VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Планирование инновационной деятельности нефтегазового комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000595
Тема: Планирование инновационной деятельности нефтегазового комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет»
Институт менеджмента и экономики
Кафедра экономики
38.03.01 Экономика
Экономика предприятий и организаций





БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

На тему «Планирование инновационной деятельности нефтегазового комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры»



Студент (ка )  Д.Д.Ходулина                                                      _________________
(личная подпись)
Руководитель  И.В.Такмашева                                                      _________________
(личная подпись)
Консультанты  ХХХХХХХХ                                                      _________________
(личная подпись)
                          ХХХХХХХХ                                                      _________________
(личная подпись)
Нормоконтроль  Д.В.Санников                                                      _________________
(личная подпись)
Допустить  к  защите
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент М.Л.Слободян             _________________
(личная подпись)
«____» ____________ 20__ г.








                                       Ханты-Мансийск 20__ г.
Оглавление

1. Теоретические основы планирования инновационной деятельности
нефтегазовом комплексе ……………………………………………………...5
1.1 Сущность и задачи внедрения инноваций в нефтегазовой отрасли……....5
1.2  Элементы планирования инновационной деятельности в нефтегазовом
комплексе…………………………………………….………………………….13
1.3 Методика внедрения инноваций в нефтегазовую отрасль ……………….16
2. Состояние инновационной деятельности в нефтегазовой отрасли Ханты-Мансийскоого автономного округа-Югры	20
2.1 Анализ технологического уровня нефтегазовой отрасли региона	20
2.2 Состояние и оценка эффективности инновационной деятельности в нефтегазовом комплексе региона	48
3. Пути развития инновационной деятельности в нефтегазовом комплексе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры............…..69
3.2 Внедрение инноваций в материально-техническое снабжение нефтегазодобывающих компаний региона	69
3.3. Использование информационных технологий в деятельности нефтегазодобывающих компаний региона	75
Заключение……………………………………………………………………...80
Список использованной литературы………………………………………..83
     
     
     
     
     
     



Введение
     
      Развитие рыночных отношений, формирование новой структуры собственности, изменение традиционных систем управления, расширение экономической независимости, не только внутри страны, но и в масштабах международной интеграции экономических систем требуют формирования правильного мышления для работы этих процессов и соответствующей организационной культуры предприятия на всех уровнях экономики. Практически все компании задаются вопросом о том, как сделать «человеческий капитал» предприятия фактором роста, обеспечивающим устойчивое получение прибыли.
     В процессе формирования рыночных отношений в ряде стран Европы и Азии нефтяная и газовая промышленность переходила на новый этап развития, что не могло не вызвать целый ряд проблем в разных странах. 
     Процесс приватизации, активная деятельность по защите конкуренции и борьбе с монополизацией затрагивает все страны без исключения. 
     Страны с прогрессивной системой реформ и здоровой экономикой создали устойчивую энергетическую политику, сформировав, таким образом, свой собственной энергетический структурный комплекс, что позволило эффективно использовать природные ресурсы. Многие государства провели приватизацию, которая лишила их контроля, как над нефтегазовым комплексом страны, так и над доходами от него.
     Другой путь характеризовался переходом от административно-командной экономики к рыночным реформам.
     Нефтегазовая отрасль распалась на государственные и частные корпорации, которые поделили рынок между собой в рамках монополистической конкуренции.
     Существование корпораций необходимо для устойчивого развития страны. Корпорации, сосредоточившие на себе большую часть рынка, могут организовать, и, даже, продиктовать, исходя из экономических условий те или иные действия в регулировании экономики правительству. Что, несомненно, при структурном и грамотном подходе, должно благоприятно отразиться на экономике страны и регионов в целом.
     Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
     Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать на основе теоретических и методологических подходов основы планирования инноваций в нефтегазовом комплексе.
     Задачи:
1. изучить теоретические основы планирования инновационной деятельности в нефтегазовом комплексе;
2. проанализировать состояние инновационной деятельности в нефтегазовой отрасли Ханты-Мансийского автономного округа;
3. предложить пути развития инновационной деятельности в нефтегазовом комплексе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
     Объектом исследования является нефтегазовый комплекс Ханты-Мансийского автономного округа.
     Предметом исследования является инновационная деятельность нефтегазового комплекса Ханты-Мансийского автономного окрга -Югры.
      Теоретической и методологической базой исследовательской работы явились работы ученых, проводивших исследования в данной области, а именно: Астафьева Е.В., Вагин, С. Г., Загоруйко И.Ю. , Крюков В., Севастьянова А., Шмат В., Макова М.М., Юсупова Э.Р., Павловская, А. В., Растворцева, С. Н., Свириз И.
     

     Глава 1. Теоретические основы планирования инновационной деятельности в нефтегазовом комплексе 
     
1.1 Сущность и задачи внедрения инноваций в нефтегазовой
отрасли
     В настоящее время в условиях научно-технических разработок, основное внимание уделяется социально-экономическому развитию страны.
В следствии этого роль инновации в общественном производстве несомненно растет. Подробное изучение процессов, связанных с инновационной деятельностью является главным вопросом в рассмотрении сущности инноваций в экономике в целом.
     В мировой экономической мысли, такое понятие, как «инновация» интерпретируется как превращние потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новейших технологиях и продуктах [2] .
     Новое качество экономического развития РФ основывается на различных подходах (наукоемких и инновационных) в управлении такими ресурсами, как: производственно-технологические, человеческие и информационные ресурсы общества. Создание новейшей экономики России неразрывно связанно с энергетическими ресурсами страны.
     На данный момент существующей проблемой является развитие нефтегазовой компании, а точнее концепция ее развития, где основные инвестиции тесно связаны с освоением ресурсного потенциала и модернизацией технического производства. Так, наиболее важными стратегическими задачами каждой организации  являются в первую очередь эффективность и устойчивость производства, которые возможно достичь лишь при эффективном воспроизводственном процессе (поиск, разведка, освоение, эксплуатация, переработка и сбыт конечной продукции).
     Нефтегазовая отрасль зажата в тиски: высокий уровень износа инфраструктуры, истощение традиционных месторождений и санкции не дают ей возможности развиваться. Нефтяники убеждены, что только инновационные технологии помогут отечественному ТЭК выполнить эту миссию.
     Россия располагает значительными ресурсами углеводородов. Прогнозные ресурсы нефти составляет 6,3% от мировых запасов нефти. Из них четверть располагается на континентальном шельфе. На долю двух федеральных округов – Уральского и Сибирского – приходится примерно 60% всех ресурсов нефти[4]. 
     Из остальных регионов выделяется Дальний Восток – около 6% прогнозных ресурсов нефти. Официальная оценка международного сообщества – 9,5 млрд. т. Российские оценки колеблются от 12 до 25 млрд. т, причём основные запасы сосредоточены в Западной Сибири. Ориентировочно на континентальном шельфе находится по меньшей мере 15 млрд. т.[6]. 
     По данным международного аудита, официально доказанные запасы 5 крупнейших российских нефтяных компаний составляют 6,4 млрд. т. 
     Среди них крупнейшей по запасам является «Роснефть» – свыше 2,2 млрд т, затем «ЛУКОЙЛ» – свыше 2 млрд т. «ТНК» и «Сургутнефтегаз» владеют приблизительно 1 млрд т, «Сибнефть» – 0,6 млрд т.[20].  
     Таким образом, по российским данным нефтяные запасы значительно превосходят западные оценки. Если же принять во внимание запасы на континентальном шельфе, то РФ выходит на 1 место по количеству углеводородного сырья (40 млрд т против 36 у Саудовской Аравии). Без учёта морских ресурсов РФ занимает 2 место в мире [26]. 
     Доказанный запасы на 2007 год составлял 60 миллиардов бареллей. При добыча в 9,5 миллионы баррель в день этих запасы хватит на 17 лет. Несмотря на существование таких прогнозов, Правительство России планируют увеличенить добыча нефти к 2030 году до 530 млн. т. в год. 
     Так, крупнейшие месторождения нефти в России представлены в таблице 1.1.
     Председатели Правительства Дмитрий Медведев отнес внедрение инновационные технология к число приоритетные задача, стоящие сегодня перед нефтегазовой отраслью. Анализируя данное выступление можно  с точность сказали, что повышенная внимание к инновации в топливно-энергетические комплексы закономерность.
     Для успешный развитий российская экономика крайне важна, чтобы объем добычи нефти и газа как минимум сохранялся на текущем уровне. В сложившихся условиях это непростая задача: добывать углеводороды становится все сложнее и дороже, санкции ограничили доступ зарубежных технологий, а инвестиции в развитие отечественных инноваций пока не достигли желаемого уровня.
     Таблица 1.1 – Разрабатываемые крупнейшие месторождения нефти в России
Месторождение
Предполагаемые запасы, млн т
Самотлорское (Ханты-Мансийский АО)
3 200
Ромашкинское (Волго-Уральская провинция)
2 700
Приобское (Ханты-Мансийский АО)
2 000
Лянторское (Тюменская обл.)
2 000
Фёдоровское (Тюменская обл.)
1 800
Проект Сахалин-5
до 1 500
Мамонтовское (Тюменская обл.)
1 300
Красноленинская группа (Ханты-Мансийский АО)
1 200
Курмангазы (с Казахстаном) (шельф Каспийского моря)
1 100
Проект Сахалин-3
700
Южно-Хыльчуюское (Ненецкий АО)
490
Туймазинское (Волго-Уральская провинция)
480
Русское газонефтяное (Ямало-Ненецкий АО)
400
Арланское нефтяное (Волго-Уральская провинция)
400
Северо-Долгинское (шельф Баренцева моря)
350
Проект Сахалин
1 307
Ванкорское (Красноярский край)
260
     
     Из таблицы 1.1 видно, что более половина российской добыча нефти сосредоточены в тонких районы Урала и Западная Сибирь. Большинство людей месторождений этого регион отличаются высокой степенью выработки, поэтому большое значение для России имеют разработки новейших, перспектива месторождения. К 2020 году планируется сформирование эксплуатационного бурения новые центры нефтяной промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха, на шельфе о. Сахалин, в Баренцевом море и российском секторе Каспийского моря. 
     Увеличится добыча нефти в Тимано-Печорской провинции. К новым месторождениям токовому резкому изменению активной разработки в России относятся месторождение им. Юрия Корчагина в российской зоне Северного Каспия и ряды другие (недропользователь «ЛУКОЙЛ»); месторождения Ямала: 
     - Сузунское, Русское, Тагульское и Русско-Реченское (ТНК-ВР); 
     - Ванкорское нефтегазовое месторождение («Роснефть», Восточная Сибирь) – крупнейшее из открытых и введённых в эксплуатацию в России за последние 25 лет;
     - месторождение Республики Саха («Сургутнефтегаз»): Алдинское, Талаканское, Северо-Талаканское. 
     Доказанны запасов природного газа в мире составляют около 173 триллионов кубических метров, если к ним прибавить ещё и неоткрытые запасы, которые по предварительным расчётам составляют около 120 триллионы токовому резкому изменению кубических метров, в сумме получается около 300 триллионов кубических метров. Такого количества газа землянам хватит примерно на 65 лет[3]. 5678132484256167894
     Но дефициты инноваций такой весьма негативная сказывается на ТЭК: за последние несколько лет объемы токовому резкому изменению добычи на один метр скважины сократился в 2 раза. Это означает, что нефтегазовые делают компании предстоят значительные увеличения инвестиции в геологоразведку и бурения. 
     Такой компании как «Сургутнефтегаз» по оценкам ее генерального директора предстоит резко увеличить объем буровых работ – в 3 раза до 2030 г. Для этого объем геологоразведочных работ придется повысить в 4,5 раза. Так как «на месторождения, которые токовому резкому изменению считаются традиционными, приходится 6,5% от общих запасов нефти и 5,5% от запасов газа по всей стране». А это означает, что через 5-10 лет нетрадиционные запасы будут задействованы достаточно активно. Широкомасштабная разработка новых месторождений требует новых передовых технологий. Необходимость глубокой всесторонней модернизации ТЭК ? это главный  внутренний вызов отрасли, значительная часть инфраструктуры которой в высокой степени изношена.1233213213213213213213213216479876516
     В условии санкции следует обостряться гиганты проблемы зависимостей отраслей от иностранный оборудований. При разработка шельфовых месторождений преимущественно применяется оборудование импортный производство. Это связано с отсутствием российских аналогов или с их несоответствием техническим требованиям. 
     Слабым местом на российском рынке проведения опытно-промышленных работ и освоения месторождений является специализированное программное обеспечение, насосно-компрессорное оборудование и турбины. Российские компании наиболее зависимы в отношении оборудования для производства гидроразрыва пласта, горизонтального бурения, телеметрического и технологического сопровождения при наклонно направленном и горизонтальном бурении.
     Несмотря на высокую потребность отрасли в инновациях, существуют серьезные преграды для широкого внедрения новых технологий в отрасли. Внедрение новых разработок в компаниях-лидерах нефтегазового сектора - процесс длительный и довольно сложный, особенно если это решения малых инновационных предприятий. Компаниям сложно пробиться в крупные нефтегазовые компании, пройти процесс закупки. Это логично, что компании хотят минимизировать свои риски и внедрять технологии, которые апробированы, доказали свою безопасность и экономическую эффективность.
     Не достаточно развита и законодательная база. По оценке главы «Сургутнефтегаза», за последнее время многое сделано для снижения бюрократических барьеров, но все равно нормативные акты сильно отстали от требований сегодняшнего и завтрашнего дня. «Силы инженерно-технических работников тратятся не на инновации и повышение эффективности, а на сбор подписей на документы, некоторые из них не обновлялись с советских времен».
     В настоящее время нефтегазовый комплекс обладает не только потребностью в инновациях, но и необходимыми денежными резервами для их реализации и внедрения. Россия занимает ведущие места в мире по запасам углеводородного сырья. На территории страны находится 32% мировых запасов газа (1е место), и более 6% мировых разведанных запасов (запасы, которые по имеющимся геологическим, техническим и экономическим данным могут быть извлечены из недр) нефти (7е место) [15]. 
      Имея столь важный стратегический потенциал, страна использует его в полной мере с количественной точки зрения, являясь в последние годы первым - вторым номером в мире по объемам ежегодного производства жидких углеводородов – объемам добычи нефти. Стоит отметить разрыв между двумя важными показателями – седьмым местом в объеме запасов и первым метом в объемах добычи. Данный факт при сохранении его тенденции неминуемо влечет к истощению существующих запасов, что в стратегической перспективе, вероятно, не позволит сохранить текущий уровень добычи. В то же самое время во многом ввиду глобального экономического кризиса, сокращения цен на нефть и продукты переработки, а также ввиду прогрессирующего ухудшения структуры минеральносырьевой базы и роста доли трудноизвлекаемых запасов наблюдается сокращение объемов разведочного бурения, а, следовательно, и прирост запасов углеводородов. 
     Нефтегазовый комплекс является одним из локомотивов экономического роста в стране и обладает одним из максимальных инвестиционных мультипликаторов. Значение нефтегазового комплекса для страны трудно переоценить.123465123464632168541324654134865163465
      В соответствии с планами развития отрасли, облик отечественной нефтепереработки и нефтехимии в среднесрочной перспективе (к 2015 году) заключается в таких результатах как достижение европейского технологического уровня глубины переработки нефтяного сырья на отечественных нефтеперерабатывающих за водах до 87- 90% и поэтапный переход к выпуску нефтепродуктов, соответствующих по своим потребительским свойствам мировым экологическим стандартам с уровня класс 2 в текущем году до уровня класс 5 с 2015-16 гг. [3].
      Таким образом, перед предприятиями отрасли в силу действия внутренних и внешних факторов возникает проблема преломления нарастающей негативной ситуации в секторе добычи и осуществления значительного скачка в секторе переработки. 13246521646512684164346
     Во многом тот производственный потенциал, которым обладают и используют сегодня предприятия отрасли, был заложен и сформирован еще в советские времена при активной роли и участии государства. Также тенденция его поддержания и частично развития во многом сохранилась вплоть до начала нового тысячелетия - через целевой характер налога на восстановление минеральносырьевой базы, завершения ранее начатых инвестиционных проектов с привлечением частного капитала акционерных компаний нефтегазового сектора. В последние годы роль государства в инвестициях в отрасль остается все менее заметной, причем данная тенденция приобрела характер государственной политики и была закреплена в Энергетической стратегии РФ. Государственным заданием на 2010 г. и среднесрочный план до 2013 г. определена лишь четверть объема вложений в технологические инновации для сферы энергетики относительно уровня 2012 г. 
     Осознавая те посылы, которые Правительство озвучивало относительно развития инноваций в сфере энергетики, в последние годы предприятия отрасли начали разворачивать часть своих внутренних резервов для создания и внедрении инновационных технологий в свои бизнес-процессы. 
     Тем самым наметился рост расходов на технологические инновации предприятиями данного вида экономической деятельности. Одновременно наблюдается некоторый рост числа организаций, осуществляющих технологические инновации в отрасли. Однако на фоне общего роста количества организаций, занимающихся добычей топливно–энергетических полезных ископаемых, динамика удельного веса организаций занимающихся разработкой инноваций выглядит скорее отрицательной. Данное изменение можно объяснить, что общий рост числа организаций был, в основном, обусловлен увеличением количества малых нефтедобывающих и сервисных организаций, которые не имеют необходимых ресурсов для R&D. 
     В состав нефтегазовой промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов. 
     В отрасли действуют 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов (мощность от 1 млн. т/год). В настоящее время по магистральным трубопроводам перемещается 98% добываемого газа, 80% добываемой нефти, более 20% продукции нефтепереработки[9]. 
     Протяженность российских магистральных трубопроводов превышает 221 тыс. км, из которых 153 тыс. км – это магистральные газопроводы, 48 тыс. км – магистральные нефтепроводы; более 20 тыс. км – магистральные нефтепродуктоводы[10]. 
     Развитие транспортной системы поставок углеводородов направлено на обеспечение внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта.
     
      1.2 Методика внедрения инноваций в нефтегазовую отрасль 
     
      Министерство энергетики предпринимает ряд мер по содействию внедрения инновационных технологий.
     Одной из таких мер является внедрение налога на финансовый результат с пилотных проектов, которое должно положительно отразится на инвестиционном климате в нефтегазовом секторе экономики автономного округа и увеличить валовую налоговую отдачу - считает министерство. Данное новшество позволит сделать более рентабельной добычу нефти (ориентировочно 10 млрд. тонн нефти). 
     Наиболее важными критериями формирования состава пилотных проектов являются: 
     ? выработанность определенного участка недр - менее 70%, то есть расчеты, заложенные компаниями в новую технологическую схему должны показывать положительный эффект (рост объема извлекаемых запасов);
     ? гарантии компаний в отсутствии выпадающих доходов в течение всего эксперимента (3 года, начиная с 2016), вследствие чего, добыча должна возрасти настолько, что новые поступления налогов компенсируют выпадающие доходы бюджета[16]. 
     Следует отметить, что перечень данных проектов создан на основе заявок нефтяных компаний, поступивших добровольно в Минэнерго России. На данный момент  в состав включены и отработаны 16 пилотных, перспективных проектов: 5 месторождений  ОАО «Лукойл», 4 месторождений «Сургутнефтегаз», 3 месторождения «Газпром нефть» и 4 месторождения ОАО «НК «Росснефть».
     Данное новшество внедряется для стимулирования спроса на те или иные инновационные решения на региональном уровне. 
     Закон о льготах при добыче «трудной» нефти, вступивший в силу около полугода назад  предусматривает дифференциацию (разделение) ставок налога по различным месторождениям. Также по некоторым из них полностью освобождает от уплаты некоторых налогов сроком до 1 года. Но, нефтяники лоббируют свои, новые поправки, по которым освобождение от налогов произойдет сроком до 4 лет. В Правительстве РФ нет сомнений, что данные поправки будут приняты, да и количество месторождений увеличится (из источника «Известий») [21]. 
     Минэнерго, в своих оптимистических прогнозах утверждает, что стимулирующие меры, прописанные в принятом законопроекте, позволят добывать такое количество трудноизвлекаемой нефти, которое к 2030 году принесет госбюджету дополнительные 2 трлн рублей. А также, необходимо учитывать, что экономия нефтегазодобывающих предприятий составит от $1,3 млрд до $1,9 млрд в год, что является хорошим показателем  нефтяной отрасли[23]. 
     Так называемая «легкая» нефть в России заканчивается. За последнее время, а точнее за последние 2 десятилетия, доля ТРИЗ (трудноизвлекаемых запасов) увеличилась вплоть до 70%.
     Для разработки «трудных» месторождений требуются нестандартные методы добычи и новые технологии. Возникает проблема: стоимость инновационных технологий достаточно дорогая,  с экономической точки зрения применять их выгодно только при более высоких ценах на нефть.
     Одну из попыток сделать более «привлекательными» трудноизвлекаемые запасы Правительство сделало летом. В силу вступил закон, предусматривающий дифференциацию ставок НДПИ. Заинтересовались компании, работающие в нашем, Ханты-Мансийском автономном округе, среди которых: «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Росснефть» и «Лукойл».
     Следующей, не менее значимой мерой по содействию внедрения инновационных технологий является разработка плана мероприятий «дорожной карты» на 2015-2017 годы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
     Цель «дорожной карты» ? уменьшение зависимости Ханты-Мансийского автономного округа ?  Югры от импорта товаров, услуг, работ. Оно происходит за счет удовлетворения потребностей населения, продукцией высокого качества отечественного производства, а также за счет создания  благоприятных условий для создания и развития конкурентоспособных организаций.
     Дорожная карта импортозамещеения предусматривает: 
? добыча полезных ископаемых;
? развитие сельского хозяйства;
? работа с древесиной (обработка и производство изделий);
? создание благоприятного инвестиционного климата в округе;
? развитие строительной сферы.
     В ближайшее время в соответствии с дорожной картой импортозамещения, разработанной Минпромторгом, общий объем импортного оборудования в ТЭК должен уменьшиться по отдельным направлениям с 60-80% до 45%[14]. 
     Министр энергетики также отмечает, что в полном замещении иностранных технологий смысла нет, но критичные для отрасли технологии надо производить в России. С учетом высокой зависимости отрасли от иностранных информационных технологий, Министерство энергетики рассматривает введение комплексной системы мер господдержки отечественных разработчиков оборудования и программного обеспечения.
     В целях развития методики внедрения инноваций в нефтегазовую отрасль следует обратить внимание на развитие рынка газомоторного топлива, который обходится примерно в два раза дешевле бензина. Сегодня в этом сегменте в России потребляется менее 500 млн. куб. м в год. Для сравнения: в Италии этот показатель составляет 800 млн. куб. м в год, еще больше в Чехии, Германии и Польше[22]. В «Газпроме» поставлена задача увеличить цифру до 10 млрд. к 2020 г. Сегодня 15% транспортных средств компании работает на газомоторном топливе. «Газпром» планирует до конца 2015 г. довести эту цифру до 30%. Сейчас идут инвестиции в строительство разветвленной сети газозаправочных станций. 
     Сегодня в России природным газом заправляется более 100 тыс. автомобилей. Замещение происходит не только в сегменте автомобильного транспорта. В России реализованы пилотные проекты по использованию природного газа на железнодорожном транспорте, газотурбинный тепловоз показал высокую эффективность. Есть перспективы использования технологии и на речном и морском транспорте. 
     В числе дополнительных мер, нацеленных на минимизацию ущерба и преодоления последствий введенных санкций следует назвать меры налогового характера, в частности введение льгот для компаний, инвестирующих в импортозамещение и локализацию производств на территории России, а также освобождение импортируемого высокотехнологичного оборудования, запасных частей и расходных материалов от таможенных пошлин по перечню оборудования, которое не производится на территории Таможенного союза.

     41.3 Элементы планирования инновационной деятельности в нефтегазовом комплексе
     
     В числе первоочередных мер по поддержке инновационного развития отрасли является мероприятие по реформе налогообложения в нефтегазовой сфере. Речь идет о налогообложении финансового результата, а не физической добычи, как это происходит сегодня. 
     Представители Правительства, Минэнерго и Минприроды на форуме высказались в поддержку этой меры. Инновационные методы извлечения углеводородов, которые помогли бы поддержать текущий уровень добычи, являются очень затратными и при существующей налоговой системе экономически неэффективны. 
     На уровне Правительства РФ принято решение о разработке и принятии долгосрочных программ развития государственных компаний. Эти документы будут включать разделы, посвященные внедрению инновационных технологий. 
     Исполнение программ будет контролироваться Правительством, Минэкономразвития и Минэнерго. Принята дорожная карта по внедрению инновационных технологий. Минпромторгом разработана дорожная карта импортозамещения оборудования в ТЭК.
     Главными факторами, сдерживающими инновационную активность компаний, являются недостаток собственных средств и сокращение возможностей привлечения внешнего финансирования. Необходимы экономические стимулы для внедрения новых технологий. По мнению Александра Шохина Президента РСПП, действенным механизмом технического обновления может стать введение налога на уже амортизированное имущество[23]. 
     Несмотря на ряд сложностей, новые технологии российского происхождения все же находят применение в отечественной нефтегазовой отрасли. Так, компании-резиденты Сколково проводят проекты пилотного внедрения в нефтегазовой отрасли. Например, компания «Уникальные волоконные приборы» реализовала проект по шумометрии и термометрии скважин в «Газпром нефть». 
     «Вормхолс Внедрение» реализует проект по использованию адаптивных систем контроля притока для предотвращения прорывов воды в газовые скважены в «Лукойле» и «Газпроме». «Старт-катализатор» испытал установку для очистки НПГ на месторождении «Башнефти». «Микс» давно внедрил свой трехзондовый скважинный дефектоскоп в «Новатеке» [20]. 
     Важно облегчить доступ инновационным компаниям к месторождениям для проведения испытаний. Необходимо создание испытательных полигонов, корпоративных венчурных фондов дополнительное финансирование для малых инновационных предприятий. Первые попытки в этом направлении начинают делаться. Здесь очень важна роль нефтесервисных компаний как интеграторов, поскольку большая нефтяная компания хочет получить готовую услугу, а не испытывать новую технологию. 
     В настоящее время готовится испытательный полигон в Ханты-Мансийском автономном округе, появляется полигон в Томской области. Важно обеспечить открытый доступ для компаний к этим полигонам. По финансовой поддержке малых инновационных предприятий часть функций берет на себя Сколково, компании активно выдают гранты компаниям, которые работают в нефтегазовой отрасли.
     Курс на импортозамещение уже подогревает интерес к отечественным разработкам. 
     Участники «Сколково» не просто предлагают технологии для импортозамещения, а создают решения, которые по техническим или экономическим параметрам лучше западных аналогов. В «Сколково» появляются участники, которые занимаются программным обеспечением, некоторые из них работают над темой интеллектуальных месторождений, включая мониторинг и управление скважинами и целыми месторождениями[13]. 
     Анализ, проведенный Минэнерго показал, что большую часть оборудования, импортируемого российскими нефтегазовыми компаниями, возможно заменить российскими либо зарубежными аналогами, производимыми в не поддержавших санкции странах. Замена такого оборудования в трехлетнем периоде может быть произведена лишь частично[11]. 
     Полная замена возможна к 2020 году. Повышение уровня инновационных систем возможно лишь только при создании конкуренции на данном рынке. Ключевой упор необходимо  делать на небольших «технологических юниорах». Очень важно обеспечить технологическим пионерам доступ к нефтеперерабатывающим мощностям вертикально-интегрированных нефтяных компаний. В противном случае добываемая инновационным способом нефть будет перерабатываться не самым эффективным способом.
     

      2. Состояние инновационной деятельности в нефтегазовой отрасли Ханты-Мансийского автономного округа- Югры

      2.1 Анализ технологического уровня нефтегазовой отрасли региона

     Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020г. и на период 2030г. определяет актуализированные применительно к текущему этапу социально-экономического развития автономного округа сценарии развития региона, целевые установки по реализации Стратегии - 2030, а также приоритетные направления и задачи политики органов государственной власти автономного округа на долгосрочную перспективу.
     Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в состав Уральского федерального округа (УФО) и располагается в центральной части Западной Сибири. Площадь территории автономного округа составляет 534,8 тыс. км2. Численность населения автономного округа на начало 2011г. составила 1537,1 тыс. чел. (3 место в УФО и 28 место в Российской Федерации). Это самый крупный по численности населения регион, территория которого приравнена к районам Крайнего Севера. Округ характеризуется высокой степенью урбанизации. Доля городского населения на начало 2011г. составила 91,5%. Более 61% населения автономного округа проживает в моногородах, два из которых являются крупнейшими городами региона (Сургут и Нижневартовск) [20]. 
     Разработка нефтяных месторождений Югры началась в 1964 году. На начало 2016 года из недр округа отобрано 53% извлекаемых запасов нефти (рис. 2.1). 

    Рис. 2.1. Структура извлекаемых запасов нефти автономного округа в 2016 году
    
     Разведанные разбуренные запасы распределенного фонда, из которых сейчас производится добыча, составляют 19% запасов округа с КИН - 0,408 дол.ед. На долю разведанных неразбуренных запасов РФН приходится 18% с КИН - 0,280[12]. 
     Разведанные неразбуренные запасы нераспределенного фонда составляют 3% запасов округа с КИН - 0,260. На ожидаемый прирост из предварительно оцененных запасов категории С2 приходится 8% с КИН -0,244. Неразбуренные запасы по качеству более трудоемки, и на их добычу потребуется больше усилий, материальных затрат и финансовых средств. 
     Из всех открытых месторождений разрабатывается 246, еще 186 месторождений с промышленными извлекаемыми запасами 376 млн. тонн нефти не введены в разработку (рис. 2.2). 
     
     

Рис. 2.2. Распределение по извлекаемым запасам нефти неразрабатываемых месторождений автономного округа
     
     Месторождения разделены по запасам на четыре группы. 12 месторождений с объемом запасов более 5 млн. тонн каждое содержат суммарно 224 млн. тонн запасов, и ввод их в разработку может дать около 8 млн. тонн нефти в год максимальной добычи. 
     13 месторождений с объемом 3–5 млн. тонн каждое содержат суммарно 51 млн. тонн запасов, и их потенциал максимальной добычи в год не превысит 1,5 млн. тонн. (рис. 2.3) [14].  
     36 месторождений с объемом 1–3 млн. тонн каждое (суммарно 60 млн тонн); их годовая добыча не более 1 млн. тонн. 

Рис. 2.3. Динамика коэффициента извлечения нефти по автономному округу
     
     Остальные 125 месторождений с суммарными запасами 41 млн. тонн даже при вводе их всех в разработку не смогут дать в год более 500 тыс. тонн нефти. Учитывая высокую себестоимость добычи нефти на мелких месторождениях, их ввод в разработку без предоставления государственных льгот маловероятен. Т.е. при существующем налогообложении интерес могут представлять только месторождения с объемами запасов более 5 млн тонн.
     В период с 2001г. по 2007г. в автономном округе имел место рост добычи нефти. В 2007г. добыча нефти составила 278 млн.т – это был максимальный объем добычи в Ханты-Мансийском автономном округе- Югра за последнее десятилетие (табл. 2.1) [15]. 
     С 2008 г. в округе наблюдается сокращение объемов добычи. Связано это как с внешними факторами – мировым финансово-экономическим кризисом, так и внутренними факторами – ухудшением качества ресурсной базы нефти, недостаточной активностью поиска, разведки и ввода в разработку новых месторождений, а также производственными планами компаний, предполагающими снижение добычи. Добыча нефти в автономном округе снижается практически по всем нефтяным компаниям, за исключением ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Роснефть», которые ввели в разработку Приобское месторождение.
     
     Таблица 2.1 - Добыча нефти в автономном округе в разрезе компаний, 2001-2011гг., млн. т
ВИНК
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
ОАО "НК "Роснефть"
51,48
56,17
60,48
65,66
66,36
66,73
56,73
ОАО "Сургутнефтегаз
64,95
63,8.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44