VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Педагогические условия развития наблюдательности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007298
Тема: Педагогические условия развития наблюдательности
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего   образования

Ярославский государственный педагогический университет

имени К.Д. Ушинского

Кафедра дошкольной педагогики и психологии 







Направление 44.04.01 Педагогическое образование  

профиль Управление дошкольным образованием 





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



 



Педагогические условия развития наблюдательности 

в природе у детей пятого года жизни  



Работа выполнена студенткой 

644 группы заочного отделения 

Колясниковой Ксенией Сергеевной



Научный руководитель :

 ст.преподаватель кафедры

 дошкольной педагогики и психологии 

Ефимова Елена Николаевна

Допустить к защите.

Зав.кафедрой дошкольной

 педагогики и психологии, 

доктор педагогических наук,

 профессор Белкина В.Н.



__________________________

«____»_______________2018 г.

Ярославль, 2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение	4

Глава 1 Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей пятого года жизни  	8

1.1 Понятие «наблюдательности» в отечественной психолого-педагогической литературе	8

1.2  Особенности развития познавательной сферы детей 5-го года жизни	15

1.3 Развитие наблюдательности в природе у детей 5-го года жизни	22

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию наблюдательности  в природе у детей 5-го года жизни  	37

2.1 Диагностика уровня развития наблюдательности  у детей пятого года жизни	37

2.2	Педагогические условия развития наблюдательности в природе у детей 5-го года жизни……………………………………………………………          54                                        

2.3 Методические рекомендации по развитию наблюдательности в природе у детей пятого года жизни  	60

Заключение…………………………………………………………………...…65 

Список использованной литературы	67

Приложения 	70



















Введение

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа и ее ресурсы – это основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных ценностей людей. Однако в эпоху научно-технического прогресса непомерно усилилось давление на природу деятельностью человека. Чрезмерные антропогенные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводят к истощению и загрязнению природной среды.

Экологическая проблема и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Поэтому ученые, исследуя проблему экологии комплексно, изучали разные ее аспекты, в том числе и педагогический.

Основная задача педагогики – воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.

  Дошкольное детство – является начальным этапом становления личности человека. В этот период закладываются основы личностной культуры, правильное отношение ребенка к окружающей природе, к себе и людям, как части природы. Воспитание всесторонней гармонически развитой личности было и остается одной из ведущих задач дошкольного образования. 

Ознакомление дошкольников с природой осуществляется с опорой на чувственный опыт ребенка, так как особенность детей дошкольного возраста состоит в проявлении заинтересованности только к тому, что вызывает у них положительные эмоции. 

Интерес к природе со стороны взрослых играет огромную роль в воспитании детей. Умение наблюдать формируется в процессе познания природы и зарождает привычку делать выводы, развивает логическое мышление и дает начало умозаключениям. 

К.Д. Ушинский понимал под наблюдательностью способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях.

В.Г. Ананьев рассматривал наблюдательность как совокупность личных качеств и способностей человека [5].

По мнению психологов А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, наблюдательность является одной из черт характера, сущность которой состоит в устойчивом, свойственном человеку познавательном отношении к действительности.

Большое значение развитию наблюдательности придавали известные педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова и др. Изучение развития наблюдательности у детей дошкольного возраста необходимо, так как это предоставляет возможность раскрыть не только особенности ее возникновения, но и постепенное становление более сложных и развитых форм активной мыслительной деятельности детей.

         Для эффективного осуществления деятельности по развитию наблюдательности у дошкольников педагогам необходимы не только знания, но и умения поддерживать живой интерес ребенка к окружающей природе. Развиваясь и совершенствуясь в процессе образовательной работы - восприятие детьми природы становится целенаправленным актом, превращаясь в сознательное наблюдение. Поэтому необходимо внимательное руководство со стороны взрослого для обеспечения должного направления детской любознательности и одновременного развития наблюдательности.

Развитию наблюдательности большое значение придавали такие педагоги, как Е.Н. Водовозова, П.Г. Саморукова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, психологи В.Г. Ананьев и Л.В. Занков, и др. [3].

Всякое познание начинается с живого созерцания, т.е. с непосредственного восприятия и ощущения. Непосредственное восприятие окружающей природы имеет большое значение в познавательной деятельности дошкольников, так как является основой умственного развития ребенка.     

Возникает противоречие между необходимостью развития наблюдательности в природе у детей 5-го года жизни и затруднением практических работников в реализации этого направления педагогической деятельности, это и определило цель работы: выявить педагогические условия развития наблюдательности в природе у детей 5-го года жизни.  

Объект исследования: процесс развития наблюдательности у детей 5 года жизни.

Предмет исследования: педагогические условия развития наблюдательности в природе у детей 5-го года жизни.  

Задачи исследования:

Проанализировать исследования отечественных и зарубежных ученых по развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста. 

Раскрыть особенности развития познавательной сферы детей 5-го года жизни.

 Определить уровень развития наблюдательности в природе у детей 5 года жизни. 

Выявить педагогические условия развития наблюдательности в природе у детей 5-го года жизни. 

Разработать методические рекомендации по повышению уровня развития наблюдательности в природе у детей 5-го года жизни.

          Методы исследования:

-	аналитические (теоретический анализ литературы, количественный и качественный анализ полученных данных);

-	эмпирические (наблюдение, беседа).

Теоретической основой исследования являются работы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Е.Н. Водовозовой, В.А. Сухомлинского и др. по развитию наблюдательности у детей; исследования психологов В.Г. Ананьева и Л.В. Занкова об особенностях развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

         Новизна результатов исследования заключается в определении педагогических условий развития наблюдательности у детей 5-го года жизни.  

          Значимость результатов работы закрепляется в составлении методических рекомендаций по развитию наблюдательности в природе у детей 5-го года жизни.   Данный методический материал может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций.             Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. 






Глава 1 Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей пятого года жизни  



Понятие «наблюдательность» в отечественной психолого-педагогической литературе

 

	В дошкольной педагогике и психологии развитие наблюдательности выделяется как одна из главных задач умственного воспитания. 

Большая советская энциклопедия дает определение, что «наблюдательность – это способность подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений» [2, с. 410].

В педагогическом словаре наблюдательность рассматривается «как способность наиболее полно подмечать свойства и особенности предметов и явлений». Уровень наблюдательности определяется глубиной анализа непосредственно воспринимаемых объектов, дифференцированностью различения в них частей и признаков, правильностью оценки связей и отношений в наблюдаемой действительности [29].

К.Д. Ушинский понимал под наблюдательностью способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях [39].

Так В.Г. Ананьев рассматривал наблюдательность как совокупность личных качеств и способностей человека [5].

По мнению психологов А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, наблюдательность является одной из черт характера, сущность которой состоит в устойчивом, свойственном человеку познавательном отношении к действительности.

Большое значение развитию наблюдательности придавали известные педагоги прошлого, как зарубежные, так и отечественные: Е.Н. Водовозова Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Ж. Ж. Руссо, Ж. Пиаже и др. [16, 38, 1].

Ж.Ж. Руссо наделял окружающую природу лучшим средством для успешного развития пытливости и наблюдательности ребенка, выдвигал новое прогрессивное требование, которое состояло в обучении детей овладению не самими знаниями, а способами их приобретения [4].

Ж.Ж. Руссо выдвинул новое прогрессивное требование – учить детей овладевать не самими знаниями, а способом их приобретения. Окружающую природу cчитал лучшим средством, материалом, на котором успешно развивается пытливость и наблюдательность ребенка [4].

И.Г. Песталоцци внес значительный вклад в решение данного вопроса, создав своеобразную «азбуку наблюдений». Исходным моментом в познании И.Г. Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. В этой связи наблюдение рассматривал как важнейший источник познания. Разработанная им «азбука наблюдений», включала в себя ряд последовательных упражнений, которые помогали ребенку определять и выделять характерные признаки наблюдаемых объектов, группировать их на основе какого-либо признака и тем самым формировать их образ [30].

О значении природы в воспитании ребенка много писали классики отечественной педагогики. Особую роль отводил ей К.Д. Ушинский: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, - писал он - самое тщательное воспитание без этого агента будет отзываться сухостью, односторонностью» [38, с 102].

К.Д. Ушинский отмечал, что для того, чтобы образовать сильный ум, необходимо много думать и наблюдать. Так же К.Д. Ушинский в своих трудах особое место отводил проблеме наблюдательности детей. Ему принадлежит обоснование необходимости формирования знаний не на словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком [39]. 

К.Д. Ушинский отмечал, что при проведении беседы с ребенком необходимо преследовать две цели: а) развитие умственных способностей, наблюдательности, памяти; б) выбор предметов для наблюдений [39].   

К.Д. Ушинский выдвинул ценнейшие предложения, определяющие развитие детской наблюдательности.

1. Он предлагал при рассматривании предмета прежде всего приучать детей отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них перед глазами. Необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов:

Какого цвета предмет?

Из чего он сделан?

Какого его величина сравнительно с другими предметами?

Сколько ног?

Сколько крыльев? И т.д.

К.Д. Ушинский предупреждает, что наблюдение должно быть живым, затрагивать ум и душу ребенка, будить интерес, а не сводиться к голому выспрашиванию, к констатации фактов.

2. От перечисления и указания на признаки, бросающиеся в глаза при первом взгляде на предмет, К.Д. Ушинский предлагает переходить к перечислению существенных признаков.

3.Далее следует рассказывать о пользе, которую данный предмет может принести человеку.

4. Следующим этапом в проведении наблюдений К.Д. Ушинский считал сравнение предметов. Необходимо учить детей сравнивать несколько уже знакомых предметов, находя сходства и различия.

К.Д. Ушинский указывал на исключительное значение сравнения. Практически он считал, что всякое восприятие предмета включает сравнение и только благодаря способности сравнивать и отличать мы воспринимаем бесконечное разнообразие предметов окружающего мира. Но детей надо учить сравнивать.

5. К.Д. Ушинский рекомендовал тесно связывать рассматривание предмета с объяснением, а затем с чтением статей, предлагаемых в «Родном слове». Детей надо приучать рассказывать о виденном предмете. Таким образом К.Д. Ушинский связывает развитие наблюдательности с его умственным и речевым развитием [37].

Первый в России капитальный труд по дошкольной педагогике «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» был подготовлен и напечатан Е.Н. Водовозовой в 1871 году.

Умственное воспитание, по ее мнению, включает развитие наблюдательности, любознательности, расширение кругозора ребенка через ознакомление с окружающим миром. Большое значение для методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста имеет разработанная Е.Н. Водовозовой программа наблюдений явлений природы. Для нас имеют интерес некоторые положения этой программы. Ребенок сначала замечает в предмете самое яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослый указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок, внимательнее всматриваясь в предмет, самостоятельно открывает в нем определенные признаки. Взрослый должен не сразу указывать на многие признаки, а побуждать дошкольника постепенно открывать их. При таком подходе у ребенка появляется интерес к природе, формируется наблюдательность и любознательность [1].

В советское время о развитии у детей наблюдательности, как одной из главных задач детского сада отмечали в своих трудах: Н.К. Крупская, Э.И. Залкинд, П.Г. Саморукова, В.А. Сухомлинский и др. [33, 5].

Значительный вклад в изучение проблемы умственного воспитания детей внесла Н.К. Крупская. В докладах и выступлениях, в статьях, она неоднократно подчеркивала: «Нужно постоянно расширять круг знаний дошкольников в области познания природы и общества, ибо эти знания служат хорошей основой для организации мышления детей» [1, с.27].

В своей статье «Сельский детский сад» Н.К. Крупская писала, что нужно «… развивать наблюдательность, умение смотреть и проверять свои наблюдения наблюдениями других, точно их фиксировать, научить ребят искать причины явлений» [18, с.88].

           В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. Он писал: «… деятельность, которая в наибольшей мере способствует развитию способностей, включает наблюдение, исследование, открытие самых разнообразных черт, особенностей, вещей, явлений – такие наблюдения и исследования, в ходе которых ребенок является активно заинтересованным лицом: он познает мир для обогащения своей деятельности. Активные наблюдения порождают любознательность и наблюдательность» [33, с.85].

  Начиная с раннего возраста, дети проявляют пытливость и любознательность к природным объектам или явлениям, что помогает им ориентироваться в окружающем мире. Природа для маленького ребенка во всем своем многообразии предоставляет богатую пищу для развития наблюдательности. Приобретенные в дошкольном детстве умения воспринимать природу такой, какая она есть в действительности, формируют у детей неподдельный интерес к объектам окружающего мира, расширяют их знания [18]. 

Значительный вклад в решение вопроса развития наблюдательности у дошкольников внесли А.П. Усова и Н.П. Сакулина, которые рассматривали наблюдательность, как способность личности, имеющую ярко выраженную сенсорную основу. По их мнению, основное внимание следует обращать не на формальные упражнения органов чувств, а на формирование восприятия в процессе осмысленной содержательной деятельности [35]. Н.П. Сакулина отмечала, что наблюдательность не может быть развита посредством упражнений в чистом созерцании. Представления дошкольников всегда результат активной познавательной деятельности: игровой, трудовой, учебной. Именно деятельность является основой для формирования обобщенных знаний и умений, обеспечивающая дошкольнику широкую ориентацию в воспринимаемом мире. 

	Исследования А.К. Матвеевой, П.Г. Саморуковой, В.А. Логиновой позволяют выявить основные линии развития наблюдения и наблюдательности у детей [3]. 

Наблюдение зарождается у детей младшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности, постепенно превращаясь в познавательную деятельность. По мере развития наблюдения происходит совершенствование основных компонентов познавательной деятельности: умение выдвигать познавательную задачу, правильно отбирать и планомерно использовать способы ее решения, адекватно выражать результат. Наблюдательность является важным качеством, которое не дается человеку от рождения, а приобретается и совершенствуется в практической деятельности, в течение всей его жизни. 

Психологи В.Г. Ананьев, Л.В. Занков и другие вскрыли особенности развития наблюдательности в различных аспектах. Так В.Г. Ананьев рассматривал наблюдательность как совокупность личных качеств и способностей человека [5].

Психолог Л.В. Занков рассматривает наблюдательность как качество личности, которое заключается в высоком уровне развития умения наблюдать, т.е. концентрации внимания на определенном объекте, а также умении замечать и воспринимать детьми явления существенные и относительно малозаметные.

Он считает, что развитие наблюдательности является важной задачей формирования адекватного восприятия окружающей действительности. В наблюдательности как в совокупности личностных качеств и способностей человека выделяют несколько наиболее важных черт: инициативность, любознательность, настойчивость и повышенная чувствительность к воздействиям внешнего мира.

 По мнению психолога В.Г. Ананьева, природа оказывает положительное влияние на развитие ребенка, только в том случае, когда он научится ее наблюдать. Наблюдение окружающего мира выдвигает перед ребенком умственные задачи, решение которых требует от него выборочного использования знаний, сосредоточение мыслительной деятельности, использование обобщений и умозаключений [5].

Процесс общения с природой является эффективным средством для обогащения знаний и опыта дошкольников. Сознание ребенка обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, сформированных в процессе различной деятельности в природе, и развивается благодаря непосредственному общению с ней. 

           Психологи А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский отмечали, что наблюдательность – это одна из черт характера, сущность которой состоит в определенном, устойчивом, свойственном человеку познавательном отношении к действительности, преимущественной направленностью внимания на некоторую ее область [17].

            Развитие наблюдательности отмечается в исследованиях многих педагогов и психологов, как важное направление педагогического воздействия на ребенка с целью обретения им наблюдательности как качества личности. Развитие наблюдательности является значимой проблемой современной дошкольной педагогики и психологии.

Мы в своей работе по развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста, изучаем такой аспект - как природа. Природные объекты с самого раннего детства окружают ребенка. 

В процессе наблюдений в природе осуществляется уточнение, систематизация и расширение представлений детей. Сравнивая природные объекты и явления, дошкольники под руководством педагога делают обобщения, умозаключения, приходят к определенным выводам, т.е. овладевают логическим мышлением.   

        Окружающая природа является не только источником умственного развития, но и нравственных чувств детей. Необходимо создавать условия для выражения ребенком положительного отношения к предметам и явлениям природы. Наиболее действенным средством для этого будут организованные наблюдения. Воспитывая у детей интерес к окружающей природе, развивая их наблюдательность, педагог стремится к тому, чтобы дошкольники испытывали радость и удовлетворение от общения с природой. 

Интерес к природе со стороны взрослых играет огромную роль в воспитании ребенка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, дает начало умозаключениям. 

Таким образом, изучив понятие наблюдательности в исследованиях многих педагогов и психологов, мы делаем вывод - развивать наблюдательность у детей необходимо, так как это поможет раскрыть особенности не только ее возникновения, но и постепенного становления более сложных и развитых форм активной и мыслительной деятельности детей. Ребенок получает знания через природу и в природе формируется материал для осознания, определения сходства и различия, дает начало понятиям и умозаключениям. 

	Развитие наблюдательности является важной проблемой современной дошкольной педагогики и психологии, тем более, что детям среднего возраста еще недоступно успешное восприятие общественных систем, знаний, излагаемых в словесной форме. Это важное качество не дается человеку от рождения, оно приобретается и совершенствуется в практической деятельности, в течение всей его жизни.



Особенности развития познавательной сферы у детей пятого года жизни 



Пятый год жизни – это возраст активного формирования всех отделов, которые отвечают за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств. Благодаря этому происходит формирование центров пространственного анализа и синтеза, вследствие чего позднее обеспечиваются некоторые речевые процессы, а также обучение математике, языку, чтению и письму [5].

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка.  Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость [13].

В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между ними.

Объектом познания ребенка 5-го года жизни становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

У ребенка 5-го года жизни познавательное развитие переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова.                      Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:

- знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

- формирование положительного отношения к окружающему миру.

Дети 5-го года жизни очень любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Характерной особенностью внимания ребенка среднего возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенность внимания остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам, предметам. Внимание в этом возрасте является непроизвольным. Для того чтобы ребенок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенок 4-5 летнего возраста будет постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах [35]. 

Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы [6]. 

Исходя из этого, воспитатель учит детей видеть в предметах характерные свойства, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями [13].

На пятом году жизни интенсивно развивается образное мышление. При решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребёнка знакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый её вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получить необходимый результат в уме.

   Возможность обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребёнок, сами приобретают обобщённый характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи [10].

У детей 5-го года жизни продолжается усвоение общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дошкольники хорошо владеют представлениями об основных сенсорных эталонах. Дети уже могут наблюдать, рассматривать и выделять предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте отличается целенаправленностью, осмысленностью. 

У детей пяти лет уже относительно сформированы все анализаторы, на основе которых продолжают развиваться все виды чувств. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Восприятие ребенка пяти лет еще носит непроизвольный характер, то есть является непреднамеренным [34].

 Восприятие у детей 5-го года жизни становится более расчленённым. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка [25].

Таким образом, восприятие ребенка 5-го года жизни характеризуется следующими особенностями:

1.	Ребенок в этом возрасте не только хорошо владеет представлениями об основных цветах спектра, но и имеет представление об оттенках.

2.	Ребенок может сопоставить по величине 7-10 предметов одинаковой формы.

3.	Ребенок может назвать различия двух фигур разной формы.

4.	Ребенок может разделить спектральную сложную фигуру на несколько простых.

Большую роль в развитии памяти у ребенка пяти лет играют слуховые и зрительные впечатления. Память ребенка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов.

Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, но уже начинает формироваться произвольная память [34].

Развитие наблюдательности у детей 5-го года жизни напрямую связано с развитием внимания. Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых. Концентрация внимания — это степень сосредоточения, углубления в деятельность при отвлечении от всего остального. В связи с этим возникает необходимость в формировании у детей умений:

- концентрировать внимание на объекте наблюдений;

- выделять главные отличительные признаки в объекте наблюдений;

- выделять незначительные малозаметные признаки.

Внимание пятилетнего ребенка отличается большей устойчивостью, в отличие от трехлетнего ребенка. Важным показателем развития внимания является появлением в деятельности детей действий по правилам - первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в среднем возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольно-печатные и подвижные. Ребенок может заниматься привлекательной для него деятельностью в течении 15-20 минут.

Дети 5-го года жизни могут действовать в соответствии с правилами: отбирать нужные картинки, заштриховать необходимые фигуры. Отмечается преобладание репродуктивного воображения, воссоздающее образы, которые описываются в рассказах, стихах, загадках. Особенности образов воображения зависят от опыта ребенка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых или видит на картинках. В образах нередко смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Воображение способствует познанию окружающего мира, переходу от известного к неизвестному. Поскольку целенаправленные действия воображения еще отсутствуют, образы у пятилетних детей разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий [5]. Элементы продуктивного воображения начинают лишь складываться в процессе игровой и продуктивной деятельности. 

На пятом году жизни происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать и сравнивать объекты одновременно по 2-3 признакам.

  Дети продолжают выстраивать сотрудничество со взрослыми в совместной практической и игровой деятельности, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что находит проявление в многочисленных вопросах (почему? зачем?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. В детских ответах в форме сложноподчиненных предложений прослеживается способность устанавливать причинно-следственные связи. У детей пятого года жизни наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок реагирует повышенной обидчивостью. 

Таким образом, пятый год жизни – это возраст активного формирования всех отделов, которые отвечают за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств. Благодаря этому происходит формирование центров пространственного анализа и синтеза, вследствие чего позднее обеспечиваются некоторые речевые процессы, а также обучение математике, языку, чтению и письму [5].

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка.  Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость [13]. К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.



      1.3     Развитие наблюдательности в природе у детей 5-го года жизни  

        Проблемой изучения педагогических условий, методов и приемов развития наблюдательности у детей дошкольного возраста   занимались В.Г. Ананьев, Е.Н. Водовозова, Н.Ф Виноградова, Л.В. Занков, А.Ф. Мазурина, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие педагоги и психологи.

Общение ребенка с природой может происходить как самостоятельно, так и быть организованно взрослыми. При организации такого общения необходимо систематическое руководство взрослого, чтобы направить познание ребенком природы по правильному пути. 

 По мнению К.Д. Ушинского, особо большое внимание в этом руководстве необходимо уделить воспитанию наблюдательности. Надо приучать детей «слушать, чтобы услышать, видеть, чтобы увидеть». Взрослый заботится о том, чтобы ребенок как можно полней воспринял наблюдаемое, включая наибольшее количестве органов чувств. Вовремя поставленным вопросом, заданием: посмотреть, подумать, показать, сравнить – взрослый помогает ребенку выделить в наблюдаемом предмете или явлении наиболее характерное и типичное [10, с.17]. 

Стимулировать детей на самостоятельный поиск изменений, которые происходят в природе, - основная цель наблюдений в природе. Сначала такие наблюдения исходят от самого взрослого, который рассказывает о своих наблюдениях в природе, а затем нацеливает ребят на содержание возможных наблюдений, дает им примерный план. Особенно много ценного материала для таких наблюдений дает весна. Когда дети научатся самостоятельно замечать изменения, которые произошли с объектами живой природы весной, они начнут замечать много интересного и в другие времена года [4]. 

В работе по развитию наблюдательности у детей 5-го года жизни, в процессе общения с природой, необходимо создавать различные педагогические условия.

 Выбор педагогических условий, и необходимость комплексного их использования, определяются возрастными возможностями детей, а также характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель [23]. 

Большую роль правильных представлений в обучении и воспитании дошкольников отмечал советских психоло.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.