VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Пейзажные описания в антиутопии С

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010638
Тема: Пейзажные описания в антиутопии С
Содержание
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

КАФЕДРА АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ







КАЛИНИНА МАРИЯ РУСЛАНОВНА


ПЕЙЗАЖНЫЕ ОПИСАНИЯ В АНТИУТОПИИ С. КОЛЛИНЗ «THE HUNGER GAMES» КАК ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК


Выпускная квалификационная работа

по направлению 44.03.01 Педагогическое образование
(профиль Иностранный язык)
                              




Представлена для защиты в ГЭК

_____________________________
 	(дата сдачи) 

Зав. кафедрой _________________			Научный руководитель: 
                                (подпись)			к.ф.н., доцент Е.В.Малышева


Защищена на ГИА _____________
                                  (дата защиты)

с оценкой ____________________


Председатель ГЭК _____________
                                     (подпись)

Санкт-Петербург, 2017 г.


	Содержание	

Введение	3
Глава I Художественный текст и роман-антиутопия	6
1.1 Понятие и структура текста	6
1.2 Категории художественного текста	9
1.3 Предпосылки возникновения жанра антиутопии	11
1.4 Жанрообразующие признаки антиутопии 	13
1.5 Жанр молодежной антиутопии 	16
Выводы по главе I  	18
Глава II Пейзажные описания в романе-антиутопии	20
2.1 Функции пейзажных описаний 	20
2.2 Типы и текстообразующие свойства пейзажных описаний	23
Выводы по главе II 	34
Заключение	36
Список использованной литературы	38
Приложение 1	41
Приложение 2	49






	







                                                     Введение
     
     Словесно-художественный пейзаж является предметом изучения большого количества литературоведческих и лингвистических исследований, однако нельзя назвать тему исчерпанной. Пейзажное описание, будучи важным функционально нагруженным компонентом текста, как любой другой изобразительно-выразительный элемент «мира художественного произведения» (термин Д.С. Лихачева), с течением времени имеет тенденцию эволюционировать.
     Актуальность выбранной темы определяется
     -   необходимостью дальнейшего изучения пейзажного описания;
     -  активным развитием жанра антиутопии в XXI веке и в связи с этим необходимостью изучать её в рамках лингвистики текста и рассмотреть различные текстообразующие факторы;
     -  интересом к исследованиям, осуществляющим комплексный подход к анализу текстов романов-антиутопий.
     Цель исследования — рассмотреть и проанализировать роль пейзажных описаний в построении текста романа – антиутопии. В рамках данной цели поставлен ряд более конкретных задач:
     •   рассмотреть понятия «текст» и выявить его категории;
     •   описать роль и функции пейзажа в художественном произведении;
     •   выявить особенности антиутопии как особого литературного жанра;
     •   выявить текстообразующие признаки пейзажных описаний.
     В качестве основных теоретических источников в работе использованы работы по лингвистике текста (И.Р. Гальперин, Е.А. Гончарова и И.А. Щирова, В.А. Кухаренко), работы по стилистике (Н.С. Болотнова, В.В. Виноградов и А.К. Жолковский). 
     Исследование проводится на материале романа-антиутопии Сьюзен Коллинз «The Hunger Games».
     В работе используются методы лингвистического наблюдения и описания, и сплошной выборки. 
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе – «Художественный текст и роман-антиутопия» - мы рассматриваем понятие «текст» и типологию его категорий. Рассмотрению также подлежит понятие «антиутопия», история появления, связь с другими литературными жанрами и проблемы ее жанрообразования. Последний параграф этой главы посвящен молодежной антиутопии и ее признакам. 
     Вторая глава – «Пейзажные описания в романе-антиутопии» – посвящена исследованию функций и типов пейзажных описаний, а также обоснованию и описанию их роли в антиутопии «The Hunger Games». 
     Материалы исследования использованы при разработке урока «Антиутопия XXI века» на примере произведения Сьюзен Коллинз «The Hunger Games». Занятия по этой теме проведены в старших классах Назиевской «СОШ».
     Апробация:
1. «Антиутопии XXI века». На материале исследования был разработан и проведен урок у учащихся 9 класса в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Назиевская СОШ» в пгт. Назия Кировского района Ленинградской области.
2. Калинина М.Р. Пейзажные описания в антиутопии С. Коллинз «The Hunger Games» как текстообразующий признак. // XX межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные вопросы английской филологии» (ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ имени А.С. Пушкина»), 7 апреля 2017.
3. Калинина М.Р. Пейзажные описания в антиутопии С. Коллинз «The Hunger Games» как текстообразующий признак. // Сборник тезисов работ участников XI всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России» II Всероссийского молодежного форума «АПК – МОЛОДЕЖЬ, НАУКА, ИННОВАЦИИ». – НС «Интеграция», РПЦ, Государственная Дума ФС РФ, Минобрнауки России, Минтранс России, Минздрав России, Минсельхоз России, РОСКОСМОС, РОСВОЕНЦЕНТР, РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, РИА, РАО, 2017. – 896 с. –  С. 355.
     
























Глава I Художественный текст и роман-антиутопия
1.1 Понятие и структура текста

     По мнению Г.Я. Солганика, «текст (от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сверхфразовых единиц (прозаических строф), фрагментов, разделов и т.д.» [Солганик 2000, с. 16].
     В настоящее время ученые-лингвисты не имеют определенной общей точки зрения на то, что такое текст и с каким классом явлений – языковых или речевых – его стоит соотносить. Некоторые исследователи указывают на грамматическую природу текста, остальные же считают, что текст – явление речевого характера, опираясь при этом на его коммуникативную составляющую. Данное различие можно проследить, обратившись к определениям текста, которые включает в себя лингвистическая и методическая литература. Сравним некоторые из определений.
     «Текст — произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической    связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин 1981, с. 18].
            «Текст — это словесное воспроизведение, сложный языковой знак, в котором реализуются все языковые единицы» [Бабенко, Казарин 2003, с. 12].
     Из приведенных выше определений можно понять, что текст служил только   материалом для анализа, и рассматривался как среда, в которой функционируют языковые единицы. Во второй половине ХХ в. текст сам стал рассматриваться как речевая единица, речевое произведение; ведь текст   не может рассматриваться только с лингвистической стороны, так как является понятием коммуникативным, которое ориентировано на выявление специфики какого-либо рода деятельности. Следовательно, при данном ограничении, такой предмет как лингвистический анализ текста не имел статуса отдельной научной дисциплины и рассматривался исключительно в рамках стилистики языковых единиц.
     Несмотря на это, на протяжении ХХ в. была обнаружена тенденция к объединению таких дисциплин как поэтика, антропология, семиотика, риторика, герменевтика, теория искусственного интеллекта, психолингвистика и др., целью которой было становление лингвистического анализа текста (лингвистики текста) как самостоятельной научной дисциплины.
     Из вышесказанного можно понять, что лингвистика текста как дисциплина сформировалась не на пустом месте. Ее возникновение было подготовлено многовековой историей интерпретации текста многочисленными представителями различных школ. Перечислим наиболее важные из них:
     -    У самых истоков стоят античные риторики, обратившие внимание к ситуативно обусловленным типам речи.
     - Труды и опыты «целостного филологического анализа» художественных произведений, продемонстрированные в работах знаменитых ученых таких как М.М.Бахтин, В.В.Виноградов, Л.В.Щерба и др.
     - «Теория языка художественной литературы», которая послужила фундаментом лингвистического анализа текста была разработана академиком В.В.Виноградовым, чей вклад в лингвистику невозможно переоценить.
     - Традиционная стилистика, в частности, стилистика изобразительных средств языка имеет наиболее продолжительный опыт анализа литературных произведений.
     - Функциональная стилистика уделила основное внимание изучению функционально-стилистических особенностей текста. Над ней работали такие ученые как В.В.Виноградов, М.Н.Кожина, Э.Г.Ризель и др.
     - Благодаря достижениям Н.Д.Арутюновой, ван Дейка, В.Г.Гака, А.В.Новикова в области семантического синтаксиса лингвисты смогли по-другому взглянуть на семантическую организацию текста.
     В настоящее время становится необходимой разработка шаблона комплексного лингвистического анализа на основе достижений не только в сфере лингвистики текста, но также и в других ее областях, например, стилистике, эстетики языка, философии, а также в области литературоведения, к которой относится такое понятие как художественный текст.
     Лингвистика художественного текста занимает особое положение. «Художественный текст представляет собой личностную интерпретацию действительности» [Белянин 2000, с. 55]. Он включает в себя мировоззрение, психологические особенности, собственное видение действительности, языка, стиля своего автора, его особую картину мира. Такой текст создается ради воплощения творческого замысла автора, передачи знания и представления о мире и человеке и в конечном счете вынесения этих знаний за пределы сознания автора и становления всеобщим достоянием. Таким образом, текст не является самостоятельным и независимым - представляет собой основной, но не единственный компонент речемыслительной (текстовой) деятельности.
     С лингвистической точки зрения художественный текст является сложной структурой.
     
     
     
1.2 Категории художественного текста
     
     Одной из основных задач лингвистики сегодня является определение и описание категорий текста. Категории текста в отличие от категорий предложения создаются совместно с текстом как системой высшего ранга. Такие категории характеризуют отрезки большие, чем предложения.
     Целесообразно начать с определения термина «категория». Категория – это достаточно широкое понятие, в котором продемонстрированы обобщенные и существенные свойства, признаки и взаимоотношение предметов и явлений реального мира.
     «Категории текста отображают его более общие и значимые признаки и представлены в виде ступени в изучении его структурных, гносеологических и онтологических признаков» [Стилистика и литературное редактирование 2012, с. 144]. В современных работах по теории языка подчеркивается, что «категориальное – это наиболее обобщенное значение, которое нельзя подвести под другое» [Алиференко 2010, с. 317]. Описание и исследование категорий текста подразумевает как классификационные (таксономические), так и квалитативные исследования.
     «Что касается категорий текста, то анализ показывает, что терминологический аппарат при изучении его категориального состава еще во многом не сложился. Об этом свидетельствует прежде всего терминологическое разнообразие в плане использования даже основных понятий. Так, в ряде работ как синонимы используются термины категории, свойства, параметры текста» [Бабенко, Казарин 2008, с. 40-45], либо «текстовые признаки и категории, качества и категории текста» [Болотнова 2010, с. 131], несмотря на установленную в некоторых случаях «необходимость различать текстообразующие категории и свойства текста» [Бабенко, Казарин 2008, с. 41].
     Исследование категорий текста необходимо, поскольку нельзя говорить о каком-либо объекте изучения, не определив, и не обосновав его категорий. Анализ категорий текста подразумевает определение строения языковых единиц, особенностей текстовой структуры и взаимосвязей, которые введены между ними. Здесь лингвистика текста идет вплотную со стилистическим анализом, направленным на отбор, организацию и сочетаемость языковых факторов.
     Логично подразделить категории текста на две существенные группы. К первой будут относиться категории, представляющие собой признаки структуры текста – категория цельности, ко второй – особые характеристики его содержательной стороны – категория связности. Первые можно назвать структурными, вторые – содержательными или концептуальными. Это деление является условным, так как все эти категории имеют и концептуальную и формальную стороны. Эти категории взаимосвязаны. Однако если первые относятся к тексту как лингвистическому объекту и заложены изначально в его структуре, то вторые описывают процесс отображения в тексте реальной действительности, отображенной и преломленной в тексте. К первой группе будут относиться такие категории, как интеграция, сцепление, прогрессия/стагнация, ко второй – образ автора, причинность, художественное пространство и время, информативность, подтекст и некоторые другие.
     К категориям художественного текста для различных языков относятся образ автора, художественный хронотоп (единый пространственно-временной континуум), категория информативности, модальности, причинности, подтекста и др. «Типология категорий текста, например, концептуальная типология хронотопов, которая подразумевает составление подобия универсального семантического словаря, основывается на признаках хронотопа, взаимосвязанных с жанровыми признаками художественного текста, а так же на особенностях языковой реализации пространственно-временного континуума» [Гончарова, Щирова 2007, с. 95-103].
     Проблема определения текстовых признаков также остается спорной, а их перечень может значительно меняться. Кроме того, текстовые категории и признаки могут различаться. По мнению В.А. Масловой, «всем текстам свойственны определенные различительные признаки, которые автор называет категориями и обуславливает их зависимость от соответствующего подхода к тексту, который может быть, например, собственно лингвистическим, или коммуникативным подходом» [Маслова 2008, с. 27].
     Необходимо отметить, что представленные в исследовании пейзажные описания являются, в частности, средством построения категорий художественного пространства и времени, которая для антиутопии является текстообразующей.

1.3 Предпосылки возникновения жанра антиутопии

     Утопия и антиутопия являются жанрами, которые тесно взаимосвязаны между собой, однако, порожденные разными историческими обстоятельствами [Любимова 2001, с. 4].
     Утопия (греч. ?? – «нет» и ????? – «место», т.е. место, которого нет; иное объяснение: ?? – «благо» и tоpоs – «место», т.е. благословенное место) — литературный жанр, в основе которого—изображение несуществующего идеального общества [Литературная энциклопедия терминов и понятий 2001, с. 1117-1118].
     Автором первой утопии считается Платон, который разработал ее в диалогах «Государство», «Политик», «Тимей», «Критий». Уже в этих текстах проводится основной утопический принцип: подробное описание регулируемой общественной жизни. То, что именно Платона можно считать автором первой утопии доказывает литературный словарь Метцлера, который определяет утопию как «философский либо литературный проект идеального общества, организованного по модели «Государства» Платона» [Metzler Literatur Lexikоn 1990, c. 481].
     В современной литературе антиутопию нельзя рассматривать в отрыве от утопической традиции [Борисенко 2004, с. 9].
     Утопия, зародилась как философская прогностика, постепенно стала литературной, отделившись, таким образом, от философских трактатов. Сначала она была тесно привязана к какой-либо доктрине, но позже, уже литературная утопия являлась сугубо художественным произведением [Коломийцева 2001, с. 5].
     Утопия создается в периоды общественного подъёма, когда важнейшей чертой массового сознания становится оптимистическое видение исторической перспективы [Павлова 2004, с. 6-7].
     Будучи генетически и тематически связана с утопией, антиутопия сопутствует утопии на всех этапах развития человечества.
     Антиутопия развилась из утопии, поэтому формально ее можно отнести к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Антиутопия не устраняет утопическую мысль, а лишь преобразует ее, являясь при этом своеобразным зеркалом утопии. 
     В западной лингвистике наиболее частотным термином для обозначения жанра антиутопии является «дистопия» (dystоpia).
     Антиутопические тенденции формируются параллельно с утопией, и путь антиутопии тоже начинается ещё в Древней Греции, в творчестве Аристофана («Птицы»), Аристотеля, полемизировавшего с Платоном. Аристотель подверг критическому разбору утопический проект последнего, развенчав некоторые его положения, и впервые явил миру образец антиутопического мышления. Дальнейшее развитие антиутопических мотивов идёт бок о бок с утопией. Также как и утопия, антиутопия первоначально была, скорее, средством образной корректировки философских идей, философской футурологии («Левиафан» Т. Гоббса (1651), «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта (1725), возникшие как полемика с утопиями Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона и др.).
     Окончательно же как особое жанрообразование, не имеющее строгой привязанности к философской доктрине, литературная антиутопия оформилась в ХХ веке, при появлении факторов, способствующих этому (прежде всего, это социальные причины) [Коломийцева 2001].
     Антиутопия - продукт XX века. Расцвет антиутопий приходится именно на ХХ век, век бурных социально-политических и культурных событий, двух мировых войн и революций, интенсивного развития науки и создания тоталитарных режимов. На смену романам-мечтаниям проходят романы-предупреждения, которые исследуют негативную модель технократического авторитарного общества как динамическую систему взаимодействия субъективно-объективных факторов в истории определенного социума [Любимова 2001].
     В противоположность утопии, антиутопия ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого общественного строя. Жанр антиутопии тесно связан с исторической действительностью. Антиутопия выделяет наиболее опасные общественные тенденции, чаще всего современные самим авторам, такие как фашизм и тоталитаризм. Произведения этого жанра являются одновременно и реакцией на эти тенденции, так и предсказанием их дальнейшего развития. 
     
     1.4 Жанрообразующие признаки антиутопии
     
     Литературная антиутопия сформировалась в результате ее взаимодействия с такими явлениями как утопия, научная фантастика, роман что существенно обогатило её поэтический строй. С каждым из этих понятий у антиутопии есть некая общая типологическая основа, дающая повод для сопоставления, которое доказывает самобытность и индивидуальность антиутопии при тесной связи с другими явлениями культуры [Коломийцева 2001].
     В первую очередь необходимо обратиться к утопии, так как она является отправной точкой в формировании антиутопии. Их кровное, генетическое родство предполагает сравнение и отталкивание друг от друга. Как уже было отмечено выше, развитие жанров утопии и антиутопии шло одновременно. Антиутопия появилась как реакция на утопию, как спор с ней. Данные жанры антонимичны друг другу: утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описываемого общественного и/или политического строя, антиутопия отображает его негативные черты.
     В противоположность утопии, которая изображает несуществующее идеальное общество, антиутопия ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого общественного строя. 
     Главной разницей между антиутопией и утопией является то, что утопия — это всегда статичное описание, она не содержит в себе сюжетной динамики. Все, что можно найти в антиутопии статичного, описательного, дидактичного — от утопии. 
     В антиутопии всегда силен элемент случайности, неожиданности, как и в самой жизни, чего нет в утопии, где герой попадает в «мертвую зону» абсолютного счастья. Герою утопии некуда двигаться, его будущее - это осуществленное настоящее, он стоит вне развития, в антиутопии же герой рождается как личность на глазах читателя, отчуждаясь от толпы, массы [Любимова 2001, с. 10].
     Литературную антиутопию можно также представить как жанровую разновидность романного типа.
     По своей проблематике уже сложившаяся антиутопия тяготеет больше к романному жанру. Это проявилось особенно ярко, когда в процессе созревания философских концепций тоталитарного государства антиутопия, используя опыт других жанров, получает окончательно романное осмысление. 
     Опираясь на достижения исследователей в области изучения жанра романа, можно выявить ряд обусловливающих и формирующих факторов последнего, которым соответствует и такое образование, как антиутопия. Антиутопия как и роман содержит особую проблематику (прогноз взаимоотношений личности и авторитарной власти, типизированных в образе тоталитарного государства, вооружённого научно-техническими разработками), модификацию хронотопа романа (опора на «настоящее» в моделировании «будущего»), особый сюжет, конфликт (противостояние личности и тоталитарного государства). Основной конструктивный принцип антиутопии обусловливает «концепция личности». С раскрытием «концепции личности» связаны принцип сюжетно-композиционной организации, конфликт личности и общества, тип героя, дифференциация героев по типу сознания, что подтверждает романную природу антиутопии. Типично романными в антиутопии являются кульминация, и художественно-завершающее оформление действительности [Коломийцева 2001, с. 8-9]. 
     Антиутопия тесно взаимодействует с научной фантастикой. 
     Научная фантастика понимается как литературный жанр, в основе которого лежат современные автору научные представления о научно-техническом прогрессе и его влиянии на будущее и на судьбы человечества [Шишкина 2009].
     С точки зрения природы художественного познания антиутопия и жанры научной фантастики существенно разнятся, у них разная специфика «видения» и «понимания» действительности. Они отличаются в плане проблематики, существенно разнятся в структуре.
     Тем не менее, антиутопия активно использует фантастику как приём, расходясь с научной фантастикой как с жанром.
     Так, у научной фантастики заимствуются трансформации временных структур (иное время, путешествие во времени, что является одним из наиболее распространенных приемов научной фантастики). Приёмы фантастического описания (техники будущего, космических аппаратов, сверхвозможных технологий, наблюдательных устройств) и герои научной фантастики придали антиутопии дополнительную сюжетную, а иногда и психологическую динамику. 
     Во второй половине XIX века в произведениях, разрабатывающих антиутопические мотивы, фантастика служит ещё и средством идейно-художественного познания явлений общественной жизни и постижения «тайны человека», проникновения в глубину его души [Коломийцева 2001, с. 7].

     1.5 Жанр молодежной антиутопии
     
     Антиутопия – наиболее яркая форма отражения социокультурного опыта в литературе. Антиутопии выражают наиболее опасные общественные тенденции в различных областях человеческой деятельности. Обобщая опыт человечества, они выражают современные страхи людей и побуждают задуматься о будущем. 
     В XXI в. романы-антиутопии становятся особенно популярными у тинейджеров и молодых людей. Это, вероятно, объясняется глобальными проблемами такими как война, мир, власть, жизнь людей после и во время катастрофы, попытки выйти из установившегося кризиса социального и политического уклада общества и многими другими. Многие романы-антиутопии стали популярными после их экранизации и создания на основе некоторых из них компьютерных игр (трилогии The Hunger Games (С. Коллинз), The Maze Runner (Дж. Дэшнер), Divergent (В. Рот), Delirium (Л. Оливер), The Giver (Л. Лоури) и т.д.).
     Как нами было отмечено выше, термин «антиутопия» так основательно и не был определен основательно. Еще меньше определенности в разработке понятия молодежной антиутопии. Даже сам термин «молодежная антиутопия» (англоязычный термин – yоung adult dystоpian fictiоn) не является общепризнанным и устоявшимся. В основном, этот термин применяется для обозначения книг для подростковой аудитории (12-18 лет), хотя некоторые библиотеки расширяют возрастной диапазон читателя данного жанра до 21 года, отмечая при этом тот факт, что и большинство взрослых людей с интересом читают такие книги. Характерными темами, привлекающими молодого читателя к жанру антиутопии, по мнению составителей подобных библиотек, являются распад общечеловеческих ценностей, несправедливая социальная иерархия, угнетение и террор, проблемы самоопределения личности, мужество, выживание и любовь. Все эти проблемы затрагиваются во многих современных антиутопиях. Ярким примером является трилогия С. Коллинз «Голодные игры» 
     «Голодные игры» – это роман-антиутопия, который повествует об устройстве мира после глобальных катастроф природного, а затем и социального характера. В тоталитарном государстве Панем существует традиция, заложенная как напоминание о том, что будет с теми, кто восстает против власти: каждый год 12 дистриктов, в прошлом потерпевших поражение в восстании против Капитолия, отправляют юношу и девушку на своего рода гладиаторские бои, носящие название «Голодные игры». Подростки сражаются до последнего оставшегося в живых: «Winning means fame and fоrtune. Lоsing means certain death» [Cоllins 2008, c. 19]. Игры проводятся в форме реалити-шоу, просмотр которого является обязательным для всего населения страны. Несмотря на чудовищность происходящего на специально созданной устроителями игр арене, население должно воспринимать Голодные игры как веселое спортивное соревнование: «Tо make it humiliating as well as tоrturоus, the Capitоl requires us tо treat the Hunger Games as a festivity, a spоrting event» [Cоllins 2008, c. 19].
     Выбор названия государства Панем (Panem) неслучаен, т.к. С. Коллинз использовала часть устойчивого латинского словосочетания panem et circenses («Хлеба и зрелищ!»). Правительство борется с бедным населением страны при помощи голода «Taking the kids frоm оur districts, fоrcing them tо kill оne anоther while we watch – this is the Capitоl’s way оf reminding us hоw tоtally we are at their mercy» [Cоllins 2008, c. 19], и управляет столичной элитой при помощи зрелища «The audience expects a shоw. The Capitоl audience is hysterical, besоtted with happiness. The audience eats that up» [Cоllins 2008, c. 71]. Голодные игры – это повод наказать и развлечь разные слои общества: в то время как кто-то из трибутов гибнет на арене, элита с удовольствием наблюдает за жестокими сценами со своих экранов, делая ставки на победителя. Для них это развлечение, прихоть, способ отвлечься от приевшихся условий шикарной жизни; они не задумываются над вопросами устройства государства, не видят его несправедливости. Но система ломается, когда главная героиня Китнисс Эвердин становится добровольцем Игр и непреднамеренно меняет не только правила игры, но и сознание людей по ту сторону экранов «…hоw unjust the whоle thing is, the Hunger Games». Именно она, как человек, испытавший горечь потери близких, нужду и суровые условия жизни угнетенных дистриктов, становится символом надежды и веры в справедливость «Am I unwittingly the face оf the hоped-fоr rebelliоn?» [Cоllins 2008, c. 363].
     
     Выводы по главе I 
     
     В XX в. в результате слияния нескольких гуманитарных дисциплин, возникла лингвистика текста, одной из актуальных проблем которой является изучение различных типов текста, и изучаемая антиутопия является одним из них.
     Литературная антиутопия, также как и лингвистика текста сформировалась не на пустом месте. Благодаря интеграции с утопией, научной фантастикой и романом поэтический строй антиутопии существенно расширился.  И это произошло не случайно, ведь тематика антиутопии тяготеет в большей степени к романному жанру. 
     Можно ясно проследить насколько тождественны роман и антиутопия. Не зря зачастую антиутопия упоминается не иначе как «роман-антиутопия». Видна схожесть в проблематике: конфликт личности и общества, опора на настоящее в построении будущего, разграничение героев по типу сознания – что подтверждает романный характер антиутопии. Известно, что в романах-антиутопиях поднимаются наиболее злободневные темы, которые помимо основной «зрелой» аудитории могут быть интересны и совсем молодым людям.
     В наше время романы-антиутопии становятся особенно популярными у подростков и молодых людей; в результате возникает такая разновидность как «молодежная антиутопия». Это можно объяснить возрастающим интересом подростков к актуальным проблемам коими являются распад общечеловеческих ценностей, проблемы самоопределения личности, мужество, выживание и любовь. 
     Ярким примером романа- антиутопии с подобной проблематикой является произведение С. Коллинз «Голодные игры».
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


Глава II Пейзажные описания в романе-антиутопии
     2.1 Функции пейзажных описаний
     
     При широком понимании пейзаж рассматривается как «описание внешнего мира, открытого пространства» [Левина 2009, с 12], присутствие в тексте всего того, что связано с природой, что не создано человеком. Это положение дало возможность ввести в лингвистический обиход понятия "концепт природы" [Левина 2009, с 37]. Также используется в научной литературе концепт "пейзаж" как текстовый концепт, под которым следует понимать квант знания человека об окружающем мире, в том или ином виде и объеме, востребуемый при художественном текстопостроении [Луценко 2007, с. 9]. Классическое представление о пейзаже, берущее своё начало в живописном искусстве, всегда предполагает, прежде всего, эстетическое освоение природы [Луценко 2007, с 18]. Чаще всего под пейзажным описанием понимается эстетически освоенное изображение природы в художественном тексте, имеющее законченную форму и определённые функции, соотносимое с живописным пониманием пейзажа, но пейзажные описания могут отличаться, например, по предмету или фактуре описания. Различают пейзажи деревенские, городские, урбанистические, степные, морские и др. На наш взгляд, пейзажное описание должно рассматриваться как значимый элемент пространственно–временной организации художественного текста, поскольку сам эстетический характер освоения природы в пейзаже роднит его с главной эстетической функцией художественного текста – влиять на мысли и чувства читателя с помощью образов.
     Пейзажные описания художественного произведения антропоцентричны, так как представляют собой авторское видение происходящего, т.е. отражают индивидуальную картину мира писателя, кроме того, они несут черты национального видения природных объектов, а также общечеловеческого восприятия и понимания природного мира. 
     Итак, можно выделить следующие функции пейзажных описаний в художественном тексте:
     1)	Обозначение места и времени действия (функция хронотопа);
     Преемственность между прошлым, настоящим и будущим в изучаемом романе слабая: прошлое воспринимается как давно случившаяся катастрофа, настоящее относительно статично, связь с прошлым проявляется только на уровне нечетких упоминаний о восстании. Теоретически связующим звеном прошлого и настоящего может служить практика проведения ежегодных Голодных Игр, однако данный ритуал воспринимается, скорее, через призму настоящего существования государства Панем, в котором Голодные игры – это аттракцион для богатых и способ держать в повиновении бедных: «…in return for full bellies and entertainment, people had given up their political responsibilities and therefore their power. Будущее в романе представляется неопределенным, безнадежным: Nothing changes.» [Collins 2008, с. 32 ].
     Территория государства Панем отгорожена огромной стеной от всего окружающего мира. Так, вымышленный мир изучаемой антиутопии существует на территории Северной Америки, со столицей в районе Скалистых гор. Ограничение пространства организовано при помощи ограждения каждого дистрикта – высокого забора из колючей проволоки, находящегося под напряжением: «Separating the Meadow from the woods, in fact enclosing all of District 12, is a high chain-link fence topped with barbed-wire loops. <…> it’s supposed to be electrified twenty-four hours a day, а также незаселенными дикими землями. Что находится за пределами дистриктов, никто не знает: District 12 is pretty much the end of the line. Beyond us, there’s only wilderness.» [Collins 2008, с. 42].
     2)	Функция текстопостроения, объединяющая понятия жанровой специфики, композиционного построения и участия в развитии сюжета художественного произведения;
     Пейзажные описания продвигают повествование вперёд и объединяют всё содержание в единое целое: «Now is the time to run away to the woods, to hide in the trees until the patient is long gone and in another part of the Seam the hammers make the coffin. »  [Collins 2008, с. 120].
     3)	Антропоцентрическая функция, связанная с выражением настроения, чувств, взглядов, мыслей человека и позволяющая передавать психологическое состояние персонажа и характеризовать его, а также нести философские идеи автора. Пейзажные описания участвуют в формировании индивидуально-авторской картины мира определенного писателя, а также демонстрируют национальную специфику в восприятии природы;
     Описываемый возможный мир призван вызывать отвращение и отпугивать, что объясняет эмотив страха, присутствующий в текстах литературных антиутопий. В изучаемой антиутопии это страх за жизнь близких, страх физической и моральной боли, голода, неизвестности, страх, нагнетаемый ареной, страх, насаждаемый в обществе Капитолийской властью: «Valleys make me feel trapped. I want to be high, like in the hills around District 12, where I can see my enemies approaching. » Страх, как одна из базовых эмоций, побуждает главного героя бороться с системой [Collins 2008, с. 51].  «Feeling too vulnerable on the ground with my lopsided hearing, I scale a tree to wait. » [Collins 2008, с. 79]. «We stand there a while, locked in an embrace, feeling each other, the sunlight, the rustle of the leaves at our feet. »
     4)	Подчеркивание своеобразия конкретного художественного текста. Репрезентация окружающей среды в каждом отдельном произведении художественной литературы делает его уникальным, поскольку знания автор.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%