- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Педагогические аспекты деятельности социальных работников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011441 |
Тема: | Педагогические аспекты деятельности социальных работников |
Содержание
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ФГБОУВО «ТУВИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ» КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КУРСОВАЯРАБОТА По дисциплине: натему: «Педагогическиеаспектыдеятельностисоциальныхработников» РаботапринятанапроверкуВыполниластудентка1курса3 Группы Бичиш Олча «___»_____________2017г.____________________________ (подпись) Научный руководитель: Дамба Наталья Чоодуевна __________________________ (подпись) Работазащищена соценкой «___________________» «___»___________2017г. Председатель_________ (подпись) Члены_______________ Кызыл 2017 Оглавление Введение 3 Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога 6 1.1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как внутренняя составляющая педагогической культуры 6 1.2. Профессионально важные качества социального педагога 12 Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними в целях предупреждения правонарушений 21 2.1. Содержание, формы и методы профилактики социального работника по предупреждению правонарушений среди подростков 21 2.2. Организация социально-педагогической деятельности социального работника по предотвращению правонарушений среди подростков 29 Заключение 32 Список используемой литературы 34 Введение Актуальностьисследования.Достижениеиподдержаниедолжногоуровняпрофессиональнойкультурыпрактикующегосоциальногопедагогатребуетотнего,преждевсего,самообразованияицеленаправленностиработыпосамосовершенствованию,систематизациикакполучаемыхновыхтеоретическихипрактическихпрофессиональныхзнаний,такиприобретаемогособственногоопыта,совершенствующеговладениесоциально-педагогическимиметодиками,позволяющегоболееглубокоосознатьихтехнологичностьиспецификусистемыобщихтехнологий,котораявключаетвсебяосуществлениедиагностики,профилактики,адаптации,реабилитации,коррекции,социальнойтерапии,социальнойэкспертизы,проявлятьихвповседневнойжизниипрактическойдеятельности.Данныйфактсвидетельствуетотом,чтоуровеньзванийиуменийхарактеризуетвсеголишькомпетентностьчеловекавсоответствующейобласти. Итак,всвязисувеличениемзаказавсфересоциальнойпедагогикиактуальнойявляетсяпроблемакачествапрофессиональнойподготовкисоциальныхпедагогов.Работапосвященапрофессиональнойдеятельностисоциальногопедагога,изучениюструктуреипутейформированияегопрофессиональнойкультуры,посколькуименносоставляющиепрофессиональнойкультурывомногомопределяютуспешностьсоциально-педагогическойконсультативнойдеятельности. ЦельисследованияОпределитьпутиформированияпрофессиональнойкультурысоциальногопедагога. Объектомработыявляетсяпрофессиональнаядеятельностьсоциальногопедагога. Предметпроцесссовершенствованияпрофессиональнойкультурысоциальногопедагога. Задачиисследования: 1.Выявитьусловияизакономерностиформированияпрофессиональнойкультурысоциальногопедагога. 2.Определитьспособыисредства,способствующиеипрепятствующиеповышениюпрофессиональнойкультурысоциальногопедагога. 3.Обосноватьпрактическиерекомендациипоповышениюобщейкультурыспециалиста,совершенствованиюпрофессиональнойкультурысоциальногопедагогавегопрактическойдеятельности. 4. Рассмотреть методы и приемы по профилактике правонарушений у подростков. Гипотезаисследования:мыпредположили,чтопрофилактическаяработапопредупреждениюправонарушенийсрединесовершеннолетних,осуществляемаясоциальнымработником,станетэффективной,есливдеятельностипопрофилактикеправонарушенийсрединесовершеннолетнихбудутпримененыактивныеформывзаимодействияоргановсоциальнойзащиты,семей,педагогическизапущенныхподростков,образовательныхучреждений,общественностиидругихсоциальныхигосударственныхинститутов. Методыисследования: 1.Теоретическийанализлитературныхисточниковпотеме. 2.Методиканаблюдения 3. Статистический(количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики) Теоретическиеосновы.Внаучныхработахиисследованиях,В.И.Курбатова[1],П.Д.Павленок[2],А.И.Кравченко[3],М.В.Фирсова[4],Е.И.Холостовой[5]идругихученых,посвященныхизучениюсоциальныхпроцессов,втомчислеисоциально-педагогическихтехнологий,раскрытысущность,многообразиеформ,методыиклассическиеиинновационныетехнологиисамойсоциальнойработывразличнойсоциальнойсреде(городе,деревне),втомчислеивсфереобразования. Так,например,вработахПановаА.М.,ФирсоваМ.В.,ХолостовойЕ.И.идругихопределенанеотъемлемостьосуществлениясоциальнойработывсистемеобразования. Структураработы:работасостоитизвведения,двухглав,выводовпоглавам,заключенияиспискалитературы. ГлаваI.Структурапрофессиональнойкультурысоциальногопедагога Личныйсоциально-педагогическийопытсоциальногопедагогакаквнутренняясоставляющаяпедагогическойкультуры Улучшениесоциальногосамочувствиячеловека,совершенствованиеусловийегожизни,обеспечениедостойного,комфортногосуществованияявляютсянепосредственнопрактическимизадачамисоциальнойработы.Осуществлятькомпетентноэтиидругиезадачипризванспециалист,профессионалвысокойквалификации,обладающийличностно-нравственнойнаправленностью,профессиональнонеобходимымикачествами. Исследователиипрактическиеработникиединодушнывтом,чтосоциальныйработникдолженвладетьнемалымарсеналомумений,навыков,обладатьглубокимизнаниямивобластинаукочеловеке:психологии,медицины,социологии,педагогики,экономики,права,этикиидр.Знаниетеории,методикиитехнологиисоциальнойработыиумениеихприменятьвсочетанииссоответствующимиличностнымикачествамииспособностьюктворчествумогутрассматриватьсякакготовностьспециалистакпрофессиональнойдеятельности[6, с.154]. Однакопредставляется,чтоневозможнообъективновыстроитьструктуруисодержаниеквалификационныххарактеристиктолькоприпомощисопоставлениятеоретическойипрактическоймоделейпрофессионалов.Необходимоучитыватьтребованияксвойствам,качествамличностииразвитостиразличныхкомпонентовсознания,психологииипрактическойдеятельностисоциальногоработника,которыесегодняпредъявляетреальнаяжизнь.Безусловно,профессиональнообусловленныекачестваявляютсянеобходимымусловиемдляэффективнойдеятельности.Однаконеменееважнытакиекомпонентыличности,какмировоззрение,егокультура,гуманистическаяиэтическаянаправленностьвсейжизни.Существенновлияютналичностныеипрофессиональныекачестваспециалистапространствосоциальныхотношенийвобществе,становлениеновоготипавзаимодействияспециалистапосоциальнойработеиклиента,морально-правовойстатуссоциальногоработникавобществеидр. Рассматриваяличностныеобразования,свойствасоциальногоработника,следуетподчеркнутьконцептуальнуюидеюисследования,котораязаключаетсявследующем:профессия,деятельность,ееспецификаиособенноститребует(вызывает)развитияиформированияопределенныхпрофессиональноважныхкачеств. Обратимсякисторическимпримерам,которыеобосновываютданнуюидею.Вчастности,основательсоциальнойшколывСША,М.Ричмонд,акцентировалавниманиевдеятельностисоциальногоработниканаиндивидуальнойсоциально-психотерапевтическойпомощичеловеку,клиенту,разрабатываяпринципыитехнологии«ментальнойгигиены».Приэтомподходеведущими,определяющимипрофессиональнымикачествамиличностисоциальногоработникавыступали,преждевсего,коммуникативность,толерантность,ответственность,аналитичность,наблюдательность,прогностичность,реактивность,эмпатийность,рефлексивностьидр.[7, с.114]. Аналогичнуювариативностьразвитиянеобходимыхпрофессиональныхиличностныхкачествспециалистасоциальнойработымыотмечаемивработахроссийскихисследователей:В.Г.Бочаровой,Л.Д.Деминой,И.А.Зиминой,А.И.Ляшенко,Е.И.Холостовой,Б.Ю.Шапиро,Т.Д.Шевеленковой,Н.Б.Шмелевойидр. Деятельность,ееспецификавработесразличныминаправлениями,категориямиигруппамилюдей,ихпроблемамитребуетопределенныхличностно-профессиональныхкачествиобразований,характеристик,свойств,специалистасоциальнойработы. Новместестемследуетучитыватьследующиеконцептуальныеположения: Личностьсоциальногоработникаестьсубъектпрофессиональнойдеятельности,включенныйвконкретныесоциокультурныеусловия. Личностьсоциальногоработника-эточеловек,осуществляющийсвоюпрофессиональнуюдеятельностьвсистеме«человек-человек»,вкоторойособуюрольиграютпроцессыобщения,взаимоотношений,взаимодействия. Личностьсоциальногоработникаестьцелостность,нонезамкнутаявсебе,анаходящаявыходвпрофессиональнойдеятельности.Целостностьличностиможнопредставитькакединствоприродногоирезультатовсоциализациииперсонализации;единствосоциального,нравственного,психологического,общекультурного,профессионального;нерасторжимостьпрофессиональнообусловленныхкачествличностисдеятельностью. Личностьсоциальногоработникаформируется,развивается,самореализуется,самосовершенствуетсявпрофессиональнойдеятельностии,какактивныйсубъектэтойдеятельности,онаизменяетсебяидеятельность. Витогепрофессиографическогоанализаисследователямибылапостроенаобобщеннаяпрогностическаямодельпрофессионально-личностногоразвитиясоциальногоработника.Методмоделированияширокоиспользуетсявсовременнойнауке,включаяпедагогическую.«Впедагогикемоделированиеприобретаетособоезначениевсвязисзадачейповышениятеоретическогоуровнянауки,посколькуононеразрывносвязаносабстрагированиемиидеализацией,посредствомкоторогопроисходитвыделениемоделируемыхобъектов,отображаемыхвмодели»-отмечаетВ.В.Краевский. Проблемымоделированияисследуютсяизвестнымипедагогамиипсихологами(работыС.И.Архангельского,П.Я.Гальперина,Б.С.Гершунского,В.В.Давыдоваидр.),которыепридерживаютсяпониманиямоделикаксистемы,исследованиекоторойслужитсредствомдляполученияинформацииодругойсистеме.Моделированиетрактуетсякакметодпознанияобъектачерезмодель.Действиясмоделямипозволяютисследоватьотдельныеновообразования,качества,стороныилисвойстваобъекта.Причем,несмотрянато,чтомодельмногозначна,восновесвоейонасводитсякусловномуобразу(изображению,схеме,описанию)некоторогообъектаилисистемыобъектов. Представимхарактеристикуотдельныхкомпонентовличностисоциальногоработникакакпрофессионала.Исследователи(И.А.Зимняя,И.И.Ляшенко,А.К.Маркова,В.А.Сластенин,Е.Н.Шияновидр.)подчеркивают,чточемтруднеедляосвоенияпрофессия,чемзначимееонавсоциальномотношении,темкрупнеедолжныбытьблокиличностныхсвойств,принимаемыхвкачествеосновыпрофессиональнойпригодности.Этапозицияимеетпрямоеотношениекличностисоциальногоработника. Какпоказываютисследования,практико-гуманистическаянаправленностьдеятельностисоставляетопределяющеебазовоеоснованиесоциальнойработы.Важнейшейжехарактеристикойличностисоциальногоработника,вполноймереобусловливающейэффективностьегодеятельности,являетсяее«гуманистическийпотенциал»иценностнаяориентация,определяющаяличностныйсмыслпрофессиональнойдеятельности,отражениедействительногоотношенияличностиктемобъектам,радикоторыхразвертываетсяегодеятельность [8, с.111].Дляэффективногосоциальногоработникахарактернаориентацияначеловекакаквысшуюценность,осознаниеипринятиеегосамоценности,неповторимойиндивидуальностиитворческойсущности.Ценностныеориентациипредставляютсобойтоткомпонентструктурыличности,которыйопределяетееповедениеиотношениекокружающемумиру. Вчастности,М.Рокичуделялбольшоевниманиеизучениюценностей.Онопределялценностиличностикак«абстрактныеидеиположительныеилиотрицательные,несвязанныесопределеннымобъектомилиситуацией,выражающиечеловеческиеубежденияотипахповеденияипредпочтительныхцелях»[9, с.35]. М.Рокичписалотом,что«вселюдиобладаютпохожимиценностями,новразнойзначимостидлякаждого.Вселичностныеценностиорганизованывсистемы...» Нижеприводятсятаблицы,отражающиеценностныеориентации(ценностей-целейиценностей-средств)студентовиработающихкадров-социальныхработников. Среднегрупповойпроранжированныйряджизненныхценностейимеетследующеепредставление. Социальныеработникиотдаютприоритетобщечеловеческимценностям(заботаосемье,ближнем,мирбезвойниконфликтовит.д.),выполнениюсвоихслужебно-профессиональных,семейно-личныхобязанностей.Новместестемсерединаэталонногорядаотражаетличностно-прагматическуюценностнуюориентацию:признаниесвоейпрофессиивобществе,личноедвижениекуспехувжизни,вдеятельности,независимость,внутреннийподъемидр.Итакоежеранговоеместоимеетценность-цель,какспокойная,благополучнаяжизнь.Это,несомненно,отражаетсовременныереалииобщественно-политической,социально-экономической,нравственнойсфержизниобществаичеловека [10, с.265]. Авценностях-средствахпервыедваместазанимаютответственность,надежность,широтакругозора.Высокоценятсоциальныеработникииумениеотстоятьсвоюпозицию,своемнение,атакжетакиекачества,каксдержанность,самоконтроль.Этиданные,видимо,характеризуютпозициюимотивациюсовременногоруководителя,управленца.Поэтому,возможно,последнийранговыйрядзанимаюттакиекачества,какисполнительность,почтительность.Ксожалению,респондентынеслишкомвысокооцениваютзначениевсвоейжизниидеятельностиинтеллектуальностиинезависимостивовзглядахиповедении.Вэтомпланеимеетсярасхождениеванализеиценностей-целейиценностей-средств. Нарядустакимиценностями,указаннымисоциальнымиработниками,какбезопасностьсвоейсемьи,близких,родных,отсутствиеконфликтов,длястудентовважныдуховнаяифизическаяблизостьслюбимымчеловеком,счастье,преданнаядружба.Приэтомпризнаниевобществе,вкругулюдейустудентовдажевышеипорангу,ипобаллам,чемуработающихспециалистов. Личностно-возрастныезакономерностиподчеркиваютсвязиценностныхориентациисособенностямиличности,еемировоззрением,интересами,идеалами,потребностями,жизненнымопытом,социальнымокружением,положениемистатусомвсоциуменамакро-имикроуровняхидр.Этопоказательдинамичностиразвитияличности,ееизменений(иногдаиневлучшуюсторону). Каксвидетельствуютданные,средиинструментальныхценностейстудентовпервыеранговыеместаполучили:«умениеотстоятьсвоюпозицию,мнение,справедливость,искренность;стремлениекуспеху,признанию;широтакругозора,осведомленность;независимостьвовзглядахиповедении».Этакартинасоответствуетпсихологическойхарактеристикиличностиюношескоговозраста(И.С.Кон,В.А.Крутецкий,А.В.Мудрик,Ю.М.Орловидр.). Профессиональноважныекачествасоциальногопедагога Внепрерывномразвитиикачествличностиидеятельности,вихвзаимодействииивозникает,азатем«вызревает»мотивационно-ценностноеотношениекпрофессии,формируетсяпрофессионально-ценностнаяориентация,котораяначинает«подпитывать»туилидругуюстороныличности,способствующиеихдальнейшемуразвитиюисаморазвитию. Именнопрофессионально-ценностнаяориентацияявляетсяоснованиемдеятельности.Ноеерользначительношире:онапроясняетсамсмыслсоциальнойработы,определяетеехарактерижелаемый(прогнозируемый)результат.Позитивнаяценностнаяориентациянадругогочеловекакакличностно-профессиональноеоснованиесоциальногоработникабазируетсяиразвиваетсявхарактеристике«Я-концепции»,«Я-образа».Решающуюрольвразвитиичеловекаимеютегопредставленияосамомсебе-«Я-концепция»,центральнымзвеномкоторойявляется«самоценность»[11, с.154]. Профессиональноважныекачествавыделяюттоиндивидуальноесвоеобразиеспециалиста,котороенакладываетнанегоспецификапрофессиональнойдеятельностисоциальногоработника.Ктакимкачествамотносятся: Педагогическаянаправленность-этоособенностиразвитияивоспитанияличности,характеризующиееепредрасположенностькпедагогическойдеятельности,втомчислеивотношениилюдей-объектовсоциальнойработы.Онапроявляетсявинтересах,потребностяхчеловека,егомотивах,целях,идеалах. Нравственныекачества-этоусвоенныенормыморали,выражающиеобщечеловеческиеценностивотношениикчеловеку,вобщении,социальнойработе,социально-педагогическойдеятельности;нравственныечувства-удовлетворениеотповседневногопроявлениянравственности(уважениякчеловеку,егодостоинству),стремленияпомочь,поддержатьклиентаврешениисоциальныхпроблем.Этоудовлетворенностьотдобросовестноговыполнениясоциальнойработы,социально-педагогическойдеятельности,своейпрофессиональнойдеятельности,нравственнойпосвоейсути.Моральнымявляетсячувствонеудовлетворенностиврезультатенерешенностисоциальныхпроблемчеловека,несоблюдениеморальныхнормкаксамимпедагогом,такидругимиучастникамивоспитательногопроцесса.Нравственныекачествапроявляютсявтакихчувствахспециалиста,какдолг,совесть,честь.Именноэтичувстваспособствуютформированиюнравственныхпривычек. Коммуникативныекачества(отлат.communico-делаюобщим,связываю,общаюсь)-способностьбыстроиправильностроитьобщение.[12, с.94]Социальныйпедагогпостояннонаходитсявовзаимодействии,общениисклиентом-темчеловеком,комунужнаегопомощь.Действенностьегодеятельностизависитотискусстваегообщениясклиентом.Ккоммуникативнымкачествамотносятся: -контактностьвобщении-способностьвходитьвобщениесклиентомиобеспечиватьнаиболеецелесообразноевзаимодействие.Данныеспособностиимеютважноепрофессиональнозначениедлясоциальногоработника; -каждыйчеловекспособенвтойилиинойстепенивлиятьнадругого(клиента).Существуетдажетермин«суггестопедия»,введенныйГ.К.Лозановым.Онозначаетиспользованиевнушениявпроцессеобучения.Поотношениюксоциальномуработникусуггестопедийностьозначаетспособностьспециалистаквербальномуилиневербальномудоминированиювпроцессесоциальнойработысклиентом(внушениесловом,интонациейилимимикой,жестами,действиями).Другимисловами,этоспособность(предрасположенность)специалистаквнушающемувоздействиюнаклиентавпроцессесоциальнойработысним.Такаяспособностьпроявляетсяввидедейственностиавторитетаспециалиста,еголичности,владенияимискусствомобщениясклиентом,убеждать,увлекатьего,заражатьидеямисамореализации[13, с.145]. Перцептивные,социально-перцептивныекачества(отлат.реrсерcio--восприятиеиsocialis-общественный)-восприятие,пониманиеиоценкалюдьмисоциальныхобъектов(другихлюдей,самихсебя,группит.п.)[14, с.19].Термин«перцепциясоциальная»введенамериканскимпсихологомДж.Брунером(1947)дляобозначенияфактасоциальнойобусловленностивосприятия,егозависимостинетолькоотхарактеристикстимула-объекта,ноипрошлогоопытасубъекта,егоцелейинамерений.Социально-перцептивныекачествасоциальногопедагогаотражаютегоспособностьвидетьипониматьвнутреннеесостояниесебяиклиента,скоторымонработает.Книмотносятся: -педагогическаянаблюдательность-видениесвоихособенностейиклиента,динамикиихпроявления.Длясоциальногоработникаисключительноважнымфакторомвыступает,чтоикаконспособеннаблюдатьвсебеивдругойличности; -педагогическаяинтуиция-способностьвидетьвзаимосвязьпроявленияособенностейличностииеевнутреннегосостояния,егоиндивидуальныхчерт,перспективихизменения,атакжевозможностирешениястоящихпереднимсоциальныхпроблем.Онаформируетсянаосновепрактическогоопытасоциальнойработысразличнымитипамиклиентов. ХарактерныйпримерпроявленияперцептивныхспособностейвоспитателяпривелА.С.Макаренков«Педагогическойпоэме»:«Мойглазвтовремябылужедостаточнонабит,ияумелспервоговзгляда,повнешнимпризнакам,понеуловимымгримасамфизиономии,поголосу,попоходке,ещепокаким-томельчайшимзавиткамличности,можетбыть,дажепозапаху,сравнительноточнопредсказать,какаяпродукцияможетполучитьсявкаждомотдельномслучаеизэтогосырья»[15, с.154].Длясоциальногопедагогаисключительноважноуметьвидетьсвоеобразиеклиента,егосоциальныепроблемыивозможностиихрешенияспомощьюцеленаправленнойсамореализации; -рефлексия-умениевидетьсебяглазамидругогочеловека.Специалистсоциальнойсферыработаетслюдьми,иумениевидетьсебясостороныпозволяетемукритическиотноситьсяксвоемуповедениюиктому,чтоикаконделает,болееответственноотноситьсяксвоейпрофессиональнойдеятельности.Рефлексияпозволяетвидетьсвоинедостаткиицеленаправленноработатьнадсобойпосамосовершенствованию.Рефлексиядаетвозможностьпониматьсвоесостояниеиволевымусилиемдобиватьсяцелесообразногосамоуправлениявпроцессепрофессиональнойдеятельности,общении,взаимодействии; -педагогическоемышление-этоспособностьсоциальногоработникаосознанноиспользоватьпсихолого-педагогическиезнаниявпроцессепрофессиональнойдеятельности,осмысливатьпедагогическиеситуациииспособыихрешения; -педагогическоевоображение-этоспособностьспециалиставпроцессесоциальнойработыпредставлятьповедениесвое,клиента,динамикуихизменения.Онопозволяетемуопределятьнаиболеецелесообразноеповедениеивыбиратьспособрешениясоциальнойпроблемыклиента. Педагогическоемышлениеивоображениеразвиваютсявпроцессенакоплениязнаний,ихосмысления,решенияпедагогическихзадач,накопленияопытанаиболеецелесообразногоразрешенияпедагогическихситуацийпоотношениюкразличнымкатегориямклиентов. Эмоциональныекачестваличностихарактеризуютпереживанияспециалиста,которыеониспытываетпривстречессоциальнымипроблемамичеловекавпроцессесоциальнойработыиоказывающиесущественноевлияниенаегопрофессиональнуюдеятельность.Книмотносятся: -эмоциональнаяустойчивость-самообладание,способностьксаморегуляциипозволяетсоциальномуработникувладетьсобойвразличныхситуацияхпрофессиональнойдеятельности.Онавыступаетважнымусловиемдейственностиусилийсоциальногоработника,таккакпозволяетемууправлятьсвоимсостояниемвразличныхусловияхпрофессиональнойдеятельностииэтимпомогаетприниматьвзвешенные,осмысленныерешения,добиватьсядостиженияцели; -эмпатия-способностьэмоциональноотзыватьсянапереживанияклиента,сопереживатьснимвпроцессевзаимодействия,общения.Социальныйработникработаетсчеловеком,живымсуществом.Вэтихусловияхспособностьксопереживаниюпозволяетемусбольшейдушевнойтеплотойотноситьсяквнутреннемусостояниюклиента,ктемреальнымсоциальнымпроблемам,которыеонимеет,лучшепониматьеговнутренниймир,переживания.Эмпатиявэтомслучаепозволяетспециалиступодбиратьииспользоватьнеобходимыеименновданнойситуациисредстваиприемывзаимодействия,которыевбольшейстепенипомогутемувработесэтимклиентом [16, с.238]. Практикаработыспециалистовсоциальнойсферыпоказываетнеобходимостьучетаособенностейэмоциональнойустойчивостииэмпатиисоциальногоработника.Сэтойцельюрекомендуется: -проводитьпрофессиональныйотборспециалистов,рекомендуемыхдляработывсоциальнойсфере:здесьнемогутработатьлюди,чуждыеэмпатии,-ивтожевремявзависимостиотглубинывыраженностиэмпатиинеобходимоопределятьсферуцелесообразногоиспользованияспециалиста.Людямглубокоэмпатичнымнерекомендуетсяработатьстеми,ктогнаходитсявособеннотяжеломсостоянииивызываетсоответствующиесострадания.Дляэтойкатегорииспециалистов,особенноеслиисходихработыможетбытьтрагичным,возможныдеформационныепоследствия; -сопереживанияспециалиставработесклиентомдолжныноситьвнешне-эмоциональноепроявление,непереносимыевовнутрь.Этопрофессиональнаядеятельность,иесликаждыйразспециалистбудетвседоглубиныдушипереживатьсам,оннесможетвыдерживать.Элементпрофессиональногоактерствавдеятельностивполнеможетиметьместо.Онможетпроявлятьсявискреннемсочувствииклиенту,реальнойдеятельностипооказаниюпомощиврешенииегосоциальныхпроблем; -активноучитьсяуправлятьсвоимичувствамиипривозрастаниипереживанияуметьпереключаться,сниматьвозрастающееэмоциональноенапряжение; -добиватьсявнедренияправилажизни:состояниевработесклиентомпереключатьнаиноевобщениисдругимклиентом,сотрудникамииособенновповедениивсемье.Кэтомунадопостоянностремитьсяиконтролироватьсебя[17, с.44]. Своеобразиеусвоенногопрактическогоопытаспециалиста,развитиеегопрофессиональноважныхкачествнаходятпроявлениевеголичномсоциально-педагогическомопыте-вовнутреннейсоставляющейпедагогическойкультурыэтогосоциальногопедагога. Путиформированиясоциально-педагогическойкультурыспециалиста Существуетмножествопутейформированиясоциально-педагогическойкультурыспециалистасоциальнойсферы. Первыйпутьсвязанснеобходимостьюспособствоватьповышениюобщейкультурыспециалиста.Именноонаопределяетнаиболееполноепроявлениеегопедагогическойкультуры. Восновевторогопутилежитуглублениеирасширениеличногопедагогическогоопытаспециалистаприменительнокреализацииеговусловияхсоциальнойсферы.Онвключает: а)повышениетеоретическойподготовкиспециалиставмедицинской,психологической,педагогическойисоциальнойобласти.Этотезнания,которыехарактеризуютсобственнопедагогическуюподготовкуспециалистаиопределяютегокомпетенциювработеименновсоциальнойсфересчеловеком,имеющимсоциальныепроблемы; б)усвоениепедагогическихтехнологий,методовиметодиксредствиприемов,необходимыхспециалистудляпрактическогоприменениявсоциальнойсфере; в)развитиепедагогическойтехники,позволяющейспециалистунаиболееполнореализоватьсвоипедагогическиевозможностивпроцессесоциальнойработы:овладениенавыкамисамоуправления,вербальногоиневербального,непосредственногоиопосредованноговоздействияначеловека,культурыобщенияикультурыречи; г)накоплениеопытареализациисвоейпедагогическойподготовкивсоциальнойсфере[18, с.94]. Третийпутьвключаетсозданиеусловийдлянаиболееактивногоиспользованиясоциально-педагогическойподготовкидлясоциальнойработы. Четвертый-проявлениеспециалистомсамостоятельностивреализациипедагогическихаспектоввпроцессесоциальнойработы. Пятый-изучениеииспользованиеопытаведущихспециалистовсоциальнойработы,активнореализующихнапрактикесвоюпедагогическуюподготовку. Шестой-обеспечениецелеустремленностиинастойчивостисамогосоциальногоработникавпедагогическомипрофессиональномсамосовершенствовании. Ведущаярольвовладениисоциально-педагогическойкультуройспециалистасоциальнойсферыпринадлежит«культурепрофессиональногосамообразованияпедагога»(Г.М.Коджаспирова).Онаявляетсявысшейформойудовлетворенияпознавательнойпотребностиличностиспециалиста,связаннойспроявлениемзначительныхволевыхусилий,свысокойстепеньюсознательностииорганизованностичеловека,принятиемнасебявнутреннейответственностизасвоесамосовершенствование[19, с.98].Культурасамообразованияформируетсяубудущегоспециалиставпроцессеегообучения,профессиональногостановлениявусловияхучебногозаведения.Онаполучаетдальнейшееразвитиеумолодогоспециалистапослевыпускавпериодегоадаптациивпоследующейегопрофессиональнойдеятельности. Ниодинизописанныхпутейотдельнонерешаетпроблемыповышенияпедагогическойкультурыспециалистасоциальнойсферы.Тольковкомплексеприведущейзаинтересованнойролисамогоспециалистаонимогутдействительноспособствоватьрешениюпроблемыповышенияегосоциально-педагогическойкультуры[20, с.144]. Глава2.Организациясоциально-педагогическойдеятельностиснесовершеннолетнимивцеляхпредупрежденияправонарушений 2.1.Содержание,формыиметодыпрофилактикисоциальногоработникапопредупреждениюправонарушенийсредиподростков Осваиваялюбуюпрофессиональнуюдеятельность,будущийспециалист,преждевсего,знакомитсястемвидомдеятельности,которымемупредстоитзаниматьсявдальнейшем. Будущийсоциальныйработникоказываетсяпередпроблемой;как,какимпутемпомочьподросткустатьличностью,какимобразомпредупредитьотклоняющеесяповедение.Целидеятельностисоциальногоработника–содействиесаморазвитиюличности,организацияпрофилактическойработыизащитаправтрудногоподростка. Социальныйработникдолженбытьглавнымпосредникоммеждуподросткомитеми,ктоегоокружает:учителями,класснымруководителем,администрацией,представителямиправоохранительныхорганов,суда,другихведомств,аиногдаиродителямиилиопекунами. Основныенаправлениядеятельностисоциальногоработника: 1.Постановкасоциальногодиагноза.Определениесоциокультурнойситуации,социальныхиличностныхпроблемвзрослых,попадающихвсферувлияниясоциальногоработника.Информацияможетбытьизразныхисточников(педагогическая,родительская,психологическая,медицинская,другая).Выявлениезапросов,потребностейразработкамерпомощиконкретнымучащимсяспривлечениемспециалистовизсоответствующихучрежденийиорганизаций. 2.Помощьсемьевпроблемах,связанныхсучебой,воспитанием,присмотромзаребенком.Посредничествомеждуразличнымиспециалистамииорганизациями(учреждениемобразования,здравоохранения,социальнойзащиты,культурыипр.). 3.Помощьнесовершеннолетнимвустранениипричин,негативновлияющихнаегоуспеваемостьипосещениеучебногоучреждения.Распознавание,диагностированиеиразрешениеконфликтов,проблем,трудныхжизненныхситуаций,затрагивающихинтересынесовершеннолетнего.Предотвращениесерьезныхпоследствийразвитиясложныхдлянесовершеннолетнегособытий. 4.Профилактикаправонарушений,девиантногоповедениянесовершеннолетних,втомчислеалкоголизма,наркомании,курения,раннихинтимныхсвязей.Пропагандаздоровогообразажизни. 5.Привлечениенесовершеннолетних,родителей,общественностикорганизацииипроведениюсоциально-педагогическихмероприятий,акций.Организацияразнообразнойсоциально-значимойдеятельностинесовершеннолетнихвсоциуме(досуг,отдых,воспитательныемероприятия).Включениевпроцесстворчества,поддержкасоциальнойинициативы. 6.Индивидуальноеигрупповоеконсультированиенесовершеннолетних,родителей,педагоговиадминистрацииповопросамразрешенияпроблемныхситуаций,конфликтов,воспитаниянесовершеннолетнихвсемье. 7.Организациявзаимодействияразличныхгруппвзрослых,содействиеналаживаниюнормальныхмежличностныхвзаимоотношенийвсемьях,детскихивзрослыхколлективах.Помощьпедагогамвразрешенииконфликтовсподростками. 8.Пропагандаиразъяснениеправнесовершеннолетних,семьиипедагогов.Вкачествеособойфункцииможетбытьвыделеназащитаправподростканаосновеконвенцииоправахподросткаидругихправовыхдокументов.Социальныйпедагогимеетполномочиябытьпредставителемобразовательногоучреждениявсуде,наконфликтныхкомиссиях,гдерешаетсясудьбаподростка.[21;с. 113]. Какбынивеликабыларольсоциальногоработникаидругихспециалистов,работающихснесовершеннолетними,восмысленииреальнойдействительности,процессовразвитиязнанийоприродечеловека,ихвзглядынемогутбытьистинойвпоследнейинстанции.Темнеменее,каквысказывалсяЛ.С.Выготский:«Проблемаметодаестьначалоиоснова,альфаиомегавсейисториикультурногоразвитияподросткаОперетьсяпо-настоящемунаметод,понятьегоотношениекдругимметодам,установитьегосильныеислабыестороны,понятьегопринципиальноеобоснованиеивыработатькнемуверноеотношение–значит,визвестноймере,выработатьправильныйинаучныйподходковсемудальнейшемуизложениюважнейшихпроблем…».[22;с. 89]. Сущностьсоциально-педагогическойдеятельностизаключаетсявтом,чтовполезрениянаходитсяподростокиокружающаяегосоциальнаясреда,асоциальныйработникпомогаетрешениюпроблемподросткавпроцессеегосоциализации.Онможетрешатькакие-точастные,кратковременныезадачи,аможетработатьсподросткомвтечениедлительноговремени.Спомощьюметодовсоциальныйработникможетоказыватьцеленаправленноевоздействиенасознание,поведение,чувстваподростка,атакжевоздействоватьинаокружающуюегосоциальнуюсреду. Следуетотметить,чтопосколькусоциальнаяпедагогика–молодаяотрасльпедагогическойнаукиисоциально-педагогическаядеятельностьсовсемнедавнооформиласькаксамостоятельнаяразновидностьпрофессиональнойдеятельности,говоритьосистемеметодовсоциальнойпедагогикиещерано.Онинаходятсявстадиистановления.Поэтомупокасоциальныйработниквсвоейпрактическойработеширокоприменяетметоды,используемыевпедагогике,психологииисоциальнойработе. Кромеметодавсоциально-педагогическойдеятельности,какивпедагогике,широкоиспользуютсяприемыисредства.Однакоприемымогутиспользоватьсясоциальнымработникомивнезависимостиотметодов.Э.Ш.Натанзонвыделилтакназываемые«созидающие»и«тормозящие»приемы: 1. К созидающимприемамонотноситтакие,как: -поощрение,внимание,просьба,проявлениеогорчения,укреплениеверывсобственныесилыподростка,довериеидр. -ктормозящимонотноситтакие,как:приказание,намек,ласковыйупрек,мнимоебезразличие,мнимоенедоверие,проявлениевозмущения,осуждение,предупреждение,взрывидр. Применениетогоилииногоприемасоциальнымработникомзависитотконкретнойсоциально-педагогическойситуации,мотивовповеденияподростка,уменияориентироватьсявсложившейсяситуации. Средства–этосовокупностьматериальных,эмоциональных,интеллектуальныхидругихусловий,которыеиспользуютсясоциальнымработникомдлядостиженияпоставленнойцели.Средствасамипосебе,посвоейсутинеявляютсяспособамидеятельности,астановятсяимитолькотогда,когдаиспользуютсядлядостижениякакой-тоцели.Так,играможетбытьотдыхом,развлечениемипр.Однакоеслионаорганизованатакимобразом,чтобудятслужитьдостижениюопределеннойцели,напримерформированиюкаких-тосоциальныхумений,тоигравыступаетсредствомсоциально-педагогическойдеятельности. Вкачествесредствсоциально-педагогическойдеятельностимогутвыступатьприрода,произведенияискусства,книги,средствамассовойинформацииимногоедругое.Подчасэтисредстванезависятотсоциальногоработника,ноонможетвоспользоватьсяимивсвоейпрофессиональнойдеятельности,аметоды–этотепути,спомощьюкоторыхонэтосделает. Наиболеешироковсоциально-педагогическойдеятельностииспользуютсятакиеметоды,какубеждениеиупражнение.Особенностьиспользованияэтихметодовзаключаетсявтом,чтосоциальныйработникимеетделосподростками,укоторыхпокаким-либопричинамнесформированыобщепринятыенормыиправилаповедениявобществеилижеунегосформированыискаженныепонятияобэтихнормахисоответствующиеформыповедения. Приобщениекнормамжизни,принятымвданномобществе,морали,труду,созданиеясныхиточныхпредставленийоних,которыевконечномитогеформируютубежденияличности,еежизненнуюпозицию,зависятотзнаний,представленийоних. Совершаемыепоступки,действия,привычкибезосознанияихобщественнойзначимостимогутноситьслучайныйхарактер,онинеимеютдейственнойсилы.Методубеждениясодействуеттрансформациипринятыхнормвобществевмотивыдеятельностииповеденияподростка,чтоспособствуетформированиюубеждений. Чтобыметодыубеждениядостиглисвоейцели,необходимоучитыватьпсихологическиеособенностинесовершеннолетних,ихуровеньвоспитанности,интересы,личныйопыт.Убеждать,преждевсего,можнословом,егосилавелика,поэтомуумениеговоритьправильно,глубокопосодержанию,яркоиобразнопоформе,способностьубеждатьподросткавправотееговзглядов–неотъемлемаячастьпрофессиональнойдеятельностисоциальногоработника. Психологическиеособенностивосприятиясодержанияречидолжныбытьтаковы,чтобывызватьуподростканадежду,гордость,чувствараскаяниявсодеянномпоступкеидругиеположительныеэмоции. Убеждениеможетреализовыватьсячерезтакиеизвестныевпедагогикеметоды,какрассказ,лекция,беседа,диспут,положительныйпример. Длянесовершеннолетнихиспользуютсядиспут–метод,способствующийформированиюсуждений.Однакоположительныйисходдиспутазависитоттщательнойподготовкикнемусоциальногоработника:выбортемыдиспута,понятнойиблизкойдетям,тщательныйотборвопросов,которыебудутпредложеныдляобсуждения.Такихвопросовможетбытьнемного,нокаждыйизнихдолженпредполагатьразныеответы;необходимозаранеесогласоватьсподросткамитемудиспута,подобратьсоответствующуюлитературу,скоторойдетизнакомятсядодиспута,использоватьразличныесредства,например,видеофильмы,картины,фотографииидр.[23;с.78]. Важнымвдеятельностисоциальногоработникаявляетсяучетнравственногоидеала,которомуследуетребенок.Нравственныйидеал–этоэмоциональноокрашенный,внутреннепринятыйребенкомобраз,которыйстановитсярегуляторомегоповеденияикритериемоценкиповедениядругихлюдей.Силавоспитательногопримераосновываетсянаподражательностинесовершеннолетних,наихспособностикопироватьтедействияипоступки,которыесихточкизрениякажутсязначительнымиисоответствуютихвзглядам.Ещедревнегреческийфилософговорил,что«длиненпутьчерезнаставления,коротокчерезпример».К.Д.Ушинскийписал,чтовоспитательнаясилаизливаетсятолькоизживогоисточникачеловеческойличности,чтонавоспитаниеличностиможновоздействоватьтольколичностью.Вконечномитогеубеждение–эторазъяснениеидоказательствоправильностиинеобходимостиопределенногоповедения. Сложностьработысоциальногоработниказаключаетсявтом,чтонравственныепривычкибольшинстванесовершеннолетних,скоторымионработает,подчасилинесформированыилижеониимеютвредныепривычки. Другаятрудностьвработестакимиподростками–укоренившиесявредныепривычки:курить,питьспиртное,сквернословить,бытьагрессивными.Вэтомслучаесоциальныйработникзанимаетсяфактическиперевоспитаниемнесовершеннолетних,приобщениемихкнормамиправиламобщества. Эффективностьиспользованияметодаупражненияповышается,еслисоциальныйработникприбегаетктакимформаморганизацииметодаупражнения....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: