VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Поэтика русского танца, народно-художественная культура регионов россии на примере архангельской и воронежской областей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011444
Тема: Поэтика русского танца, народно-художественная культура регионов россии на примере архангельской и воронежской областей
Содержание
Министерство культуры Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА–ГИТИС»
 
Балетмейстерский факультет
Кафедра хореографии
Зимина Анна Станиславовна 
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Поэтика русского танца: народно-художественная культура регионов россии на примере архангельской и воронежской областей 
Направление подготовки 52.04.03 Театральное искусство
Магистерская программа – Хореография
 
Научный руководитель: Ахундов Виталий Вячеславович, должность, ученая степень, звание  
 
«Допущен к защите» ________________



Москва 2018

«Поэтика русского танца: народно-художественная культура регионов России на примере Архангельской и Воронежской областей»

Введение
Глава 1. Русский народный танец в географических, экономических и социальных условиях
1.1. Роль русского народного танца в истории народа
1.2. Виды и формы русского народного танца
1.3. Современные проблемы, связанные с освоением фольклора, в контексте системы хореографической деятельности
Глава 2. Особенности русского народного танца в региональной культуре России
2.1. Север России 
2.1.1. Северо-Западный федеральный округ
2.1.2. Уральский федеральный округ 
2.1.3. Сибирский федеральный округ 
2.1.4. Дальневосточный федеральный округ 
2.2. Центральная Россия 
2.3. Юго-Запад 
2.4. Юг России 
Глава 3. Общность и различие структурных компонентов русского народного танца на Севере и Юге России.
3.1. Архангельская область
3.2. Воронежская область
3.3 Общность и различие структурных компонентов русского народного танца на Севере и Юге России
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
     Актуальность темы. Вступив в новое тысячелетие, общество всё яснее осознаёт, что будущее России, её новых поколений, во многом зависит от того, насколько мы сможем изучить, сохранить и развить неисчерпаемые источники национальной культуры, обогатить её новыми традициями, обычаями, обрядами.
     Сегодня, как никогда прежде, особое внимание необходимо обратить на национальное достоинство и авторитет России в современном мире, вспомнить о богатейшем духовно-просветительском наследии, доставшегося нам от далёких предков.   В современных условиях всё более осознаётся опасность потери богатейшего наследия народного искусства, велика опасность тотальной унификации культурного мира, глобализации без учёта тенденции самоидентификации – этнической, культурной, гражданской. Сохранение и возрождение национальных культурных традиций может быть осуществлено лишь на основе взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур.
     Деятели русского хореографического искусства всегда осознавали важность научного осмысления и решения проблем сохранения и развития русского народного танца, в его традициях, в исторической динамике. Сохранить чистый родник народной хореографической культуры, передать во всём его богатстве будущим поколениям - задача трудная, но почётная. Всё чаще на многих уровнях стали приниматься меры к научному изучению народного сценического танца, с пониманием его непростой судьбы как жанра. 
     Мы озадачены судьбой русского народного танца, его региональной народной культуры в целом. Этнокультурный облик России характеризуется огромным разнообразием, обусловленным обширностью территории, природными различиями, многонациональным составом населения.
     Талант народа поражает своей духовной красотой, проявляющейся в творениях древнего зодчества, в предметах быта, костюмах, игрушках, в сказаниях, былинах, песнях и танцах. 
     Мы рассматриваем вопросы сохранения и развития традиционной народной культуры не только как имеющие значение в социокультурной, художественно-творческой, организационно-педагогической деятельности, но и с точки зрения возможностей проявления личностью гражданских, патриотических инициатив, роста её эстетической, нравственной, политической культуры. Этнокультурные ценности и идеалы, бережно сохраняемые и развиваемые, безусловно, будут способствовать духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодёжи, укреплению единства нашей страны. Перед нами постоянно вставали и встают проблемы принципиального характера, связанные с освоением фольклора, русского народного танца, в частности, в контексте системы хореографической деятельности, охраняющей национальные духовные ценности. Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении лирических, свадебных, героических, плясовых, хороводных, игровых песен и создал также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. 
     Русский танец бесценное богатство, и сегодня не просто этнографическая реликвия, но прежде всего важная часть духовной культуры народа, средство воспитания человеческой личности. Олицетворяя собой хореографическое наследие русского народа, русский танец представлен многими областями России, в которых бытует большое количество оригинальных, разнообразных хороводов, плясок, кадрилей со своей особой, интересной и выразительной манерой исполнения, присущей только определённой области России.
     Научная новизна исследования – определяется тем, что на основе русского народного сценического танца как феномена региональной культуры комплексно исследована его специфика в контексте сохранения и развития традиций, в раскрытии новаторства, связанного с творческим осмыслением деятелями русской хореографии богатств танцевальной народной культуры России. 
     Выявлены жанрово-видовые формы русского народного танца с точки зрения его обрядово-ритуальной и семиотической природы. Впервые рассмотрено влияние народной хореографической культуры на духовно-нравственное развитие личности в процессе профессионального становления хореографа. В теоретическом и практическом аспектах, с учётом обновления содержания хореографического образования, введения интегрированных знаний по народной хореографии в учебный процесс, выделенные нами проблемы не были предметом специального научного осмысления, несмотря на определённое количество культурологических, искусствоведческих работ по танцевальному искусству в целом и русской народной хореографии, в частности.
       Объект исследования: русский народно-сценический танец как великое наследие народной художественной культуры.
        Предмет исследования: специфика русского народного танца в контексте региональной культуры России на примере Архангельской и Воронежской областях.  
     Цель исследования: провести анализ различных жанров русского народно - сценического танца и выявить характерные особенности региональных культур России на примере Архангельской и Воронежской областях.
     Задачи исследования:
- изучить русский танец в географических, экономических и социальных условиях;
- провести анализ русского танца в его историческом развитии, бытовании, художественном творчестве, сценическом и театральном воплощении;
- раскрыть многообразие видов и форм русского танца, богатство его танцевальной лексики;
- раскрыть специфику русского народного танца в региональной культуре России;
- выявить особенности народно-сценической хореографии Архангельской и Воронежской областей;
- провести аналитический обзор русского народного танца, базирующегося на оригинальной авторской концепции; 
- систематизировать труды, русских писателей и поэтов, посвящённые русскому народному творчеству;
- проанализировать влияние народной хореографической культуры на духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание личности;
     Теоретико – методологическая база диссертации – в работе мы опирались на исследования педагогов и хореографов, а также на труды и методики таких деятелей, как Богуславская А.Г. Народно-сценический танец. М.: 2005; Борзов А.А. Народно-сценический танец. М.: 2004; Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии М.: 1964; Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XYIII - начала XX века Л.:1980; Захаров В.М. Современная концепция развития русской народной хореографии (в контексте устного народного творчества и художественных промыслов). Автореф. канд. дисс. культурол. М.: 2003; Захаров В.М. Русская народная хореография в системе регионально-этнографической культуры России. Автореф. докт. дисс. культурол. М.: 2004; Захаров В.М. Поэтика русского танца. Т.1., Т.2. -М.: 2004; Т.З., Т.4. -М.: 2009; Т 5. -М.: 2010; Климов А.А. Основы русского народного танца. 1992; Моисеев И.А. О народно-характерном танце. Бюллетень хореографического училища ГАБТ СССР. М., 1957/1958. № 1; 1958/59 № 2; Ткаченко Т.С. Народный танец. М.:1967; Уральская В.И Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального искусства (на материале хореографии) - автореф. канд. дисс. - М.: 1969. Уральская В.И. Природа танца. М.: 1981; Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. М.:1996; Устинова Т.А. Лексика русского танца. М.: 2006; Шереметьевская Н.В. Танец на эстраде. М.: 1985.
     Основные методы исследования - базируются на историческом и диалектическом подходах к изучению культурных феноменов. Основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по теории и истории культуры и литературы, философии, православия: С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, о. Сергия Булгакова, И.А. Есаулова, прот. Василия Зеньковского, И.А. Ильина, Д.С. Лихачёва, Л.А. Успенского, прот. Георгия Флоренского, о. Павла Флоренского, С.Л. Франка.
     Методологической основой исследования является междисциплинарный, комплексный подход к решению выдвинутых целей и задач, рассмотрение проблематики исследования с привлечением гносеологических средств философии, культурологии, педагогики, психологии искусства, истории искусства, фольклористики, этнологии, регионоведения и других смежных отраслей науки, а также сочетание культуролого-исторического, типологического, структурно-семантического методов анализа.	Методологической основой исследования послужили также концептуальные идеи философов, культурологов, искусствоведов по проблемам эстетики, теории и истории культуры: Г.С. Батищева, Ю.М. Бахрушина, Г.Ф. Богданова, В.В. Ванслова, Л.С. Выготского, К.Я. Голейзовкого, П.С. Гуревича, В.М Захарова, И.А. Ильина, М.С. Кагана И.К. Кучмаевой, Д.А. Леотьева, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, С.Х. Раппопорт, В.И. Уральской, С.Л. Франка, СИ. Худякова, Ю.М. Чурко, Н.П. Шейна. 
     В ходе исследования применялись принципы системности, историзма, диалектического понимания взаимосвязи явлений культуры. Использовались как общенаучные, так и специальные методы историко-культурологического исследования; теоретическое изучение этнического самосознания; проводился сравнительно-исторический, историко-генетический анализ литературы и современного состояния науки по изучаемой проблематике, а также аксиологический и функциональный методы. Это позволило определить доминирующие традиции, нормы, ценности, структурные компоненты в региональной танцевальной культуре, воздействие её традиций на духовно-нравственный потенциал общества, укрепление патриотизма, духовности личности.
     Степень изученности темы – вопросы взаимосвязи и взаимодействия философии, культуры, искусства освещены в трудах таких учёных, как Г.С. Батищев, И.А. Ильин, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, Д.С. Лихачёв, М.Ю. Лотман, Н.Б. Мечковская, И.П. Никитина. Проблемы культуры XX исследовались в работах Г.Ф. Бахрушина, Г. Беляевой-Челомбитько, Г.Ф. Богданова, К.Я. Голейзовского, В.М. Захарова, В.И. Уральской, Н.Д. Черновой, Н.Е. Шереметьевской. Особенности русских этнокультурных традиций, видожанровая структура и формы бытования традиционной русской культуры исследованы историками, этнографами и фольклористами: М.К. Азадовским, В.Л.Аникиным, А.Н. Афанасьевым, Ф.И. Буслаевым, Г.С. Виноградовым, М.М. Забылиным, П.В. Киреевским, Ю.Г. Кругловым, Е.А. Покровским, И.Л. Сахаровым, А.В. Терещенко, П.В. Штейном.
     Художественно-эстетическое содержание народного искусства как части традиционной народной культуры раскрывается в трудах по эстетике, истории культуры и искусствознанию; это работы В.В. Бычкова, В.М. Захарова, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, М.А. Некрасовой, Т.В. Пуртовой, Л.А. Рапацкой и др. Роли народного искусства в мировой художественной культуре и дизайне уделено внимание в трудах Н.М. Сокольниковой и в исследованиях, выполненных под её научным руководством И.П. Гладилиной, СВ. Городецкой.
     При разработке различных аспектов данной проблемы привлекает также широкий круг научной литературы и методической литературы по вопросам хореографии: Бачинская Н.М. Русские хороводы и хороводные песни. М - Л: 1951; Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: 1971; Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. М.: 2003; А.А. Климов, Т.А. Устинова, М.Е. Пятницкий, Т.С. Ткаченко, Ю.П. Горбачев, Д.А. Яхнин. 
     Существенную роль в становлении и развитии всей советской хореографии сыграл Всесоюзный фестиваль народного танца, который состоялся в Москве в 1936 году. По мере того как день за днём на сценах театрах Народного творчества и филиала Большого театра танцы различных народов сменяли друг друга, постепенно начало складываться представление о многонациональной культуре.
     Подчеркивая необходимость чутко улавливать индивидуальные особенности танцев, в связи с тем, что «у каждого народа своя координация движения, своя музыка, свои акценты, паузы и темперамент» (как в разговорном языке), Моисеев считал необходимым для балетмейстера ограничиваться подчас лишь ролью редактора народного танца, дабы представить его зрителю в наиболее выгодном и «удобочитаемом виде». Ансамбли, подобные «моисеевскому», стали возникать во многих республиках: вскоре после Всесоюзного фестиваля народного танца, в 1936 году, был организован Узбекский ансамбль песни и пляски и в 1937-ом – Ансамбль народного танца УССР, которому так же, как и ансамблю Моисеева, были присущи, особенно вначале, черты эстрадного жанра.
     Апробация работы: основные положения исследования и результаты были изложены и представлены на мастер-классах, в постановочной деятельности. 
     Научная новизна. При исследовании темы диссертации
     Результаты исследования могут быть использованы и показаны в изучении русского хореографического фольклора в качестве культурологического источника, способствует повышению интереса к различным видам народного творчества и раскрывает его возможности в профессиональной подготовке специалиста - исполнителя, балетмейстера. Отдельные положения нашей работы могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении спец семинаров в средних и высших учебных заведениях.
     











Глава 1. Русский народный танец в географических, экономических и социальных условиях
1.1. Роль русского народного танца в истории народа

И песни, и пляски создавались народом на 
протяжении десятилетий и даже столетий;
народ оставлял ив них только самое ценное, 
бесконечно совершенствовал и доводил до законченной формы. 
Ни один великий человек не может за свой короткий век проделать такой работы, - это доступно только народу. 
Народ является творцом и хранителем всего ценного. 
М.И.Калинин

         Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. «Язык каждого народа создан самим народом. Всё, что выразилось в языке народа, скрывается в народе». (К.Д. Ушинский). Расцветает земля весной, шелестят листвой берёзы или снежной вьюгой закружила метелица, борются с врагом добры молодцы - и всё это в танце. Создаваясь народом на протяжении многих столетий, развиваясь под влиянием географических, исторических и социальных условиях жизни, танец бесконечно совершенствовался и стал подлинной художественной энциклопедией жизни народа. 
     Русский народный танец, со своей многовековой историей, является одним из древнейших и любимых народом видов творчества. Русский народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственный годом (посев, сбор урожая) и возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям. Он тесно связан и с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьба, крещение, игры). И в каждой русской местности танец имеет своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. 
     Русский народный танец и русские пляски неотделимы от песен, которые наложили отпечаток на их характер и стиль, определив особенности русской танцевальной манеры исполнения, наполнив танец содержанием и сюжетом, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой. Танец, музыка и песни родились как потребность народа в проявлении чувств, передавая ощущение красоты жизни, давая выход жизненной энергии.
     Своими корнями русский танец уходит в далёкое прошлое, его истоки тесно связаны с культурой и бытом восточнославянских племён, которые расселились на обширном пространстве нынешних территорий Европейской части России, Украины и частично Белоруссии. Эти племена - россы или руссы впоследствии и образовали Русь, Русскую землю. 
      О древности танцев на Руси говорит дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирались девицы и молодцы, хороводились и играли кругами.
      В период становлений восточных славянских племён (IV –VII вв.н.э) танцы исполнялись в лоне игрищ или сходбищ, где встречались племя, род или несколько племён, или родов. На их характер налагали отпечаток языческие представления. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ – богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам: семик – праздник, связанный с весенними земледельческими работами – посевом; обжинки, спожинки – окончание жатвы, сбор урожая; осенины – проводы лета и встреча осени; коляда – зимний праздник; радуница, русалии – зимне-летние праздники в память об умерших, или поминовение умерших; Ярилин день – праздник солнца – Ярилы; таусень – Новый год. Древние славяне занимались были мирными, гостеприимными людьми и почти не знали воинственных плясок. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложил отпечаток земледельческий быт славян.
     Среди участников обрядов, игрищ выделялись люди лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, знатоки шуток, поговорок и присказок. Так возникали родоначальники будущих славянских скоморохов. В народе их называли «плясец», «плясальщик», «плясатель», «плясея», «плясица», «плясуха», «игрец», «ваган» (от древнеслав. «ваганить» - «играть», «потешаться»), «ломака», «сопельщик», «дудочник». 
     В VII –IX вв. складывается первое феодальное древнерусское государство - Киевская Русь во главе с Киевом. Славянские племена, объединившиеся в единое государство, хотя и жили в различных географических и климатических условиях, имели единую языковую общность и общие для славян черты характера: «…свободолюбие, неукротимость воли, миролюбие, страстное тяготение к искусствам, гостеприимство и веселость нрава».1 Многие из этих национальных черт заметно проявлялись в хороводах, плясках, играх. Возникшее древнерусское государство сыграло большую роль в образовании русской народности, в развитии ее культуры и искусства. 
     Принятие на Руси в конце X в. христианства способствует развитию культуры: возводятся храмы, соборы, различные гражданские здания, развивается письменность. 
      Наряду с Киевом подъем культуры характерен для многих древнерусских удельных городов-княжеств: Новгорода, Владимира, Суздаля, Ростова Великого и других. 
      Изменение в идеологической и культурной жизни городов, отразилось на жизненном укладе русского человека. Христианство медленно распространялось по Руси, встречая сопротивление со стороны простого люда. Церковь вела борьбу с языческими обрядами и народными традициями, которые складывались веками. Языческие праздники, игрища, обряды и сопровождавшие их песни, были объявлены «сатанинским прельщением». Но вместе с тем, понимая, насколько сильны традиции и привычки в жизни русского человека, церковь сближала христианские праздники с языческими, давала имена христианских святых языческим божествам. Так, Перун-громовержец превратился в Илью-пророка, божество Велес – в святого Власия. В игрища включаются некоторые христианские обряды. Это повлекло за собой изменение характера жеста в танце, стали появятся новые танцевальные движения. В этот период некоторые языческие обряды отмирают, другие же, потеряв свое первоначальное значение, переходят в игры.
     Для этого периода характерен и большой подъем в творчестве народа.  Хороводы, пляски, песни, являющиеся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров, сохранилось в летописях, устном народном творчестве – былинах, сказках, а также в рисунках и фресках. 
     Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи были плясунами, музыкантами, песенниками, игрецами, гудошниками, актёрами.
      Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца. Они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли её рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение. «Всяк пляшет, да не как скоморох», «скоморох и плясец и на дуде игрец», «не учи плясать скомороха» - говорили в народе. Переходя с одного места на другое, скоморохи всегда были непосредственными участниками народных игр и гуляний, участвовали в свадебных, похоронных обрядах, различных семейных торжествах. Скоморохов приглашали часто на княжеские пиры, где у них были постоянные «скоморошные места».
     Впервые слово «скоморох» появляется в летописи «Повесть временных лет» (1068). Фреска южной башни киевского Софийского обора воспроизводит сцены представления скоморохов. 
         Скоморохи несли в себе неистощимый заряд веселья, остроумия, энергии, часто высмеивали представителей власти и духовенства, зарождали в народе вольнолюбивые мысли. Жизнеутверждающее и радостное творчество скоморохов, «весёлых людей», как называют их былины, было враждебно церковной идеологии, утверждавшей изначальную греховность человека и призванной воспитывать народ «в страхе божием», в духе сурового аскетизма, рабского смирения и покорности перед церковью и властями»2, и церковь начинает преследовать скоморохов. 
       В конце XV столетия русский народ окончательно освобождается от татаро-монгольского ига, что способствовало мощному подъёму национальной культуры. Москва, во главе князя Ивана III, стала новым политическим, экономическим и культурным центром. Расширение пределов Русского государства, осуществление ряда реформ, учреждение постоянных органов управления благотворно сказывалось на развитии культуры и искусства русского народа. Продолжают складываться основные песенные жанры, формируется народная хореография.
       С конца VII века Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с Петром I – всероссийским императором, который своими многочисленными реформами и блестящими военными победами создал новое государство – Российскую империю. В этот период произошли серьёзные преобразования в культуре. Танцевальное искусство приобретает светский характер. При дворе популярны французская кадриль, менуэт, лансье, полонез и др. Танцы преподавали и в учебных заведениях, и в частных школах. Позже придворная знать стала стыдиться русской народной пляски, считая её «мужицкой», «деревенской». Появились стилизованные «русско-боярские» и «русско-славянские» танцы.
          Передовые русские писатели, поэты, критики, учёные-исследователи выступали против стилизации русского народного танца, насильственного внедрения чужеземных обычаев. Среди них Белинский В.Г., Карамзин Н.М., Сахаров И.П., Державин Г.Р., Снегирёв И.П., Шейн П.В., Толстой Л.Н., Фаминцын А.С., Гоголь Н.В. писал: «Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный…Откуда родилось такое разнообразие? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» описал виденный им красочный хоровод тверских крестьянок, который они исполняли под песню «Во поле берёза стояла». Член Российской академии наук Якоб Штелин в VIII веке писал, что русский деревенский танец «с остальными европейскими народными или деревенскими танцами он ничего общего не имеет».3 Описание русского танца писателями дополнялось многочисленными картинами, гравюрами, лубками, запечатлевшими исполнения хороводов, плясок, переплясов в ярких, красочных народных костюмах.
           Русский народ продолжал бережно хранить обычаи русского танца. В результате влияния западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, ланце, полька. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретая типично русские черты, манеру и характер исполнения. Так русский танец не только сохраняется, но и развивается, принимая новые разновидности. 
     	XIX век характерен для русского государства серьёзными переменами. В стране развивается капитализм, а вместе с ним появляется рабочий класс. Растёт революционный протест народа, обостряется классовая борьба, появляются новые социальные группы – ремесленники, мещане, городские прислуги – всё это отразилось на народном творчестве, на его содержании и художественной форме. В русском народном танце того времени появляется особая манера исполнения, мимика, многие пляски связаны с городскими гуляньями, рабочими маёвками. Возникают новые танцы – «городские кадрили», «фабричные кадрили», «коробочка», «полька-бабочка» и другие.
     Распространяется и совершенно иной стиль - хореографический лубок. Термин лубок пошёл от сатирических картинок, которые вырезались народными умельцами на липовой доске (луб). Лубок иногда называют народной самокритикой. Попав на сценические подмостки, лубок демонстрировал обострившийся антагонизм между городом и деревней. 
     В 1917 году началась новая эпоха в жизни русского народа и Русского государства. Наряду с острыми, жизненно важными для молодой Страны Советов вопросами о земле, мире, хлебе – были декреты о сохранении всех «культурных сокровищ народа».
     Советская власть дала возможность народным массам приобщиться к культуре, открыла им широкий доступ к духовным ценностям, создавая условия для развития и процветания народного творчества. В малых и крупных городах создаются небольшие самодеятельные группки-ансамбли, состоящие из плясунов, музыкантов и певцов – они несли зрителю самобытную хореографическую культуру русского народа. Эти массовые любительские коллективы, возникшие почти во всех областях России, сумели поднять огромные пласты народного песенного и танцевального искусства, вывести русский танец на большую сцену. Художественная самодеятельность стала своеобразным приемником и продолжателем традиций русской народной хореографии.
     Многочисленные олимпиады, смотры, фестивали, праздники песни и танца дали возможность многочисленным зрителям показать сокровища фольклора, веками хранимые в небольших деревнях, сёлах. 
     Если раньше русские пляски исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре профессиональных театров.  Массовое развитие самодеятельности выявило много знатоков народного искусства, талантливых исполнителей и постановщиков, решивших посвятить своё творчество профессиональной сцене. Всем известны имена: И.А. Моисеев, Н.С. Надеждина, О.Н. Князева, М.С. Чернышёв, П.П.  Вирский, К.Я. Голейзовский, М.С. Годенко, И.З. Меркулов.
      Создаётся большое количество профессиональных коллективов. Среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни и пляски, русские народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы. 
     В 1911 году М.Е. Пятницким был создан крестьянский хор, но после 1917 года коллектив ста систематически выступать перед различными слоями населения России. В 1918 году, глава правительства В.И. Ленин нашёл время посетить концерт русского народного хора под руководством Митрофана Ефимовича Пятницкого и пригласил Пятницкого для беседы к себе в Кремль, где была дана высокая оценка деятельности коллектива и отмечено большое значение пропаганды русского народного творчества. В 1938 году Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого создаёт танцевальную группу (основатель и руководитель – народная артистка СССР Т.А. Устинова). 
     В 1926 году начал свой творческий путь Государственный академический Северный русский народный хор. 
     В 1928 году создаётся Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова. 
     Существенную роль в становлении и развитии всей советской хореографии сыграл Всесоюзный фестиваль народного танца, который состоялся в Москве в 1936 году. После фестиваля возникла потребность сохранения богатства многонационального искусства, стала вызревать идея создания такого коллектива.
     В 1937 году даёт свой первый концерт Государственный академический ансамбль народного танца СССР (основатель и руководитель Герой Социалистического Труда, народный артист СССР И.А. Моисеев).
     В годы Великой Отечественной войны, артисты вносили свой вклад в общую победу. Большое количество творческих концертных бригад, ансамблей выступало перед регулярными частями советских войск, на фронтах и в тылу. Родился совершенно новый жанр хореографии -армейская пляска, с её особой чёткостью, законченностью формы. Заряд оптимизма, ловкости передавали зрителям артисты танцевальной группы. На сцене вставал живой образ советского воина. Особой популярностью пользовались «Пляска всех родов войск» поставленная артистом И. Куриловым, «Казачья пляска» и «Русский перепляс» П.П. Вирского, «Тачанка» В. Варковицкого.
     В 1943 году создаются Государственный Воронежский русский народный хор (основатель танцевальной группы – народный артист РСФСР – М.С. Чернышёв) и Государственный Уральский русский народный хор (основатель танцевальной группы – народная артистка РСФСР – О.Н. Князева).
      В 1948 году – Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» (основатель – Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР – Н.С. Надеждина). 
     В 1950 году – Государственный Омский русский народный хор (основатель танцевальной группы – заслуженный артист РСФСР – Я.А. Коломейский) и множество других профессиональных коллективов.
     Русский танец - это яркое творение народа, отображающее эмоциональное, художественное многообразие жизни русского народа.
     Русскому танцу сотни лет. Интерес к нему повсеместен. В народной среде русский танец не только сохранялся, но развивался, трансформировался, обогащался. 
     По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит многие танцы мира: «Красота танца заключается отнюдь не в искусном положении ноги, но и в том, что в пляске участвуют голова, глаза, плечи, туловище, руки, словом, всё тело…если сравнить французский котельон, английский контрданс, немецкий вальс, польский променал (променад) с русской пляской, то все …окажутся немыми и непонятными, тогда как она и красноречива и глубокомыслима».4 
     Т.А. Устинова назвала одну из своих книг «Беречь красоту русского танца», и этому была посвящена вся её жизнь и творчество.
     «Не могу назвать более многоликого, податливого и благородного для хореографа материала, равного по своим качествам русскому фольклору - говорил И. Моисеев. – Мне кажется, что наши пляски должны исполняться былинами красавицами. Что в них живут некие Ильи Муромы и Добрыни Никитичи – люди удивительной цельности, ясности, величавости». 
     Русский народный танец – результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. Все эти дополнения и видоизменения отражают события, происходящие в бытовой, социальной и культурной жизни русского общества.   
     Изучение русского народного танца, его областных особенностей, правильное понимание стиля, времени, характера и манеры исполнения даёт возможность артистам создавать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, развивает образное мышление и фантазию, воспитывает национальное самосознание подрастающего поколения, является одной из форм эстетического воспитания.


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.2. Виды и формы русского народного танца
     
     Русский народный танец родился в обрядах и играх древних славянских племён. Большинство танцев было связано с культом земледелия, природным циклом, с подражанием повадкам животных. Танец соотносился с представлениями древних людей о соединении человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в жизни людей (рождение ребёнка, заключение брака, охота, война, смерть). Танец как самый естественный способ установления связи с сакральным - это первичный, символический язык человечества, он имел ритуальную функцию.
     Ритуал рассматривается как художественное явление, а важнейший в нём компонент - знаковое физическое движение, представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами - т.е. танец. Танец был частью единого синкретического действия, в котором соединялись музыка, танец, пение, драматическое действо В отдельно взятых композициях технически сложные движения определяют природу фольклорного танца, его формообразующее начало: играх-охотах древнего человека, подражание чайке, медведю.
     Народный танец существующий как фольклорный, аутентичный -  представляет собой одну из празднично-обрядовых форм жизнедеятельности народа. 
     В соответствии с традициями земледельцев зимой, когда солнце поворачивалось на лето, отмечалось рождение бога солнца. С этим периодом связывались Святки, праздники Коляды, Масленицы, содержащие обряды зазывания весны, проводы зимы, Петровки, Спасовки и др.
      С изменением функций фольклора народное танцевальное творчество начало расслаиваться. С одной стороны, продолжали бытовать древние обрядовые формы танца, связанные с трудовой практической деятельностью. С другой стороны, появилось новое танцевальное направление, основой которого стало «общение» - возникла бытовая хо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%