- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Отличительные черты романтизма в творчестве Тропинина
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000982 |
Тема: | Отличительные черты романтизма в творчестве Тропинина |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ОмГПУ») Кафедра литературы и культурологии КУРСОВАЯ РАБОТА Отличительные черты романтизма в творчестве Тропинина. Выполнил: студентка 5 курса филологического факультета заочной формы обучения, направления «Культурология» Мелехина Светлана Александровна Научный руководитель: Кандидат культурологических наук, доцент Василевская Т.А. Омск 2015г. Содержание Введение …………………………………………………………… 3стр. Глава I Романтизм идейное и художественное движение………. 5стр. 1.1 Общее и особенное Западного и Русского романтизма……. 8стр. Глава II Отличительные черты романтизма в творчестве В.А.Тропинина…………………………………………… 12стр 2.1.Особенности русского романтизма в живописи…………… 12стр. 2.2. Романтизм в творчестве Тропинина………………………… 16стр. III Заключение ……………………………………………… 26стр. IV Список литературы…………………………………………… 27стр. Введение. Василий Андреевич Тропинин- кто он? Конечно один из величайших художников XVIIIвека. В каком стиле он писал свои произведения? В стиле реализма? Или в стиле романтизма? Или все же это был первый предвестник романтизма в России? Большинство ученых конца XX века, на первый план выдвигают идею творчества как самую основополагающую суть романтического миропонимания. В центре переосмысления романтического сознания – «самоценная, самодовлеющая творческая личность», что приводит к пониманию культуры и цивилизации как творческого и прежде всего эстетического процесса. Из этого, вытекают такие последствия, как «присутствие воли творческого субъекта в каждой монаде художественного мира» [11, с.225], «эстетизм», «немиметический статус текста», «противоречие между поверхностью и глубиной, феноменом и ноуменом» [18, с.51], или символизация текста… Современный ученый, как правило, констатируют неисчерпаемость терминологического определения романтизма: он «породил огромное разнообразие толкований и смыслов» [17, с.12] Обозначая параметры романтического художественного сознания,наряду с использованием устойчивых и прочно связанных с толкованием сущности романтизма понятий «ненормативная эстетика», «культ индивидуализма», «двоемирие», «фрагмент» и прочее. Вводятся также определения, максимально полно объясняющие суть романтического переворота в художественном сознании: свобода творчества, провозглашенная романтиками, привела к «бесконечному» разнообразию стилей и художественных приемов, поэтому романтизм и есть само «вечное движение», сама «незавершенность». Предлагается, что в романтизме мы видим «пространство закодированных понятий и сложных идей», современный исследователь, в частности, обозначает принципиальное новаторство романтического художественного сознания: понимание мира посредством «освобожденного слова» и создание особенной поэтики [16, с.21]. Так ли это? На эти вопросы мы постараемся ответить в нашей работе. ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ: Рассмотреть и обосновать процесс возникновения и формирования романтизма в творчестве Тропинина ЗАДАЧИ: -Рассмотреть Романтизм как идейное и художественное движение. - проанализироватьразличия западного и русского романтизма в живописи -рассмотреть проявления романтизма в творчестве В.А. Тропинина ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Творчество В.А. Тропинина в контексте культуры романтизма. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Отличительные черты романтизма в творчестве В.А. Тропинина. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Сравнительно-исторический и междисциплинарный синтез. А также при изучении романтизма в культуре в основу исследования положен системный подход к рассматриваемому предмету. Кроме того, применялись такие методы как исторический и аналитический. Практическая часть. Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования основных положений и материала курсовой работы на уроках литературы и МХК. Так же, при проведении мероприятий в библиотеках и учреждениях культуры. СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ Творчество В.А. Тропинина рассматривается как зарождение Романтизма в России. Над этим вопросом работали многие искусствоведы. С.С. Степановой в книге из серии "Мозаика мирового искусства" посвящена творчеству выдающегося русского живописца конца XVIII - начала XIX века Василия Андреевича Тропинина, В статьях Н.А. Троицкого анализируется искусство Тропинина и современное ему русское искусство, рассматривается вопрос о тропининском романтизме и связях художника с зарубежной художественной культурой. Так же А.М. Амшинская посвятила свою исследовательскую работу изучению жизни и творческого пути В.А. Тропинина. Глава I Романтизм идейное и художественное движение Романтизм (фр. romantisme, от средневекового фр. romant, роман) — направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII–XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.Решающей предпосылкой развития романтизма, стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности. Главной художественной системой Романтизма является конфликт общества и личности.В связи со всем происходящем формируется новая концепция личности. Нравственно-эстетический пафос романтизма связан, прежде всего, с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. В философии романтическое сознание наиболее полно воплотилось в субъективном идеализме Фихте, который утверждал, что человеческое Я является не только единственной реальностью, но и огромной творческой силой, созидающей мир и равной самосознанию всего человечества. Близка романтикам была и натурфилософия Шеллинга, учившего о единой живой силе природы — «мировой душе», заключающей в себе единство объекта и субъекта. При этом личность воспринималась в первую очередь как средоточие духовной жизни. Романтическое понимание личности С. Франк назвал романтическим гуманизмом. О его происхождении и характере он писал: «... С начала ХIХ века в романтизме и идеализме возникает иная, новая форма гуманизма, которую можно назвать гуманизмом романтическим. С одной стороны, просветительство оттолкнуло своим узким рационализмом более глубокие эстетически и религиозно живые натуры; и, с другой стороны, практический плод просветительской философии — Французская революция, внезапно обнаружившая человеческое существо в его слепом, злом, демоническом начале, отвергавшемся просветительством, — был как бы экспериментальным обличением неправды и поверхностности просветительского гуманизма. В романтизме и идеализме складывается новое понятие о человеке, по которому сущность человека лежит не в его «разуме», а в том, что он есть средоточие и вершина космических сил, некий микрокосм; и «доброта» человека не есть здесь его прирожденное свойство, а есть плод духовного самовоспитания человека. <...> Здесь преодолен рационализм просветительства, но не его оптимизм, который, напротив, лишь в новой форме и здесь является основой понимания существа человека». (Таланцева О.Ф. Образ творца и творчества в изобразительном искусстве: опыт самопознания)Белинский В. Г. Полн. собр соч. — Т. 3. — С. 74. 11 Там же. — Т. Х. — С. 107. Это было серьезным изменением гражданского общественного идеала. В решении проблем личности и общества романтики переносили акцент с общественной жизни на личность. Они противопоставляли толпе образ свободной личности, наделенной исключительностью. Главным предметом искусства стала область внутренних переживаний личности. Познание мира- это прежде всего самопознание. Темами для романтиков стали любовь, творчество, радость, печаль, смерть. Романтики впервые открыли необычайную сложность, противоречивость души человеческой, ее неисчерпаемость. Человек для них — малая вселенная, микрокосмос. Низменной материальной практике они противопоставили жизнь духа, в которой видели наивысшую, а подчас и единственную ценность. Поэтому главное внимание они уделяли не обстоятельствам жизни человека, а его внутреннему миру. Погруженность в глубины духа, напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, грандиозным страстям, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному — сущностные черты романтического искусства. Столь же характерно для романтизма повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального, который был как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидов в буржуазном обществе. Сокровенные уголки человеческого «Я», жизнь сердца, чувства и страдания человека стала для романтиков главной темой. Идея уникальности, неповторимости, а также противоречивости, загадочности, нелогичности человеческой натуры - открытие романтиков (творчество Гофмана, Гауфа). Новым аспектом в понимании человека, противоположным просвещенческому оптимизму, явилось пессимистическое мировосприятие. Для героев романтических произведений мир непостижим, они мечутся между близостью смерти и влечением к ней. Мотивы «мировой скорби», «мирового зла», «ночной стороны души», иррациональных сил находят выражение в образах «космического пессимизма» Байрона, в «кладбищенской поэзии» Т.Грея, в «Гимнах к ночи» Новалиса. Последняя книга стихов Г.Гейне «Романсеро»содержит мысль о торжестве зла над добром. Характерная черта романтического героя - трагическое одиночество, конфликт с окружающим миром, что заставляет его уходить в свой внутренний мир, путешествовать в далекие страны, уходить в прошлое, в мир фантастики и природы. Куда угодно, только подальше от современного мира. Чтобы раскрыть столь богатые темы, старых форм и жанров не хватало, поэтому романтизм выработал и создал новые формы и жанры искусства. В литературе: психологическую повесть, лирическую поэму, балладу, лирическое стихотворение. В музыке: программную музыку, основанную на сюжетах литературы, жанр миниатюры, способный показать любые оттенки чувств. Художник создает свой, особый мир, более прекрасный и истинный, а потому и более реальный, нежели мир эмпирической действительности, ибо само искусство, творчество являет собою сокровенную суть, глубинный смысл и высшую ценность мира, а потому и высшую реальность. Произведения искусства уподобляется живому организму, а художественная форма истолковывается не как внешняя оболочка содержания, а как нечто вырастающее из его глубин и неразрывно с ним связанное. Поиски выхода из одиночества приводили к культу любви и дружбы. Нравственно-эстетический пафос романтизма связан, прежде всего, с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовной жизни. Эпоха Романтизма подарила мировой культуре образ романтического героя, которому свойственны незаурядный характер,сильные страсти, устремленность к безграничной свободе. 1.2 Общее и особенное Западного и Русского романтизма Выражая протест против угнетения и реакции, многие представители французского романтизма прямо или косвенно оказались связанными с социальными движениями первой половины XIX в. и нередко поднимались до подлинной революционности, что и определило действенный, публицистический характер романтизма во Франции. Французские художники реформируют живописно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, тёплых и холодных тонов, прибегают к сверкающей и лёгкой, нередко обобщённой манере письма. Ещё более сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии и Австрии. Ранний немецкий романтизм, которому свойственны пристальное внимание ко всему остро индивидуальному, меланхолически- созерцательная тональность образно- эмоционального строя, мистико- пантеистические настроения. В России романтизм в разной степени проявился в творчестве многих мастеров - в живописи и графике переселившегося в Петербург А. О. Орловского, в портретах О. А. Кипренского, отчасти - В. А. Тропинина. Существенное влияние романтизм оказал на формирование русского пейзажа (творчество Сильв. Ф. Щедрина, Воробьёва М. Н., М. И. Лебедева; произведения молодого И. К. Айвазовского). Черты романтизма противоречиво сочетались с классицизмом в творчестве К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, Ф. П. Толстого; в то же время портреты Брюллова дают одно из наиболее ярких выражений принципов романтизма в русском искусстве. В известной мере романтизм затронул живопись П. А. Федотова и А. А. Иванова. Событием в художественной жизни России того времени стало открытие императорской «Академии трех знатнейших художеств» , где велось обучение живописи, ваянию и зодчеству. Крупнейший центр русского искусства и законодательница художественных вкусов, академия готовила мастеров европейского ранга. Среди первых ее учеников крупнейший мастер исторической живописи, профессор и ректор ИАХ А.П. Лосенко (1737-1773). В XIX веке живопись шире и глубже других видов изобразительного искусства решает сложные и актуальные мировоззренческие проблемы, играет активную роль в общественной жизни, будучи часто связанной с социальными и национально-освободительными движениями; важное значение, в живописи XIX века, приобрела острая критика социальной действительности. В то же время на протяжении всего XIX века в живописи официально культивировались далекие от жизни академические каноны, отвлеченная идеализация образов, возникли натуралистические тенденции, игнорировавшие самостоятельную экспрессию выразительных средств живописи. В борьбе с этими тенденциями, с рационалистичностью и отвлеченностью официальной салонно-академической живописи складывается живопись романтизма с ее эмоциональным накалом, активным интересом к драматическим событиям истории и современности, показом сильных человеческих страстей, энергией живописного языка, динамикой построений, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита (Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции; во многом О.А. Кипренский, Сильвестр Щедрин, К.П. Брюллов, А.А. Иванов в России). При всем различии взглядов и установок, в творчестве романтиков разных школ были и общие, сближающие черты: каждый из них по-своему стремился к обновлению художественного мышления. Отрицая рационалистическую эстетику классицизма, романтики утверждали антирационализм. Кризис рационального мышления, связанного с классицизмом, подтолкнул романтиков к поиску иррационального, чувственного, непознанного.Понимая под формой классицизм, романтики стремятся преодолеть его каноны, отсюда интересхудожников и архитекторов поры романтизма к художественному наследию католического барокко, готики, национальной средневековой истории. Утрата идеалов, которые были ясными и логичными, а оказались утопичными, привела человека постреволюционной эпохи к разочарованию в обществе, в социальных и рациональных идеях. Следствием этого стало появление нового типа героя:героем романтизма стала личность, оторвавшаяся от старых связей, утверждающая свою абсолютную непохожесть на всех других. Уже в силу этого она исключительна. Романтические художники, как правило, избегали изображать обыкновенных и заурядных людей. В качестве главных действующих лиц в их художественном творчестве выступают одинокие мечтатели, гениальные художники, пророки, существа, наделенные глубокими страстями, титанической силой чувств. Они могут быть злодеями, но никогда — посредственностями. Чаще всего они наделены мятежным сознанием. Индивидуалист-одиночка, «лишний» человек, страдающая, сверх-ординарная личность, не понятая обществом. Антисоциальность, индивидуалистический бунт, сильные страсти и страдание – типичные черты представителя романтизма. Трагический конфликт между героем и окружающей средой стал господствующей темой и в литературе, и в музыке, и в живописи. Общей основной чертой романтизма является субъективизм.Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои. Особое воздействие на мировоззрение романтиков оказала философия Канта, где высоко ставится величие человеческого духа и его способности. Гений у Канта – прирожденные задатки души, через которые природа дает искусству правило.Сферой деятельности гения являются изящные искусства. И само искусство возможно только как произведение гения. Оригинальность – первое свойство гения. Нельзя научиться вдохновению и фантазии. Произведения гения – пример для подражания. Другое свойство гения – многообразие его творческих сил. Инстинкт подсказывает ему, как и что творить. В своем создании поэт должен уметь направить поток вдохновения в жесткие рамки поэтических правил. Рассудительность – черта гения. Гениальный художник обладает даром предсказания будущего. Он касается истинного содержания искусства и указывает направленность развития. Романтизм впервые обращается к внутреннему миру человека, впервые демонстрируя потаенную жизнь той области, которая еще никогда не освещалась. Обращение к человеческой душе с ее стремлением к «бесконечности, превосходящей любую форму», составляет идейную сущность романтизма, придает ему мятежный, драматический характер. Общим являлось и то, что романтизм провозгласил полную свободу художественного творчества от оков классицизма и академизма. Романтизм был своего рода оппозицией французскому классицизму, иллюзиям века Просвещения. Рационализму и классицизму противопоставляется чувственная мечта, "способ жить с удесятиренной силой" обыкновенного века, столкнувшегося с бездной мироздания и социального неблагополучия. В монографии о немецком романтизме Н.Я. Берковский в свое время (1973) действительно выдвигал идею «творчества» и связанную с ней идею «бесконечности» как наиболее важные философские завоевания романтиков: они раскрепощали писателей, разрушали жанровые каноны, позволяли углубляться в древние пласты народных представлений, содействовали «историзации» мышления человека новой эпохи. Однако в работах 1990-х годов, в целом продолжающих традиции Н.Я. Берковского, стираются различия между романтизмом XIX в. и модернистскими художественными системами, что затрудняет определение четких контуров этих разных литературных явлений. Исследуя сущность романтизма с точки зрения «исторической поэтики», С.Н. Бройтман утверждает, что «категориальный слом», который произошел на рубеже XVIII – XIX вв., очевиден – с этого момента до наших дней динамически развивается новая поэтика. Выводя основные признаки этой поэтики, ученый оригинально трактует специфику личностного сознания послеаристотелевской фазы литературы. Используя терминологию М.Бахтина, он вводит понятие «модальности» как формы существования личности – «единственной единственности» при «автономной причастности» к внешнему миру и миру других людей. Романтики увидели, что мир не распадается на два, что он «двуедин». Между предметным миром и миром идеальным – целостность модальная: мир един как состояние двух автономных начал, между которыми всегда остается некая черта [3, с.234].-? Итак, общие для мировоззрения романтиков культ сильных страстей и порывов, интерес к фольклору, тяга к прошлому, к дальним странам, чуждым буржуазной цивилизации, по-разному преломлялись в художественной культуре различных национальных школ. Проявление романтизма в литературе, музыке, изобразительном искусстве также существенно различалось. В то же время в развитии разных искусств XIX в. существует множество важнейших точек соприкосновения. Глава II Отличительные черты романтизма в творчестве В.А. Тропинина. 2.1.Особенности русского романтизма в живописи Есть две особенности отличия русского романтизма от Европейского это, отношение к мистике и мистическому в искусстве и роль индивидуального личного начала. Русских романтиков привлекало не сверхъестественное, а действительное, постижимое рассудком. Так же русский романтизм не противопоставлял себя просвещению и просветительской философии основанной на доверии к разуму. Отсюда идет связь с поэтикой класицизма. Еще одной характерной чертой русского романтизма было обращение к национальной истории и фольклору. Особое место в русском искусстве всегда занимала портретная живопись, в которой наиболее ярко воплотились лучшие черты нации- свободолюбие и высокая духовность русского человека. Кипренский, как, быть может, никто из художников начала XIX века, умел соединять в своем мировосприятии мягкий лиризм, идущий от традиций просветительского сентиментализма, с романтической приподнятостью, особой одухотворенностью. Рассмотрим несколько портретов этого мастера «ПОРТРЕТД. Н. ХВОСТОВОЙ» Изображенная на портрете Дарья Николаевна Хвостова была супругой сенатора, Томского губернатора в отставке В. С. Хвостова, а также троюродной сестрой М. М. Арсеньевой, матери поэта М. Ю. Лермонтова. Данная картина считается одной из лучших работ художника. Обращенное к зрителю лицо Хвостовой светится мягкой нежностью, затененной легкой грустью, задумчивостью. Этому состоянию соответствует тонкая гармония цветового и светотеневого построения полотна. Художник словно боится нарушить покой своей героини, боится помешать естественному току душевной жизни героини. Плавный, волнообразный ритм линий, мягкая моделировка лица с не правильными, но привлекательными чертами, теплый неяркий колорит, «ренессансный» жест руки — все делает образ необыкновенно задушевным, доверительно-интимным. Романтизм предполагает в женщине не столько силу чувств, сколько эмоциональную утонченность и повышенную восприимчивость.[12, стр 14.] Еще один портрет «ПОРТРЕТE. П. РАСТОПЧИНОЙ»Данная картина покоряетневиданной ранее степеньюпроникновения в душевные глубины образа, неповторимым своеобразием облика, безупречным исполнительским мастерством.На портрете Ростопчиной перед нами предстает одухотворенная молодая женщина. Она одета в скромное домашнее платье, глухой коричневый фон скрадывает контуры фигуры. Все внимание художника и зрителя приковано к ее нежному трепетному лицу, обрамленному легкой пеной кружев чепчика и воротника. В задумчивом взгляде широко открытых глаз, в кроткой улыбке, в заметном напряжении фигуры женщины, словно встрепенувшейся на чей-то зов, ощущается напряженность ее эмоционально-духовной жизни. Кипренский проникновенно передал затаенный драматизм, готовность к страданию — в этот момент героиня Кипренского находилась на пороге душевного перелома. [12, тр 13.] О. Кипренский был одним из первых русских художниковв той области, которая позже получила название «итальянизирующий жанр». В основе его лежит представление об Италии как о стране вечной красоты, а об итальянцах — как о поэтичном народе, живущем в согласии с природой. Задачей Кипренского являлось осуществление выбора привлекательной натуры и грациозного сюжета, а также создание картины в духе старых итальянских мастеров. в России его имя стало легендой, русским он открыл Италию, а итальянцам — Россию.[12.стр 31 ] Еще одним из величайших художников романтизма считают К. Брюллова. Это имя вызывает и сегодня у зрителя особое восхищение и трепет. Великолепный художник создатель известного полотна «Последний день Помпеи».Успех картины предопределил не только удачно найденный сюжет, отвечающий романтическому сознаю эпохи, но также и то, как Брюллов делит толпу гибнущих людей на локальные группы, каждая из которых иллюстрирует тот или иной аффект - любви, самопожертвования, отчаяния, алчности. Показанная на картине губящая все вокруг сила, вторгшаяся в гармонию человеческого бытия, вызывала у современников мысли о кризисе иллюзий, о неосуществившихся надеждах. Это полотно принесло художнику всемирную славу. Заказчик картины - Анатолий Демидов – подарил ее царю Николаю I. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека, драматической напряженностью образов, реалистическими тенденциями, тонким психологизмом. Скучный и казённый «парадный портрет», который по статусу полагалось иметь дворянам и купцам, Брюллов заставил ожить в бытовых или исторических сценках, милых гримасках, мимолётных улыбках, полуоборотах головы, складках платья. Этот художник в душе был писателем и даже в самую малую картину пытался вместить целый роман, придумывая его на ходу.[15] Не менее известна картина К. Брюллова «Всадница» 1832г. На всем скаку останавливает всадница разгоряченного коня. Уверенная ловкость амазонки вызывает неподдельное восхищение у подбежавшей к балкону маленькой девочки, как бы призывая зрителя разделить ее восторг. Возбуждение передается лохматой собаке ожесточенно лающей на вздыбленного коня. Взволнован и пейзаж с накренившимися от пробежавшего ветра стволами деревьев. Тревожно по небу бегут перистые облака, беспокойными пятнами ложатся на землю пробивающиеся сквозь густую листву лучи заходящего солнца. Изображая юную девушку — Джованину и ее маленькую приятельницу — Амацилию Пачини, Брюллов создал вдохновенное полотно, воспевающее радость жизни. Очарование «Всадницы» в непосредственности того оживления, которым проникнута вся сцена, в смелости композиционного решения, в красоте предгрозового пейзажа, в блеске палитры, поражающей богатством оттенков. В большом полотне Брюллов сумел органически увязать декоративность решения с правдивостью непосредственного наблюдения. «Всадница» по праву может быть названа образцом портрета-картины в искусстве первой половины XIX века. В этом своеобразии творческого замысла нельзя не видеть выражение смелой воли художника, нарушающего установленные традиции. Самый облик юной всадницы приобрел некоторую условную обобщенность.[18] Из всего выше изложенного мы можем смело говорить, о том, что романтики создают свою особую свободу и выражение внутренней красоты. Глядя на произведения художников мы видим не только внешний облик, но душевное состояние героев, богатство их внутреннего мира. Художники способны выразить не только характер, но и передать типические особенности изображаемых ими людей. Не одна деталь не является для художника случайной, каждая форма несет смысловую и одновременно декоративную функцию. Декоративность, игра светотени все это осуществляет задачу драматической характеристики, присущей эпохе романтизма. 2.2. Романтизм в творчестве В.А.Тропинина — Кипренскому или Тропинину заказали бы вы портрет своего сына? — спросил меня когда-то на экзамене профессор Алексей Александрович Федоров-Давыдов, помогая разобраться в сложной проблеме взаимодействия романтических и реалистических тенденций в русском искусстве начала XIX века.[1,стр 2] Так начинается книга Л.М. Амшинской о В.А. Тропинине. В памяти тогда возникли две известные картины, висевшие в Третьяковской галерее почти рядом. «Мальчик Челищев» О. Кипренского, как бы, замкнутый овальным обрамлением в собственном мире мечты и фантазии, с горячечным блеском в черных глазах, полный внутреннего душевного движения, отраженного и в контрастном сочетании красок на темном фоне — белой, ярко-красной и глубокой синей. И тут же почти монохромная, светло-золотистая «Голова сына» Василия Тропинина. Ребенок устремлен навстречу жизни и утреннему солнцу. Влажные глаза его обращены к чему-то занимательному за пределами холста, в беспорядке разметались белокурые волосы, трепещут нежно очерченные ноздри и губы. Все нараспашку, все раскрыто перед зрителем — сама естественность и простота. Не только живопись, но сам мотив наполняет сердце поэзией.[1, 2стр.] И как закономерность возникает вопрос, кто же Вы В.А. Тропинин? «Великолепная биография» Василия Андреевича Тропинина — замечательного русского художника, скромно доживавшего свой век в Замоскворечье, — была в то время известна лишь небольшому числу его друзей. В опубликованной тогда книге «Живопись и живописцы главнейших европейских школ», впервые включившей мастеров русской школы наряду с европейскими художниками, в статье о Тропинине лишь глухо упоминалось о «неблагоприятных обстоятельствах», заставивших его потерять «с лишком 20 лет художественной жизни для искусства» [1]. Доподлино известно, что Тропинин был крепостным художником графа Моркова. Есть много свидетельств современников, рисующих Москву 90-х годов XVIII века в разных аспектах. Из них мы можем узнать о Москве отставных вельмож или о Москве университетской, однако нет источника, представляющего Москву крепостных. Чтобы хоть отчасти восполнить этот пробел, воспользуемся более поздними записками писателя Ф. Д. Бобкова, бывшего крепостным . Он впервые приехал в Москву двенадцатилетним мальчиком. «В людской, — вспоминает писатель, — кликали меня Федькой. Мне это было очень неприятно. В деревне ко мне приходили из многих деревень с просьбой почитать и написать письма, угощали меня, ухаживали за мной, звали Федором Дмитриевичем… Я чувствовал, как давило мне горло и подступали слезы к глазам… Я был на посылках и, между прочим, покупал ежедневно „Московские ведомости“ и „Полицейский листок“, в котором читал рассказы». Далее Бобков комментирует объявления о продаже крепостных, среди которых многие были ему знакомы. Он передает беседы с лакеями и горничными, побывавшими за границей, где нет крепостного права, нет дворовых. В банях, этих своеобразных народных клубах, он обсуждал со своими собратьями положение крепостных. «…Долго меня волновали думы о воле… Господа между собой тихо и осторожно, чтобы прислуга не слышала, говорят по этому поводу…» — замечает крепостной литератор. Так же прислуживал за столом и грамотный Тропинин, так же видел и чувствовал он много больше, чем догадывались о том господа, так же образовывался, с одной стороны, на улице, в бане, в лавочке, а с другой — прислушиваясь невзначай к разговорам в гостиной. Однако была и существенная разница. Пятьдесят лет, отделявшие казачка Василия Тропинина, жившего в 1790-х годах, от мальчика на посылках Федора Бобкова, записки которого относятся к 40–60-м годам следующего столетия, изменили и самое понимание и отношение к крепостному состоянию. Во времена Тропинина шанс откупиться или получить свободу из рук господина был настолько мал, что казался просто нереальным. Возникает вопрос как В. А. Тропинин начал заниматься живописью? Если смотреть на первые рисунки Василия Андреевича, которые хранятся в Государственном Историческом музее, купленных в свое время А. П. Бахрушиным у наследников Тропинина, то в этих работах бросается в глаза подход к изображению прежде всего, с точки зрения сюжета и полное игнорирование стиля перерисовываемого произведения. Общие для всех рисунков приземистые пропорции фигур и несколько наивное стремление усилить и акцентировать выражения отдельных персонажей, изображая непомерно открытый рот, выпученные глаза, неестественно экспрессивные жесты, по-видимому, идут от лубочных картинок, которые, как мы знаем, были первыми оригиналами будущего художника. Итак, перед нами, по всей вероятности, работы семнадцати-двадцатилетнего Тропинина. И они позволяют утверждать, что Тропинин не имел какой-то исключительной одаренности, напротив — способности его были обычными, а художественный вкус не развит, так как среда, в которой он жил до середины 90-х годов, была далека от искусства. Вместе с тем при встрече с профессиональным мастером стремление стать художником проявилось в «кондитерском ученике» еще сильнее, чем прежде, и приобрело вполне конкретные формы. Мы не знаем, кто был первый учитель Тропинина. Крепостной или из иностранцев? Учился ли в Академии? Бывал ли за границей? Но тем не менее роль этого художника в жизни крепостного юноши была очень значительна. По всей вероятности, именно от него Тропинин узнал об Академии художеств и ее профессорах, с ним вместе, возможно, даже побывал, там в праздничный день на выставке. В Историческом музее среди рисунков Тропинина из так называемой «Бахрушинской папки» есть два листа, на которых рукой Тропинина обозначен 1798 год, в то время как ранее считалось, что он был определен в Академию только в следующем, 1799 году. Рисунки античных скульптур «Кентавр с амуром» и «Аполлон Бельведерский» свидетельствуют о серьезной работе под руководством знающих учителей. Это старательные ученические, но уже не дилетантские работы. Обе они выполнены с «оригиналов» — так назывались рисунки профессоров, служившие образцами для учащихся. Копируя их, начинающие художники постигали правила штриховки, учились передавать объем. Эти рисунки также еще ничем не предвещают большого художника. Они свидетельствуют лишь о добросовестном, старательном трудолюбии, аккуратной точности в следовании «оригиналу» Успешные занятия рисованием в Академии, очевидно, послужили основанием для новой просьбы об определении Тропинина учиться живописи, увенчавшейся на этот раз успехом.[1, стр 12] Время, проведенное Тропининым в Академии художеств, была ее «золотым веком». В. И. Баженова, после краткого пребывания на посту вице-президента, сменил П. П. Чекалевский, человек необычайной душевной чистоты. Вслед за ним наступила блестящая пора президентства графа Строганова — искреннего и великодушного покровителя русских художников. В стенах Академии росли и воспитывались тогда будущие декабристы братья Бестужевы. Среди товарищей Тропинина были Орест Кипренский и Сильвестр Феодосиевич Щедрин.[1, стр 15] Несколько в стороне от Академии, опережая официальное искусство, развивалась русская портретная живопись. К тому времени она уже обладала шедеврами Дмитрия Григорьевича Левицкого и Владимира Лукича Боровиковского.Тропинин был определен в Академию «посторонним» учеником к Щукину — третьему великолепному портретисту того времени, у которого и поселился жить, очевидно в его академической квартире. Как утверждает Амшинская: «Скоро он стал получать первые «номера» и медали за рисунки с оригиналов, хотя бесконечно далеко было ему до своего сверстника — превосходного рисовальщика Кипренского, воспитывавшегося в Академии пятилетнего возраста». Нов исполненном рисунке «Дионис с козленком» ощущается мягкая лиричность, живописная передача объема с помощью светотени — признаки, которые затем станут характерными для графики Тропинина. Легко представить себе атмосферу в мастерской Угрюмова, доброта и приветливость которого была особенно притягательна по сравнению с суховатой желчностью Щукина. Притягательны были и рассказы Григория Ивановича об Италии, о любимом им Веронезе, картины которого он там копировал. Но....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: