VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Подготовка к олимпиадам по химии различного уровня как форма внеурочной работы с мотивированными и одаренными детьми

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009962
Тема: Подготовка к олимпиадам по химии различного уровня как форма внеурочной работы с мотивированными и одаренными детьми
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ХИМИИ

Подготовка к олимпиадам по химии различного уровня как форма внеурочной работы с мотивированными и одаренными детьми

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
БАКАЛАВРА

по направлению Педагогическое образование
профили «Химия», «Экология»






      
Содержание
      
     Введение………………………………………………………………стр. 3
     Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С МОТИВИРОВАННЫМИ И ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ…………………………………………………………………..…стр. 5
1.1. Понятие и виды внеурочной работы …………………………………..стр. 5
1.2. Подготовка к олимпиадам по химии как форма внеурочной работы….................................................................................................................стр. 13
1.3. Проблемы подготовки учащихся к олимпиадам по химии ………..…стр 
     Глава 2. Методическая часть……………………………………………
      3.1 Разработка элективного курса «Решение задач повышенной сложности по химии для учащихся 8 – 9 классов»………………………...……. 
     3.2 Программа элективного курса……………………………………..…..
     3.3 Содержание элективного курса………………………………….……..
     3.4 Апробация………………………………………………………………..
     
     Заключение………………………………………………………………….
     Список литературы…………………………………………………...…….
      
Введение
      
     Организация внеурочной работы (ВР) в деятельности образовательных учреждений открывает новые возможности для самореализации, самоопределения, творческого и интеллектуального развития каждого обучающегося. Так, разнообразная внеурочная деятельность (ВД) способствует раскрытию индивидуальных способностей ученика, не проявившихся на уроке; включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности [6].
     Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) второго поколения рассматривает понятие «внеурочная деятельность», как неотъемлемую часть образовательного процесса, и характеризует её как образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы. Применение разнообразных форм работы расширяет возможности учителя и обучающихся. К таким формам можно отнести различные кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, факультативы по различным предметам [1].
     Актуальность проблемы. В настоящее время, интерес к изучению химии среди школьников неуклонно возрастает, и это связано не только с возможностью поступления в вузы, в которых одним из профилирующих предметов является химия, но и с самобытностью предмета, возможностью освоения окружающего мира посредством проведения научно-исследовательских работ и участия в олимпиадном движении по предмету. Овладение знаниями основных теоретических положений и законов химии, экспериментальными умениями и навыками, алгоритмами химических расчетов позволяет развить творческий потенциал школьника и его познавательный интерес к предмету.
     Реализация передачи этих знаний, умений и навыков осуществляется путем создания комплекса общих химических дисциплин и взаимосвязанной преемственной системы элективных курсов и специализированных практикумов, творческого сотрудничества учителя с учащимися в научно-исследовательском поиске и при решении задач олимпиадного уровня. При этом важнейшей задачей является формирование у школьников потребностей к самообразованию, к поиску самостоятельного решения задач и проблем научно-исследовательского характера. Таким образом, подготовка к олимпиадам по химии различного уровня, как форма внеурочной работы с мотивированными и одаренными детьми, является актуальной.
     Цель работы заключается в разработке и апробации методических рекомендаций по подготовке школьников к олимпиадам по химии различного уровня.
     Объект исследования – внеурочная деятельность в образовательной организации.
     Предмет исследования – особенности организации внеурочной деятельности в педагогическом процессе образовательной организации.
     С учетом объекта, предмета и цели исследования к конкретным задачам ВКР относятся:
     1. раскрыть сущность понятия внеурочной деятельности;
     2. охарактеризовать подготовку к олимпиаде по химии, как форму внеурочной работы и  рассмотреть проблемы подготовки учащихся к олимпиаде;
     3. разработать и опробовать (фрагмент) элективный курс для подготовки к олимпиадам по химии различного уровня одаренных и мотивированных учащихся во время педагогической практики на базе МБОУ «Лицей МОК №2» г. Воронеж;
     4. оценить эффективность элективного курса (фрагмента).
     Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы.
2. Проведение внеурочных занятий и виртуальной олимпиады.
3. Анализ полученных результатов.
     
     
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С МОТИВИРОВАННЫМИ И ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
     
     1.1 Понятие и виды внеурочной работы
     Почти все ученые-педагоги во все времена уделяли очень большое внимание ВД. В ходе анализа методико-педагогической литературы учеными обнаружено, что присутствует большое количество понятий внеурочной работы. Образовалась трудность в применении синонимичных определений «внеурочная» и «внеклассная» работы [6]. В табл. 1 представлены различные трактовки этих понятий [12, 15].
     Табл. 1 позволяет нам сделать следующие выводы:
     * В методической литературе по педагогике 1960 – 1990 гг. использовалось только понятие «внеклассная работа».
     * В 90-е годы появляется термин «внеурочная работа», не имеющий принципиального отличия от определений «внеклассной», а чаще всего отождествляемый с ней.
     * Позже в отдельных учебно-методических пособиях и в глоссарии ФГОС начинает встречаться понятие «внеучебной деятельности», которое вообще не находит самостоятельного определения, являясь равным «внеурочной деятельности» [22].
     «ВД школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий» [19].
     «Внеурочная» или «внеучебная» работа помогает реализовать требования ФГОС и позволяет объединить все виды деятельности учащихся (кроме учебной). За счет расширения спектра занятий раскрывает потенциал детей, дает дополнительные способности для решения задач воспитании и социализации.
     Таблица 1. Сравнение определений основных понятий по различным источникам педагогической литературы
Источник
Понятия


Внеклассная работа
Внеурочная работа
Педагогический словарь. / под ред. И.А. Каирова. – М., 1960.
Это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.
________________
Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. – М.: Просвещение, 1983.
Это учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.
___________
Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Амонашвили Ш.А. – М., “Университет”, 1990 г.
Внеурочная работа составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997.
Внеклассная работа организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.
Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная – учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.
     
     Главным аспектом ВР является то, что время, отводимое на эту деятельность, используется по желанию учеников и в формах, отличных от урочной системы обучения.
     В [19] выделены следующие виды и направления ВД:
     1) «игровая деятельность;
     2) познавательная деятельность;
     3) проблемно-ценностное общение;
     4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
     5) художественное творчество;
     6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
     7) трудовая (производственная) деятельность;
     8) спортивно-оздоровительная деятельность;
     9) туристско-краеведческая деятельность.
     В базисном учебном плане предложены основные направления ВД: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность [].
     Виды и направления ВД переплетаются между собой, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
     Представленные выше виды и направления внеурочной деятельности позволяют нам определить цели внеурочной работы:
     - Повышение заинтересованности у учащихся к предмету;
     - Формирование и развитие образовательной компетенции учеников;
     - Развитие индивидуальных способностей и инициативы у учеников;
     - Создание возможных условий ближе познакомиться с важными научными фактами, глубокое усвоение материала;
     - Формирование мировоззрения у учеников, развитие творческих способностей, патриотических чувств.
     Предмет «химия» как и другие образовательные предметы, нуждаются в дополнительных, внеурочных занятиях. ВР учеников по химии можно разделить на индивидуальную, групповую и массовую. Все эти виды различаются между собой не только количеством учащихся, но и различными формами, методами и содержанием.
     Для индивидуальной ВР выделяют два варианта:
     - эпизодическая ВР, при которой учитель акцентирует внимание на определенном моменте, который впоследствии привлечет учащихся к более систематической работе. Такого рода задания можно использовать в период, когда еще не налажена групповая ВР в школе или в данной параллели.
     - углубленная ВР – эта работа с учениками, которые уже сознательно определились специализироваться в области химии или близких к ней наук. Эти занятия позволят пополнить багаж знаний, которые в недостаточном объеме получает школьник на уроке.
     Чаще всего, организуя групповую внеурочную деятельность, учитель опирается на ученический актив. Эта ВР охватывает учащихся уже с имеющимся интересом к химии или какой-либо ее отдельной области. Она позволяет не только детально изучать предмет, но и формировать коммуникативные навыки. Ученики сами оценивают свои успехи, что создает положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание выполнять предлагаемые задания. Тем самым групповая форма развивает умения слушать и слышать, согласованно выполнять совместную деятельность, учиться адекватно, оценивать себя и товарищей.
     Работа с детьми, которые интересуются не столько химией сколько возможностью приложить свои силы, знания к конструированию приборов и разработке наглядных пособий, может быть организованна как в индивидуальной форме, так и в групповой. Среди учеников младших классов пропаганда знаний по химии, выполнение вспомогательных работ оформительского характера послужит ступенькой развития интереса к предмету в дальнейшем.
     В целом, деятельность, разумно направляемая учителем химии, будет способствовать решению общих учебно-воспитательных задач.
     Форма работы, охватывающая большое количество учащихся называется массовой. К ней можно отнести такие мероприятия как дни, месячники, декады по химии, олимпиады, научно-практические конференции, профессиональные встречи, тематические дискуссии, познавательные игры, конкурсы. Участвуют такого рода в мероприятиях не только учащиеся, специально интересующиеся химией, но и все остальные, что и является характерной особенностью массовой ВД.
     Рассмотрим, какая форма массовой работы (МР) чаще используется у школьников разных возрастных звеньев.
     МР позволяет ребятам без четко определившегося интереса к данной области знаний посредством игровой формы, занимательности, театрализации пожелать глубже узнать предмет. Особенно это относится к учащимся младшего и среднего звена.
     В восьмых классах ученики с удовольствием и увлечением готовят вечера занимательной химии на тему «Чудеса алхимии», «Химия в нашем быту» [20].
     Учащихся девятых классов больше интересуют производственные вопросы, хотя в проводимых мероприятиях они все еще предпочитают видеть больше занимательности. Например, учащиеся активно участвуют в подготовке вечера на тему «Из истории открытия элементов», «Фтор и его родственники». В связи с изучением периодической системы и строения вещества хорошо проходят конференции, требующие более серьезной подготовки, например: «Периодическая система вчера и сегодня», «Инертные газы, и их применение».
     Актуальными формами МР для десятых и одиннадцатых классов являются олимпиады, научные конференции, встречи с производственниками химических и смежных с ними специальностей, потому как большинство учащихся становятся серьезнее, более осмысленно относятся к учебным предметам. Многие ребята уже сделали выбор будущей профессии и осознанно участвуют в таких мероприятиях. Примером может послужить научно-практическая конференция: «Происхождения жизни на Земле», «Физика и химия в центре естествознания», или отдельными областями химии, особенно имеющее практическое значение, например: «Химия красителей», «Наши друзья полимеры» [13].
     Содержание ВД школьников по химии подчиняется строго определенным требованиям:
     - научность, т.е. использование специального дидактического материала, «усвоение конкретного, преимущественно через обобщенные теоретические знания» [];
     - доступность, соответствие сложности учебного материала возрастным особенностям;
     - актуальность, важность и необходимость знаний в данном временном периоде;
     - практическая значимость, возможность применении полученной информации в жизни;
     - занимательность, чтобы знания подавались в определенной интересной форме.
     В процессе обучения в памяти детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми они должны были овладеть, поэтому, учитывая все вышеперечисленные требования, к внеурочной работе очевидно, как внеклассная деятельность может пополнить, расширить, углубить знания детей по химии. Самостоятельные приобретенные знания не забываются и имеют для детей большую значимость.
     Особого подхода требует организация ВР с одаренными и мотивированными детьми. Например, учащихся с высоким интеллектуальным уровнем сложно заинтересовать общеизвестными знаниями для них необходимо находить что-то неординарное. Для мотивированных учеников подбор учебного материала не только должен иметь определенный уровень сложности, но и соответствовать их направлению. В процессе организации внеурочной работы необходимо грамотно чередовать теоретическое обучение с практическим заданием, выполнение индивидуальных заданий вместе с групповой работой.
     На сегодняшний день учитель имеет возможность организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Существует много методической литературы и, конечно же, не последнюю роль играет творчество и индивидуальный подход преподавателя. С каждым учебным годом в сознании учителей и учеников возникает понимание важности ВР.
     
     1.2. Подготовка к олимпиадам по химии как форма внеурочной работы
     Для развития одаренных детей (ОД) можно использовать различные формы внеурочной работы, среди которых одним из наиболее эффективных является школьная химическая олимпиада (ШХО) [17].
     «Олимпиада – одна из общепризнанных форм работы с ОД». Огромную роль для развития высокоинтеллектуального ребенка имеют различного рода конкурсы и олимпиады, которые позволяют ещё больше повысить уровень знаний таких детей, помочь им не останавливаться на достигнутом, а развивать свои способности. Часто для этих ребят возможности школьных программ несколько ограниченны. Предметные олимпиады позволяют углубить и расширить уже существующие знания. Вместе с тем участие в таких видах внеурочной работы помогает воспитывать в учащихся необходимые человеческие качества: целеустремленность, трудолюбие, активность, творчество. Результат химической олимпиады (ХО) может послужить прекрасной возможностью оценить свои способности и сравнить уровень знаний с другими. Во время подготовки ХО дети черпают знания не только из школьной программы, этого будет недостаточно, а широко используют дополнительную литературу по химии.
     Организация олимпиады как вида ВР может проходить в различных формах, которые представлены в таблице 2.
     Таблица 2. Формы проведения олимпиады
Форма
Участники
Основные принципы проведения
Положительные стороны
Очная
По рекомендации преподавателя
-охватывает школьников с более глубоким уровнем знаний;
- воспитывает в детях умения использовать свой багаж знаний;
- выявить не только наиболее одаренных учеников, но и людей, умеющих решать нестандартные задачи
- Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей;
- повышение удельного веса внутренней мотивации;
- формирование познавательной активности;
заочная (дистанционная)
По желанию учащихся
 - позволяет охватить большее количество учащихся, в них имеет право участвовать любой школьник без рекомендации со стороны учителя;
 - является движущей силой развития самостоятельной работы учащихся;
 - превращаются в интернет-олимпиады;
- возможность пользоваться дополнительной литературой при решении олимпиады.
- возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время; 
- возможность совмещения с учебным процессом;
 - отсутствие ограничений количества участников.
     
     Огромной альтернативой участникам олимпиады, победителям и призерам являются льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Так же глубина знаний будет способствовать высокому балу на ЕГЭ, т.е. участие в олимпиадах является прерогативой нынешнего образования. 
     Методика подготовки к ХО различного уровня заключается в том, чтобы знания были поступательными по нарастающей от простого к сложному.
     Руководствуясь положением о Всероссийской олимпиаде школьников, от 2009 года были выделены четыре этапа: школьный (на уровне одного учебного заведения), муниципальный (среди школ района), региональный (на областном уровне) и заключительный (всероссийский). Каждый этап проходит в несколько туров: одного или двух теоретических и экспериментального.
     Организация олимпиады любого уровня требует тщательной подготовки, длительной и напряженной работы группы педагогов.
     Детально мы рассмотрим проведение школьной химической олимпиады. Каждый из вышеперечисленных этапов разбит на стадии:
     Подготовительная стадия предполагает основательную работу педагога, формирующего у детей мотивацию для участия в олимпиаде. Преподаватель подбирает детей наиболее подготовленных, заинтересованных в данном предмете и одаренных. Учитель проводит конференции, посвященные ШХО, наблюдения в ходе уроков химии, организация кружковой, исследовательской работы; устраивает тематические выставки учебной и научно-популярной литературы по химии, знакомит учащихся с интересными химическими открытиями, со знаменитыми учеными, приводит факты из жизни, где ведущую роль играют химические элементы. Так же большую роль в подготовительной работе имеет анализ результатов олимпиад прошлых лет, где преподаватель, на факультативных занятиях вместе с детьми разбирает интересные задания и варианты их решения.
     Учащиеся участвуют в школьной химической олимпиаде по желанию. Можно провести дополнительное занятие, с проявившими инициативу детьми участвовать в олимпиаде, для ознакомления с целями ШХО, регламентом проведения, с примерами заданий олимпиады. По уровню задания должны быть выше, чем школьная программа, но и, тем не менее, доступна для большинства ребят. Они могут отличаться своей занимательностью, необычностью формулировки вопросов. Решение такого рода заданий предполагает нестандартные приемы и творческий подход учащихся. Поиск необычных вариантов решений задач [21].
     Основной стадией считается само проведение ШХО. Время проведение определяют преподаватели и директор школы, в которой проводится олимпиада. Чаще всего в выходной день или после уроков. Ребят рассаживают так, чтобы вместе не сидели дети из одного класса. Теоретический тур длится не более 4-х астрономических часов.
     Рекомендация центральной методической комиссии (ЦМК): проводить в школе экспериментальный тур. В случае если школа не оснащена специальным химическим оборудованием и реактивами для проведения такого вида работ, обязательно включать в комплект заданий задачу, требующую мысленного эксперимента. 
     После окончания ШХО собираются и шифруются работы, потом жюри, состоящее из учителей-предметников, проверяют олимпиады. Важным в их оценивании является единый подход. В ходе сведения в ранжированные таблицы результатов работ по параллелям определяются призеры и победители. Призовые места могут делиться между несколькими участниками, т.е. детей занявших первое, второе, третье место может быть несколько, в отличие от спортивных соревнований. Ребята, которые набрали меньше от половины максимального балла, не могут быть победителями и призерами. 
     Заключительная стадия подытоживает всю вышеперечисленную работу. Здесь уместно разобрать решенные задания, провести их анализ, сделать выводы. Учитель готовит полный отчет по прошедшей ХО: сводные таблицы, ведомости, списки учащихся для районной олимпиады [1]. 
     Подводя итог можно сказать, что подготовка и проведение ШХО требует большой и кропотливой совместной работы преподавателя, участников конкурса и их родителей. Каждый из звеньев этой цепи должен подходить ответственно иначе не получится хороших результатов. Задача преподавателя не только дать знания, но и мотивировать ребенка к участию в олимпиаде. 
     Высокий результат – это ступень к будущим его победам во взрослой жизни!
     
     1.3. Проблемы подготовки учащихся к олимпиаде по химии как формы внеурочной работы с мотивированными и одаренными детьми
     В наше время, высокого уровня научно-технического прогресса одной из важнейших задач является подготовка квалифицированных кадров. Каждый ребенок, рождаясь, уже имеет свою генетическую направленность. Под воздействием социальных факторов: семья, детский сад, школа происходит открытие и дальнейшее развитие, и укрепление данных свыше способностей. Родители, воспитывая своего дитя, начинают замечать те или иные способности, например к музыке, изобразительному искусству, спорту. В школе учителя-предметники выявляют более активных детей на своих уроках. Существует термин «одаренный ребенок», кто же это? По мнению педагогов-психологов ОД – это дети с более высокой, чем у сверстников восприимчивостью к учению и выраженными творческими проявлениями, обладающие очевидными достижениями (или имеющие внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности. А так же интенсивность выраженности и яркость, которых выделяет их среди одноклассников [16].
     Проблемы подготовке (ПП) к олимпиаде можно представить схематически следующим образом:
     Схема-1 Проблемы подготовки учащихся к олимпиаде по химии
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Касаясь ПП одаренных ребят, к такой форме внеурочной работы как ХО, хочется отметить, что дети, даже имеющие способности к предмету, не всегда изъявляют желание участвовать. Заинтересовать обучающихся, вовлечь их в олимпиадное движение, мотивировать к участию, помочь не потерять уникальность мышления, развивать и прививать определенные навыки – это задача учителя. Для решения, поставленных выше задач, педагог проводит огромную работу на каждом уроке и факультативном занятие.
     Итак, главная проблема участия в олимпиаде – желание самого ребенка. Только совместная деятельность родитель + учитель + ученик поможет решить ее и привести к высокому результату. Мы не зря говорим о родителях в первую очередь, потому как не только учитель, но и они, даже в большой мере, могут мотивировать. Их положительное отношение к тому, что их ребенок много занимается предметом. Случается, что они не видят будущее, связанное с химией. Но чаще, конечно, родители становятся союзниками преподавателя и вносят весомый вклад в успехи своих детей.
     Так же ПП является то, что на своих уроках учитель ориентируется на учеников средних способностей и больше уделяет внимание отстающим. Даёт возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяет внимание ребятам с более сформированными знаниями. Поэтому возникает потребность создания этим учащимся определенных условий для достижения высоких показателей в изучении предмета. Необходимо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими преподавателями, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, ориентируясь на личностный подход, подбирая для обучающихся индивидуальные задания, тем самым, не позволяя одаренному ребенку заниматься впустую.
     При работе с такими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости. Рассмотрим эти виды 
     Таблица-3
     
     
     
     Учитывая вышеперечисленные критерии, учитель планирует работу с одаренными и мотивированными детьми. И здесь же надо учесть, что такие ребята, как правило, могут интересоваться не одним предметом и быть одарены не только в одном направлении, поэтому педагог должен использовать это в своей работе и опираться на межпредметные связи.
     Непосредственно говоря о подготовке учащихся к олимпиаде по химии, учителю необходимо учесть следующие особенности задач:
     - интегрированный вид – содержит различные тематические разделы учебной программы с широким использованием межпредметных связей (физика, химия, биология), позволяет учащимся применять знания разных предметов, интегрируя их в выборе способа решения;
     - каждая задача имеет несколько вопросов разного характера: теоретические и практико-ориентированные;
     - нестандартные и нетрадиционные олимпиадные задачи по химии: предполагают более внимательный подход к изучению условия задачи, что в зависимости от тщательности  анализа, равно как и от глубины знаний, позволит найти рациональный способ решения задачи;
     - задачи учитель составляет с учетом возрастных особенностей, чтобы каждый ребенок мог полностью раскрыть свои знания, умения и навыки;
     - в комплекте заданий должны содержаться не только сложные задачи, но и так называемые «утешительные», более простые задачи доступные для большинства участников; 
     - практическая направленность – непосредственная связь с жизнью или промышленностью района, города, области, республики;
     - задачи экспериментального характера, где может использоваться мыслительный процесс или лабораторный эксперимент, к сожалению такого рода задачи, редко используются в школьных олимпиадах из-за отсутствия необходимых условий [7].
     Главным итогом химической олимпиады как научного соревнования должна быть победа наиболее достойных глубоко интересующихся и понимающих науку химию.
     Одной из множества существующих проблем подготовки к ШХО является отсутствие современной специализированной литературы, а так же отсутствие серьезных курсов по подготовке преподавателей, занимающихся проведением этих конкурсов. На практике известно, что во многих городах подготовкой олимпийцев высокого уровня занимаются не школьные учителя, а преподаватели высшей школы.
     Система оценивания тоже представляет собой определенную проблему – это процесс «энергоемкий» и требует творческого подхода. Сложность в том, что решение задач и подходы тоже подразумевают творческую работу, путей получения ответа может быть множество, какой из них оптимальный невозможно сказать однозначно и оценить на должном уровне.
     Основной подготовкой к олимпиаде является решение указанных выше проблем. Самое главное, без сомненья – закладка прочного фундамента обще-химических знаний. К решению этого вопроса, как мы уже говорили ранее, нужно подходить комплексно, учитывая все факторы и поставленные задачи.
     
     


      Глава 3. Методическая часть
3.1 История и характеристика МБОУ Лицей МОК №2 г. Воронеж
     
     МБОУ лицей «МОК №2» - инновационное учебное заведение г. Воронежа с профильной дифференциацией, мощной материально-технической базой и высокопрофессиональным педагогическим коллективом. 
     
     Лицей располагается в типовом здании. Занятия проходят в две смены. Материально-техническая база лицея соответствует современным требованиям: в лицее имеются более 40-ка учебных кабинетов, актовый зал, методический кабинет, 3 компьютерных класса, лингафонный кабинет, спортивный зал и зал для занятий хореографией, мастерская, медицинский и стоматологический кабинеты, библиотека, столовая. Книжный фонд библиотеки состоит из 64 257 книг, 1290 брошюр, журналов, 9238 научно-педагогической и методической литературы. Все учебные кабинеты оборудованы мультимедийными комплектами (компьютер, проектор, экран), в 8 кабинетах установлены интерактивные доски, в учебном процессе используются 2 мобильных компьютерных класса. Все компьютеры объединены в локальную сеть с высокоскоростным выходом в Интернет. 
     
     Школа профильного обучения. Начиная с 9 класса, ведется обучение в профильных классах, на конкурсной основе: 
     
     • экономико-математический и физико-математический; 
     
     • химико-биологический; 
     
     • гуманитарный; 
     
     • информационно-технологический. 
     
     Гимназия активно сотрудничает с некоторыми высшими учебными учреждениями города Воронежа по многим направлениям деятельности. Родители принимают активное участие в деятельности гимназии, 
     
     сотрудничают с педагогическим коллективом. Контингент учащихся – воспитанные, дружелюбные, любознательные, самостоятельные дети, которые добиваются высоких результатов не только в учебной деятельности, но и в смотрах художественной самодеятельности, интеллектуальных играх, в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и олимпиадах разных уровней, военно-патриотических играх, в прикладных видах спорта. Атмосфера в образовательном учреждении доброжелательная.
     
     
     
     
     
     3.1 Разработка элективного курса « Решение задач повышенной сложности по химии для учащихся 8 – 9 классов» в МБОУ Лицей МОК №2 г. Воронеж
     Данная программа разработана для учащихся 8-х и 9-х классов. Курс отвечает требованиям программы школы «МБОУ Лицей МОК №2» и служит для подготовки учащихся не только к олимпиадам различного уровня и к экзаменам, но и является базой для дальнейшего продолжения образования химического или химико-биологического направлений в старшей школе [13].
     Целью элективного курса является реализация практико-ориентированного подхода, систематизация и углубление знаний учащихся по химии 8-х - 9-х классов путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности. 
     Основные задачи курса: 
     Образовательные:
     ? использовать химические знания по основным разделам предмета;
     ?умение находить нестандартный подход к решению задачи и выбирать рациональный способ решения,
     ?умения правильно оформлять решение задачи,
     Воспитывающие:
     ?воспитывать трудолюбие, целеустремленность, показать связь обучения с жизнью;
     Развивающие:
     ? формировать обще-учебные умения работать с учебной литературой;
     ?развивать навыки самостоятельной работы.
     Требования к уровню подготовки
     Ожидаемый результат:
     ?Успешное обучение в последующих классах;
     ?Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
     ?Умение проводить простейшие расчёты;
     ?Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
     ?Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
     По окончании курса учащиеся должны уметь:
      – производить расчеты по химическим формулам: определять среднюю молекулярную массу смеси, относительную плотность газовой смеси, состав газовой смеси;
     – производить вычисления состава растворов, с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости;
      – производить расчеты по уравнениям: вычислять объемные отношения газов, определять состав смеси, массы продуктов реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
     Литература для учителя:
     1. Сборник олимпиадных задач по химии / Т. П. Адамович [и др.]. — Минск : Нар. асвета, 1980. — 111 с
      2. Ли, В. Задачи повышенной сложности по неорганической химии / В. Ли // Химия в школе. — 2004. - № 10. — С. 36-39.
      3. Расулова, Г. Л. Методическая помощь учащимся в решении задач : [расчетные задачи по химии] / Г. Л. Расулова // Химия: методика преподавания. — 2005. - № 3. — С. 66-70.
      4. Оржековский, П.А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии : Книга для учащихся 8-11 кл. / В.Н.Давыдов,Н.А.Титов. — М. : Аркти, 1999. — 48с.
      5. Хомченко, Иван Гавриилович. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы / И.Г.Хомченко. — 2-е изд.,испр. — М. : Новая волна, 2004. — 214с.
     6. Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. «2500 задач с решением для поступающих в ВУЗы». 2007 г изд Экзамен 638 стр
      7. Цитович, Игорь Константинович. Методика решения расчетных задач по химии : кн. для учителя / И. К. Цитович, П. Н. Протасов. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 1983. — 127 с
     
     Перечень учебно-методического обеспечения
     Литература для учащихся:
1. Абкин, Григорий Лазаревич. Задачи и упражнения по химии для средней школы : пособие для учителей / Г. Л. Абкин. — М. : Просвещение, 1980. — 110 с.
2.  О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова“Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы”. 2015 год 160 страниц
3. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2012. – 267 с.;
4. Савинкина, Е.В. Сборник зада.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44