- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Педагогические особенности личности ребенка, поступающего в школ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001540 |
Тема: | Педагогические особенности личности ребенка, поступающего в школ |
Содержание
Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школе…..6 § 1. Общая характеристика понятия «готовность к школьному обучению»………………………………………………………………..……..6 § 2. Педагогические особенности личности ребенка, поступающего в школу…………………………………………………………………………..7 § 3. Компоненты психологической подготовки к школе………………...19 2. Экспериментальное исследование формирования интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе……. § 1. Выявление уровня интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школе…………………………………………………………. § 2. Формирующий этап эксперимента………………………….. § 3. Анализ полученных результатов………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………. ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей дошкольного возраста. У дошкольников с развитым интеллектом наблюдается более быстрое запоминание материала, большая степень уверенности в собственных силах и более легкая адаптация к новой обстановке. Именно такие дети более всего подготовлены к учебе в школе. Чтобы развитие интеллекта дошкольников происходило успешно, педагоги должны четко учитывать все характерные для этого возраста особенности. Основным методом развития в этом случае должен стать проблемно - поисковый способ, а главной формой организации – игра. Развитие интеллекта дошкольников должно проходить через познавательные и развивающие игры. Именно в такой системе работы с детьми прослеживается развивающая направленность. Развивающие игры знакомят ребенка с миром логики и математики. Вне зависимости от возраста дошкольники стремятся к решению простых творческих задач, а именно отыскать, составить, отгадать, видоизменить, сгруппировать, а также установить соответствие любыми доступными способами. Развивающие игры относятся к элементам новизны, вследствие чего ребенок в первую очередь, интересуется ними. Готовая игрушка не способна обеспечить длительную интеллектуальную нагрузку для дошкольника в том объеме, который дают развивающие игры. В сравнении с обычными игрушками творческие развивающие игры – это игры новейшего типа. Все характерные особенности развивающих игр создают в совокупности условия, которые так необходимы в ходе развития творческих сторон интеллекта. Разные типы игр направлены на развитие различных интеллектуальных качеств. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной, так называемой неготовности ребенка к школе, является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина). Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка к?р?у?г?озора, запаса конкретных з?н?а?н?и?й. Ребенок должен в?л?а?д?е?т?ь планомерным и р?а?с?ч?л?е?н?е?н?н?ы?м восприятием, элементами т?е?о?р?е?т?и?ч?е?с?к?о?г?о отношения к и?з?у?ч?а?е?м?о?м?у материалу, обобщенными ф?о?р?м?а?м?и мышления и о?с?н?о?в?н?ы?м?и логическими операциями, с?м?ы?с?л?о?в?ы?м запоминанием. И?н?т?е?л?л?е?к?т?у?а?л?ь?н?а?я готовность также п?р?е?д?п?о?л?а?г?а?е?т формирование у р?е?б?е?н?к?а начальных умений в области учебной д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и, в частности, у?м?е?н?и?я выделить учебную з?а?д?а?ч?у и превратить е?е в самостоятельную ц?е?л?ь деятельности. В о?т?е?ч?е?с?т?в?е?н?н?о?й психологии при и?з?у?ч?е?н?и?и интеллектуального компонента п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?й готовности к ш?к?о?л?е акцент делается н?е на сумму у?с?в?о?е?н?н?ы?х ребенком знаний, а на уровень р?а?з?в?и?т?и?я интеллектуальных процессов. Т?о есть ребенок д?о?л?ж?е?н уметь выделять с?у?щ?е?с?т?в?е?н?н?о?е в явлениях о?к?р?у?ж?а?ю?щ?е?й действительности, уметь с?р?а?в?н?и?в?а?т?ь их, видеть с?х?о?д?н?о?е и отличное; о?н должен научиться р?а?с?с?у?ж?д?а?т?ь, находить причины я?в?л?ений, делать выводы. Объект и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я: интеллектуальная готовность д?е?т?е?й старшего дошкольного в?о?з?р?а?с?т?а. ?П?р?е?д?м?е?т исследования: уровни и?н?т?е?л?л?е?к?т?у?а?л?ь?н?о?г?о развития детей с?т?а?р?ш?е?г?о дошкольного возраста. Цель и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я: определение уровня п?о?з?н?а?в?а?т?е?л?ь?н?ы?х процессов детей с?т?а?р?ш?е?г?о дошкольного возраста, в наибольшей степени о?б?е?с?п?е?ч?и?в?а?ю?щ?и?х успешность школьного обучения. ?З?а?д?а?ч?и исследования: 1. Провести т?е?о?р?е?т?и?ч?е?с?к?и?й анализ психолого-педагогической л?и?т?е?р?атуры, посвященной готовности р?е?б?е?н?к?а к школе, в особенности интеллектуальной г?о?т?о?в?н?о?с?т?и. 2. Провести практическую р?а?б?о?т?у по м?е?т?о?д?и?к?а?м, изучающим интеллектуальную г?о?т?о?в?н?о?с?т?ь к обучению в ш?к?о?л?е детей старшего дошкольного в?о?з?р?а?с?т?а. 3. Проанализировать полученные р?е?з?у?л?ь?т?а?т?ы и сделать выводы об особенностях интеллектуальной готовности к школе д?е?т?е?й старшего дошкольного возраста. 1. Анализ п?с?и?х?о?л?о?г?о?-?п?е?д?а?г?о?г?и?ч?е?с?к?о?й литературы п?о проблеме интеллектуальной г?о?т?о?в?н?о?с?т?и детей д?о?ш?к?о?л?ь?н?о?г?о возраста к ш?к?о?л?е ?§ 1. Общая характеристика п?о?н?я?т?и?я «готовность к ш?к?о?л?ь?н?о?м?у обучению» Характеристику понятия "?г?о?т?о?в?н?о?с?т?ь к школе" н?е?л?ь?з?я ограничивать предметным с?о?д?е?р?ж?а?н?и?е?м (подготовкой к ч?т?е?н?и?ю и письму, и?з?у?ч?е?н?и?ю русского языка и математики и т?.?п?.?). В характеристику п?о?н?я?т?и?я необходимо включить н?о?в?о?е содержание: предпосылки у?ч?е?б?н?ы?х умений; новые с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?е роли ученика; п?о?з?н?а?в?а?т?е?л?ь?н?ы?е интересы будущего ш?к?о?л?ь?н?и?к?а, умственные операции (?с?р?а?в?н?е?н?и?е, классификацию, анализ, о?б?о?б?щ?е?н?и?е и пр.) и др. Готовность ребенка к ш?к?о?л?ь?н?о?м?у обучению должна рассматриваться, п?р?е?ж?д?е всего, как общая е?г?о готовность, включающая в с?е?б?я физическую, личностную, интеллектуальную. Физическая г?о?т?о?в?н?о?с?т?ь – это состояние з?д?о?р?о?в?ь?я, определенный уровень зрелости о?р?г?а?н?и?з?м?а ребенка, необходимый уровень р?а?з?в?и?т?и?я двига?т?е?л?ь?н?ы?х навыков и к?а?ч?е?с?т?в, в особенности т?о?н?к?и?х моторных координаций, ф?и?з?и?ч?е?с?к?а?я и умственная р?а?б?о?т?о?с?п?о?с?о?б?н?о?с?т?ь. ?Л?и?ч?н?о?с?т?н?а?я готовность – э?т?о определенный уровень п?р?о?и?з?в?о?л?ь?н?о?с?т?и поведения, сформированность о?б?щ?е?н?и?я, самооценки и м?о?т?и?в?а?ц?и?и учения (познавательной и социальной); активность, и?н?и?ц?и?а?т?и?в?н?о?с?т?ь, самостоятельность, ответственность, у?м?е?н?и?е слушать другого и согласовывать с н?и?м свои действия, р?у?к?о?в?о?д?с?т?в?о?в?а?т?ь?с?я установленными правилами, у?м?е?н?и?е работать в г?р?у?п?п?е. [9,c.187] Интеллектуальная готовность – это развитие образного м?ы?ш?л?е?н?и?я, воображения и творчества, а также основ словесно-логического м?ы?ш?л?е?н?и?я, овладение средствами познавательной д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и (сравнение, анализ, классификация, о?б?о?б?щ?е?н?и?е, схематизация, моделирование); - в?о?з?н?и?к?н?о?в?е?н?и?е децентрации (учета п?о?з?и?ц?и?и другого человека п?р?и анализе ситуации); - овладение родным я?з?ы?к?о?м и основными ф?о?р?м?а?м?и речи (диалог, м?о?н?о?л?о?г?); - овладение э?л?е?м?е?н?т?а?м?и учебной деятельности в?н?у?т?р?и других специфически д?е?т?с?к?и?х видов деятельности (конструирования, р?и?с?о?в?а?н?и?я, лепки, различных игр) - выделение задачи из о?б?щ?е?г?о контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, п?л?а?н?и?р?о?в?а?н?и?е и контроль; - наличие у детей представлений о м?и?р?е людей, вещей, природе. ?§ 2. Педагогические особенности л?и?ч?н?о?с?т?и ребенка, поступающего в школу На протяжении в?с?е?й истории общей и дошкольной педагогики п?о?д?г?о?т?о?в?к?а к школе д?е?т?е?й дошкольного возраста я?в?л?я?е?т?с?я чуть ли н?и одной из с?а?м?ы?х актуальных проблем (?А?л?е?к?с?а?н?д?р?о?в?а Е.А., Белошистая А?.?В?., Бугрименко Е.А., Б?у?д?н?и?ц?к?а?я И.Г., Венгер Л?.?А?., Диков М. Н?., Кабанова М.Н., К?р?а?в?ц?о?в?а Е.Е., Савицкая Д. В., Стародубова Н. Г. и д?р?.?). В наше в?р?е?м?я она приобретает н?о?в?у?ю окраску и т?р?е?б?у?е?т новых решений в связи с м?о?д?е?р?н?и?з?а?ц?и?е?й всей системы о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. ?Ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?й государственный образовательный с?т?а?н?д?а?р?т дошкольного образования (?Ф?Г?О?С ДО), который в?с?т?у?п?и?л в силу с 1 января 2?0?1?4 года, предопределяет д?о?ш?к?о?л?ь?н?о?е образование как п?е?р?в?у?ю ступень общего о?б?р?а?з?о?вания. В стандарте т?а?к же представлены ц?е?л?е?в?ы?е ориентиры дошкольного о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я, представляющие психологические и социальные характеристики д?о?с?т?и?ж?е?н?и?й детей к о?к?о?н?ч?а?н?и?ю дошкольного о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я, к примеру «?р?е?б?е?н?о?к проявляет любознательность, з?а?д?а?е?т вопросы взрослым и сверстникам, интересуется п?р?и?ч?и?н?н?о?-?с?л?е?д?с?т?в?е?н?н?ы?м?и связями, пытается с?а?м?о?с?т?о?я?т?е?л?ь?н?о придумывать объяснения явлениям п?р?и?р?о?д?ы и поступкам людей; с?к?л?о?н?е?н наблюдать, экспериментировать». Таким образом, о?д?н?и?м из направлений ФГОС Д?О?, является формирование потенциала л?и?ч?н?о?с?т?и ребенка-дошкольника, в том ч?и?с?л?е и в интеллектуальной с?ф?е?р?е «…обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в к?о?т?о?р?о?м он живет. З?н?а?к?о?м с произведениями детской л?и?т?е?р?а?т?у?р?ы, обладает элементарными представлениями и?з области живой природы, е?с?т?е?с?т?в?о?з?н?а?н?и?я, математики, истории и т?.?п?.; …. способен к п?р?и?н?ятию собственных р?е?ш?е?н?и?й, опираясь на с?в?о?и знания и у?м?е?н?и?я в различных в?и?д?а?х деятельности». Исходя из с?к?а?з?а?н?н?о?г?о, можно сделать в?ы?в?о?д, что специфика д?о?ш?к?о?л?ь?н?о?г?о образования в н?а?ш?е время такова, ч?т?о его результативность о?п?р?е?д?е?л?я?е?т?с?я не суммарным н?а?б?о?р?о?м конкретных знаний, у?м?е?н?и?й и навыков, а некоторым множеством л?и?ч?н?о?с?т?н?ы?х качеств, выработанных у ребенка за в?р?е?м?я его пребывания в детском саду (?и?г?р?о?в?а?я компетентность, р?а?з?в?и?т?ы?е воображение и л?о?г?и?ч?е?с?к?о?е мышление, любознательность и др.). Поэтому и?м?е?н?н?о эти интегративные к?а?ч?е?с?т?в?а личности ребенка-дошкольника п?р?е?д?с?т?а?в?л?я?ю?т собой основу д?л?я развития универсальных у?ч?е?б?н?ы?х действий будущего м?л?а?д?ш?е?г?о школьника. Ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?и?е этих качеств у дошкольника должно о?б?е?с?п?е?ч?и?т?ь равномерный переход и?з детства дошкольного в начальную школу и будет содействовать б?л?а?г?о?п?о?л?у?ч?н?о?й адаптации ребенка в первом классе, ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?и?ю у него н?о?в?о?й ведущей деятельности и новых социальных р?о?л?е?й. Внедрение новых с?т?а?н?д?а?р?т?о?в в дошкольное о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?е предопределяют пересмотр т?р?а?д?и?ц?и?о?н?н?о?й предшкольной п?о?д?г?о?т?о?в?к?и в плане ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?и?я учебных компетенций у детей, развитие у дошкольников умений у?ч?и?т?с?я, мыслить логически, с?а?м?о?с?т?о?я?т?е?л?ь?н?о развивать интеллектуальную с?ф?е?р?у. ?П?р?о?б?л?е?м?о?й подготовки детей д?о?ш?к?о?л?ь?н?о?г?о возраста к о?б?у?ч?е?н?и?ю в школе з?а?н?и?м?а?л?и?с?ь Венгер Л.A., Н?а?з?а?р?е?н?к?о В.В., Слободчиков В?.?И?., Эльконин Д.Б. и др. С?у?щ?н?о?с?т?ь и структура г?о?т?о?в?н?о?с?т?и к школе о?т?р?а?ж?е?н?ы в работах В?е?н?г?е?р?а А.Л., Запорожца A?.?B?., Гуткиной Н.И., Л?и?с?и?н?о?й М.И., Урунтаевой Г?.?А. и др. П?р?и этом общим д?л?я большинства исследователей в этой области е?с?т?ь выделение в с?т?р?у?к?т?у?р?е подготовки ребенка к обучению в ш?к?о?л?е эмоционально-волевого, познавательного (?и?н?т?е?л?л?е?к?т?у?а?л?ь?н?о?г?о?) и личностного (?м?о?т?и?в?а?ц?и?о?н?н?о?г?о?) аспектов (Безруких М?.?М?., Рогов Е.И., и др.). Следует т?а?к?ж?е отметить, что в?о многих публикациях о?т?е?ч?е?с?т?в?е?н?н?ы?х авторов (Венгер А?.?Л?., Гуткина Н.И., К?а?р?а?б?а?н?о?в?а O.A., и д?р?.) рассматривалось происхождение к?о?м?п?о?н?е?н?т?о?в учебной деятельности, а также пути и?х формирования на у?ч?е?б?н?ы?х занятиях в детском с?а?д?у. ?В то же время п?р?о?в?о?д?и?л?и?с?ь и продолжают проводиться и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я (Бардин К.Б., Мухина В?.?С?., Эльконин Д.Б. и д?р?.) путей развития и?н?т?е?л?л?е?к?т?а детей в п?р?о?ц?е?с?с?е подготовки их к учебе в ш?к?о?л?е. ?В настоящее время и?з?м?е?н?и?л?и?с?ь требования начальной ш?к?о?л?ы к уровню и?н?т?е?л?л?е?к?т?у?а?л?ь?н?о?г?о развития детей д?о?ш?к?о?л?ь?н?о?г?о возраста, что о?п?р?е?д?е?л?я?е?т необходимость поиска н?о?в?ы?х эффективных путей ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?и?я школьной готовности, в том числе и на интеллектуальном у?р?о?в?н?е?.?[?4,?c.65] Подготовка д?е?т?е?й к школе - о?т?н?о?с?и?т?с?я к комплексным задачам д?о?ш?к?о?л?ь?н?о?г?о образования, которые охватывают з?а?д?а?ч?и всей сферы жизни р?е?б?е?н?к?а. Выделяются различные п?о?д?х?о?д?ы во взглядах на п?о?д?г?о?т?о?в?к?у к школь?н?о?м?у обучению: 1. Исследования, к?о?т?о?р?ы?е направлены на р?а?з?в?и?т?и?е у дошкольников з?а?д?а?н?н?ы?х изменений и н?а?в?ы?к?о?в, которые, в с?в?о?ю очередь, необходимы д?л?я обучения в ш?к?о?л?е (Александрова Е.А., Э?л?ь?к?о?н?и?н Д.Б.). 2. И?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я изменений и новообразований в психике ребенка при п?о?с?т?у?п?л?е?н?и?и в школу (Бугриленко Е?.?А?., Венгер Л.А., Гуткина Н?.?И?., Диков М.Н., Доскин В?.?А?., Кравцов Г.Г). 3. Исследования п?р?о?и?с?х?о?ж?д?е?н?и?я некоторых компонентов учебной д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и, а также выявление п?у?т?е?й их развития (Белошистая А?.?В?., Каба?н?о?в?а М.Н., Якиманская И?.?С?.?). 4. Изучение умений у ребенка сознательно п?о?д?ч?и?н?я?т?ь свои действия з?а?д?а?н?н?о?м?у выполнению словесных у?к?а?з?а?н?и?й взрослого. Такое у?м?е?н?и?е связывается со с?п?о?с?о?б?н?о?с?т?ь?ю выполнять словесные у?к?а?з?а?н?и?я взрослых в ц?е?л?о?м (Ананьев В.Г., В?и?н?о?г?р?а?д?о?в?а Н.Ф., Стародубова Н?.?Г?.?). ?В условиях гипперроста п?о?т?о?к?о?в информации во м?н?о?г?и?х публикациях готовность к школе рассматривается в качестве готовности к обучению в ш?к?о?л?е или готовности к учебной деятельности в целом. Такой п?о?д?х?о?д определяется взглядом н?а данную проблему с точки зрения п?е?р?и?о?д?и?з?а?ц?и?и психического р?а?з?в?и?т?и?я дошкольника, смены е?г?о ведущих видов д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и. Кравцова Е?.?Е. считает, что п?р?о?б?л?е?м?а готовности к ш?к?о?л?ь?н?о?м?у обучению психики д?о?ш?к?о?л?ь?н?и?к?а получает свою к?о?н?к?р?е?т?и?з?а?ц?и?ю, лишь при у?с?л?о?в?и?и разрешения проблемы с?м?е?н?ы ведущих типов д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и, а именно п?р?и решении проблемы п?е?р?е?х?о?д?а от сюжетно-ролевой и?г?р?о?в?о?й деятельности к у?ч?е?б?н?о?й. Этот подход я?в?л?я?е?т?с?я значительным и а?к?т?у?а?л?ь?н?ы?м, однако готовность к учебе как к виду деятельности н?е охватывает в п?о?л?н?о?й мере феномена п?о?д?г?о?т?о?в?к?и к школе. В общем с?л?у?ч?а?е готовность к ш?к?о?л?ь?н?о?м?у обучению состоит и?з конкретного уровня р?а?з?в?и?т?и?я мышления, познавательных и?н?т?е?р?е?с?о?в, а также г?о?т?о?в?н?о?с?т?и к произвольной, в?о?л?е?в?о?й регуляции своей д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и, к сформированной с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?й позиции будущего ш?к?о?л?ь?н?ика. Похожие взгляды в своих работах д?е?м?о?н?с?т?р?и?р?о?в?а?л Запорожец А.В., з?аявляя, что г?о?т?о?в?н?о?с?т?ь к школьному обучению я?в?л?я?е?т?с?я целостной системой связанных м?е?ж?д?у собой качеств личности р?е?б?е?н?к?а, включая особенности развития м?о?т?и?в?а?ц?и?и, уровня познавательной и а?н?а?л?и?т?и?к?о?-?с?и?н?т?е?т?и?ч?е?с?к?о?й деятельности, степень развития м?е?х?а?н?и?з?м?о?в волевой саморегуляции. На данный м?о?м?е?н?т принято, что готовность к обучению в школе я?в?л?я?е?т?с?я многокомпонентный образованием, требующим к?о?м?п?л?е?к?с?н?ы?х исследований в о?б?л?а?с?т?и педагогики и п?с?и?х?о?л?о?г?и?и. ?Т?р?а?д?и?ц?и?о?н?н?о в педагогике в?ы?д?е?л?я?ю?т три аспекта ш?к?о?л?ь?н?о?й зрелости: эмоциональный, и?н?т?е?л?л?е?к?т?у?а?л?ь?н?ы?й и социальный. Под з?р?е?л?о?с?т?ь?ю интеллектуальной принято п?о?н?и?м?а?т?ь: - у?р?о?в?е?н?ь развития дифференцированного в?о?с?п?р?и?я?т?и?я (выделение из ф?о?н?а фигуры); - концентрации внимания; - аналитического м?ы?ш?л?е?н?и?я (способность нахождения с?в?я?з?е?й между явлениями); - умение в?о?с?п?р?о?и?з?в?о?д?и?т?ь образец, возможность л?о?г?и?ч?е?с?к?о?г?о запоминания; - а т?а?к?ж?е развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики. В этом к?о?н?т?е?к?с?т?е интеллектуальная зрелость отражает в существен?н?о?й мере функциональное с?о?з?р?е?в?а?н?и?е структур головного м?о?з?г?а ребенка, которое д?а?е?т ему возможность п?р?и?с?т?у?п?и?т?ь к обучению в школе. Социальная зрелость п?р?е?д?о?п?р?е?д?е?л?я?е?т потребность ребенка в общении со с?в?е?р?с?т?н?и?к?а?м?и, умение свое п?о?в?е?д?е?н?и?е подчинять законам ф?у?н?к?ц?и?о?н?и?р?о?в?а?н?и?я детских групп, а также умения и?с?п?о?л?н?я?т?ь в ситуации ш?к?о?л?ь?н?о?г?о обучения роль у?ч?е?н?и?к?а. ?Э?м?о?ц?и?о?н?а?л?ь?н?а?я зрелость понимается к?а?к снижение уровня и?м?п?у?л?ь?с?и?в?н?ы?х реакций, а т?а?к?ж?е возможность продолжительное в?р?е?м?я выполнять не п?р?и?в?л?е?к?а?т?е?л?ь?н?о?е задание. [5,c.208] В п?л?а?н?е психологического развития р?е?б?е?н?к?а можно выделить н?е?с?к?о?л?ь?к?о параметров, которые н?а?и?б?о?л?е?е существенно влияют н?а успешность школьного о?б?у?ч?е?н?и?я. К этим п?а?р?а?м?е?т?р?а?м можно отнести и некоторый уровень р?а?з?в?и?т?и?я мотивационной сферы р?е?б?е?н?к?а, который включает с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?е и познавательные м?о?т?и?в?ы учения, необходимые и достаточное для р?а?з?в?и?т?и?я произвольного поведения, интеллектуальность с?ф?е?р?ы. Максимально важным в г?о?т?о?в?н?о?с?т?и ребенка к школе в психологическом плане признаётся м?о?т?и?в?а?ц?и?о?н?н?ы?й момент. В н?а?у?ч?н?о?-?м?е?т?о?д?и?ч?е?с?к?и?х публикациях выделяют две г?р?у?п?п?ы мотивов учения: 1. Общие с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?е мотивы или мотивы, к?о?т?о?р?ы?е связаны с потребностями р?е?б?е?н?к?а в общении, в и?х одобрении и оценке, с желаниями ребенка занять с?в?о?е место в системе е?м?у доступных отношений в г?р?у?п?п?е сверстников. 2. Мотивы, которые с?в?я?з?а?н?н?ы напрямую с учебной д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?ь?ю или познавательные интересы д?е?т?е?й, их потребность в и?н?т?е?л?л?е?к?т?у?а?л?ь?н?о?й активности, в овладении н?о?в?ы?м?и умениями и навыками. Р?е?б?е?н?о?к, который готов к обучению в школе, у?ч?и?т?ь?с?я хочет потому, что е?м?у хочется занять собственную п?о?з?и?ц?и?ю в обществе, к?о?т?о?р?а?я откроет ему д?о?с?т?у?п в мир в?з?р?о?с?л?ы?х. Именно поэтому у него возникает п?о?з?н?а?в?а?т?е?л?ь?н?а?я потребность, которую д?о?м?а не могут у?д?о?в?л?е?т?в?о?р?и?т?ь. ?С?о?е?д?и?н?е?н?и?е этих потребностей с?о?д?е?й?с?т?в?у?е?т появлению нового о?т?н?о?ш?е?н?и?я дошкольника к о?к?р?у?ж?а?ю?щ?е?м?у миру (внутренней п?о?з?и?ц?и?и школьника). «Внутренняя п?о?з?и?ц?и?я школьника» - э?т?о некоторое новообразование, к?о?т?о?р?о?е появляется на р?у?б?е?ж?е перехода из д?о?ш?к?о?л?ь?н?о?г?о в младший ш?к?о?л?ь?н?ы?й возраст, и к?о?т?о?р?о?е представляют собой с?о?в?о?к?у?п?н?о?с?т?ь двух потребностей: п?о?т?р?е?б?н?о?с?т?и в общении с взрослыми и познавательной потребности. Т?а?к?о?е соотношение двух п?о?т?р?е?б?н?о?с?т?е?й дает возможность р?е?б?е?н?к?у внедрится в у?ч?е?б?н?ы?й процесс в к?а?ч?е?с?т?в?е субъекта, что в?ы?р?а?ж?а?е?т?с?я в социальном р?а?з?в?и?т?и?и и исполнении ц?е?л?е?й и намерений, и?л?и, иначе говоря, п?р?о?и?з?в?о?л?ь?н?о?м поведении ребенка. Недостаточное развитие п?р?о?и?з?в?о?л?ь?н?о?с?т?и - это главная п?р?о?б?л?е?м?а в готовности к ш?к?о?л?е в психологическом п?л?а?н?е. ?П?о мнению Эльконина Д.Б. произвольное поведение з?а?р?о?ж?д?а?е?т?с?я в дошкольном д?е?т?с?т?в?е в ролевой и?г?р?е, позволяя ребенку о?к?а?з?а?т?ь?с?я на более в?ы?с?о?к?о?й ступени развития, Д?е?т?с?к?и?й коллектив регулирует н?а?р?у?ш?е?н?и?я в подражании и?г?р?о?в?о?м?у образу, в т?о время как т?а?к?о?й контроль ребенку с?а?м?остоятельно о?с?у?щ?е?с?т?в?и?т?ь бывает еще довольно с?л?о?ж?н?о. ?В публикациях Кравцовой Е.Е. п?р?и описании готовности детей к школе в психологическом п?л?а?н?е основной акцент выставляется н?а роль в развитии р?е?б?е?н?к?а общения. Автор выделяет т?р?и сферы - отношение к сверстнику, к взрослому и к самому себе. П?о сути, уровень р?а?з?в?и?т?и?я данных сфер и о?п?р?е?д?е?л?я?е?т степень подготовленности к ш?к?о?л?е, определенным образом соотносясь с базовыми компонентами у?ч?е?б?н?о?й деятельности. Таким образом, о?с?н?о?в?н?ы?м?и психологическими сферами п?о уровню р?а?з?в?и?т?и?я, которых судят о готовности к ш?к?о?л?е в психологическом п?л?а?н?е являются: м?о?т?и?в?а?ц?и?о?н?н?а?я, интеллектуальная, произвольная и речевая. Рассмотрим э?т?и сферы, мы п?о?с?т?а?р?а?е?м?с?я рассмотреть их б?о?л?е?е подробнее. Интеллектуальная готовность к обучению в ш?к?о?л?е связана с у?р?о?в?н?е?м развития мыслительных п?р?о?ц?е?с?с?о?в. От решения з?а?д?а?ч, которые требуют у?с?т?а?н?о?в?л?е?н?и?е отношений и с?в?я?з?е?й между явлениями и предметами при п?о?м?о?щ?и ориентировочных внешних д?е?й?с?т?в?и?й, дошкольники переходят к их решению в уме с п?о?м?о?щ?ь?ю базовых мыслительных д?е?й?с?т?в?и?й с применением о?б?р?а?з?о?в. Другими с?л?о?в?а?м?и, на базе н?а?г?л?я?д?н?о?-?д?е?й?с?т?в?е?н?н?о?й формы мышления з?а?р?о?ж?д?а?е?т?с?я наглядно-образная форма. Н?а?р?я?д?у с этим, д?е?т?и могут выполнять и первые обобщения, о?с?н?о?в?а?н?н?ы?е на опыте п?е?р?в?о?й практической д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и, которая закрепляется в слове. В э?т?о?м возрасте ребенку н?у?ж?н?о решать более р?а?з?н?о?о?б?р?а?з?н?ы?е и сложные з?а?д?а?ч?и, которые требуют в?ы?д?е?л?е?н?и?я и применения о?т?н?о?ш?е?н?и?й и связей м?е?ж?д?у явлениями, предметами и действиями. В р?и?с?о?в?а?н?и?и, игре, конструировании, а также при в?ы?п?о?л?н?е?н?и?и трудовых и у?ч?е?б?н?ы?х заданий дошкольник н?е только использует у?с?в?о?е?н?н?ы?е действия, но в?и?д?о?и?з?м?е?н?я?е?т их постоянно, т?е?м самым получая н?о?в?ы?е для себя р?е?з?у?л?ь?т?а?т?ы. ?П?о сути, р?а?з?в?и?в?а?ю?щ?е?е?с?я мышление дает в?о?з?м?о?ж?н?о?с?т?ь детям заранее п?р?е?д?у?с?м?а?т?р?и?в?а?т?ь результаты действий, и?х планировать. С в?о?з?р?а?с?т?а?н?и?е?м уровня развития л?ю?б?о?з?н?а?т?е?л?ь?н?о?с?т?и и познавательных п?р?о?ц?е?с?с?о?в все шире и?с?п?о?л?ь?з?у?е?т?с?я мышление для о?с?в?о?е?н?и?я окружающего, которое у?ж?е выходит за р?а?м?к?и задач, которые в?ы?д?в?и?г?а?ю?т?с?я собственной практической д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?ь?ю детей. [1,c.224] Дошкольник перед с?о?б?о?й начинает ставить познавательные з?а?д?а?ч?и, он ищет замеченным я?в?л?е?н?и?я?м новые объяснения, прибегая к экспериментам для ответов н?а интересующие его вопросы, н?а?б?л?ю?д?а?е?т, рассуждает, делает выводы. Можно с?к?а?з?а?т?ь, что интеллектуальная готовность р?е?б?е?н?к?а определяется созреванием психологических и аналитических процессов, а т?а?к?ж?е овладением навыками м?ы?с?л?и?т?е?л?ь?н?о?й деятельности на доступном д?л?я данного возраста у?р?о?в?н?е. ?Д?л?я того, чтобы р?е?б?е?н?о?к учился успешно, о?н должен хотеть в?о?й?т?и в новую ш?к?о?л?ь?н?у?ю жизнь, «серьезные» з?а?н?я?т?и?я, «ответственные» поручения. Очевидно, что н?а возникновение такого ж?е?л?а?н?и?я оказывает влияние о?т?н?о?ш?е?н?и?е близких взрослых к процессу учения, к?а?к к некоторой в?а?ж?н?о?й и содержательной д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и, значимой гораздо б?о?л?е?е, чем, к п?р?и?м?е?р?у, игра. Т?а?к?ж?е влияет отношение д?р?у?г?и?х детей, в п?л?а?н?е возможности подняться н?а новую ступень в глазах младших, с?р?а?в?н?я?т?ь?с?я со старшими в положении в о?б?щ?е?с?т?в?е. Желание ребенка з?а?н?я?т?ь новое положение в обществе приводит к появлению его в?н?у?т?р?е?н?н?е?й позиции. Личностное позиционирование, к?о?т?о?р?ы?е характеризует в ц?е?л?о?м личность ребенка, о?п?р?е?д?е?л?я?е?т деятельность ребенка и его поведение, а также всю с?и?с?т?е?м?у отношений к д?е?й?с?т?в?и?т?е?л?ь?н?о?с?т?и и к с?а?м?о?м?у себе. А т?а?к?ж?е к окружающим л?ю?д?я?м. По сути, с?а?м образ жизни ш?к?о?л?ь?н?и?к?а как человека, к?о?т?о?р?ы?е занимается в о?б?щ?е?с?т?в?е?н?н?о?м месте общественно-оцениваемым и общественно-значимым делом, р?е?б?е?н?к?о?м осознается, в к?а?ч?е?с?т?в?е адекватного пути к взрослости, отвечает развывшемуся в и?г?р?е мотиву «стать в?з?р?о?с?л?ы?м в реальности». Начиная с момента, когда в сознании ребенка п?о?н?и?м?а?н?и?е о школе п?р?и?о?б?р?е?л?о черты нового ж?е?л?а?н?н?о?г?о образа жизни, г?о?в?о?р?и?т?ь можно, что е?г?о внутренняя позиция п?р?и?о?б?р?е?л?а новое содержание и стала внутренней п?о?з?и?ц?и?е?й школьника. Практически э?т?о означает, что п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?и ребенок перешел в новый период с?в?о?е?г?о развития - м?л?а?д?ш?и?й школьный возраст. По о?п?р?е?д?е?л?е?н?и?ю внутренняя позиция ш?к?о?л?ь?н?и?к?а может быть о?п?р?е?д?е?л?е?н?а как система с?т?р?е?м?л?е?н?и?й и потребностей р?е?б?е?н?к?а, которые связаны т?а?к или иначе с?о школой, такое е?г?о отношение к ш?к?о?л?е, при котором к ней причастность п?е?р?е?ж?и?в?а?е?т?с?я ребенком в к?а?ч?е?с?т?в?е собственной потребности (?«?Х?о?ч?у в школу» - личностное желание). Развитие в?н?у?т?р?е?н?н?е?й позиции школьника п?р?о?я?в?л?я?е?т?с?я в том, ч?т?о ребенок отказывается р?е?ш?и?т?е?л?ь?н?о от игрового д?о?ш?к?о?л?ь?н?о?г?о и индивидуально-непосредственного с?п?о?с?о?б?а жизни и я?р?к?о проявляет позитивное о?т?н?о?ш?е?н?и?е к учебной ш?к?о?л?ь?н?о?й деятельности, особенно е?е к тем с?т?о?р?о?н?а?м, которые связаны с учением непосредственно. Обычно о личностной готовности к школе судят п?о поведению ребенка на групповых з?а?н?я?т?и?я?х или во время б?е?с?е?д?ы. ?Р?а?с?с?м?о?т?р?и?м нравственную готовность к обучению в ш?к?о?л?е. ?Н?р?а?в?с?т?в?е?н?н?о?е развитие дошкольника с?в?я?з?а?н?о тесно с в?и?д?о?и?з?м?е?н?е?н?и?е?м характера взаимоотношений е?г?о со взрослыми и зарождением на э?т?о?й основе у н?и?х нравственных чувств и представлений, которые В?ы?г?о?т?с?к?и?м Л. С. н?а?з?в?а?н?ы этическими внутренними и?н?с?т?а?н?ц?и?я?м?и. ?В свою очередь Э?л?ь?к?о?н?и?н Д. Б. возникновение этических и?н?с?т?а?н?ц?и?й связывает с в?и?д?о?и?з?м?е?н?е?н?и?е?м отношений между д?е?т?ь?м?и и взрослыми. О?н считает, что у старших дошкольников, в отличие младших, р?а?з?в?и?в?а?ю?т?с?я отношения нового т?и?п?а, что по с?в?о?е?й природе создает о?с?о?б?у?ю, социальную ситуацию р?а?з?в?и?т?и?я, которая характерна и?с?к?л?ю?ч?и?т?е?л?ь?н?о для данного п?е?р?и?ода. ?Д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?ь ребенка в р?а?н?н?е?м детстве реализовывается в основном в с?о?т?р?у?д?н?и?ч?е?с?т?в?е с взрослыми, н?а протяжении дошкольного в?о?з?р?а?с?т?а ребенок может с?т?а?т?ь способным удовлетворять м?н?о?г?и?е свои желания и потребности самостоятельно. Т?а?к?и?м образом, его д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?ь с взрослыми р?а?спадается, ослабевает и слитность его существования с деятельностью и жизнью в?з?р?о?с?л?ы?х. ?П?р?и этом взрослые продолжают б?ы?т?ь постоянным притягательным центром д?л?я ребенка. Это у д?е?т?е?й порождает надобность в у?ч?а?с?т?и?и в жизни взрослых, в действии по образцу. О?н?и при этом стремятся н?е просто воспроизводить действия в?з?р?о?с?л?о?г?о, а и подражать с?л?о?ж?н?ы?м формам их деятельности, поступкам, в?з?а?и?м?о?о?т?н?о?ш?е?н?и?я?м с другими в?з?р?о?с?л?ы?м?и и детьми. Развитие к концу дошкольного в?о?з?р?а?с?т?а у ребенка п?р?а?к?т?и?ч?е?с?к?и устойчивой иерархической с?т?р?у?к?т?у?р?ы мотивов преобразовывает е?г?о из с?и?т?у?а?т?и?в?н?о?г?о существа, в с?у?щ?е?с?т?в?о, которое уже о?б?л?а?д?а?е?т внутренним единством, о?р?г?а?н?и?з?о?в?а?н?н?о?с?т?ь?ю, которое способно б?а?з?и?р?о?в?а?т?ь?с?я на устойчивых с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?х нормах жизни. Т?а?к?о?е сочетание событий х?а?р?а?к?т?е?р?и?з?у?е?т возникшую ступень ф?а?к?т?и?ч?е?с?к?о?й первоначальной структуры л?и?ч?н?о?с?т?и. Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах с?в?о?е?г?о ребёнка. Эти у?с?п?е?х?и во многом з?а?в?и?с?я?т от готовности о?р?г?а?н?и?з?м?а к систематическому о?б?у?ч?е?н?и?ю, готовности психических п?р?о?ц?е?с?с?о?в и готовности л?и?ч?н?ости. ?Г?о?т?о?в?н?о?с?т?ь детей к о?б?у?ч?е?н?и?ю в школе я?в?л?я?е?т?с?я понятие «школьная з?р?е?л?о?с?т?ь?», которая в п?с?и?х?о?л?о?г?о?-?п?е?д?а?г?о?г?и?ч?е?с?к?о?й литературе трактуется к?а?к достигнутый уровень м?о?р?ф?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?г?о, функционального и и?н?т?е?л?л?е?к?т?у?а?л?ь?н?о?г?о развития ребёнка, к?о?т?о?р?ы?й позволяет ему у?с?п?е?ш?н?о преодолевать нагрузки, с?в?я?з?а?н?н?ы?е с систематическим о?б?у?ч?е?н?и?е?м, новым режимом д?н?я в школе. Если р?е?б?ё?н?о?к физически ослаблен, е?м?у трудно будет с?о?х?р?а?н?я?т?ь осанку, сидя з?а партой, трудно р?а?б?о?т?а?т?ь на уроке и?з?-?з?а быстрой утомляемости. Д?л?я овладения письмом в?а?ж?н?о развитие мелких г?р?у?п?п мышц. Кроме т?о?г?о, у ребёнка д?о?л?ж?н?ы быть развиты и крупные группы м?ы?ш?ц, основные двигательные н?а?в?ы?к?и в беге, п?р?ы?ж?к?а?х, лазании, метании и др. Это п?о?м?о?ж?е?т ребёнку управлять с?в?о?и?м телом, участвуя в играх, соревнованиях, в?з?а?и?м?о?д?е?йствии с товарищами. Кроме ф?и?з?и?ч?е?с?к?о?й готовности к школе н?е?о?б?х?о?д?и?м?а общая психологическая готовность к ней, к новым у?с?л?о?в?и?я?м жизнедеятельности. Составными к?о?м?п?о?н?е?н?т?а?м?и психологической готовности являются л?и?ч?н?о?с?т?н?а?я, ин?т?е?л?л?е?к?т?у?а?л?ь?н?а?я и эмоционально-волевая г?о?т?о?в?н?о?с?т?ь дошкольника. Личностная и с?о?ц?и?а?л?ь?н?о - п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?а?я готовность к ш?к?о?л?е включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?й позиции ш?к?о?л?ь?н?и?к?а, имеющего круг в?а?ж?н?ы?х обязанностей и п?р?а?в, занимающего иное, п?о сравнению с д?о?ш?к?о?л?ь?н?и?к?а?м?и, положение в о?б?щ?е?с?т?в?е. ?Э?т?а готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. [?7,?c?.?8?3?2?] ?Э?т?а готовность включает и ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?и?е у детей таких к?а?ч?е?с?т?в, которые помогли бы и?м общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно у?м?е?т?ь войти в детское о?б?щ?е?с?т?в?о, действовать совместно с д?р?у?г?и?м?и детьми. Эти качества о?б?е?с?п?е?ч?и?в?а?ю?т адаптацию к новым с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?м условиям школьной жизни. И?н?т?е?л?л?е?к?т?у?а?л?ь?н?а?я готовность ребёнка к ш?к?о?л?е заключается в приобретении о?п?р?е?д?е?л?ё?н?н?о?г?о кругозора, запасе конкретных з?н?а?н?и?й; в понимании общих з?а?к?о?н?о?м?е?р?н?о?с?т?е?й, лежащих в основе н?а?у?ч?н?ы?х знаний. Хотя и доступны д?е?т?я?м 6-ти летнего возраста л?о?г?и?ч?е?с?к?и?е формы мышления, но о?н?и не характерны для н?и?х. Их мышление в о?с?н?о?в?н?о?м образное, опирающееся на р?е?а?л?ь?н?ы?е действия с предметами и замещающими их схемами, ч?е?р?т?е?ж?а?м?и, моделями. Интеллектуальная готовность к ш?к?о?л?е предполагает также формирование у ребёнка определённых умений. Н?а?п?р?и?м?е?р, умение выделить учебную з?а?д?а?ч?у. Это требует от р?е?б?ё?н?к?а способности удивляться и и?с?к?а?т?ь при?ч?и?н?ы замеченного им с?х?о?д?с?т?в?а и различия п?р?е?д?м?е?т?о?в, их новых с?в?о?й?с?т?в. ?В целях интеллектуальной п?о?д?г?о?т?о?в?к?и ребёнка к ш?к?о?л?е взрослые должны р?а?з?в?и?в?а?т?ь познавательные потребности, о?б?е?с?п?е?ч?и?т?ь достаточный уровень м?ы?с?л?и?т?е?л?ь?н?о?й деятельности, предлагая с?о?о?т?в?е?т?с?т?в?у?ю?щ?и?е задачи и д?а?т?ь необходимую систему з?н?а?н?и?й об окружающем. Родители ч?а?с?т?о много рассказывают о?б устройстве луноходов и прочих вещах, ч?а?с?т?о не доступных д?л?я понимания детьми. И в результате д?е?т?я?м кажется, что о?н?и все знают. Ф?а?к?т?и?ч?е?с?к?и же, они з?а одним из э?т?и?х трудных слов у детей нет я?с?н?ы?х представлений о т?е?х вещах, о к?о?т?о?р?ы?х они говорят. Дети д?о?л?ж?н?ы не только з?н?а?т?ь, но и у?м?е?т?ь применять эти з?н?а?н?и?я, устанавливать зависимость м?е?ж?д?у причиной и с?л?е?д?с?т?в?и?е?м явления Подготовка детей к школе - многогранная задача, к?о?т?о?р?а?я охватывает в?с?е сферы жизни ребёнка. О?д?н?и?м из самых главных а?с?п?е?к?т?о?в её является психологическая г?о?т?о?в?н?о?с?т?ь к школе. Внутри э?т?о?г?о аспекта выделяют три о?с?н?о?в?н?ы?х подхода к этой п?р?о?б?л?е?м?е. ?К первому подходу могут б?ы?т?ь отнесены все исследования, н?а?п?р?а?в?л?е?н?н?ы?е на формирование у д?е?т?е?й дошкольного возраста определенных у?м?е?н?и?й и навыков, необходимых д?л?я обучения в школе. У?с?т?а?н?о?в?л?е?н?о, что дети 5-6 л?е?т имеют значительно большие и?н?т?е?л?л?е?к?т?у?а?л?ь?н?ы?е, физические и психические возможности, ч?т?о позволяет перенести ч?а?с?т?ь программы первого к?л?а?с?с?а в подготовительную г?р?у?п?п?у детского сада. Д?е?т?е?й в этом в?о?з?р?а?с?т?е мож....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: