- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Отграничение дачи взятки от смежных составов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005536 |
Тема: | Отграничение дачи взятки от смежных составов |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт гуманитарного и социально-экономического образования Кафедра права К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ: Заведующая кафедрой права ___________А.А. Воронина «____»____________2017 г. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДАЧИ ВЗЯТКИ Дипломная работа по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность» профилизации «Правозащитная деятельность» Идентификационный код ДР: 307 Исполнитель: студент группы ПВД-412 Ю.Ф. Вострецова (подпись) Руководитель: канд. юрид. наук, доцент А.А. Воронина (подпись) Нормоконтролер: ст. преподаватель К.А. Игишев (подпись) Екатеринбург 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 1. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДАЧИ ВЗЯТКИ 7 1.1. Объект и объективная сторона состава преступления 7 1.2. Субъект и субъективная сторона состава преступления 12 2. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ДАЧИ ВЗЯТКИ 15 2.1. Квалифицированный и особо квалифицированные составы дачи взятки 15 2.2. Отграничение дачи взятки от смежных составов 22 АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 27 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51 ВВЕДЕНИЕ В современной России дача взятки является очень распространенным преступлением в силу того, что лица, преследующие определенные цели, зачастую незаконные, прибегают к помощи должностных лиц, имеющих возможность повлиять на их достижение. По своему характеру, данная «помощь», выражающаяся в незаконном вмешательстве должностных лиц, имеет свой платежный эквивалент, которым, по действующему законодательству, являются не только денежные средства, но и услуги, которые взяткодатели могут оказать для коррумпированных чиновников и сотрудников государственной системы. Проблема роста коррупционных преступлений кроется в низком уровне правовой культуры населения. Для большинства граждан нашей страны выражение благодарности должностному лицу за оказание какой-либо помощи в виде передачи материальных ценностей считается нормальным явлением, что говорит о недостаточной осведомленности в правовых аспектах. Такие действия ставят под угрозу не только социальную безопасность, но и безопасность государства в целом. Взятка является некой кислотой, которая разъедает правовое поле, оставляя за собой язву в государственной системе, накладывая тем самым негативный отпечаток на всю область государственной службы, что дает основание полагать, что все законы и правила можно обойти, если имеется возможность задобрить «нужных людей». В конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века, огромное значение для установления аморального по отношению к закону и праву менталитета придал процесс распада СССР, сопровождающийся внутригосударственными конфликтами и ростом организованной преступности. В те годы вертикаль государственной власти дала трещину, что было использовано в корыстных целях не только организованной преступностью, но и рядовыми обывателями для извлечения собственной прибыли и приобретение какой-либо выгоды. В XX веке тема взяточничества нашла свое отражения в творчестве многих писателей, например, А.С. Солженицын считал, что государственная служба осыпает расположение высших лиц и денег, которые они получают сверх жалования. Согласно данным судебной статистики, приведенным на сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ рост числа осужденных по ст. 291 УК РФ составил в 2012 г. – 107, 2013 г. – 767, 2014 г. – 4700, 2015 г. – 5216, 2016 г. – 3576. С 2012 по 2015 гг. наблюдается рост числа лиц, привлеченных к ответственности, но с ужесточением уголовной ответственности в 2016 году резко сократилось количество осужденных лиц. Безусловно, что снижение произошло также и по причине большой антикоррупционной работы правоохранительных органов. Таким образом, освещение дачи взятки и проблем ее квалификации играет огромную роль в формировании правовой культуры граждан. Объектом работы являются уголовно-правовые отношения, возникающие по поводу дачи взятки как посягательство на нормальную и законную деятельность органов власти. Предметом исследования являются правовые нормы рассматриваемых отношений и практика их применения. Целью работы является правовой анализ дачи взятки, предложение путей решения выявленных в ходе исследования проблем. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть состав дачи взятки, определив его объективные и субъективные признаки; выявить и охарактеризовать квалифицированные и особо квалифицированный составы рассматриваемого деяния; сравнить дачу взятки со смежными видами преступлений, проведя их анализ; выявить основные пробелы в законодательстве, предложить варианты решения выявленных проблем. Теоретическая основа исследования представлена трудами А.И. Чучаева, Ю.В. Косицыной, П.С. Яни, С.В. Изосимова, П.Ю. Яковлева, А.Н. Гуева, М.А. Любавиной, О.С. Капитоновой и других. Методологическую основу исследования составили следующие методы: метод правового анализа, метод обобщений, формально-логический. Нормативная основа включает в себя Конституцию РФ, Уголовный кодекс (далее по тексту – УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс (далее по тексту – УПК РФ), Гражданский кодекс (далее по тексту – ГК РФ). В процессе исследования были использованы Постановления Пленума Верховного суда РФ от 09 июля 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве» ( далее – Постановление Пленума №24) и Постановление Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее – Постановление Пленума №19). Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, анализа правоприменительной практики, методической разработки, заключения и списка использованных источников. 1. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДАЧИ ВЗЯТКИ 1.1. Объект и объективная сторона состава преступления Для того чтобы проанализировать состав рассматриваемого преступления необходимо определиться непосредственно с определением взятки. Согласно толковому словарю «взятка» означает срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его за незаконное дело. В юридическом смысле взятка представляет собой различного рода выгоды материального характера, получаемые должностным лицом за выполнение или невыполнение в интересах дающего или представляемых им лиц каких-либо действий (бездействия), если такое деяние входит в служебные полномочия субъекта либо он в силу должностного положения может способствовать таким деяниям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Из приведенного определения делаем вывод, что дача взятки подразумевает ее передачу должностному лицу за совершение определенных действий в пользу взяткодателя, либо воздержание от них. Стоит отметить, что взяткой может являться материальная ценность в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав, взяткой могут выступать различные вещи, которые имеют материальное выражение, например, товары потребительского назначения, драгоценности и иные движимые и недвижимые вещи. Таким образом, предметом дачи взятки является незаконное вознаграждение, имеющее материальный характер. Постановление Пленума №24 разъясняет, что под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается «предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами». Доход чиновника и потери общества от взяток целиком зависят от предельно допустимого для взяткодателя размера взятки, который, в свою очередь, определяется психологическими, правовыми, морально-этическими, экономическими и иными принципами. Стоимостное выражение взятки или ее качество не имеет значения, то есть это говорит о том, что низшего предела размера взятки не установлено российским уголовным законодательством. Главным является сам наличествующий факт незаконного обогащения должностного лица путем получения имущества от взяткодателя, либо безвозмездно оказанной услуги. Данный вид преступление считается оконченным в тот момент, когда должностное лицо получило взятку, даже если передана была ее часть - это может быть непосредственная передача денежных средств в руки, перечисление на банковский счет, безвозмездное отчуждение имущества в пользу взяткополучателя. Состав дачи взятки является формальным. Дача взятки признается оконченным преступлением, когда хотя бы ее часть не просто была передана должностному лицу, но и принята им. Поэтому предложение должностному лицу материальных ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их родственникам и посреднику во взяточничестве со стороны должностного лица, если за этим не последует принятие последним взятки, следует квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки (ч.3 ст.30 и ст.291 УК РФ). Объектом преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, принято считать общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих функции государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности. Для правильной уголовно-правовой характеристики рассматриваемого вида преступления большое значение имеет точное определение рамок объективной стороны дачи взятки. Они позволяют выявить степень исполнения преступления, то есть имеет ли место оконченное преступление, либо начало его исполнения можно классифицировать как покушение на совершения преступления, в случае прерывания его выполнения. Лицо, совершающее попытку дачи взятки в таком случае будет являться исполнителем. Формальный состав подразумевает, что наступление общественно опасных последствий не является обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления. В п. 2 Постановление Пленума №24 объективная сторона выражается в передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию); в) за общее покровительство или попустительство по службе; г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия). Исходя из данных положений Пленума, становится понятно, что взятка может быть передана только должностному лицу. Это утверждение настолько очевидно, что до недавнего времени не требовало не только доказывания, но и просто упоминания, в том числе в документах Пленума. Определение должностного лица дано в Постановлении Пленума № 19 в соответствии с п. 1 прим. к ст. 285 УК РФ, должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Кроме этого, выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями, следователи СКР, руководители следственных органов СКР. При анализе данной нормы становится понятно, что если получатель взятки не является должностным лицом, не наделен распорядительными полномочиями, то и передача ему ценностей или оказание услуг не будет являться основанием для привлечения к ответственности лица, передающего имущество или оказывающее услуги. 1.2. Субъект и субъективная сторона состава преступления При характеристике состава любого общественно-опасного деяния важное значение имеет определение самого виновного лица, то есть субъекта преступления. В соответствии со ст. 20 УК РФ ответственность за совершения деяния, предусмотренного ст. 291 УК РФ наступает с 16 лет. Несмотря на расположение ст. 291 УК РФ в главе 30 УК РФ (Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления), субъектами рассматриваемого преступления может быть, как должностные лица, так и физические лица, включая тех, что осуществляют предпринимательскую деятельность. Чаще всего взяткодателем выступает именно физическое лицо. В соответствии с Постановлением Пленума № 24 должностное лицо является субъектом дачи взятки в случае, если оно предложило своему подчиненному для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу. В этом случае должностное лицо, побудившее произвести указанные действия несет ответственность как исполнитель преступления и его действия квалифицируются по соответствующей части ст. 291 УК РФ. Работник же, выполнившие его поручение привлекается в качестве соучастника дачи взятки. В российском уголовном праве при рассмотрении общественно-опасного деяния выявляются две стороны: внешняя (объективная) и внутренняя – субъективная сторона преступления. Ее выявление и установление характеризующих признаков прямо вменяются законодателем в обязанности правоохранительных органов, так как влияет на размер наказания. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 73 УПК РФ «при производстве по уголовному делу доказыванию подлежат виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы». В п. 3 ч. 1 ст. 220 УПК РФ установлено, что в обвинительном заключении должны обязательно указываться мотивы и цели преступления, а также иные обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. Из приведенных норм, установленных действующим уголовно-процессуальным законодательством можно сделать вывод о том, что при производстве расследования уголовного дела огромное значение имеет установление и раскрытие обстоятельств, смягчающих наказание (эмоциональное состояние обвиняемого, его чувства) и иные субъективные факторы. Основываясь на том, что состав рассматриваемого преступления носит формальный характер, о чем уже упоминалось ранее, становится ясно, что дача взятки совершается лишь с прямым умыслом. Это подтверждается при анализе большого числа источников по исследуемой проблеме, но все-таки имеет место и отличное от данной позиции мнение. Например, кандидат юридических наук, автор постатейного комментария к УК РФ А.Н Гуев, при характеристике субъективной стороны дачи взятки усматривает наличие не только прямого, но и косвенного умысла совершения преступления. Такое понимание рассматриваемого вопроса противоречит не только рекомендациям, установленным в Постановлении Пленума №24, но и здравому смыслу, ведь невозможно подкупая должностное лицо не осознавать наступления общественно опасных последствий. Напротив, взяткодатель преследует вполне конкретные цели, а именно, чтобы должностное лицо вопреки закону и интересам службы совершило в их пользу какие-либо действия или наоборот, воздержалось от их совершения, несмотря на вменяемою действующим законодательством обязанностью совершения таковых. Отсутствие же самого состава преступления возможно лишь в двух случаях: если дающий взятку полагал, что должностное лицо имеет право на получения данной имущественной выгоды или оказания безвозмездно оказанной услуги, а также передача имущества без цели получения какой-либо выгоды. 2. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ДАЧИ ВЗЯТКИ 2.1. Квалифицированный и особо квалифицированные составы дачи взятки При квалификации дачи взятки не учитывается в какой форме после получения предмета взятки будет поведение должностного лица, то есть будет ли взяткополучатель для обеспечения договоренности со взяткодателем совершать какие-либо конкретные действия, используя должностное положение, будет ли должностное лицо оказывать покровительство, либо бездействовать, что выражается в попустительском отношении к вмененным ему должностным полномочиям, чем и выполнит условия преступной договоренности. Несмотря на это, в процессуальных документах для правильной квалификации действий субъекта дачи взятки должно быть отражено какое поведение от должностного лица он ожидал в результате получения им незаконного вознаграждения. Российским уголовным законодательством установлена дифференциация наказания за совершенное преступление, которая производится на основании наличия отягчающих (квалифицирующих) признаков состава деяния. Квалифицирующим составом преступления является состав, дополненный отягчающими признаками, которые свидетельствуют о большой общественной опасности деяния и влекущими более строгое наказание, по сравнению с той санкцией, которая установлена законодателем за совершение общественно-опасного деяния, образующего основной состав. Согласно разъяснению Пленума ВС РФ №24 квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность взяточничества или коммерческого подкупа (вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, получение взятки в значительном, крупном или особо крупном размере и др.), следует учитывать при юридической оценке действий соучастников соответствующих преступлений, если эти обстоятельства охватывались их умыслом. Стоит отметить, что с точки зрения коррупции остается не разрешенным вопрос о должностном покровительстве и попустительстве как возможности получения взятки, это происходит в связи с тем, что правоохранительные органы не рассматривают данную форму получения прибыли как преступную, в связи с тем, что она не связана с непосредственным получением взятки. Квалифицирующими признаками дачи взятки, предусмотренными ч.2 ст.291 УК РФ, является дача взятки в значительном размере, согласно ч.3 ст.291 УК РФ отягчающим обстоятельством является дача взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействие). Рассмотрим отягчающее обстоятельство, выражающееся в даче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере. Прежде чем выявить особенности данного квалифицированного состава необходимо определить какой размер взятки считается значительным. Как уже было отмечено ранее, законодателем не установлен минимальный размер взятки, за передачу которого предусмотрена уголовная ответственность. Если предметом совершения преступления выступают денежные средства, то любая денежная сумму будет выступать основанием для привлечения к уголовной ответственности субъекта деяния. В случае если предметом взятки выступают материальные блага и ценности, то для определения денежного эквивалента ее размера, при передаче которой наступает уголовная ответственность необходимо обратиться к ст. 575 ГК РФ согласно которой запрещается дарение должностным лицам, за исключением обычных подарков стоимостью менее трех тысяч рублей. Проанализировав приведенные нормы, становится понятно, что размер взятки для привлечения к уголовной ответственности субъекта деяния различен и зависит от формы его предмета. Значительным размером является денежная сумма, превышающая двадцать пять тысяч рублей. Сложностей с классификацией рассмотренного состава преступления не возникает ни при совершении оперативно-розыскных мероприятий, ни при предъявлении обвинения виновному лицу, так как от основного состава, регламентированного ч.1 ст. 291 УК РФ его отличает только размер. При даче взятки более 25 тыс. санкция ч.2 ст. 291 УК РФ предусматривает более строгие виды наказания. Квалифицированный состав, предусмотренный ч.3 ст. 291 УК РФ необходимо рассмотреть более подробно, так как сама формулировка подразумевает ужесточение наказания в связи с тем, что предмет взятки (денежные средства, имущество и оказание услуг) служит для обеспечения заведомо незаконных действий (бездействие). Для того, чтобы квалифицировать деяние лица именно по анализируемой части ст. 291 УК РФ необходимо установить, что взяткодатель осознавал склонение должностного лица к осуществлению именно незаконных действий (бездействие). Разумеется, возникает вопрос о том, что не каждый взяткодатель обладает юридическими знаниями и не может знать какие нормы действующего законодательства будут нарушены должностным лицом для осуществления преступной договоренности. Но согласно судебной практике, рассмотренной далее становится понятно, что для назначения наказания по данному квалифицирующему составу достаточно доказать сам факт осознания взяткодателем, что должностным лицом будут осуществлены запрещенные законом действия. При этом стоит отметить, что в случае совершения должностным лицом незаконных действий, то есть преступления, взяткодатель несет ответственность не только по ч. 3 ст. 291 УК РФ, но и за соучастие (подстрекательство) в совершении должностным лицом того или иного преступления. В случае если виновный не знает, каким образом будет осуществляться договоренность взяткополучателем, то классификация дачи взятки по данному признаку исключается и наказание назначается в соответствии с ч.1 ст.291 УК РФ. Следующим квалифицирующим составом дачи взятки в соответствии с ч.4 ст.291 УК РФ является деяние, предусмотренное ч.1-3 ст.291 УК РФ, если оно совершено: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере. Охарактеризуем дачу взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Лицо может быть привлечено к ответственности по данному составу преступления в случае, если денежные средства, либо иной предмет взятки был передан по предварительной договоренности двух и более лиц, которые договорились о совместном совершении общественно-опасного деяния и желали наступления последствий. Действия других лиц, входящих в группу помимо исполнителей, могут быть квалифицированы как действия пособников, подстрекателей посредничества во взяточничестве (со ссылкой на ст.33 УК РФ). При выявлении данного отягчающего признака для назначения наказания виновного лица неважно, какая часть взятки, либо ее материальный эквивалент были переданы каждым из этих лиц, также лицо, которое осуществляло фактическую передачу взятки не может быть единолично привлечено к ответственности. В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Согласно данной статье преступление, совершенное организованной группой, является видом группового преступления. Организованная группа отличается следующими признаками: 1) численностью (не менее двух человек); 2) устойчивостью; 3) целью объединения. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК. Отягчающее обстоятельство, предусмотренное п “б” ч.4 ст.291 УК РФ, то есть дача взятки в крупном размере имеет место в случае, если сумма незаконного вознаграждения, передаваемого должностному лицу превышает 150 тысяч рублей. Размер исчисляется в денежном выражении. Поэтому стоимость предмета взятки определяется на основании цен на товары, расценок или тарифов за услуги, валютного курса (если взятка давалась в иностранной валюте), существовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии - на основании заключения экспертов. При анализе квалифицирующего состава, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи, было сделано указание, что значительный размер взятки составляет 25 тыс. руб., то есть разница с крупным размером в 6 раз. Соответственно законодательно установлена и более строгая мера ответственности за совершение преступления. Таким образом, рассмотрев все квалифицированные составы дачи взятки можно сделать вывод о том, что законодателем досконально проработаны все варианты общественно-опасного поведения виновного лица, его квалифицирующих признаков и предусмотрена соответствующая деянию мера наказания. Но сложности все же возникают. К числу достаточно распространенных ошибок, допускаемых при квалификации рассматриваемых преступлений, относятся ошибки, связанные с неправильным установлением момента их окончания. Например, в деятельности правоприменительных органов возникают сложности, связанные с квалификацией дачи взятки в значительном, крупном и особо крупном размерах, когда взятка передается частями, и, по не зависящим от взяткодателя причинам, ему удается передать лишь часть такой взятки, размер которой не превышает 25 тыс., 150 тыс. руб. или 1 млн руб. При этом возникает довольно интересная ситуация. С одной стороны, взяткодателю не удалось дать взятку в значительном, крупном или особо крупном размерах по причинам, не зависящим от него, что дает основание для квалификации содеянного как покушения на дачу взятки в значительном, крупном или особо крупном размерах. С другой стороны, если исходить из смысла закона, то дачу взятки как состав преступления следует считать оконченной с момента принятия хотя бы части предмета взятки должностным лицом. В связи с этим было дано разъяснение Верховным Судом РФ в Постановлении №24, согласно которому «если взяткодатель намеревался передать, а должностное лицо – получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере». Особо квалифицированный состав дачи взятки в уголовном законодательстве предусмотрен только один - это совершение деяния, предусмотренного ч.1-4 ст.291 УК РФ в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.). Естественно, что при такой значительной сумме взятки и наказание законодателем предусмотрено соответствующее. Проанализируем возможность освобождения субъекта дачи взятки от уголовной ответственности. В соответствии с примечанием к ст.291 УК РФ “лицо, давшее взятку освобождается от уголовной ответственности в полном объеме в случае, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки”. Активное способствование может выражаться в том, что виновное лицо предоставляет вещественные доказательства, изобличающие других соучастников преступления и совершает иные действия, направленные на помощь правоохранительным органам в организации раскрытия и расследования совершенного деяния. Хотелось бы отметить, что государственные и муниципальные служащие обязаны сообщать о фактах склонения их к совершению коррупционных преступлений. Термин «сообщение» о преступлении (например, дачи взятки) может быть в письменной или устной форме. При этом информирование виновным о совершении указанного преступления должно быть адресовано органам, имеющим право возбудить уголовное дело. Сообщение должно быть сделано лицом по собственному желанию, не вынуждено, при этом важно, чтобы взяткодатель осознавал, что о данной взятке органам власти еще не известно. При указанном условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента дачи взятки, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о даче взятки должно быть признано добровольным и повлечь освобождение взяткодателя от уголовной ответственности и в тех случаях, когда взяткодатель сообщил о преступлении, поскольку должностное лицо, получившее взятку не выполнило обещанного. При этом, конечно, взяткодатель должен считать, что органы власти информацией о преступлении не располагают. Сообщение о даче взятки может быть устным или письменным и может быть сделано органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Таким образом, мы видим, что лицо может быть освобождено от назначения наказания в случаях, предусмотренных законодателем. Но стоит отметить, что освобождение от ответственности взяткодателя не может повлечь за собой признания его потерпевшим, так как в его действиях содержится состав преступления, поэтому исключается возможность возмещения ему ценностей, которые выступали предметом взятки. 2.2. Отграничение дачи взятки от смежных составов В уголовном законодательстве составы преступлений имеют общие признаки, такие как причинная связь, субъект преступления, виновное поведение, которое может выражаться в действии или бездействии, форма вины, заключающиеся в умысле, либо неосторожности. Различие в составах преступления составляет объект преступления. По этой причине для правильной уголовно-правовой оценки дачи взятки необходимо отграничивать ее от иных деяний. Смежный состав преступления представляет собой нормы Особенной части УК РФ, которые не являются конкурирующими, но одна из которых в качестве признака соответствующего преступления содержит отсутствие признаков смежного состава деяния. Классифицируются смежные составы по объекту, по субъекту, по объективной стороне (наиболее распространенное) и разграничение по субъективной стороне. По вышеуказанным признакам смежными составами дачи взятки являются: коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ) и ст.184 УК РФ. Коммерческий подкуп – это деяние, заключающееся в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). Рассмотрим сначала признаки, отличающие дачу взятки от коммерческого подкупа. Первый признак – объединение в себе двух различных составов преступления (коммерческий подкуп содержит как незаконную передачу, так и незаконное получение) тогда как дача взятки предусматривает только передачу незаконного вознаграждения. Исходя из сопоставления коммерческого подкупа и рассмотренного нами в 1 главе определения дачи взятки видим, что еще одним признаком, по которому дача взятки и коммерческий подкуп разнятся – это объект преступления. Объектом коммерческого подкупа являются общественные отношения, связанные с деятельностью аппарата коммерческих и иных организаций, а объектом при даче взятки выступают общественные отношения, которые напрямую связаны с деятельностью публичного аппарата власти и управления. Таким образом, дача взятки может осуществляться только должностному лицу, а коммерческий подкуп возможен лишь в отношении лица, наделенного управленческими функциями в коммерческой, либо иной организации, например, подкуп руководителя отделения банка для выдачи кредита под заниженный процент, если такое кредитное предложение доступно только сотрудникам банковской организации. Отличительной особенностью подкупа является то, что передан он может быть только до совершения определённых действий лицом, наделенным управленческими функциями в коммерческой, либо иной организации. Теперь рассмотрим схожие классифицирующие признаки преступлений, которые позволяют определить смежность составов. Во-первых, предмет рассматриваемых общественно-опасных деяний един, то есть включает в себя различные материальные ценности (деньги, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество), а также оказание различного рода услуг. Во-вторых, субъектом ответственности за дачу взятки и незаконную передачу предмета коммерческого подкупа является вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. При этом стоит отметить, что по второму составу коммерческого подкупа – незаконное получение лицом незаконного вознаграждения к уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, обладающее статусом специального субъекта (лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях). Следующим смежным составом, по нашему мнению, является состав преступления, предусмотренного ст.184 УК РФ - оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерч....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: