VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Педагогическая работа с одаренными учениками

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010711
Тема: Педагогическая работа с одаренными учениками
Содержание
      МинистерствообразованияинаукиРоссийскойФедерации
Федеральноегосударственноеавтономноеобразовательноеучреждение
высшегообразования
«Южно-Уральскийгосударственныйуниверситет»
(Национальныйисследовательскийуниверситет)
Институтспорта,туризмаисервиса
КафедраТеориииметодикифизическойкультурыиспорта
Педагогическая работа с одаренными учениками


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКАККУРСОВОМУПРОЕКТУ
подисциплине«Педагогика»
ЮУрГУ–49.03.02.2017.001ПЗ.КП

Нормоконтролер,					Руководительработой,
доцент							доцент
__________Л.В.Смирнова				___________Л.В.Смирнова
«____»___________2017г.				«____»_________2017г.

Авторработы
студентгруппыЗС-232
_____________/А.А.Жолобова/
_______________2017г.


Работа(проект)защищена
соценкой(цифрой,прописью)
__________________________
«____»__________2017г.



АННОТАЦИЯ
ЖолобоваА.А.,Педагогическая работа с одаренными учениками–Челябинск:ЮУрГУ,ЗС-232,29с.,библиогр.список–15наим.

      Важнойсоставнойчастьюпедагогическогопроцессавоспитанияодаренныхдетейявляетсясвоевременноеобнаружениеодаренностиученика,пониманиеотличийивидоводаренности,атакжеиндивидуальныйподходпедагогакобучению.
      Объектомисследованияявляютсяодаренныеученикиипедагогическаяработасними.
      Предметомисследованийявляютсяособенностипедагогическойработысодареннымиучениками.
      Цельисследования.Изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
      Задачиисследования:
     -раскрытьпонятиеодаренности;
     -рассмотретьметодыдиагностикиодаренности;
     -рассмотретьнаправленияработысодареннымидетьми.
      Результатыисследования.Объясненанеобходимостьиндивидуальногопедагогическоговоспитанияодаренныхдетей.Раскрытопонятиеодаренностииеевидов,предложеныметодыработысодареннымидетьми.


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	4
1	ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯОДАРЕННОСТЬ ИЕЕПРОЯВЛЕНИЯ	6
1.1	Понятие и признаки одаренности у учеников	6
1.2	Виды одаренности	10
1.3	Педагогические особенности развития одаренных детей	12
2	ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯРАБОТЫСОДАРЕННЫМИУЧЕНИКАМИ	15
2.1	Обучение одаренных детей в общеобразовательной школе	15
2.2	Развивающий дискомфорт как метод работы с одаренными школьниками		18
2.3	Педагог и его взаимодействие с одаренными детьми	22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	28



ВВЕДЕНИЕ
      Актуальностьтемы.Проблемыдиагностикидетскойодаренностииееразвитияволнуютпедагоговнапротяжениимногихстолетий.Интерескнейвнастоящеевремяоченьвысок,чтообъясняетсяобщественнымипотребностями.И,преждевсего,потребностьюобществавнеординарнойтворческойличности.Неопределенностьсовременнойокружающейсредытребуетнетольковысокойактивностичеловека,ноиегоумений,способностинестандартногомышленияиповедения.Иименновысокоодаренныелюдиспособнывнестисвойнаибольшийвкладвразвитиеобщества.
      Очевидно,чтоумственныевозможностилюдейнеравны.Ивыдающиесялюдидревности,иихменееосведомленныевнаукахсовременникихорошопонимали,скольсущественнаразницамеждувыдающимсятворцом(гением)ипростымсмертнымчеловеком.Такжедавнобылозамечено,чторазличияихчастопроявляютсяужевдетстве.
      Поэтомураннеевыявление,обучениеивоспитаниеодаренныхиталантливыхдетейсоставляетоднуихглавныхпроблемсовершенствованиясистемыобразования.Какправило,одаренныедетинуждаютсявпомощивзрослых,вособомвниманииируководстве.Нонеследуетзабывать,чтовсилуличностныхособенностейтакиедетинаиболеечувствительныкоценкеихдеятельности,поведенияимышления,ониболеевосприимчивыксенсорнымстимуламилучшепонимаютотношенияисвязи.
      Следуетпомнитьтакже,чтокакбынибылодаренребенок,егонужноучить.Важноприучитькусидчивости,приучитьтрудиться,самостоятельноприниматьрешения.Одаренныйребенокнетерпитдавления,притеснений,окриков,чтоможетвылитьсявпроблему.Утакогоребенкатрудновоспитыватьтерпение,усидчивостьиненавязчивость.Необходимаогромнаязагрузкаребенка,сдошкольноговозрастаегоследуетприобщатьктворчеству,создаватьобстановкудляэтого.
      Дляразвитиясвоихталантоводаренныедетидолжнысвободнораспоряжатьсявременемипространством,обучатьсяпорасширенномуучебномуплануичувствоватьиндивидуальнуюзаботуивниманиесосторонысвоегоучителя.Приобученииодаренногоученикаважнонето,чтоизучать,ато,какизучать.Еслипредоставленавозможностьнеспешитьсвыполнениемзадачиинеперескакиватьсодногонадругое,оннаилучшимобразомпостигнеттайнусвязимеждуявлениямиинаучитсяприменятьсвоиоткрытиянапрактике.Неограниченныевозможностианализироватьвысказанныеидеиипредложения,глубоковникатьвсуществопроблемспособствуютпроявлениюприроднойлюбознательностиипытливости,развитиюаналитическогоикритическогомышления.
      Вышесказанноесвидетельствуетонеобходимостипоискаэффективныхметодоввоспитанияодаренныхучеников.Однимизвозможныхподходовкрешениюэтойпроблемыявляетсяприменениеизвестныхиположительнозарекомендованныхсебясредств,например,методразвивающегодискомфортадляодаренныхдетей.Хотявнастоящеевремянакоплензначительныйтеоретическийматериал,позволяющийвыявитьивоспитатьодаренныхличностейсошкольнойскамьи,рядвопросовостаётсяоткрытым.Вчастности,неопределеныспособывнедренияданныхруководстввширокиемассыроссийскихшкол.
      Такимобразом,существуетзатруднениесприменениеминдивидуальныхметодикдлявыявленияивоспитанияодаренныхдетейитекущейдействительностью–неповоротливостьюконцепцийсовременногообразования.
      
1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯОДАРЕННОСТЬИЕЕПРОЯВЛЕНИЯ
1.1 Понятиеипризнакиодаренностиуучеников
      Одаренность–этосистемное,развивающеесявтечениежизникачествопсихики,котороеопределяетвозможностьдостижениячеловекомболеевысоких,незаурядныхрезультатовводномилинесколькихвидахдеятельностипосравнениюсдругимилюдьми.
      Одаренныйребенок–эторебенок,которыйвыделяетсяяркими,очевидными,иногдавыдающимисядостижениями(илиимеетвнутренниепредпосылкидлятакихдостижений)втомилииномвидедеятельности [7, 8].
      Как правило, уровень одаренности ребенка зависит от многих факторов, среди которых врожденный потенциал (задатки) играют одну из ключевых ролей.Такжезначениеимеютсобственнаяактивностьребенка,и психологическиемеханизмысаморазвитияличности,лежащиевосновеформированияиреализациииндивидуальногодарования.
      В детском возрасте формируются зачатки одаренности, которые при воспитании, направленном на раскрытия внутреннего потенциала, могут перерасти в определенный вид одаренности.
      Вопросомочастотепроявлениядетскойодаренности нередко задумываются психологи.Существуютдветочкизрения:– «вседетиявляютсяодаренными»;–«одаренныедетивстречаютсякрайнередко».Сторонникипервойполагают,чтодоуровняодаренногоможноразвитьпрактическилюбогоздоровогоребенкаприусловиисозданияблагоприятныхусловий.Длядругиходаренность–уникальноеявление,вэтомслучаеосновноевниманиеуделяетсяпоискуодаренныхдетей.
      Ребенокможетпроявитьособуюуспешностьвдостаточноширокомспектредеятельностей –этосоздаетусловиядляформированияразличныхвидоводаренности.
      Одаренностьчастопроявляетсявуспешностидеятельности,имеющейсамодеятельныйхарактер.Чаще всегоодаренныедетинестремятсядемонстрироватьсвоидостиженияпередокружающими.
      Вкачествеоднойизпричинотсутствияпроявленийтогоилииноговидаодаренностиможетбытьнедостатокнеобходимыхзнаний,уменийинавыков,аиногда инедоступностьтойобластидеятельности,соответствующейдарованиюребенка.
      Такимобразом,одаренностьуразныхдетейможетбытьвыраженавразной степени.
      Одаренностьвдетскомвозрастеможнорассматриватьвкачествепотенциалапсихическогоразвитияпоотношениюкпоследующимэтапамжизненногопутиличности.
      1.Иногда одаренность можно спутать с узкой специализацией и многочисленным усердием со стороны ученика в конкретном виде деятельности.
      2.Подвлияниемсменывозраста,образования,освоениянормкультурногоповедения,типасемейноговоспитанияит.д.можетпроисходить«угасание»признаковдетскойодаренности.
      Крометого,возникаюттрудностиотносительнопрогнозапревращенияодаренногоребенкаводаренноговзрослого.
      3.Привысокомуровнеразвитиятехилииныхспособностейнаблюдаетсяотставаниевразвитииписьменнойиустнойречи;высокийуровеньспециальныхспособностейможетсочетатьсяснедостаточнымразвитиемобщегоинтеллектаит.п.Иногдапооднимкритериямребенокможетидентифицироватьсякакодаренный,подругим–какотстающийвпсихическомразвитии.
      4.Проявлениядетскойодаренностизачастуютрудноотличитьотобученности,являющейсярезультатомболееблагоприятныхусловийжизниданногоребенка.
      Оценкакаждого конкретногоребенкакакодаренноговзначительноймереусловна.Для того чтобы не приклеивать ярлык «одаренный ребенок»,вработесдетьмивместоэтого понятияиспользуют «признакиодаренностиребенка».
      Признакиодаренностипроявляютсявдеятельностиребенкаимогутбытьвыявленыпринаблюдениизахарактеромегодействий.Признакиодаренностиохватываютдве областиповеденияодаренногоребенка:инструментальнуюимотивационную.Инструментальный аспектхарактеризуетспособыегодеятельности,амотивационный–отношениеребенкактойилиинойсторонедействительности,атакжексвоейдеятельности.
      Инструментальныйаспектповеденияодаренногоребенкаможетбытьописанследующимипризнаками:
      1.Наличиеспецифическихстратегийдеятельности:
      –быстроеосвоениематериалаиуспешное егоприменение;
      –использованиеиизобретениеновых подходоввусловияхпоискарешениявзаданнойситуации;
      –новаторствокаквыходзапределытребованийвыполняемойдеятельности,чтопозволяетемуоткрыватьновыеприемыизакономерности.
      2.Сформированностькачественносвоеобразногоиндивидуальногостилядеятельности,выражающегосявсклонности«делать всепо-своему»исвязанногососвойственнойодаренномуребенкусамодостаточнойсистемойсаморегуляции.
      3.Высокаяструктурированность знаний одаренного ребенка,способностьвидетьизучаемыйпредметвсистемеразнообразныхсвязей.
      Кромеэтого,ребеноксразусхватываетиусваиваетсоответствующуюегоинтеллектуальнойнаправленностиинформацию,он обладает высокимудельнымвесомпроцедурныхзнаний(знанийоспособахдействияиусловияхихиспользования),большимобъемомметакогнитивных(управляющих,организующих)знаний,особуюроль в его жизни играютметафорыкакспособобработкиинформацииит.д.
      4.Своеобразныйтипобучаемости.Онможетпроявлятьсякакввысокойскоростиилегкостиобучения,такивзамедленномтемпеобучения,носпоследующимрезкимизменениемструктурызнаний,представленийиумений.
      Мотивационныйаспектповеденияодаренногоребенкаможетбытьописанследующимипризнаками:
      1.Повышеннаяизбирательнаячувствительностькзнакам,звукам,цвету,техническимустройствам,растениям, либо кфизической, познавательной, художественно-выразительнойформамсобственнойактивностисопровождающаяся,какправило,переживаниемчувстваудовольствия.
      2.Неординарнаяпознавательнаяпотребность,котораяпроявляетсявповышеннойлюбознательности.
      3.Ярковыраженныйинтересктемилиинымзанятиямилисферамдеятельности,чрезвычайновысокаяувлеченностькаким-либопредметом,погруженностьвтоилииноедело с поразительнымусердиемитрудолюбием.
      4.Предпочтениепротиворечивой, парадоксальной инеопределеннойинформации,неприятиеготовыхзаданийиготовыхответов.
      5.Высокаятребовательностькрезультатамсобственноготруда,склонностьставитьсверхтрудныецелиинастойчивостьвихдостижении,стремлениексовершенству.
      Великолепнаяпамять,прекраснаянаблюдательность,способностькмгновеннымвычислениямсамипосебеневсегдасвидетельствуютоналичииодаренности.Поэтомуналичиеданныхособенностейможетслужитьлишьоснованиемдляпредположенияободаренности,анедлявыводаоеебезусловномналичии.
      Следуетсказать,чтоповедениеодаренногоребенкасовсемнеобязательнодолжносоответствоватьодновременновсемвышеперечисленнымпризнакам.Темнеменее,даженаличиеодногоизэтихпризнаковдолжнопривлечьвниманиепедагогаиориентироватьегонатщательныйидлительныйповременианализкаждогоконкретногоиндивидуальногослучая[7].

1.2 Видыодаренности
      Под видами одаренности понимают ту область знаний или сферу жизни, в которой обозначились способности. Известно, что человек никак не может быть талантлив во всем. Если одна сфера деятельности ему оказывается очень близкой, то другие могут быть чрезвычайно далекими. Для каждого из нас важно найти свое дело в жизни и посвятить ему максимум своего времени. Только так развивается индивидуальность.
      Различают следующие виды одаренности:
      1. Спортивная одаренность.
      Данный вид одаренности встречается достаточно редко. Талант в спорте часто проявляется еще в раннем детстве. Известно, что будущие фигуристы встают на коньки в четыре – пять лет, а в пятнадцати годам становятся невероятно популярными, завоевывают медали. Тот, кто желает состояться в спорте, должен начать тренировать свое тело и мышцы как можно раньше. Только ценой упорных усилий и активного труда достигаются высокие результаты.
      На явную спортивную одаренность указывает невероятное трудолюбие и упорство. Эти качества характера проявляются в занятиях гимнастикой, фигурным катанием или любом другом виде спорта. Такому ребенку нравится, каков его внешний вид, как он выглядит, он склонен тщательным образом следить за собой, поддерживать форму.
      2. Литературная одаренность.
      Данный вид одаренности характеризуется выраженными способностями к созданию художественных текстов. Ребенок может с раннего детства сочинять сказки, придумывать удивительные загадочные истории, в которых и сам не отказался бы принять участие. Знакомые и друзья искренне удивляются таланту ребенку, он представляется им не по годам развитым и мудрым. Родители должны предоставить малышу возможность развивать свой природный дар. Не стоит смеяться над его первыми работами, пусть они и кажутся взрослым чересчур наивными и глупыми. Вспомните себя в его возрасте: могли ли вы написать даже такие тексты?
      Вид литературной одаренности часто сочетается с повышенной эмоциональной чувствительностью. Эти дети нередко бывают замкнутыми и робкими, требуют к себе дополнительного внимания. Литературный вид талантливости как никакой другой нуждается в поддержке и понимании. Лучше записать ребенка в кружок, где будут развиваться его способности. Поощряйте любые его начинания, связанные с написанием сказок, рассказов и стихов.
      3. Музыкальная одаренность.
      Данный вид одаренности проявляется, прежде всего, в желании слушать красивую музыку. Произведения классиков могут задевать ребенка за живое, будоражить его душу, восхищать его воображение. Вид такой талантливости нужно поддерживать в любом случае. Возможно, придется приобрести какой- либо музыкальный инструмент. Его вид будет зависеть от потребностей и желания самого ребенка. Необходимо также отдать ребенка в музыкальную школу и водить его первое время туда за руку. Нужно позволить ребенку погрузиться в пленительный, неумолкаемый, захватывающий мир музыки, сделаться его частью.
      Когда станет ясно, к какому именно инструменту у ребенка лежит душа, начнется период плодотворных занятий. Чтобы вырастить гениальность, нужно значительно потрудиться, вложить в него собственную душу. Необходимо позволить ему самому нащупать верную дорогу.
      4. Научная одаренность.
      Такого ребенка все знакомые называют маленьким философом. Возможно, в будущем он действительно станет замечательным ученым и исследователем. Этот вид одаренности сразу бросается в глаза. Ребеноккажется слишком мудрым и начитанным для своего возраста. Он страстно любит книги, постоянно размышляет над прочитанным и задает кучу вопросов. Иногда педагоги не знают, что ему ответить, так как процесс познания у него развивается слишком бурно. В детском саду и школе такой ребенок скучает, ему все задания кажутся слишком легкими. Задача родителей состоит в том, чтобы подобрать для него учебное заведение с соответствующим уклоном и стремиться постоянно развивать его. Сам по себе вид научной одаренности вызывает у родственников основание для гордости. Из таких детей часто вырастают будущие профессора, доктора наук.
      5. Изобразительная одаренность.
      Данный вид одаренности проявляется в стремлении ребенка повсюду оставлять первые рисунки. Такой вид таланта как изобразительная деятельность постоянно нуждается в корректировке и развитии.
      Таким образом, виды одаренности бывают самыми различными, они затрагивают все сферы жизни человека. Чтобы талант у ребенка не стоял на месте, а все время развивался, необходимо использовать системные подходы и специальные методики для организации его обучения[15].
      
1.3 Педагогическиеособенностиразвитияодаренныхдетей
      Традиционнаяпрограммаобученияможетстатьнепреодолимымпрепятствиемдляразвитияодаренногоребенка,так как несоответствуетпотребностямивозможностямэтихдетей.Еслидеятельность,котораясоставляетосновуобучениявшколе,несоответствуетхарактеристикамребенка,тотрудноожидать,чтоимбудутдостигнутывысокиеуровниразвития.
      Необходимоопределитьпринципы,которые определяютнетолькоспецифическиепотребностиивозможностикатегорииобычных учащихся,ноитезадачи,которыедолжнорешатьобучениеодаренныхдетей.Постановкаэтихзадачпоотношениюкобучениюодаренныхдетейимеетпервостепенноезначение,чтосвязанокаксособенностямитакихдетей,длякоторыхтрадиционнаязадачаобучения–усвоениезнаний,уменийинавыков–можетстатьпричинойнегативногоотношениякшколе.Асточкизрениясоциальногозаказазаботаободаренныхдетяхобусловленатем,чтоименнонанихвпервуюочередьвозлагаютсянадеждынарешениепроблем,стоящихпередобществом,снимисвязываютожиданияповнесениюнаибольшеговкладавразвитиекультурыинауки,экономикиитехники.Тожеможносказатьиоещеодной,чрезвычайноважнойзадачеобучения–развитиитворческойличностиребенка.
      Самажизньсеестремительновозрастающимиобъемамиинформации,быстроизменяющимисятехнологиямииспособамидеятельности,парадоксальнымиизменениямиспросаипредложениявызываетнеобходимостьвлюдях,способныхпредугадыватьхарактерновыхзадачипроблем,гибкореагироватьнапроисходящее,проявляянезауряднуюпластичностьилигибкостьмышления,поведения,приобретенныхнавыков.Всеэтикачества,такнеобходимыелюдямдлятогочтобыуспешносуществоватьвсовременномобществе,какразихарактеризуюттворческоемышлениеитворческийтипповеденияличности.Так именноодаренныедетиотличаютсяярковыраженныминтересомнетолькокпрошлому,ноикбудущему,способностьюквыдвижениюнестандартныхидейиновыхспособовдеятельности,т.е.повышеннымитворческимивозможностями.Поэтомузадачатворческогоразвития,оченьхорошоотвечаетпотребностямивозможностямодаренныхдетей[14].
      Программаобучениядляодаренныхдетейдолжнасоответствоватьихспецифическимпотребностямивозможностям,атакжецелям,предъявляемымкобучениюэтойкатегорииучащихся.Этимиопределяетсяпереченьтребованийкпостроениюпрограммобучениядляодаренныхдетей.
      Многопредметностьсеераздробленностьюиотсутствиемсодержательноговзаимодействиямеждупредметаминеспособствуетразвитиюцелостногомиропониманияисистемногомышления.Типичныйспособпостроениясодержанияобучениятойилиинойдисциплинытакженеможетспособствоватьтакомуразвитию.Врезультатеярковыраженнаяпотребностьодаренногоребенкавцелостном,глобальномвзгляденамир,постижении«формвихцельностиииндивидуальности»вступаетвпротиворечиесособенностямисодержанияшкольногообучения,изучаемоговшколе.Интерестакихдетейк«универсальномуиобщему»,абстрактнымидеямитеориямостаетсяфактическизарамкамишкольнойпрограммы.Ужеэтогоможетбытьдостаточно,чтобыобучениесталодляребенкаскучнымибесплодным.Важныйшагврешениивозникающихпроблем–«расширение»,раздвижениесодержательныхрамок материала предметов[12, 336]
      Стремлениеучестьразнообразныезапросыодаренныхдетей,соднойстороны,иразныезадачиобучениясдругой,привелоксозданиюразличныхпрограмм,которыеприменяютсявшколеизаеепределами(взимнихилетнихлагерях,вдомахтворчестваит.п.).Идеальнаяпрограммаобученияодаренныхдетейтеоретическидолжнаотвечатьвсемтребованиям.Однаконапрактикетаилиинаяпрограммаможетотвечатьоднимтребованияминеотвечатьдругим.Иэтосвязанонетолькоснесовершенствомсамихпрограмм,ноистемиконкретнымизадачами,нарешениекоторыхонинаправлены[8, 232]
      

2 ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯРАБОТЫСОДАРЕННЫМИУЧЕНИКАМИ
2.1 Обучениеодаренныхдетейвобщеобразовательнойшколе
      На практике, сколькобыспециальныхшколиклассовдляодаренныхнисоздавали,значительнаячастьодарённыхдетейучится,ибудетучитьсяв«обычных»,«нормальных»,«массовых»школах»[9, 59].
      Современнаяситуациятребует,чтобыобучениеодаренныхдетейвусловияхобщеобразовательнойшколыпроходилонаосновепринциповиндивидуализацииидифференциации.Организацииучебногопроцессанаосновепринциповиндивидуализацииидифференциациидолжнапредшествоватьработапедагогическогоколлектива,включающаявсебяследующиеаспекты:
      -анализимеющегосяуровняпсихологическойготовностидетейиподростковкобучению;
      -отбордетей,опережающихдругихвумственномразвитии;
      -созданиепедагогическихусловий,стимулирующихадаптациюданныхдетейкситуацииобучения;
      -организациясубъект-субъектногоперсонифицированногообщенияучителясучащимисядлясозданияситуацииуспеха;
      -моделированиеиконструированиеучебно-воспитательногопроцессанаосновеиндивидуальныхособенностейиуровняразвитияучащихся;
      -снятиепсихологическихбарьеров,блокирующихраскрытиепотенциаларебенка;
      -разработкапсихологическихипедагогическихсредствстимулированиятворческойдеятельностиисамостоятельностиучащихсяидр.
      Такаяпредварительнаяработапозволяетвыбратьвариантыорганизацииобученияодаренныхдетейвусловияхмассовойшколыидидактическуюмодельобучения.
      Впедагогикеспонятием«одарённость»связывают,поменьшеймере,двепрактическиепроблемы:
      -работапоразвитиюинтеллектуально-творческогопотенциалакаждогоребенка;
      -специальноеобучениеивоспитаниеодаренныхдетей.
      Вусловияхмассовойшколы,восновномреализуетсяпервоенаправление,ориентированноенаиспользованиеметодическихмоделейобучения,предложенныхотечественнымиучеными,ипостроенныхсучетомпсихологическихмеханизмовумственногоразвитияучащихся:
      1.«Свободнаямодель».Впроцессеобучениявмаксимальноймереучитываетсявнутренняяинициативаребенка.Приналичииопределеннойпомощисостороныучителяребеноксамопределяетинтенсивностьипродолжительностьсвоихзанятий,свободнопланируетсвоевремя,самостоятельновыбираетсредстваобучения.
      2.«Диалогическаямодель».Сутьеесостоитвизменениисодержанияиформобучениявнаправленииосвоениядетьмикультурныхосновчеловеческогопознания.Вцентревнимания–целенаправленноеразвитиеинтеллектаучащихся,понимаемоговкачестве«глубинноразвитогоразума».Признаетсянепредсказуемость,самобытностьинтеллектуальногоразвитияличности,втомчисле«одинокого»учения.Создаютсяусловиядляиндивидуальногоинтеллектуальноготворчества.
      3.«Личностнаямодель».Основнойзадачейобученияврамкахэтоймоделиявляетсяобщееразвитиеучащихся,втомчислеразвитиеегопотенциальныхпознавательных,эмоциональных,нравственныхиэстетическихвозможностей.Организацияобученияподчиняетсяопределеннымпринципам:обучениенавысокомуровнетрудности,ведущаярольтеоретическогознания;быстрыйтемпизученияучебногоматериала;осознанныйхарактеручения.
      4.«Обогащающаямодель».Сутьмодели–интеллектуальноевоспитаниеребенказасчетактуализациииусложненияумственногоопыта.Успешноеобучениепредполагаетразвитиеспособностиквзаимодействиюдвухтиповментальныхобразов:визуальныхислуховых.
      5.«Развивающаямодель»направленанаразвитиетеоретическогомышлениямладшегошкольника.Основнаязадачаобучения–научитьребенкасодержательномуобобщению,учитьсямыслитьпопринципу«отобщегокчастному».Врезультатеребенокосваиваетучебноезнаниенауровненаучныхпонятий,овладеваетзнаковымимоделями,осваиваетисследовательскийпутьпознания.
      6.«Структурирующаямодель».Обучениепредполагаетодновременноеизучениеродственныхразделовучебныхпредметов,взаимосвязанностьдействийиопераций,самостоятельностьобобщенияимышления,выходнаперспективызнанияит.п.
      7.«Активизирующаямодель»направленанаповышениеуровняпознавательнойактивностиучащегосязасчетвключениявучебныйпроцесспроблемныхситуаций.
      Всеперечисленныемодели,несомненно,способствуютповышениюкачестваобразования,посколькунапервомпланеоказываетсяребеноккаксубъектдеятельности.
      Дифференциацияииндивидуализацияобучениявобщеобразовательныхшколахможетосуществлятьсяиспомощьюиндивидуальныхпрограммпоотдельнымучебнымпредметам.Существеннуюрольвэтомпроцессеможетсыгратьнаставник–высококвалифицированныйспециалист,готовыйвзятьнасебяиндивидуальнуюработусконкретнымодареннымребенком.Следуетзаметить,чтоработапоиндивидуальнымпрограммамможетпривестикотрывуребенкаотколлективасверстников,чтонеблагоприятноскажетсянаегообщемразвитии.
      Еще одна формаработысодареннымидетьми – этоорганизацияисследовательскихсекцийилиобъединений,предоставляющихучащимсянетольковозможностьвыборанаправленияисследовательскойработы,ноииндивидуальноготемпаиспособапродвижениявпредмете.Исследовательскаядеятельностьобеспечиваетболеевысокийуровеньсистемностизнания,чтоисключаетегоформализм [9, 59].
      Все программы обучения, независимо от того, для каких детей они предназначены, можно разделить на три категории:
      1. образовательные: ускоренное обучение и обогащенное обучение
      2. образовательно-развивающие
      3. развивающие: личность и мышление
      Таким образом образовательные программы нацелены на то, что ребенок должен получить определенный круг знаний, умений и навыков в различных содержательных областях. А стандартная образовательная программа может оказаться препятствием на пути развития одаренного ребенка.

2.2 Развивающийдискомфорткакметодработысодареннымишкольниками
      Современная педагогика должна стремиться к гармоничному сочетанию как физического, так и духовного аспекта личности и быть направленной на целостное развитие человека.
      Одним из методов полноценного развития ребенка называют метод развивающего дискомфорта, в основе которого находятся методы развивающей педагогики. [11, 95]
      Для обучения одаренных детей необходим особый метод, учитывающий специфические особенности их. Рассмотрим психолого-педагогический метод, который обеспечивает повышение «психологического иммунитета» одаренных детей в трудных ситуациях. Практически с раннего детства и вплоть до окончания школы одаренные дети испытывают огромное удовольствие от процесса познания и школьного обучения. Именно в условиях «зоны комфорта» обеспечивается развитие познавательных интересов, и совершенствуются умственные и любые другие способности человека. С другой стороны, для развития одаренных детей характерен и «разрушающий дискомфорт» – во взаимоотношениях со сверстниками и с коллективом в целом, проблемы приспособления к собственным эмоциональным особенностям, излишняя легкость обучения (скука). Поэтому был разработан метод развивающего дискомфорта, который предполагает формирование и развитие у школьников способностей и навыков активно действовать в ситуациях повышенной трудности и временной неудачи.
      В основе данного метода лежит «развивающий микрокризис», то есть переломный момент, когда ученик начинает преодолевать состояние высокой напряженности и предпринимает активные действия для достижения нужного результата. Именно так накапливается опыт, вырабатывается соответствующий навык. Успешное преодоление подобных кризисов, превратившееся в систему, со временем приводит к формированию определенных качеств характера, особой жизненной идеологии человека.
      Микрокризис может быть либо развивающим, либо негативным – разрушающим. Дело не в самой критической ситуации, а в способе реагирования на нее. Эмоциональная реакция после успешного выхода из кризиса носит отчетливо позитивный характер (чувство победителя). В случае разрушающего микрокризиса отмечаются пассивное переживание и стремление уйти из ситуации.
      Система развивающего дискомфорта намеренно создает микрокризис.
      Можно выделить три стадии микрокризиса.
      1. Тревога, напряженность, состояние дискомфорта.
      Данная стадия представляет собой переживание ситуации дискомфорта ребенком, осознание им тех трудностей, на которые надо реагировать. Здесь пока еще не всегда можно различить, по развивающему или разрушающему типу будет протекать микрокризис. Однако педагог, имеющий достаточный опыт работы, может определить, что тревога носит конструктивный, вполне оптимистический характер, прямо указывая на то, что кризис будет протекать по развивающему типу.
      2. Реакция на дискомфорт.
      Это важная решающая стадия. Именно на ней ребенок либо активно и эффективно реагирует на дискомфортную ситуацию (микрокризис в этом случае становится развивающим), либо занимает пассивную позицию и «уходит» из ситуации. Тогда кризис становится шагом на пути к разрушению личности.
      Необходимо иметь в виду, что оценка типа микрокризиса не может быть однозначной. Иногда мужественное признание ребенком своей неспособности справиться с ситуацией свидетельствует об активной позиции.
      Более того, отказ от деятельности иногда свидетельствует о развитом «чувстве реальности» ребенка («я этого не могу, но не потому, что я никуда не гожусь, а потому что такова реальность») и не приводит к негативному развитию личности. Но надо понимать, что отрицание учеником своих неудач, «хорошая мина при плохой игре» может отражать пассивную, защитную реакцию и свидетельствовать именно о разрушительном типе микрокризиса.
      3. Последействия микрокризиса.
      Если накопление ситуаций развивающего дискомфорта в жизни одаренного ребенка ведет к появлению или усилению «чувства победителя» и при этом нарабатывается активный поиск ситуаций типа уже преодоленных, развивающий дискомфорт фактически переходит в развивающий комфорт. Возникает потребность в постоянном поиске и решении трудных задач, происходит самоактуализация как естественное проявление личности.
      Но микрокризис может протекать и по-другому: тревога, страх, паника берут верх, и школьник либо пассивен в этой неблагоприятной ситуации, либо «уходит» из нее, не пытаясь добиться победы. Тогда речь идет о разрушающем дискомфорте. Повторение же ситуаций разрушающего дискомфорта приводит к появлению или усилению чувства неудачника, акцентируется реакция избегания такого рода ситуаций – возникает макрокризис или невроз.
      В любом случае особенности деятельности ученика в кризисных ситуациях отражаются не только на развитии его способностей, но и на его личности. Именно поэтому педагог, воспитатель, психолог, не дожидаясь стихийно возникающих кризисных состояний, может намеренно, если это необходимо, создавать ситуации и помогать ученику справляться с ними.
      Метод развивающего дискомфорта может действовать только на основе и в постоянном пересечении с развивающим комфортом, который представляет собой ярко выраженные положительные эмоции от трудной, но интересной деятельности. Само напряжение в ситуации развивающего комфорта эмоционально переживается как очень приятное, создает чувство уверенности в себе. Данный метод призван научить одаренных учеников справляться не столько со школьными задачками, сколько с жизнью, которая для них и есть самое сложное.
      Развитие творчества – одна из главных задач метода развивающего дискомфорта. Как правило, в обычной школе одаренный ребенок находится, с одной стороны, в условиях разрушающего дискомфорта (трудности общения со сверстниками и т.д.), а с другой – высокого познавательного комфорта (все понятно и интересно). В этом и состоит причина того, что у многих учащихся, несмотря на высокий интеллект, отсутствуют творческие способности.
      Вместе с тем любая ситуация дискомфорта в творческой деятельности должна завершаться только ситуацией развивающего комфорта (ощущение чувства победителя от успешно решенной ситуации).
      Общие критерии результативности метода:
      - выработка «чувства реальности» у одаренных учеников;
      - формирование психологической готовности к преодолению негативных ситуаций;
      - приобретение навыков эффективного реагирования на ситуации дискомфорта;
      - развитие потребности и способности к проявлению инициативы и принятию ответственности за свою деятельность;
      - формирование особого личностного «сценария победителя», предусматривающего направленность на самоактуализацию в условиях социума.
      Работа по данному методу требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогов, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом. Нужна единая, строго выверенная стратегия всей школьной жизни, в которой трудности, напряжение, дискомфортные ситуации стали бы обязательной, но при этом достаточно безопасной для психического и физического здоровья детей. Идеи о развитии как преодоление себя (выхода из «зоны комфорта»), о необходимости постоянного и при этом все же радостного напряжения для поступательного изменения личности должны укорениться в уме каждого члена педагогического коллектива [5].

2.3 Педагогиеговзаимодействиесодареннымидетьми
      Одаренныедетихарактеризуетсявысокой,посравнениюсосверстниками,адаптациейкшкольномуобучению и в тех школах, где обучение является ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» класса..
      Посколькупозицияодаренногоребенкаприэтомможетбытьвесьмаактивной,емудолжнабытьпредоставленавозможностьеереализации.Поэтомуучительдолженбытьготовктому,чтоегоученикможетоспариватьчужиеточкизрения(втомчислеивесьмаавторитетные),отстаиватьсвоемнение,обосновыватьсобственнуюточкузренияит.п.
      Иногдауодаренных учениковвыражены амбицииикритичностьпоотношениюкучителямисверстникам.Вредкихслучаяхконфликтспедагогом(чащевсегонедостаточнопрофессиональным)все-такивозникает,принимаяформуоткрытогопротивостояния,однакоприспокойномиуважительномотношениикученикуэтотконфликтможносравнительнолегкопогасить [7].
      Педагоги,работающиестакимидетьми,должныпроходитьспециальнуюподготовку.Именнодетисвысокиминтеллектомбольшевсегонуждаютсяв«своем»учителе.Неподготовленныеучителячастонемогутвыявитьодаренныхдетей,незнаютихособенностей,равнодушныкихпроблемам.
      Иногданеподготовленныеучителявраждебнонастроеныпоотношениюквыдающимсядетям,такиеучителячастоиспользуютдляодаренныхдетейтактикуколичественногоувеличениязаданий,анекачественноеихизменение.Личностьучителяявляетсяведущимфакторомлюбогообучения.Неявляетсяисключениемиситуациясучителемдляодаренныхдетей.
      Наиболеесущественныхфакторомуспешностиработыучителяявляетсяглобальнаяличностнаяхарактеристика-системавзглядовиубеждений,вкоторойбольшуюзначимостьимеютпредставленияосамомсебе,других,атакжеоцеляхизадачахсвоейработы.Именноэтисоставляющиепостояннопроявляютсявмежличностномобщении.
      Поведениеучителядляодаренныхдетейвкласседолжноотвечатьследующимхарактеристикам: онразрабатываетгибкие,индивидуализированныепрограммы;создаеттеплую,эмоциональнобезопаснуюатмосферувклассе;предоставляетучащимсяобратнуюсвязь;используетразличныестратегииобучения;уважаетличность,способствуетформированиюположительнойсамооценкиученика;уважаетегоценности;поощряеттворчествоиработувоображения;стимулируетразвитиеумственныхпроцессоввысшегоуровня;проявляетуважениеииндивидуальностьученика.
      Успешныйучительдляодаренныхдетей–преждевсегопрекрасныйучитель-предметник,глубокознающийилюбящийсвойпредмет.Вдополнениекэтомуондолженобладатьтакимкачествами,которыесущественнывобщениислюбымодареннымшкольником.
      Характеристикиэффективного педагога при работе с одаренными учениками:
      1.Позитивная«Я–концепция»составляетоднуизважнейшиххарактеристикучителя,работающегосодареннымидетьми.Учитель,отличающийсянизкойсамооценкой,какправило,испытываетчувствоопасенияпередсвоимиталантливымивоспитанниками,азначит,неможетвызыватьунихуважения.
      2.Профессиональнаякомпетенцияпедагога,должнаосновыватьсянаегоспециальнойтеоретическойподготов.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%