- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Отдельные аспекты законодательного регулирования деятельности транспортной экспедиции.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015962 |
Тема: | Отдельные аспекты законодательного регулирования деятельности транспортной экспедиции. |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Отдельные аспекты законодательного регулирования деятельности транспортной экспедиции 1.1 Правоваяприрода транспортной экспедиции…………………. 1.2 Общая характеристика договора транспортной экспедиции..... 1.3 Соотношение договора транспортной экспедиции с иными видами договоров………………………………………………………………………….. 2. Содержание и исполнение договора транспортной экспедиции……………………………………………………………………….. 2.1. Существенные условия заключения договора транспортной экспедиции………………………………………………………………………. 2.2 Права и обязанности субъектов договора транспортной экспедиции…………………………………………………………………………. 2.3Ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств………………………………………………………………………. 3. Проблемные вопросы судебной практики и эффективности законодательства в области регулирования договора транспортной экспедиции 3.1. Наиболее типичные споры, возникающие в связи с исполнением договора транспортной экспедиции 3.2. Пути совершенствования законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ А. Название приложения ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследованияопределяется, прежде всего, тем, что в России для развития современных экономических отношений, наблюдался недостаток или слабая разработка определенных юридических обоснований той или иной экономической деятельности. В настоящее время ситуация относительно стабилизировалась, так как усовершенствовались юридические нормы регулирования предпринимательской, в частности, торговой деятельности. Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности. В настоящее время все актуальнее становится вопрос о правовом регулировании транспортно-экспедиционной деятельности. Это обусловлено различными факторами. С одной стороны, увеличение товарооборота между предприятиями и организациями как внутри страны, так и за ее пределами, удлинения логистических цепочек доставки товаров, что требует специальных знаний от грузоотправителя. В то же время, влечет увеличение транспортных расходов. С другой стороны клиент, заключая договор транспортной экспедиции, получает возможность привлечь к участию в процессе доставки груза специалиста в области транспортного дела - экспедиторскую организацию(от лат. expeditio - отправление), которая не только осуществит выбор оптимального способа и маршрута доставки груза, но и избавит клиента от необходимости совершения иных несвойственных ему транспортных забот. Транспортно-экспедиционная деятельность является неотъемлемым элементом эффективного осуществления перевозок грузов не только для клиента, оптимизируя его финансовые, трудовые и иные затраты, но и для организаций, непосредственно осуществляющих перевозку груза, консолидация которого, своевременная подача для отправки и иные действия позволяют организациям-перевозчикам рационально использовать имеющиеся у них перевозочные мощности. Договор экспедиции представляет собой такую разновидность гражданско-правового договора, без которого развитие современного транспортного сектора экономики является невозможным. Экспедиторы занимают ведущее место в современном грузообороте, так как оказывают содействие грузоотправителям и грузополучателям при осуществлении перевозок товаров. При реализации своей деятельности основная их задача - обеспечить или организовать отправку груза. Именно данная обязанность является ключевой для рассматриваемых правоотношений и требует более детального изучения для более эффективного функционирования транспортно-экспедиционных компаний. Транспортные услуги - это не простая доставка груза из пункта «А» в пункт «Б», а целый комплекс операций, цель которых - обеспечить качественную перевозку по самой экономичной, безопасной и быстрой схеме. Среди этих операций экспедирование груза считается одной из самых сложных и ответственных, поскольку перевозчик на время транспортировки груза фактически принимает на себя функции его владельца.Важно понимать, что договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование в действующем законодательстве и незнание существа регулирования экспедиторских услуг может привести к значительному убытку для клиента экспедитора. Правильно составленный договор транспортной экспедиции поможет распределить не только ответственность между экспедитором и его клиентами, но и защитить интересы обоих сторон. Отмеченное выше, обусловливает актуальность темы исследования в связи с научным осмыслением договора транспортной экспедиции, его практическая значимость, как одного из важнейших договоров в системе гражданского права. Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере применения и заключения договора транспортной экспедиции. Предмет исследования составляют гражданско-правовые нормы, регулирующие правоотношения, связанные с договором транспортной экспедиции, а также соответствующая правоприменительная практика. Целью данной дипломной работы является комплексный анализ правового регулирования договора транспортной экспедиции. В связи с заданной целью ставятся следующие задачи: -изучить правовые основы транспортно-экспедиционной деятельности; - определить понятие и предмет договора транспортной экспедиции; -рассмотреть соотношение договора транспортной экспедиции с отдельными видами договорных обязательств; - раскрыть содержание договора транспортной экспедиции; - исследовать существенные условия договора транспортной экспедиции; -рассмотреть и сравнить права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции; -изучить транспортно-экспедиционные документы; -охарактеризовать ответственность сторон договора транспортной экспедиции. Методологическую основусоставили современные научные методы познания, такие как общенаучные, частнонаучные и собственно юридические методы исследования, например, формальный, метод толкования, сравнительно-правовой и др. Основное внимание уделено анализу, обобщению и осмыслению действующего законодательства. Нормативно-правовую базу составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, регулирующее транспортно-экспедиционную деятельность (Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства, другие нормативные правовые акты), а также практика его применения. Теоретической основной настоящего исследованияявляются труды таких авторов, какМ.И Брагинского,В.В.Витрянского, Б.М. Гонгало, В.А.Егиазарова,К. И.Плужникова, Е.С. Лукашенко, А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, Е.А. Суханова и другие, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена вышеуказанной целью и задачами. Работа состоит из введения, трех разделов и восьми подразделов, заключения и списка используемых источников. 1. Отдельные аспекты законодательного регулирования деятельности транспортной экспедиции 1.1 Правовая природа транспортной экспедиции Транспортно-экспедиционная деятельность - это деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю. Главной задачей является поиск наиболее эффективного для заказчика варианта доставки груза на одном или нескольких видах транспорта. При отсутствии специальных транспортных операций, перевозочные процессы могут стать невозможными или неэффективными. Самостоятельная гражданско-правовая конструкция обязательства транспортной экспедиции предполагает целый комплекс мероприятий, необходимых для реализации целей участников договора. Правовое регулирование транспортной экспедиции в России осуществляется в соответствии с гл. 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ1 (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»2 (далее - Федеральный закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее - Правила транспортно-экспедиционной деятельности)3. А также, безусловно, к отношениям экспедитора и клиента применяется Закон о защите прав потребителей4. Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются также транспортными уставами и кодексами. Рассмотрим подробнее данные виды документов, регулирующие деятельность транспортной экспедиции. Глава 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция» состоит из шести статей (801-806) и содержит самые основные положения. В статье 801 дано определение договора транспортного экспедирования. По данному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов. Сюда входит организация перевозок, заключении от имени клиента или от своего имени договора перевозки, получении необходимых для экспорта или импорта документов, выполнении таможенных или иных формальностей, проверка состояния и количества груза, хранения груза и пр. Выполнение договора транспортной экспедиции определяется не только договором, но и федеральным законом №87-ФЗ. Закон определяет и регулирует правила транспортно-экспедиционной деятельности как экспедиционные услуги и включает в них: -порядок оказания услуг по организации перевозок грузов; -порядок оформления перевозочных документов; -порядок оформления документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. В законе в обобщенном виде указано легальное определение транспортно-экспедиционной деятельности. Транспортно-экспедиционная деятельность - это порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. В отличие от ГК РФ не конкретизирует данный вид предпринимательской деятельности и не содержит перечень видов экспедиторских услуг. Согласно ГОСТ Р 52298-20045экспедиторские услуги, оказываемые клиенту экспедитором, подразделяют на: - участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров; - оформление документов, прием и выдачу грузов; - участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров; - оформление документов, прием и выдачу грузов; - завоз-вывоз грузов; - погрузочно-разгрузочные и складские услуги; - информационные услуги; - подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств; - страхование грузов; - платежно-финансовые услуги; - таможенное оформление грузов и транспортных средств; - экспедиторское сопровождение; - прочие транспортно-экспедиторские услуги. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»6 относит ГОСТы к нормативно-техническим документам, которые подлежат применению (п. 2 ст. 15 Закона). Экспедиционная деятельность имеет элементы посреднических услуг. Минфин России в письме от 16 октября 2000 г. № 04–02–05/2 в Классификаторе ОКВЭД (ч. IV, разд. I, подгруппа 633) лишь отдельные операции (по таможенной очистке грузов, фрахту грузового места на судне или в самолете, фрахту судов и т. п.), выполняемые транспортно-экспедиторскими организациями, относит к посреднической деятельности7. Что же касается Правил транспортно-экспедиционной деятельности, то главной целью принятия таких правил было утверждение унифицированных форм транспортно-экспедиционных документов. До принятия соответствующих Правил, регулирование транспортной экспедиции осуществлялось только нормами ГК РФ и Федерального закона № 87-ФЗ. В Правилах четко прописана нормативная база, регулирующая деятельность транспортной экспедиции. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются ГК РФ, Федеральным законом№ 87-ФЗ, настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции (п. 2 Правил). Несмотря на то что п. 1 Правил определяет их содержание указанием на порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг, фактически такой порядок не раскрывается. Более того, специфика экспедиционных услуг не позволяет говорить о их качестве в обычном значении этого слова. Утверждаемые Правительством РФ нормативные правовые акты являются обязательными для исполнения. В данном случае это обстоятельство приводит к противоречию с Федеральным законом «О техническом регулировании», который не допускает установления на услуги обязательных требований к их качеству. Из выше сказанного, можно сделать вывод, что Федеральный закон № 87-ФЗ – это акт гражданского законодательства, поскольку принят на основании норм ГК РФ. Поэтому его положения не должны противоречить Кодексу. Основная регулятивная цель Закона - развить и дополнить положения норм гражданского законодательства о транспортной экспедиции. Таким образом, суть регулирования обязательств из транспортной экспедиции сводится к следующему: стороны применяют обязательные (императивные) нормы законодательства к условиям договора. Все, что выходит за «рамками» нормативных актов, определяется сторонами самостоятельно. 1.2 Общая характеристика договора транспортной экспедиции Договор транспортной экспедиции имеет огромное значение не только для регулирования отношений, складывающихся на рынке транспортных услуг, но и для развития экономики страны в целом. Отметим, что договор транспортной экспедиции относится к группе договоров на оказание услуг. В нашем случае, услуга - это действие, не имеющее овеществленного результата, в частности, будет отправка или получение груза, доставка груза получателю. Кроме того, в транспортно-экспедиторской деятельности проявляются и такие свойства услуги, как трудность ее обособления и неотделимость от источника, синхронность ее оказания и получения. Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договорных обязательств, предусмотренным гл. 41 ГК РФ. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции помимо норм ГК РФ осуществляется нормами Федерального закона № 87- ФЗ, Правилами транспортно-экспедиционной деятельности и другими нормативными актами. В соответствии с легальным определением данного договора, содержащимся в п.1 ст. 801 ГК РФ под договором транспортной экспедиции понимается такой договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Согласно п. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, договор транспортной экспедиции – гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги. Исходя из этого, можно сказать, что предметом договора транспортной экспедиции являются исключительно услуги, связанные с перевозкой, кроме самой перевозки, что отличает этот договор от схожих с ним и объясняет его самостоятельное место в системе обязательств. С точки зрения общей характеристики любого гражданско-правового договора договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным. Консенсуальный характер договора выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов. Следовательно, обязательства возникают в силу самого факта подписания такого договора между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы послужить признаком реального договора. Даже в том случае, когда момент заключения договора и передачи груза экспедитору совпадают, это совпадение не превращает договор экспедиции в реальный договор, так как договор считается заключенным и при отсутствии фактического принятия груза экспедитором. Передача груза выступает лишь основанием для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза8. В.В. Витрянский высказывает свое мнение о том, что консенсуальный характер выражается в обязанности экспедитора за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. С доводами В.В. Витрянского, соглашается и В.А. Егиазаров, делая выводы о консенсуальном характере договора: «его консенсуальный характер заключается в том, что он признается заключенным в момент достижения соглашения между экспедитором и клиентом, а действия по сдаче и отправке, получению и принятию груза, а также расчеты между сторонами совершаются во исполнение уже возникшего обязательства»9. Дискуссионным является вопрос о том, относится ли договор к числу публичных договоров. Ни глава 41 ГК РФ, ни Федеральный закон № 87- ФЗ не содержат нормы, прямо указывающие на публичный характер договора. Но мнения многих авторов расходятся. Например, Б.М. Гонгало квалифицирует договор транспортной экспедиции в качестве публичного договора, ссылаясь на субъективный состав данного договорного правоотношения: «одной из сторон которого всегда является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг клиентам – физическим и юридическим лицам для удовлетворения различных, как связанных, так и не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, потребностей последних»10. Аналогично, Г.П. Савичев указывает на публичный характер договора, мотивируя это тем, что «речь идет об экспедиционных услугах, оказываемых профессиональными коммерческими экспедиционными конторами, агентствами, другими предпринимательскими структурами, которые по характеру своей деятельности обязаны соответствовать требованиям статьи 426 ГК РФ»11. В отличие от позиции В.В. Витрянского, который не находит признаки публичного договора в договоре транспортной экспедиции: «напротив, многообразие вариантов выполняемых экспедиторами операций и услуг, которые могут быть предусмотрены конкретным договором транспортной экспедиции, исключает возможность применения механизма заключения публичного договора, обязательным требованием которого, как известно, является одинаковость основных условий договора для всех потребителей»12. Полностью соглашусь, что договор транспортной экспедиции не относится к категории публичных договоров в виду того, что, во-первых, в законодательстве отсутствуют прямые указаний на публичный характер рассматриваемого договора, а во-вторых, многообразность и открытость перечня услуг, которые может оказывать экспедитор по конкретному договору, исключает возможность применения такого обязательного признака публичного договора, как одинаковость условий договора для всех потребителей. Одно из главных требований, которое предъявляется к договору транспортной экспедиции – это то, что он обязательно должен быть заключен в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК РФ). И как показывает судебная практика, не стоит пренебрегать этим условием. Так, в деле №А45-14383/2013 у клиента не получилось взыскать с экспедитора возмещения стоимости утраченного груза, поскольку в качестве якобы заключенного договора транспортной экспедиции он смог приложить только письмо, отправленное экспедитору и не подписанное последним. И все действия экспедитора по поиску перевозчика, которые будто бы подтверждают наличие договорных отношений, судом вообще не были приняты во внимание (тем более что «имя» экспедитора не значилось ни в товарно-транспортной накладной, ни в каком-нибудь еще сопроводительном документе). Например, в деле № 2-3094/2017 клиент смог взыскать только часть требуемой суммы так, как договор транспортной экспедиции в письменной форме между сторонами не заключался, а был оформлен посредством поручения экспедитору в электронном виде, а также экспедиторской расписки. Итак, письменная форма договора транспортной экспедиции - это единственное существенное условие. То, как именно он будет выглядеть, какие обязательные разделы и графы будет содержать и будет ли он вообще тем документом, где детально расписываются все права, обязанности и ответственность сторон, законом не предписывается. На практике нередко в качестве заключенного договора транспортной экспедиции принимается заявка от клиента, где указаны характер груза, его вес, объем и прочие значимые свойства, пункты отправления и назначения, даты загрузки, срок доставки и т.п. Главное - чтобы она была подписана не только клиентом, но и экспедитором и внесены данные о найденном для перевозки транспортном средстве и водителе. Что же касается сторон договора транспортной экспедиции, то здесь вроде бы все ясно. Сторонами или субъектами договора могут быть экспедитор и клиент. Экспедитором может быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. В качестве экспедитора по договору транспортной экспедиции могут выступать не только специализированные экспедиторские компании, но и транспортные организации и другие перевозчики. В последнем случае экспедитор и перевозчик будут совпадать в одном лице. Ни для кого не секрет, что на практике между реальным грузоотправителем и фактическим перевозчиком наличествует 3 и более посредников. Экспедитор, выполняя транспортно-экспедиторскую услугу, нередко прибегает к услугам других экспедиторов или провайдеров таких услуг, а затем объединяет в единое целое. Клиентами по этому договору являются любые правосубъектные лица, заинтересованные в транспортно-экспедиционном обслуживании и являющиеся грузоотправителями или грузополучателями в отношении экспедируемого груза. В частности, в этом качестве могут выступать граждане-потребители, потребность которых в экспедиторских услугах обусловлена личными, семейными, домашними или иными нуждами, не связанными с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Если рассматривать взаимоотношения между двумя компаниями, называющими себя транспортно-экспедиторскими, то они регулируются совсем иными нормами гражданского права, а сами договоры между ними могут строиться в форме договоров агентирования, поручения, комиссии, хранения. Как угодно, но только стать договорами транспортной экспедиции эти договоры не смогут никогда. Действующая нормативно-правовая база и научная литература позволяют сделать вывод о том, что предметом договора транспортной экспедиции является совокупность оказываемых экспедитором услуг, связанных, безусловно, сперевозкой грузов. В.Т. Смирнов и Д. А. Медведев пишут: «Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание». Практически аналогично мнение В. А. Егиазарова: «Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Как правило, это определяется договором, заключенным между экспедитором и клиентом»13. В действующем законодательстве отсутствует закрытый перечень транспортно-экспедиторских услуг, поэтому перечень остается открытым. На основании того, что договор транспортной экспедиции относится к группе договоров на оказание услуг, то сам груз, как материальное благо, включить в предмет договора невозможно. Груз будет являться объектом договора транспортной экспедиции. Не стоит упускать из виду и такие важные аспекты договора транспортной экспедиции, как то, что договор всегда является двусторонним и носит взаимный характер. Из этого следует необходимость включить в предмет договора не только действия экспедитора по выполнению услуг, но и действия клиента по возмещению затрат, понесенных экспедитором, и выплате законного вознаграждения. Что касается порядка заключения договора транспортной экспедиции, то договор заключается на основании общих положений гражданско-правовых договоров. Путем направления оферты одной из сторон и принятия предложения другой стороной. Профессор В.В. Витрянский пишет: «договор считается заключенным, если сторонами достигнуто согласие по всем существенным условиям договора. Закон требует (ст. 802 ГК), чтобы транспортно-экспедиторский договор был заключен в письменной форме, следовательно, он может быть заключен не только путем составления единого документа и подписания его сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК)». 1.3 Соотношение договора транспортной экспедиции с иными видами договоров Отметим, что в юридической литературе имеют место разные позиции высказывающихся по поводу соотношения договора транспортной экспедиции с некоторыми иными договорами, относящимися к договорам о возмездном оказании услуг: поручения, комиссии, агентирования, хранения, перевозки. При этом диапазон разброса мнений оказался чрезмерно широким: от отрицания самостоятельного характера договора транспортной экспедиции и сведения его к "перевозочному" виду иных известных договоров в зависимости от того, от своего имени или от имени клиента действует экспедитор, а также от того, какой характер носят эти действия (Ю.В. Романец), до признания самостоятельного характера экспедиционного обязательства, образуемого целиком из элементов, относящихся к иным типам договорных обязательств (О.С. Иоффе). При этих условиях, как нам представляется, был бы весьма полезным детальный сравнительный анализ договора транспортной экспедиции и тех договоров (в отдельности), которые обычно относят к числу смежных или сходных договорных конструкций по отношению к договору транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции и договор перевозки относятся к одному типу договоров, к договорам об оказании услуг. Эти договоры имеют тесную взаимосвязь, на которую обращают внимание многие ученые. Перевозка груза является основанием, неким «фундаментом» для транспортной экспедиции. На практике возможно существование двух этих договоров (перевозки груза и транспортной экспедиции), регулирующих общественные отношения но поводу перевозки одного и того же груза. Тем не менее субъектный состав этих договоров представляется различным. В случае идентичности субъектного состава возможно образование смешанного обязательства. Это имеет место, например, когда в соответствии с договором функции экспедитора выполняет перевозчик (п. 2 ст. 801 ГК РФ). Необходимо подвергнуть критике позиции отнесения договора перевозки груза к основным, а договора транспортной экспедиции к вспомогательным (дополнительным) договорам. Подобное деление является скорее экономическим подходом к анализу договоров, нежели юридическим. Общественные отношения договора транспортной экспедиции и договора перевозки груза в случае доставке груза от склада клиента до станции, порта, аэропорта могут регулироваться как договором транспортной экспедиции, так и договором перевозки груза. Существует ошибочность позиции отнесения данной перевозки к второстепенной по отношению к основной (магистральной) и, как следствие, невозможность использования договора перевозки груза для регулирования указанных общественных отношений. Доставка груза «от двери до двери» также может быть опосредована как договором перевозки груза, так и договором транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции полностью «поглощает» договор перевозки груза по объему оказываемых услуг. Договор транспортной экспедиции регулирует более широкий объем услуг, чем договор перевозки груза. Иная ситуация складывается, когда экспедитор не принимает на себя обязанность по перевозке груза. В этом случае объемы услуг, оказываемых по договорам транспортной экспедиции и перевозки груза, будут различными и непересекающимися. По договору транспортной экспедиции, будут оказываться услуги, связанные с перевозкой груза, а по договору перевозки груза будут оказываться услуги непосредственно по самой перевозке груза. Отграничение этих договоров следует проводить по правовой цели и правовому регулированию. Правовой целью договора перевозки груза является фактическое перемещения груза в пространстве, а правовой целью договора транспортной экспедиции является избавление клиента отобременении, связанных с процессом перевозки грузов. При всей схожести правовое регулирование договоров транспортной экспедиции и перевозки различно, этим договорам посвящены различные главы Гражданского кодекса. Договор транспортной экспедиции и договор хранения относятся к виду договоров об оказании услуг. Среди услуг, оказываемых клиенту по договору транспортной экспедиции, в законодательстве указана услуга по хранению груза (п.1 ст.801 ГК РФ). Оказание экспедитором только одной услуги хранения не выходит за рамки регулирования договора транспортной экспедиции и может регулироваться нормами 41 главы ГК РФ. Основные отличия договора поручения от договора транспортной экспедиции состоят в следующем. Цель договора поручения и сама юридическая услуга, оказываемая поверенным доверителю, состоят в представительстве последнего при совершении сделок и иных юридических действий от имени доверителя. По договору транспортной экспедиции, предусматривающему заключение экспедитором договоров перевозки грузов от имени клиента и на основе его доверенности (а говорить о каком-либо соотношении анализируемых договоров можно только применительно к таким ситуациям), совершение экспедитором соответствующих сделок является лишь средством достижения цели транспортной экспедиции, каковой следует признать обеспечение перевозки груза на отдельных стадиях перевозочного процесса. Услуги экспедитора, оказываемые по договору транспортной экспедиции, не сводятся к заключению сделок от имени клиента, а имеют реальное существование в виде обслуживания на отдельных стадиях перевозочного процесса либо принятия экспедитором общего обязательства по организации доставки груза в пункт назначения. Другое отличие договора поручения состоит в том, что как подчеркивает Е.А. Суханов, "предмет договора поручения может конкретизироваться указаниями доверителя, касающимися, например, способов или порядка совершения соответствующих юридических действий, определения круга возможных контрагентов по сделкам, заключаемым поверенным, и т.п.". Предмет обязательства экспедитора по договору транспортной экспедиции выражается в действиях экспедитора по выполнению или организации выполнения тех связанных с перевозкой груза операций и услуг, которые предусмотрены договором. Указанные операции и услуги должны выполняться в соответствии с условиями договора, а не на основании изменяющихся указаний клиента, каковые применительно к договору транспортной экспедиции должны рассматриваться в качестве одностороннего изменения условий обязательства, что по общему правилу не допускается (ст. 310 ГК). Еще одно принципиальное отличие договора поручения от договора транспортной экспедиции (впрочем, как и от любого иного гражданско-правового договора) заключается в лично-доверительном (фидуциарном) характере отношений, складывающихся между сторонами договора поручения. Лично-доверительные отношения между доверителем и поверенным по договору поручения предопределяют особенности исполнения обязательств, вытекающих из этого договора. В частности, поверенный обязан: лично исполнять данное ему поручение (за исключением случаев передоверия); сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения; передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения; по исполнении поручения или при досрочном прекращении договора поручения представить доверителю отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или по характеру поручения (ст. 974 ГК). Договор транспортной экспедиции, несмотря на то что он может включать в себя условие о заключении экспедитором договоров перевозки от имени клиента и на основе его доверенности, весьма далек от фидуциарных сделок, а его исполнение осуществляется по общим правилам об исполнении обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В отношениях транспортной экспедиции нет запрета для экспедитора возлагать исполнение своих обязательств на третьих лиц, напротив, действует презумпция о праве экспедитора привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (ст. 805 ГК). Кроме того, договор транспортной экспедиции может предусматривать обязательство экспедитора в виде организации выполнения предусмотренных договором услуг, связанных с перевозкой груза. При этих условиях непосредственное выполнение указанных услуг осуществляется не экспедитором, а третьими лицами. В силу лично-доверительного характера отношений, складывающихся между сторонами договора поручения, исключается возможность правопреемства (как универсального, так и сингулярного) по обязательствам, вытекающим из этого договора. Что касается обязательств по договору транспортной экспедиции, то здесь законодательством не предусмотрены какие-либо препятствия для перехода прав кредитора в порядке уступки прав требования либо перевода долга, нет никаких ограничений и относительно универсального правопреемства, скажем, в случаях реорганизации юридического лица, выступающего в роли клиента или экспедитора. Следует обратить внимание также на особые основания прекращения договора поручения, а именно: отмена поручения доверителем, отказ поверенного, смерть доверителя или поверенного. Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него во всякое время; соглашение об отказе от этого права ничтожно (ст. 977 ГК). Применительно к договору транспортной экспедиции также предусмотрена возможность одностороннего отказа от его исполнения. Согласно ст. 806 ГК любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, однако реализация этого права возможна лишь при условии возмещения контрагенту убытков, вызванных расторжением договора. Главный же момент, определяющий соотношение договора транспортной экспедиции и договора поручения, состоит в том, что....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: