- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, который является конкурентоспособным на рынке труда
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007662 |
Тема: | Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, который является конкурентоспособным на рынке труда |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ………………………… 1.1. Сущность и понятие профессиональной мобильности студентов колледжа …………………………………………………………………. 1.2. Характеристика психолого-педагогических условий организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности ……………………………. Вывод по главе 1 ………………………………………………………… ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ………………………… 2.1. Разработка программы опытно-экспериментальной работы и проведение внедрения модели организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности ………………………………………….……………………. 2.2. Вывод по главе 2 ………………………………………………………….. Заключение ………………………………………………………………… Список литературы ………………………………………………………... Приложения ВВЕДЕНИЕ Агентство стратегических инициатив совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации при методической поддержке федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» с декабря 2013 года реализует системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, который является конкурентоспособным на рынке труда, ответственным, компетентным, свободно владеющим своей профессией и ориентирующимся в смежных областях деятельности, профессионально мобильным, способным к эффективной работе по специальности на уровне, отвечающем мировым стандартам, готовым к непрерывному профессиональному росту. Современные условия развития экономики предъявляют новые требования к работникам различного уровня. Подготовка профессионально-мобильных специалистов становится все актуальнее, в том числе для учреждений среднего профессионального образования [Карелова Р.А. Компоненты]. Среднее профессиональное образование становится более востребованным и мобильным. Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов в настоящее время является включенность их в научно-исследовательскую деятельность, открывающую возможность развивать творческие способности в различных формах профессиональной деятельности, побуждать стремление к углублению знаний, к поиску, формировать аналитические, прогностические, коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества. Научно-исследовательская работа студентов (далее – НИРС) является одним из направлений форм учебно-воспитательного процесса. НИРС как продолжение и углубление учебно учебно-воспитательного процесса, одна из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Степень разработанности проблемы: Еще в 60-е г. XX в. С.Я. Батышев рассматривал в своих трудах проблему подготовки профессионально мобильных специалистов. С 80-х годов XX века мобильность работников является предметом специального исследования, как за рубежом, так и в отечественной науке. У.Х. Сьюэлом и P.M. Хаузером была предложена модель статистического анализа профессиональной мобильности. Применение качественного исследования установок, мотивов и ценностей в процессе профессиональной мобильности содержится в работах Р.B. Тумы, Д. Треймана, P.M. Ходжа. Разработка социокультурных аспектов профессиональной мобильности отличает работы немецкого социолога Б. Вегенера, британца Д. Голдторпа, нидерландцев В. Улти и Р. Лгойкса, датчанина И. Соренсена и др. Основная часть работ посвящена определению сущности, содержанию и условий формирования профессиональной мобильности в высших учебных заведениях при подготовке будущих инженеров, экономистов государственных служащих. Проблему профессиональной мобильности в системе среднего профессионального образования исследовали Ю.Ю. Дворецкая, В.И. Загвязинский, Б.М. Игошев, Ю.И. Калиновский, A.B. Хуторской и др. Вопросы формирования профессиональной мобильности будущих специалистов рассматриваются в работах Л.А. Амировой, С.И. Архангельского, JI.B Вершинкиной, JI.B. Горюновой, О.М. Дудиной, B.Н. Дюниной, Ю.И. Калиновского, С.Е. Каплиной, В.А. Мищенко, Э.А. Морылёвой, М.А. Ставрук, Н.В. Сидоровой, Л.П. Меркуловой, Г.В. Мухаметзяновой, E.JI. Шаровой и др. Концепции мобильности разработаны такими зарубежными учеными, как Ж. Адам, М. Вебер, С.М. Липсет и др. Исследованием закономерностей и принципами профессионального становления личности в отечественной психолого-педагогической науке занимались Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, Л.С. Выготский, И.Ф. Гоноболин, Л.В. Кондрашева, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др. Вопросы организации научно-исследовательской работы студентов изучали Л.Ф. Авдеева, Н.С. Амелина, М.А. Байдан, Л.П. Козлова, Н.В. Матолыгина, Н.П. Меньшикова, М.С. Берштейн, О.Н. Головко, A.M. Голуб, Л.С. Жданова, Л.Г. Квиткина, В.И. Кругов, В.К. Маригодов и др. Анализ и возможности использования зарубежного опыта организации исследовательской работы студентов в нашей стране нашли отражение в работах П.А. Владиславлева, Г.Г. Воробьева, Б.Л. Вульфсона, М.В. Кларина, З.А. Мальковой, Ф.Л. Ратнер, Л.Д. Филипповой и др. Сравнительный анализ системы образования в аспекте организации научной деятельности студентов проводили В.В. Арнаутов, В.В. Белич, В.А. Болотов, Т.П. Вишнякова, Г.Г. Воробьев, О.Н. Головко, О.В. Долженко, В.К. Маригодов, А. А. Слободянюк и др. [Свиридова В.С.]. Разработке проблемы формирования профессиональной мобильности в процессе профессионального образования посвящено немало исследований. Система основных ориентиров для понимания и исследования рассматриваемого феномена была во многом определена научными трудами В.П. Беспалько, П.Ф. Кубрушко, Б.Т. Лихачева, И.И. Пидкасистого и др. В исследованиях Л.А. Амировой, Л.В. Горюновой, Л.П. Меркуловой, В.А. Мищенко, А.А. Никитиной, Э.Ф. Зеера выделяется структура профессиональной мобильности в высших учебных заведениях при подготовке будущих инженеров, экономистов государственных служащих, и особенно будущих преподавателей. Исследованием особенностей формирования профессиональной мобильности у студентов учреждений среднего профессионального образования занимались О.М. Дементьева, В.Н. Дюнина, М.В. Пазюкова [Карелова Р.А. Компоненты]. Анализ литературы по проблеме исследования позволил установить, что организация НИРС колледжа и процесс развития профессиональной мобильности рассматривались, в основном, по отдельным направлениям, не достаточно уделялось внимания изучению проблемы организации НИРС колледжа в процессе развития профессиональной мобильности. Проблема влияния организации научно-исследовательской работы студентов на процесс развития профессиональной мобильности в настоящий момент недостаточно глубоко исследована, разработана и подходы к решению проблемы еще недостаточно систематизированы Комплексный анализ перспектив организации НИРС колледжа в процессе развития профессиональной мобильности студентов средних профессиональных учебных заведений, а также осмысление известных научных публикаций по данной теме позволил выделить ряд противоречий: Между потребностью общества в профессионально мобильных специалистах производственной сферы, с одной стороны, и недостаточной готовностью педагогов профессиональной образовательной организации (далее – ПОО) к организации педагогической работы по развитию профессиональной мобильности будущих специалистов, с другой стороны; Между необходимостью подготовки профессионально мобильных кадров, способных организовать работу по формированию профессиональной мобильности в образовательном процессе ПОО, и недостаточным научным обоснованием организации НИРС колледжа; Между необходимостью совершенствования процесса подготовки мобильных специалистов в ПОО, и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий, принципов, содержания и методов организации НИРС в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения в процессе развития профессиональной мобильности будущих специалистов. На основании анализа актуальности и выявленных противоречий определена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия организации НИРС колледжа в процессе развития профессиональной мобильности. Важность возникшей проблемы, ее научно-теоретического обоснования и практического решения обусловили выбор темы исследования: «Организация научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности». Цель исследования – выявление и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности. Объект исследования – организация научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности. Предмет исследования – психолого-педагогические условия организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности. Постановка проблемы, цели, объекта и предмета нашего исследования обусловили следующие задачи: Проанализировать понятие профессиональной мобильности студентов. Выявить и охарактеризовать психолого-педагогические условия организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности. Охарактеризовать сущность организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности. Разработать и описать модель организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности. Провести апробацию и внедрение модели организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности. Гипотеза исследования: организация научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности возможна (будет реализована) при следующих психолого-педагогических условиях: Организация научно-исследовательской работы студентов включает направления: учебно-исследовательская работа студентов; научно-исследовательская работа студентов во внеурочной деятельности; участие, организация и проведение научных мероприятий; Готовность и взаимосвязанная деятельность студентов и преподавателей к научно-исследовательской работе. Показатели, относящиеся к НИРС, отвечающие требованиям профессиональной мобильности: уровень учебной мотивации, участие в конкурсах проф. мастерства, олимпиадах (по специальности и смежным), организация самостоятельной и самообразовательной деятельности, самооценка коммуникативных умений (опрос-анкетирование), особенности организации коммуникации во время учебного процесса (наблюдения преподавателей). Для обеспечения эффективности научно-исследовательской деятельности студентов необходимо создание следующих психолого-педагогических условий: мотивационные условия для необходимости создания привлечения большей части педагогического коллектива в работе над НИР со студентами; кадровые условия, т.е. подбор, повышение квалификации и переподготовка педагогов для участия НИР со студентами; материально-технические условия проявляются в создании необходимой учебно-материальной базы; научно-методические условия подразумевают решение вопроса об обеспечении проекта необходимой учебной документацией, учебниками и другими средствами обучения; финансовые условия – это решение вопросов финансирования новой необходимой учебно-материальной базы, оплаты работников, привлекаемых к НИР; организационные условия обеспечивают распределение обязанностей всех участников НИР, поиск и приглашение научных руководителей и консультантов и т.д.; информационные условия – это обеспечение участников проекта соответствующей информацией: книгами, журналами и газетами, материалами передового педагогического опыта, базами и банками данных, педагогическими программными средствами и т.д. Для обеспечения эффективности научно-исследовательской деятельности студентов необходимо создание следующих психолого-педагогических условий: формирование у студентов мотивации к научно-исследовательской работе в процессе развития профессиональной мобильности; – психологические тренинги для студентов; высокий уровень научно-исследовательской работы и педагогического мастерства преподавателей – научных руководителей со студентами введение профессиональных модулей, позволяющих осваивать еще и профессии рабочих. введение в учебный план всех специальностей и профессий вариативных дисциплин: «Основы проектной деятельности», «Культура речи» индивидуальные и групповые консультации по предметам с преподавателями ВУЗов – исследовательская ориентация студентов; – обеспечение преемственности в НИРС на стыке ступеней образования: среднее и высшее; – создание поисково-исследовательской среды; – учет психолого-возрастных особенностей студентов; – наличие научно-педагогических кадров, способных качественно реализовать многоплановую и ответственную работу со студентами на всех этапах НИРС; – обеспечение достаточного финансирования НИРС; – наличие современных информационно-коммуникационных средств связи; – наличие специальных учебных пособий по методике проведения студентами научных исследований, необходимой справочной и научной литературы, а также других информационных источников для выполнения научных исследований; – повышение квалификации преподавательского состава по насущным современным проблемам организации в вузах НИРС; – стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, эмпирические методы, анкетирование, наблюдение, индивидуальные беседы. Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны психолого-педагогические условия организации НИРС колледжа в процессе развития профессиональной мобильности: определена роль научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности в процессе тесного взаимодействия учебной и внеучебной деятельности студентов, усиления ее практической направленности, уменьшения доли репродуктивной деятельности студентов и т.д.; определены психолого-педагогические условия влияния НИРС в процессе развития профессиональной мобильности, к которым относятся: организация научно-исследовательской работы студентов; содержание и методы научно-исследовательской работы студентов; реализация дифференцированного и индивидуального подходов к научно-исследовательской работе студентов; разработана структура и содержание организации НИРС: выявлены направления, этапы, цели и задачи НИРС; выделены необходимые знания, важные для проведения научно-исследовательской работы, исследовательские умения, необходимые для организации НИРС, формы организации НИРС и др.; разработана модель организации НИРС колледжа в процессе развития профессиональной мобильности: основные цели, принципы, этапы, содержание, функции, формы, методы, средства, критериально-оценочный аппарат. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: разработана и описана модель организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности; проведена апробация и внедрена модель организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности. База исследования: БПОУ ВО «ЧХТК». Понятийно-категориальная основа исследования. Основными понятиями исследования являются: «научно-исследовательская работа студентов», «организация (управление)», «организация научно-исследовательской работы студентов», «профессиональная мобильность», «развитие профессиональной мобильности». Организация исследования осуществлялась в несколько этапов. Первый этап – поисково-аналитический, сопровождался анализом литературных источников, определением объекта, предмета, научного аппарата и базы исследования; осуществлялось изучение актуальности и теоретическое обоснование проблемы; подбор и разработка диагностических средств исследования; происходило накопление фактического материала, характеризующего состояние изучаемой проблемы; уточнялись понятийный аппарат, задачи, методология исследования. Второй этап – опытно-экспериментальный, содержал проведение констатирующего и формирующего эксперимента; экспериментальную проверку и внедрение в практику разработанных теоретических и практических положений. Третий этап – обобщающий, был связан с анализом, систематизацией и обобщением полученных экспериментальных данных и результатов исследования организации НИРС в процессе развития профессиональной мобильности, определением основных теоретических выводов и практических рекомендаций; оформлением диссертационного исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составили положения общей теории деятельности и ее психологической структуры; философско-методологические аспекты мотивации деятельности; учение о единстве теории и практики в процессе человеческого познания; психолого-педагогическая теория личности как субъекта деятельности, ее творческой активности; положения теории профессиональной педагогической деятельности; концепции формирования готовности к профессиональной деятельности; теоретические подходы к развитию личности в образовании; методология научного педагогического исследования. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанных модели и комплексно-целевой программы организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности в практике деятельности образовательных организаций Вологодской области для разработки новых методов и форм организации научно-исследовательской работы студентов; использования пакета диагностических методик из числа представленных в психолого-педагогической литературе для изучения развития профессиональной мобильности студента, который может быть взят за основу при проведении аналогичных исследований. Содержащиеся в диссертации основные положения, выводы и полученные результаты могут быть использованы: руководителями или администрацией образовательных организаций для осуществления эффективной управленческой деятельности по организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности; городским и областным управлениями образования для организации работы со студентами; органами местного самоуправления при выработке региональной политики в направлении «……………………………………………………..». Достоверность и надежность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью теоретических положений, использованием комплекса теоретических и эмпирических взаимодополняющих методов исследования, повторимостью и воспроизводимостью ее результатов. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе совместной деятельности с администрацией и методической службой БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж» при организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности. Материалы диссертационного исследования обсуждались на научно-методических семинарах и заседаниях Кафедры начального образования, общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Череповецкий Государственный Университет», на заседаниях цикловой методической комиссии и педагогических советах БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж». Основные материалы исследования нашли отражение в публикациях автора; в участиях в научно-практических конференциях: Гольцова Н.В., Дедюкова М.Н. Организация научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности [Текст] // Развитие профессиональных компетенций студентов педагогических и психологических направлений в условиях разноуровневой подготовки в университете: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / Под ред. Р.А. Самофала. (г. Череповец, апрель 2015 г.). – ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2015. – С. 83-87. Дедюкова М.Н. Отношение преподавателей и студентов к научно-исследовательской деятельности в условиях инновационной среды БПОУ ВО «Череповецкого химико-технологического колледжа» Дедюкова М.Н. Особенности развития профессиональной мобильности студентов колледжа в условиях инновационной образовательной среды [Текст] // Педагогическое образование: история (традиции, опыт) и современность: Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции, посвященной 140-летию педагогического образования в г. Череповце (1–2 июня 2016 г.) / Под ред. Н.В. Гольцовой (г. Череповец, июнь 2016 г.). – ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2016.– С. 62-68. М.Н. Дедюкова. Организация научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности. Студенческая научная конференция «СНК-2016» в рамках Всероссийского Фестиваля науки в ФГБОУ ВПО «Череповецкий Государственный Университет» (очная – апрель, 2016 г.) Положения, выносимые на защиту: готовность студентов к научно-исследовательской работе рассматривается как цель и результат обучения в учреждении педагогического образования, сформированность совокупности мотивов выбора профессии, профессиональных знаний, умений и навыков, комплекса качеств личности педагога-исследователя; состоит из мотивационно-личностного, когнитивно-операционального, аналитико-прогностического и проективно-рефлексивного компонентов, каждый из которых имеет определенные критерии и показатели; научно-исследовательская работа студентов - это выполнение ими работ исследовательского характера, связанных с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях проверки выдвинутых гипотез, установления закономерностей развития личности и системы образования в целом; психолого-педагогические условия научно-исследовательской работы студентов способствуют формированию их готовности к педагогической деятельности и включают: организацию научно-исследовательской работы студентов, содержание и методы научно-исследовательской работы студентов, реализацию дифференцированного и индивидуального подходов к научно-исследовательской работе студентов; реализация дифференцированного и индивидуального подходов к научно-исследовательской работе студентов включает: организацию научно-исследовательской работы с учетом индивидуальных особенностей каждого студента; стимулирование научно-исследовательской работы студентов; развитие самостоятельности и ответственности каждого студента в процессе научно-исследовательской работы; расширение научных контактов и совершенствование научно-исследовательских умений студентов; модель формирования готовности студентов к педагогической деятельности включает: цели, принципы, функции, содержание, этапы, формы, методы и средства формирования готовности к педагогической деятельности. Структура диссертации и логика работы подчинены решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основной текст изложен на ____ страницах; содержит ___ таблиц, ___ схем, ____ графиков, ___ рисунков, ___ диаграмм. Список литературы включает _____ наименований. Этапы исследования: Первый этап (2014-2015) - теоретический. В ходе него осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по вопросам теории научного познания и деятельности; по вопросам формирования готовности личности к научно-исследовательской деятельности, организации научно-исследовательской работы студентов и ее влиянии на профессиональную мобильность студентов. На этом этапе были определены цель, объект, предмет исследования, его гипотеза и задачи; разработан план исследования; был проведен констатирующий эксперимент. Второй этап (2015-2016) - опытно-экспериментальный. На этом этапе проводился формирующий эксперимент, осуществлялась сопоставительная диагностика, выявлялись оптимальные психолого-педагогические условия организации научно-исследовательской работы студентов колледжа, способствующие процессу развития профессиональной мобильности. Третий этап (осень 2016) - обобщающий. Данный этап был посвящен анализу, систематизации и обобщению результатов исследования, уточнению положений и выводов исследования, оценивалась результативность реализации модели организации научно-исследовательской работы студентов колледжа в процессе развития профессиональной мобильности. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 1.1. Сущность и понятие профессиональной мобильности студентов колледжа Экономическая ситуация в России в последнее десятилетие предъявляет к системе среднего профессионального образования новые требования. За последние годы профессиональное образование претерпело обширное и глубокое реформирование. Фактически впервые в практическом плане поставлена задача развития человеческого капитала страны как фактора инновационного развития. Последние десятилетия показали, что российские кадры в целом не конкуренты на мировом рынке труда (за исключением ряда специальностей, которые в массе своей не являются определяющими). Все эти годы трудно формировалась образовательная политика, которая подвергалась жестким нападкам со стороны различных общественных структур и институтов. При этом всем очевидна необходимость коренной модернизации общего и профессионального образования. Современный процесс модернизации экономики РФ обуславливает рост потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций в производстве. Повышаются требования к профессиональной и социальной компетентности, технологической культуре и качеству труда специалистов в соответствии с особенностями современного этапа развития наукоёмких и высокотехнологичных производств. Развитие современного рынка труда предъявляет повышенные требования к профессионально-личностной компетентности выпускников учреждений среднего профессионального образования. Важнейшим из компонентов является профессиональная мобильность будущего специалиста, требует инновационных изменений в деятельности учреждений СПО. Вступление России в международное Болонское соглашение, а также Федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения способствуют формированию профессиональной мобильности. В соглашении говорится о создании условий для роста социально-профессиональной мобильности студентов; о недостаточном уровне подготовки педагогических кадров к реализации инновационных технологий; о создании условий для формирования качеств личности специалистов среднего звена, обусловленных современными требованиями (мобильность, конкурентоспособность, адаптивность, социальная активность, саморазвитие, компетентность и др.) [Балягова]. Болонские положения и ФГОС указывают и на необходимость создания гибкой системы среднего профессионального образования, готовящей специалистов, способных быстро, творчески воспринимать и применять новые знания и адаптироваться к новым условиям рынка труда. В связи с этим необходимо развивать у студентов творческое мышление и исследовательские умения и навыки, активизируя их участие в научно-исследовательской работе [Ильина Т.Г.]. Таким образом, существует социальный заказ предприятий на подготовку профессионально мобильного специалиста, необходимость научного обоснования организации процесса развития профессиональной мобильности, ориентации профессиональных образовательных организаций на повышение профессиональной мобильности студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Для определения и конкретизации понятия «профессиональная мобильность студента» необходимо провести анализ понятия, рассмотреть его составные компоненты, механизмы их взаимодействия и технологии эффективного формирования. Воспользуемся для этого научной и энциклопедической литературой (общей и специальной: педагогической, психологической), научными трудами (диссертациями, авторефератами, статьями), учебными и учебно-методическими пособиями. Ставрук М.А. в диссертации «Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии» говорил о понятии «мобильность», которое стало активно использоваться в работах ученых-педагогов со второй половины 1990-х гг. В центре внимания педагогической науки оказалась история становления и развития профессиональной мобильности в контексте модернизации образования; подготовка профессионально мобильных студентов; совершенствование методики преподавания в среднем профессиональном образовании; самореализация личности мобильного студента и т.д. Профессиональная мобильность на всех уровнях образования признана важным вопросом для изучения и поэтому требует тщательного анализа. Понятие «профессиональная мобильность» получает неоднозначную трактовку. Она подменяется сходными или близкими по значению понятиями. Из анализа ряда источников понятие «мобильный» означает «подвижный, способный к быстрому передвижению, действию, принятию решения»; а понятие «мобильность» определяется как «свойство мобильного» или «способность к быстрому передвижению, действию». Однако современные отечественные педагогические словари и энциклопедии не содержат термина «профессиональная мобильность студентов колледжа». Поэтому «профессиональная мобильность» должна быть рассмотрена через общее видовое понятие. Такими понятиями могут выступать: «социальная мобильность», «социально-профессиональная мобильность». Рассмотрим специфические черты выделяемых видов мобильности и сопоставим их с характеристиками профессиональной мобильности, выявляя при этом общие составляющие элементы. Профессиональная мобильность – это перемещение индивида или профессиональной группы в социально профессиональной структуре общества с изменением или без изменения социального статуса. Профессиональная мобильность является разновидностью социальной мобильности, определяемой П.А. Сорокиным как перемещение индивида или группы по ступенькам социальной лестницы. Понятие мобильность было введено П.А. Сорокиным в 1927 году. Позднее, в 50–60-е годы ХХ века изучение этого феномена получило развитие в трудах таких ученых как Э.Ф. Джексон, Г.Д. Крокет, П.М. Бол, О.Д. Данкен, Б. Шефер и др. П.А. Сорокин разделяет мобильность на вертикальную и горизонтальную. Горизонтальная профессиональная мобильность отражает смену профессии для расширения возможностей индивида, но сохраняет его принадлежность к социальному слою [Сорокин П.А.; Ковалева А.И.]. Профессиональная мобильность студента рассматривается как способность быстро и качественно осваивать смежные виды профессиональной деятельности и готовность к эффективной адаптации к различным условиям на современном рынке труда, обеспечивает возможность оптимально результативной перестройки в новых условиях и достаточно высокую конкурентоспособность будущего специалиста. В большом психологическом словаре профессиональная мобильность раскрывается как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности [Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь]. Горюнова Л.В. рассматривает социальную мобильность как феномен, который характеризует подвижность мотивационного поля, внутреннего состояния личности. По мнению Игошева Б.М., образование является одной из главных ступеней на пути к высшему социальному статусу: хорошее образование дает возможность человеку развить свои способности, овладеть достойной профессией и, соответственно, подняться выше по социальной лестнице. И поэтому образование, специальность и квалификация в значительной степени обусловливают социальную мобильность личности и способствуют ее самореализации, так как будущему специалисту необходимо быть адаптивным, коммуникативным и толерантным [Балягова]. Калиновский Ю.И. определяет социально-профессиональную мобильность как способность быстрой профессиональной и личностной переориентации при сохранении профессиональной и социальной идентичности, при обязательном соотношении прошлого опыта и новой деятельности [Балягова]. М.А. Ставрук рассматривает социально-профессиональную мобильность с двух точек зрения. С одной стороны, это смена позиций, обусловленная внешними обстоятельствами (такими, как отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата, бытовая неустроенность и т.д.). В данном случае мобильность продиктована необходимостью адаптироваться к реальным жизненным ситуациям. С другой – социально-профессиональная мобильность – это внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в самосовершенствовании. В ее основе лежат такие понятия, как грамотность, образованность и профессиональная компетентность. Как результат – внутренняя свобода и раскрепощенность личности, которая способна быстро реагировать на происходящие в социуме изменения [Балягова]. Профессиональная мобильность, подобно социально-профессиональной мобильности вызвана потребностью внутреннего самосовершенствования личности, стремлением к приобретению более качественных образовательных и профессиональных компетенций. Ускорение темпов научно-технического прогресса, изменения производственных технологий происходят столь быстро, что полученные в профессиональные знания устаревают за срок, гораздо меньший периода трудовой жизни человека. Кроме того, экономическая ситуация в стране требует наличия трудовых ресурсов, обладающих высокой степенью профессиональной мобильности, и у каждого р....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: