VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Отцовство и образ будущей роли отца

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R101543
Тема: Отцовство и образ будущей роли отца
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

Введение	2
Глава 1. Отцовство и образ будущей роли отца.	5
1.1.Отцовство:анализ понятия и подходы к изучению данного феномена	5
1.2.	Социально-исторический аспект изменения института отцовства.	12
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что существующее в стране положение вещей не способствует формированию «нового или вовлеченного отца» и развитию адекватной реальности представлений мужчин о собственной родительской роли. В период «кризиса отцовства» изучение будущего образа отца у студентов является значимым и актуальным.	19
1.3.Современные исследования отцовства	19
Глава 2. Понятие «образ будущей роли отца».	26
1.1.Представления об образе будущей роли отца.	26
1.2.	Понятие образ будущей роли отца: анализ, исследования.	32
1.3. Факторы, определяющие отцовство	34

















Введение



   Объектом исследования является образ будущей роли отца студенчества.
Предметом данной работы будут представления студентов о будущей роли отца. 
   На данный момент в Российской Федерации продолжается демографический кризис, о чем свидетельствуют следующие цифры: по состоянию на 2015 год число подростков сократилось за последние 15 лет на 40 %. Одна из причин данного кризиса - социально-психологический фактор, связанный с трансформацией семейных ценностей, падением морали, изменением структуры семейных ролей, а именно: неполные семьи, где воспитанием детей занимается один родитель, увеличение количества разводов (показательв России один из самих высоких в мире, особенно в семьях с детьми в возрастной категории от 6 месяцев до 1,5 лет), появление падчериц и пасынков. Следствием всего вышеперечисленного является кризис семьи. Это значит, что исследования семейных отношений сейчас наиболее актуальны.
   Кроме этого наблюдается рост психологической безотцовщины (не репрезентативность роли отца в жизни ребенка).
При этом феномен отцовства является менее разработанной темой в системе семейных отношений по сравнению с материнством, сегодня об этом выводе пишет едва ли не каждый, кто занимается проблемой семейных отношений. 
   Образ отца упоминается реже, чем образ матери не только в психологии, но и в искусстве, а именно: если мы обратимся к истории искусств, то увидим такие картины как: «Мадонна Литта» известного итальянского художника Леонардо да Винчи, «Мадонна и дитя» ТицианнаВечеллио и множество икон пресвятой богородицы, что говорит о том, что образ матери упоминается уже в 12-14 веке, если же говорить об образе отца, то он гораздо позже встречается в искусстве.
   Новизна исследования заключается в том, что образ будущей роли отца у студентов исследуется впервые. 
   Студенчество это особая социальная группа, имеющая присущие ей ценности и образ жизни, это новое поколение, от которого зависит демографическая ситуация в стране, именно поэтому наше исследование является значимым и актуальным. 
   Гипотеза, поставленная перед нами в работе звучит следующим образом:
образ будущей роли отца у студентов ВУЗов имеет возрастные особенности, а именно: на разных курсах обучения имеются существенные различия между представлениями о будущей родительской роли.
Цель работы – выявить динамику будущей роли отца у студентов ВУЗов.
Задачи:
1. Определить понятие «образ будущей родительской роли отца» и «отцовство»как психологический феномен.
2. Определить структуру представлений роли отца среди студентов ВУЗа и способы ее изучения.
3. Сравнить представления студентов о будущей роли отца на разных курсах.
   Методологическое обоснование работы составляют концепции ролевого взаимодействия и возрастной периодизации. Западные концепции ролевого взаимодействия нам не подходят, так как мы изучаем российских студентов, поэтому мы основываемся на концепции ролевого детского родительского взаимодействия Васильевой и Орлова, а также для своего исследования мы используем концепции возрастной периодизации Л.С. Выготского, а из концепций современных автором мы используем возрастную периодизацию Б.Н. Рыжова.
   Методы исследования – психодиагностические и статистические. Методики: Авторская методика Е.Н. Васильевой и А.В. Орлова «Социальные семейные роли» (вариант «Мои будущие роли»), опросник утверждения об отцовстве К.Баунсон и Л.А.Гилберт.
   Для проведения исследования динамики образа будущей роли отца у студентов ВУЗа была составлена выборка (см. таблицу № 1).

Возраст
Образование
Брак
Дети
Наличие родителей
Мужчины
17-23
1 курс
Женат
Холост
Есть
Нет
Есть
Нет


3 курс








5 курс






Таблица № 1 «Выборка исследования образа будущей роли отца»
   Практическая ценность данного исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы специалистами, занимающимися подготовкой молодежи к своим будущим родительским ролям, практикующими психологами и всеми специалистами, интересующимися вопросами семьи и родительства.















Глава 1. Отцовство и образ будущей роли отца.
1.1.Отцовство: анализ понятия и подходы к изучению данного феномена


   Исследование динамики образа будущей роли отца целесообразно начать с анализа используемых сегодня определений  слова «отцовство».
   Общественное значение понятия отцовство содержится в академических словарях. 
   Далее рассмотрим некоторые отечественные словари, так как изучаем только российских студентов. 
   В Толковом словаре С.И.Ожегова: «отцовство - кровное родство между отцом и его ребенком (детьми)».
   В Большом Энциклопедическом словаре: «Отцовство по российскому праву факт происхождения ребенка от данного мужчины, удостоверенный записью органов загса о рождении».  
   В Финансовом словаре: «Отцовство — факт происхождения ребенка от данного мужчины; юридически удостоверяется записью в органах загса о рождении. При рождении ребенка от лиц, состоящих в браке между собой, его отцом по заявлению любого из супругов записывается муж матери».
   В словаре синонимов: «отцовство — сущ., кол-во синонимов: 1 • родство».
   Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что все вышеприведенные примеры из словарей сходятся в одном, а именно в том, что отцовство понимается как факт родства между данным мужчиной и ребенком, факт зарегистрированный в государственных документах. 
   Данные определения раскрывают «отцовство» лишь с одной стороны – общеупотребительной и бытовой, поэтому они не являются достаточными для проведения научного изучения феномена отцовство. 
   Проанализируем специальные словари и энциклопедии, используемые в определенных областях знания. 
   Прежде всего, интересна психологическая сторона изучаемого феномена, однако вначале разберем словари других общественных наук, смежных к психологии, а именно: философии, социологии и др.
   Сексологический словарь:  «отцовство - врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать вотношении своего ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью». 
   Социологический словарь: «отцовство - совокупность  биологич., правовых и воспитательных функций, выполняемых мужчиной по отношению к своим детям». 
   В Психологическом словаре и энциклопедии следующее определение: «отцовская фигура - тот, кто занимает место и, следовательно, принимает на себя роль реального отца. Это может использоваться с любой из двух коннотаций: 1. Подразумевается, что человек принял на себя полный комплект функций реального отца, которого он заменяет; как, например, отчим или приемный отец. 2. Подразумевается, что индивид выполняет психологически важную функцию, обычно такую, как становление взрослым мужчиной, с которым он себя идентифицирует. Также иногда называется отцовское имаго».
   Мы видим, что в специализированных словарях, прежде всего, подчеркивается совокупность функций, выполняемых отцом по отношению к своим детям, а также определенный уровень ответственности.
   Психологическая функция, которую выполняет отец, имеет отношение к теме нашего исследования, а именно: отец выступает как пример, образец для подражания, с которым маленький мальчик себя идентифицирует.
   Таким образом, с одной стороны отцовство явление биологическое - кровная связь между отцом и детьми, с другой стороны это явление психологическое и социальное  - взаимодействие, общение отца с детьми.
   Далее мы рассмотрим подходы и исследования, посвященные теме отцовства, существующие в психологическом научном сообществе. 
   Теоретические подходы к определению отцовства различаются, прежде всего, отнесенностью к психологической школе. 
   Психоаналитическое направление, представителями которого являются М.Кляйн, З.Фрейд, Д.Э.Шарф, рассматривает роль отца в психосекусуальном развитии ребенка. 
   С точки зрения теории социального научения отцовство – стимул-реактивное поведение отца и ребенка, которое изменяется в процессе социального научения, один из главных сторонников данного подхода А.Бандура.
   Представители культурно-исторического подоходаЮ.В.Бражник, Й.Лангмейер, Л.А. Макухина, Д.Акивис видят поведение отца следствием развития ребенка как субъекта познавательной активности, самосознания, общения.
   Кроме этого, подходы изучения отцовства делятся в зависимости от изучаемого аспекта данного феномена. 
   Если говорить о социально-психологическом аспекте исследования, то отцовство рассматривается с позиции социальной, культурно-исторической обусловленности. В рамках данного подхода, представителями которого являются В.И.Дружинин, Е.Здравомыслова, И.С.Кон, отцовство рассматривается как социальная роль, отражающая ее социально-психологические характеристики.
   Сейчас все больше исследователей, а именно: Ю.В.Борисенко, И.С.Кон, Р.В.Овчарова, Н.П. Фетискин и другие,  выбирают изучение другого аспекта – личностного.
   Например, Р.В.Овчарова определяет родительство, в том числе отцовство как «интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Ю.В.Борисенко также относит отцовство к «категории психологии личности».
   Проявление личности отца на практике происходит через выполняемые им функции, которые рассматриваются многими психологами, назовем это функциональным аспектом изучения отцовства.
   Э.Фромм считает, что основная функция отца – функция социального контроля (отец является носителем требований, дисциплины, санкций). А.Адлер, раскрывая психологическую функцию отца, говорил о том, что отец должен поощрять активность ребенка, направленную на развитие социальной компетентности. 
   Если же говорить об отечественных исследованиях, которые нам более интересны, с позиции того, что мы изучаем российских студентов, то у нас тоже изучаются функции отцовства.
   К примеру, О.А.Карабанова, рассматривает семейные функции и их распределение между родителями. В исследованиях Овчаровой В.А функции также соотносятся с понятием родительства, в том числе отцовства. 
   И.С.Кон пишет о том, что отец, обычно, позиционируется следующим образом: а) кормилец б) персонификатор власти и дисциплинатор  в) пример для подражания г) непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности.
   Основываясь на функциях отца, которые выделяет Кон, Ю.В. Борисенко выделяет следующие: а) защитная - как кормилец и защитник б) презентативная как персонификация власти, воспитатель и высший дисциплинатор в) ментальная - как пример для подражания г) социализирующая как наставник во внесемейной общественной деятельности и отношениях, транслятор социальных норм, фигура, обеспечивающая связь поколений. 
   Изучение личностного аспекта отцовства делят на два направления: с одной стороны исследуется значимость отцовства для личности мужчины, с другой стороны – функция отца как примера для подражания, его значение в становлении личности ребенка.
   С одной стороны традиционно  в изучении детско-родительских отношений основной задачей являлось выявление влияния родителей на личность ребенка, с другой стороны основное внимание в последние годы уделяется направлению, исследующему значимость отцовства для личности самого мужчины. Отцовство это определенный социальный статус, одна из стадий зрелости мужчины. В современном обществе происходит трансформация семейных ценностей, приобретающая все больший масштаб, и для мужчины отцовство приобретает большее значение, это не только социальный статус. Для многих мужчин сейчас это возможность самореализации и саморазвития в зрелости, что подтверждается современными исследованиями Ю.В.Борисенко, которая изучала мужчин-отцов и мужчин, не имеющих детей. Вывод данного исследования заключается в том, что мужчины, имеющие отцов больше удовлетворены жизнью, им свойственен больший самоконтроль,  они более склонны к соблюдению норм и правил поведения, менее подозрительны, более терпимы и ответственны, что соответствует критериям личностного развития.
   Исследования Л.В. Богатырева также подтверждается, что в жизни современного мужчины семья занимает значимое место, способствует личностному росту, самореализации, профессиональному продвижению. Для мужчин с высоким уровнем самоактуализации семья является возможностью реализовать себя, они инициативны и ответственны в исполнении выбранных ими ролей, а для мужчин с низким уровнем самоактуализации семья является способом справиться со своей тревогой или с ее источником.
   Д.С.Активис считает, что только во взаимодействии с ребенком полностью созревают черты личности зрелого мужчины. Если у женщины материнская любовь возникает благодаря «первичной материнской заботе», то у мужчин забота о ребенке преобразуется в продукт родительской любви. Переживание отцовской любви приводит к развитию у мужчины таких качеств как исполнительность и ответственность.
   Рассмотрим другой личностный аспект изучения исследуемого нами феномена, а именно: значение отцовства для становления личности ребенка.
   Несмотря на то, что традиционно взаимодействие ребенка с отцом происходит, не так насыщенно, как с матерью, которой отводится решающая роль в воспитании ребенка, сейчас наметилась тенденция к сближению специфических характеристик отцовства и материнства.Д.С. Активис в своей работе «Отцовская любовь» подчеркивает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляя им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды. 
   Влияние отца также распространяется на формирование способностей ребенка, в частности, математических. Кроме этого, отец влияет на реализацию этих способностей: уверенное, лидирующее поведение отца способствует успешному овладению любыми знаниями, а грубость и авторитарность вызывают тревогу и неуверенность ребенка, что отрицательно сказывается на его успеваемости.
   По мнению Й. Лангмейера, З. Матейчека(1984), роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он – олицетворение дисциплины и порядка. Это значит, что общение с отцом определяет многие эмоциональные, когнитивные, мотивационные и поведенческие аспекты ребенка.
   Отец – источник познаний о мире, труде и технике, он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы.  
   Для сыновей отец – это пример для подражания, на который они ориентируются в жизни. Они смотрят на своих отцов, задаваясь вопросом, что значит быть мальчиком, мужчиной и отцом – это величайший дар, который может дать отец своим сыновьям. Взрослея, ребенок-мальчик постепенно все больше осознает свое «мужское бытие» и ищет отца, отождествление с которым способствует отделению от матери. Когда ребенок редко общается с отцом, то идентификация может быть задержана, и появление уверенного чувства мужественности у мальчика нарушается. Следует заметить, что сам по себе уровень маскулинности отца не важен для формирования полоролевой идентичности (не было обнаружено значимых отличий между маскулинностью отцов и маскулинностью сыновей); идентификацию ребенка с отцом облегчает степень его эмоциональной теплоты и эмоциональной вовлеченности .
   Отсутствие отца как ограниченная семейная модель, нарушает формирование полоролевой идентичности и у девочек, что приводит к усилению сепарационной тревоги, отрицанию чувств, связанных с уходом или отсутствием отца.
    Рассмотренный выше личностный аспект изучения отцовства, представлен изучением личности отца для формирования личностей его детей, а также значением отцовства для личности мужчины. Следовательно, не только личностные особенности мужчины накладывают отпечаток на его родительскую роль, но и отцовство может менять его как личность. 
   Благоприятный исход отцовства возможен, если у мужчины еще до появления ребенка имеется внутренняя готовность к тому, чтобы стать отцом, что определяется его довольно полным и разумным представлением о том, каким отцом он будет.  
   Таким образом, в данном параграфе рассматривались понятия отцовства в различных словарях, а именно: академических и специальных, а также подходы к изучению феномена отцовства, которые делятся: а) в зависимости от психологической школы: психоаналическое направление, теория социального научения, культурно-исторический подход; б) в зависимости от аспекта изучения данного феномена: социально-психологический, функциональный, личностный;
   Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что для изучения образа будущей роли отца необходимо руководствоваться определением «отцовство» специального психологического словаря (см.стр.6) и прежде всего отечественными подходами к изучению отцовства, что связано с тем, что исследование проводится на территории данной страны. 
   
1.2. Социально-исторический аспект изменения института отцовства.



   В прошлой главе рассмотрены  подходы к изучению феномена отцовства, в том числе те, которые мы разделили в зависимости от аспекта, изучаемого феномена, а именно: социально-психологический, личностный и функциональный. 
   В данной главе речь пойдет о социально-историческом аспекте, то есть о том, как с течением времени менялись образ, роль и функции отца. 
   С древнейших времен основными ролями отца были: защитник, добытчик средств к существованию, пример должного поведения и наставник в семейном воспитании. С авторитетом отца был тесно связан обычай передачи профессии по наследству, подготовки сына к жизни и обучения ремеслу (Кодекс Хаммурапи, 1750 г. До н.э.). 
   В мифологическом сознании отец выступает как персонификация власти (грозный отец, подавляющий и даже убивающий своих детей) и/или как прародитель, глава рода или большой семьи, который должен подготовить себе наследника, все остальное незначимо. 
   Для поддержания отцовской власти некоторые народы создавали жесткие правила избегания, которые ограничивали контакты между отцом и его детьми, и делающих их отношения сдержанными, строгими, лишенными любви, нежности и ласки. Например, традиционный этикет кавказских горцев требовал, чтобы при посторонних отец не брал ребенка на руки, не играл с ним, не проводил с ним время, и вообще не проявлял к нему каких-либо чувств: «только в самом интимном кругу (в присутствии жены и детей) или с глазу на глаз позволительно отцу дать волю чувствам и понянчить, приласкать детей».Это значит, что отцы могли  проявлять индивидуальный стиль отцовства, но общество так или иначе направляло их действовать в соответствии с установленными нормами, правилами этикета. 
   Р.В. Овчарова отмечает, что отцовство не является обязательным компонентом семьи, выражая скорее принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. И.С. Кон условно делит человеческие культуры на «отцовские» (в которых такая роль мужчины значительна) и «безотцовские» (где, мужчина выступает в большей мере как самец, а не как отец): «Безотцовские культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи. 
   Для того чтобы отследить изменения института отцовства проведем сравнительный анализ традиционного патриархального и современного городского укладов семьи. Существуют два подхода к роли отца – традиционный и так называемое «новое отцовство». Традицонный подход, ограничиваясь рассмотрением биологической роли отца, отмечает обособленность его от ребенка, контакты с ребенком временные и отстраненные (по сравнению с материнскими). Желание мужчины создать семью, стать отцом, исследователи объясняют тем, что мужчина, вступая в брак, обеспечивает себе определенный статус в обществе, которого лишены неженатые мужчины: законное право иметь детей, что являлось ценностью, поскольку приносило эмоциональное удовлетворение и создавало чувство внутреннего равновесия; к бездетности относились отрицательно. Традиционно отец заботился о семье как об экономической единице, определял семейную политику, брачную стратегию, решал вопросы наследования, и отношением отца к этим обязательствам определялся его престиж. Желание человека быть отцом идентифицировалось с образом и поведением собственного отца, но отцовство не предусматривало ежедневный уход за ребенком и дальнейшее его воспитание, как в диаде «мать-ребенок».
   С середины XXв. в связи с изменение положения женщины в обществе наметился поворот к «новому отцовству». Если традиционная роль отца связана была с институтом наследства, то «новые отцы» осознали ответственность за эмоциональное состояние своих детей, за их нравственное и интеллектуальное воспитание, ведь отцовское поведение отражается на поведении детей, на их личности.
   Если говорить о традиционной патриархальной крестьянской семье, то  отец, не занимаясь воспитанием детей, как правило, проводит очень много времени с ним, обычно, с мальчиками, работая в поле. В городе положение отличается тем, что современные дети не имеют возможности проводить время с отцом на его рабочем месте, при этом семейных обязанностей у отца меньше, чем у матери. При этом в традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, высший дисциплинатор и пример для подражания, непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности. В современной городской семье эти функции ослабевают под давлением женского равноправия, вовлечения женщин в профессиональную работу. Это значит, что в тесном семейном быту для отца не предоставлено особой роли, а труд и быт пространственно разобщены.
   Различными аспектами проблемы взаимодействия мужчин с будущим поколением занимались психоаналитики.Дж. Ш. Болен в своей работе «Боги в каждом мужчине»(2005) демонстрирует как на личностном уровне патриархат формирует взаимоотношения между отцом и детьми. Используя мифы в качестве метафоры, автор описывает современных мужчин, которые за недостатком значимой личной жизни сливаются со своей общественной ролью. Патриархальная культура не ценит детские, невинные черты в человеке, поощряет в мужчинах способность ставить амбиции, одобрение и успех выше любви и заботы о собственном ребенке.
   Мифы Древней Греции могут рассказать о ценностях и моделях взаимодействия в той или иной культуре. В связи с верой в предсказания боги-отцы боялись быть низвергнутыми собственными детьми. Позднее юнгианская психология сформулировала эту причину как «проекцию тени» (приписывание другим людям собственных вытесненных или подавленных эмоций, мотивов или действий). В современной психиатрии вера в рациональное «пророчество» названа  «параноидальной идеей». 
   Обращаясь к «семейным историям» мифом Древней Греции мы находим следующих богов-отцов, таких как: Уран, Зевс, Посейдон и др. Они могущественные мужские божества-правители являются символами или абстракциями. Патриархальные боги – авторитарные представители мужского пола, живущие на небесах, правят сверху и издалека, из-за чего бывают неласковыми отцами, проявляя враждебность по отношению к своим детям. Некоторые авторитарные отцы стремятся ограничить независимость и рост своих детей, чтобы те не стали больше их (отцов) и не просили вызов их статусу: ограждают от влияния людей, знаний или ценностей, которые могли бы расширить их кругозор. В патриархальной культуре каждый мужчина обладает авторитетов в своей семье и властью царя: отец может «поглотить» жизнь сына, вынуждая его осуществлять отцовские амбиции. Факт рождения мальчика удовлетворяет патриархальную потребность отца в сыне, предшествующую потребности в том, чтобы сын оправдал отцовские ожидания, при этом никто не учитывает, что ребенок приходит в мир со своими способностями и талантами, эмоциональными потребностями, недостатками, личностными чертами, жизненными целями.
   Такое холодное отношение отцов к детям верно не только в отношении персонажей греческой мифологии, а еще для современной психиатрии. А.Миллер, анализируя мифы и другие источники, обнаруживает стремление родителей приписывать невиновным детям низкие мотивы и природу, которую необходимо исправлять, нередко суровыми способами. Мы видим, что таким образом отцы оправдывают жестокое обращение с детьми. Например, в психиатрической практике Миллеру встречались мужчины, не знавшие отеческой заботы в детстве, их отцы были эмоционально недоступны, закрыты, отчуждены, враждебны и даже жестоки. Данная манера поведения не только пробуждает в сыновьях боль, печаль, враждебность, но и передается из поколения в поколение. Бывает, отец старается искренне эмоционально сблизиться с сыном, оказывая ему поддержку, но случаются моменты, когда он вдруг выплескивает на ребенка заряд злости, чувствуя себя затем виноватым.
   Однако, если отец заботится о сыне, играет с ним, учит его и служит для него примером, дело обстоит совершенно иначе: ребенок даже более привязан к отцу, чем к матери, предпочитая иногда бывать с матерью, иногда с отцом.
   Проводя параллели с библейскими персонажами, Дж. Ш. Болен, отмечает, что современные мужчины готовы жертвовать своими детьми, чтобы преуспеть в своих начинаниях: преуспевающие мужчины оказываются невнимательными отцами, психологически (нередко физически) отсутствуют в жизни своих детей, жертвуя близостью с детьми ради работы, исполнения социальной роли.
   В общем, патриархальная система ценностей оказывает негативное влияние на взаимодействие отцов и детей. Движимые желанием поддерживать свой авторитет, родители гневаются на любые действия, в которых отмечают непослушание и непокорность, применяя суровые издевательства на своими детьми.
   В новое время содержание отцовской роли стало меняться, что обусловлено и изменением характера властных отношений в обществе. Замена патриархально-монархического устройства (Европа до 1770 г.) повлекла изменение канона отцовства: абсолютный монарх, «карующий и милующий», уступил место «кормильцу» с меньшей властью и большими обязанностями, в связи, с чем изменился стиль отцовства. Средневековые тексты говорят о властных функциях отца, которого домочадцы должны «почитать и слушаться», а ему мало что предписывалось. Начиная с эпохи Возрождения и Реформации, особенно в XVII-XVIII вв., резко увеличилось число поучений и наставлений, адресованных отцам о том, как им следовало воспитывать детей. Новый образ отца распространился в средних социальных слоях, а затем и на другие классы.
   Начиная с XXв. появляется «новый отец», который зарабатывает деньги на содержание семьи, сам ухаживает за детьми и активно интересуется их проблемами. Его авторитет, основанный на внесемейных факторах снижает, «новый отец» может подвергаться критике со стороны жены. Ослабление и утрата мужской власти в семье отражается в стереотипном образе мужской некомпетентности. Поведение мужчины в семье и по отношению к детеям меняется медленнее всего, так как маскулинность продолжает отождествляться лишь с внесемейными обязанностями.
   Брак и отцовство, которые были обязательными элементами мужской идентичности в традиционном обществе, сегодня стали делом свободного выбора, что объясняется повышением среднего возраста вступления в брак и увеличением числа незарегистрированных партнерств. Число детей, воспитанных без отцов растет в большинстве индустриально-развитых стран, в том числе в России, растет и число одиноких отцов (часто это не разведенные мужчины, а вдовцы). 
   Как пишет И.С. Кон, у человека различие отцовства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от социокультурных условий: преобладающего вида хозяйственной деятельности, полового раделениятруда, типа семьи и т.д. При всех кросскультурных различиях первичный уход за маленькими детьми (особенно младенцами) осуществляет мать или какая-либо другая женщина. Для сравнительно-исторического анализа отцовского поведения выделяются автономные факторы: мотивация, умения и уверенность в себе, поддержка (со стороны матери), институциональные практики (поощрения отцовства в обществе – отпуск по уходу за детьми и т.д.). Кроме того выделены параметры отцовского взаимодействия с ребенком: вовлеченность, ангажированность (непосредственный уход, общение или игра с ребенком), доступность отца для ребенка и ответственность, и знание того, чего ребенок хочет, и принятие соответствующих решений. Опираясь на перечисленные факторы и параметры отцовского взаимодействия, И.С. Кон установил, что степень отцовской вовлеченность по сравнению с 70-ми годами XXстолетия выросла на треть, доступность – наполовину, количество времени, которое отцы проводят с детьми (учитывая снижение рождаемости), выросло еще больше. Но участие отца в воспитании, за вычетом дисциплинирования ребенка, в котором участвует каждый четвертый отец, нередко остается символическим.
   Для нашего исследования представляет наибольший интерес роль русских отцов. Родительская роль русских отцов отличается большей устойчивостью и рациональным подходом к планированию репродуктивного поведения. Русские жены приписывают себе более важную роль в принятии решений. Это свидетельствует о высоких социальных притязаниях женщин, и о том, что мужчины этот факт не оспаривают.
   Анализ установок мужчин-отцов показал, что в представлениях о функциях мужчины в процессе воспитания детей основной является наказание, при этом сами мужчины-отцы подчеркивают, что они просто выполняют принятую в обществе функцию. Основную свою роль мужчины-отцы видят не в каждодневном уходе и воспитании ребенка, в возможности обеспечить его будущее, «поставить его на ноги».
   Современные условия, в которых сегодня находится институт отцовства: ослабление института брака, выражающееся в количестве разводов, «кризис отцовства», проявляющийся в изменении существующих в обществе стереотипических представлений о роли отца, что осложняется увеличивающимся количеством детей, воспитывающихся без отцов, а также увеличение одиноких отцов, появление падчериц и пасынков.  В этих условиях формируются представления молодого поколения об отцовстве, в том числе о своей будущей родительской роли.
   Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что существующее в стране положение вещей не способствует формированию «нового или вовлеченного отца» и развитию адекватной реальности представлений мужчин о собственной родительской роли. В период «кризиса отцовства» изучение будущего образа отца у студентов является значимым и актуальным.
   
   1.3.Современные исследования отцовства
   
   
   
   В данном параграфе более подробно поговорим о современных исследованиях в изучении отцовства, на данный момент их существует достаточно много, мы поговорим о нескольких: Ю.В. Евсеенковой и А.Г.Портновой (2003 г.), И.С.Кона (2006 г.), А.Г. Портновой и Ю.В. Борисенко (2006 г.), В.К. Рахмановой (2008 г.), И.С. Клециной (2009 г.), интересующих, прежде всего тем, что могут быть полезны для проведения нашего исследования.
   В исследованиях Ю.В. Евсеенковой и А.Г. Портновой отцовство рассматривается как сложный структурно-динамический феномен, через призму личности отца. По предположению авторов отцовство является комплексным феноменом, связанным со всеми аспектами жизнедеятельности человека, втом числе и с личностным развитием. Модель «Отцовства» содержит потребностно-эмоциональный, операциональный, ценностно-смысловой иоценочный компоненты. Это говорит о том, что данное исследование относится к личностному подходу изучения отцовства, так как Евсеенкова и Портнова рассматривают значение отцовства для личности мужчины, что также относится к новой тенденции (см. стр.9).
   Портнова А.Г. и Борисенко Ю.В. различают 2 теоретических подхода в исследовании отцовства, а именно: а) отцовство как фактор развития ребенка б) отцовство как фактор развития мужчины.
   Перечислим основные аспекты первого теоретического подхода к исследованию «Отцовства» как фактора развития сознания мальчика как будущего отца:
   – влияние взаимодействия с отцом на когнитивное развитие ребенка;
   – роль отца в усвоении ребенком моральных норм;
   – формирование отцом полоролевой идентичности мальчика;
   – влияние «Отцовства» и «Безотцовщины» на развитие личности ребенка.
   Содержанием второго подхода к исследованию «Отцовства» как фактора развития современного мужчины являются следующие аспекты:
   – «Отцовство» как совокупность свойств сознания человека, такихкак: потребности, влечения, желания, установки, ценностные ориентации, мировоззрение, «образ Я», «Я-концепция»;
   – «Отцовство» как принятие социальных требований к отцу, принятие социальной роли отца, принятие статуса отца в социуме, принятия своих отцовских чувств;
   – «Отцовство» как проблема развития самосознания мужчины, проблемасамооценки и самоконтроля, развития осознания себя отцом, необходимости соблюдения социальных норм, собственной значимости для ребенка.
   Второй теоретический подход – отцовство как фактор развития личности мужчины имеет прямое отношение к теме нашего исследования «динамика образа будущей роли отца у студентов, в частности  захватывает предмет нашего исследования, так как представления молодых людей об образе будущей роли отца включают выше перечисленные аспекты данного подхода, такие как: «образ Я», «Я – концепция», ценностные ориентации, мировоззрение, установки и др.
   Обратим внимание на эмпирическое исследование влияния опытаотцовства мужчины на отношения его со своим отцом, проведенное В.К. Рахмановой и Е.В. Филипповой. Исследователями проведено сравнениеэлементов самосознания молодых мужчин, имеющих одного ребенка (n =25), и мужчин, не состоящих в браке и не имеющих детей (n = 25). Они получили интересные результаты после проведенного ими эмпирического исследования, рассмотрим те, что касаются темы нашего исследования:
1) Современные мужчины, ставшие отцами, осознают и принимают существование трудностей, сложностей в отношениях со своимиотцами, признают, что могут быть строгими, требовательными, но могут вчем-то ошибаться, так же как ошибались их отцы. Тогда как, среди мужчин, не состоящих в браке и не имеющих детей, никто из испытуемых неписал о .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%