- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Подростковые девиации как вид замещающего поведения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002316 |
Тема: | Подростковые девиации как вид замещающего поведения |
Содержание
Тема: Подростковые девиации как вид замещающего поведения Содержание Введение 2 Глава 1. Теоретические основы поведенческих нарушений 4 1.1 Виды нарушений поведения и общее понятие о механизмах психологических защит личности 4 1.2 Понятие девиации. Виды девиантного поведения 11 1.3 Девиантное поведение у детей и подростков 17 Глава 2. Эмпирическое исследование подростковых девиаций как замещающего поведения (на примере возрастной группы 12-16 лет) 25 2.1 Методы исследования 25 2.2 Оценка девиаций подростков как замещающего поведения в возрастной группе 12-16 лет 26 2.3 Анализ результатов 31 Заключение 33 Перечень использованной литературы 35 Введение Актуальность темы. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, педагогов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и стремительно развивается, ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Конечно, общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины». Но в реформированном обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее - презрение к труду и отвращение к ней, если труд стал позорным, а мошенничество стало доблестным. Гипотеза – мы предполагаем, что на развитие девиантного поведения подростков как вида замещающего поведения может влиять возраст, окружающая обстановка, нарушения социально-психологической и поведенческой адаптаций. Целью работыявляется всесторонние теоретическое и практическое изучение собранного материала по теме - подростковые девиации как вид замещающего поведения. Основными задачами является: 1) характеристика нарушений поведения; 2) анализ типичных видов девиаций подростков; 3) исследование основных направлений работы психолога и специфические особенности устранения девиаций как замещающего поведения; 4) эмпирическое исследования: оценка девиаций замещающего поведения. Объектом работы является подростковые девиации в возрасте 12-16 лет. Предметом работы является анализ подростковых девиаций как замещающего поведения. Методологической базой является совокупность разнообразных общетеоретических методик: анкетирование, корреляционный анализ, сравнение. Глава 1. Теоретические основы поведенческих нарушений 1.1 Виды нарушений поведения и общее понятие о механизмах психологических защит личности Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. Как правило, в условиях психологического напряжения адаптация человека происходит главным образом посредством двух механизмов: совладающего поведения – оно используется сознательно и направлено на активное изменение ситуации, – и психологической защиты. Впервые термин «психологическая защита» был применён в психоанализе и использован З.Фрейдом в работе «Защитные нейропсихозы» (1894). Затем продолжен, интерпретирован, трансформирован и модернизирован как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт–психологии и др. Начиная с З. Фрейда и в последующих работах специалистов, изучающих механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит. Это может "загнать в глубь" внутриличностный конфликт, превратив его в бессознательный источник недовольства собой и окружающими, а так же способствовать возникновению особых механизмов названных З. Фрейдом сопротивлением. "Защита" и "сопротивление" – особые механизмы психики, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания, что обеспечивает бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита – один из механизмов, препятствующих изменению личности. В отечественной психологии концепции защитных механизмов также неоднозначны. Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию. По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие – на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы. Вместе с тем, в современных публикациях, посвященных обсуждаемой проблеме, единодушно признается тот факт, что механизмы защиты находятся между потребностью личности и ее удовлетворением. Отсюда – защита есть зеркальное отражение возможного, но не реализованного личностью процесса мотивации или отражение неосуществленных, но в прошлом желаемых целей. Тогда непродуктивность для личности действия психологических защит связана с несовпадением целей и средств их достижения в поведении человека или нарушением меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию, или поведением человека прямо противоположным целям. Таким образом, психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально–негативной перегрузки. Защита не есть "встроенная" от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: – они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана; – они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Следует также заметить, что люди редко используют какой–либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги. Наиболее часто в научной литературе встречаются следующие типы психологических защит: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование (гиперкомпенсация), проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Таким образом, функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом. Как известно, подростки характеризуются нестабильным поведением, неуравновешенностью, неумением себя контролировать и регулировать в между-личностных отношениях, самооценка их нестабильна и может быть завышенной или заниженной в зависимости от социального статуса личности в коллективе. А это негативно влияет на развитие личности подростка, его взаимоотношений, психической деятельности в целом. Среди подростков выделены следующие виды нарушений поведения: прогулы уроков и отдельных дней в школе, побеги из дома, кражи (бывают ограбления в виде вымогательства денег у слабых), мелкие спекуляции, участие в драках, конфликты в семьях, употребление алкоголя, табака, наркотиков, злоупотребление снотворными и транквилизаторами, токсиматические случаи, девиации сексуального поведения, склонность к суицидальному поведению и т.п. Это приводит к возникновению девиантного поведения и деструктивной формы психического развития.Девиантное поведение подростка связана с безответственностью, нарушением норм морали, этики, желанием достичь ценностей путем негативных поступков и тому подобное. Отношение родителей к ребенку имеет особое значение при возрастных кризисах развития, в частности, и на протяжении младшего школьного возраста. Следует заметить, что характер детско-родительских отношений обусловливает развитие эмоциональной сферы ребенка. Родительское отношение, стиль воспитания, характер поведения родителей с ребенком существенно влияют на особенности развития ребенка, формирования его личности, черт характера на протяжении всех лет детства. Но особенно важную роль они играют в критические периоды развития ребенка (кризиса новорожденности; одного-трех лет, 6-7 лет, подросткового возраста), поскольку влияние указанных факторов может существенно изменить "... весь ход его (ребенка) развития в данный период ". Кризис 6-7 лет - это переломный критический возрастной этап развития ребенка, которым открывается весь период дальнейшего школьной жизни. Поэтому, говоря о проблемах младшего школьного возраста, надо прежде всего иметь в виду проблемы двух возрастных отрезков (по терминологии Л. С. Выготского): кризиса 6-7 лет как критического возраста; и собственно младшего школьного возраста, который охватывает период от 6-7 до 10-11 лет. Данный критический этап не имеет четких возрастных рамок и может продолжаться до достижения ребенком младшего подросткового возраста. В этот период в жизни ребенка происходят значительные изменения в анатомо-физиологических характеристиках организма, меняется социальная ситуация развития, характер деятельности, появляются соответствующие возрасту новообразования (произвольность, внутренний план действий, рефлексия). Под воспитанием принято считать специфическую деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, ее подготовку к жизни и производительного труда. В то же время, семейное воспитание рассматривается в литературе не только как целенаправленная система воздействия родителей на ребенка, но и как характер обращения с ним.Важными факторами воспитания также устройство семьи, образ жизни, устойчивые стереотипы взаимоотношений в семье.Различные системы влияния и способов обращения родителей с ребенком обозначаются как "тип воспитания", "тактика воспитания", "стиль воспитания", "родительская позиция". В данной статье эти термины используются как синонимы, потому, что семейное воспитание сочетает в себе три основных компонента: отношение к ребенку, представление о ней и способы воздействия (контроль, наказание, поощрение, требования и т. д.), Характер обращения с ребенком. Итак, родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в обращении с ней, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Ряд исследователей отмечают, что проявления неадекватного родительского отношения, а именно, недостаточное внимание, гипоопека нередко вызывают у детей сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. В то же время противоположный указанному тип родительского отношения - гиперопека, сильные ограничения со стороны родителей - приводят к невротического и угнетенного состояния, подозрительности, неуверенности и тревожности, психической незрелости трудности в общении с другими детьми. Таким образом, взаимоотношения родителей и детей, характер семейного общения, типы родительского отношения выступают мощным фактором развития ребенка. Данный фактор приобретает особое значение во время критических периодов жизни, в частности в период кризиса младшего школьного возраста (6-11 лет). Наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, которые отвечают за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предусматривает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированности к школьной среды и общению со сверстниками, они активны, независимы, инициативные, доброжелательные, эмпатические. В психологической литературе широко описана феноменология взаимоотношений родителей и детей, проанализирован характер и негативные результаты неадекватного родительского отношения, ложных стилей воспитания на актуальный и перспективный развитие ребенка. В то же время, недостаточно исследованы, а, следовательно, требуют дополнительного изучения характер и механизмы влияния отдельных аспектов родительского отношения на эмоциональную сферу ребенка. Следовательно, при образовании определенного типа родительского отношения детерминируют такие факторы, как: 1. черты и качества личности родителей; 2. физические, психологические и половые особенности ребенка; 3. особенности супружеских отношений; социокультурные факторы; 4. семейные традиции; 5. этиологический фактор. Это позволяет характеризовать родительское отношение как сложное психологическое образование, подвергается влиянию многих переменных, которые необходимо учитывать в процессе составления психокоррекционных программ.Согласно системного подхода к типологизации родительского отношения в структуре последнего можно выделить следующие составляющие:интегральное эмоциональное отношение ( «приема-пренебрежение"),межличностная дистанция в общении с ребенком ( "симбиоз"),восприятия ребенка на когнитивном уровне ( "инфантилизация"),а также формы и направленность контроля за поведением ребенка («авторитарная гиперсоциализация»). Изучение родительского отношения к детям свидетельствует, что почти у половины родителей высокие значение имеет составляющая "инфантилизация", что отражает проблемы в когнитивном компоненте отношения. Высокие значения составляющих "симбиоз" (нарушение диагностируется у половины родителей), и "авторитарная гиперсоциализация" (выявлено почти треть родителей) указывают на проблемы в поведенческом компоненте родительского отношения. Также можно отметить, что, во-первых, у подавляющего большинства родителей существуют определенные нарушения родительского отношения, которые нуждаются в психологической коррекции во-вторых, типы родительского отношения встречаются у родителей данной категории с разной частотой; в-третьих, в структуре родительского отношения ту или иную степень нарушения имеют все три основных компонента отношения (эмоциональный, поведенческий, когнитивный). Таким образом, положительный эффект в процессе коррекции неэффективного родительского отношения к ребенку младшего школьного возраста достигается путем целенаправленного и комплексного воздействия на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты отношения. 1.2 Понятие девиации. Виды девиантного поведения Под девиантным (лат. Deviatio - отклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам) 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно. Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма». В теории организации сложилось единое - для естественных и общественных наук - понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем - это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это - естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы. Специальные социологические теории исследуют отдельные социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными процессами (подсистемами). Предметом подобных теорий могут выступать социальные явления и институты в определенной сфере общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же «сквозные», присущие различным сферам.Функционально доли социологические теории служат методологией познания отдельных социологических процессов, общностей, институтов и методологической основой эмпирических исследований.Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) является динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации - в живой) является общей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень ее организации (организованности), чем система динамические, тем больше значат изменения как средство сохранения (по выражению И. Пригожина - «порядок через флуктуации»). Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью (предметной коллективной сознательной деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются в конечном счете также путем девиантного поведения. Объектами исследования выступают различные виды отклонений: Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Конечно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны очень большие отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов. Индивидуальные и групповые отклонения - индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по ее субкультуры (например, подростки из трудных семей, проводят большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальное жизни" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. в данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры). Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается поведение личности, отклоняющееся что в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не удовлетворяет критериям девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, или эксцентричностью на худой конец ошибкой. Вторичным отклонения называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющегося поведения, всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Стоит выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям: сверхинтелектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтелектуальность менее необходима для актера, или спортсмена политического лидера; особые склонности. Позволяют выявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за или лишения переживания, перенесенные в или детстве юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и уважению в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников; личностные качества - личностные черты и свойства характера, помогают достичь возвышения личности; счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляющиеся в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же моральных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и каралось. Девиантное поведение рассматривается как результат социопатогенеза, возникающее вследствие различных воздействий на личность. Негативные факторы, обусловливающие девиантное поведение детей: - Неблагополучие в семье (неполная семья, родители - пьяницы, наркоманы, ведут аморальный образ жизни, безответственность родителей за воспитание детей, их психолого-педагогическая неграмотность; негативные примеры в моральном поведении; недостаток доброты, семейного уюта, любви к детям, настоящего родительского авторитета; проявления насилия, жестокости; материальное неблагополучие) - Низкая педагогическая культура семьи (отец и мать работают, образованные, интеллектуально развитые, но материальный достаток проявляется в создании для детей "парниковых" условиях, что приводит к ослаблению внутренних сил личности, материального перенасыщения, вседозволенности, несформированности системы самовимог и самоконтроля) ; - Недостаточный уровень воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях (проявляется в перегруженности программ учебным материалом, ученик не может усвоить, что порождает негативизм, сопротивление, попытки «убежать» от учебной деятельности, чувство неполноценности; проявления негативизма со стороны учителей-воспитателей к ученикам с нравственными недостатками, недостаточный уровень педагогической культуры воспитателей; изоляция, отстранение от интересных коллективных дел и т.п.); Негативные социальные воздействия, играют десоциализационную роль в возникновении девиантного поведения подростков: - Прямые десоциализационные влияния совершаются со стороны ближайшего окружения, непосредственно демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленных на формирование личности асоциального типа; - Косвенные десоциализационные влияния среды заключаются в отсутствии необходимых условий для "запуска" ведущих механизмов и средств социализации, с помощью которых осуществляется «трансформация» системы внешней регуляции во внутреннюю. Уголовный фактор возникновения девиантного поведения: - Группа подростков, сформирована за социально-значимой деятельности, в условиях бесполезного згаяння времени и рискованных хулиганских занятий. В такую ??группу, которая оказывается "катализатором" преступного поведения несовершеннолетних, подросток попадает в случае невозможности добиться успеха, отсутствии положительной деятельности, в которой ребенок может реализовать себя; в случае психологического дискомфорта, возникающее как результат престижного недовольство, отчуждение от коллектива, как это бывает с «трудными» учениками вследствие их слабой успеваемости, конфликтов с учителями и одноклассниками, что приводит к снижению референтной значимости подростка и поисков им другого круга общения. Психобиологические предпосылки асоциального поведения детей: а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте (кризисные явления в организме, психике и взаимоотношениях подростка) б) нервно-психические заболевания, акцентуации характера - Психические аномалии: олигофрения, психозы, психопатии, неврозы, психофизический инфантилизм, признаки органического поражения головного мозга - Чаще других встречаются акцентуации по гипертимным и неустойчивому типу; в) отставание в умственном развитии - При особо неблагоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости подростки могут легко попасть под влияние взрослых, опытных преступников; г) различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера. 1.3 Девиантное поведение у детей и подростков Наружные формы проявления девиантного поведения известны всем: безответственное отношение к учебе, конфликты со сверстниками и взрослыми, невыполнение требований взрослых, пропусков уроков, побеги из дома, бродяжничество, употребление наркотических веществ, кражи, вымогательство, драки и тому подобное. Однако прежде чем выяснять причины возникновения такого поведения у детей и подростков, определим признаки и проявления девиантного поведения. Девиантное поведение представляет собой систему поступков личности, отклоняющиеся от общепринятых норм (психического здоровья, права, культуры, морали и т.д.). Как отмечает И.С. Кон, девиантное поведение личности можно разделить на две большие категории, а именно: поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, когда речь идет о наличии психопатологии; поведение, нарушающее социальные, культурные и правовые нормы. О.В Змановський называет такие специфические признаки девиантного поведения: • Многократные, длительные нарушения норм, принятых обществом; • Различные проявления социальной дезадаптации, которые вызывают негативную оценку со стороны других людей; • Поведение не отождествляется с психическими заболеваниями или патопсихологическими состояниями, хотя может при определенных условиях приобретать патологические формы (алкоголизм, наркомания и т.д.). • Результатом поведения является причинение реального ущерба самой личности или окружающим. К психологическим проявлениям девиантного поведения как вида замещающего поведения личности относятся следующие: • духовные проблемы, в частности отсутствие или потерю смысла жизни, переживания внутренней пустоты, блокировка самореализации духовного потенциала и тому подобное; • деформацию ценностно-мотивационной сферы, несформированные или редуцированные нравственные ценности (совесть, ответственность, честность), переживания девиантных ценностей, ситуативно-эгоцентрическую ориентацию, фрустрированность высших потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты; • эмоциональные проблемы: тревогу, депрессию, переживания негативных эмоций, алекситимия (осложнения в понимании своих переживаний и неумение сформулировать их в словах), эмоциональное огрубение (потеря способности определять целесообразность, уместность тех или иных эмоциональных реакций, доказывать их), эффективность и тому подобное; • проблемы саморегуляции: неадекватность самооценки и уровня притязаний, недостаточное развитие рефлексии, самоконтроля, низкий уровень адаптивных возможностей; • искривление в когнитивной сфере: стереотипность, ригидность мышления, ограниченность или недостаточное развитие познавательной сферы, наличие предрассудков; • негативный жизненный опыт: наличие вредных привычек, психических травм, насилия, социальной некомпетентности и тому подобное. Возникновение девиантного поведения личности происходит под влиянием неблагоприятных социально-экономических, политических факторов и определяется биологическими, индивидуально-психологическими, социальными, педагогическими причинами. Биологическими причинами девиантного поведения детей и учащейся молодежи является органическое выражение головного мозга вследствие патологии беременности, родов, внутриутробных и ранних постнатальных нарушений, интоксикации, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм; патология нервной системы и других. На возникновение отклонений в поведении влияют индивидуально-психологические факторы, наличие таких характеристик индивида, затрудняющих процесс его социализации: • Специфические черты в пределах психической нормы: несформированность эмоциональной сферы и навыков общения, пассивно зависимый тип коммуникаций, нарушение самоконтроля и самооценки, расторможенность, агрессивность, тревожность, нарушения гендерной идентичности, гиперсексуальность, акцентуация характера; • Пограничные состояния: психогенные расстройства (неврозы, реактивные депрессии, расстройства адаптации, острые и посттравматические стрессовые расстройства, деривационные нарушения), психосоматические заболевания, психопатии, социальная и педагогическая запущенность; • Психопатологические состояния: умственная отсталость, шизофрения, эндогенные депрессии. Социальные причины связаны с неблагоприятными особенностями взаимодействия личности со своим ближайшим окружением, с негативным влиянием социума на развитие личности. Педагогические-оказываются в недостатках семейного воспитания и организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях системы образования. Роль семьи в становлении личности ребенка, по мнению Э. Эриксона, имеет особое значение на первоначальном этапе социализации ребенка. Так, на первой стадии (до 1 года) развитие ребенка происходит вдоль оси «доверие-недоверие». Уровень развития чувства доверия к другим людям и миру зависит, как отмечает Э. Эриксон, прежде всего от уровня материнской заботы, причем не столько от количества пищи или материнской ласки, сколько от особенностей общения, способности матери передать ощущение постоянства, тождества переживаний, того, что она является человеком, которому можно доверять. На второй стадии (13 лет) развитие происходит вдоль оси «автономия - стыд и сомнение». Здесь формируется способность самоконтроля движений, устанавливается определенное соотношение между проявлениями упрямства и добровольностью действий. Особенности данного соотношения зависят от готовности родителей постепенно предоставлять ребенку возможность самостоятельно осуществлять контроль над своими действиями, ненавязчиво ограничивая ее в тех сферах жизни, которые являются потенциально или актуально опасными для ребенка и окружающих. Переживания стыда Э. Эриксон рассматривает как ярость, направленную на себя, когда ребенку не позволяют быть самостоятельным, когда родители постоянно или выполняют все за ребенка, или ожидают, как она будет делать то, что пока не способна выполнить самостоятельно. Как результат, у ребенка может сформироваться неуверенность в себе, недостаточный уровень эмоционально-волевой сферы. В зависимости от вида нормы, с которой сопоставляются особенности поведения и его негативные последствия, выделяют такие виды девиантного поведения: антисоциальное (деликвентным и уголовную), асоциальное (аморальное), аутодеструктивную. Антисоциальное поведение противоречит социальным и правовым нормам, грозит социальному порядку и благополучию ближних. При этом делинквентное поведение заключается в осуществлении личностью мелких правонарушений, за которые ее не привлекают к ответственности; может проявляться в форме бесчинства, хулиганства. Постепенно делинквентной поведение может трансформироваться в преступную. Уголовное (преступная) поведение личности проявляется в поступках, противоречащих нормам права и предусматривают уголовную ответственность. Асоциальное поведение по мнению М.Андреева, является формой дезорганизации индивида в группе лиц или в обществе, где обнаруживается несоответствие ожиданиям, сложившихся в обществе (прежде нравственным требованиям). ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: