VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Характеристика условий труда научно-педагогического работника

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005101
Тема: Характеристика условий труда научно-педагогического работника
Содержание
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ГОСУДАРТСВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА «ПРОИЗОВДСТВЕННАЯ СРЕДА»





Продолжающийся процесс формирования неразрывного общеевропейского образовательного пространства с методологическими подходами к образовательному процессу и едиными стандартами обязывает вузы ориентироваться на положения Болонской декларации. Одним из основных ее пунктов является наличие сертифицированной системы менеджмента качества. Эффективность функционирование системы менеджмента качества (СМК) на сегодняшний день является требованием, предъявляемым, как обществом, так и реальным сектором экономики к образовательным учреждениям во всем мире.

Необходимость создания концепции развития СМК Забайкальского государственного университета также вызвана требованиями по повышению качества подготовки выпускников, которые должны обеспечить формирование инновационной экономики Забайкальского края. Разработка и внедрение СМК является одним из приоритетных направлений Программы развития ЗабГУ на 2010–2019 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации. В Забайкальском университете центром ответственности по разработке и реализации СМК является отдел методического обеспечения и мониторинга образовательного процесса Департамента образования.?

Преимущества от внедрения СМК, соответствующей требованиям 

ГОСТ Р ИСО 9001–2015: 

Наличие сертифицированной системы менеджмента качества (СМК) – требование при государственной аккредитации вуза.

Единый во всем мире подход к признанию соответствия СМК требованиям ИСО 9001 создает преимущества для вузов, заинтересованных в привлечении иностранных студентов или в установлении коммерческих связей с другими странами.

Наличие сертифицированной СМК – гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей.

Результативная и эффективная СМК – основа конкурентного преимущества вуза.

На сегодняшний день уверенно можно сказать, что в Забайкальском Государственном университете разработана, задокументирована, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии СМК, сертифицированная Международным холдингом по аудиту и сертификации DQS на соответствие стандартам ISO 9001:2008 и ГОСТ ISO 9001–2011.

 Реестр процессов, необходимых для функционирования СМК, включает основные и обеспечивающие процессы, а также процессы управленческой деятельности. С 12 по 18 декабря 2014 г. в ЗабГУ Международным холдингом по аудиту и сертификации DQS проводился сертификационный аудит СМК вуза. По результатам аудита было принято решение о сертификации СМК ЗабГУ. Университетом получены сертификаты соответствия установленным требованиям:

–  Сертификаты DQS на соответствие ISO 9001:2008 (на русском, английском, китайском языках;

– Сертификат IQNet (из Википендии: IQNet – это Международная Сеть Сертификации – негосударственная, некоммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Швейцарии со штаб–квартирой в г. Берн, Швейцария);

–     Сертификат на соответствие ГОСТ ISO 9001–2011.

Из Отчета Международного холдинга по аудиту и сертификации DQS:

«Для реализации процессного подхода при внедрении внутривузовской СМК: определены процессы, необходимые для СМК; установлены последовательность и взаимодействие этих процессов; определены критерии и методы для оценки и повышения эффективности процессов; предусмотрены ресурсы и информация, необходимые для поддержания и постоянного улучшения процессов; осуществляется мониторинг, измерения и анализ этих процессов; принимаются меры, необходимые для достижения запланированных результатов».

Для повышения уровня качества образования, Забайкальский Государственный университет определил цели на 2017 год:

1.	Повышение публикационной и изобретательской активности научно–педагогических работников через представление результатов научных исследований в изданиях, включенных в базы данных Scopus и/или Web of Science, и имеющий высокий импакт–фактор на 10% от показателей 2016 года;

2.	Поддержание временных исследовательских ставок для лиц, работающих надо докторскими диссертациями, на срок от 1 года до 3 лет (10 ставок).

3.	Сохранность бюджетного контингента студентов не менее 90%.

4.	Подготовка двух основных профессиональных образовательных программ к реализации в сетевой форме; создание двух кафедр, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся на базе организаций, осуществляющих деятельность по профилю, соответствующему основной профессиональной образовательной программе. 

5.	Профессионально–общественная аккредитация двух основных профессиональных образовательных программ.

6.	Обеспечение трудоустройства выпускников очной формы обучения 2017 года на уровне не менее 90%.

7.	Внедрение в ЗабГУ информационной системы «Антей».

8.	Внедрение в ЗабГУ системы электронного документооборота.

9.	Лицензирование двух программ среднего профессионального образования.

10.	Увеличение слушателей факультета дополнительного профессионального образования на 20%.

11.	Осуществление набора по двум востребованным техническим основным профессиональным образовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий.

12.	Обеспечение доли студентов, участвующих в работе студенческих отрядов (путинные, строительные, педагогические и сервисные), не менее 4% от общего числа студентов очной формы обучения.

13.	Обеспечение доли студентов, задействованных в волонтерском корпусе Забайкальского края, не менее 5% от общего числа студентов общей формы обучения.

14.	Превышение не менее чем на 30% поступивших в ЗабГУ иностранных студентов от выпуска иностранных студентов 2016 г.

15.	Снижение расходов на организацию работы приемной комиссии не менее чем на 30% посредством внедрения новых информационных технологий.

Согласно новому Федеральному закону «Об образовании» термин «качество образования», как «степень соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС и другим федеральным требованиям и потребностям обучающихся, а также степень достижения планируемых результатов». П. 6 статьи 28 закона обязывает образовательную организацию обеспечивать соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям. И, исходя из этого закона, все эти показатели являются комплексной характеристикой качества образования. Ст. 11 нового закона гласит, что выполнение требований ФГОС является государственной гарантией уровня и качества образования.

Госпрограмма развития образования на 2013 – 2020 гг. определяет механизмы системы оценки качества образования (подпрограмма 3): ЕГЭ (на входе), внутренний мониторинг качества образования в вузе, и государственная аккредитация ООП (на выходе). Согласно ст. 28 нового закона (п. 3), к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования, которая является правопреемницей действующей в университете системы менеджмента качества, разработанной с учетом европейских стандартов и директив для высшего образования ENQA, модели совершенства EFQM и соответствующей ISO 9001:2008 (протокол № 2 ученого совета университета от 18.02.2013 г.).

Действующая СМК университета подтверждает, что университет выполняет свои задачи надежно, этически правильно, эффективно и с высоким качеством, оперативно реагируя на изменения в законодательной сфере, принимая во внимание потребности не только участников научно–образовательного процесса, но и других заинтересованных сторон.

Через международные сертификации и аккредитации университет укрепляет уверенность, как в качестве образования, так и в международном признании, одобрении и сравнении результатов своей научно–образовательной деятельности, демонстрируя свое развитие и совершенствование.

	Действующая документированная процедура содержит следующие разделы: схема процесса «Производственная среда»; карта процесса «Производственная среда»; область применения; нормативные ссылки; термины, определения и сокращения; описание документированной процедуры и приложения. 

В схеме процесса «Производственная среда» построена блок схема, в которой даются указания, как  и с помощью чего повысить квалификацию сотрудников в области охраны труда Забайкальского Государственного университета. С помощью методического и нормативного обеспечения, работы с персоналом и студентами и специальной оценкой условий труда сотрудники Забайкальского Государственного университета овладевают  безопасным методом, и владеет необходимыми навыками по соблюдению требований охраны труда.

Схема процесса «Производственная среда»



Рисунок 3 – Схема процесса «Производственная среда»

	В карте процесса «Производственная среда» построена таблица, в которой излагаются критерии, такие как соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, подготовленность персонала к возможным

аварийным ситуациям, сокращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, обеспечение безопасности образовательного процесса; показатели; пороговые значения; периодичность мониторинга и анализа; способ расчета показателя и ответственность. 





















Карта процесса «Производственная среда»



Рисунок 4– Карта процесса «Производственная среда»

	В разделе «Описание документированной процедуры» кратко излагаются структура, цели и задачи процедуры. Настоящая процедура устанавливает порядок реализации задач по обеспечению безопасных условий труда (обучения), сохранение жизни и здоровья работников и студентов.

Роли, ответственность, полномочия и обязанности сотрудников университета, касающиеся охраны труда и безопасности документально оформлены в различных локальных документах – должностных инструкциях, инструкциях по охране труда и иных документах (приказах, распоряжениях).

Организация, координация работы по охране труда в университете, ответственность за обеспечение соблюдения требований охраны труда возложена на отдел охраны труда. ООТ осуществляет свою деятельность совместно с другими структурными подразделениями университета, руководители которых несут ответственность за соблюдение требований охраны труда в своих подразделениях.

Основными задачами данного процесса, позволяющие минимизировать риски до уровня, соответствующего законодательным и иным нормативным требованиям в области охраны труда, являются обеспечение:

– безопасности работников, студентов при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, а также применяемых в производстве (учебе) инструмента, сырья и материалов, соответствующих требованиям охраны труда;

– применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

– обучение безопасным методам и приемам выполняемых работ;

– инструкциями по охране труда;

– проведения в установленном порядке обучения и инструктажей по охране труда;

– проведение в установленные сроки проверок знаний требований охраны труда;

– принятий мер по предупреждению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников и студентов;

– температуры воздуха в учебных помещениях, уровня шума, освещенности, чистоты и других показателей в соответствии с санитарными нормами;

– и других требований обеспечивающих безопасные условия труда и реализации учебного процесса.

Процесс «Производственная среда» состоит из основных трех подпроцессов: «Методическое нормативное обеспечение», «Работа с персоналом и обучающимися», «Специальная оценка условий труда».

Подпроцесс «Методическое и нормативное обеспечение». Блок-схема подпроцесса представлена на рисунке 5. Обеспеченность методической и нормативной документацией является одной из важных задач, которая способствует исполнению государственных нормативных требований охраны труда.

Руководители структурных подразделений определяют перечень инструкций по ОТ. Инструкции по ОТ для сотрудников разрабатывают исходя из их должности, профессии или вида выполняемой работы. Разработку инструкций по ОТ, а также пересмотр инструкций (не реже одного раза в 5 лет) обеспечивает руководитель структурного подразделения. Инструкции по ОТ согласовываются председателем профсоюзного комитета и ООТ, утверждаются ректором университета. Действующие в подразделении Инструкции по ОТ для работников хранятся у руководителя этого подразделения.



Рисунок 5 – Подпроцесс «Методическое и нормативное обеспечение»

 Подпроцесс «Работа с персоналом и обучающимися». Блок-схема подпроцесса представлена на рисунке 6. Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ (в том числе лабораторных и практических работ студентами), а также проверка знаний требований охраны труда является доминирующим фактором в профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Систематический контроль за состоянием ОТ позволяет своевременно выявить факторы, которые могут оказать негативное влияние на здоровье сотрудников и студентов.

Своевременное проведение обучения по охране труда и проверка знаний требований охраны труда проводится в следующем порядке:

– все принимаемые на работу проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда, студентам 1-го курса вводный инструктаж проводит заведующий кафедрой;

– первичный инструктаж на рабочем месте, повторный (1 раз в полугодие), внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель. О проведении инструктажа делается запись в журнале регистрации инструктажа;

– инструктаж по безопасности студентам проводит преподаватель (или руководитель практик), о чем делается запись в журнале;

– обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по ОТ обучающими организациями или непосредственно самой организацией (при создании комиссии по проверке знаний требований ОТ в составе не менее трех человек, прошедших обучение по ОТ и проверку знаний требований ОТ в установленном законодательством порядке).





Рисунок 6 – Подпроцесс «Работа с персоналом и обучающимися»

 Подпроцесс «Специальная оценка условий труда». Блок-схема подпроцесса представлена на рисунке 7. СОУТ представляет собой последовательную процедуру исследования условий труда на рабочих местах. Реализация данного подпроцесса предполагает выявление фактических условий труда на РМ, которая позволит сформировать систему представления льгот и гарантий за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Для организации и проведения СОУТ образуется комиссия, утверждается график проведения СОУТ. Идентификация вредных и (или) опасных факторов на РМ осуществляет эксперт организации, проводящий СОУТ, целью которой является выявление имеющихся на РМ факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов. Условия труда на РМ, на которых отсутствуют вредные и (или) опасные факторы, признаются комиссией допустимыми условиями труда. На эти РМ оформляется Декларация соответствия, которая регистрируется в Государственной инспекции труда. На РМ, на которых были выявлены (идентифицированы) вредные или опасные факторы производственной среды, проводятся инструментальные замеры. Устанавливаются классы (подклассы) условий труда на РМ, разрабатывается перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников на РМ, на которых проводилась СОУТ. Результаты проведения СОУТ оформляются в виде отчета.





Рисунок 7 – Подпроцесс «Специальная оценка условий труда»

Для реализации поставленных задач используются следующие методы:

– своевременное выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

– проведение специальной оценки условий труда;

– проведение предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников;

– проведение проверок, обследований технического состояния на соответствие требованиям охраны труда зданий, сооружений, оборудования, средств индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-технических устройств.

	В разделе «Ответственность» описываются обязанности начальника ООТ, который несет ответственность за организацию разработки и введение настоящей процедуры в действие. Организовывая и координируя работу по охране труда, ООТ осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью структурных подразделений университета в области охраны труда, обеспечивая при этом единый порядок организации и проведения работ по охране труда.

Проректоры в пределах своих полномочий обеспечивают соблюдение законодательства о труде, правил и норм по охране труда. Руководители структурных подразделений обеспечивают соблюдение законодательства о труде, правил и норм по охране труда в своих подразделениях.



























4 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА



4.1 Характеристика условий труда научно-педагогического работника



Дипломная работа посвящена разработке проекта стандарта организации СМК Забайкальского государственного университета  «Научно-исследовательская работа НПР».  Для осуществления этого стандарта необходима организация рабочего места научно-педагогического работника, при работе с компьютером.

На рабочем месте должны быть предусмотрены меры защиты от возможного воздействия опасных и вредных факторов производства. Уровни этих факторов не должны превышать предельных значений, оговоренных правовыми, техническими и санитарно-техническими нормами. Эти нормативные документы обязывают к созданию на рабочем месте условий труда, при которых влияние опасных и вредных факторов на работающих либо устранено совсем, либо находится в допустимых пределах.


4.1.1  Характеристика условий труда НПР



Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия производственной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным, напряженным, требующим значительных затрат умственной, эмоциональной и физической энергии. Это потребовало комплексного решения проблем эргономики, гигиены и организации труда, регламентации режимов труда и отдыха.

В настоящее время компьютерная техника широко применяется во всех областях деятельности человека.  При работе с компьютером человек подвергается воздействию ряда опасных и вредных производственных факторов: электромагнитных полей, инфракрасного и ионизирующего излучений, шума и вибрации, статического электричества и др. 

Работа с компьютером характеризуется значительным умственным напряжением и нервно-эмоциональной нагрузкой операторов, высокой напряженностью зрительной работы и достаточно большой нагрузкой на мышцы рук при работе с клавиатурой ЭВМ. Большое значение имеет рациональная конструкция и расположение элементов рабочего места, что важно для поддержания оптимальной рабочей позы человека-оператора.

В процессе работы с компьютером необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха. В противном случае у персонала отмечаются значительное напряжение зрительного аппарата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, головные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в пояснице, в области шеи и руках.



4.2 Требования к производственным помещениям,

 при работе с ПЭВМ



4.2.1 Окраска и коэффициенты отражения



Окраска помещений и мебели должна способствовать созданию благоприятных условий для зрительного восприятия, хорошего настроения.

Источники света, такие как светильники и окна, которые дают отражение от поверхности экрана, значительно ухудшают точность знаков и влекут за собой помехи физиологического характера, которые могут выразиться в значительном напряжении, особенно при продолжительной работе. Отражение, включая отражения от вторичных источников света, должно быть сведено к минимуму. Для защиты от избыточной яркости окон применены шторы и экраны.

В зависимости от ориентации окон рекомендуется следующая окраска стен и пола:

окна ориентированы на юг: - стены зеленовато-голубого или светло-голубого цвета; пол - зеленый;

окна ориентированы на север: - стены светло-оранжевого или оранжево-желтого цвета; пол - красновато-оранжевый;

окна ориентированы на восток: - стены желто-зеленого цвета;

пол зеленый или красновато-оранжевый;

окна ориентированы на запад: - стены желто-зеленого или голубовато-зеленого цвета; пол зеленый или красновато-оранжевый.

В помещениях, где находится компьютер, необходимо обеспечить следующие величины коэффициента отражения: для потолка: 60…70%, для стен: 40…50%, для пола: около 30%. Для других поверхностей и рабочей мебели: 30…40%.



4.2.2 Освещение

Правильно спроектированное и выполненное производственное освещение улучшает условия зрительной работы, снижает утомляемость, способствует повышению производительности труда, благотворно влияет на производственную среду, оказывая положительное психологическое воздействие на работающего, повышает безопасность труда и снижает травматизм.

Недостаточность освещения приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, приводит к наступлению преждевременной утомленности. Чрезмерно яркое освещение вызывает ослепление, раздражение и резь в глазах. Неправильное направление света на рабочем месте может создавать резкие тени, блики, дезориентировать работающего. Все эти причины могут привести к несчастному случаю или профзаболеваниям, поэтому столь важен правильный расчет освещенности.

Существует три вида освещения - естественное, искусственное и совмещенное (естественное и искусственное вместе) .

Естественное освещение - освещение помещений дневным светом, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях помещений. Естественное освещение характеризуется тем, что меняется в широких пределах в зависимости от времени дня, времени года, характера области и ряда других факторов.

Искусственное освещение применяется при работе в темное время суток и днем, когда не удается обеспечить нормированные значения коэффициента естественного освещения (пасмурная погода, короткий световой день). Освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным, называется совмещенным освещением.

Искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное, эвакуационное, охранное. Рабочее освещение, в свою очередь, может быть общим или комбинированным. Общее - освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно или применительно к расположению оборудования. Комбинированное - освещение, при котором к общему добавляется местное освещение.

Согласно СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» в помещений вычислительных центров необходимо применить систему комбинированного освещения.

При выполнении работ категории высокой зрительной точности (наименьший размер объекта различения 0,3…0,5мм) величина коэффициента естественного освещения (КЕО) должна быть не ниже 1,5%, а при зрительной работе средней точности (наименьший размер объекта различения 0,5…1,0мм) КЕО должен быть не ниже 1,0%. В качестве источников искусственного освещения обычно используются люминесцентные лампы типа ЛБ или ДРЛ, которые попарно объединяются в светильники, которые должны располагаться над рабочими поверхностями равномерно.

Требования к освещенности в помещениях, где установлены компьютеры, следующие: при выполнении зрительных работ высокой точности общая освещенность должна составлять 300лк, а комбинированная - 750лк; аналогичные требования при выполнении работ средней точности - 200 и 300лк соответственно.

Кроме того все поле зрения должно быть освещено достаточно равномерно – это основное гигиеническое требование. Иными словами, степень освещения помещения и яркость экрана компьютера должны быть примерно одинаковыми, т. к. яркий свет в районе периферийного зрения значительно увеличивает напряженность глаз и, как следствие, приводит к их быстрой утомляемости.





4.2.3 Параметры микроклимата

Параметры микроклимата могут меняться в широких пределах, в то время как необходимым условием жизнедеятельности человека является поддержание постоянства температуры тела благодаря терморегуляции, т. е. способности организма регулировать отдачу тепла в окружающую среду. Принцип нормирования микроклимата – создание оптимальных условий для теплообмена тела человека с окружающей средой.

Вычислительная техника является источником существенных тепловыделений, что может привести к повышению температуры и снижению относительной влажности в помещении. В помещениях, где установлены компьютеры, должны соблюдаться определенные параметры микроклимата. В санитарных нормах СанПиН 2.2.4.548-96. «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. » , установлены величины параметров микроклимата, создающие комфортные условия. Эти нормы устанавливаются в зависимости от времени года, характера трудового процесса и характера производственного помещения. Параметры микроклимата для помещений, где установлены компьютеры, приведены в табл. 3.

Объем помещений, в которых размещены работники вычислительных центров, не должен быть меньше 19,5м3/человека с учетом максимального числа одновременно работающих в смену. Нормы подачи свежего воздуха в помещения, где расположены компьютеры, приведены в табл. 4.



Таблица 3 - Параметры микроклимата для помещений, где установлены компьютеры

Период года

Параметр микроклимата

Величина

Холодный

Температура воздуха в помещении Относительная влажность

Скорость движения воздуха

22.24°С

40.60%

до 0,1м/с

Теплый

Температура воздуха в помещении Относительная влажность

Скорость движения воздуха

23.25°С

40.60%

0,1.0,2м/с





















Таблица 4 - Нормы подачи свежего воздуха в помещения, где расположены компьютеры

Характеристика помещения

Объемный расход подаваемого в помещение свежего воздуха, м3 /на одного человека в час

Объем до 20м3 на человека

20.40м3 на человека

Более 40м3 на человека

Не менее 30

Не менее 20

Естественная вентиляция















Для обеспечения комфортных условий используются как организационные методы (рациональная организация проведения работ в зависимости от времени года и суток, чередование труда и отдыха), так и технические средства (вентиляция, кондиционирование воздуха, отопительная система).



4.2.4 Шум и вибрация

Шум ухудшает условия труда оказывая вредное действие на организм человека.

Работающие в условиях длительного шумового воздействия испытывают раздражительность, головные боли, головокружение, снижение памяти, повышенную утомляемость, понижение аппетита, боли в ушах и т. д. Такие нарушения в работе ряда органов и систем организма человека могут вызвать негативные изменения в эмоциональном состоянии человека вплоть до стрессовых. Под воздействием шума снижается концентрация внимания, нарушаются физиологические функции, появляется усталость в связи с повышенными энергетическими затратами и нервно-психическим напряжением, ухудшается речевая коммутация. Все это снижает работоспособность человека и его производительность, качество и безопасность труда. Длительное воздействие интенсивного шума [выше 80 дБ(А)] на слух человека приводит к его частичной или полной потере . В табл. 5 указаны предельные уровни звука в зависимости от категории тяжести и напряженности труда, являющиеся безопасными в отношении сохранения здоровья и работоспособности.



Таблица 5 - Предельные уровни звука, дБ, на рабочих местах.

Категория напряженности труда

Категория тяжести труда



I. Легкая

II. Средняя

III. Тяжелая

IV. Очень тяжелая

I.Мало напряженный

80

80

75

75

II.Умеренно напряженный

70

70

65

65

III. Напряженный

60

60

-

-

IV.Очень напряженный

50

50

-

-





Уровень шума на рабочем месте математиков-программистов и операторов видеоматериалов не должен превышать 50дБА, а в залах обработки информации на вычислительных машинах - 65дБА.  Для снижения уровня шума стены и потолок помещений, где установлены компьютеры, могут быть облицованы звукопоглощающими материалами. Уровень вибрации в помещениях вычислительных центров может быть снижен путем установки оборудования на специальные виброизоляторы.



4.2.5 Электромагнитное и ионизирующее излучения

Большинство ученых считают, что как кратковременное, так и длительное воздействие всех видов излучения от экрана монитора не опасно для здоровья персонала, обслуживающего компьютеры. Однако исчерпывающих данных относительно опасности воздействия излучения от мониторов на работающих с компьютерами не существует и исследования в этом направлении продолжаются. Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений от монитора компьютера представлены в табл. 6. Максимальный уровень рентгеновского излучения на рабочем месте оператора компьютера обычно не превышает 10мкбэр/ч, а интенсивность ультрафиолетового и инфракрасного излучений от экрана монитора лежит в пределах 10.100мВт/м2. 



Таблица 6 - Временные допустимые уровни ЭМП, создаваемых ПЭВМ











Наименование параметров

ВДУ ЭМП

Напряженность

в диапазоне частот 5 Гц-2 кГц

25 В/м

электрического поля

в диапазоне частот 2 кГц-400 кГц

2,5 В/м

Плотность магнитного

в диапазоне частот 5 Гц-2 кГц

250 нТл

потока

в диапазоне частот 2 кГц-400 кГц

25 нТл

Электростатический потенциал экрана видеомонитора

500 В



Для снижения воздействия этих видов излучения рекомендуется применять мониторы с пониженным уровнем излучения (MPR-II, TCO-92, TCO-99), устанавливать защитные экраны, а также соблюдать регламентированные режимы труда и отдыха.



4.3. Эргономические требования к рабочему месту



Проектирование рабочих мест, снабженных видеотерминалами, относится к числу важных проблем эргономического проектирования в области вычислительной техники.

Рабочее место и взаимное расположение всех его элементов должно соответствовать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Большое значение имеет также характер работы. В частности, при организации рабочего места программиста должны быть соблюдены следующие основные условия: оптимальное размещение оборудования, входящего в состав рабочего места и достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения. Эргономическими аспектами проектирования видеотерминальных рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры пространства для ног,  требования к расположению документов на рабочем месте  (наличие и размеры подставки для документов, возможность различного размещения документов, расстояние от глаз пользователя до экрана, документа, клавиатуры и т.д.), характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость элементов рабочего места .

Главными элементами рабочего места научно-педагогического работника являются стол и кресло.

Основным рабочим положением является положение сидя. Работая поза сидя вызывает минимальное утомление работника. Рациональная планировка рабочего места предусматривает четкий порядок и постоянство размещения предметов, средств труда и документации. То, что требуется для выполнения работ чаще, расположено в зоне легкой досягаемости рабочего пространства. Моторное поле - пространство рабочего места, в котором могут осуществляться двигательные действия человека. Максимальная зона досягаемости рук - это часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движении их в плечевом суставе.

Оптимальная зона - часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой в точке локтя и с относительно неподвижным плечом.

Оптимальное размещение предметов труда и документации в зонах досягаемости:

ДИСПЛЕЙ размещается в зоне а (в центре);

СИСТЕМНЫЙ БЛОК размещается в предусмотренной нише стола;

КЛАВИАТУРА - в зоне г/д;

«МЫШЬ» - в зоне в справа;

СКАНЕР в зоне а/б (слева);

ПРИНТЕР находится в зоне а (справа);





4.4. Режим труда

Как уже было неоднократно отмечено, при работе с персональным компьютером очень важную роль играет соблюдение правильного режима труда и отдыха. В противном случае у персонала отмечаются значительное напряжение зрительного аппарата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, головные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в пояснице, в области шеи и руках. В табл. 7 представлены сведения о регламентированных перерывах, которые необходимо делать при работе на компьютере, в зависимости от продолжительности рабочей смены, видов и категорий трудовой деятельности с ВДТ (видеодисплейный терминал) и ПЭВМ (в соответствии с СанПиН 2.2.2 542- «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным Электронно-вычислительным машинам и организации работ»).



Таблица 7- Время регламентированных перерывов при работе на компьютере



Категория работы

с ВДТ или ПЭВМ

Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работы с ВДТ

Суммарное время регламентированных перерывов, мин



Группа А, количество знаков

Группа Б, количество знаков

Группа В, часов

При 8-часовой смене

При 12-часовой смене

I

до 20000

до 15000

до 2,0

30

70

II

до 40000

до 30000

до 4,0

50

90

III

до 60000

до 40000

до 6,0

70

120



																Примечание. Время перерывов дано при соблюдении указанных Санитарных правил и норм. При несоответствии фактических условий труда требованиям Санитарных правил и норм время регламентированных перерывов следует увеличить на 30%.

																В соответствии со СанПиН 2.2.2 546-96 все виды трудовой деятельности, связанные с использованием компьютера, разделяются на три группы:

																группа А: работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом;

																группа Б: работа по вводу информации;

																группа В: творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.

																Эффективность перерывов повышается при сочетании с производственной гимнастикой или организации специального помещения для отдыха персонала с удобной мягкой мебелью, аквариумом, зеленой зоной и т.п.

В данном разделе дипломной работы были изложены требования к рабочему месту научно - педагогического работника. Созданные условия должны обеспечивать комфортную работу. На основании изученной литературы по данной проблеме, были указаны оптимальные размеры рабочего стола и кресла, рабочей поверхности, а так же проведен выбор системы и расчет оптимального освещения производственного помещения,  а также расчет уровня шума на рабочем месте. Соблюдение условий, определяющих оптимальную организацию рабочего места научно- педагогического работника, позволит сохранить хорошую работоспособность в течение всего рабочего дня, повысит как в количественном, так и в качественном отношениях производительность труда работника, что в свою очередь будет способствовать быстрейшей разра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%