VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Отражение темы Гражданская война в учебниках и программах

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002657
Тема: Отражение темы Гражданская война в учебниках и программах
Содержание
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»
Гуманитарный факультет
Кафедра истории России


Курсовая работа по дисциплине
Б.1.Б.12 «Методика обучения и воспитания по истории»

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ» СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ



                                                                                Исполнитель:
                                                                                студент группы 1404 ПО ИО
                                                                                очного отделения
                                                                                Сахратов 
                                                                                Айрат Фандусович

                                                                                Научный руководитель:
                                                                                доктор исторических наук,
                                                                                профессор кафедры истории
                                                                                России
                                                                                Алексеева 
                                                                                Любовь Васильевна












Нижневартовск, 2017
ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность. В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), а также с учетом появления концепции нового учебно-методического комплекса (далее - УМК) по отечественной истории, в которую был включен историко-культурный стандарт (далее - ИКС), возникает необходимость установления соответствий с указанными нормативными документами учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в современном школьном историческом образовании для того, чтобы выяснить, насколько данные учебники способствуют реализации технологии ФГОС на уроках изучения истории Гражданской войны в России.
     Предмет – Организация методики изучения темы «Гражданская война» средствами школьного учебника;
     Объект – процесс обучения истории в общеобразовательной школе;
     Степень изученности темы.
     Историческое образование играет существенную роль в формировании идентичности молодежи, обеспечивая преемственность поколений, закладывая аксиологические установки. Для того, чтобы уничтожить суверенную нацию в современных условиях необязательно физически истреблять ее представителей, достаточно лишить ее достоверной исторической памяти.
     Особенностью системы исторического образования в России на протяжении XX в. являлась цикличность ее развития: реформа, существенно трансформирующая систему образования, сменялись контрреформой, преследующей цель вернуть ее к предшествующему состоянию.1
     Первый период в развитии постсоветского образования – это 1990-е гг.
     В 1990-е гг. произошли радикальные изменения в жизни российского общества. Затронули они и сферу исторического образования. Согласно закону РФ «Об образовании» устанавливались ступени общего среднего образования: основная школа (5-9 классы) и полная средняя школа (10 – 11 классы). От унифицированной модели школы начали переходить к вариативности, от линейности – к концентрам (с элементами дифференциации на старшей ступени). В связи с этим возникла необходимость сохранения единства образовательного пространства, которую могли обеспечить образовательные стандарты. Помимо более высоких требований общества к школе по сравнению с учебными программами по отдельным предметам, новые нормативные документы содержали принципиальные новшества. Это были требования к уровню подготовки школьников и материалы для его измерения.2 В этом проявилась ориентированность государственных образовательных стандартов на результат, а не процесс образования. В 1994 г. первые стандарты по всем учебным предметам были утверждены как временные. Стоит отметить, реформа образования первой половины 1990-х гг. была направлена на радикальное обновление гуманитарного образования. Заключалось оно в отказе от единообразия и гуманизации образовательных систем разного уровня.3 Первый этап реформирования системы образования России, продолжавшийся до середины 1990-х гг. отличался тем, что образование было приоритетной сферой для государства, что выражалось в финансовой поддержке этой сферы, которое предусматривалось первым подписанным указом Б. Н. Ельцина от 11 июля 1991 г «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР».4
     Во второй половине 1990-х гг. сфера образования была исключена из приоритетных. Для закрепления результатов образовательной реформы первой половины 1990-х гг. был необходим период стабилизации. В этот период проявился кризис системы образования. Тяжелая ситуация сложилась с заработной платой педагогов: она значительно отставала от прожиточного минимума. По стране проходили забастовки, связанные с ее невыплатой.5
     Второй период – это 2000 – 2009 г.
     В начале 2000 г. под руководством ректора Высшей школы экономики Я. И. Кузьминова началась разработка, и в 2001 г. была утверждена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.». Данный план развития отечественного образования на десятилетие вперед восстановил определенную преемственность с образовательной реформой первой половины 1990-х гг. Реализация данной концепции позволила решить проблему бюджетного финансирования образования, законодательное и нормативно-правовое обеспечение системы образования, сформировать основы государственно-общественной системы управления образованием. Целью данного документа являлось радикальное обновление сферы образования.6
     Подготовленный в 2002 – 2003 гг. проект федерального компонента ГОСОО … был ориентирован на применение в образовании деятельностного и компетентностного подходов. Для предметов, включенных в базисный учебный план, устанавливались «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и «Требования к уровню подготовки выпускников».
     В 2009 – по наст. время – третий этап в развитии образования в постсоветский период. Связан он с принятием ФГОС ООО в 2010 г., ФГОС СОО в 2012 г., с принятием 29 декабря 2012 г. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также с принятием в 2014 г. Историко-культурного стандарта по отечественной истории, который являлся частью концепции нового учебно-методического комплекса (далее – УМК) по отечественной истории. Для ФГОС были характерны следующие подходы:
     1. Расширение педагогического целеполагания в сфере социализации личности выпускника школы;
     2. Деятельностный подход;
     3. Требования к результатам обучения – категория целеполагания;
     4. Планируемые результаты и разработка инструментария для измерения учебных достижений школьников;
     5. Создание комплектов нормативных материалов по учебным предметам.7
     Концепция нового УМК призвана повысить качество образования, формировать гражданскую идентичность в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО, создать единое культурно-историческое пространство России, в т. ч. в сети Интернет.8 ИКС, принятый в 2013 г. на заседании Российского исторического общества, имеет сугубо практическое значение, так как он послужил основой для создания новой линейки учебников, разработка которой завершилась в 2016 г. 
     Значительным новшеством ИКС, отличающим его от учебников старого поколения, является жесткая синхронизация российской истории с процессами, происходившими на мировой арене. Данное решение следует считать весьма неоднозначным, так как, хотя это заведомо и не обговаривается, но события российской истории предполагается привязать, главным образом, к истории европейской, а история Востока оказывается на периферии учебного процесса.
     Беспокойство вызывает и заведомо провальная попытка выстроить единую хронологическую модель, подходящую для описания сразу множества цивилизаций. 
     Наиболее спорным положением ИКС является попытка искоренения из истории спорных трактовок. Авторы стандарта настаивают на необходимости унификации оценочных суждений по ряду дискуссионных вопросов. Признается, что предпочтение той или иной трактовке отдавалось исходя из текущей общественно-политической конъюнктуры и объективных потребностей отдельных регионов России.
     Источниковой базой исследования послужили три группы источников; к первой группе относятся нормативные документы образования: ФГОС среднего (полного) общего образования9, историко-культурный стандарт10 и фундаментальное ядро содержания общего образования11; ко второй группе источников относятся школьные учебники: в данном исследовании анализируются современные учебники для 10 класса издательств «Просвещение»12 и «Дрофа»; к третьей группе источников относится методическая документация: Примерная основная образовательная программа основного общего образования, методические рекомендации по изучению темы «Гражданская война».
     
     
     
     
     
     




     1. Отражение темы Гражданская война в учебниках и программах
     Содержание школьного курса истории России в учебниках, включенных в Федеральный перечень соответствует Примерной образовательной программе основного общего образования и построено по линейной структуре, что вызывает необходимость перехода с концентрической системы обучения истории на линейную.
     Также стоит важная проблема обеспечения преемственности между ступенями начального образования, основного общего и полного среднего образования. В связи с этим возникает необходимость анализа содержания учебников с целью выбора наиболее оптимального варианта. Мы в данной главе проанализируем учебники двух издательств, включенные в перечень рекомендованных – учебники от издательств «Просвещение» и «Дрофа» на соответствие ИКС, ФГОС, фундаментальному ядру.
     Начнем с анализа учебников на соответствие ИКС. Для сравнения будут браться следующие методологические основания, выдвигаемые данным нормативным актом: 
     - многоуровневое представление истории: сочетание общероссийской истории с историей регионов и локальной историей;
     - многоаспектный (многофакторный) характер истории, т.е. раскрытие разных сторон исторического процесса;
     - историко-антропологический подход (человек в истории);
     - историко-культурологический подход: отражение взаимодействия культур в одном историческом пространстве («по горизонтали») и во времени («по вертикали»).
     Также будет анализироваться отражение в учебниках содержания, предусмотренного ИКС, в том числе исторических персоналий и дат.
     Если понимать под Гражданской войной не только вооруженное противоборство, но и раскол общества, ему предшествовавший, то начало Гражданской войны можно датировать Октябрьской революцией, в первом же случае начало Гражданской войны можно датировать весной 1918 г.
     Окончание же Гражданской войны можно датировать 1922 г., когда были разгромлены последние очаги белого движения на Дальнем Востоке.
     В ИКС представлен раздел «Россия в «годы великих потрясений». 1914 – 1922 гг.», в рамках которого выделены параграфы: «Первые революционные преобразования большевиков» и «Гражданская война и ее последствия», причем в последнем рассматривается и экономическая политика советской власти, а также культура периода «военного коммунизма». В учебнике же от издательства «Просвещение» наша тема рассматривается в рамках четырех параграфов – тема экономических преобразований большевиков периода Гражданской войны выделена в отдельный параграф № 6 «Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм», тема же идеологии и культуры периода «военного коммунизма» рассматривается в параграфе № 8 «Идеология и культура периода Гражданской войны». Наличие параграфов, посвященных отдельным аспектам Гражданской войны является выражением методологического принципа многоаспектного (многофакторного) характера исторического процесса.
     Многоуровневое представление истории Гражданской войны также отражено в учебнике для 10 класса от «Просвещения»: после параграфа № 7 «Гражданская война» содержится рубрика «Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности», в которой помещен материал «Революция и Гражданская война на национальных окраинах». В ней повествуется о ситуации в Финляндии, Прибалтике, Украине, Туркестане, Закавказье, также упоминается о Татаро-Башкирской советской республике в составе РСФСР, начиная с периода Первой мировой войны и заканчивая 1921 г., когда активизировалось Басмаческое движение в Средней Азии.
     Из недостатков учебника можно отметить отсутствие справок о выдающихся исторических деятелях, которые могли бы отразить роль личности в истории, в то же время, частично, историко-антропологический подход все же нашел отражение в параграфе № 8, в пункте «Повседневная жизнь».
     Историко-культурологический подход как диалог культур не представлен в параграфе № 8, что может объясняться тем, что в годы Гражданской войны ослабла связь национальных окраин с центром страны. В учебнике повествуется, что многие культурные деятели Серебряного века избрали удел эмигрантов, например, И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов и др.
     В то же время были деятели, которые считали, что «революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидательные силы».13 Они считали себя продолжателями русских революционных традиций. Среди них можно назвать В. В. Маяковского, А. А. Блока, К. С. Петрова-Водкина и др. Повествуется и о новых культурных тенденциях, связанных с революционной эпохой. 
     Наша тема является составной частью одного из «трудных вопросов истории России». Он звучит следующим образом: «причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне». Будет интересно рассмотреть, как он представлен в учебнике от издательства «Просвещение». Стоит отметить, что при освещении вопроса о периодизации Гражданской войны указывается, что он является дискуссионным, а вопрос о причинах победы большевиков не раскрывается как дискуссионный, а просто приводится список причин их победы по усмотрению авторов учебника.
     Причем стоит сказать, что на втором месте стоит неудачная политика белых в аграрном вопросе. А разве политику «красных» по разжиганию классовой ненависти в деревне и продразверстку можно назвать удачными? Одна из самых важных, если не важнейшая причина победы большевиков в Гражданской войне – централизованное военное управление – стоит на седьмом месте в списке. Спорен и тезис о том, что большевики смогли убедить народ в том, что они сражаются за построение самого справедливого на земле общества. Я не думаю, что политика «военного коммунизма» могла способствовать такому настроению. 
     Вопрос о причинах прихода к власти большевиков даже не выделен в отдельный пункт параграфа. В пункте «Рост влияния большевиков» освещаются предпосылки Октябрьской революции. Отмечается, что правительство Керенского не смогло решить вопросы о мире, земле и затянули созыв Учредительного собрания. В этих условиях большевики с их понятными лозунгами приобретали все большую популярность. В пункте параграфа «Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками» отмечаются следующие причины взятия власти большевиками: тщательная подготовка вооруженного восстания в Петрограде, а также отсутствие в стране серьезной военной или политической силы, готовой защищать Временное правительство.
1 Терехов А. Н. Система исторического образования в России: специфика эволюции в XX в. // Вестник культуры и искусств. Т. 17, № 1. Челябинск, 2009. С. 53.
2 Л. Н. Алексашкина. Эволюция образовательных стандартов и школьные курсы истории (1990 – 2010-е гг.) // Преподавание истории и обществознания в школе. № 4. 2016. С. 20 – 21.
3 Е. Е. Вяземский. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. № 3. 2013. С. 13.
4 Е. Е. Вяземский. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. № 3. 2013. С. 9.
5 Е. Е. Вяземский. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. № 3. 2013. С. 14.
6 Е. Е. Вяземский. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. № 3. 2013. С. 19.
7 Л. Н. Алексашкина. Эволюция образовательных стандартов и школьные курсы истории (1990 – 2010-е гг.) // Преподавание истории и обществознания в школе. № 4. 2016. С. 25 – 28.
8 Манюхин И, С., Белкин А. В. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории как программа развития школьного исторического образования // Современное образование: гипотезы и апробация результатов. Самара. 2016. С. 97.
9 http://минобрнауки.рф/документы/2365
10 http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart
11 http://school57.tgl.ru/sp/pic/File/FGOS_/Fundament_yadro.pdf 
12 История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 1 / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др. ; под ред. А. В. Торкунова]. М. : Просвещение, 2015. – 175 с.

13 История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 1 / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др. ; под ред. А. В. Торкунова]. М. : Просвещение, 2015. – 175 с.
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.