- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Педагогическая мысль и школы Византии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009524 |
Тема: | Педагогическая мысль и школы Византии |
Содержание
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра начального образования Курсовая работа на тему: «Педагогическая мысль и школы Византии» Выполнила студентка 1 курса, гр. 11-Н «Начальное образование» Васильченко О.В. Научный руководитель: к.пед.н., доцент Чальцева И.С. Ростов-на-Дону 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Истоки византийского образования и педагогические идеи выдающихся просветителей того времени 5 1.1 Влияние античных и христианских традиций на образование в Византии 5 1.2 Обзор основных педагогических идей выдающихся мыслителей Византии 8 Глава 2. 13 2.1 Структура школьного образования в Византии 13 2.2 Влияние педагогической теории и практики Византии на развитие педагогики Заключение Список литературы Введение Актуальность выбора данной темы продиктована возможностью углубить знания по теме «Педагогическая мысль и школы Византии». Я предпочла эту тему для своей исследовательской работы, потому что считаю, традиции обучения и воспитания детей в Византии достаточно серьезно повлияли на дальнейшее развитие всемирной культуры. Можно сказать, что эта империя подарила нам ученых, которые принесли на Запад не только сохраненное культурное наследие античного мира, но и христианско-античное понимание любви к человеку и истине, которое отразилось в идеологии европейского Возрождения. В Византии идеалом образованности считался человек, получивший традиционное эллинистическое образование. Он должен был сочетать христианско-православное мировоззрение с греко-римской литературно-гуманистической образованностью. Идеи о воспитании и обучении изначально носили светский характер, но со временем были включены элементы церковного обучения. Византийцы осознавали важность знания, прежде всего грамматики и риторики. Педагогические мысли того времени нашли свое отражение в трудах таких известных проповедников восточной христианской церкви, как Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов и другие. Среди таких трудов можно указать "Шестоднев" Василия Кесарийского, "Источник знания" Иоанна Дамаскина. Все перечисленные византийские педагоги-философы пользовались популярностью в ученых кругах Западной Европы и высказывали свои интереснейшие идеи, объединенные христианской направленностью. Проблема моего исследования: как педагогическая мысль и школы Византии повлияли на современное образование и обучение. Тема моей исследовательской работы: педагогическая мысль и школы Византии. Объектом данного исследования является педагогическая теория и практика Византии. Предмет моей исследовательской работы – развитие педагогических идей и практики школьного образования в Византийской империи. Цель исследования – рассмотреть основные педагогические идеи мыслителей Византии и состояние школьного образования в Византийской империи. Гипотеза исследования: на развитие педагогической мысли и школьной практики Византии значительное влияние оказали идеи мыслителей античности и раннего средневековья, что нашло свое применение как в устройстве Византийской школы, так и в дальнейшем развитии педагогической теории и практики. Задачи моей исследовательской работы: 1. рассмотреть основные педагогические идеи выдающихся мыслителей Византии; 2. проанализировать устройство школы Византии; 3. выявить тенденции педагогической мысли и практики; 4. обобщить материал в данной курсовой работе. Глава 1. Истоки византийского образования и педагогические идеи выдающихся просветителей того времени. 1.1 Влияние античных и христианских традиций на образование в Византии. Византийское государство сложилось при распаде Римской империи в ее восточной части, охватывающей Балканский полуостров, Малую Азию, Юго-Восточное Средиземноморье. Оно просуществовало с 395 по 1453 год. Центром новой империи, основанной римским императором Константином, стал город Константинополь на месте древнего города Византия, с чем и связано возникновение самого понятия Византийская империя, явившаяся прямой наследницей эллино-римской культуры. Идеалом образованной личности в Византии считался человек, получивший традиционное эллинистическое образование, сочетавший христианско-православное мировоззрение с греко-римской литературно-гуманистической образованностью. В Византийской империи высокого уровня развития достигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, характерные еще для греко-римского мира. В простонародных семьях в основе лежало трудовое и начальное христианское воспитание, передача от отца сыну знания определенного ремесла, а от матери дочери навыков домоводства, в свою очередь в состоятельных и знатных семьях не только мальчики, но и девочки обучались грамоте. Характерной чертой византийской жизни являлась высокая культура домашнего воспитания. Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети обучались письму и чтению, но только если грамотными были их родители. В знатных семьях мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педагога, который наблюдал за играми ребенка и учил его грамоте, так же в высокопоставленных семьях образование могли получить и девочки. Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой. Проанализировав первоисточники, я могу сделать вывод, что в Византии не существовало социальных ограничений на получение образования: школы могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. За исключением монастырских и дворцовых школ, обучение было платным [3]. В школах грамоты, т.е. на первой ступени обучения, дети получали элементарное образование. Численность таких школ или сокращалась, или увеличивалась, но сеть их была более широкой, чем в Западной Европе. Дети начинали учиться с 5-7 летнего возраста, а курс обучения длился 2-3 года. Византийская школа грамоты являлась как бы христианизированным продолжением эллинистической элементарной школы. Произошли некоторые изменения в средствах обучения: свитки были заменены тетрадями, пергамент и папирус с XI века вытесняется бумагой, а палочка-стиль сменилась птичьим пером. Однако учащиеся всё также обучались по буквослагательному методу с обязательным произношением написанного вслух. Господствовала методика заучивания текстов наизусть [2]. В школьном обучении использовались традиционные учебные тексты античных школ, дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. В обучении счету изменений не было: сначала счет на пальцах, затем использовались камушки, потом абак – счетная доска. В отличие от античной и эллинистической традиции обучения в содержании начального образования отсутствовала физическая подготовка детей, а музыка заменялась церковным песнопением. Дидасколы – учителя начальных классов – использовали мнемонические приемы и соблюдали последовательность в обучении, т.е. следуя принципу «от простого к сложному». Элементарные школы для большинства детей были первой и последней ступенью организованного обучения. Были и такие начальные школы, где учились исключительно по библейским книгам и сочинениям христианских писателей. Повышенное образование византийцы получали в частных, церковных и государственных грамматических школах. Почти все дети гражданской элиты проходили эту ступень обучения. Большое внимание уделялось грамматике, риторике, диалектике и поэтике. А вот арифметику, геометрию, музыку и астрономию в Византии изучали немногие. Цель обучения состояла в формировании у детей общей культуры и красноречия, развития мышления. Важным средством обучения считалось состязание школьников друг с другом в риторике и толковании текстов [1]. Школьное обучение имело своей целью научить школьников активному владению речью, развить у них умение пересказывать, цитировать на память тексты, давать описания и импровизировать. Ученики составляли речи, комментарии к текстам, давали описания памятников искусства и т.д. Учебный день византийского школьника начинался с молитв. Дидаскол с помощью старшего ученика в конце учебной недели проверял знания учащихся. Неуспехи в учебе и нарушение дисциплины по эллинистической традиции наказывались розгами. Создание высшей ступени образования – характерная черта византийской цивилизации. В Константинополе высшая школа была организована при императоре Феодосии II в 425 году и получила наименование «Аудиториум». Само название говорит об основном методе преподавания – лекции и комментарии преподавателей, которых называли «консулами философии». Всего в константинопольской высшей школе учебные занятия вели более 30 преподавателей, обучавших как на греческом, так и на латинском языке. С VII-VIII веков языком образования всех уровней стал исключительно классический греческий [3]. В константинопольской высшей школе времени ее расцвета обучали, прежде всего, платоновской и неоплатоновской философии. Детей обучали комментированию и критике греческих текстов, знакомили с метафизикой как методом исследования природы, философией, богословием, медициной и музыкой. Основной формой обучения являлся диспут. Идеалом выпускника высшей школы считали энциклопедически образованного государственного или церковного деятеля. Об уровне обучения в этой школе можно судить по деятельности ее учеников – славянских просветителей Кирилла (ок. 827 - 869) и Мефодия (ок. 815 - 885). Они были «создателями» школы «ученья книжного» в славянском мире. Помимо высших школ в Византии существовали своеобразные кружки-салоны, объединявшие образованных людей, которые группировались вокруг мецената-философа, это были своеобразные домашние академии. Они являются выходцами от греко-римского мира, философских школ древности. Что же касается высшего богословского образования, то его получали в монастырях. Их важная роль в деле образования в Византии сохранялась вплоть до XV века, когда в Европе монастырские школы уже пришли в упадок. Типичная богословская школа VI века – это и школа, и общежитие, и религиозная община. Учащиеся и преподаватели жили в одном доме, составляя «братство». Главным предметом занятий выступало Священное Писание, которое изучали в течение трех лет, начиная с Книги Бытия. Даже обучение грамоте осуществлялось на этой основе. Методика обучения представляла собой совместное чтение текста Священного Писания, его переписывание и учение [2]. 1.2 Обзор основных педагогических идей выдающихся мыслителей Византии В IV-V веках в Византийской империи научную и учительскую деятельность осуществляли эллинистически образованные философы и риторы, которые перенесли в новую эпоху наследие греко-римской цивилизации в области педагогических знаний. По характеру своей образованности они мало чем отличались от своих предшественников – риторов античного мира. Отличия стали очевидными лишь в VI-VII веках. Специфика византийской педагогической мысли заключалась в слиянии и переплетении античных педагогических идей с представлениями о воспитании человека, деятелей и мыслителей восточной православной церкви. Эта двойственность педагогической мысли и всего мышления людей того времени – характерная черта тысячелетнего существования Византийской империи. Христианские мыслители ранневизантийского периода были людьми с эллинистическим образованием, полученным в лучших школах Малой Азии, Сирии, Афин и Константинополя. Все античные воззрения на воспитание им были хорошо известны, как и практика эллинского воспитания. В то же время они продолжили линию педагогической мысли Климента Александрийского, Оригена и других христианских мыслителей римской эпохи [3]. Самыми известными отцами церкви христианского Востока того времени были Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. Христианские мыслители IV века рассматривали человеческое тело как вместилище души. Высшее в душе, по их мысли, - ум и «душевная прозорливость», открывающие путь к познанию Бога. Душевные способности необходимо не только воспитывать, но и направлять к достижению истинных, высших целей, поскольку в реальной жизни способности человека становятся «благом или злом» в зависимости от их применения в конкретной ситуации [1]. Огромное влияние на формирование византийско-православной педагогической мысли оказал Иоанн Златоуст (ок. 349 – 407), один из наиболее известных проповедников идей восточной христианской церкви. Им пропагандировались, с учетом античного наследия, такие методы воспитания, как наставление и беседа. Почти сразу же после его смерти, в начале V века, он был назван «вселенским учителем и святителем», однако полной славы достиг в VII веке. В деле воспитания, считал Иоанн Златоуст, обращаться необходимо к тому, что отражает Образ Божий – свободу Воли, нравственность. Вследствие такого подхода он порицал применение в воспитании методов авторитарного давления, принуждения и отдавал предпочтение увещеванию, совету и предостережениям. Максим Исповедник (ок. 580 – 662) продолжил линию на соединение эллинистических и христианских педагогических идей. Проблеме воспитания человека в его философско-богословском наследии уделено центральное внимание. По традиции, идущей от античного мира, человека он рассматривал как микромир, как связующее звено между телесным и духовным, т.е. божественным миром. Отсюда следовал вывод, что человек должен формироваться гармонично. От достижения внутренней гармонии в человеке зависят равновесие и порядок во внешнем мире, во всей Вселенной. Этот подход отводил воспитанию новую роль, видя его цель в поэтапном соединении, слиянии человека с Творцом. Содержание образование обнимало «весь мир» и находило свое выражение в Божественном слове – Логосе [4]. Интересные педагогические мысли содержались в трудах Иоанна Дамаскина (ок. 676 – 749), выдающегося мыслителя Византии. Иоанн Дамаскин справедливо считается первым христианским средневековым ученым-схоластом. Идеи, высказанные им в трактате «Источник знания», повлияли на западноевропейское богословие, в частности на воззрения Фомы Аквинского и еще в большей мере – на воззрения древнерусских мыслителей. Этот трактат представлял собой собрание философских, богословских и педагогических идей, в котором развивалась мысль о необходимости универсального, энциклопедического и богословского образования. Большое внимание вопросам воспитания уделял византийский патриарх Фотий (ок. 820 – 896), наставник Кирилла и Мефодия – славянских первоучителей – организатор школьного дела. Педагогические высказывания Фотия можно считать типичными для эпохи Средних веков. Симеон Новый Богослов (ок. 949 – 1022) – византийский религиозный деятель мистического направления, философ и поэт – продолжил восточно-христианскую традицию в развитии педагогической мысли. В отличие от Фотия, он отрицательно относился к светской образованности, хотя сам получил блестящее образование в константинопольской школе, где светские и духовные знания не противопоставлялись. Симеон негативно относился ко всему светскому, отрицая эллиническую школу как образовательное учреждение и ратуя за монастырское обучение. Крайностям монастырских форм религиозного воспитания и обучения противостоял философ Михаил Пселл (ок. 1018 – 1078). Признавая учение о земной и небесной природах человека, он считал, что образование человека должно проходить два этапа: изучение наук и низшей природы, завершающееся усвоением элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии [3]. Наиболее видной фигурой последнего периода византийской философской и педагогической мысли можно считать Георгия Гемиста Плифона (ок. 1355 – 1452), в некоторой степени отходившего от идеалов христианства. Он родился в Константинополе, но его деятельность проходила в западной части Византийской империи – Мистре, бывшей древней Спарте, которая в XV веке стала одним из центров византийской гуманистической культуры. Возникший вокруг Плифона кружок посещали византийские, и малоазийские, и итальянские гуманисты. Целью воспитания было достижение совершенства, отклоняясь от которого человек впадает во зло. Образованность человека он тесно связывал с его воспитанием, считая, что путь победы зла в себе равен пути развития своих умственных способностей и душевных сил: достижение поставленной цели воспитания невозможно без усилий самого человека, без его стремления к самообразованию [2]. В последующую эпоху влияние Византии в той или иной степени испытала Персия, Закавказье, арабский мир, Восточная и Западная Европа. Одновременно и культура Византии продолжала подвергаться влиянию культур других народов. Переплетение разных ветвей культуры человечества придавало неповторимый колорит православной византийской цивилизации: античное миросозерцание, внимание к вопросам воспитания, сочетание светского элемента в образовании с христианским вероучением, которое исповедовали эллинистически воспитанные люди, подчиненность церкви и школы власти кесаря – все это было характерно для Византии [3]. Выводы по 1 главе Западноевропейскую цивилизацию и ее систему образования трудно понять вне учета византийского влияния. В Европе образование длительное время строилось на основе изучения латинского и греческих языков. Традиции обучения по античным книгам, как реликт древнего мира, сохранялись на протяжении всего Средневековья и передавались Западу, прежде всего, через Италию, которая в V веке была провинцией Византийской империи. Многие из византийских мыслителей стали видными учеными и профессорами древнегреческого языка, риторики и античной философии, пропагандистами греко-эллинистического наследия в итальянских и других европейских университетах. Непосредственное их общение с западноевропейскими гуманистами было необычайно плодотворным и своевременным. Для Западной Европы встреча с живыми носителями античного наследия была очень важной, т.к. она знакомилась с античностью по разрозненным текстам, добытым в глубинах монастырских книгохранилищ. Ознакомление с практикой образования и педагогической мыслью Византии оказало огромное воздействие на воспитание и обучение в средневековой Руси и в странах Восточной Европы, а также стимулировало развитие западноевропейской педагогической мысли в эпоху Возрождения. Глава 2. 2.1 Структура школьного образования в Византии В Византии традиционно важную роль играло домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети, у которых не было возможности получить достойное образование в школах, с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Ремесленники помимо ремесленной стези могли обучить своих детей только письму и счету. Дети из состоятельных семей (в основном мальчики 5-7 лет) учились грамоте и получали книжное образование, попадая под присмотр учителя-наставника [1]. К сожалению, о воспитании девочек и девушек в империи мало что известно, может быть, потому, что девочка воспринималась как будущая хранительница домашнего очага. Они не могли поступать в высшие учебные заведения, но девочки из просвещенных и знатных семей часто получали блестящее образование на дому. Система образования (энкикилос пайдеусис) состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей. Первой ступенью были школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Оно существовало фактически повсеместно, начиналось в 5 – 7-летнем возрасте и длилось 2-3 года. В программах, формах, методах и средствах обучения сочетались как античные, так и новые черты. Присущие античной школе свитки, пергамент, папирус, стило были постепенно заменены бумагой и птичьим или тростниковым пером. Как и в античные времена, грамоте обучались буквослагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух. Господствовали мнемонические приемы обучения. Это вполне объяснимо, так как разговорный язык того времени существенно отличался от классического греческого, который изучали в школе и на котором излагались учебные тексты (например, басни, поэмы Гомера и пр.), дополненные Псалтырем и житиями святых. Особых перемен в методах обучения счету не произошло. По-прежнему сначала учили с помощью пальцев, затем использовали счетный материал (камушки), после обучались с помощью счетной доски – абака. Характерной чертой византийского образования было отсутствие в нем физической подготовки ребенка. Зато в программу школ грамоты входило также церковное пение. Помимо школ грамоты, существовали начальные учебные заведения, где обучались дети особо религиозных родителей. В таких школах изучали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием. Мало кто продолжал учиться в высших учебных заведениях. Образование выше начального (педиа или энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими, т.е. частными и государственными. Постепенно образование выше начального сосредоточилось в столице империи – Константинополе, где в IX – XI вв. насчитывалось до десяти соответствующих учебных заведений. Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети с 10 – 12-летнего до 16 – 17-летнего возраста, т.е. 5-6 лет. До первой трети X века обычно в каждой школе был один учитель – дидаскол. Ему помогали несколько лучших учеников-репетиторов – экритуа. Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии, мнение которых обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Также между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Дидасколы, в свою очередь, получали плату от родителей учеников. Следует заметить, что заработки были довольно скромными. Постепенно структура средних школ становилась более сложной. В них работали группы преподавателей. Направления деятельности этих школ санкционировались властями. Фактически вся гражданская и церковная верхушка училась в грамматической школе. Цель обучения состояла в овладении "эллинской наукой" (пайдейя), формировании у обучающихся общей культуры и красноречия, развития мышления. Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из двух «четвериц». В первую входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением предметов первой "четверицы". Среди методов обучения популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Учителя придерживались традиционной методики обучения: читали традиционные учебные пособия, давали образцы толкования, задавали вопросы и отвечали на них, организовывал дискуссии. Учащиеся же цитировали на память, делали пересказы, комментарии, описания (экфразы) и импровизации (схеды). Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие знания. Учащиеся изучали поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита, Библию, тексты отцов церкви. В X веке из программ была исключена латынь и всё, что было связано с «варварским» Западом. Как видно, чтение было одним из важнейших источников знаний. И обыкновенному школяру необходимо было самому разыскивать нужные ему книги. В конце учебной недели учитель и один из старших учеников проверяли знания учащихся. Тем, кто не преуспел в каком-либо предмете, полагалось физическое наказание. Заключающей ступенью образования являлись высшие учебные заведения. Ряд из них создан был еще в античную эпоху в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте и Дамаске. Каждое имело определенную специализацию. Например, в Афинах и Антиохии велось усиленное изучение риторики, в Александрии – философии, филологии и медицины. В 425 г. в Константинополе при императоре Феодосии II была учреждена высшая школа – Аудиториум. С IX века ее именовали Магнавра (золотая палата) по названию одного из помещений императорского дворца. Следует заметить, что школа была государственным учреждением, т.е. она находилась в полном подчинении императора. Преподаватели являлись государственными служащими, получали жалованье от императора и составляли особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков, в их числе были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы. В этой школе велась подготовка чиновников, дипломатов, военачальников. В ней преподавались грамматика, риторика и философия, а также естественные науки — арифметика, геометрия, музыка и астрономия. В IX веке школой руководил один из виднейших педагогов своего времени Лев Математик. Он возглавлял её до конца своей жизни. Вначале обучение велось на латинском и греческом языках. Но с VII - VIII веков преподавали исключительно на классическом греческом языке, так как в этот период шла активная борьба с еретичеством. В XV веке вновь стало обязательным изучение латинского языка, также в программу были включены новые иностранные языки. Со временем обучение приобретало специальную направленность, предпочтение все более отдавалось юридическому образованию. Ведущим направлением обучения в константинопольской высшей школе было изучение античного наследия. В Магнавре изучалась философия Платона и неоплатоников, классические греческие тексты. Кроме того, обсуждались сочинения христианских богословов, прежде всего Иоанна Златоуста и Василия Кесарийского. В программу входили метафизика как метод познания природы, богословие, медицина и музыка, философия, история, этика, политика и юриспруденция. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Идеалом выпускника византийской высшей школы считался энциклопедически образованный общественный и церковный деятель. Об уровне образованности выпускников этой школы можно судить по деятельности первых просветителей Руси Кирилла и Мефодия. Помимо Магнавры, в Константинополе действовал ряд других высших школ, находившихся в непосредственном подчинении императоров: юридическая, медицинская, философская, патриаршия. В домах состоятельных и именитых византийцев существовали кружки-салоны – своеобразные домашние академии. Они группировались вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Наиболее известные подобные кружки – патриарха Фотия (IX век), Михаила Пселла (XI век), Андроника II Палеолога (XIV век) и других. Вплоть до XIV века усиливалась роль монастырей в развитии высшего образования. Монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции, изначально это были религиозно-педагогические общины, где главным предметом изучения была Библия. На её основе учили грамматике и философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали. Глава школы именовался "толкователем". Обучались в ней около трех лет. Монастырские школы руководствовались определенными уставами. Стоит сказать о том, что Византийскую империю по праву можно назвать одной из первых, кто сумел не только понять, что важной составляющей политики государства является образовательная политика, но и применил это на практике. Об этом может говорить её социально-экономическое и научно-техническое развитие и рост культуры [2]. 2.2 Влияние педагогической теории и практики Византии на развитие педагогики Список литературы 1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с. 2. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: учебное пособие для вузов / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2002. – 603 с. 3. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века: Учебное пособие для педагогических вузов/ под общей редакцией академика А.И. Пискунова – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 496 с. 4. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник для вузов / В.Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 351 с. 5. Научный Богословский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1453971.html. (Дата обращения: 3.02.17). 6. Сайт педагога-исследователя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://si-sv.com/publ/16-1-0-145. (Дата обращения: 16.11.16). Размещено на Allbest.ru 18 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: