- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Перспективы и направления развития менеджмента в 21 веке
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000857 |
Тема: | Перспективы и направления развития менеджмента в 21 веке |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО» ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ» КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: история управленческой мысли На тему: Перспективы и направления развития менеджмента в 21 веке Выполнила студентка Заочной формы обучения Группы ЭМБ-231-з-01 Ющенко Анастасия Александровна Научный руководитель: С.А. Люфт Омск-2015 Перспективы и направления развития менеджмента в 21 веке Введение 3 Глава 1. ИСТРИЯ РАЗВИТИЙ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 5 1.1. Концепции менеджмента 5 1.2. Понятие «традиционного менеджмента» 6 Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДОВ К МЕНЕДЖМЕНТУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 9 2.1.Две модели современного менеджмента 9 2.2. Новые задачи современного менеджмента 12 2.3. Качества, необходимые менеджеру XXI века 17 ГЛАВА 3. МЕНЕДЖМЕНТ НА СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 19 Заключение 24 Список литературы 26 ВВЕДЕНИЕ Существует множество определений менеджмента. Согласно одному из толкований термина, менеджмент – это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и персоналом с использованием достижений науки управления. Основной целью менеджмента называют достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании. По другому определению, менеджмент – это руководство предприятия (фирмы), т.е. орган или аппарат управления. Согласно третьему определению менеджмент представляет собой феномен, интегрирующий в себе управленческую деятельность, кадровую политику, состояние всей управленческой инфраструктуры. Кроме того, есть мнение, что менеджмент – это область знаний, прикладная наука, имеющая свой предмет, специфические проблемы и способы их решения. Одни ученые полагают, что главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее как организации, так и отдельно взятому человеку, а в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающие устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара. Другие исследователи считают, что основная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности (доходности), в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. При этом обеспечение гармонии в развитии организации зависит от согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов предприятия. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Все перечисленные функции не просто составляют единое целое. Они переплетены друг с другом, проникают друг в друга так, что порой их трудно разделить.Целью нашего исследования является анализ особенностей подходов к менеджменту на современном этапе. Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач. Во-первых, обозначить основные этапы развития концепций. Во-вторых, выявить основные особенности подходов на современном этапе. В-третьих, рассмотреть специфику российского менеджмента. Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЙ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 1.1. Концепции менеджмента Признание менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования начинается с конца XIX – начала XX в. Основоположником концепции научного управления (менеджмента) принято считать Ф. Тейлора, автора книги «Принципы научного управления», предложившего считать менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самостоятельной работы. На сегодняшний день выделяют следующие этапы эволюции концепции менеджмента: 1900–1920 гг. – концепция формально-рационалистических аспектов организации управления (М. Вебер) изучает сущность процесса управления, общие принципы администрирования (разделение труда, авторитет руководства, единство распорядительства, подчинение частных интересов общему, принцип оценки и вознаграждения, централизация); 1920–1930 гг. – концепция «человеческих ресурсов» (А. Файоль) рассматривает организационную рационализацию управления как взаимосвязь, однонаправленность субъектов к одной цели, обеспечение желаемых результатов в реализации управления; 1930–1950 гг. – концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений (А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Мак-Грегор) впервые определяет менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц; с 1960-х – по настоящее время – концепция управления с позиций науки о поведении. Ее основное кредо – повышение эффективности организации за счет мобилизации человеческих ресурсов. Современный профессиональный бизнес ведет свою историю со второй четверти XIX в., когда возникли первые фирмы – социальные организации (социальные институты), деятельность которых направлена на реализацию собственно деловой активности под руководством специальных профессионалов – менеджеров, т.е. специалистов-управленцев, работающих по найму. И менеджер, и предприниматель занимаются, по сути, одним и тем же – бизнесом, содержание и формы их труда фактически одинаковы. Различие в ответственности: если предприниматель отвечает за свои деньги и имущество, то менеджер, как наемный работник, распоряжается (по согласованию обеих сторон) чужой собственностью. Менеджер может быть предпринимателем, а предприниматель – менеджером, но не обязательно. 1.2. Понятие «традиционного менеджмента» За всю историю менеджмента сложилось множество научных школ. Накоплен огромный эмпирический материал и предложено множество моделей менеджмента, обобщающих практический опыт, результаты его теоретического осмысления. Но в этой массе теорий, концепций и моделей набралось большое количество не согласующихся одно с другим представлений о закономерностях, принципах, средствах управления. Традиционный менеджмент исходит из представления процесса управления в виде выполнения менеджерами ряда функций, включающих планирование, организацию, координацию, активизацию и контроль. В широком смысле в понятие традиционного менеджмента входят: персонал менеджеров, включающий кадры высшего руководства организации (президент, генеральный директор, вице-президенты компании, заместители директора), менеджеров нижестоящих уровней, включающих менеджеров среднего звена (руководителей функциональных отделов, групп, подразделений) и менеджеров нижнего звена, линейных менеджеров, которые непосредственно руководят работниками, производящими продукцию или создающими услуги; непосредственно процесс управления; теория, наука и искусство управления; особый вид профессиональной деятельности, обеспечивающий деятельность организации как единого целого. Классическое определение традиционного менеджмента основано на разделении процесса управления по функциям. К основным функциям относятся: планирование — формирование целей организации и выбор путей их достижения; контроль — определение соответствия характеристик управления целевым плановым параметрам и оценка эффективности действий менеджеров и их подразделений; координация — обеспечение взаимодействия между различными звеньями подразделений, организациями и управленческими работниками; мотивация — система стимулов эффективного труда, создание целевых установок эффективного труда. Эти функции иногда расширяют и дополнительно включают такие, как: организация (как функция управления) — определение того, как должны быть достигнуты цели, кем и когда, распределение работ между исполнителями; лидерство — руководство и мотивация персонала, разрешение конфликтных ситуаций; подбор и расстановка кадров персонала — выработка и проведение кадровой политики организации в области приема на работу, расстановка по рабочим местам, а также методы оценки кадров. В университетах и школах бизнеса преподавателей менеджмента просят не вдаваться в философские и теоретические рассуждения, а сразу давать дельные советы, как поступать в каждом конкретном случае в практике управления. Слушатели хотят получить готовые рецепты и рекомендации, чтобы следовать им в повседневной управленческой деятельности. Авторы пособий по менеджменту идут навстречу подобным прагматическим запросам, в школах бизнеса преподаватели придерживаются информационно-рецептурного метода обучения, стремясь передать систему знаний в виде «алгоритмов управления», т.е. готовых рецептов на все случаи хозяйственной жизни. В результате обучаемые получают ограниченное представление о сущности и задачах менеджмента. Сторонники же классической и административной школ менеджмента борются за придание управлению производством статуса фундаментальной науки, а их оппоненты из школы человеческих отношений и приверженцы поведенческого подхода отстаивают понимание этой деятельности как прикладного «искусства исполнения». Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДОВ К МЕНЕДЖМЕНТУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 2.1.Две модели современного менеджмента Эволюция теории и практики менеджмента проявилась в многообразных направлениях. Начало «тихой управленческой революции» совпало с вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели, и относительно новому, поведенческому, нашедшему отражение в японской модели менеджмента, приходит неформальное направление, которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное». Многое из опыта в области менеджмента других стран могло бы быть полезным и в российской практике. Сравним две, наиболее признанные, модели менеджмента (табл. 1). Таблица 1. Японская и американская модели менеджмента В производственной сфере получили развитие следующие концепции (табл. 2). Таблица 2 Современный менеджмент понимается как разработка, создание, максимальное использование и контроль социально-экономических систем, которые включают в себя государственную, коммерческую и некоммерческую сферы деятельности. Внутри определения заложены основные процессы: моделирование, организация (как действие) и управление. В основе менеджмента предусматриваются начало (постановкацелей), течение (реализация, разворачивание бизнеса), окончание (анализ и оценка деятельности) процесса. 2.2. Новые задачи современного менеджмента Ряд важных новых черт отличают современный эффективный менеджмент от традиционного менеджмента прошлых лет. 1. Интеллектуальный характер процессов принятия решений. Это проявляется в привлечении интеллектуальных ресурсов в сферу планирования, переходу к многоцелевым планам, учитывающим противоречивость принимаемых управленческих решений и их различные последствия. Решение, эффективное в одной сфере, может вызвать негативные последствия или снижение эффективности в других сферах. В традиционном управлении многоцелевой фактор практически не учитывается. Даже если говорится о нескольких целях, они рассматриваются изолированно, как набор, а не комплекс, и планирование осуществляется по готовым шаблонам, что неизбежно приводит к ошибкам и снижению эффективности. Так одна из ошибок традиционного планирования — это применение однокритериального подхода, когда учитывается всего один критерий (показатель эффективности), например прибыль или доходы. В результате достигают одну цель, например концентрируют усилия на расширении производства продукции за счет сокращения инвестиций на ее обновление, а впоследствии, отстав от конкурентов, быстрообновляющих свою продукцию, несут убытки вместо получения прибылей. В принципы современного менеджмента входит непрерывность и повсеместность инновационных процессов внутри организации. Инновации должны создаваться не только специализированными отделами и службами по исследованию и разработкам, но и превратиться в главные ежедневные инструменты роста внутренней эффективности и конкурентоспособности всех подразделений. Развитие любой организации без организации инновационных процессов обрекает ее на быструю потерю рыночных позиций. 2. Эффективный менеджмент основан на образовании в системах управления интеллектуального ядра, включающего сеть команд, объединяющих наиболее талантливых менеджеров и специалистов, способных выбрать оптимальный вариант развития, решить, как текущие проблемы, так и проблемы будущего всей организации. Типичный российский подход, предмет гордости многих руководителей, заявляющих о своих управляющих: «Мы одна команда!», показывает непонимание сущности современного менеджмента. Наличие одной команды даже для компании среднего размера совершенно недостаточно. Так же как один руководитель не может решать всех задач управления, так и одна команда не может охватить весь комплекс проблем развития. Команды должны быть специализированы, гибко менять свои структуры и состав. Кроме того, всего одна команда означает, что внутри организации нет сети команд, а есть административно-бюрократическая группа силового влияния на персонал, сформированная при руководителе для подтверждения и поддержки его управленческих решений. В этой команде все думают, что и как надо сказать, чтобы это понравилось руководителю. Культура эффективного менеджмента основана на многополярности интересов. 3. Разветвление некогда единой системы общего менеджмента и появление новых видов менеджмента, таких как инвестиционный менеджмент, маркетинговый, инновационный и другие. Современный менеджмент представляет собой сложную модель, которая включает в себя средства системного воздействия на компании, обеспечивающие рост их конкурентоспособности. Отдельные функции менеджмента по мере его развития преобразовались в самостоятельные системы. Так, в последние годы на базе маркетинга возник маркетинговый менеджмент, на базе методов логистики — менеджмент логистики, на основе планирования и внедрения инноваций — инновационный менеджмент и многие другие виды. 4. Расширение функций менеджеров, обогащение их содержания и возникновение новых функций, что связано с усложнением среды управления, необходимостью максимального использования всех внутренних резервов менеджеров, ростом влияния менеджеров на конечные результаты, необходимостью роста интеллектуального уровня руководства и квалификации менеджеров. Функции традиционного менеджмента включают планирование, организацию, контроль, координацию и стимулирование. Функции современного менеджера значительно расширяются, процессы их интеграции и появление новых происходят непрерывно. Рассмотрим некоторые новые функции менеджеров. Реакция на изменения и угрозы внешней и внутренней сред. Означает необходимость развития способностей гибко изменять стратегию в условиях появления новых факторов угроз, готовность противодействия этим угрозам. Они могут иметь как внешнее, так и внутреннее происхождение. Конкуренция означает действия менеджеров, направленные на рост конкурентоспособности своего подразделения с учетом достижений аналогичных подразделений компаний-лидеров. Конкуренция в эффективно работающих компаниях является не только внешней, но в первую очередь внутренней, она начинается на рабочих местах компании. Новым фактором является и развитие цивилизованной конкуренции, основанной на открытом соревновании и сравнении результатов различных менеджеров, росте индивидуальной конкурентоспособности. Межличностные и сетевые коммуникации включают обмен информацией путем личного общения и через компьютерные информационные сети, что значительно сокращает время и расширяет возможности использования больших объемов информации. Непрерывное обучение и самообучение — новая функция менеджера в условиях быстрого обновления производств, продуктов, появления новых методов и технологий управления. Социальная ответственность менеджера означает осознание им особой роли во влиянии на личности других людей, которые находятся в его подчинении, в проявлении им требовательности. Социальная ответственность означает следование общечеловеческим ценностям в управлении. Логистические функции включают в себя комплексное обеспечение работников всем необходимым, включая ресурсы, средства производства, материалы и информацию. Развитие самоуправления личности и коллективов предусматривает предоставление большей самостоятельности менеджерам, ориентированной на стратегические цели организации, систему воздействия на формирование человеческого капитала компаний, вовлечение в процесс управления персонала, повышение устойчивости личности менеджера к негативным воздействиям среды, стрессу, избытку информации, конфликтам и другим факторам. Работа в сети проектов включает участие менеджера в различных проектах, направленных на решение проблем развития компании и его подразделения. Эти проекты должны основываться не на шаблонах, а на применении многоцелевых, интеллектуальных методах и технологиях. Их главная цель — достижение максимальных конкурентных преимуществ. Методы и технологии управления проектами (менеджмента проектов) составляют интеллектуальный потенциал каждой организации, относятся к числу ее наиболее ценных неосязаемых активов. Создание положительного имиджа компании и менеджера включает деятельность менеджера, обеспечивающую укрепление рыночного положения компании и собственного положения в ней. Ошибки менеджера во взаимодействии всего с одним клиентом могут привести к общему снижению имиджа фирмы и следующей за этим потере ею значительной доли рынка, снижению отдачи вложенных в нее инвестиций. 5. Интенсивное развитие и становление самоуправления внутри организации в различных видах: от сети команд менеджеров и специалистов, самоуправляемые децентрализованные подразделения, включая бизнес-единицы (центры доходов, прибыли), центры инвестирования, центры ответственности, развитие коллективных форм собственности, когда работники становятся собственниками компании, в которой они работают. Развитие самоуправления — одна из наиболее важных черт современного менеджмента. В отличие от российских организаций, где решения в основном принимаются исключительно руководством, в зарубежных компаниях все более явно видна тенденция передачи части решений, включая стратегические, подразделениям. Вовлечение персонала в управление ведет к росту производительности и качества труда, сокращает расходы, повышает эффективность и отдачу инвестируемых средств. 6. Рост социальной ориентации менеджмента внутри компании и по отношению к обществу. Компании, которые продолжают политику отношения к своим менеджерам как к простым работникам по найму, отстают от компаний-лидеров, которые стремятся создать обстановку коллегиальности и партнерства во всем, вовлечь работников в долевое участие в прибылях, а нередко и в собственности компании, создать для него долгосрочную перспективу улучшения уровня жизни и комфорта. С другой стороны, в условиях конкуренции социальный имидж компании в обществе принимает значение важнейшего фактора конкурентного преимущества и борьбы за клиентов. 7. Использование информационных технологийвменеджменте, качественно изменяющих характер труда, ускоряющихобмен информацией и коммуникации, снижающих риск и неопределенность, вызываемые дефицитом информации, в принятии управленческих решений. 2.3.Качества, необходимые менеджеру XXI века: • Самосознание • Навыки индивидуального научения • Навыки коммуникаций • Управление конфликтами Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв. 1. Лояльность к работающим. 2. 100% ответственность - как обязательное условие успешного менеджмента. 3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали. 4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих. Постоянное обучение всех, везде и всегда. 5. Долевое участие каждого работающего в общих результатах. 6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде. 7. Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству. 8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности. 9. Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п. 10. Этика бизнеса. 11. Честность и доверие к людям. 12. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента. 13. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть. 14. Качество личной работы, постоянное самосовершенствование. ГЛАВА 3. МЕНЕДЖМЕНТ НА СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Говоря о современных подходах в управлении на российских предприятиях, в первую очередь подразумевают системный, процессный и синергетический подходы и концепции управления по целям и контроллинга. В организации управления предприятием наиболее важными и актуальными являются следующие положения современных подходов. Процессный подход рассматривает организацию как сбалансированную систему блоков управления (подсистем) и систему процессов (основных, вспомогательных (обеспечивающих) и управленческих (инфраструктурных)), неразрывно связанную с внешней средой функционирования и развития организации. Таким образом, для эффективной деятельности организации требуются минимально необходимые блоки (подсистемы), которые выделяют организацию как систему. Как правило, это блоки закупок, производства, продаж и финансов. Подсистемы управления, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка по отношению к организации. Рассматривая организацию как систему процессов, выделяют основные процессы, обеспечивающие предмет деятельности (производство товаров, оказание услуг, работы); вспомогательные процессы, способствующие реализации основных процессов с позиций их непрерывности и экономичности; управленческие – обеспечивающие установление целей и направлений основных и вспомогательных процессов. Процессы в организации должны обеспечить эффективную взаимосвязь и взаимодействие блоков управления, интегрировать все виды деятельности в организации по решению управленческих проблем в единую цепочку, повысить эффективность горизонтальных (координационных) связей в системе управления. Эффективные процессы возможны только во взаимодействии всех элементов, связей и подсистем организации. Суть концепции контроллинга обобщённо можно выразить следующим образом:недостижение целей системы управления (отклонения) является не столько и не в первую очередь поводом для оценки деятельности персонала, сколько причиной постоянного системного анализа изменений среды функционирования организации и адекватновыявленным отклонениям корректировки управленческих воздействий, а при необходимости и самих целей организации. В современном понимании контроллинг – это информационное обеспечение управления организацией, нацеленного на результат. По содержанию контроллинг представляет функционально обособленное направление работы, связанное с реализациейкомплекса функций менеджмента для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Находясь на пересечении учёта, информационного обеспечения,контроля и координации, контроллинг связывает эти функции, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных подразделений организации на достижениеоперативных и стратегических целей, переводя тем самым управление организациейна качественно новый уровень. Развитие контроллинга в современных корпорациях можно объяснить несколькимифакторами. 1. Ужесточением требований к системе управления, вызванным повышениемнестабильности внешней среды. Оно потребовало: – смещения внимания на предварительный контроль, на анализ будущего; – повышения гибкости управления, быстрой реакции на изменения внешней среды; – непрерывного системного отслеживания изменений факторов внешней и внутренней среды организации; – разработки системы действий по стратегической безопасности и избегания кризисных ситуаций. 2. Усложнением системы управления организацией требует механизма координации внутри системы управления. 3. Информационным бумом и необходимостью отбора релевантной (востребованной для решения проблемы) информации. Синергетический подход рассматривается как дальнейшее развитие системного подхода применительно к сложноорганизованным системам. Учёт синергетических закономерностей позволяет заменить традиционные представления об управлении, согласнокоторым эффект от управляющего воздействия однозначно и линейно зависит от величины приложенных усилий (чем больше усилий, тем выше эффект). Для практикименеджмента наиболее важны следующие из них: – сложноорганизованным системам нельзя навязывать их пути развития, вместоэтого необходимо выявить их собственные тенденции развития и использоватьих для достижения целей системы управления; – в момент неустойчивости незначительные управленческие воздействия могутсущественно влиять на развитие всей системы. Таким образом, эффективное управление сложноорганизованными системами возможно только при построении управляющего воздействия, согласованного с сущностьюеё внутренних тенденций. Целевой подход основывается на формулировке миссии, видения и декомпозицииих в систему стратегических, тактических и оперативных целей и задач, взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям. Концепция управления по целям, выдвинутая П. Друкером в 50-х годах ХХ в., явилась революционным начинанием длявремени, когда менеджмент был ориентирован на функции и процессы управления. Идея П. Друкера заключается в том, что управление должно начинаться с выработкицелей и потом переходить к формированию процесса достижения цели на основанииопределения круга полномочий и обязанностей руководителей всех уровней, разработки и согласования целей и задач управления в рамках установленных обязанностей,составления реальных планов достижения поставленных целей, контроля и оценкирезультатов, полученных каждым руководителем по установленным критериям, и корректировки планов. Целевой подход обеспечивает единый вектор в деятельности системы управленияорганизацией, эффективное использование ресурсов на пути достижения поставленныхцелей, улучшает психологический климат в коллективе. Это позволяет подходить к решению управленческих ситуаций исходя из целей по уровням управления, обеспечитьэффективность действий менеджмента по критериям необходимости и достаточности. Концепция управления по целям уменьшает разрывы в целевых ориентирах менеджеровразных уровней управления, способствует процессам централизации в организации. Обобщая изложенное по анализу основных современных подходов и концепцийуправления, можно сделать вывод о том, что для практики менеджмента в первую очередь важны три направления развития современного менеджмента: – системный подход к рассмотрению управленческих ситуаций исходя из моделиорганизации как открытой системы; – целевой подход как фактор централизации и направления усилий всей системыуправления на достижение стратегических целей организации; – процессный подход, интегрирующий все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку, ликвидирующий разрывы между отдельными функциями управления и развивающий горизонтальные (координационные) связи в системе управления. Исходя из данной «триады»: цели – системный подход – оперативное управление,можно предложить многофакторную модель управления, основанную на современных подходах и концепциях управления. Российская модель менеджмента до сих пор отсутствует, а типичная российская система управления представляет собой конгломерат из различных осколков и слепков отдельных зарубежных методов на базе сохранившихся старых административно бюрократических систем. Поэтому в российских компаниях типичным является, например, соседство новых логистических и маркетинговых систем, финансовых аналитиков с практически полным отсутствием научной организации труда, систем инвестиционного менеджмента, стратегического планирования и прогнозирования и многих других обязательных компонентов современного менеджмента. Менеджмент — это непрерывный поиск все более новых способов сделать свою компанию более конкурентоспособной, а достичь этого без создания более конкурентоспособного менеджмента невозможно. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Менеджмент возник на рубеже XIX-XX вв. в результате напряженного поиска средств повышения конкурентоспособности и эффективности, что является главным для выживания на рынке. Предприниматели неоднократно убеждались, что успех их организации зависит не столько от финансовых возможностей, так как в любой момент могло произойти банкротство, сколько от умения эффективно их использовать, активизировать внутренние возможности и потенциал персонала, поставить во главу угла специальный вид деятельности по управлению всеми процессами — менеджмент. В современных быстро и постоянно изменяющихся конкурентных условиях вопрос непрерывного повышения эффективности управления приобретает особую значимость. При этом внедрение и использование инструментов эффективного менеджмента актуально не только для развития частного бизнеса, но и для повышения качества и результативности деятельности государственных и муниципальных организаций и предприятий. В настоящее время ключевой задачей эффективного менеджмента является формирование, внедрение и использование комплексной системы управления результатами с учетом прогнозируемых и текущих изменений во внутренней среде, а также воздействий со стороны внешних изменений. Данная система должна в первую очередь обеспечивать качественное и своевременное принятие оперативных и обоснованных управленческих решений, направленных на решение наиболее актуальных задач управления любой организации, которые можно сформулировать и обобщить следующим образом: 1. непрерывное повышение конкурентоспособности и качества оказываемых услуг и производимых товаров для их соответствия потребительским ценностям клиентов; 2. обеспечение гибкости и оперативности взаимодействия субъектов управления как на внутреннем уровне, так и с внешними контрагентами; 3. оптимизация величины и структуры доходов и расходов, требуемых и затрачиваемых для качественного достижения целей, которые поставлены перед системой управления. Переориентация хозяйства Российской Федерации в рыночном направлении, вхождение в мировое экономическое пространство коренным образом изменили условия функционирования предприятий, что в свою очередь, повлекло возникновение потребности в поиске новых инструментов управления. Ведение хозяйства в рыночных условиях потребовало от руководства предприятий освоения механизма разработки и реализации стратегии, и одновременно внедрение новых подходов в адаптации текущей деятельности к стратегическим целям, и как следствие, поиску путей эффективного функционирования системы управления предприятием. В связи с этим стало очевидно, что ранее используемые методы и технологии престали быть эффективными, и поэтому проблема совершенствования системы стратегического менеджмента на основе использования новых технологий и механизмов в последнее время приобрела особую актуальность. В сложившихся условиях предприятия обращаются не только к отечественному опыту управления производственной деятельностью, но и активно внедряют наиболее прогрессивные достижения зарубежных специалистов в сфере управления. Список литературы 1. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2008 – С. 114. 2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2008. 3. Гаврилова, Т.А. Интеллектуальные технологии в менеджменте [Текст]. — 2-е изд. — М. : Высшая школа менеджмента, 2008. 4. Глухов В. В. Менеджмент : учебник для вузов / В. В. Глухов. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 608 с. 5. Гуру менеджмента: [сборник] / К. Кашникова [и др.]. — М. : Управление персоналом, 2008. — 208 с. : ил., портр. — Авт. и загл. указ.натит. л. 6. Жданкин, Н. Обучение персонала как фактор успеха [Текст] // Управление персоналом. — 2007. — № 18. — С. 65—68 7. Казначевская Г. Б. Основы менеджмента :учеб.пособие / Г. Б. Казначевская, И. Н. Чуев. – Ростов на Дону : Феникс, 2004. – 384 с. 8. Кортотков Э. Генезис менеджмента / Э. Коротков, Е. Кузьмина // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 1. – С. 40-47. 9. Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов/ А М.: Фонд "Мир", 2007. – 555 с. 10. Маслов В. И. Концептуальные установки менеджмента / В. И. Маслов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 1. – С. 1–20. 11. Менеджмент: век ХХ- век ХХI/Под ред. О.С. Виханского, А.И. Наумова. - М.: Экономистъ, 2006 12. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с. 13. Муллахметов Х. Ш. Научные школы управления и их влияние на эволюцию функции контроля / Х. Ш. Муллахметов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. - № 6. – С. 129-133. 14. Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2008. 15. Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. 16. Семенова И. И. История менеджмента :учеб.пособие / И. И. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 199 с. 17. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с 18. Хохлова Т. Классики менеджмента: Ф. У. Тейлор и Г. Л. Гантт / Хохлова Т. // Проблемы теории и практики управления.– 2011. – №1.– С. 118–126. 19. Юдина Л. Управленческий учет и контроллинг// Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - №1 28 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: