракурсе можно выделить и фактические ошибки, например, не совсем ясна ссылка на «процесс распада государства (о каком распаде речь?) в период Великой (почему Великой?) Смуты XVII века». Наблюдается некое однообразие точек зрения и идеологическая «засорённость» в оценке социально-экономической и политической ситуации: в отрыве от теории глобализации авторы учебника оперируют примерами из российской ситуации. Процессы формирования рыночных отношений, складывания политических режимов, молодежных культур и т.п. даются без обращения к западной истории, к сути западноевропейского и американского глобализма. Фактически устройство современного общества, его отличие от предыдущего, традиционного общества и проблемы становления постиндустриального общества представляются на фактическом материале российской ситуации, что способствует, скорее всего, только формированию нового комплекса вопросов и затруднений у старшеклассников.

Эффективность наглядности, как известно, должна соответствовать следующим требованиям: краткость, блоковое построение, визуальность восприятия, оригинальность оформления, доступность прочтения. Учебники «Обществознание» А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова выгодно отличаются системой зрительных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих наглядную конструкцию, которая замещает систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Обществоведческие понятия, суждения и теории раскрываются на основе структурно-логических и сравнительно-обобщающих таблиц и другой условно графической наглядности.

Но таблицы и схемы носят однообразный характер, зачастую дублируя, а не дополняя содержание параграфа. Учебники для старшей школы данного авторского коллектива потеряли то, что выгодно в наглядно-дидактическом плане отличало их раньше. В учебниках 10 - 11 классов в качестве иллюстраций использовались карикатуры, которые при хорошо организованной урочной деятельности могли стать одним из способов познавательной активизации старшеклассников (выявление поверхностного и скрытого смысла в обсуждаемых проблемах). Вместо содержательных карикатур в новых изданиях использованы безликие «картинки», которые не в полной мере работают на дополнение учебного содержания. 

В данных учебниках глубоко и всесторонне изложены основы политической системы общества права и обязанности граждан. Авторы раскрывают острые проблемы и противоречия политической жизни, авторы дают возможность учащимся почувствовать себя участником происходящих в обществе событий, понять, как можно влиять на ход общественной жизни. Авторы и издательство разработали рекомендации, позволяющие использовать названные учебники, учебные пособия модульных курсов обществознания, дополнительную методическую и дидактическую литературу для профильного обучения в старшей школе, выпущенные названным издательством: 

• Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 классы. 

• Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10-11 классы. 

• Кравченко А.И., Резникова Т.П. Обществознание. Справочное пособие для абитуриентов. 

Учебное пособие разработано в соответствии с обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и предназначено учащимся 10-11 классов, избравшим негуманитарные профили своей подготовки. Главная цель учебной книги – дать учащимся целостное представление о современном политическом обществе в его многообразных проявлениях и внутренней противоречивости. 

Авторы А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова помимо разноплановых вопросов, которые можно использовать для индивидуальных устных и письменных опросов и дискуссий, внесли практикумы, содержание которых напоминает задания из части «В» ЕГЭ. Последнее обстоятельство можно рассматривать в двух ракурсах: положительно, поскольку учащиеся, изучающие обществознание на базовом уровне, могут в данном смысле познакомится с концепцией заданий части «В» в ЕГЭ; отрицательно - вопросы не отличаются проблемным характером, как это было  в прежних изданиях учебников. Так часть вопросов носит явно наводящий характер, не давая возможности ученику сформировать собственную позицию, например:  «В чем задача журналистских расследований - только ли скандал или разоблачение?». Учителя сами дополняют содержание учебника проблемными вопросами, обсуждение которых может пройти в форме дебатов, тем более что данная форма деятельности на уроке интересна старшеклассникам и дает возможность высказаться, аргументированно защищая личную точку зрения.

Учебник заканчивается значительным глоссарием, вполне достаточным для самостоятельного изучения учащимся курса обществознания. Хотелось бы также для расширения знаний учащихся видеть перечень интернет-ресурсов (на сегодняшний день можно вычленить ряд сайтов, содержание которых напрямую «работает» на углубление школьного курса обществознания) и дополнительной литературы (публицистические работы и произведения «классиков» социологии, экономики и т.д.). В классах естественнонаучного, филологического, математического, технологического и иных профилей нет необходимости выходить на сложные вопросы социальной теории, которые рассматриваются в программах дисциплин социально - гуманитарного цикла в высшей школе.

С другой стороны, необходимо готовить выпускников общеобразовательной школы к адекватному, сознательному восприятию содержания названных дисциплин, преподаваемых на более высоком уровне в учреждениях ВПО (дисциплины «Социология», «Политология» и т.д. по-прежнему находятся  в учебных планах ВПО). Каждая общественная наука имеет собственный понятийный аппарат и, соответственно, собственный научный язык. Следовательно, преемственность общеобразовательной школы и профессиональной школы может быть обеспечена путем усвоения учащимися базовых понятий обществоведения и выработки у них навыков работы с первоисточниками. 

Таким образом, потенциальные возможности УМК «Обществознание» авторов А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова (исходя  из содержания и его логической компоновки) предоставить базу понятий для адекватного восприятия дисциплин социально-гуманитарного цикла в школах можно оценить как достаточные, но, что касается возможностей данного УМК стать одним из элементов процесса формирования гражданской идентичности учащегося, то они явно недостаточны для современной старшей школы.

На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, УМК должен давать представление об основных общественных науках (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах по специальности социально-гуманитарной направленности. 

Содержательная сторона учебника по обществознанию авторского коллектива под редакцией А.Ф Никитина основана на различных сторонах взаимодействия человека с человеком, человека-гражданина с обществом и государством. Изучение уровней этого взаимодействия предполагает использование учащимся личного социального опыта, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений, и также подчеркивает гуманистическую направленность процесса обучения. Учебник А.Ф Никитина направлен не только на углубление знаний и умений учащихся с социально-гуманитарным или правовым индивидуальным учебным планом, но и на формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, на приобщение их к ценностям демократии, правового государства и гражданского общества. Достижение поставленной цели реализуется через деятельностный подход, т.е. через активное включение школьников в осознание сущности и проблем общественной жизни. 

Риск «устаревания» содержания учебного комплекса авторы преодолевают путем заданий для учащегося, основанных на поиске информации из разных источников,  на умении проверять объективность полученной информации методом анализа, отделения главного от второстепенного, фактов от мнений.

Авторы предлагают ученикам не только информацию об имеющихся формах взаимодействия институтов управления с гражданами, но и представляют возможные перспективы их развития. Процесс формирования в современной России демократии, правового государства, гражданского общества, реального разделения властей и парламентаризма представлен без принижения их важности для политической и социально-экономической стабильности. Учебник под редакцией А.Ф Никитина соответствует интегративному характеру учебного предмета «Обществознание», поскольку здесь не только рассматриваются отдельные содержательные области, но  и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт учащихся. 

Авторы преодолели предмето-центрический подход, используя принцип фундаментализации (ориентация содержания на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами в обществе). Учебный материал об отдельных сторонах (явлениях, объектах) общественного развития позволяет воспринимать его в единстве с целостным пониманием общества, с присущим ему многообразием связей и зависимостей. Курс дает не разорванное, а целостное представление о современном обществе и формирует у учащихся научное мировоззрение. 

Учебник под редакцией А.Ф Никитина позволяет учащимся: 

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); 

извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; 

систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; 

также различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни (личности, группы, организации) с позиции социальных норм, политической и социально-экономической рациональности; 

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; 

подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; 

применять социально-экономические и гуманитарные знания в про.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.