- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Педагогический процесс
| Код работы: | R000581 |
| Тема: | Педагогический процесс |
Содержание
Педагогический процесс
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 5
1.1. Сущность педагогического процесса 5
1.2. Функции и структура педагогического процесса 9
2. ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 13
2.1. Закономерности и принципы педагогического процесса 13
2.2. Этапы педагогического процесса 018
3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА018
3.1. Формы организации педагогического процесса: понятие, функции022
3.2. Общая характеристика методов и средств осуществления педагогического процесса026
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 029
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 031
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. Все, мы, люди живем в цивилизованном обществе, которое развивается в определенных рамках. Эти рамки составляет культура, воспитание, мораль. Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в настоящее время в обществе, расширяют объективные условия, обеспечивающие свободное развитие личности, готовность ученика к адаптации современного мира с учетом его индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Эти процессы ставят учебные заведения - один из главных центров социализации и индивидуализации личности - перед необходимостью нового осмысления сущности и принципов организации педагогического процесса, которые обеспечили бы каждому ученику выбор собственного образовательного маршрута, осознание своих возможностей в самореализации. Ценностными ориентирами решения этих задач является нацеленность педагогического процесса на преодоление отчуждения ученика от культуры, от другого человека и самого себя; от осознания себя как гражданина мира, не только ставящего самоценность сохранения и развития всего человечества (каждого человека) выше интересов расы, религии, нации, но и готового найти в обществе свое место и отвечать за последствия своего выбора.
Объект исследования - педагогический процесс.
Предмет исследования - теоретические основы организации педагогического процесса.
Цель исследования – изучить педагогический процесс как целостную систему, определить его технологии и особенности.
Для выполнения этой цели необходимо решить следующие задачи:
* Расскрыть сущность педагогического процесса;
* Изучить функции и структура педагогического процесса;
* Рассмотреть закономерности и принципы педагогического процесса;
* Исследовать этапы педагогического процесса;
* Определить формы организации педагогического процесса;
* Изучить методы и средства осуществления педагогического процесса.
Эмпирической базой исследования послужили выдержки из учебных пособий, учебников и научных статей.
Теоретическую основу исследования составили научные труды таких авторов как: Аверинцев С.С., Егоров В.В., Жукова Т. Л, Ковшарова Т.В., Коджаспирова Г.М., Кочерова М. В., Лунёв Р.С., Новиков А. М., П.Ф. Каптерев, Симоненко В.Д., Федоров А. В. И другие.
Методологической основой исследования служат положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности явлений действительности, в том числе традиций и инноваций; о личности как субъекте собственной жизни, профессиональной деятельности, общественных отношений; идеи системного подхода к анализу и организации процессов деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.1. Сущность педагогического процесса
Педагогический процесс трактуется как взаимодействие, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальными и духовными опытом, ценностями и отношениями1.
По определению, данному Б.Т. Лихачевым, «педагогический процесс - это целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей».
Целостный педагогический процесс – это целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путём обеспечения единства обучения и воспитания. Сущность педагогического процесса состоит в передачи социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия2.
Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко использованный термин «учёбно-воспитательный процесс». С точки зрения временной структуры деятельности, педагогический процесс: – для обучающегося – это последовательное решение воспитательных, учебных задач, задач развития (пс.-п.), осуществляемое под управляющими воздействиями педагога; – для педагога – это технологические фазы педагогических проектов, т.е. реализация спроектированных педагогических систем3.
Педагогический процесс является составной частью общего воспитательного и образовательного процесса. «Обучение», «образование», «приучение», «воспитание», «наставление», «увещание», «взыскания» и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса. Первоначально обобщение и передача опыта воспитания носит стихийный характер, можно сказать, что это просматривается в структуре педагогического процесса, который с «внешней стороны представляется в виде передачи старшим поколениям младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобретало само, переиспытало, пережило, и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все, наиболее ценные приобретения человечества, ранее живущего, объединяются в одном слове «культура», то педагогический процесс с внешней стороны может быть понят, как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему.
Педагогический процесс есть процесс творческого характера, процесс самобытный. Дан известный организм, дана известная среда. При этих данных сейчас же начнется процесс саморазвития, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны4.
Характеристики педагогического процесса:
1. Целенаправленность: педагогический процесс всегда имеет цель, организуется и управляется сознанием.
2. Двусторонность педагогический процесс всегда имеет две стороны – обучающего и обучаемого.
3. Целостность все компоненты педагогического процесса должны составлять внутреннее единство5.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс: педагоги, воспитуемые, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия: внешние условия (природно-географические, общественные, производственные, культурные, среда школы и ее микрорайона), внутришкольные условия (учебно-материальные, санитарно-гигиенические, морально-психологические и эстетические).
Целостный педагогический процесс образуют процессы обучения, воспитания, развития которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развития личности. Рассмотрим специфику и взаимосвязь процессов обучения, воспитания и развития по параметрам:
* доминирующие функции. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, процесса воспитания – воспитание, процесса развития – развитие. Однако эти процессы выполняют в целостном педагогическом процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую функцию, обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития;
* содержание. В содержании обучения доминирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих вместе с тем влияние и на развитие, и на воспитанность личности; в содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов, но в то же время формируются представления, знания, умения;
* формы и методы. В обучении используется строго регламентированная классно-урочная форма организации, обязательно применяются устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены; в воспитании преобладают более свободные формы (мероприятия, дела, игры и пр.), способы воздействия на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы, контроль за результатами воспитания менее регламентирован (наблюдения за ходом деятельности и поведением учеников, общественное мнение и пр.). В то же время методы воспитания тесно связаны с методами обучения, т.к. невозможно сформировать какое-либо качество личности, не обучая учеников нормам общественного поведения, не разъясняя требований.
Единство обучения и воспитания – это единство преподавания (организации учебно-познавательной деятельности группы школьников и каждого в отдельности) и воспитательной работы (организации досуговой, трудовой, физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической, внеурочной познавательной деятельности), т.е. целостная педагогическая деятельность, а также единство учения и других видов деятельности, т.е. целостная деятельность школьника6.
1.2. Функции и структура педагогического процесса
Функции педагогического процесса – это назначение, роль, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс7.
Функции педагогического процесса можно рассмотреть в следующей таблице:
Функции педагогического процесса
Характеристика
Образовательная
Заключается в освоении общечеловеческой культуры в виде определенной суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений. Реализуется в процессе обучения, а также во внеклассной воспитательной работе.
Воспитательная
Проявляется во всем: начиная с воспитательного пространства, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, личности воспитателя и его профессионализма и заканчивая учебными планами и программами, формами, методами и средствами, используемыми в учебно-воспитательном процессе.
Развивающая
Выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств и умений в процессе воспитания.
Социальная
В образовательном учреждении воспитанник попадает в систему новых для себя отношений, что частично или кардинально меняет позицию личности в семье, в среде сверстников, в самом учреждении.
Так, при переходе в начальную школу происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью: изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц, в выделении особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок – взрослый – задача»); центром жизни младшего школьника становится система «ребенок – учитель», определяющая отношения ребенка к родителям и к сверстникам).
Педагогический процесс существует как развивающаяся система, имеющая свою структуру.
Системообразующим звеном педагогического процесса специалисты считают педагогическую деятельность. В педагогическом процессе педагог выступает одновременно как его субъект и объект. Как субъект педагогического процесса он получает специальное образование, формирует свое мировоззрение и вырабатывает свои нравственно-эстетические принципы, развивает способность к организации жизни детей и воздействию на них. Педагог как объект педагогического процесса в результате общения с детьми, коллегами, родителями подвергается различным воздействиям и стремится к самосовершенствованию.
Другим основным компонентом педагогического процесса, его субъектом и объектом является ребенок. Ребенок, являясь развивающейся личностью, обладающей естественными потребностями и задатками, стремлением к самовыражению, к восприятию педагогических воздействий или сопротивлению к ним, выступает субъектом педагогического процесса. Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую в соответствии с педагогическими целями.
В качестве третьего компонента педагогического процесса выступает его содержание, включающее основы человеческого опыта в области общественных отношений, производства, науки, культуры. Благодаря содержанию осуществляется социализация детей. О рганизационно-управленческий комплекс, в рамках которого происходят все педагогические события, представляет четвертый структурный компонент педагогического процесса. Управленческая система включает в себя организационные формы, методы обучения и воспитания.
Пятым компонентом педагогического процесса является диагностика. Способы и приемы диагностики используются в целях изучения эффективности педагогического процесса. В ходе диагностики определяются уровень знаний, умений и навыков детей, результаты трудовой и общественной деятельности, фиксируются нравственные выборы, поступки, поведение. Проведение диагностики невозможно без наличия критериев, по которым можно судить об успешности педагогического процесса.
Следующим структурным компонентом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной средой.
Педагогический процесс, обособляясь в специальную систему, не изолируется от жизни. Педагогизация общественной жизненной среды составляет одну из целей педагогической деятельности. Педагогически организованной средой Б.Т. Лихачев считает согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, неформальных объединений. Взаимодействие всех этих компонентов в определенный момент времени с учетом конкретных событий представляет собой педагогическую ситуацию, из системы которых и складывается педагогический процесс8.
Педагогический процесс носит, вместе с тем, определенную гуманистическую направленность, которая определяется потребностями развития общества, а также имеет основную цель – развитие личности. Кроме основной цели, направленность учебно-воспитательного процесса определяет и другие более мелкие цели и задачи обучения и развития учащихся, а также содержание этого процесса. Основополагающими содержательно-целевыми компонентами педагогического процесса являются цели и содержание педагогического процесса. В педагогическом процессе также могут быть определены элементы сочетания внешних влияний на объекты и внутреннего отражения. Такое взаимодействие является не хаотичным и стихийным, а определенным образом управляемым. Это управление взаимодействия субъектов и объектов называется организационно-деятельностной составляющей педагогического процесса. Но такое определение отражает лишь внешнюю сторону процесса. Ученые и педагоги при изучении педагогического процесса указывают еще и на процессы роста, накопления, совершенствования таких качеств школьников, как образованность, воспитанность, развитость, т. е. на внешние стороны9.
2. ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
2.1. Закономерности и принципы педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.
Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность – на более абстрактном уровне и часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы10.
Виды и характеристику закономерностям педагогического процесса, рассмотрим в следующей таблице:
Закономерность динамики педагогического процесса
Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе, т.е. педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем более весомый конечный результат.
Закономерность развития личности в педагогическом процессе
Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического воздействия.
Закономерность управления учебно-воспитательным процессом
Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
Закономерность стимулирования
Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних стимулов (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.).
Единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного. Учебно-воспитательный процесс эффективен, если он стимулирует активность, самостоятельность учеников, если педагогические воздействия побуждают их к самовоспитанию и самообразованию.
Единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной деятельности)
Эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности (преподавания и воспитательных воздействий); качества собственной учебно- воспитательной деятельности воспитуемых (учения и самовоспитания).
Закономерность обусловленности педагогического процесса
Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможностей общества (материально-технических, экономических и др.); условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).
Изложенными закономерностями не исчерпываются все связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают11.
Чтобы сформировать педагогический закон или закономерность, нужно вскрыть существенные, объективные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявятся; установить границы распространения закона (закономерности); выразить, сформулировать закон (закономерность) через взаимодействие педагогических категорий в словесной или аналитической форме. На основе педагогических законов и закономерностей (то есть уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос: как нужно действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач12.
В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов:
– организации педагогического процесса;
– руководства деятельностью учащихся.
К принципам организации педагогического процесса можно отнести:
– принцип социально-ценной целевой направленности процесса;
– принцип гуманистической направленности процесса;
– принцип комплексного подхода к организации различных видов педагогической деятельности;
– принцип обеспечения связи процесса с жизнью и производственной практикой;
– принцип научности;
– принцип единства формирования ЗНУ, сознания и поведения;
– принцип обучения и воспитания учащихся в коллективе;
– принцип единства требовательности и уважения к учащимся;
– принцип преемственности, последовательности и систематичности;
– принцип наглядности;
– принцип эстетизации обучения и воспитания учащихся и др.
К принципам управления деятельностью учащихся относятся:
– принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся;
– принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе;
– принцип уважения к личности учащегося в сочетании с разумной требовательностью к нему;
– принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;
– принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе;
– принцип согласованности требований школы, семьи и общественности;
– принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий;
– принцип доступности и посильности в обучении и воспитании учащихся;
– принцип прочности и действенности результатов обучения, воспитания и развития и др. Педагогические принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными.
Развитие педагогической действительности влечет за собой появление новых принципов и изменения существа традиционных принципов педагогического процесса13.
2.2. Этапы педагогического процесса
Целостный педагогический процесс имеет циклический характер и может подразделяться на несколько этапов.
Этапы – это не составные звенья, а последовательность развития процесса.
На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются необходимые условия для протекания процесса в заданном на- правлении и с заданной способностью.
На этом этапе решаются следующие важные задачи:
1) целеполагание;
2) диагностика возможностей педагогического процесса;
3) прогнозирование результатов процесса;
4) проектирование и планирование педагогического процесса.
Сущность целеполагания (обоснование и постановка целей) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель системы народного образования в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Другими словами, педагогические цели на данном этапе должны осознаваться как педагогические задачи.
В творческом педагогическом процессе одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи: общая педагогическая задача всей деятельности педагога (как общая концепция процесса);
– этапная педагогическая задача (связанная с конкретным этапом процесса);
– постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи.
Осознание педагогической задачи – это непременное условие продуктивного ее решения. Осознание педагогической задачи предопределяет анализ ее исходных данных и постановку диагноза. Анализ исходных данных конкретной педагогической ситуации тесным образом связан с учетом множества фактов педагогического процесса. Все это составляет основу для постановки педагогического диагноза. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знания) – это оценка общего состояния педагогического процесса или его от- дельных компонентов, а также условий и обстоятельств, в которых протекает педагогический процесс. Основными задачами педагогической диагностики являются: – получение ясного представления о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов; – сбор всей необходимой информации о реальных возможностях педагогов и учащихся, уровне их предшествующей подготовки условиях протекания процесса; – выдвижение педагогического диагноза и прогноза. За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы предварительно еще до на- чала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Прогнозирование по существу сводится к педагогическому целеполаганию. Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте процесса: класса, группы, учащегося, коллектива, знаниях, отношениях, поведении и др. Методы прогнозирования достаточно разнообразны: – моделирование; – выдвижение гипотезы; – мысленный эксперимент и др. Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляет базу для педагогического проектирования образовательного процесса.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в плане. План всегда «привязан» к конкретным составным частям процесса.
В педагогической практике применяются различные планы:
– план руководства образовательным процессом;
– план воспитательной, учебной, научной работы;
– план проведения отдельного занятия и др. Все эти планы имеют определенный срок действия. Следовательно, план – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рас- сматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий в себя важные взаимосвязанные элементы:
– постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
– взаимодействие педагога и учащихся;
– использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса; – создание благоприятных условий;
– осуществление разнообразных мер стимулирования педагогической деятельности;
– обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Так, например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный контроль, выявление слабых сторон процесса, призванный играть стимулирующую роль. Важную роль на данном этапе играют обратные связи – основа качественного управления процессом.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и других изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств14.
Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и по- чему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарования, неудовлетворенности, потери времени и интереса такой процесс ученикам ничего дать не может15.
3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
3.1. Формы организации педагогического процесса: понятие, функции
Формы организации целостного педагогического процесса – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, воспитателей и воспитанников, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Форма организации учебно-воспитательного процесса связана с количеством участников, временем и местом протекания процесса, порядком его осуществления, реализуется как единство целенаправленной организации содержания, средств и методов. Поскольку взаимодействие учителя и учащихся осуществляется в виде непосредственного или опосредованного общения, то организационная форма является и определенным порядком построения их общения, что также является особенностью организационных форм16.
Формы организации педагогического процесса могут быть классифицированы по многим независимым основаниям:
1. По количеству образовательных учреждений, в которых получает образование обучающийся, проходя одну образовательную программу:
– обычный вариант (наиболее распространенный): одна образовательная программа – одно образовательное учреждение (школа, профессиональное училище, колледж, университет и т.д.);
– другие варианты – обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу. Примеры: межшкольные учебно-производственные комплексы; ресурсные центры; университетские комплексы; научно-учебные комплексы.
2. По числу обучающихся.
2.1. Индивидуализированные формы (системы):
– Индивидуальная форма. Индивидуальная форма служит формой дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми. Кроме того, в индивидуальной форме строится педагогический процесс в музыкальном образовании – учитель музыкальной школы, преподаватель музыкального училища занимаются с каждым обучающимся отдельно.
– Индивидуально-групповая форма, когда обучающиеся разного возраста, уровня подготовленности собираются в одном месте и один педагог, поочередно работая с каждым и давая им задания, может обучать группу обучающихся, например в сельской малокомплектной школе. Формы индивидуализированной организации педагогического процесса широко применяются на занятиях в компьютерных классах, а также при выполнении лабораторных, лабораторно-практических и практических работ в учреждениях как общего, так и профессионального и дополнительного образования.
2.2. Групповые формы: парная – например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном кабинете; – групповая (малых групп) – обучающиеся разбиваются на группы (по 3-6 человек); фронтальная – обучающиеся занимаются вместе целым классом, учебной группой; массовая – лекционный поток в ВУЗе, массовые вне учебные мероприятия и т.д.
3. По отношению к расписанию учебных занятий: учебные занятия; внеучебные занятия, мероприятия.
4. По направленности образовательной деятельности обучающегося (обучающихся) – «игра – учение – труд»: игровые формы: предметные, сюжетные, ролевые, эвристические, имитационные, деловые, спортивные, соревновательные, и т.д.; учебные формы; трудовые формы.
5. По механизму декомпозиции содержания образования. Таких механизмов известно два: дисциплинарный механизм – когда содержание образования разделяется на отдельные дисциплины (учебные предметы, курсы) – этот механизм иногда еще называют условно предметной системой; комплексный механизм, который еще называют также условно объектной системой, когда декомпозиция содержания образования осуществляется по выделяемым объектам, например, изучение родного края, трудовая деятельность семьи и т.д.
6. По основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогами или учебными материалами: обычный, традиционный вариант – обучающийся непосредственно встречается с педагогом, у него есть перед глазами книги и другие средства обучения; другой, сравнительно новый и перспективный материал - опосредованного общение с педагогом и учебными материалами согласно современному принципу «доставки образовательных услуг на дом»: дистанционное, открытое образование.
7. По числу педагогов одновременно проводящих занятие, мероприятие: обычный, традиционный вариант: одно занятие, мероприятие – один педагог; одно занятие – два и более педагога.
8. По постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся: обычный, традиционный вариант – один педагог ведет учебную группу, дисциплину постоянно и целиком; другой вариант – для проведения отдельных разовых занятий, мероприятий приглашаются другие педагоги, в том числе так называемые «гостевые профессора» или приглашаются знаменитые писатели, художники и т.п.
9. По основанию «монолог-диалог»: традиционный вариант – монологический педагогический процесс: учитель, лектор, воспитатель говорит, показывает – все обучающиеся слушают и записывают, или ученик отвечает урок – учитель и все остальные учащиеся слушают; диалогические формы занятий, мероприятий: интерактивные формы, когда происходит процесс обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами педагогического процесса. Это семинары, диспуты, конференции и т.д.
10. По месту проведения занятий, мероприятий: стационарные занятия, мероприятия в одном и том же месте – в школе, университете и т.д; выездные занятия, мероприятия – экскурсии, походы, выездные занятия на предприятиях, в других образовательных учреждениях, производственная практика обучающихся, летние учебные лагеря, и т.п.
11. По их целевой направленности: вводные занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю освоения учебного материала: контрольные работы, тестирование, собеседования, коллоквиумы, зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ; а также митинги, линейки и др.
12. По видам занятий: урок, лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал, и т.д17.
Ковшарова Т.В. считает, что особенностями организации педагогического процесса являются мультимедиа как ведущее средство медиаобразования старшеклассников, а также наряду с другими (традиционными) особая инновационная форма взаимодействия со старшеклассниками - мультимедийная мастерская. Выбор данной, инновационной формы занятий обосновывается, во-первых, психолого-педагогическими особенностями старшеклассников; во-вторых, тем, что мультимедийная мастерская как вид обучения необходима при постижении теоретического материала в его практическом воплощении; в-третьих, мультимедийная мастерская - новый элемент в системе среднего образования, важнейшей задачей, которой является преодоление ориентации на нивелировку личности, при этом в организации медиаобразования старшеклассников, по данным литературных источников, не используется18.
3.2. Общая характеристика методов и средств осуществления педагогического процесса
Дефиниция методы обучения отражает: способы обучающей работы педагога (преподавание) и организацию учебной работы обучающихся (учение) в их взаимосвязи; специфику их мыследеятельности по достижению воспитательных, образовательных и развивающих целей обучения........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

