VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Оценка конкурентоспособности ООО «Фабрика мебели «Хай-тек»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012482
Тема: Оценка конкурентоспособности ООО «Фабрика мебели «Хай-тек»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ



Современные условия функционирования предприятий  предполагает конкурентную борьбу между ними за потребителя. Производимая продукция и оказываемые услуги оцениваются покупателем по качественным и количественным характеристикам продукта. 

Внимание потребителя компания может привлечь посредством повышения конкурентоспособности продукции. Актуальность темы исследования обусловлена значением конкурентоспособности организации и ее продукции в условиях рынка, в том числе в связи с напряженной экономической ситуацией. 

Вопрос оценки конкурентоспособности предприятия исследовали в своих трудах такие ученые как Е. Д.Платонова, В.Н. Закирова, Т. Е.Чиркова, А.М. Лисанова, Поляничкин Ю.А. и др.

Объектом данного исследования является конкурентоспособность предприятий и его продукции в современных экономических условиях.

Целью исследования является оценка конкурентоспособности ООО «Фабрика мебели «Хай-тек».

Исходя из общей цели, ставятся следующие задачи:

	- рассмотреть и проанализировать существующие методы и способы оценки конкурентоспособности предприятий в современных условиях;

	- провести анализ производственно-хозяйственной деятельности ООО «Фабрика мебели «Хай-тек» за 2014-2016 гг ;

	- изучение методов оценки конкурентоспособности, а также способов повышения конкурентоспособности предприятия.

В качестве методов исследования были выбраны: статистические методы обработки расчетных данных, сравнения. 

Эмпирическую базу исследования составили: 

- федеральное и региональное законодательство, подзаконные акты, другие нормативные правовые акты в области государственного регулирования предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

- бухгалтерские и статистические отчеты и другие внутренние документы ООО «Фабрика мебели «Хай-тек» за 2014-2016 гг;

- публикации по вопросу оценки и повышения уровня конкурентоспособности предприятия.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащийся в работе аналитический материал и выводы могут быть использованы в практической деятельности ООО «Фабрика мебели «Хай-тек» для повышения конкурентоспособности организации, а также производимой продукции и оказываемых услуг.

Структура работы определена поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и  библиографии. 

Первая глава посвящена определению сущности, правовых и экономических основ конкуренции и конкурентоспособности организации. Изучены методы определения конкурентоспособности предприятия. 

Во второй главе осуществлен анализ показателей   деятельности ООО «Фабрика мебели «Хай-тек», произведена оценка конкурентоспособности ООО «Фабрика мебели «Хай-тек»,  также разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности компании. 



		


 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ





		1.1 Понятие, сущность и критерии конкурентоспособности

		

		«Конкурентоспособность продукции – это ее способность отвечать требованиям данного рынка в конкретный период времени. Субъекты предпринимательской деятельности нуждаются в постоянном поддержании конкурентоспособности своего предприятия. Поскольку потеря конкурентных преимуществ чревата потерей потребителя и,  как результат, потерей прибыли». [5]

		Согласно учебнику Кониной Н.Ю.: «Оценку конкурентоспособности товаров и услуг в конечном итоге осуществляет потребитель, который делает выбор исходя из собственных убеждений и предпочтений. Однако, в целях улучшения собственных конкурентных преимуществ производитель время от времени совершает оценку конкурентоспособности производимого товара. 

		Чтобы вести эффективную деятельность предприятию необходимо систематически изучать конкурентоспособность товара, чтобы своевременно устанавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом, исходя из того, что выпуск предприятием новой продукции, прежде чем старый исчерпал возможности укрепления собственной конкурентоспособности, как правило экономически нецелесообразен». [17]

		Вместе с тем любой продукт уже после выхода на рынок начинает со временем утрачивать свой потенциал конкурентоспособности.  Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить – невозможно. Азоев Г.Л. считает: «В связи с этим новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Другими словами, конкурентоспособность нового продукта должна быть опережающей и длительной». [2]

Кроме выше сказанного, существует множество подходов разных авторов к определению характеристик конкурентоспособности предприятия.

Согласно Артуру А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленду: «При разработке стратегии организации на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы ее успеха, в том числе такие, как:	

- качество и характеристики продукции:

- репутация (имидж);

- производственные мощности;

- использование технологий;

- дилерская сеть и возможности распространения;

- инновационные возможности;

- финансовые ресурсы;

- издержки по сравнению с конкурентами;

- обслуживание клиентов». [26]

Квасникова О.В. считает: «При разработке стратегических возможностей руководство предприятия должно во главу угла ставить основные компетенции, которые определяются:	

- конкурентными преимуществами;

- универсальностью (конкурентное преимущество в различных ситуациях);

- сложностью дублирования.

Он предлагает группировку компетенций (факторов) осуществлять согласно направленности функциональных процессов — внешние (направленные из внешнего окружения в глубь организации), внутренние (идущие изнутри организации) и двусторонние. Внешние процессы связывают организацию с ее внешним окружением, обеспечивая обратную с ней связь и формируя внешние связи. Внутренние процессы направлены на удовлетворение нужд потребителей. Внешние процессы задают также нацеленность компетенциям компании, характеризуемым внутренними и двусторонними функциональными действиями. Рассматриваемые процессы характеризуются множеством компетенций (факторов). В то же время подобный подход дает возможность компании создавать собственную структуру управления, ориентируясь на межфункциональное взаимодействие». [15]

А.С. Головачев в своем учебнике предлагает: «При проведении маркетинговых исследований для оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов результативности ее деятельности (репутация, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской основы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности». [8]

В работе Гапоненко А. изложено: «Всю совокупность факторов, оказывающих большое влияние на конкурентоспособность компании, предлагается разбить на три категории:

- цели, которые ставит перед собой организация;

- ресурсы, которыми располагает организация;

- факторы внешней среды». [7]

В свою очередь, в работе Философовой Т. Г. и Быкова В. А. констатируется: «Конкурентоспособность компании обуславливается качеством продукции, относительной ее стоимостью, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой сети». [28]

		«Критерий конкурентоспособности – это качественная и количественная характеристика продукции, которая служит основанием для оценки её конкурентоспособности». [22]

По мнению Моисеевой Н.К.: «Принимать во внимание в качестве критериев, характеризующих конкурентоспособность организации, следующие:

- критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя;

- временной критерий эффективности производства». [21]

На любой вопрос о том, что же делает предприятие конкурентоспособной, Белоусов В.И. отвечает: «Во-первых, ресурсы (потенциал),  во-вторых, умение продуктивно их использовать». [5]

Со слов В.А. Баринова: «Вероятные критерии конкурентоспособности организации группируются согласно единичным элементам комплекса маркетинга (продукция, стоимость, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а кроме того предусматривается деловую активность и результативность работы». [4]

Куликова А.В. в своем издании пишет: «К основным критериям конкурентоспособности организации эффективность ее производственной деятельности, финансовое положение, результативность организации сбыта и продвижения продукции на рынке, конкурентоспособность товаров». [19]

С точки зрения Кожевникова А.: «В большинстве работ конкурентоспособность продукции расценивается на основе двух критериев: полезного эффекта от потребления продукции и стоимости потребления». [16]

Уровень качества как критерий конкурентоспособности предполагают собой условную характеристику, основанную на сопоставлении характеристик качества оцениваемой продукции и аналога.

Качество продукции есть комплекс свойств и характеристик продукции, обусловливающих её способность удовлетворять определенные или предполагаемые потребности. «Оценка качества продукции состоит в проверке соответствия продукции требованиям к качеству – перечню количественных характеристик и качественных признаков». [28]

		«Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество». [25]

		В зависимости от характера решаемых задач по оценке уровня качества показатели качества возможно систематизировать по ряду признаков (таблица 1.1).

		

		Таблица 1.1 – Показатели качества продукции 

		Признак классификации

		Группы потребительских показателей качества

		1. По количеству характеризуемых свойств

		1. Единичные

		2. Комплексные

		2. По форме представления

		1. Абсолютные

		2. Относительные

		3. По виду характеризуемых свойств

		1. Показатели назначения

		2. Эргономические показатели

		3. Показатели надежности

		4. Показатели безопасности

		5. Экологические показатели

		6. Эстетические показатели

		

		В одном из учебных пособий Щербакова Л.В. раскрывает данную информацию: «Показатели назначения характеризуют свойства товара, определяющие его основные функции. Значимость этих показателей определяется ст. 4 Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая обязывает продавца передавать товар, качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям такого рода товарам. При этом переданный продукт должен быть пригодным для использования по назначению.

		Эргономические показатели характеризуют соответствие конструкции изделия особенностям человеческого организма. Насколько конструкция подходит человеку, настолько товар удобен для него. Удобство по отношению к пользе выступает в качестве своеобразной количественной характеристики затрат сил и энергии человека, которые необходимо применить, чтобы получить от товара желаемый полезный эффект.

		Показатели надежности характеризуют способность изделия осуществлять установленные функции в течение необходимого промежутка времени или требуемой наработки.

		Показатели безопасности характеризуют степень защиты человека от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при использовании товара. Соблюдение мер безопасности обуславливает отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителя.

		Экологические показатели характеризуют способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации и утилизации.

		Эстетические показатели характеризуют способность товаров выражать свою общественную ценность в чувственно-воспринимаемых признаках формы.

		Стабильность уровня качества товаров определяется нестабильностью значений показателей качества. Необходимо отличать два типа нестабильности качества:

		- нестабильность значений показателей качества в пределах выпускаемой партии и колебания значений показателей от партии к партии - стабильность в объеме;

		- нестабильность значений показателей качества в период использования (эксплуатации) – стабильность во времени.

		Отклонение показателей качества от нормативных значений возникают на всех этапах жизненного цикла продукции. Эти отклонения (несоответствия, или дефекты) могут быть обнаружены в период производства либо на последующих стадиях – обращения и пльзования (эксплуатации). Дефекты в конечном счете ведут к потерям (экономическим, материальным, трудовым), которые не могут не отразиться на себестоимости и продажной цене.

		Обеспечение стабильности качества требует системного подхода, в частности определенной системы контроля качества. Эпизодический контроль в торговых предприятиях не дает эффекта.

		Нестабильность во времени определяется прочностью, то есть способностью товара сохранять значения потребительских показателей качества при длительном использовании товара». [29]

		«Наиболее эффективным способом упреждения нестабильности товара в условиях его эксплуатации является проверка надежности конструкции нового товара элементарным методом. Он заключается в проверке функционирования товара в реальных условиях эксплуатации. Этот метод очень трудоемок, однако дает возможность предоставить точный прогноз надежности» - говорит Поляничкин Ю.А. [23]

		«Формирование потребительской новизны товара наступает на стадии научного анализа задела – патентных документов, научных статей, то есть информации о завтрашних товарах» - выражает своё мнение Лапыгин Ю.Н. [20]

		Со слов Закировой В.Н.: «Главное условие эффективного обновления ассортимента - инвестиции в разрабатываемые новинки. Но вложение средств – половина дела. Самое важное, чтобы в результате внедрения новшества был получен эффект – инновация.

		Информативность товара как критерий конкурентоспособности определяет качество информации о конкурентных преимуществах товара.

		Информация для потребителя в зависимости от вида и технической сложности товара может быть представлена: текстом и (или) маркировкой на потребительской таре, а также эксплуатационным документом (паспортом, руководством по эксплуатации, этикеткой). Общими требованиями к товарной информации считаются достоверность, доступность, полнота, обозначаемые как «три Д». [12]

		Таким образом, знаком уважительного отношения к потребителю следует считать указание изготовителем на некоторые ограничения в пользовании товаром на основе сложившегося мнения специалистов, не дожидаясь заключения и рекомендаций официальных органов. Примером такой информации могли бы быть подобные рекомендации в тексте на упаковке жевательной резинки - «употреблять желательно после еды в течение 5-10 мин». Такого рода неформальный подход к составлению текста маркировки вносит элемент доверительности. В связи с этим можно дополнить правило «трех Д» четвертым «Д» - доверительность.

Подводя итог, можно утверждать, что:

-разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и области маркетинговых исследований обосновывают разный набор критериев, определяющих конкурентоспособность предприятия и продукции;

-наиболее обоснованный набор факторов организации, широко используемый при проведении стратегического анализа и маркетинговых исследований, приведен в работах Артура А. Томпсона-мл. и А. Дж. Стрикленда, Дэвида Кревенса. Остальные авторы в той или иной мере используют основные положения отмеченных работ, пытаясь развить их для конкретных направлений деятельности;

		-рассматривая, в обобщенном виде, конкурентоспособность организации, то она определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и результативность маркетинговой деятельности.

		

		1.2  Экономические и правовые основы конкуренции

		

		Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ определил понятие конкуренции как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. 

		По мнению Квасниковой В.В.: «Практически конкуренция предполагает собой соперничество между хозяйствующими субъектами, целью которых является привлечение потребителя и приобретение наибольших доходов. 

		Основной угрозой для соблюдения конкуренции является монополия, суть которой определена как злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Законодательство о защите конкуренции на российском рынке  в качестве основных направлений государственной политики в этом направлении определила:

			-оперативного принятия организационных и правовых мер, направленных на предотвращение монополистической деятельности;

			-пресечение неправомерных действий со стороны хозяйствующих субъектов, направленных на нарушение прав и законных интересов других участников рынка». [15]

			В учебнике для вузов Н.К. Моисеевой сказано: «Российское антимонопольное законодательство основывается на нормах Конституции РФ, которая закрепляет гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, а также на первое место выходит право на свободное использование своих сильных сторон и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

			В целях обеспечения конкуренции законодатель закрепил принцип единства экономического пространства и свободного перемещения продукции. Так, на территории России, запрещено установление таможенных границ, сборов и иных препятствий. В отношении субъектов предпринимательской также применяется принцип единство правового регулирования на территории России. Это, в свою очередь, не исключает возможности введения ограничений перемещения товаров, которые могут вводиться в целях сохранения конституционного строя РФ. К примеру, ограничения передвижения товаров могут вводиться в связи с введением военного положения». [21]

			Исходя из наблюдений Тарелко В.В.: «В современных условиях особое значение для защиты конкуренции приобретают международные многосторонние и двусторонние соглашения с участием России, которые в силу требований Конституции РФ имеют приоритет перед национальным законодательством. В случаях, когда международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора.

			В настоящее время рыночная экономика представляет собой сложный организм, который складывается из огромного количества разнообразных структур и сфер общественной жизни, непрерывно взаимодействующих между собой. Конкурентная борьба при этом свойственна абсолютно для всех участников рыночных взаимоотношений. А соотношение спроса и предложения зависит от результативности коммуникации между ними». [25]

			Экономическое значение конкуренции проявляется по-разному в различных условиях. «Своё основное и, наверное, главное значение 
она приобретает в обстоятельствах совершенной конкуренции – некоего состояния экономики,  при котором на рынке существуют множество продавцов и покупателей и которые не могут влиять на изменение рыночной структуры, вынуждены продавать свои товары по стоимости, которая уже сложилась на рынке и ни каким образом не могут влиять на уровень своей цены, изменяя объем своего предложения» - выражает свою мысль А.И. Алексеева. [3]

			Свобода экономической деятельности, закрепленная Конституцией РФ, также поддерживает рынок и обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства. «Субъекты предпринимательской деятельности вправе выбирать виды осуществляемой деятельности, организационно-правовые формы и масштабы ее осуществления. Наиболее ярким примером, отражающие данные положения, является гарантированное в России равенство всех форм собственности и свобода частной собственности. Так, предприниматель свободен в приобретении, владении, пользовании и распоряжении принадлежащим ему имуществом» - трактует Е Дихтль. [10] Гарантированное законом разнообразие форм собственность при этом непосредственным способом объявляет независимость предпринимательской деятельности. 

			Повторим слова Глушакова В.Е.: «Конкуренция защищается законом. Нарушение требований антимонопольного законодательства влечет за собой привлечение к ответственности – от административной до уголовной. Стоит заметить, что законодатель в этом отношении отошел от конституционной формулировки «поддержка конкуренции», требующей помимо защиты участников рынка реализации мер по созданию конкурентной среды.

			Государство, как субъект правоотношений, наделенный административной властью, создает условия для создания благоприятного инвестиционного климата, развитие финансовой и налоговой системы, уменьшение административных и инфраструктурных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности.

			Функция регулирования социальных взаимоотношений в области конкуренции  считается исключительно государственной, исполняемой на федеральном уровне управления. Антимонопольное законодательство помимо основного закона РФ бисируется на Гражданском Кодексе. Так, ст. 10 ГК РФ прямо запрещает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке». [9]

		Таким образом, еще раз подтверждается высказывание Куликовой А.В.: «Защита конкуренции является необходимым условием полноценного развития экономических отношений. Однако ее эффективное осуществление предполагает формирование соответствующей системы нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения конкурирующих предприятий на рынке». [19]

			В своём ресурсе К. Ершов утверждает: «К нормативным правовым актам, обеспечивающим конкуренцию, можно отнести некоторые федеральные законы. Таковым является федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закрепляющий в качестве одного из принципов осуществления закупок принцип обеспечения конкуренции.

			Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», устанавливает нормы поведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю на территории России. В частности устанавливает некоторые ограничения для торговых сетей и т.д.

			Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяет специфику защиты конкуренции в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Лесной кодекс РФ от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, регламентирует вопросы защиты конкуренции в области использования лесов.

			Федеральный закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», устанавливает некоторые ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, не являющихся гражданами РФ, обязывает иностранных инвесторов соблюдать антимонопольное законодательство РФ.

			Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», регламентирует вопросы антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электроэнергии (мощности). Закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», устанавливающий антимонопольные правила для организаций-собственников систем газоснабжения, а также условия и порядок доступа организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям.

			Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», определяет специфику деятельности субъектов естественных монополий, регулирует правовые взаимоотношения монополий и иных представителей рынка. Антимонопольное регулирование осуществляется также на подзаконном уровне посредством принятия постановлений Правительства РФ. Полномочия Федеральной антимонопольной службы при этом преимущественно связаны с утверждением форм и перечней представляемых ей документов и сведений, а также регламентацией порядка реализации отдельных процедур контроля на рынке. Следует отметить, что Указы Президента РФ к числу нормативных правовых актов о защите конкуренции не отнесены, тем самым это отразило сложившуюся к моменту принятия комментируемого закона практику правового регулирования данной сферы общественных отношений». [11]

			Повторим слова С.М. Абрютиной: «На рынке существуют определенные условия, при которых конкурентная борьба может подтолкнуть производителей к достижению максимальной результативности производства, улучшению и обновлению ассортимента выпускаемой продукции. Это все необходимо для того, чтобы предприятие могло благополучно существовать и действовать на конкурентном рынке, как можно больше притягивать к себе потребителей своего товара для получения максимальной прибыли в дальнейшем. Средствами в конкурентной борьбе может являться все, что угодно: цена, обслуживание, марка изделия и его качество, условия платежа, реклама. Любой  производитель подбирает наиболее выгодное средство для продвижения на конкурентном рынке собственной продукции.

			Компания, которая впервые попала на рынок совершенной конкуренции, обязана соблюдать все правила, которые уже сложились на нем. Должна 
устанавливать определенный уровень цен на свой товар, он должен незначительно отличаться по своим параметрам и характеристикам от других производителей. Так как все это может принести значительный вред рыночному равновесию на этом рынке. В случае, если нарушается хотя бы одно из основных условий совершенной конкуренции, то можно уже говорить о рынке, так называемой, несовершенной конкуренции. 

			Несовершенная конкуренция – это такое состояние рыночной экономики, когда нарушаются условия совершенной конкуренции: на рынке существует уже не множество мелких производителей однородной продукции, а сокращаются, вплоть до одной, наиболее крупной. Остальные предприятия имеют не равный доступ к информации о продукции, характер и параметры продукции на таком рынке могут быть абсолютно уникальными, неоднородными. Вход и выход на рынок несовершенной конкуренции очень труден, оснащен определенными трудностями и барьерами, которые, в большинстве своем, непреодолимы. Происходит изменение равновесной цены на данном рынке». [1]

			Подтверждает данные слова и Глушаков В.Е.: «В дальнейшем, несовершенный конкурент может вырасти в монополиста, т.е. стать предприятием, которое является единственным продавцом на рынке товаров и услуг и потому само выбирает объем производства и цену продаж на основе кривой спроса. Кривая спроса, в свою очередь, показывает связь между ценой определенного товара и количеством покупателей, которые желают приобрести данный товар по определенной цене». [9]

			Всё это и будет составлять рынок несовершенной конкуренции. Но в реальной жизни ситуации чистой или несовершенной монополии случаются крайне редко. Кревенс Дэвид В. говорит о том, что: «Чаще всего встречаются виды менее полной монополизации рынка. 

			В случае олигополии рынок не слишком насыщен продавцами. При этом существует высокий барьер входа на рынок. А организации, попавшие в поле деятельности рынка, вынуждены не прекращая следить за своими конкурентами. Прежде чем изменить цену на конечный продукт, необходимо провести полный анализ возможных действий конкурентов. Поэтому некоторые организации олигополисты вступают в сотрудничество со своими конкурентами. Данное взаимодействие обеспечивает всем участникам отношений благоприятный исход. После объединения фирмы обладают несомненной совместной мощью на рынке, что позволяет им увеличить выпуск своей продукции, изменять цены на свои товары и, тем самым, максимизировать прибыль». [18]

			Подводя итог, повторим утверждение Куликовой А.В.: «Конкуренция является непосредственным стимулом для развития экономики в целом, внедрения и дальнейшего продвижения технологических инноваций и расширения ассортимента товаров и услуг. Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако, в современных условиях для увеличения качества жизни населения поддержание конкуренции необходимо, прежде всего, со стороны государства». [19]

			

1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия



Исследование конкурентов является важнейшей задачей маркетинга компании, во многом обеспечивающей успех и выживание ее в современных условиях. Выделим основные аспекты, интересующие в исследовании конкурентов, исходя из учения Кониной Н.Ю.: «Аспекты делятся на три группы: общие сведения, экономическое положение, положение на рынке, в каждой из которых можно выделить следующие разделы:

-общие сведения: организационная структура; собственники организации; планы и стратегия развития (финансовая, технологическая, производственная, дистрибьюторская, продаж и маркетинга); нематериальная собственность; история существования; корпоративная культура; отношения с государством, законом; участие в ассоциациях, союзах; управление персоналом;

-экономическое положение: методы, способы, технологии продаж; ценовая политика, система скидок; ассортимент продукции; технико-экономические показатели; техническая и технологическая оснащенность;

-положение на рынке: логистика и каналы сбыта; клиентская база, сегментация; позиционирование: реклама и PR; партнеры организации (поставщики, клиенты, компании, оказывающие какие-либо услуги организации) и отношения c ними; доля рынка; имидж организации; потребительская удовлетворенность». [17]

Но А.В. Пилипенко утверждает, что: «Это не исчерпывающий и не окончательный список, возможна детализация и уточнение в зависимости от конкретных целей, задач и условий исследования. Нужно отметить, что все эти показатели следует наблюдать в динамике. Все они тесно связаны между собой, зависят друг от друга. В конкретной ситуации на первый план могут выходить отдельные показатели, но за ними всегда стоят остальные. Приобретение этих данных достаточно трудоемкий процесс. Невозможно собрать достоверные и исчерпывающие данные о конкурентах без использования научных методов исследования.

Большинство данных о себе не разглашаются конкурентом вовне организации. Это считается внутренним делом, не подлежащим огласке и не касающимся никого, кроме самой организации. Завеса тайны вокруг внутреннего мира компании тем более характерна для отечественных условий.  В этих условиях собирать сведения о конкуренте приходится, что называется «по крохам», пользуясь всеми доступными методами получения информации». [22]

В таблице 1.2 представлена «матрица задач, встающих в процессе изучения конкурентов, и методы их решения, то есть методы исследования, сбора информации», согласно сборника Дитхля. [10]



Таблица 1.2 –Методы изучения конкурентов

Аспекты деятельности

конкурентов

Методы решения задач



Анализ прессы

Анализ деловой прессы

Анализ статистики

Анализ

официальных

документов

Анализ рекламы

Экспертный опрос

Невключенное наблюдение

Включенное наблюдение

Организационная структура 

+





+



+





Собственники организации 



+





+





+

Планы и стратегия развития 



+



+



+





Нематериальная собственность 





+



+





+

История существования 



+







+

+



Корпоративная культура





+

+

+







Отношения с государством, законом 



+



+





+



Участие в ассоциациях, союзах 

+



+





+



+

Партнеры и отношения с ними 





+





+





Логистика и каналы сбыта

+







+





+

Клиентская база, сегментация 



+



+





+



Позиционирование: реклама и PR

+

+





+

+





Методы, способы, технологии продаж 









+



+

+

Ценовая политика, система скидок





+

+

+



+

+

Ассортимент продукции 





+

+

+



+



Технико-экономические показатели 



+

+

+



+





Доля рынка





+





+





Управление персоналом 



+











+

Техническая и технологическая оснащенность 

+

+







+

+



Имидж организации 

+

+







+





Потребительская удовлетворенность 











+

+





Не смотря на свое разнообразие, ни один из методов не дает исчерпывающей информации, поэтому необходимо их комплексное использование.

Опираясь на опыт и пособие В.В Тарелко: «Определение конкурентоспособности организации является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях: разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности; выбора контрагентов для совместной деятельности; составления программы выхода организации на новые рынки сбыта; осуществления инвестиционной деятельности; осуществления государственного регулирования экономики.

Основной задачей каждого менеджера или экономиста, изучающего проблему оценки конкурентоспособности организаций, является поиск критериев конкурентоспособности, ее источников и факторов. Ниже рассмотрены наиболее распространенные методы оценки конкурентоспособности организации: матричные методы; методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции организации; методы, основанные на теории эффективной конкуренции; комплексные методы». [25]

Согласно утверждению Ю.А. Поляничкина: «Группа матричных методов базируется на оценке маркетинговой стратегии организации с использованием построения матрицы конкурентных стратегий. В основе методики находится исследование конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста объема продаж; по вертикали – относительная доля организации на рынке». [23]

С некоторыми вариантами подобный подход можно встретить в работах А. Томпсона и А. Стрикленда. Если свести всех данных авторов вместе, то: «Наиболее конкурентоспособными считаются те организации, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

При наличии информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов данный .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44