VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Оценка экономической безопасности Воронежской области

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013164
Тема: Оценка экономической безопасности Воронежской области
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»

Воронежский филиал

Экономический факультет
Кафедра экономики и экономической безопасности

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой

экономики

и экономической безопасности

Хорошилова Ольга Владимировна

_________________________

«_____»___________ 2018 г.


Выпускная квалификационная работа
(Выпускная квалификационная работа специалиста)

Специальность 38.05.01 «Экономическая безопасность»

Специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической
безопасности»

ТЕМА: «Оценка экономической безопасности Воронежской области»

Выполнил обучающийся:  Конюхова Марина Сергеевна
Группа: ЭкБд-113

Научный руководитель выпускной
квалификационной работы
Трещевский Дмитрий Юрьевич

к.э.н., доцент, доцент кафедры
__________________________
(подпись)

Автор_____________________
(подпись)

Воронеж – 2018

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ	3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ	..........................

БЕЗОПАСНОСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ	6

1.1 Сущность, понятие и содержание экономической безопасности	......................

региона	6

1.2 Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности	...................

региона	13

1.3 Методы оценки экономической безопасности региона	19

2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ

ОБЛАСТИ	26

2.1 Описание Воронежской области	26

2.2 Оценка уровня экономической безопасности Воронежской области	31

2.3 Угрозы экономической безопасности Воронежской области	45

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ	53

3.1 Рекомендации по повышению показателей экономической

безопасности Воронежской области	53

3.2 Рекомендации по повышению обеспечения деятельности служб	.....................

региона	57

3.3 Рекомендации по повышению уровня миграционной политики	59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	69



















2

ВВЕДЕНИЕ


     В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы эко-номической безопасности в целях совершенствования государственных отно-шений и национального единения. Исследования социально-экономической си-туации показывают, что причины большого числа угроз экономической без-опасности кроются на региональном уровне. Таким образом, обеспечение эко-номической безопасности, как регионов, так и всей страны, относится к наибо-лее важным национальным приоритетам.

     Экономическая безопасность региона - адекватная система мер, предо-храняющая от угроз, и обеспечивающая защищенность субъекта в экономиче-ской сфере, а также позволяющая осуществлять внешнее и внутреннее воспро-изводство экономики данного субъекта.

     Сегодня совершенствование государственного механизма регулирования экономических процессов и явлений в российской экономике на региональном уровне по-прежнему остается актуальным. Это связано прежде всего с тем, что прогнозируемые результаты применения тех или иных государственных мер, направленных на обеспечение экономического развития, не всегда приносят желаемые результаты.

     Анализ социально-экономического положения Воронежской области проводится с определением индикаторов экономической безопасности, а также их количественного выражения и сопоставления с пороговыми значениями. Это поможет определить экономическую безопасность территории, ее состояние и уровень, выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходи-мый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз. Интересно, что не существует такого состояния, когда внешние или внутренние угрозы экономики отсутствуют, другими словами, нет абсолютной экономической без-опасности.



3

     Целью исследования является оценка экономической безопасности Воро-нежской области.

     Предметом исследования является анализ экономической безопасности Воронежской области, а объектом исследования - социально-экономические показатели развития Воронежской области.

На основании поставленной цели выделим задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность, понятия и содержания экономической безопас-

ности региона;

2. Изучить нормативно-правовое обеспечение экономической  безопасно-

сти региона;

3. Определить методы оценки экономической безопасности региона;

4. Дать описание Воронежской области;

5. Провести  оценку  уровня  экономической  безопасности  Воронежской

области:

6. Выделить угрозы экономической безопасности Воронежской области

     7. Предложить рекомендации по повышению уровня экономической без-опасности.

     Теоретической базой исследования являются законодательные акты, нор-мативно-правовые документы, источники учебной, монографической и перио-дической литературы, данные электронных информационных порталов, посвя-щенные организации учета оплаты труда в РФ. Базу исследования составили труды таких авторов как, Абрамова М.Г., Авдийский В.И., Арбатов А.А., Без-денежных В.М., Биржаков М.Б., Богомолов В.А., О.Ю., Гордиенко Д. В., Кри-воротов В.В., Кузнецова Е.И., Максимов, С.Н., Сенчагов В.К., Фирсов И.В, Эриашвили, Н.Д. и др.

     Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

     Во введении указана актуальность исследования, выделены объект и предмет исследования, основная цель и задачи.

4

     В первой главе рассмотрена сущность, понятия и содержания экономиче-ской безопасности региона; нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности региона; методы оценки экономической безопасности региона.

     Вторая глава посвящена анализу оценки уровня экономической безопас-ности Воронежской области, включающая в себя описание Воронежской обла-сти, и угрозы данного региона.

     В третьей главе предложены рекомендации по повышению уровня эко-номической безопасности Воронежской области.

В заключении сделаны соответствующие выводы по дипломной работе.

Работа выполнена на 72 страницах и содержит 10 рисунков и 7 таблиц.















.






























5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1 Сущность, понятие и содержание экономической безопасности региона

     Понятие «экономическая безопасность» относительно новое в лексиконе российских органов управления экономикой. Это понятие, хорошо известное в практике деятельности управленческих структур западных стран, допускает весьма широкую интерпретацию.

     Экономическая безопасность является одним из наиболее приоритетных функциональных направлений безопасности. Сегодня в мировом научном со-обществе не выработано единого мнения, что включает в себя категория «эко-номическая безопасность».

     На сегодняшний день существует несколько точек зрений на понятия экономической безопасности.

     Так, например, В. Сенчагов считает, что экономическая безопасность это «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наибо-лее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [19,стр.12].Автор утверждает, что «экономическая безопасность - это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность инсти-тутов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интере-сов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества».

     В. Криворотов рассматривает экономическую безопасность как состоя-ние защищенности от негативных воздействий и нанесения вреда хозяй-ственной деятельности [15,стр.6]. По его мнению, «безопасность как экономи-ческая категория предполагает поддержание экономики на том уровне развития,

6

который обеспечивал бы нормальную жизнедеятельность населения, в частности, его занятость, возможности дальнейшего экономического роста, поддержание в рабочем состоянии всех систем, необходимых для успешного развития и созда-ния условий жизни населения».

     По мнению Д. Гордиенко экономическая безопасность – «состояние эко-номики и производительных сил общества с точки зрения возможностей само-стоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности госу-дарства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной эко-номики в условиях глобальной конкуренции» [13,стр.2].

     Е. Кузнецова рассматривает экономическую безопасность, как «такое состояние экономики которое характеризуется устойчивостью, «иммуните-том» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормаль-ное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих до-стигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства» [16,стр.4].

     И. Кардашова утверждает, что экономический ущерб, причиняемый субъ-екту, может быть связан с его неспособностью противостоять конкуренции и быть результатом его внутренних факторов, например, плохого управления [14,стр.12].Автор заявляет, что ущерб может явиться и следствием воздействия внешних факторов — как сознательных действий со стороны других госу-дарств, так и стихийных. При этом сознательные действия партнера не обяза-тельно должны быть направлены на нанесение ущерба, а могут преследовать его собственные внутренние цели. Стихийные события могут иметь частный характер, относясь к колебаниям на отдельных рынках, или общий, будучи свя-занными с дестабилизацией мировой экономической системы в целом.

     По мнению В. Богомолова и др., распространенной является точка зре-ния, согласно которой лишь очень немногие экономические угрозы заслуживают

7

того, чтобы связывать их с проблемой экономической безопасности[23,стр.245]. Большая часть угроз, согласно авторам, связана с обычной, повседневной эконо-мической деятельностью и составляет ее издержки. Ущерб может выражаться в потере дохода или в уничтожении целых отраслей промышленности и все же не выходить за рамки нормальной (и в своей норме безжалостной) конкурентной борьбы.

     В. Богомолов и др. отмечают, что экономическая угроза это – объективно существующая возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательную динами-ку или параметры[23,стр.355].

     Важный аспект проблемы безопасности заключен в отношениях страны с институционализированной частью международной экономической систе-мы. Так, развивающиеся страны, выступающие за новый международный экономический порядок, утверждают, что в современной системе взаимозави-симости они оказались загнанными в невыгодное положение. А поскольку существующая международная экономическая система не предоставляет им возможности выбраться из этого неблагоприятного для них положения, то сама эта система рассматривается ими как угроза их экономической безопасности.

     Существует два подхода к классификации угроз: классификация по ис-точнику угрозы и по типу угрозы. При классификации угроз экономической безопасности «по источнику» их разделяют на две большие группы - на угрозы экономического и политического происхождения.

     На примере классификации угроз национальной экономической безопас-ности рассмотрим классификацию угроз «по источнику» (Таблица 1). Как пра-вило, источники угроз классифицируются по их характеру (внутренние или внешние) либо виду (экономические или политические). Видов угроз может быть существенно больше, например некоторые авторы отдельно выделяют ин-новационные, инвестиционные, финансовые, научно-технические, демографи-

8

ческие, экологические, угрозы продовольственной безопасности

Таблица 1 – Классификация угроз национальной экономической безопас-

ности




Источники угроз





Экономические










Политические







Кризисные явления в националь-ной экономике, обусловленные дефектами экономической и ин-ституциональной структуры





Реализация органами власти меро-приятий экономической политики, дестабилизирующих экономиче-скую систему; влияние социально-политических кризисов







Влияние внешних кризи-сов (торговых, финансо-вых) на национальную экономику




Внешние экономиче-ские санкции с целью оказания политическо-го давления; негатив-ное влияние экономи-ческой политики зару-бежных государств







     Во всех классификациях угроз «по типу» на всех уровнях экономики ав-торы, как правило, выделяют внешние и внутренние угрозы, которые в свою очередь делятся на экономические, политические, экологические финансовые и т.д. На примере классификации угроз экономической безопасности региона рассмотрим классификацию угроз «по типу» (Рисунок 1).




















9



































Рисунок 1 – Классификация угроз региональной экономической безопас-ности

     Из рисунка 1 видно, что существует множество видов угроз региональной экономической безопасности. Каждая из угроз имеет собственные показатели и методы решения проблем, возникающей при конкретной угрозе.

     По мнению С. Потокиной и др., экономическая безопасность региона – такое состояние экономики и институтов государственной власти, при котором обеспечиваются стабильность, устойчивость и поступательность раз-вития эко-номики региона, создается потенциал, обеспечивающий конкурентоспособ-ность региональной экономики, гарантированную защиту экономических инте-ресов региона и населения, проживающего в нем, от внутренних и внешних де-структивных воздействий[ 20,с.15].

     В. Сенчагов утверждает, что экономическая безопасность региона это способность субъектов Федерации противостоять кризисным ситуациям, вызы-


10

ваемым воздействием внешних и внутренних факторов на научно-производственный и ресурсный потенциал и их структуру, сферу обращения и институциональную инфраструктуру, социальную сферу, уровень и качество жизни людей [19,с.180]. По мнению автора, регионы должны самостоятельно решать вопросы освоения и использования природных ресурсов, развития тор-говли, сферы услуг, инфраструктуры регионального и локального значения, ис-пользования недвижимости, поддержания правопорядка, развития специальных форм культуры, образования и здравоохранения. При этом необходимо сохра-нить единое военно-политическое и социально-экономическое пространство, обеспечивающее беспрепятственное перемещение товаров, сырья, трудовых ре-сурсов.

     П. Моисеев рассматривает экономическую безопасность региона, как способность региона формировать и проводить собственную социально-экономическую политику за счет внутренних ресурсов, а также обеспечивать функционирование, развитие и расширенное воспроизводство приоритетных отраслей народного хозяйства [18,с.221].

     Также автор утверждает, что при рассмотрении проблем обеспечения экономической безопасности необходимыми условиями являются[ 18,с.221]:

     - формирование современной типологии российских регионов, основан-ной на специализации отраслевого ведения хозяйства;

     - разработка методологических основ оценки состояния экономической безопасности региона, включающих ресурсный, производственный, научно-

инновационный и инфраструктурный потенциал;

     - формирование современных механизмов функционирования и развития региональных систем экономической безопасности, основанных на процессах стимулирующего и регулирующего характера воздействия на промышленную политику субъекта Федерации.

     В целом экономическая безопасность большинством авторов рассматри-вается как важнейшая качественная характеристика экономической системы,

11

определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедея-тельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально- государственных интере-сов.

     Можно сделать вывод, что экономическая безопасность России складыва-ется из экономической безопасности ее регионов. В экономической литературе достаточно широко представлены концептуальные аспекты экономической без-опасности России. Вместе с тем проблема обеспечения экономической безопас-ности регионов исследована недостаточно. Такая ситуация сложилась в силу ряда причин. Во-первых, экономическое развитие регионов России имеет свою собственную специфику, которая проецируется на решение задач обеспечения региональной экономической безопасности и требует определенной модифика-ции используемых показателей, характеризующих экономическую безопас-ность конкретных регионов в современных условиях. Во-вторых, проблемы обеспечения экономической безопасности регионов РФ рассматриваются с раз-ных методологических позиций, которые зачастую противоречат друг другу. В-третьих, недостаточно проработана проблема унификации региональных стати-стических данных, которые используются для оценки уровня региональной экономической безопасности.

     Экономическая безопасность – это такое состояние экономической си-стемы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно проти-востоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним.

     Сущность экономической безопасности региона состоит в возможности и способности его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внеш-них угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и неистощительном использовании природных факторов, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона.

Поддержание экономической безопасности региона требует адекватной

12

системы мер, обеспечивающих защищенность того или иного региона в эконо-мической сфере, предохраняющая его от несанкционированного деструктивно-го воздействия (действия угроз), и позволяющая осуществлять внутреннее и внешнее воспроизводство экономики данного региона.

     Очевидно, что такая система мер должна не только укладываться в рамки действующего федерального законодательства, но и быть обеспечена собствен-ными нормативно-правовыми актами региона.



1.2 Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности региона


     Сегодня совершенствование государственного механизма регулирования экономических процессов и явлений в российской экономике по-прежнему остается актуальным. Это связано прежде всего с тем, что прогнозируемые ре-зультаты применения тех или иных государственных мер, направленных на обеспечение поступательного роста (экономического развития), не всегда при-носят желаемые результаты [6].

     Однако в качестве причины сложившейся ситуации неверно было бы критиковать только органы власти, ответственные за реализацию основных по-ложений экономической политики, долгосрочных стратегических планов, по-скольку государственный механизм принятия решения в различных секторах экономической сферы России иногда не успевает обеспечить необходимое управляющее воздействие на управляемую экономическую систему.

     Одним из путей повышения эффективности функционирования государ-ственного регулирования в данной сфере может стать создание разветвленной сети системообразующих связей, при этом систему обеспечения экономической безопасности Российской Федерации можно рассматривать как подсистему об-щей концепции обеспечения национальной безопасности.


13

     Отечественными учеными сегодня обращается внимание на содержание российских национальных интересов, которые формируются на базе нацио-нальных ценностей, имеющих наиболее стабильный характер, под влиянием долгосрочных тенденций общественного развития. Выработанная система цен-ностей в обществе имеет вид совокупности определенных правовых норм, с помощью которых регулируются общественные отношения и обеспечивается национальная безопасность [7].

     Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвер-жденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные ин-тересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, це-ли, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу [5].

     Ее правовая основа базируется на положениях Конституции Российской Федерации [1], федеральных законах от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О без-опасности» [2] и от 28 июня 2017 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планирова-нии в Российской Федерации» [3], а также других федеральных законах и нор-мативных правовых актах президента Российской Федерации.

     Стратегия национальной безопасности Российской Федерации основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны. Она яв-ляется основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и ее экономической безопасности, в частности [5].

     В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации особо отмечается, что экономика России проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики

и применения ограничительных экономических мер, введенных рядом стран

14

против Российской Федерации [5]. Вместе с тем в качестве стратегических при-оритетов страны назван ее дальнейший экономический рост.

     Для обеспечения экономической безопасности основные усилия государ-ства направлены на устранение дисбалансов в экономике, территориальном развитии, развитие рынка труда, формирование новой географии экономиче-ского роста, новых отраслей экономики.

     Особое значение в реализации данной стратегии имеет доктрина продо-вольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Пре-зидента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 [4] в целях реализа-ции государственной экономической политики в области обеспечения продо-вольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагиро-вание на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рын-ка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продоволь-ственной безопасности [4].

     Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации пред-ставляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основ-ные направления государственной экономической политики в области обеспе-чения продовольственной безопасности Российской Федерации. В ее положе-ниях развиваются положения Стратегии национальной безопасности Россий-ской Федерации, касающиеся продовольственной безопасности Российской Федерации, учтены нормы морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г.,

и других нормативных правовых актов Российской Федерации в этой обла-сти [4].

     В соответствии положениями доктрины продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором

15

сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегическо-го национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

     Ее стратегической целью является обеспечение населения страны без-опасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из вод-ных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является ста-бильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов [4].

     Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономиче-ской безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» является документом стратегического планирования, разработанным в целях реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определен-ных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [8].

     В данной Стратегии формируются призывы и угрозы экономической за-щищенности Российской Федерации, а кроме того цели, ключевые тенденции, и задачи общегосударственной политики в области предоставления экономиче-ской безопасности.

     Рассматриваемая стратегия ориентирована в предоставление противодей-ствия угрозам экономической безопасности, устранение кризисных явлений в производственных и экономических областях, а также препятствие снижения качества жизни, а также считается базой с целью развития и реализации обще-государственной политики в области предоставления финансовой защищенно-сти на федеральном, областном, городском и отраслевом уровнях.

     Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Россий-ской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-

ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие феде-ральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации,

16

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правитель-ства Российской Федерации [3].

     Данная Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных орга-нов государственной власти, органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации[8].

     Органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности; разрабаты-вают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федера-ции по вопросам обеспечения продовольственной безопасности; формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы продовольствия в субъектах Российской Федерации; обеспечивают ведение мониторинга состояния продо-вольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации.

     Серьезные задачи по обеспечению продовольственной безопасности Рос-сии возложены на Совет Безопасности Российской Федерации, который рас-сматривает в рамках национальной безопасности стратегические вопросы обес-печения продовольственной безопасности, готовит рекомендации по выполне-нию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации возложенных на них функций в этой сфере деятельности.

     Реализация положений доктрины продовольственной безопасности Рос-сийской Федерации позволит обеспечить продовольственную безопасность как важнейшую составную часть национальной безопасности, прогнозировать и предотвращать возникающие угрозы и риски для экономики страны, повышать

17

ее устойчивость, создавать условия для динамичного развития агропромыш-ленного и рыбохозяйственного комплексов, улучшения благосостояния населе-ния.

     Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны руководствоваться положе-ниями доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в практической деятельности и при разработке нормативных правовых актов, ка-сающихся обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

     В действующем законодательстве не указаны нормативные акты, регули-рующие вопросы регионального характера. Однако на стадии завершения нахо-дятся проекты федеральных законов, которые касаются конкретно регионов. Это проект федерального закона «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации», а также проект «О феде-ральных целевых программах регионального развития».

     Главной целью государственного регулирования развития региона явля-ется внутреннее или федеральное воздействие на финансовую, внешнеэконо-мическую, инвестиционную, социальную и другие виды деятельности в целях сбалансированного и устойчивого функционирования на региональном уровне, повышение уровни жизни населения.

     Таким образом, в современной России создана прочная нормативная пра-вовая база обеспечения экономической безопасности государства. Вместе с тем современные реалии мирового развития требуют выработки новых подходов к пониманию формирующегося облика новой глобальной реальности и дальней-шего совершенствования нормативного закрепления вопросов обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации в целях опера-тивного реагирования на внутренние и внешние угрозы стабильности продо-вольственного рынка.

     В Воронежской области отсутствуют нормативные правовые документы, регламентирующие вопросы обеспечения экономической безопасности. Однако

18

основные параметры региональной экономической безопасности отражены в стратегии социально-экономического развития Воронежской области.




1.3 Методы оценки экономической безопасности региона



     По утверждению М. Абромовой, для определения уровня экономической безопасности региона в настоящее время используются различные методы, а именно [3]:

     - методы, основанные на определении и мониторинге основных макро-экономических показателей и сравнении их с пороговыми значениями, а также использовании индикативного анализа;

- метод  экспертной  оценки  для  ранжирования  территорий  по  уровню

угроз;

- методы, основанные на использовании относительных темповых пока-

зателей по основным макроэкономическим показателям и динамике их измене-ний;

     - методы математического аппарата, в том числе многомерного статисти-ческого анализа, теории игр с природой и др.;

     - методы, основанные на использовании экономических инструментов при оценке последствий угроз безопасности через количественное определение материального ущерба.

     Автор отмечает, что используемые методы имеют определенные ограни-чения, в частности [3]:

     - определение тех показателей, сравнение которых с пороговыми значе-ниями позволит дать комплексную оценку состояния экономики страны, явля-ется проблематичным;

- субъективность экспертных оценок;



19

     - необходимость применения строгого математического аппарата заметно ограничивает число показателей, которые могут быть использованы;

     - трудоемкость и неоднозначность вычислительных процедур, а также сложность в четкой идентификации угрозы и ущерба.

     По мнению Г. Вельяминов, при разработке системы мониторинга эконо-мической безопасности и оценки состояния региона целесообразно определить-ся, какая эффективность будет положена в основу анализа: ресурсная или целе-вая [12,стр.100].

     Так, по словам автора, для субъектов, принимающих решения, актуаль-ной задачей является целевая эффективность. Автор представляет регион как целенаправленная и многоцелевая система, имеющая неоднородные внутрен-ние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей на определении ущерба (интегральная компро-миссная оценка уровня социально-экономической безопасности регио-на)[12,стр.100].

     Кроме этого, согласно Г. Вельяминову, необходимы факторы не только исследуемого региона, но также средние общероссийские значения данных по-казателей и, по возможности, средние значения по федеральному округу, к ко-торому относится исследуемый регион[12,стр.101].

     В данном исследовании автор считает справедливым утверждение о том, что уровень экономической безопасности конкретного региона зависит одно-временно от следующих факторов:

- стабильности функционирования и развития региона;

- стабильности функционирования и развития регионального рынка капи-

тала и страхования;

     - уровня экономической безопасности и устойчивости совокупности предприятий, функционирующих на территории региона; многообразные стра-

тегии их достижения и др. [12,стр.101].



20

     Однако социально-экономическая система региона имеет сложную внут-реннюю структуру, в состав которой входят подсистемы: население, производ-ство, непроизводственная сфера, экология, пространство, финансы, внешняя экономическая сфера. Это в свою очередь повышает актуальность оценки ре-сурсной эффективности.

     В существующих методиках оценки экономической безопасности региона представлены три основные группы показателей, которые основаны:

     - на наличии единого показателя (чаще представляют собой относитель-ные значения в расчете на душу населения);

- на декомпозиции через агрегированные группы первичных показателей;

- уровня экономической безопасности совокупности индивидуумов, про-

живающих на данной территории.

     При этом только гарантия устойчивого развития всех элементов данной системы позволит судить об уровне экономической безопасности региона.

     Степень экономической безопасности расценивается посредством срав-нения характеристик фактического либо прогнозного социально-финансового формирования государства с пороговыми значениями индикаторов. При этом любой параметр социально-экономического развития определяет ситуацию в той или иной конкретной области экономики. По этой причине степень эконо-мической безопасности оценивается как по любой области хозяйственной дея-тельности, так и по экономике в целом. Достоверность оценки степени эконо-мической безопасности находится в зависимости с точности установления ко-личественных характеристик пороговых значений.

     Рассмотрим один из методов оценки экономической безопасности регио-на – метод ранжирования.

     Ранжирование представляет собой процедуру упорядочения индикаторов, выполняемую экспертом. На основе знаний и опыта, эксперт располагает инди-каторы в порядке предпочтения, руководствуясь одним или несколькими вы-бранными показателями сравнения. Каждому индикатору присваивается свой

21

ранг в общей последовательности факторов. Ранги принято обозначать поряд-ковыми числами натурального ряда. При этом ранг 1 присваивается наиболее значимому фактору, а ранг со вторым номером менее предпочтителен первому рангу, но предпочтительнее всех остальных индикаторов. Если же эксперт присваивает двум различным явлениям одинаковые ранги, то есть считает два индикатора равнозначными, т.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.