- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как неотъемлемая часть дошкольного образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011421 |
Тема: | Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как неотъемлемая часть дошкольного образования |
Содержание
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАРОДАХ КРЫМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДОВЕДЧЕСКОГО УГОЛКА 1.1. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как неотъемлемая часть дошкольного образования Поликультурность любой территории нашего государства обуславливает необходимость поликультурного воспитания. Поликультурное воспитание – это, прежде всего воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности. Умение проживать в мире таких разнообразных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод иных людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их необходимо воспитывать вновь и вновь. Образование, начиная с дошкольного должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с иной – привить ему уважение к другим культурам. Каждый наделен правом развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды, приобщая ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе для современного человека просто недостаточно. Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. В.В. Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”. Проблемы поликультурного воспитания и образования детей в процессе их социализации находят отражение в работах педагогов и психологов современности - В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой, А.Н.Джуринского, Г.Д. Дмитриева и др. Особый интерес представляют работы, посвященные проблеме национального и межнационального воспитания. В настоящее время в контексте философских, этнографических, социологических исследований Л.Л. Баграмова, Ю.В. Бромлея, М.С. Джунусова и других переосмысливается трактовка понятий «интернациональное», «национальное», «взаимодействие национального и общечеловеческого». Сегодня интернациональное (межнациональное) воспитание трактуется как расширение национального до осознания своей общности с многочисленными нациями. Национальное воспитание рассматривается как необходимый элемент интернационального, как проблема фактора идентификации. А.Н Джуринский рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию, формирование личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. М.А. Богомолова исходит из того, что поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к иным культурным ценностям. В.В. Макаев., З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова отожествляют поликультурное воспитание с формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Ряд авторов (Н.Д. Гальскова, Л.Л. Парамонова, В.В. Сафонова, Э.А. Соколова) связывают готовность воспринимать другую культуру, другой образ жизни с проявлениями толерантности, ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять ненависти. Основываясь на анализе научной литературы и придерживаясь известных на сегодня подходов к толкованию понятия «поликультурное воспитание», отметим, что это составной элемент мировоззрения человека, способ формирования его открытой, понимающей и принимающей позиции при соприкосновении с представителями разных культур, формирование отношения к своему и другим народам с помощью средств материальной, духовной и нравственной культуры. Поликультурное образование подразумевает систему знаний детей о материальной, духовной и нормативной культуре разных народов. В концепции дошкольного воспитания ставится задача – приобретение основ личностной культуры, её базиса, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям. Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников, такие как: * привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; * развитие представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности; * формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам; * воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения; * воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам. Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно вплетается в жизнь группы детского сада, и осуществляется совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей. Целью данного взаимодействия является транслирование объёма знаний, необходимых старшему дошкольнику для развития представлений о человеке в областях истории и культуры, воспитания чувства любви к своей Родине, приобщения к прошлому и настоящему национальной культуры. Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей в ДОУ, является: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьями детей. Для реализации этих четырех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста, используются такие разнообразные средства как общение с представителями разных национальностей, устное народное творчество, художественная литература, игра, народная игрушка и национальная кукла, декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка, Этнические мини – музеи, национальные кушанья. Соприкосновение культур происходит и через организацию дополнительного образования дошкольников, которое осуществляется в детском саду через кружковую деятельность. Одним из важных звеньев поликультурного образования дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется, через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок. Активно привлекаются родители к организации фотовыставок, к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры, совместному изготовлению книг-самоделок, созданию народоведческого уголка. Знакомство дошкольников с национальными культурами осуществятся через интеграцию образовательных областей, таких как познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, и физическое развитие. В дошкольных образовательных учреждениях в наше время, вместе воспитываются дети всевозможных национальностей. Мы должны стараться сделать дошкольное образовательное учреждение действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Но большая часть детей все, же русские, поэтому необходимо начинать поликультурное воспитание с приобщения к русской культуре. Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя «отработать» в течение цикла занятий, в рамках серии мероприятий, потому что сам факт нашего существования в обществе постоянно будет давать нам пищу для размышления, осмысления, переосмысления и расширения имеющегося культурного багажа, обновления моделей поведения и привычной картины мира. Следовательно, нам необходимо продолжать работу в этом направлении. Таким образом, обобщая вышеизложенное, отметим, что поликультурное воспитание это составной элемент мировоззрения человека, способ формирования его открытой, понимающей и принимающей позиции при соприкосновении с представителями разных культур, формирование отношения к своему и другим народам с помощью средств материальной, духовной и нравственной культуры. Поликультурное образование подразумевает систему знаний детей о материальной, духовной и нормативной культуре разных народов. 1.2. Специфика формирования представлений о народах Крыма у детей старшего дошкольного возраста Благодаря своему уникальному географическому положению и неповторимой природе Крымский полуостров еще с давних времен стал домом для многих народов. Земледельцы находили здесь для себя плодородные земли, что дают хорошие урожаи, для торговцев – удобные торговые пути, кочевников-скотоводов привлекали горные и равнинные пастбища. Именно поэтому национальный состав крымского населения всегда был многонациональным и на сегодняшний день остаётся таким же. Численность населения полуострова, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 400 тысяч человек, а вот во время курортного сезона в Крым еще приезжает более 2 млн. отдыхающих. В 1783 году после вхождения Крымского полуострова в Российскую империю большая часть татар и турок покинули полуостров и начали переселяться в Турцию, а вот в Крым всё больше заселяются славяне, в основном это русские и украинцы. Сегодня на полуострове Крым этом живут представители 125 народов. По последним данным, самый многочисленный традициям народ, который основное есть в Крыму, - это жить русские (68% населения), которого украинцев (15,7%). А вот жизни самих крымских полуострове татар-232,3 тыс. человек, 10,6% населения, дошкольникам они относятся страной к коренному населению являетсяКрымского полуострова. Говорят они на крымско-татарском языке, по вероисповеданию мусульмане-сунниты и принадлежат к ханафитскому мазхабу. На данный момент только 2% назвали себя коренными татарами. Другие национальности составляют до 4%. Из них наибольшее количество белорусов – 21,7 тыс.(1%), и около 11 тыс. армян. В Крыму проживают и такие национальные группы, как: немцы и выходцы из Швейцарии, которые начали поселяться в Крыму еще при Екатерине ІІ; греки здесь начали появляться еще при основании колонии на Керченском полуострове в Юго-Западном Крыму; а также поляки, цыгане, грузины, евреи, корейцы, узбеки их количество составляет от 1 до 5 тыс. человек. Насчитывается и 535 караимов и 228 крымчаков. Также в Крыму живут люди таких национальностей: башкиры, осетины, марийцы, удмурты, арабы, казахи и только 48 человек итальянцев. Сложно представить полуостров без цыган, которые из давних веков называют себя «урмачель», много веков жили среди коренного населения и приняли ислам. Они настолько стали близкие к коренным татарам, что, когда была депортация крымско-татарского населения в 1944 году, были депортированы и цыгане. Из-за своего многонационального населения в Крыму родной язык у каждого свой. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Россия – это многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей к культуре своего народа и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур. Полуостров Крым – это республика со сложившимися традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий, с особым укладом дружелюбия и взаимопомощи. В республике проживают люди, приехавшие из разных уголков страны. Всех их объединяет этот южный край, у которого есть своя история, свои традиции, коренные жители со сложившейся культурой и бытом. Во все приехавшие времена и у всех более людей основной любящего целью воспитания дошкольникам являлась забота поликультурное о сохранении, укреплении толерантность и развитии добрых детей народных обычаев национального и традиций, забота гербами о передаче подрастающим детский поколениям житейского, людей производственного, духовного, в остом числе обогащать и педагогического, опыта, вышли накопленного предшествующими альбомы поколениями. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, предоставляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, а также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутреннее сходство. Формирование основ толерантной культуры у старших дошкольников, базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Из всего выше сказанного определяются следующие приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста: * Сформировать у детей чувство причастности к истории многонациональной Родины через знакомство с народными праздниками и традициями; * Накопить опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров разных народов, ведь фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей; * Развить художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Сформировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства различных народов, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью; * Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость); * Обогащать представления детей о нашей Родине - России: о Москве - столице России, о государственной символике нашей страны и странами ближнего Зарубежья; * Продолжать знакомить детей с культурой народов Крыма; * стимулировать и поощрять уважительное отношение к другим национальностям и народам; * формировать стойкую убежденность о важности мирного существования. Для реализации задач в ДОУ создается необходимая среда: подбирается дидактический материал, оформляются тематические альбомы, фотоальбомы, приобретаются куклы в национальных костюмах, создаются презентации для ознакомления дошкольников с символикой, обычаями, традициями разных народов, создается предметно-развивающая среда (народоведческий уголок), создаются аудиотека фольклора народов России и народа Крыма: стихи, песни, сказки, составляются картотека народных игр. разрабатывается перспективный план (тематический годовой план работы), конспекты занятий, собирается материал из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. В старшем дошкольном возрасте дети приобретают первые знания о своей этнической принадлежности. Это происходит через знакомство с: * материальной культурой: жилища, основные предметы быта; одежда - национальный костюм; национальные украшения; труд людей и орудия труда; * духовная культура: народные обычаи, обряды, праздники; язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература). Работа ведется в трех направлениях: * Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.); * Эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства); * Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении). Для реализации указанных направлений используются разнообразные средства: * устное народное творчество; * художественная литература; * игры, народные игрушки и национальные куклы; * национальные костюмы; * декоративно-прикладное искусство, живопись; * музыка. На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями, танцами, играми, народными музыкальными инструментами. Приобщение детей к культурному богатству народов Крыма осуществляется так же через устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки, легенды. Закрепление знаний происходит в процессе игр – драматизации, театрализованной деятельности. Благодаря «Народному календарю» праздников, тематических недель позволяет детям как нельзя лучше представить себе культурно-историческое пространство. Это такие праздники как: * Христианские: «Рождество (Армянское Рождество, Навечерие Рождества Христова)»; «Масленица (Барекендан)»; «Пасха (Затик)»; «Троица (Семуха); «Ивана Купала (Купалье)»; и др. * Мусульманские: «Ураза-Байрам»; Курбан-Байрам»; «Хыдырлез»; «Дервиза»; «Наврез» и др. Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является, игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они учат тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое вписано в жизнь детского сообщества. Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, культуры, традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом - детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка, и окружающий социум. В старшем дошкольном возрасте расширяются представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, День России и др.), воспитывается любовь к Родине и уважение к людям, населяющим ее. Дошкольникам этого возраста уже доступно знакомство с флагом, гербом и мелодией гимна России. Старших дошкольников знакомят с историей возникновения Крыма, и с его достопримечательностями. Также знакомят воспитанников с гербами и национальными флагами русских, украинцев, крымских татар, белорусов, армян, и т. д. Знание геральдики разных народов дети закрепляют в процессе художественно-творческой деятельности. Конкретизируя представления о Крыме, детям читают художественные произведения, подбираю книги и альбомы для самостоятельного рассматривания иллюстраций. Одним из направлений в работе с детьми является стремление научить воспитанников постигать культуру других народов, живущих на территории Республики Крым. Для расширения представлений о народах Крыма в работе используется: * знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы; * знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, предметами быта. Встреча детей с жизнью и бытом народа (русского, украинского, крымско-татарского и др.) начинается с чтения народных (русских, украинских, крымско-татарских и др.) сказок. Фольклор способствует воспитанию у подрастающего поколения таких нравственных черт, как товарищество, дружба, взаимопомощь, семейные ценности. Кроме этого в практику работы с детьми включается: * организация выставок изделий народно-прикладного искусства; * народные игры, народные игрушки и национальные куклы; * совместную творческую деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей). Итак, на основании выше указанного можно сделать вывод о том, что специфика формирования представлений о народах Крыма у детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что знакомя дошкольников с богатым, самобытным наследием народной культуры, мы, делаем очень полезное дело. Ведь в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве народов заложены ценные педагогические идеи. Организация работы с детьми в старшем дошкольном возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, должна осуществляться в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей. Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию толерантной среды и принятию мира во всем его многообразии. 1.3.Народоведческий уголок как средство формирования представлений о народах Крыма у детей старшего дошкольного возраста Предметно-пространственная среда в детском саду не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и способствует установлению, утверждению у ребенка чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. При организации развивающей среды педагоги учитывают особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные характеристики детей. Народоведческий уголок-это процесс ознакомления с жизнью народов. Он направлен на познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально – нравственное развитие ребёнка. Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества. Формирование представлений о культуре и традициях народов и эмоционально положительного отношения к национальному многообразию Крыма может включать в себя следующие элементы: 1. Материальная культура: * основной тип поселений, жилища, основные предметы быта; * транспортные средства; * орудия труда; * одежда (национальный костюм), украшения; * национальные кушанья; * труд с учетом специфики. 2. Духовная культура: * народные обычаи, обряды, праздники; * язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); * искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература). 3. Нормативная культура: * общечеловеческие нравственные качества; * правила общения между людьми внутри этноса и вне его. С целью предоставления детям богатой и достоверной информации о многообразии социального мира необходимо создание среды на двух уровнях: предметно-пространственном и предметно-развивающем. Предметы, вещи, образы, знаки, символы, в которых отражается культура поколений разных народов, населяющих Крым, должны служить базисом для инициированных ребенком бесед и предлагаемых педагогом видов деятельности. К числу таких предметов, вещей, символов можно отнести национальную домашнюю утварь, национальную одежду, национальные блюда, национальные игры игрушки, изделия народных умельцев, национальные украшения, национальные инструменты и т. п. Отбор содержания предметно-развивающей среды должен осуществляться на базе таких принципов, как простота и выразительность, близость к детскому опыту, сюжетная занимательность, доступность возрасту. Целесообразным считается организация в предметно-развивающей среде книжного уголка, в котором осуществляется ознакомление с литературными произведениями устного народного творчества (сказки, легенды, стихи, считалки, поговорки, пословицы, загадки), а также экспонируется литература о людях разной национальности, их повседневной жизни. При этом можно организовать обсуждение сходства и различий образа жизни героев книг и детей той же этнической принадлежности. Особое значение в предметно-развивающей среде приобретает национальная кукла. Кукла-это всегда знак в культуре (в самом широком смысле), это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире, миропорядке, о месте его в этом мире. В кукле закодирована жизненно важная информация. Национальная кукла может быть универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям, общечеловеческим ценностям. Национальные куклы могут быть сгруппированы следующим образом: 1. Куклы, передающие характерные черты национальности. 2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных героев. 3. Куклы, которые своими костюмами и атрибутами напоминают о труде, характере той или иной национальности. В облике национальной куклы должны быть отражены черты, свойственные представителям определенной национальности; выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию у детей. Весьма интересным представляется метод обсуждения этнических и культурных особенностей при помощи персонажей-кукол. Истории, проиллюстрированные с помощью кукол, могут усилить впечатление и конкретизировать представление детей о специфическом образе жизни детей (семей) той или другой национальности, а также расширить их кругозор за счет дополнительных знаний о многообразии культурных традиций. Кроме того, сбор и оформление коллекции кукол разных национальностей в национальных костюмах могут стать неисчерпаемым ресурсом для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Крыма. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте предполагает знакомство с играми разных народов. Актуализация в играх особенностей образа жизни, культуры и традиций людей разных этнических групп предполагает создание игрового уголка. В который помещены одежда и предметы для сюжетно-ролевых игр, используемые в определенных этнических группах, а также создание банка игр, содержащего дидактические, русские народные и игры разных народов, в том числе подвижные, с использованием национальных атрибутов, например, русская «Горелки», азербайджанская «Изюминка» (Кишмиши), казахская «Платок с узелком» (Ора-мал), украинская «Хлебец» (Хлибчик), армянская «Пастух» (Овивы), башкирская «Юрта»(Тирмэ), татарская «Тимербай», узбекская «Чай-чай!» и др. Более того, среда должна предоставлять широкие возможности и для слушания разных языков и музыки, отражающих многообразие культурных традиций. Так, музыкальная деятельность предполагает исполнение народных песен, закличек, слушание народной музыки, песен, применение подвижных игр с музыкальным сопровождением, народных и хороводных праздников, развлечений с использованием всех видов музыкального искусства. Если в группе есть дети, говорящие на родном языке, можно сделать альбом «Как мы говорим» с картинками и наиболее распространенными и общеупотребительными словами и выражениями на разных языках, например названия животных, наименование членов семьи и т. п. Для уточнения, углубления и расширения представлений о родном крае и культуре разных народов и народностей вслед за Т.А. Березиной предлагаем создание в рамках предметно-пространственной среды развивающего центра «Мой Крым», материалы которого позволят раскрыть разные стороны жизни республики - её историю, символику, культуру разных народов, события современности. В развивающем центре могут быть представлены макеты крымских поселений, иллюстрации к сказкам народов Крыма, изделия народных промыслов, народные игрушки, настольно-печатные игры «Народы России», «Народы Крыма», «Крымская семья»(особенности одежды, жилища, образа жизни народов), пазлы, вкладыши, кубики с изображением достопримечательностей Крыма, его природных особенностей, книги, альбомы для раскрашивания о городе и стране, созданные вместе с детьми альбомы и рукописные книги с рисунками и фотографиями об истории и современности своего города, страны, социальные плакаты. Учитывая способность предметов нести информацию и стимулировать поиск, целесообразно включить в центр иллюстрированные детские энциклопедии о России, карту мира, физическую карту России и Крыма, карту региона. Итогом ознакомления детей с культурой и традициями разных народов, может стать проведение фестиваля дружбы народов Крыма, который будет способствовать систематизации представлений детей о разных народах и их национальной культуре. Формирование представлений о народах Крыма будет служить предпосылкой для развития этнической идентичности ребенка, становления этнотолерантных и общих толерантных установок, накопления ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей на следующем возрастном этапе, а реализация всех предложенных условий позволит сформировать у дошкольников систему представлений: * о родной земле; * территориальной и государственной общности; * государственной символике; * историческом прошлом республики; * людях, прославивших Крым; * самобытности различных культур, их внутреннем существенном сходстве. Таким образом, народоведческий уголок-это музей в миниатюре, он способствует изучению народных (русских, украинских, крымско-татарских и др.) традиций, устного народного творчества, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю. Он направлен на познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально – нравственное развитие ребёнка. Ознакомление старших дошкольников с народами полуострова может способствовать развитию познавательного интереса. Выводы по главе 1 На основании анализа научной литературы по проблеме исследования были сформулированы следующие выводы. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. Образование, начиная с дошкольного должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам. Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно вплетается в жизнь группы детского сада, и осуществляется совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей. Крымский полуостров – одно из самых замечательных мест на Земле. Нередко его называют «мир в миниатюре» или «музей под открытым небом». Уникальное сочетание разнообразных традиций и культур народов Крыма на малой территории придают полуострову особую неповторимость. Как следствие этого - богатство, разнообразие и оригинальность традиций и культур, толерантность. Вопросами формирования представлений о народах Крыма занимались многие исследователи: З. И. Мустафаева, З. Р. Амет- Уста, Э. Р. Зарядинова, З. Р. Асанова, М. А. Хайрудинов С. И. Харахады, М. А. Араджиони, Л. И. Редькина и другие. Ученые отмечают, что поликультурное воспитание тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений и жизни ребенка. Одним из эффективных средств формирования представлений о народах Крыма у детей старшего дошкольного возраста является народоведческий уголок. Народоведческий уголок-это процесс ознакомления с жизнью народов. Использование его в данном направлении работы, прежде всего, связано, с тем, что он позволяет узнать разнообразные национальные костюмы, национальные блюда, народное искусство, художественные промыслы, государственную символику, элементарные сведения об истории, традициях и обычаях народов Крыма, а также сочетает в себе признаки учебной и игровой деятельности одновременно. С его помощью дети в доступной форме знакомятся с народами Крыма, их региональными особенностями, культурными различиями, а также приобщаются к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Предметно-пространственная среда в условиях дошкольного образовательного учреждения не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и способствует установлению, утверждению у ребенка чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. При организации развивающей среды педагоги учитывают особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные характеристики детей. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: