VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Овладение общими умениями и способностями в стенах школы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007210
Тема: Овладение общими умениями и способностями в стенах школы
Содержание
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина"



Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Реферат по дисциплине «Педагогические технологии»













П Р О Е К Т Н А Я   Т Е Х Н О Л О Г И Я

В  Н А Ч А Л Ь Н О М  О Б Щ Е М  

О Б Р А З О В А Н И И





                                                                            



Выполнила:

                                                                          студентка  группы ПНО-14-2 ППФ

                                                                                       Панина Е.Н.

                                                                                 Проверила:

 доц. Иванова Н.В.



Нижний Новгород

2016 год



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..  2

1. История становления проектной технологии ………………… ……………...3

2. Современная трактовка сущности проектной технологии …………………...7

3. Структура, типология проекта …………………………………………..10

4. Анализ возможностей применения проектной технологии в работе учителя начальных классов…………………………………………………………………12

Литература …………………………………………………………………………15











































Введение

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла необходимость в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к  постоянно меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. 

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентированна на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

        При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические документы, биографические сведения или текст художественного произведения это познавательная деятельность. У ученика вырабатывается отношение к автору, происходящему, героям, их поступкам, появляются собственные мысли, происходит усвоение нравственных норм жизни это ценностно-ориентационная деятельность. Создание проекта - это деятельность на достижение нового качественного результата. Таким образом, в проектной деятельности есть обязательно элемент творческой и исследовательской деятельности.

Перспективной для современной школы представляется проектная технология учащихся по освоению оперативными знаниями в процессе социализации. В век современных технологий объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску современных форм деятельности, инновационных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности универсален в большей степени, чем остальные.

           Проект побуждает учащегося проявить умственные способности, нравственные и коммуникативные качества, показать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и саморазвитию. Проектной технологии может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта школьники обобщают полученные знания в ходе их поиска, соединяют информацию пограничных дисциплин, совершают поиск  более действенных путей решения задач проекта, взаимодействуют друг с другом. Общая деятельность в сущности показывает широкие возможности совместной работы, в ходе которого учащиеся устанавливают цели, выявляют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная технология  наглядно показывает возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов.

          Имея ввиду проектное обучении, мы говорим не только о методе проектов, называемый нами «методом учебных проектов» для того, что проекты используются в образовательных целях. Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психологопедагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию[1]. Кстати, сам термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века.

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.[2]

Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах , а также развитие социального сознания.

Проектная  деятельность позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию ученика. Проекты полезны и тем, что они  различны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета , мультимедиапрезентация , творческий отчет.

Проектная технология позволяет формировать личностные качества, которые формируются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.

Прежде всего можно сделать акцент на такие качества, как умение работать в группе, отвечать за выбор, разграничить ответственность, почувствовать себя членом группы.

Проектная деятельность предполагает применение обширного спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны - целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.[3]

Цель работы: рассмотреть технологию проектной деятельности в начальном общем образовании 

История становления проектной технологии

«Метод проектов» возник еще в начале 20 века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами, - обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании».

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести». 

 «Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике» [Полат Е.С. Метод проектов] 

 Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» [Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – с. 206] 

Обучение «путем делания», знание из практической самодеятельности и личного опыта ребенка.

Конец XIX – включение метода в практику сельскохозяйственных и общеобразовательных школах.

1918 год – первое теоретическое описание метода книга «Метод проектов» Уильям Килпатрик.

Проект – любая деятельность, выполненная «от всего сердца» с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом.

1905 год – под руководством С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, апробировавших проектный метод и пропагандировавших его среди российских учителей.

В России метод проектов применялся с ошибками:

1.Не были подготовлен педагогические кадры

2.Метод проектов был идеализирован

3.Метод проектов был провозглашен как наиболее универсальный.

Метод поддерживали и использовали П.П. Блонский , А.С. Макаренко , В.Н. Шульгин, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская ,М.В. Крупенин ,Е.Г. Кагаров.

В 1931 году в России был запрещен метод проектов ЦК ВКП(б). Метод проектов не обеспечивал системности знаний.

1990 г.-возрождение проектного метода в Российском образовании.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, считаясь с его личным интересом именно в этом знании. Поэтому очень  значимо было продемонстрировать учащимся их личную неравнодушие в получаемых знаниях, которые должны найти себе применение в жизни. И для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, важная для школьника , для решения которой ему нужно прибавить полученные знания и новые, которые еще предстоит получить.
Появившись из понятия свободного воспитания, метод проектов становится сейчас единым элементом основательно исследованной и организованной системы образования.
В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах проектная деятельность нашла широкое распределение и приняла большую известность в следствие целесообразного соединения теоретических знаний и их практического использования для устранения точных проблем окружающее реальности в совместной деятельности учащихся..
Проект – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, исследовательские, рефлексивные, предикативные. (Автор Н.Ю. Пахомова)

  В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:

•  ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

•  усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

•   ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

•  проблематизация учебного материала;

•  активность ребенка;

•   связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом 

Современная трактовка сущности проектной технологии

Сущность проектной технологии – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления.  Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». 

«Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум». [Полат Е.С. Метод проектов] 

Проектная технология всегда подразумевает, во-первых, устранение какой-то проблемы, и, во-вторых, ориентирован на принятие результата. Проектная технология – это таким образом созданная поисковая, исследовательская работа школьников, которая учитывает не просто приобретение какого либо результата, оформленного в виде определенного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата. В современной педагогике проектная технология используется не вместо регулярного предметного обучения, а на равных с ним как составляющая системы образования.

«Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.… В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности». «Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей». «Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).» [Полат Е.С. Метод проектов] 

«Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов» [Полат Е.М. Метод проектов].  Нужно осознавать, что в проектной технологии  ценны не только результаты, но и  сам процесс. 

Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.» [Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – с.195, 198] 

«Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний» [Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности] 

Работа с проектами занимает значимое положение в системе школьного образования, допуская школьникам получать знания, которые не реализуется при общепринятых  методах воспитания. Это становится возможным так как , учащиеся сами совершают свой выбор и проявляют активность. 

Проект – это пять «П» :

1.Проблема

2.Проектирование(планирование)

3.Поиск информации 

4.Продукт

5.Презентация

(Автор И.С. Сергеев)

6.Подведение итогов (рефлексия, самооценка)

7.Портфолио (папка)

Проект – это брошенный вперед.



Учебный проект - это «самостоятельно разработанное и изготовленное учениками изделие(услуга) от идеи до её реализации в ситуации совместной деятельности с учителем»

(Автор Н.В. Матяш)



Основные характеристики проектной технологии:

Наличие актуальной проблемы для конкретного ребенка или для группы детей;

Практическая значимость, теоретическая значимость, социальная, познавательная;

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

Использование исследовательских методов.

«Проектная деятельность школьников (ПДШ)- форма учебно-познавательной активности школьников, организованная педагогом и заключающаяся в мотивационном достижении цели по созданию проектов.»

(Автор Н.В. Матяш)

Результат ПДШ



	Внешний продукт	Внутренний итог 

(материальный)                                                                                (личностный)

Личностный результат ПДШ:

1.Развитие мотивационной сферы;

2.Развитие познавательной сферы;

3.Развитие волевой сферы;

4.Формирование универсальных учебных действий и умений:

Исследовательских (выдвижение идеи, предположение);

Проектировочных;

Кооперативных (партнерское общение);

Коммуникативных (вступление в диалог);

Презентационных (построение устного общения);

Рефлексивных (осмысление собственной деятельности).















Структура, типология проекта 

(Источник главы 3 

Пелагейченко, Н.Л. Н МЕТОД ПРОЕКТОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ШКОЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ/Н.Л.Пелагейченко // Технология.Всё для учителя! – 2013. - № 4(4).- С.3-8.)  

Типы проектов

У. Килпатрик разделял школьные проекты на четыре типа, у которых были такие цели: 

1) воплотить какую-то идею (мысль) или план во внешнюю форму, например изготовить опреде- лённое изделие; 

2) получить удовольствие от эстетических пере- живаний, например прослушивания или чте- ния интересного рассказа, любования рисунком и т. д.;

 3) выполнить определённое задание; 4) получить данные, овладеть конкретными навы- ками, знаниями.

 Американский педагог Е. Коллингс выделял следующие проекты:

Экскурсионные - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

Проекты рассказов или отчётов – цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле);

Трудовые проекты -  создание конкретного, полезного про¬дукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.

 Проекты-игры - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности;



Многие современные учёные берут за основу классификации типов проектов Е. Полат.

І. По характеру доминирующей в проекте деятельности

Исследовательская (исследовательский проект);

Поисковая (поисковый проект); 

Творческая (творческий проект); y ролевая (игровой проект); 

Прикладная (практико-ориентированный проект); 

Ознакомительно-ориентированная (информационный проект). 



Также целесообразно рассматривать конструкторский проект, в котором доминирует конструкторская деятельность учащихся (таблица 1)



№

Тип проекта 

Характеристика

1

Исследовательский проект

Проект подчинён логике исследования и имеет соответствующую структуру:

определение темы исследования, аргументация её актуальности, определение

предмета и объекта, задач и целей, определение методологии исследования,

выдвижение гипотез, касающихся проблемы, и разработка путей её решения,

определение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Наличие социальной значимости проекта.

2

Поисковый проект

Основой реализации проекта является поисковая деятельность учащихся, а результатом — найденная информация (объект).

3

Творческий проект

Акцент делают на творческом оформлении результатов проекта, который

требует продуманной структуры в виде сценария, рукописного журнала, видеофильма, альбома, газеты, статьи, репортажа.

4

Игровой проект

Участники берут себе определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Участники имитируют социальные и деловые отношения, которые затрудняют вымышленными ситуациями. Степень творчества учащихся здесь высока, но доминирующим видом деятельности всё-таки является игра.

5

Практико-ориентированный проект

Результат деятельности участников чётко определён с самого начала, он

ориентирован на их социальные интересы. Организация координационной

работы протекает в виде поэтапных обсуждений и презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.

6

Информационный проект

Проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, его анализ и обобщение фактов. Такой проект может быть органической частью

исследовательских проектов.

7

Конструкторский проект

Основой проекта является конструкторская деятельность учащихся, предусматривающая разработку нового устройства, детали и т. д. или их

Усовершенствование.



II.По предметно-содержательной отрасли

Монопроект (в рамках одной отрасли знаний);

Межпредметный проект (на стыке различных отраслей).



                          Типы проектов по предметно-содержательной области





     Предметные                                            Межпредметные                         Сверхпредметные          

     (монопроект)

Е. Карпова определяет межпредметный проект как сложное и комплексное исследование с элементами содержательной интеграции различных отраслей знаний. Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, помогая преодолеть обрывочность образования.

Проект может быть не связан с изучаемым материалом, а включён в более широкий социальный контекст (сверхпредметный проект). В. Гузеев, исходя из этих идей, отмечал, что основной проблемой, сдерживающей распространение проектного обучения, является трудность сопоставления проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удаётся сформулировать проектное задание таким образом, чтобы стандартные знания, умения и навыки нашли своё место (точнее — чтобы в них была необходимость) при выполнении учащимися этих задач. В голландской школе практикуется «неделя проектов». В течение учебного года в каждом классе проводят две таких недели, когда учащиеся не ограничены узкими рамками предметов и могут в общей форме применить комплекс полученных знаний. Для проведения этих недель учителя объединяются в межпредметные команды. Е. Полат рассматривает межпредметные проек- ты двупланово: 1) как небольшой проект, который объединяет два-три предмета;

2) как достаточно длительный, общешкольный проект, который решает сложную проблему («Культура общения»). Последний аспект мы будем относить к сверхпредметным проектам.

III. По характеру координации проекта

Типы проекта по характеру координации проекта :

Непосредственный (жёсткий, гибкий); 

Скрытый (имитирующий участника проекта).



IV. По характеру контактов

Типы проекта по характеру контактов:

Класс;

Школа;

Город;

Регион;

Страна;

Международный.



V.По количеству участников проекта

Типы проекта количеству участников :

Индивидуальный;

Парный;

Групповой;

Коллективный;

Массовый.



VI.По продолжительности проведения проекта

Типы проекта по продолжительности проведения проекта :

Эпизодический : мини-проект;

Краткосрочный : проект для одного урока;

Средней продолжительности : тематический проект;

Длительный : семестровый проект.

Н. Матяш предлагает классифицировать проекты по содержанию. 

1. Интеллектуальные. Описание модернизированных оригинальных новых технологий обработки материалов, продуктов, почв; программы для компьютера; дизайнерские разработки и т. д. 

2. Материальные. Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации, учебно- наглядных пособий, упаковок, одежды, контролирующих устройств. 

3. Экологические. Очистка загрязнённых производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоёмов; сбор и использование вторичного сырья для изготовления учениками предметов труда.

 4. Сервисные. Сбор, оформление и предоставление информации, обслуживание и ремонт оборудования; ремонт и благоустройство жилья; определение необходимых услуг. 

5. Комплексные, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие. Например, оформление деловых бумаг, оформление интерьера квартиры, моделирование причёсок, организация гарантийного ремонта автомобилей и другое. Также по содержанию проекты можно квалифицировать исходя из предметной области.

Типы проектов по содержанию

Литературно-творческие;

    Лингвистические;

Культурологические;

Географические;

Математические;

Исторические;

Спортивные;

Музыкальные;

Экономические;

Социальные.



Этапы проектной деятельности

Поисково-исследовательский этап:

Поиск и обоснование проблемы;

сбор информации;

генерирование идей;

выбор оптимального варианта;

исследование проблемы;

анализ будущей деятельности;

самообразование.

Операционно - деятельностный этап: 

Выполнение технологических операций;

разработка идей;

контроль своей деятельности;

контроль качества;

 оформление проекта.

Рефлексивно-оценочный этап:

Оценка результатов;

 оценка проекта;

самооценка проекта;

выводы;

рефлексия;

защита проекта;

анализ успехов и ошибок.













Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе.

Проектная технология может быть результативно  применена, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему обучения, а неотъемлемо добавляя,  распространяя ее. Принимая во внимание возрастные и психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, при организации  метода проектов в начальном образовании темы детских проектных работ вернее всего выделять из сущности учебных предметов или из близких к ним областей. Уместно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В данном контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

В применении проектной деятельности в начальной  школе эффективна следующая последовательность приобщения школьников к технологии проектов: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Необходимо:

– оказать помощь учащимся произвести самооценку проекта;
– оценить процесс проектирования;
– подготовить проект к презентации.

Особенную важность метода проектов в начальном образовании заключается в том, что в ее процессе учащиеся младшего школьного возраста получают социальную практику за пределами школы, приспособиться к современным условиям жизни. Использование метода проектов в начальном образовании  содействует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников:

исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”);

менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:

– готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) – пусть пока при помощи учителя и родителей;
– готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);
– владение коммуникативными навыками, толерантностью;
– умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.

В ходе исследования мы убедились, что наибольший изначальный эффект методы продуктивной педагогики дают тогда, когда их использование начинается уже в начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно продолжена в среднем и старшем звене обучения, можно ожидать качественно новый образовательный продукт – личность глубоко нравственную, гуманную и креативную, способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.





Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

 

Известный русский педагог Е.Г. Кагаров (1926г.) указывал на следующие этапы реализации проекта:

 

Составление плана.

Выполнение проекта:

А) сбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых;

            б) группировка материала и установление общих положений;

            в) применение полученных знаний на практике.

Подведение итогов: коллективное обсуждение, оценка работы, составление отчёта о ней.  

В трактовке М.В. Крупениной работа над проектом включает 5 этапов:

 

Постановка задачи.

Разработка проекта принятого задания.

Организация    общественного мнения об осуществляемом мероприятии.

Непосредственно трудовая работа.

Учёт проделанной работы.    

 

Определение образовательного проекта (по А.В. Хуторскому).  

Образовательный проект – это форма организации занятий,   предусматривающая    комплексный   характер деятельности     всех   его    участников    по   получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев. 

Принципы организации проектной деятельности     

Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.

Работа по проекту является исследовательской.

Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем        допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.

Роль учителя.

помогает ученикам в поиске нужных источников;

сам является источником информации;

координирует весь процесс;

поощряет учеников;

поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. 

 

Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, т. к. она:

личностно-ориентирована;

использует множество дидактических подходов;

мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;

приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда;  

В ходе проектирования (по И.Д. Чечель) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;

 б) поиск пути их решения;

 в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив; 

г) аргументация выбора;

 д) сравнение полученного результата с требуемым; 

е) корректировка (при необходимости) результата; 

ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

 

Правила успешности проектной деятельности:

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Использование исследовательских методов, что предполагает:

-        определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

-        выдвижение гипотезы их решения;

-        обсуждение методов исследования;

-        оформление конечных результатов;

-        анализ полученных данных;

-        подведение итогов;

-        корректировка;

-        получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.



 Структурные элементы проектной технологии:

Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

Работа в.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44