- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Педагогические условия развития детской одаренности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007137 |
Тема: | Педагогические условия развития детской одаренности |
Содержание
Зарегистрировано «__» ____ 2016г. ________ ___________________ Подпись (расшифровка подписи) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ( Н И У « Б е л Г У » ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ Курсовая работа Педагогические условия развития детской одаренности. Шевчук Екатерины Анатольевны студентки заочной формы обучения факультета иностранных языков педагогического института 2 курса группы 02051585 Научный руководитель: ассистент Михайлова Д.И. Белгород 2016 Содержание Введение…………………………………………………………………………3 Глава I. Теоретические аспекты одаренности и обучение одаренных учащихся в школе. 1.1. Понятие «одаренность» и «детская одаренность». 1.2. Виды детской одаренности. 1.3. Диагностика детской одаренности. Глава II. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми. 2.1. Развитие творческого потенциала одаренных детей. 2.2. Метод обучения одаренных детей. 2.3. Тестовые методы. Заключение Список использованных источников Введение Одно из ведущих мест среди самых изучаемых загадочных явлений природы занимает детская одаренность. Проблемы ее диагностики и развития волнуют многих педагогов на протяжении многих лет. Интерес в настоящее время к ней очень высок, что легко объясняется общественными потребностями. Целям общественного прогресса всегда отводилось весьма значительное место. К примеру, в нашей стране противостояние капиталистической и социалистической систем требовало значительного напряжения сил и максимального возможного использования интеллектуальных ресурсов человека. В связи с этим начала функционировать достаточно эффективная система выявления, а также обучения одаренных детей. Современная личностно-ориентированная тенденция связана с выходом ценности личностного развития и самореализации на первый план. Высокие индивидуальные достижения в основном способствуют самореализации личности. В последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей. Работа с такими детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. А так как школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, так как сложно перестроить всю систему обучения, изменить отношение учителей к «таким» детям, школа испытывает особые потребности в учебниках и учебных программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей, то это право работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования. В таких условиях учреждения дополнительного образования этого добиться вполне реально, так как, именно дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка. Из этого следует, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие нашего общества. В современной литературе все больше статей и публикаций затрагивают эту тему. Можно отметить работы известного психолога, доктора психологических наук, Н. Лейтеса. Именно его работы по изучению психики одаренных детей занимают основное место в психологии. Многие психологические принципы развития у детей младшего школьного возраста выдвинули такие психологи, как Н.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Е.С.Белова, А.И.Доровской. Также, свои психологические модели были разработаны: Дж.Гилфордом, Дж.Рензулли, П.Торренсом, А.Таннебаумом и другими. В изучении данного вопроса мы опирались на таких ученых советской психологии, как Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин. К примеру, Ю.З.Гильбух с группой ученых разработал дифференцированную систему обучения, которая дает больше возможностей для проявления индивидуальных особенностей ребенка. Целью нашего курсового исследования является изучение такого термина как «одаренность», а также использование литературы по проблеме исследования детской одаренности и проведение собственных исследований. Задачи исследования: Рассмотреть понятие «одаренность» с различных точек зрения. Изучить классификацию детской одаренности. Выявить методы изучения одаренности. Обозначить роль педагога развитии одаренности. Провести психологическое тестирование среди учеников и учителей для выявления предрасположенности детей к одаренности. Выполнить анализ результатов методик и предложить соответствующие рекомендации. Объектом исследования являются младшие школьники и учителя школы. Предмет исследования: методы изучения детской одаренности. Гипотеза исследования: с помощью современных психологических и педагогических методик можно выявить предрасположенность к одаренность со стороны ребенка. Анализ результатов методик поможет в выборе способа распознания одаренности у ребенка. В ходе исследования были использованы следующие группы методов: 1. теоретические (теоретический анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; теоретическое моделирование); 2. эмпирические (наблюдение, анкетирование, сравнительный анализ). Структура курсовой работы состоит из теоретической части, в которой мы рассмотрели понятия одаренности с различных точек зрения, классификацию детской одаренности и ее особенности, а также способы ее изучения; и практической части, которая нацелена на выявление предрасположенности учеников к одаренности, на анализ результатов методик, выбор способов разрешения проблем обучения одаренных детей. Глава I. Теоретические аспекты одаренности и обучение одаренных учащихся в школе. 1.1. Понятие «одаренность» и «детская одаренность». Одаренность является системным, развивающимся в течение жизни качество человеческой психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Словосочетанием – «одаренные дети» или «одарённый ребенок» обозначается исключительность. Это особая группа детей, уже по определению, качественно отличаются от своих сверстников. Такой подход традиционно является предметом критики со стороны большинства многих педагогов и психологов. Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в своем развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а так же методики её диагностики, существование данной группы людей в мире определяется только статистически. В психологии и педагогике, кроме одаренных, можно выделить категорию высокоодаренных детей. Также мы можем подчеркнуть, что способность к мышлению, творчеству или обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. То есть дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени и в разном возрасте. Вместе с этим понятием появляется другой, иной по содержанию термин – «детская одаренность». В педагогической теории и практике возникают две глобальные задачи: – разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей и разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка. Поэтому разработка концепции одаренности очень важна для решения проблемы обучения одаренных детей как основание для построения системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала. В этом смысле она интересна как базовая проблема, как фундамент для дальнейшей разработки не только методик диагностики и прогнозирования развития, но так же и целей, принципов, содержания, форм и методов образовательной деятельности. В педагогической практике, также как и в жизни, все оказывается намного сложнее: представления об одаренности у разных педагогов различны, и, существуют культурно-образовательные традиции, которые изменяются не так быстро, как разрабатывается эта теория. Ранее было сказано, что «одаренный ребенок» – это ребенок, который выделяется очевидными достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности. Это определение точно характеризует суть этого явления, но остается неясным, о каких именно «очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь. Специалист в области детской одаренности Н.С.Лейтес, выделяет три категории детей, которых принято называть одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой способностью к творчеству; Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления такой одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого ребенка при создания благоприятных условий. Другие же полагают, что одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску детей с такими способностями. Данная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Любой ребенок сегодня может проявить особую успешность разном спектре деятельностей, поскольку его психические возможности пластичны на разных этапах его развития. В свою очередь, это создает благоприятные условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить разные грани своего дара, применительно к разнообразным ее аспектам. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей самодеятельный характер. Например, увлеченный конструированием ребенок может дома строить сам свои модели, но при этом не проявлять никакой активности ни в школьной, ни в специально внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога и от сверстников. Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, являются те или иные трудности развития ребенка: заикание, тревожность или конфликтный характер общения. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут преодолены. 1.2. Виды детской одаренности. Согласно определению одаренности, некоторые индивиды могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения или в области психомоторики. Некоторые авторы пытаются рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности ребенка (математика, музыка, живопись и т.д.). Другие исследователи анализируют способности более общего плана, не связанные с различными формами профессиональной деятельности. Различают также психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность. Так, как дано определение понятия одаренности, определяет и ее виды, саму классификацию одаренности. Соответственно в «Рабочей концепции одаренности» обозначены критерии их выделения, а также систематизации. Таких критериев выделено всего пять. В первую очередь, «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики». По данному критерию виды одаренности выделяются на пересечении таких видов деятельности, как: практической, теоретической (познавательной деятельности), художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной. Последнюю деятельность можно охарактеризовать как способность влиять на людей в духовно-нравственном отношении. Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы. Деятельность и ее психологическая структура выступают в качестве основания интеграции отдельных способностей, формирующего их состав, необходимый для ее успешной реализации. Отсюда следует, что одаренность выступает как проявление различных способностей в конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить уникальный характер, так как отдельные компоненты одаренности у разных людей могут быть выражены в разной степени. Одаренность может быть только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят компенсировать недостающие компоненты, которые необходимы для реализации деятельности. Яркая одаренность свидетельствуют о наличии высоких способностей, затребованных деятельностью, а также об интенсивности процессов «внутри» субъекта, которые вовлекают в его личностную сферу. Существуют следующие критерии связанные со степенью сформированности и формами проявления одаренности. По критерию «степень сформированности одаренности» различаются: 1. актуальная одаренность; 2. потенциальная одаренность. Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В таком случае, мы говорим не только об учебной, но и о других спектрах деятельности. Можно выделить особую категорию актуально одаренных детей -талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию социальной значимости. В основном, это конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества. Потенциальная одаренность — в пользу выделения потенциальной одаренности следует выделить момент в определении одаренности, который предусматривает ее формирование на протяжении жизни. Следовательно, на определенном уровне жизни человека можно говорить об этапе ее становления. Путем выделения потенциальной одаренности снимается постоянная альтернатива: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Такая теория присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует только малая часть детей. При всей теоретической сложности и неясности природы этой формы, значимым является стремление не «упустить» ни одного ребенка, требующего определенного внимания со стороны педагога. По критерию «формопроявления» можно выделить: 1. явную одаренность; 2. скрытую одаренность. Явную одаренность можно обнаружить в деятельности ребенка достаточно отчетливо («сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка очевидны и его одаренность не вызывает никакого сомнения. В данном случае специалисту в такой области с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно составить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Скрытая одаренность — выделение такой формы можно объяснить теми же причинами, что и выделение потенциальной одаренности, ведь часто в «гадком утенке» никто не видит в будущем «прекрасного лебедя», хотя известны примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов». По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить: 1. общую одаренность; 2. специальную одаренность. Общая одаренность — проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Умственная активность, а также саморегуляция — ее основные предпосылки. В качестве психологического центра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности. Специальная одаренность обнаруживает себя в некоторых конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.). В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в художественных образах. Кроме того, способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения и эмоциональных переживаний на фоне реальной жизни. Еще одним примером таких способностей является социальная одаренность, т.е. одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, деловые отношения в коллективе, политика). Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. Под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на более высокий уровень конкретной деятельности. В свою очередь, специальная одаренность оказывает большое влияние на избирательную специализацию общих психических ресурсов личности, тем самым усиливая индивидуальное своеобразие. По такому критерию, как «особенности возрастного развития» можно выделить: 1. раннюю одаренность; 2. позднюю одаренность. Значительными показателями в этом критерии выступают темп психического развития ребенка и те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и раннее обнаружение дарований далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. Часто одаренность носит всего лишь временный характери только в возрастном периоде объединяются возможности сразу нескольких возрастов (Н. С. Лейтес). Наиболее известный вариант — ускоренный. Многие вундеркинды — это дети с ускоренным возрастным развитием. Такое ускорение часто носит только временный характер, и с возрастом эти дети заметно тускнеют. В любом случае учитель обязан всегда понимать относительность самого явления такой одаренности, его временного характера. Существуют и одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нет никакого резкого возрастного опережения. Также, отсутствие ярких проявлений одаренности в раннем возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности могут быть дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально — чудесный ребенок») — это ребенок дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет освоение чтения, письма и счета; блестящее овладение программой трехлетнего обучения уже к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает высокое развитии отдельных способностей (блестящая память, необычное абстрактное мышление и т. п.). И, наконец, существует своего рода «антивундеркиндный» тип развития одаренности, когда одаренность не сопровождается ускорением, но в некоторых отношениях обнаруживается слишком замедленное развитие. Так, например, А. Эйнштейн заговорил позднее, чем другие дети. Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано такие дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Позднее одаренность проявляется в изобразительном искусстве, а в науке достижение высоких результатов в виде открытий или создания новых областей и методов исследования, происходит позднее, чем в искусстве. Это связано с необходимостью приобретения обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Такая закономерность подтверждается фактами биографий великих людей. В. С. Юркевич выделяет еще одну форму одаренности по критерию различия уровня одаренности. По ее мнению, термин «одаренные дети» применяется к совершенно разным детям. Упрощая эти различия, она выделяет по уровню одаренности два основных типа. Исключительная одаренность — это те дети, для выявления одаренности которых не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. У этих детей три особенности, которые бросаются в глаза: 1.Исключительная захваченность сложной интеллектуальной деятельностью. 2.Легкость понимания и усвоения сложных познавательных текстов. 3.Повышенная критичность. Такая особенность встречается примерно у 80% одаренных детей и взрослых. Вторая группа — «нормально» одаренные дети или «высокая норма». Это такие же одаренные дети, но их одаренность носит нормальный, обычный характер. Это дети, которым повезло с самого начала — нормальные роды, хорошая семья, внимательные учителя. От обычных, средних детей со среднестатистическими способностями их отличает только высокая познавательная потребность. Если у особо одаренных детей познавательная потребность «забивает» все остальные, то у детей этого уровня одаренности она не мешает, а наоборот, помогает развитию способов общения, делая ее менее стихийной и более направленной на единство познавательных интересов. Значения термина «особый» в русском языке, понятие «особо одаренный» трактуется лишь как выдающийся, но в английском языке, кроме outstanding — выдающийся, знаменитый оно имеет и другое толкование: special — особый как отличительный, специальный и индивидуальный. Это необходимо при анализе «особо одаренных» детей. Поэтому коллектив разработчиков «Рабочей концепции одаренности» пошел по пути различия данных групп по типу развития — гармоничного и дисгармоничного. Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие достижения в определенной области неплохо сочетаются с высоким уровнем интеллектуального развития. Как правило, эти одаренные дети, будучи взрослыми, добиваются больших успехов в выбранной ими профессиональной деятельности. Одаренные дети с дисгармоничной типом развития нередко имеют показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности, возможно, лежит другой генетический ресурс или механизмы возрастного развития. Его основу может представлять иная структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерному развитию психических качеств. Такой процесс становления одаренности детей почти всегда сопровождается сложным набором психологических, психосоматических и психопатологических проблем, которые могут быть зачислены в «группу риска». 1.3. Диагностика детской одаренности. Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике в разных условиях может показывать различные результаты. Это явление нередко приписывают к неправильно сформулированной концепции одаренности, либо к несовершенству разработанных психометрических методик. Обычно обвиняются в недостаточной надежности или валидности. Между тем истинная причина такого явления очень часто кроется совсем в другом. Исследования и педагогическая практика показывают, что результаты диагностики становятся более объективными, если обследование продумано с организационно-педагогической точки зрения. Основные варианты проведения диагностики. Тестологический подход. К числу самых распространенных вариантов организационно-педагогического решения можно отнести разовые обследования. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах, "оценке" одаренности. Со времен А. Бине "высокий интеллект", определяемый с помощью тестов IQ, играл большую роль универсального показателя одаренности. Процесс предполагал разовые или периодические обследования детей с последующей их селекцией. Естественно, эта практика не могла не быть подвергнута жесткой критике со стороны некоторых специалистов и общественности практически во всех государствах нашего мира. Более радикальные шаги в этом направлении характерны именно для нашей страны. Несмотря на резкую критику низкая прогностичность большинства диагностических методик, зависимость результатов от действия средовых факторов и возможность этого подхода к диагностике одаренности не только не исключается, но вполне серьезно обсуждается в современной популярной литературе. И, реализуется на практике. В СМИ за последние годы периодически обсуждается проблема необходимости массового тестирования детей в России на "интеллект". Частично это смягчает негативное влияние такого подхода и стремление к комплексной оценке. Однако это не следует рассматривать как радикальное решение самой проблемы. Оценка уровня одаренности является очень ненадежным основанием для социально - педагогического прогноза. Эту функцию выполняет только диагностическая процедура. При многомерной, т.е. комплексной оценке (при оценивании не только интеллекта и креативности, но и личностные особенности) меняются только требования к методическому аппарату. Это полностью повышает надежность полученных данных, но, как факт, не делает их настолько надежными, насколько этого требуют педагогические задачи. В качестве примера данного подхода может служить "резервуарная модель" Дж. Гауэна. В итоге проведения многочисленных оценочных процедур (результатов группового тестирования, рекомендаций классного руководителя) создается круг потенциальных претендентов для занятий по программе для одаренных. Ребенок должен показать свои высокие результаты в любых трех (из четырех возможных) видах оценки, либо набрать определенную сумму баллов по тестам интеллекта (Стенфорд-Бине). После, окончательный вердикт выносится членами отборочной комиссии. Один из вариантов комплексной оценки представляет собой также широко известный проект "RAPYHT" (для одаренных детей, имеющих отклонения в сенсорном или физическом развитии). Первичная оценка специальной одаренности детей проводится с помощью специальных опросных листов для учителей, а также родителей. В случае, если оценка ребенка педагогом или родителями превышает определенный уровень по одному из опросных листов, он зачисляется в число кандидатов. Далее с целью проверки полученных данных все дети привлекаются к специальным занятиям в небольших группах, в соответствии с характером их одаренности. Если эти дети обнаруживают (по итогам занятий) адекватный уровень, по меньшей мере, в одном или в двух видах деятельности, они включаются в дополнительную программу. И только детей с серьезными физическими и сенсорными недостатками тестируют дополнительно и по стандартизированным тестам. Глава II. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми. 2.1. Развитие творческого потенциала одаренных детей. В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми наша принципиальная позиция состоит в том, что мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех детей и работаем с ними в контексте деятельностной парадигмы. Сущность ее в том, что одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам -успех в деятельности. Главным принципом нашей работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Деятельность по обучению, развитию и поддержке одаренных детей в Доме детского творчества осуществляется в ходе решения комплекса взаимосвязанных задач: обеспечение условий для личностного и индивидуального развития детей, создание ситуации успешности для них; предоставление возможностей получения широкого спектра услуг дополнительного образования; формирование системы интеллектуальных и творческих состязаний, в том числе, с использованием информационно-коммуникационных технологий; создание механизма поиска и выявления одаренных и талантливых детей; психолого-педагогическое сопровождение и социальная поддержка одаренных детей; развитие системы повышения квалификации педагогов для работы с одаренными детьми; стимулирование педагогов, работающих с одаренными детьми; взаимодействие с родителями одаренных обучающихся. Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми: деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность); формирование внутренней мотивации; предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития; рефлексия; возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление; соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат; интегративный подход; проектное обучение; модульная технология; технология полного усвоения; инновационные компьютерные технологии. Формы и методика проведения занятий в учреждениях дополнительного образования позволяют использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы в дополнительном образовании является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т.п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания. В нашем учреждении выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей: индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области; коммуникативные и иные тренинги; работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, педагог высшей квалификационной категории или методист); интенсивная школа «Наследие»; мастер-классы, творческие лаборатории, мастерские; система творческих конкурсов, фестивалей, выставок; детские научно-практические конференции и семинары; поддержка одарённых детей через работу благотворительного фонда «Созвездие Ямала»; формирование банка данных «Одарённые дети», через работу сайта одарённых детей «Созвездие Ямала». Особое значение в воспитании одаренных детей в условиях Дома детского творчества имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования. Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы проектных и исследовательских работ обучающихся Дома детского творчества, творческие отчеты, персональные выставки, фестивали, процедуру итоговой и промежуточной аттестации, конкурсы «Творчески одарённый воспитанник», «Лучший обучающийся по итогам года». Вне Дома детского творчества - это участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях, семинарах и конференциях разного уровня. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. Дом детского творчества, предоставляя широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, дает большие возможности для развития детской одаренности. Однако только во взаимодействии с социальными партнерами мы можем создать такую общую творческую среду, которая обеспечит возможность самовыражения и самореализации каждому обучающемуся. На основе социологических опросов, анкетирования, бесед, наблюдений среди субъектов образовательного процесса ДДТ было выявлено, что 59 % опрошенных родителей не информированы, где можно реализовать творческие способности своих детей, 62% не рассматривают творческие достижения своих детей как основополагающие в дальнейшем профессиональном становлении. Среди педагогического коллектива ДДТ 46% считают, что им необходима методическая помощь в разработке новых педагогических технологий, в вопросах сопровождения одаренного ребенка в образовательном процессе. Согласно проведенной диагностики 30% детей, занимающихся в творческих объединениях ДДТ, демонстрируют актуальную одаренность, т.е. они проявляют высокий уровень выполнения деятельности, высокую продуктивность деятельности по сравнению со своей возрастной нормой, обладают хорошей мотивацией и устойчивым интересом. Для таких детей необходимы индивидуальные образовательные программы и разработанные индивидуальные образовательные маршруты. 50% обучающихся обладают потенциальной одаренностью, но имеют низкий уровень мотивации и саморегуляции. Одаренность детей является самой важной задачей для педагогов и родителей. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни. Для выявления одаренности ребенка достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов. С одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки. 2.2. Метод обучения одаренных детей. Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические. Формы обучения. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по от....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: