VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Оценка дебиторской задолжности организации на примере ООО Продторг-строй

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011463
Тема: Оценка дебиторской задолжности организации на примере ООО Продторг-строй
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ «Синергия»






АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
«Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»




На тему: Оценка дебиторской задолжности организации на примере ООО "Продторг- строй".

Слушатель  
Батурин Юрий Сергеевич
   


(фамилия, имя, отчество)

подпись
Научный руководитель 
Косорукова Ирина Вячеславовна
  
 

(фамилия, имя, отчество)

подпись
Рецензент

  
 

(фамилия, имя, отчество)

подпись
Заведующий кафедрой
Косорукова Ирина Вячеславовна
  
 

(фамилия, имя, отчество)

подпись



МОСКВА, 2018г.




СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ  ЗАДОЛЖЕННОСТ И.......................................................................
1.2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОЦЕНКИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.......................
1.3 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ..........
1.4 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……………
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ ООО "ПРОДТОРГ-СТРОЙ"
2.1. ЗАДАНИЕ НА ОЦЕНКУ…………………………………………………………………….
2.2. ПРИМЕНЯЕМЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………
2.3. ПРИНЯТЫЕ ПРИ ПРОВИДЕНИИ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ ДОПУЩЕНИЯ…...
2.4 СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ ОЦЕНКИ И ОБ ОЦЕНЩИКЕ, ПОДПИСАВШЕМ ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ………………………………………………………………………………………
2.5. ИНФОРМАЦИЯ ОБО ВСЕХ ПРИВЛЕЧЕННЫХ К ПРОВИДЕНИЮ ОЦЕНКИ И ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТА ОБ ОЦЕНКЕ ОРГАНИЗАЦИЯХ И СПЕЦИАЛИСТАХ………….
2.6. ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ВЫВОДЫ………………………………………………………..
2.7. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ………………………………………………………..
2.8. АНАЛИЗ РЫНКА ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ, ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ, А ТАК ЖЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЕГО СТОИМОСТЬ………………………..
2.8.1. АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО (СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО) РАЗВИТИЯ РОССИИ……………………………………………………………………………
2.8.2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………
2.8.3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ ………………
2.8.4. АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗУБЩИХ ФАКТОРОВ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ…………………
2.9. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ОБЪЕКТА  В ЧАСТИ ПРИМИНЕНИЯ ПОДХОДА (ПОДХОДОВ) К ОЦЕНКЕ………………………………………………………..
2.9.1. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ДОХОДНЫМ ПОДХОДОМ………………………………..
2.9.2. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ЗАТРАТНЫМ ПОДХОДОМ………………………
2.9.3. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПОДХОДОМ……………………….
2.10. ОПИСАНИ ПРОЦЕДУРЫ СОГЛАСОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ И ВЫВОД ИТОГОВОЙ ВЕЛИЧИНЫ СТОИМОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………










































Введение

     Управление оценкой  дебиторской задолженности -  является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия.
     Оценка дебиторской задолженности и управление ею должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации. Как и при управлении, иными оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской задолженностью должен предшествовать анализ ее состава, уровня и динамики относительно предшествующего периода.
     Успешно вести бизнес и не предоставлять коммерческие кредиты практически невозможно в силу объективных причин: высокой конкуренции, дефицита денежных средств и других неблагоприятных факторов рыночной конъюнктуры. Тем не менее, предприятие должно стремиться снижать уровень дебиторской задолженности и повышать ее оборачиваемость, чтобы обезопасить себя от потери ликвидности. 
     Таким образом, актуальностью темы настоящей работы является исследование проблемы эффективности оценки дебиторской задолженностьи на предприятии,  как наиболее сложный бизнес-процесс, требующий особого внимания, поскольку находится на стыке юриспруденции и управления финансами.
     Ведение бизнеса немыслимо без образования дебиторской задолженности. При этом она всегда связана с риском ее просрочки и даже потери в связи с банкротством контрагента. К сожалению, в кризисных условиях такая угроза многократно возрастает. Однако не стоит отчаиваться - дебиторская задолженность поддается управлению. Нужно просто найти к ней правильный подход.
     С дебиторской задолженностью в настоящее время сталкиваются практически все компании. 
     Современная динамично развивающаяся компания, особенно если она работает на высококонкурентном рынке, должна проводить достаточно гибкую политику и оперативно реагировать на запросы экономической среды. Важная составляющая «коммерческой гибкости» - эффективная работа с покупателями. Поэтому все чаще предприятия отгружают товары или оказывают услуги на условиях отсрочки платежа. При таком подходе к работе с партнерами доля дебиторской задолженности в составе оборотных активов предприятия постоянно растет [21, с. 34]. Компания, которая имеет возможность предоставлять клиентам более значительные товарные кредиты, резко повышает свою конкурентную привлекательность, увеличивает количество партнеров и объемы продаж. Однако , есть оборотная сторона: все больше денежных средств оказываются «замороженными» в виде дебиторской задолженности и не участвуют в коммерческом обороте. Такая тенденция подталкивает современных финансистов обращать больше внимания на вопросы управления дебиторской задолженностью.
     Объектом исследования настоящей работы являются данные содержащиеся, в бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Продторг- строй» за период 2016 - 2017 гг. На основе этой информации будет проведен анализ  дебиторской задолженности в такой последовательности, которая необходимая для оценки финансового положения предприятия.
     Целью представленной работы является исследование вопросов и проблем, связанных с особенностями оценки дебиторской задолженности в современной компании малого бизнеса. На основе проведенных исследований необходимо выработать ряд рекомендаций и предложений, направленных на оптимизацию уровня дебиторской задолженности.
     Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач:
  * рассмотреть теоретические аспекты в области управления и контроля дебиторской задолженности; 
  * выполнить анализ дебиторской задолженности на предприятии специализирующемся на оптово-розничном сбыте продуктов питания и алкогольных напитков ООО «Продторг-НТ»;
  * разработать план рекомендации по снижению уровня дебиторской задолженности и необходимых процедур по её эффективному управлению. 
     Представленная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и приложений.
     В ходе написания работы использована юридическая, экономическая, бухгалтерская литература и периодические издания газет и журналов, а также учебные пособия по финансовому менеджменту, бухгалтерскому учету и праву в области управления и контроля дебиторской задолженности. 
























Глава 1. Теоретические аспекты оценки стоимости прав требования организации.
1.1. Сущность, причины возникновения дебиторской задолженности.
     «Дебиторская задолженность» - (от лат. debitum - долг, обязанность) - чисто бухгалтерский термин, который обозначает долги сторонних лиц организации []. По сути, дебиторская задолженность, представляет собой отвлечение денежных средств из активного оборота компании, сопряженное с косвенными потерями. Для дебитора же его долг, наоборот, является источником финансирования текущей деятельности. До тех пор пока кредиторская задолженность не погашена, должник фактически пользуется чужими финансовыми ресурсами.
     Предприятие можно считать успешным, если его взаимные задолженности оправданны и сбалансированы и разумно управляются. Особое значение имеет управление дебиторской задолженностью предприятия, поскольку она ведет к прямому отвлечению денежных и других платежных средств из оборота.
     Существует ряд форм и методов реструктуризации задолженности и предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности предприятия, обеспечения возврата долгов и снижения потерь при их невозврате.
     Конечно, в первую очередь необходимо не допускать необоснованной задолженности, роста не оплаченных в срок и безнадежных к возврату долгов. Важную роль здесь играет избранная форма расчетов между поставщиками и покупателями.
     Согласно Гражданскому кодексу РФ в долговых отношениях существуют две стороны - дебитор и кредитор. Но вот необъяснимый факт, в соответствии с подзаконными актами (письмами, разъяснениями, положениями и инструкциями компетентных органов) для кредитора в этих отношениях задолженность называется «дебиторской», а для должника - «кредиторской» [].
     По трактовке Минюста России под дебиторской задолженностью понимают «права (требования), принадлежащие организации как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг». С другой стороны, Минфин России в это понятие также включает авансы, выданные поставщикам (Положения по бухгалтерскому учету).
     Дебиторская задолженность всегда являлась активом компании. На нее в случае неоплаты налоговых сборов или возбуждения дела о банкротстве может быть наложен арест, ее можно уступить []. Но ликвидным активом считается только та задолженность, которая может быть достаточно быстро истребована. Безусловно, вовсе избежать возникновения дебиторской задолжности практически, невозможно. Однако посредством эффективных управленческих мер можно добиться высокой ликвидности долгов.
     Последний мировой финансовый кризис обнажил проблемы неплатежей, и современное понятие дебиторской задолженности стало актуально не только для России, но и для большинства зарубежных стран. Важное различие состоит лишь в том, что за границей существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для российских же предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планирование необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задолженности, нерациональное их использование, а также недостатки организационной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость правильной оценки дебиторской задолженности. 
     Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менеджерам приходится решать следующие задачи []: 
  * выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств; 
  * ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности; 
  * определение скидок или надбавок для различных групп покупателей; 
  * ускорение истребования долгов; 
  * уменьшение бюджетных долгов; 
  * оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности. 
     Эти задачи решает политика управления дебиторской задолженностью. Такая политика, как часть общей политики управления оборотными средствами, заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания.
     Целью оценки дебиторской задолженностью можно считать оптимизацию ее величины, поскольку на предприятие оказывает негативное влияние, как увеличение размера дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение. 
     Так, с одной стороны, получение платежей от должников порой является значимым источником поступления средств на предприятие, и резкое снижение дебиторской задолженности может быть негативным сигналом, свидетельствующим о снижении объема реализации (потеря покупателей продукции или о сокращении продажи в кредит). С другой стороны, предприятия не заинтересованы в росте дебиторской задолженности, так как она представляет собой отвлечение денежных средств из оборота и, как следствие, возрастает потребность в привлечении дополнительных ресурсов для своевременного погашения своих обязательств []. 
     Дебиторской задолженностью необходимо управлять на всех этапах ведения хозяйственной деятельности начиная от проведения преддоговорных процедур до исполнения договорных операций. Поэтому на всех этапах ведения хозяйственной деятельности необходимо проводить ряд мероприятий []: 
  * постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительный рост долга создает угрозу финансовой устойчивости предприятия; 
  * своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности, к которым относятся отгруженные товары, не оплаченные в срок, поставщики и покупатели по претензиям, задолженность по расчетам возмещения материального ущерба, по статье «Прочие дебиторы»; 
  * прогнозировать поступление денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации; 
  * оценивать реальную стоимость существующей дебиторской задолженности. 
     На практике может оказаться так, что предприятия самостоятельно не могут обеспечить возврат дебиторской задолженности или максимизировать ее, свести к минимуму возможные потери. В этих случаях могут быть приняты различные меры по досудебному взысканию задолженности, защита страхованием или факторинговые операции. Исходя из вышесказанного, необходимо еще раз подчеркнуть необходимость и важность оценки дебиторской задолженности. При этом решения, принимаемые в ходе текущего управления, должны основываться на оценке эффективности различных методов ее оптимизации, а также на оценке реальной стоимости дебиторской задолженности.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
1.2. Методика анализа оценки задолженности организации.

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. []
К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними. В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.
Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.
Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.
Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.
Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.
На практике выбранные основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.
Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.
Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т.п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - анализ влияния и отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.
Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т.е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.
Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже.
Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.
Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т.п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.
Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. [] Современные условия развития экономики нашей страны предусматривают динамизм развития взаиморасчетов между контрагентами. В таких условиях особое внимание необходимо уделять дебиторской задолженности. Очень часто ее определяют как составляющую оборотного капитала, которая представляет собой требования к физическим или юридическим лицам относительно оплаты товаров, продукции, услуг.
Согласно стандартам бухгалтерского учета, дебиторская задолженность это сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату. Дебиторами могут быть как юридические, так и физические лица, которые задолжали предприятию денежные средства, их эквиваленты или другие активы. По данным бухгалтерского учета можно определить сумму задолженности на любую дату, но обычно такая сумма определяется на дату баланса.
Обычно экономическая выгода от дебиторской задолженности выражается в том, что предприятие в результате ее погашения рассчитывает рано или поздно получить денежные средства или их эквиваленты. Соответственно дебиторскую задолженность можно признать активом только тогда, когда существует вероятность ее погашения должником. Если такой вероятности нет, сумму дебиторской задолженности следует списать. Если задолженность невозможно правильно оценить, то есть определить ее сумму, она не может быть признана активом и не должна отображаться в балансе.
Таким образом, дебиторскую задолженность можно определить как оборотный актив предприятия, который возникает в его сбытовой деятельности и характеризует взаимоотношения контрагентов по оплате стоимости полученного товара (работы, услуги).
Работа с дебиторской задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует пристального внимания руководителей и менеджеров. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов - проблема, которая не имеет однозначного решения, зависит от специфики деятельности предприятия и личных качеств руководства. Так как управление дебиторской задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно осуществлять этапами. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы. []
По мнению И.А. Бланка, формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам:
- анализ дебиторской задолженности предприятия;
- выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции; 
-определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам; 
-формирование системы кредитных условий; 
-формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; 
-обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; 
-построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности. []
Почти к такому же выводу пришел Г.Г. Кирейцев, но дополняя И.А. Бланка, он выделяет еще несколько этапов: 
-контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; 
-обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов.
Российские специалисты выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью:
     * планирование размера дебиторской задолженности по компании в целом;
     * управление кредитными лимитами покупателей;
     * контроль дебиторской задолженности;
     * мотивация сотрудников.
Для управления дебиторской задолженностью предприятию необходима информация о дебиторах и их платежах: данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на данный момент; время просрочки платежа по каждому из счетов; размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных фирмой нормативов; кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита). Как правило, такие сведения можно получить при исследовании системы бухгалтерского учета. Однако прежде чем приступить к исследованию системы, стоит определить принципы учета и контроля дебиторской задолженности.
Предлагается в процессе оценки дебиторской задолженности выделять такие этапы.
Первый этап управления - планирование величины дебиторской задолженности - был, есть и будет одним из важнейших. Это связано с тем, что в процессе реализации работ по планированию величины дебиторской задолженности, необходимо учитывать не только параметры дебиторской задолженности, которые характеризуют ее состояние, но и целый ряд внешних факторов, которые могут существенно повлиять на конечные результаты управления.
Второй этап управления. В процессе выполнения учета дебиторской задолженности собирается информация о финансовом положении дебиторов, от которых зависит состояние дебиторской задолженности. Основная сложность на данном этапе заключается в определении минимального объема и номенклатуры данных, которые позволяют управляющему субъекту иметь ясное представление о состоянии объекта управления. Данное обстоятельство связано с двумя моментами. Первый момент вызван тем, что для сбора и обработки учетной информации необходимы денежные средства, которые всегда ограничены. Второй момент вызван тем, что информация может дублироваться и опаздывать, а это не способствует принятию обоснованного решения.
Третий этап управления - контроль величины дебиторской задолженности, который предусматривает сравнение фактических данных учета с плановыми или бюджетными. В эпоху централизованного планирования было достаточно разработать плановые показатели, но в рыночных условиях плановые показатели должны формироваться при изучении рынка, что требует разработки бизнес-планов развития, бюджетов. В связи с отсутствием системы плановых показателей деятельности предприятия этап контроля выполняет несколько иные функции, фактически контроль сводится к сравнению бухгалтерских данных только за прошлый и текущий (плановый) период. Поэтому эффективный процесс управления должен базироваться на общей системе управления предприятием.
На четвертом этапе - анализ дебиторской задолженности - исследуются и выделяются факторы, влияние которых привело к появлению отклонений фактических параметров состояния дебиторской задолженности от плановых показателей.
Пятый этап - этап разработки ряда альтернативных решений или определения оптимального решения.
Шестой этап - фаза реализации одного или нескольких альтернативных решений - на этом этапе осуществляется выполнение принятого оптимального решения или нескольких альтернативных решений. На этой стадии определяются необходимые средства, а также порядок реализации принятого решения.
Важным вопросом при управлении дебиторской задолженностью является ее классификация. В зависимости от того, какой признак положен в основу ее классификации, можно использовать разнообразные методы оценки дебиторской задолженности.
Традиционная классификация дебиторской задолженности предусматривает ее распределение по правовому критерию на срочную или просроченную. К срочной относится дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или составляет меньше одного месяца и которая связана с нормальными сроками расчетов, определенными в соглашениях. Просроченная - это задолженность с нарушением договорных сроков. Дальше важно разобрать понятие сомнительный долг, который понимается как текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует неуверенность ее погашения должником. Понятно, что долги такого вида продолжают значиться на балансе кредитора, пока есть хоть незначительная уверенность в их погашении. Списываться же с баланса они будут только когда станут безнадежными.
Большинство существующих в настоящее время методик анализа деятельности предприятия, его финансового состояния повторяют и дополняют друг друга, они могут быть использованы комплексно или раздельно в зависимости от конкретных целей и задач анализа, информационной базы, имеющейся в распоряжении аналитика.
Так, согласно методике анализа А.Д. Шеремета и А.И. Бужинского финансовое положение предприятий характеризуется размещением его средств и состоянием источников их формирования. []
Основными показателями для оценки финансового состояния являются: 
* уровень обеспеченности собственными оборотными средствами;
* степень соответствия фактических запасов активов нормативным и величине, предназначенной для их формирования;
* величина иммобилизации оборотных средств;
* оборачиваемость оборотных средств и платежеспособность.
По мнению авторов данной методики, важнейшим этапом анализа финансового состояния является определение наличия собственных и приравненных к ним средств, выявление факторов, повлиявших на их изменение в изучаемом периоде. Для расчета наличия собственных и приравненных к ним оборотных средств применяются следующие показатели: 
а) источники собственных средств;
б) источники средств, приравненных к собственным;
в) вложение средств в основные фонды и внеоборотные активы.
На их основе рассчитывается наличие собственных и приравненных к ним средств (а + б - в).
Отдельно проводится анализ основных составляющих собственных и приравненных к ним средств - оборотной части уставного фонда и средств, являющихся непосредственной собственностью предприятия. Прибыль, находящаяся в обороте, исчисляется как разница между балансовой прибылью и суммой использованной и отвлеченной прибыли. Анализ платежеспособности рассматривается в данной методике очень узко. Определяется только сальдо дебиторской и кредиторской задолженности. Положительным считается превышение дебиторской задолженности над кредиторской (активное сальдо). Оптимальным вариантом считается формула: отсутствие задолженности как самому предприятию так и другим. В методике анализа финансового состояния под редакцией С. Б. Барнгольц и Б.И. Майданчика подход к анализу несколько глубже. Во главе исследования ставится непосредственное изучение баланса предприятия. Этому предшествует установление степени достоверности информации,  содержащейся в балансе, путем ее сопоставления с другими источниками информации. []
Основными критериями устойчивости финансового состояния являются: 
- платежеспособность хозяйствующего субъекта,
- соблюдение финансовой дисциплины,
- обеспечение собственными оборотными средствами.
По мнению авторов, основными признаками неплатежеспособности и неудовлетворительного финансового состояния являются: просроченная задолженность и длительное непрерывное пользование платежными кредитами. Конечно, эти факторы можно отнести и к показателям неудовлетворительного финансового состояния предприятия, но их недостаточно для такого однозначного вывода.
Особенностью данной методики является изучение причин, вызвавших изменение суммы собственных оборотных средств. Анализ всех оборотных, средств предприятия проводится во взаимосвязи с их источниками.
При анализе использования кредитов под оборотные средства важными являются моменты: обеспеченность кредита, своевременность погашения кредита, недопустимость иммобилизации кредитов в неполноценные запасы и убытки.
Что касается анализа денежных средств и расчетов, акцентируется внимание на задолженности по истечению сроков иска.
Следующая группировка задолженности по причинам образования. Различается допустимая и недопустимая задолженность. Прежде всего, дебиторская задолженность возникает в связи с операциями по сбыту и поставке. Она называется задолженностью по товарным операциям. Недопустимая ее часть возникает вследствие задержки платежей покупателями, нарушения поставщиками договоров.
Данная методика является более логичной и применима для крупных материалоемких производств с участием государственного капитала. Однако, как и предыдущей, ей присущи недостатки: ограниченность информативной базы, ориентация преимущественно на плановую систему хозяйствования, отсутствие поправок на инфляцию.
B настоящее время наиболее широко используются методика В. Ф. Палия, а также методика А.Д. Шеремета, Р.С. Сейфулина, Е.В. Негашева.
Анализ содержания методики В. Ф. Палия показывает, что в ней содержится ряд спорных моментов. [] Например, В. Ф. Палий указывает на то, что если в структуре оборотных средств увеличивается удельный вес денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности при соответствующем уменьшении доли материальных оборотных средств, то это изменение можно признать положительным, если не уменьшаются возможности нормальной производственной деятельности предприятия. Автор делает вывод, что с финансовой точки зрения структура оборотных средств значительно улучшалась, повысилась их возможная ликвидность. 
 Общий недостаток методики В. Ф. Палия заключается в том, что в ней не рассмотрен подход к анализу финансового состояния предприятий с учетом инфляции. Поэтому многие экономисты не ограничиваются применением только данной методики. На практике широко используются и другие методики, несколько отличавшиеся от названной. К их числу относится, например, методика финансового состояния А.Д. Шеремета, Р.С. Сейфулина, Е.В. Негашева. Анализ ее содержания показывает ряд существенных отличий от методики В.Ф. Палия, которые сводятся к следующим моментам:
- имеет более формализованный, алгоритмизированный, структурированный характер и в большей степени приспособлена к компьютеризации всех расчетов;
- применяется несколько иная нормативная база при оценке платежеспособности (ликвидности) предприятия;
частично используются оптимизационные и экспертные методы;
- ориентирована на широкий круг пользователей; частично применяются подходы, используемые в практике работы капиталистических фирм, что позволяет установить обоснованные взаимосвязи между показателями финансового состояния отечественных предприятий и фирм капиталистических стран;
- методика позволяет выделить четыре уровня финансовой устойчивости предприятия; 
- позволяет в рамках внутреннего анализа осуществить углубленное исследование финансовой устойчивости предприятия на основе построения баланса платежеспособности;
- используется модель взаимосвязи различных финансовых коэффициентов, что позволяет при наличии динамики различных финансовых показателей (факторов) исследовать характер изменения результирующего показателя коэффициента ликвидности;
- изложен известный в экономической литературе способ определения оптимального размера объема производства, предпринята попытка связать анализ финансового состояния с производственной программой предприятия.
















1.3.Оценка влияния уровня дебиторской  задолженности  на финансовое состояние и платёжеспособность предприятия.

       Средства, поступающие от дебиторов, являются одним из основных источников доходов производственных предприятий. Несвоевременная оплата покупателями своих обязательств приводит к дефициту денежных средств, увеличивает потребность организации в оборотных активах для финансирования текущей деятельности, ухудшает финансовое состояние. Это, в свою очередь, приводит к необходимости изменения расчетных отношений между организацией и покупателями, выработке рациональной политики предоставления кредитов и инкассации задолженностей.
Состояние дебиторской задолженности, ее размер и качество оказывают существенное влияние на финансовое состояние организации. По российским источникам, дебиторская задолженность в среднем составляет около 33% всех активов организаций. Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: видом продукции и степенью насыщенности ею рынка, емкостью рынка, договорными условиями и принятой системой расчетов на конкретном предприятии, платежеспособностью и аккуратностью дебиторов.
Основными задачами аналитического обеспечения управления дебиторской задолженностью являются: []
     * обоснование политики предоставления товарного кредита и инкассации задолженностей для различных групп покупателей и видов продукции;
     * анализ дебиторской задолженности по персональному списку дебиторов, срокам образования и размерам;
     * анализ допустимой и недопустимой дебиторской задолженности;
     * оценка реальности дебиторской задолженности организации;
     * анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объема закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
     * контроль за расчетами с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности;
     * оценка средних сроков погашения задолженности и сроков их изменения;
     * предварительная оценка платежеспособности потенциальных покупателей;
     * определение приемов и способов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;
     * определение условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
Аналитическое обеспечение управления дебиторской задолженностью должно базироваться на соответствующей методике анализа дебиторской задолженности.
      В отечественной литературе методика анализа в целях управления дебиторской задолженностью, как правило, включает анализ абсолютных и относитель.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44