- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
PDM-системы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006838 |
Тема: | PDM-системы |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА» Институт транспорта и технического сервиса Научно-исследовательская работа на тему: «PDM-системы» Специальность: «Сервис» Студентка Соловьёва Виктория Андреевна Руководитель, Кандидат технических наук, Доцент П. М. Клачек Оценка: Калининград 2016 Содержание Введение 3 1. Назначение и история создания PDM систем 5 1.1. PDM системы первого поколения 5 1.2. PDM системы второго поколения 6 1.3. PDM системы третьего поколения 7 1.4. PDM системы четвертого поколения 8 2. Цели и задачи внедрения PDM- систем 9 2.1 Сущность PDM- систем 9 2.2 Этапы разработки перспективного плана внедрения PDM- систем 12 2.3 Принципы оценки эффекта от внедрения PDM-систем 17 2.4 Этапы внедрения PDM на российских предприятиях 31 3. Внедрение PDM-системы в ЗАО «Александрия 32 3.1 История 32 3.2 Разработка перспективного плана внедрения РDM- системы в ЗАО «Александрия 33 3.3 Применение PDM в ЗАО «Александрия 36 Заключение 37 Библиография 38 Введение Актуальность исследования: любая страна, стремящаяся занять лидирующие позиции в мировой экономике, должна стремиться к повышению конкурентоспособности своей продукции, инвестиционной привлекательности предприятий, обеспечению гарантированного уровня качества на всех стадиях жизненного никла изделий, достижению технологической независимости в наиболее важных областях промышленности, росту производства наукоемкой продукции. Реализация перечисленных целей возможна только благодаря глубокой модернизации промышленности на основе использования современных достижений науки и техники, новых информационных технологий [6]. В работе рассмотрены цели и задачи внедрения PDM- систем; приведена сущность PDM - систем; а также рассмотрены этапы разработки перспективного плана внедрения PDM- систем и принципы оценки эффекта от внедрения. Разработан план внедрения PDM- системы в ЗАО «Александрия». Проблема исследования: для предприятий, выполняющих крупномасштабные и наукоёмкие проекты, характеризующиеся многономенклатурностью изделий и длительным циклом разработки, производства и эксплуатации, таких как ЗАО «Александрия», наиболее актуальна проблема обеспечения интеграции и совместного использования информации, порождаемой на всех этапах жизненного цикла изделия (ЖЦИ), в рамках внедрения PDM-системы. Применение PDM-системы является стратегическим направлением, следуя которым можно обеспечить рост конкурентоспособности выпускаемой продукции и эффективности производства. По оценкам экспертов, эффективность производства, реализованного на базе PDM, примерно на 30-40% выше эффективности традиционного производства. Внедрение PDM-системы позволяет обеспечить сокращение: •затрат на разработку и производство наукоемкой продукции на 20-30%; •затрат, связанных с браком и устранением дефектов продукции на 15-20%; •затрат в период эксплуатации продукции - на 20-25%; •времени выхода новых образцов на рынок - на 60-70%. Цель исследования: показать необходимость применения PDM-системы для автоматизации производственного процесса и эффективность их использования в ЗАО «Александрия». Объект исследования: швейное предприятие ЗАО «Александрия». Предмет исследования: применение PDM технологий на примере ЗАО «Александрия». 1. Назначение и история создания PDM систем 1.1. PDM системы первого поколения PDM системы появились на мировом рынке совсем недавно, а именно в конце восьмидесятых – начале девяностых годов двадцатого века, но за около двух десятков лет сменилось уже три поколения этих систем, что говорит об их значимости и широте применения. Аббревиатура PDM изначально расшифровывается как «Product Data Management» , что означает, в переводе с английского, «управление данными об изделии». Количество информации об изделии сегодня постоянно растет, и вследствие этого в названии систем заменили слово «Data»(данные) на «Definition»(определение). Необходимость в PDM системах была логичным звеном в цепочке преобразований конца 20 века, проводимых на предприятиях. С развитием информационных технологий на промышленных предприятиях начинали внедрять CAD системы или САПР. Но САПР не включала в себя программное обеспечение, которое бы могло систематизировать созданные файлы. Разработка новых систем была выделена в отдельную задачу и привела к появлению PDM систем первого поколения. Такие PDM полностью согласовывались с САПР с точки зрения удобства в использовании, включали в себя систему управления базой данных (СУБД) и генератор отчетов для введения изменений данных об изделии. Сложность создания систем заключалась в индивидуальности проектов промышленных предприятий. Каждый заказчик представлял структуру изделия, структуру отношений между участниками проекта и общую информацию о проекте. Все это служило первоначальными данными для создания практически уникальных систем, сохраняющих общим лишь основной принцип действия. 1.2. PDM системы второго поколения Но эффективность PDM окупала затраты, стала видна перспектива развития и использования систем в производстве. К середине девяностых была сформулирована новая задача: разработка PDM систем второго поколения для производственных групп и подразделений предприятий. Новые функции включали в себя работу не только с конструкторскими проектами, но и с технологиями. Круг пользователей систем был расширен от группы разработчиков до нескольких отделов, таких как технологический, управленческий и плановый. Был введен уровень доступа для каждого участника на каждом этапе работ над изделием. PDM системы перешли от задачи управления данными о проекте к задаче управления жизненным циклом изделия. К главным минусам передовых систем по-прежнему относилась высокая сложность в их разработке. 1.3. PDM системы третьего поколения Идея внедрения систем управления информацией об изделии продолжала активно развиваться. Произошел важный переворот в представлении об устройстве PDM. Системы первого и второго поколения получали информацию о структуре изделия в виде файлов САПР. Но было установлено, что не конструкторы-проектировщики задают первую версию структуры. Изначально учитываются требования заказчиков и результаты анализа рынка, а на основе этого диктуются тактико-технические характеристики разработки. Стало ясно, что эффективнее автоматизировать процесс создания первоначальной структуры, и затем передавать эту информацию непосредственно из PDM в САПР предприятия. Идеи были воплощены в жизнь. PDM системы третьего поколения осуществляли контроль структуры и жизненного цикла изделия, а также контроль изменения информации об изделии и контроль поступающих работ со стороны каждого конкретного участника. Такая PDM могла работать с ERP-системами (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия). Но проблема с узкой специализации систем для каждого предприятия осталась. С помощью PDM, созданной только для определенного предприятия, выпускались серии продуктов. Массовое производство окупало все затраты. 1.4. PDM системы четвертого поколения Но развитие PDM на создании моделей третьего поколения не закончилось. Возникли новые идеи по модернизации промышленности, а именно идеи глобализации производства. Достижения в области транспорта и связи создавали новые перспективы в сотрудничестве предприятий друг с другом. Теперь важно было эффективно распределить задания между исполнителями, оценивая возможности участников проекта. Совместная работа становилась прибыльнее серийного производства для предприятия. Но для успешного выполнения работы требовалась мобильность, то есть возможность быстро перестроить производство под многочисленные требования заказчиков. Для реализации этих идей были разработаны новые системы - PDM четвертого поколения. Предыдущая опора систем на объемные базы данных становиться бесполезной. Быстрый и рациональный учет изменений – вот главная задача, выполняемая PDM четвертого поколения и соответственно современными системами. Этим обусловлены новые функциональные возможности PDM, такие как отслеживание заявок на всевозможные изменения и своевременное и необходимое оповещение об этих изменениях. Для учета требований к заказу значительно расширена и развита организация связи с клиентами. Новые PDM ориентированы на использование современных технологий в области сети Интернет, что придает удобство в использовании систем и значительно улучшает коммуникативные функции. В системах изменен и характер управления данными. Тесное сотрудничество при реализации проекта требует постоянного обмена данными и доступа из базы данных одного участника в базу данных другого. PDM системы четвертого поколения относятся к современным системам. 2. Цели и задачи внедрения PDM- систем 2.1 Сущность PDM- систем PDM системы появились на мировом рынке совсем недавно, а именно в конце восьмидесятых – начале девяностых годов двадцатого века, но за около двух десятков лет сменилось уже три поколения этих систем, что говорит об их значимости и широте применения. Необходимость в PDM системах была логичным звеном в цепочке преобразований конца двадцатого века, проводимых на предприятиях. С развитием информационных технологий на промышленных предприятиях начинали внедрять CAD системы или САПР – наборы программ, способных создавать конструкторские чертежи и трехмерные модели для облегчения работы с изделиями. Но САПР не включала в себя программное обеспечение, которое бы могло систематизировать созданные файлы. Потребность в ПО не вызывала сомнений, так как, например, при работе в группе над одним и тем же изделием у разработчиков возникали проблемы. Разработка новых систем была выделена в отдельную задачу и привела к появлению PDM систем первого поколения [1] . Такие PDM полностью согласовывались с САПР с точки зрения удобства в использовании, включали в себя систему управления базой данных (СУБД) и генератор отчетов для введения изменений данных об изделии. Сложность создания систем заключалась в индивидуальности проектов промышленных предприятий. Каждый заказчик представлял структуру изделия, структуру отношений между участниками проекта и общую информацию о проекте. Все это служило первоначальными данными для создания практически уникальных систем, сохраняющих общим лишь основной принцип действия. Эффективность PDM окупала затраты, стала видна перспектива развития и использования систем в производстве. К середине девяностых была сформулирована новая задача: разработка PDM систем второго поколения для производственных групп и подразделений предприятий. Такие PDM были значительно расширены и дополнены. Новые функции включали в себя работу не только с конструкторскими проектами, но и с технологиями. Системы PDM следят за большими, постоянно обновляющимися массивами данных и инженерно-технической информации, необходимыми на этапах проектирования, производства или строительства, а также поддержки эксплуатации, сопровождения и утилизации технических изделий – «продуктов». Системы PDM в этом плане отличаются от баз данных тем, что интегрируют информацию любых форматов и типов, поступающую от различных источников, предоставляя ее пользователям уже в структурированном виде, причем структуризация привязана к особенностям современного промышленного производства. Системы PDM отличаются и от интегрированных систем офисного документооборота, так как текстовые документы - далеко не самые "нужные" на производстве, куда важнее геометрические модели, данные для функционирования автоматических линий. Короче говоря, любая информация, необходимая на том или ином этапе жизненного цикла изделия, может управляться системой PDM, которая предоставляет корректные данные всем пользователям и всем промышленным информационным системам по мере надобности. Наряду с данными, PDM управляет и проектом - процессом разработки изделия, контролируя собственно информацию об изделии - "продукте", о состоянии объектов данных, об утверждении вносимых изменений, осуществляя авторизацию и другие операции, которые влияют на данные об изделии и режимы доступа к ним каждого конкретного пользователя. Таким образом, речь идет о полном, централизованном и постоянном автоматизированном контроле за всей совокупностью данных, описывающих как само изделие, так и процессы его конструирования, производства, эксплуатации и утилизации. Ресурсами PDM системы могут пользоваться все службы, участвующие в процессе разработки и создания новых изделий - от отдела главного конструктора до служб снабжения и маркетинга. Системы PDM обеспечивают эквивалентные базовые возможности 11 манипулирования структурой продукта. Сюда относится определение и модификация структуры, поддержка версий и опций дизайна и другие возможности. Несмотря на сходство спектра предоставляемых средств, в этой области существуют реальные различия между системами, которые относятся к типам отношений, поддерживаемым в структуре, и механизмам, которые используются для реализации опций и версий. Управление структурой продукта предоставляет возможности и для разработки интерфейсов с другими прикладными системами. 2.2 Этапы разработки перспективного плана внедрения PDM- систем Внедрение PDM-систем – длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс, гораздо более сложный, чем внедрение систем автоматизации проектирования. Для организации инженерного документооборота на предприятии недостаточно купить соответствующий программный пакет и, проведя необходимые инсталляции, приступить к работе. Адаптация систем проектирования и подготовки производства является сложным и длительным процессом, охватывающим многие подразделения предприятия, поскольку он сопровождается изменением не только общей организации производственного процесса, но и методов работы многих категорий специалистов и руководителей. Возникает новая система взаимодействия как специалистов, так и целых подразделений между собой. Сбои в работе одного подразделения отражаются на работе других и, в конечном итоге, на функционировании предприятия в целом. Адаптация PDM-системы должна осуществляться последовательно, начиная с малого (например, с настройки справочников) и заканчивая вводом алгоритмов расчета. Основные этапы, которые необходимо осуществить при внедрении систем: формирование группы выбора PDM-системы; анализ, оценка и оптимизация существующих бизнес-процессов; составление требований к PDM-системе; анализ рыночных предложений и выбор PDM-системы; составление плана внедрения; заполнение системы нормативно-справочной информацией, совместимой с другими системами предприятия и не противоречащей им (это чаще всего справочники оборудования, операций, видов работ, оснастки, персонала и т.д.); определение параметров и алгоритмов расчетов по заготовке, что позволит более точно рассчитывать нормы расходов материалов; определение алгоритмов (в соответствии со стандартами предприятия, ГОСТ и другими нормативными документами) расчета трудоемкости по каждой операции (в соответствии с персоналом и оборудованием. Выбор PDM-системы требует тщательной подготовки, внимания и больших усилий. На большинстве предприятий все же формируется специальная группа сотрудников (состоящая обычно из 5-6 человек), занимающаяся только выбором PDM-системы. Необходимо собрать вместе людей, разбирающихся в информационных потоках всего предприятия и знающих его наиболее узкие места. Группу необходимо формировать из специалистов в таких предметных областях, как проектирование, документный контроль, инжиниринг производства, продажи и менеджмент. После выявления этих областей их необходимо ранжировать в соответствии с приоритетами предприятия. Первым шагом при выборе PDM-системы должно стать четкое определение бизнес-целей, обоснованности ее внедрения на предприятии. PDM-система необходима для предприятия, если в результате ее внедрения: сокращаются производственные отходы и время на доработку изделия, а также уменьшается время выхода продукции предприятия на рынок за счет упрощения производственного цикла. Формулировка этих целей очень важна, потому что именно они объясняют мотивацию приобретения PDM- системы, и на их основе определяются основные принципы для оценки конкурирующих программных продуктов [4] . Основные требования к PDM-системе должны быть сформулированы в процессе нескольких совещаний. Для окончательного принятия решения по выбору PDM-системы обычно требуется несколько месяцев. Основным критерием выбора является правильная расстановка приоритетов для возможностей PDM-системы. Одновременно с этим необходим полный список желаемых возможностей с расставленными приоритетами (их число может достигать сотен). Далее необходимо представить перечисленные возможности в виде листа требований к PDM-системе. После формулировки бизнес-целей предприятия и требований к PDM- системе следует собрать максимально полную информацию о предложениях на рынке. Необходимо составить список потенциальных поставщиков PDM- систем. В процессе выбора информация о PDM-системах собирается из сведений, полученных на встречах с поставщиками PDM-систем, демонстрациях программных продуктов, выставках, конференциях, из специализированной литературы, докладов и публикаций. После сравнения этой информации с предъявленными требованиями составляется список лучших претендентов. Затем их предложения изучаются уже более внимательно. Полученная информация подвергается сравнительному анализу. Она позволяет оценить (на качественном уровне), насколько полно альтернативные PDM-системы соответствуют выдвинутым предприятием требованиям (каждому из них). После формулировки системных спецификаций, требований пользователей, завершения сравнительного анализа необходимо выбрать конкретную PDM-систему и ее поставщика. Необходимо удостовериться, что поставщик и его продукт действительно смогут решить бизнес-проблемы предприятия, т. к. в ряде PDM-систем все-таки больше продекларированной маркетинговой шелухи, чем реальных возможностей [5]. При сравнительном анализе очень часто используется всем известный метод экспертных оценок (весовых коэффициентов), позволяющий выровнять количество баллов для каждой рассматриваемой возможности в соответствии с их относительной важностью. После экспертного опроса сравниваемые системы ранжируются по общему количеству набранных ими баллов. Хороший поставщик будет стремиться работать в тесной кооперации с клиентом, начиная с этапа планирования внедрения системы и до конца проекта. Поэтому еще одним важным критерием выбора является доверие к поставщику PDM-системы и комфортноcть работы с ним. При создании единого информационного пространства для всех участников ЖЦИ, PDM-система выступает в качестве средства интеграции всего множества используемых прикладных компьютерных систем (САПР, и т.п.) путем аккумулирования поступающих от них данных в логически единую модель на основе стандартных интерфейсов взаимодействия. стандартный интерфейс взаимодействия. Рисунок 1 – Единая модель PDM-системы Внедрение PDM-систем это чрезвычайно трудоемкий и сложный процесс, требующий значительных затрат не только финансовых ресурсов, но и личного времени как внедренцев, так и персонала предприятия. Внедрение PDM-системы обязательно должно начаться с планирования. При этом на планирование необходимо потратить ровно столько времени, сколько необходимо. Спешить здесь нельзя. Правильно проведенное планирование это залог успешности внедрения. Необходимо определить, какие ресурсы (люди и время) необходимы. . Внедрение PDM-системы необходимо осуществлять последовательно, начиная с малого. Одной из наиглавнейших ошибок многих предприятий является попытка внедрения PDM-системы сразу и везде. Это неправильный путь. Одним из способов повышения шансов на успех проекта внедрения и минимизации возможности появления неприятных сюрпризов является выполнение пилотного проекта в небольшой группе или в конкретном специальном проекте. После успешного внедрения PDM- системы на одном из небольших производственных участков предприятия (и проверки ее работоспособности) можно продолжить ее внедрение (масштабировать систему) на всем предприятии. Такой подход поможет сэкономить деньги и решить многие проблемы (неизбежно возникающие при внедрении) на начальном этапе. А также проверить, насколько обоснованы ожидаемые результаты внедрения реальности. Пилотные проекты незначительно увеличивают общую стоимость выполнения всего проекта. Может показаться, что пилотный проект значительно удлинит общее время внедрения. На самом деле выявление и устранение многих неожиданных проблем на раннем этапе (в ходе выполнения пилотного проекта) может существенно сократить срок выполнения всего проекта внедрения в целом. После успешного внедрения PDM-системы очень важно закрепить успех (эффективно эксплуатировать ее). На предприятии должен существовать отдельный бюджет (желательно) для проведения технической поддержки, эксплуатации системы и ее модернизации. Во время процесса планирования и внедрения PDM-системы очень важно его тщательно документировать в соответствии с разработанными стандартами и процедурами. Это значительно облегчит эксплуатацию системы и действия администратора при ее восстановлении в случае сбоя. 2.3 Принципы оценки эффекта от внедрения PDM-систем Чтобы сохранять и наращивать конкурентоспособность предприятия, требуется серьезная автоматизация планирования и управления, а также модернизация проектно-конструкторских и технологических бизнес-процессов на базе информационных технологий и как следствие внедрение РDМ-системы. Одна из главных проблем при принятии решения о внедрении PDM-системы заключается в том, что ее внедрение требует значительных материальных затрат, а положительный эффект от ее применения не всегда очевиден. В связи с этим немаловажным является не только оценка результатов применения PDM-технологии, но и прогнозирование этих результатов для конкретного предприятия с учетом его специфики. По мнению отечественных специалистов, применение РDМ-систем приводит к существенной экономии и получению дополнительной прибыли, достигаемых за счет сокращения: сроков вывода новой продукции на рынок (до 75 %); затрат на проектирование сложной продукции (до 30 %); доли брака и объема конструктивных изменений (до 70 %); расходов на подготовку эксплуатационной и технической документации (до 30-40 %) [8]. Существуют три основных варианта (уровня) реализации системы информационной поддержки ЖЦИ на предприятиях: электронный архив технической документации предприятия; система электронного технического документооборота предприятия; система информационной поддержки ЖЦИ [11]. Методика оценки эффективности внедрения PDM-технологий должна иметь комплексный характер: помимо экономии традиционно выделяемых производственных ресурсов предприятия (сырье, энергия, труд и др.) необходимо оценивать влияние новой организации работы на такие показатели предприятия, как качество продукции, новые методы обслуживания клиентов, и, в конечном счете, конкурентоспособность и общая капитализация предприятия, что в комплексе достаточно трудно оценить единым количественным показателем [7]. Следовательно, комплексный характер методики должен проявляться и при выборе показателей для оценки изменений. Поэтому предлагается комбинированное использование качественных и количественных показателей. Еще раз подчеркнем, что, рассчитывая эффект от внедрения PDM-системы, мы определяем эффективность внедрения не только самой системы PDM, но и новых принципов работы предприятия. Первое предполагает автоматизацию, что приводит к экономии ресурсов, а второе - организационную инновацию. Для оценки экономической эффективности инвестиций в работы по реализации ЖЦИ, используются следующие группы методов. Затратные методы: оценка единовременных затрат на внедрение и закупку программно-аппаратных комплексов; оценка совокупной стоимости владения информационными системами (Total Cost of Ownership, ТСО). Стандартные экономические методы оценки эффекта: оценка возврата инвестиций (Return on Investment, ROI); NPV - чистая приведенная стоимость проекта; отдача активов; цена акционера [9]. Рассмотрим каждый из них. Оценка единовременных затрат на внедрение и закупку программно-аппаратных комплексов. Этот метод может использоваться для минимизации затрат при заранее ожидаемых результатах. Несмотря на все усилия аналитиков, консультантов и специализированных изданий, большинство предпринимателей и управленцев в России до сих пор интересуется только этими затратами. Видимые расходы включают в себя следующие группы затрат: капитальные затраты (на аппаратное и программное обеспечение); расходы на управление ИПИ-технологиями; расходы на техническую поддержку аппаратного и программного обеспечения (ПО); расходы на разработку прикладного ПО внутренними силами; командировочные расходы; расходы на услуги связи; другие группы расходов [9]. Показатель совокупной стоимости владения PDM-системой рассчитывается по формуле (1). (1) где - прямые расходы; - косвенные расходы первой группы; - косвенные расходы второй группы. Методика рассчитывает коэффициент возврата инвестиций в инфраструктуру предприятия по формуле (2). (2) где - показатель совокупной стоимости владения PDM-системой; - суммарный эффект от внедрения ИТ; - инвестиции в ИТ. Для определения показателя NPV необходимо спрогнозировать величину финансовых потоков за каждый год проекта, а затем привести их к общему знаменателю для возможности сравнения во времени по формуле (3). (3) где - первоначальные инвестиции; - чистый поток средств в год i; - годовая ставка дисконта в год i ; - период прогнозирования. Отдача активов. Информационная система рассматривается как активы предприятия, которые должны приносить определенную отдачу. Эффективность использования капитала оценивается исходя из ставки альтернативной доходности (например, информационная система дает большую отдачу, чем вложения в высокодоходные акции). (4) где - коэффициент превышения ставки доходности PDM-системы над ставкой альтернативной доходности; - ставка доходности PDM-системы; - ставка альтернативной доходности. Цена акционера. Данный метод является перспективным для применения в промышленности. В недалеком будущем стоимость акций компаний и привлечение новых акционеров будут определяться квалифицированностью компании в вопросах электронного бизнеса и широкого использования всех И Т, предлагаемых рынком. Собственники компании будут оценивать инвестиции в ИПИ-технологии как вложения в повышение капитализации своих компаний. (5) где - эффективность инвестиций в PDM-системы на привлечение одного акционера; - эффект от внедрения PDM-системы; - количество акционеров до внедрения PDM-системы; - количество акционеров после внедрения PDM-системы [9]. Основной методологический подход к оценке эффективности внедрения ИПИ-технологий заключается в статистической оценке результатов выполнения однородных процессов до и после внедрения системы или ее соответствующего этапа. При этом большое значение имеет выделение рассматриваемого процесса, учет его влияния на общие результаты предприятия, формирование однородной выборки исходных данных. Для каждого этапа жизненного цикла изделия (ЖЦИ) требуется определять свои показатели эффективности [7]. В качестве основных факторов эффективности автоматизации производственного процесса можно использовать: длительность разработки и согласования (проектирования) ТП; затраты на разработку и согласование (проектирование) технологических процессов; повышение качества изделия [9]. В результате инвестиций в работы по реализации ЖЦИ, как правило, получают ускорение введения изменений в конструкторскую и технологическую документацию и уменьшение количества ошибок при автоматизации операций преобразования структуры информации. Но оценить количественно такое качественное улучшение в зависимости от характеристик операций информационной интеграции не представляется возможным. Поэтому при исследовании влияния каких-либо характеристик на эффективность производственного процесса учитывают в основном их влияние на трудоемкость и длительность процесса, предполагая, что их дополнительное положительное влияние на качество продукции только увеличит эффект от внедрения этих ИТ и позволит получить большую эффективность автоматизации [8]. Сравнивая все вышеперечисленные показатели для бумажного и электронного документооборота, анализируют, каким образом они повлияют на эффективность производственного процесса предприятия в целом. Чтобы оценить сокращение сроков на ТПП, сравнивают показатели бумажного документооборота (до начала автоматизации) с показателями уже внедренной PDM-системы. Для этого выбирают одинаковые промежутки времени сравнения, например год. Время ТПП оценивают как сумму времени разработки ТП и времени прохождения технологической документации по цепочке от утверждения до момента сдачи ее в архив. Это время - разность между датами начала разработки (фиксируется по моменту документации из КБ либо по началу работ в соответствии с планом-графиком) и окончания разработки (фиксируется по моменту поступления документации в архив). После внедрения PDM-системы распределение финансовых потоков принимает новый вид. Сокращение затрат на разработку и согласование ТП объясняется ускорением разработки и согласования технологической документации, т. е. уменьшением количества рабочего времени цеховых технологов, а также всех сотрудников согласующих служб. За счет сокращения трудоемкости разработки межцеховых маршрутов и технологической документации возможно также сокращение штата технологов [16]. Из-за значительного ускорения этапа ТПП сокращается время выхода изделия на рынок. За счет повышения качества производимой продукции (снижения процента бракованной продукции) происходит увеличение получаемой прибыли. Оценка эффективности внедрения PDM-системы должна включать два этапа: прогнозирование результатов внедрения и оценку эффективности после внедрения PDM-системы. Предварительная оценка эффекта от планируемого внедрения PDM-системы (как и любой автоматизированной системы) является достаточно сложной инженерно-экономической задачей и требует учета многих факторов. После внедрения PDM-системы оценка эффективности ее внедрения проводится путем сравнения показателей бумажного и электронного документооборотов. Различают эффективность создания САПР и эффективность ее функционирования. Тип производства САПР, как правило, единичный. Эффективность создания САПР рассматривают как создание новой техники, однако с учетом специфики САПР. САПР относится к тому типу современных организационно-технических систем, для которых характерно быстрое развитие методов и средств. Поэтому стратегия затрат должна учитывать, с одной стороны, революционный характер создания САПР, а с другой - эволюционный характер ее развития, предполагающий периодическое вложение средств в актуализацию систем и повышение ее изменяющейся во времени эффективности [16]. При этом используют следующие критерии выбора средств системы: максимум производительности при ограниченных затратах; минимум затрат () при ограниченной производительности (П); максимум отношения ; максимум разности экономии () и затрат () и др. При оценке эффективности создания функционирования САПР ТП применяются подходы, описанные выше. Вместе с тем, функционирование САПР ТП дает специфический косвенный экономический эффект (6) где - прямой экономический эффект; - косвенный экономический эффект. Введем следующие понятия: Прямой экономический эффект от снижения трудоемкости процесса проектирования. (7) - стоимость обработки единицы информации до и после внедрения разработанной САПР ТП; - объем годовой информации технологической задачи до и после внедрения разработанной САПР ТП; - число взаимосвязанных задач; - косвенный экономический эффект, где - экономия материальных ресурсов; - экономия путем повышения производительности при изготовлении изделий; - экономия в результате высвобождения элементов производительного фонда. Коэффициент сравнительной эффективности определяют по формуле (8) где - единовременные затраты. Срок окупаемости капитальных затрат (в годах) (9) где - годовая экономия текущих затрат [9]. Внедрение информационных технологий сопряжено с капитальными вложениями как на приобретение техники, так и на разработку проектов, выполнение подготовительных работ и подготовку кадров. Поэтому внедрению должно предшествовать экономическое обоснование целесообразности внедрения информационных систем (ИС). Это означает, что должна быть исчислена эффективность применения автоматизированных информационных технологий (АИТ) [10]. Под эффективностью автоматизированного преобразования информации понимают целесообразность применения средств вычислительной и организационной техники при формировании, передаче и обработке данных. Различают расчетную и фактическую эффективность. Первичную (расчетную) определяют на стадии проектирования автоматизации информационных работ, т. е. разработки технорабочего проекта; вторую (фактическую) - по результатам внедрения технорабочего проекта. Обобщенным критерием экономической эффективности является минимум затрат живого и овеществленного труда. При этом установлено, что чем больше участков управленческих работ автоматизировано, тем эффективнее используется техническое и программное обеспечение. Экономический эффект от внедрения вычислительной и организационной техники подразделяют на прямой и косвенный. Под прямой экономической эффективностью понимают экономию материально-трудовых ресурсов и денежных средств, полученную в результате сокращения численности управленческого персонала, фонда заработной платы, расхода основных и вспомогательных материалов вследствие автоматизации конкретных видов планово-учетных и аналитических работ [9]. Не исключено, что внедрение АИТ на первом этапе не приведет к уменьшению числа работников планово-учетных служб. В этом случае учитывают косвенную эффективность, проявляющуюся в конечных результатах хозяйственной деятельности предприятия. Ее локальными критериями могут быть: сокращение сроков составления сводок, повышение качества планово-учетных и аналитических работ, сокращение документооборота, повышение культуры и производительности труда и т. д. Основным же показателем яв....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: