- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ и оценка финансовой составляющей экономической безопасности предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015630 |
Тема: | Анализ и оценка финансовой составляющей экономической безопасности предприятия |
Содержание
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт экономики, управления и природопользования Кафедра финансов УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой _______ И.С. Ферова подпись инициалы, фамилия « _____» _______ 20 ___ г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА специальность 38.05.01 «Экономическая безопасность» АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «СОЛГОН» Научный руководитель ___________ д.э.н., профессор И.С. Ферова подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия Выпускник ___________ А.Е. Похабова подпись, дата инициалы, фамилия Рецензент ___________ главный бухгалтер С.А. Лыспак подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия Красноярск 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1 Теоретические и нормативно-правовые аспекты экономической безопасности 6 1.1 Экономическая безопасность Российской Федерации – сущность, характеристика нормативно-правовой базы 6 1.2 Общая характеристика и принципы экономической безопасности предприятия 15 1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия 22 2 Методические подходы к оценке финансовой составляющей как основному элементу экономической безопасности на микроуровне 31 2.1 Роль и влияние финансовой составляющей на формирование экономической безопасности предприятия 31 2.2 Методика оценки финансовой безопасности 35 2.3 Совершенствование системы оценки финансовой безопасности предприятия и ее адаптация для предприятий АПК 41 3 Оценка финансовой составляющей экономической безопасности предприятия АО «Солгон» 51 3.1 Характеристика объекта исследования и анализ факторов, воздействующих на финансовую устойчивость предприятия АО «Солгон» 51 3.2 Механизм обеспечения финансовой безопасности предприятия АО «Солгон» 57 3.3. Оценка финансовой безопасности предприятия АО «Солгон» 62 4 Совершенствование системы экономической безопасности предприятия АО «Солгон» 78 4.1 Взаимосвязь экономической безопасности АО «Солгон» с продовольственной безопасностью региона в рамках стратегии национальной безопасности 78 4.2 Разработка мероприятий по усилению экономической безопасности АО «Солгон» 88 Заключение 93 Список использованных источников 96 ПРИЛОЖЕНИЕ А 102 Введение В текущих условиях рыночной экономики многие предприятия, которые уже получили достаточную хозяйственную самостоятельность, пришли к необходимости внедрения новых подходов для обеспечения экономической безопасности конкретного предприятия, что, в свою очередь, требовало некоторого пересмотра системы защиты экономических интересов. Так, при развитии и становлении рыночных отношений, формировании системы современного предпринимательства, повышении конкуренции отдельных отраслей, а также при становлении определенных барьеров при входе в рыночную структуру, основные негативные последствия были направлены на такие организации, которые оказались менее всего подготовлены к решению таких проблем. Так, любое предприятие сталкивается с необходимостью оценки экономической безопасности предприятия, что делает данную тему достаточно актуальной в настоящее время. Цель дипломной работы – проанализировать и оценить состояние показателей финансово-хозяйственной деятельности организации АО «Солгон», а также предложить мероприятия по укреплению экономической безопасности функционирования данной организации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: изучить теоретические аспекты экономической безопасности предприятия; выделить основные составляющие экономической безопасности предприятия; проанализировать факторы, которые могут влиять на экономическую безопасность предприятия; оценить экономическую безопасность на примере предприятия АО «Солгон»; проанализировать проблемы экономической безопасности на предприятии АО «Солгон»; рассмотреть место организации в структуре муниципалитета, а также определить возможное влияние предприятия на развитие муниципалитета в целом; сделать предложения по усилению экономической безопасности АО «Солгон». Объект исследования – организация АО «Солгон». Предметом исследования является финансовая составляющая экономической безопасности АО «Солгон». Актуальные вопросы в области экономики предприятия, а также проблемы экономической безопасности организации в целом были рассмотрены в трудах таких ученых, как: Л.И. Абалкин, Ю.А. Васильчук. С.Е. Ерёмин, Т.И. Заславская, Ю.П. Кокин, А.Э. Котляр, В.А. Литвинов, А.А. Никифорова, Б.В. Ракитский, Г.В. Рывкина и др. Подход к оценке эффективности экономической безопасности и актикризисного управления представлен в работах И.Я. Боброва, З.Г. Булатова, Л.И. Якобсона, Г.И. Хотинской, Т.В. Харитоновой и др. Для написания работы были использованы следующие методы: теоретический анализ, сравнительный анализ, статистический анализ, включенное наблюдение. Работа состоит из четырех глав. Глава первая «Теоретические и нормативно-правовые аспекты экономической безопасности» раскрывает сущность и нормативно-правовую базу экономической безопасности РФ; описывает цели, задачи, принципы и реализацию экономической безопасности на предприятии. Вторая глава «Методические подходы к оценке финансовой составляющей как основному элементу экономической безопасности на микроуровне» детально рассматривает механизм финансовой составляющей предприятий, оценивает ее эффективность для отдельно взятого предприятия, а также анализирует существующую методику оценки финансовой составляющей. Третья глава «Оценка финансовой составляющей экономической безопасности предприятия АО «Солгон» описывает анализ экономической безопасности на примере предприятия АО «Солгон». Четвертая глава «Совершенствование системы экономической безопасности предприятия АО «Солгон» раскрывает взаимосвязь экономической безопасности АО «Солгон» с продовольственной безопасностью региона, а также описывает рекомендации по повышению эффективности финансовых показателей предприятия. Дипломная работа содержит 102 страницы текстового документа, 9 иллюстраций, 16 таблиц, 1 приложение, 55 источников получения информации. 1 Теоретические и нормативно-правовые аспекты экономической безопасности 1.1 Экономическая безопасность Российской Федерации – сущность, характеристика нормативно-правовой базы Для России характерным стало вхождение понятия «национальная безопасность» в теорию и практику только в 1991-м году. Получение законной силы концепцией национальной безопасности обусловлено тем, что на основании Указа Президента РФ от 05.03.1992г. произошло утверждение закона «О безопасности». Концепция национальной безопасности России является официальной системой взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от угроз внутреннего и внешнего характера. Принимая во внимание положения концепции безопасности, происходит разработка концепций (доктрин) для таких видов безопасности, как внешнеполитическая, экономическая, общественная, оборонная, экологическая, информационная и т.п. Вопросы национальной безопасности в Российской Федерации в настоящее время регулируются Федеральным законом Российской Федерации «О безопасности» и стратегиями безопасности в различных сферах. Так, в настоящее время действует Стратегия национальной безопасности до 2020 г., принятая в 2009 г., а в области экономической безопасности – Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации от 1996 г. Если рассматривать иные нормативные документы, которые исторически регламентируют обеспечение национальной безопасности в целом, то их перечень представлен: Постановлением СФ ФСФР «О законодательном обеспечении экономической безопасности РФ» от 08.08.1996г. № 327-СФ; Указом Президента РФ «Об утверждении концепции национальной безопасности РФ» от 17.12.1997г. № 1300; Указом Президента РФ «О структуре аппарата Совета Безопасности РФ» от 15.03.1999г. № 333; Постановлением ГД «Об экстренных мерах по выводу РФ из кризиса» от 17.02.1999г. № 3669-II ГД. Для регламентации деятельности службы безопасности используются соответствующие положения Конституции РФ, закон «О безопасности», федеральные законы и иные нормативные акты, в т.ч. нормы уголовного и уголовно-процессуального кодексов, а также законы «О федеральной службе безопасности в РФ» и «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и т.п. Перечень руководящих лиц и органов управления и обеспечения экономической безопасности России представлен: Президентом РФ; Советом Безопасности РФ, который создается на основании Указа Президента РФ от 10.07.1996г. № 1024, которому отводится роль конституционного органа при Президенте РФ. Состав Совета Безопасности представлен Управлением экономической безопасности, а также соответствующими отделами, которые работают на постоянной основе; Федеральным собранием – парламентом РФ (СФ и ГД); Правительством РФ; Законодательными и исполнительными структурами субъектов Федерации; Министерством обороны РФ; Министерством иностранных дел РФ; Министерством внутренних дел РФ; Прокуратурой РФ; Федеральной службой безопасности; Федеральным агентством правительственной связи и информации. Государственной политике в сфере обеспечения безопасности отводится роль внутренней и внешней политики РФ, и она представлена совокупностью скоординированных и объединенных в едином замысле мер политического, организационного, социально-экономического, военного, правового, информационного, специального и иного характера. Определением основных направлений государственной политики в сфере обеспечения безопасности занимается Президент РФ. Для реализации такой политики используются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, принимая во внимание стратегию национальной безопасности РФ, иные концептуальные и доктринальные документы, разработкой которых занимается Совет Безопасности, а утверждением – Президент РФ. Экономическая безопасность является одним из основных условий существования, а так же устойчивого и динамичного развития любого суверенного и единого государства. В научном сообществе пока не сложилось единого мнения по поводу формулировки понятия экономической безопасности. Например, один из вариантов, рассмотренных Т.Г. Карпенко, характеризует экономическую безопасность как положение экономической системы, при котором она способна активно и результативно развиваться, решать задачи социального характера, а так же позволяет государству разрабатывать и реализовывать независимую экономическую политику [25, с. 7]. Один из вариантов, рассмотренных В.М. Володиным, определяет экономическую безопасность как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, социально направленное развитие страны и оборонный потенциал [15, с. 49]. Б.А. Райзберг - как создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз [43, с. 300]. В действующем законодательстве Российской Федерации так же отсутствует нормативное определение экономической безопасности. Впервые категория «безопасность» была использована в ФЗ РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности», где она определялась как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз разного рода [15, с. 49]. Категория «экономическая безопасность» в российском законодательстве впервые встречается (но не определяется) в Государственной стратегии экономической безопасности РФ от 29 апреля 1996 г. [3]. Сегодня экономическая безопасность, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [5], входит в структуру национальной безопасности России и рассматривается с позиции обеспечения безопасности граждан и общества. Правовое обеспечение экономической безопасности подразумевает процессы правовой регламентации экономических отношений и реализации правовых предписаний, направленные на обеспечение необходимых условий для развития граждан, стабильности страны, а так же защиты от влияния различных угроз [15, с. 50]. Таким образом, правовая основа обеспечения экономической безопасности представлена Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О безопасности», иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления, которые принимаются в пределах их компетенции в сфере безопасности. Такой нормативной базе отводится роль важнейшего элемента в механизме правового регулирования данной области. Роль объекта экономической безопасности отводится государству, экономической системе, регионам, обществу и общественным институтам, предприятиям и организациям, а также личности. Роль субъектов экономической безопасности может быть отведена функциональным и отраслевым министерствам, ведомствам, налоговым, таможенным службам, банкам, фондам, страховым компаниям, производителям и продавцам продукции, работ, услуг и т.п. Роль предмета в пределах экономической безопасности отводится выявлению и мониторингу факторов, в результате которых происходит ухудшение устойчивости социально-экономической системы и государства, принимая во внимание краткосрочную перспективу. На сегодняшний день для теории права характерно существование огромного количества определений понятия «механизм правового регулирования». По мнению В.Н. Хропанюка, механизм правового регулирования является специфическим правовым воздействием, которое осуществляется со стороны права как нормативного, общеобязательного регулятора [52]. Это является совокупностью находящихся во взаимодействии правовых средств, использование которых позволяет достигнуть результативного правового воздействия на общественные отношения. Формирование такого механизма происходит на основании таких правовых элементов: а) правовых норм; б) правоотношений, субъективных прав и обязанностей; в) актов применения права. Необходимо отметить, что иерархия правовых актов, которые используются для регулирования экономической безопасности, представлена такими документами: 1) Международными правовыми актами; 2) Конституцией РФ; 3) Федеральным законодательством; 4) Официальными документами, косвенно использующимися для регулирования отношений в сфере экономической безопасности; 5) Конституциями (уставами) и законодательством субъектов РФ; 6) Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, изданными в соответствии с Конституцией РФ; 7) Судебными решениями. Ознакомимся с иерархией более детально. 1. Международные нормативные акты. Для нашей страны характерно то, что общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам РФ отводится роль составной части ее правовой системы. Если со стороны международного договора РФ происходит установка иных правил, в сравнении с предусмотренными законом, то происходит применение правил международного договора. Необходимо предположить, что будучи верным по смыслу, подобное конституционное положение имеет недостаточную операциональность. Во-первых, изложение некоторой части норм, которые содержатся в международных правовых актах, происходит в формулировках, которые не обладают характером прямого действия, однако обладают рекомендательным характером или представляют собой рамочную конструкцию. Необходимо отметить, что даже для такого фундаментального документа, каким рассматривают Всеобщую декларацию прав человека, характерно провозглашение не в качестве действующей нормы, а как задачи, выполнить которую должны стремиться все народы и государства. Во-вторых, необходимо объяснить, как РФ может рассматриваться в качестве участника соглашения, которое противоречит ее законам. Видимо, ратификации такого соглашения должно предшествовать или сопровождать изменение национального законодательства. В-третьих, сами международные нормы не рассматриваются в качестве вечных. Происходит их уточнение, изменение, принимая во внимание мировую экономическую и политическую динамику, однако не всегда осуществление таких изменений будет оперативным. Однако эти замечания не отрицают значения международного права, со стороны которого происходит установка общих принципов и стандартов в сфере прав и свобод человека; обязанностей государств и иных субъектов мировой политики поддерживать мир и международную безопасность; порядок, в котором они должны взаимодействовать и интересах того, чтобы обеспечивать экономическую, энергетическую, продовольственную и иные виды безопасности, противодействовать разным деструктивным явлениям и силам, обладающим глобальным характером. 2. Конституция РФ является основным законом государства. Для нее характерно наличие высшей юридической силы, наличие прямого действия, а также применение в пределах всей территории государства. Она является источником всего права в государстве, основанием для становления разных правовых отраслей. Роль объекта конституционного регулирования в разных странах и на протяжении разных временных периодов не является равнозначной. Кроме того, конституцию нельзя рассматривать в качестве единственного и всеохватывающего нормативно-правового акта, который представлен неколебимыми установками на все случаи жизни и для любого временного периода. Именно по этой причине конституционные положения не исчерпывают политико-правовых норм, со стороны которых происходит определение и характеристика экономической политики государства. Их конкретизация, дополнение, развитие происходит в пределах федеральных законов, разработка которых осуществляется на основании и в соответствии с ней. 3. Федеральное законодательство и иные правовые акты, в т.ч. решения, принятые Президентом и Правительством РФ. Они обладают императивным, общеобязательным характером, и с их стороны происходит определение правил должного экономического поведения людей, состава и функций органов, сил и средств, позволяющих обеспечить экономическую безопасность личности, государства и общества, порядок и правила, в соответствии с которыми они действуют и взаимодействуют. Если говорить об официальных документах, которые не рассматриваются как нормативно-правовые акты, и в них не находятся прямые предписания непосредственного действия, но играют существенную роль в том, чтобы регулировать отношения в сфере экономической безопасности, то перечень таких документов представлен Стратегией национальной безопасности, Концепцией внешней политики, Военной доктриной, Морской доктриной, Доктриной информационной безопасности, Основами пограничной политики, Положениями о федеральных министерствах, службах, агентствах. Происходит уточнение, дополнение содержащихся в них установок, принимая во внимание изменения внутренней и внешней обстановки, характер и содержание вызовов и угроз, а также их конкретизация осуществляется в пределах ежегодных посланий Президента РФ для Федерального Собрания. Роль такого акта отводится и Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020-го года, в которой происходит определение путей и способов, позволяющих обеспечивать устойчивое повышение благосостояния российских граждан, укреплять национальную безопасность и динамически развивать экономику в долгосрочной перспективе, укреплять позиции России в пределах мирового сообщества. Со стороны нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств, ведомственных стратегий, программ, планов, инструкций, стандартов и требований, методических рекомендаций осуществляется регламентирование того, каким будет содержание и порядок обеспечения безопасности, принимая во внимание соответствующие сферы и направления деятельности. 5. Конституции (уставы) и законодательство субъектов РФ. С их стороны осуществляется конкретизация и дополнение федерального законодательства относительно региональных условий и особенностей. 6. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, которые, принимая во внимание Конституцию РФ, не находятся в системе органов государственной власти, но в пределах своих полномочий отличаются самостоятельностью. Компетенция органов местного самоуправления представлена вопросами, связанными с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования. Для их нормативных актов присуща обязательность исполнения в пределах соответствующей территории. О востребованности их разработки можно говорить на основании того, что для многих муниципалитетов характерно введение специальных структур и штатных должностей, в т.ч. заместителя руководителя муниципального образования по безопасности. 7. Судебные решения. Со стороны судебных органов происходит обеспечение защиты конституционного строя в РФ, осуществление правосудия по делам, связанным с экономическими преступлениями, обеспечение судебной защиты граждан, общественных и иных организаций и объединений с нарушенными на основании деятельности по обеспечению безопасности правами. На сегодняшний день проблемам правового регулирования обеспечения экономической безопасности отводится особая роль. Можно говорить о необходимости принять новый федеральный закон о безопасности, со стороны которого произойдет фиксация действенных правовых механизмов, связанных с усилением безопасности РФ, определение юридической ответственности должностных лиц, которые занимаются принятием важных государственных решений в данной области. Таким образом, нормативно-правовая база в данной области достаточно развита, однако возможно создание специального института независимой экспертизы всех проектов правовых актов на предмет их соответствия интересам обеспечения безопасности, так как современное состояние правовой базы требует ее дальнейшего развития. Во всем многообразии нормативно-правовых актов прослеживается четкая структурированность и грамотная иерархия. Однако многие нормативно-правовые акты требуют доработки и устранения пробелов законодательной базы. Такие проблемы могут быть решены лишь со стороны законодательства, путем внесения изменений в нормативно-правовую базу. Так, совершенствование правовой базы должно происходить на основе и в рамках внутригосударственной стратегии экономической безопасности и опираться на комплексный правовой и финансово-экономический мониторинг в стране и мире. 1.2 Общая характеристика и принципы экономической безопасности предприятия В наиболее широком смысле экономическая безопасность предприятия представляет собой комплекс мер и условий планирования и распределения ресурсов с целью обнаружения и заблаговременного предупреждения угроз и слабых мест организации, которая направлена на повышение эффективности деятельности предприятия и обеспечение стабилизации такой деятельности. Для того, чтобы уровень экономической безопасности на предприятии был достаточно высок, необходимо обеспечить максимальную безопасность для основного функционала системы экономической безопасности предприятия. Так, функциональные составляющие являются наиболее важными направлениями экономической безопасности, которые могут отличаться друг от друга по своему содержанию. Выделяют такие составляющие, как: финансовая; интеллектуальная; кадровая; политическая; правовая; информационная; экологическая [6, с. 145]. Экономическая безопасность направлена на достижение состояния, которое предусматривает стабильность и устойчивость к любым внешним и внутренним помехам и угрозам, защиту интересов организации, людей, общества и государства в целом, в зависимости от уровня реализации экономической безопасности. Экономическая безопасность направлена на решение следующих задач: недопущение инфляции; сокращение и предотвращение безработицы; создание комплекса мер, направленных на непрерывное экономическое развитие; формирование механизма, направленного на повышение эффективности экономики в целом; развитие рынка ценных бумаг; улучшение качества жизни населения, а также предоставление льгот и материальной помощи нуждающимся; разработка комплекса мер по снижению государственного долга и предотвращению дефицита бюджета; стабилизация национальной валюты. Таким образом, экономическая безопасность предприятия представляет собой грамотное использование всех существующих ресурсов предприятия для предупреждения угроз в будущем. Такая концепция рассматривает проблему на различных этапах и уровнях деятельности, разрабатывает комплекс мер безопасности и реализует их, основываясь на определенные принципы [7, с. 500]. Согласно исследованиям, было установлено, что для предупреждения угроз необходима слаженная и целенаправленная организация процесса противодействия. При этом, в таком процессе должны участвовать как профессионалы, так и сотрудники отдельно взятой фирмы – для повышения эффективности желаемого результата. При разработке стратегии экономической безопасности необходимо учитывать некоторые особенности данного процесса. К примеру, экономическая безопасность не может осуществляться единожды, это – длительный процесс, требующий обоснования и реализации форм и методов совершенствования и развития целой системы, а также при последующем управлении такой системой. Эффективная безопасность может быть обеспечена лишь при вовлечении в процесс всех структурных элементов организации, а также на всех этапах разработки мер предупреждения угроз [7, с. 502]. Экономическая безопасность предприятия не может быть обеспечена без соответствующей подготовки персонала, наличия соответствующих защитных средств для обеспечения полной безопасности. Экономическая безопасность базируется на некоторых принципах, таких как: комплексность, что представляет собой осуществление безопасности персонала, защиту информационных и иных ресурсов предприятия от возможных угроз; своевременность, что предусматривает разработку плана предотвращения угроз на ранних этапах разработки системы безопасности; непрерывность, что предусматривает качественное исполнение мер безопасности на протяжении всех этапов реализации экономической безопасности; активность, что представляет собой разумную настойчивость при осуществлении защиты интересов организации; законность – направлена на формирование системы безопасности согласно действующему законодательству; экономическая целесообразность предусматривает анализ соотношения существующих расходов и доходов, а также предусматривает стоимостное выражение реализации ущерба; специализация направлена на привлечение специализированных организаций и специально обученного персонала к осуществлению деятельности по обеспечению безопасности; координация, что предусматривает разработку комплекса мер, который направлен на обеспечение безопасности и основывается на комплексном взаимодействии подразделений; повышение эффективности – совершенствование системы путем внедрения в нее новейших информационных технологий, технических модернизаций в области разведки и т.д.; централизация – обособленное функционирование системы экономической безопасности, направленное следование единым принципам такой системы [7, с. 552]. Отдельное место среди принципов занимает принцип комплексности, который определяет полный охват любых форм противодействия и защиты, связанных с проведением правовых или же инженерно-технических мероприятий. Реализация экономической безопасности предприятия направлена на реализацию и осуществление стабильного и эффективного функционирования предприятия на данном этапе его деятельности, а также повышение эффективности такой деятельности в будущем. Также можно выделить следующие цели экономической безопасности: достижение финансовой эффективности работы предприятия; реализация технологической независимости предприятия; эффективность менеджмента организации; высокая эффективность персонала, достаточный уровень его квалификации; защита информационных ресурсов предприятия; защита деятельности предприятия в целом на законодательном уровне; защита интересов персонала предприятия. Любая из этих целей направлена на достижение нормального функционирования предприятия. Основным направлением деятельности является предупреждение угроз предприятию, именно поэтому необходимо более подробно рассмотреть существующие угрозы. Так, экономическая наука выделяет такие виды угроз, как: кадровая; финансовая; технологическая; информационная [9]. Предприятие обязательно должно рассматривать возможность угроз по всем направлениям, так как при реализации хоть одного типа угрозы, деятельность предприятия может быть существенно затруднена. Так, кадровая безопасность организации состоит из двух типов деятельности. Одно из направлений включает в себя взаимодействие с персоналом и, как следствие, рассматривает негативные воздействия на организацию, которые могут возникнуть именно со стороны персонала, например, из-за недостаточной квалификации такого персонала. Другое направление призвано сохранить и умножить интеллектуальный потенциал предприятия. В данную группу можно отнести технические новации, дизайн, информационные технологии и другое. Для предотвращения угроз в данной сфере необходимо планировать подбор персонала и работу с кадровым резервом с учетом денежных поощрений, каких-либо мотиваций, выработки чувства защиты у персонала. Особое значение в данном случае отдается качественному подбору персонала и сочетанию его квалификации с выбранной для него должностью при замещении. Следующей группой, которая может стать причиной угроз, является финансовая. Такая составляющая может быть оценена как комплекс работ по повышению платежеспособности организации; создание эффективного планирования расходов, повышение стабилизации расходов. В данном случае негативные воздействия в такой области можно разделить на два вида: внешние и внутренние воздействия, которые происходят в итоге осознанных действий каких-либо людей или сторонних организаций; внешние и внутренние воздействия, которые стали итогом каких-либо обстоятельств, имеющих непреодолимую силу и не связанных напрямую с деятельностью организации. Одной из финансовых угроз может стать низкий уровень контроля над структурой, необходимостью и порядком вложений предприятия, а также неэффективная реализация учета соотношения разделов финансового портфеля по рискованности и доходности его составляющих. Таким образом, для предотвращения угроз в данной области необходимо непрерывное осуществление жесткого контроля над всеми сферами хозяйственной деятельности организации. Сформированная в таких условиях финансово-хозяйственная отчетность позволит достичь наибольшего увеличения текущих финансовых показателей, как для текущей деятельности предприятия, так и для планируемых периодов. Технологическая составляющая представляет собой сравнение существующего технологического уровня данного предприятия и передовых мировых аналогов. После сравнения необходимо рассмотрение вопроса возможности развития потенциала в той или иной технологии [9]. Обеспечение технологической функции состоит из нескольких этапов: тщательное рассмотрение рынка технологий, который аналогичен технологиям, применяемым на конкретном предприятии; рассмотрение собственных технологических процессов предприятия, установление возможности улучшения таких технологий, а также выделение ресурсов для таких целей; формирование стратегии развития такой организации. Данная стратегия должна содержать в себе направленное определение приоритетных товаров, разработку совокупности технологий, которые могут быть использованы при реализации такого товара, планирование бюджета, а также общую разработку плана реализации. осуществление текущих планов развития организации при осуществлении его хозяйственной деятельности; сравнительный анализ результатов, составление выводов и определение эффективности применения таких мер. Последней составляющей является информационная. Для ее рассмотрения выделяют следующие функции, реализация которых может привести к высокому уровню информатизации организации: поиск и сбор сведений, которые могут относиться к деятельности предприятия; анализ полученной информации; планирование текущих тенденций развития процессов; иные виды деятельности, которые направлены на защиту информационных интересов организации. В данном случае негативные воздействия такой области подразделяются на две группы: злоумышленные воздействия, которые возникают после действий каких-либо организаций или личностей, целенаправленно наносящих ущерб информационному обеспечению организации; незлоумышленные воздействия являются результатом негативных воздействий, происходящих внутри организации – какие-либо ошибки, упущения в деятельности информационной службы организации [11, с. 102]. Таким образом, экономическая безопасность предприятия представляет собой грамотное использование всех существующих ресурсов предприятия для предупреждения угроз в будущем. Так, информационное обеспечение отдельной организации состоит из совокупности всех обязательств по информационному обеспечению такой деятельности, а также из отдельных операций, направленных на получение информации в данной области. 1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия Существует определенный подход к оценке уровня экономической безопасности предприятия. Такой уровень оценки базируется на совокупном критерии и может быть оценен с помощью взвешивания и суммирования каждого из функциональных критериев, которые могут быть определены через сравнен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: