- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Освещение и анализ внешнеполитических отношений казахских ханов со среднеазиатскими государствами и династиями
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010764 |
Тема: | Освещение и анализ внешнеполитических отношений казахских ханов со среднеазиатскими государствами и династиями |
Содержание
Глава I. Характеристика средневековых источников по истории Казахстана (XV-XVIII). § 1.1 Виды, происхождение, классификация и особенности средневековых источников. В современной казахстанской исторической науке особое внимание уделяется вопросам в области источниковедения. Чтобы повысить качество и эффективность в научных исследованиях, требуется вовлечение новых письменных памятников. Чтобы воссоздать объективную историческую ситуацию, нужно изучить и сопоставить данные различных источников. Существует несколько блоков источников по истории Казахстана это: китайские, русские, персидские (сефевидские ) и собственно тюрские письменные источники. Тема дипломной работы базируется на среднеазиатских (восточных) источниках, поэтому рассмотрим собственно виды и классификации восточных источников. Имеется богатейшая историческая литература на восточных языках, где отразилась многовековая история народов Центральной Азии. Среди письменных источников XIII-XIX вв., имеющих отношение к истории Казахстана, особое место занимают персоязычные источники. Значительная часть материалов этих источников до сих пор не исследовалась. Специальная источниковедческая работа посвященная исследованию персоязычных источников не проводилась. Изучение восточных письменных памятников имеет не только научное, но и важное общественно-политическое значение. Без использования сведений письменных источников невозможно объективно и всесторонне раскрыть общность судеб народов Центральной Азии, показать тесное переплетение их социально-экономической и духовной жизни. В истории Казахского ханства, период XIV-XVIвв.остается наименее изученным, по сравнению с более поздними периодами истории. Основой изучения данного периода истории казахского государства, являются персидские письменные источники. На сегодняшний день выявление и введение в научный оборот новых персидских источников, является концептуальной задачей исторической науки. Советские и казахстанские ученые сумели достичь больших успехов в выявлении и изучении персоязычных и тюрских письменных источников. Казахстанские историки сумели выявить и ввести в науку, некоторые восточные источники, которые представляют особую важность для изучения состояния экономических и политических процессов, происходящих в регионе Центральной Азии. Введение в научный оборот, ранее неиспользуемых памятников истории, ознаменовало собой важный шаг в изучении истории средневековья в целом. В 1969 г. издается труд в виде сборника « Материалы по истории казахских ханств в XV-XVIII вв. (извлечения из персидских и тюрских сочинений)». С того момента, этот сборник остается единственной работой данного характера. На сегодняшний момент не имеются более полные публикации по восточным источникам. Все это говорит о неизученности данной темы. Немало письменных источников, содержащих сведения по истории казахов данного периода, которые еще не были использованы в исследования. Трудности заключаются в том, что не даны исчерпывающие коментарии или дополнения к данным трудам. Многие восточные источники находятся в архивах стран Востока и Запада. Еще одной проблемой является что многие исследователи не имеют возможности работать с источниками, по причине незнания восточных языков, в частности персидкого (фарси) и арабского. Тут и проблема подготовки специалистов в области истории, на исторических факультетах должны преподаваться курсы восточных языков. Истории Казахстана, неразрывно связана с историей Центрально-Азиатских стран. Доводы говорят в пользу того, что наши специалисты должны быть подготовлены и в плане языкознания. Я не утверждаю что, в Казахстане нет специалистов знающих языки и умеющих работать с восточными источниками в оригинале, они есть, но их количество не достаточно для более полного изучения истории средневековья. Естественно, что охватить и переработать все персоязычные письменные источники в одном исследовании невозможно. Эти источники в определенной степени были использованы для освещения истории среднеазиатских ханств, Восточного Туркестана, Ирана, Индии, Турции и Афганистана другими зарубежными исследователями. На сегодняшний день не принята разработанная, универсальная классификация персоязычных и арабских источников. Ахмедов, склонялся к такому разделению и классифицировал письменные истоники по виду и типу. Он разделяет восточные истоники надве группы: 1) Документальные Источники в документах. 2) Источники нарративного характера. По мнению В.П. Юдина, персоязычные источники делятся на несколько групп с вполне выраженной политической ориентацией. По этому признаку источники могут быть разделены на тимуридские, шайбанидские , чагатаидские (кашгарские, сефевидские и т.д [1 Юдин: с. 22]. Но есть и такие труды которые трудно отнести к какой либо группе в плане политического характера. Примером может служить труд Мирзы Мухаммад Сами Бустани «Тарих-и салатин-и Мангитийа» посвященный правлению эмира Музаффара (1860-1885), в котором наблюдаются опозиционные настроения. Классификация персоязычных памятников по истории Казахстана XIII-XIX вв. по территориальным-временным, типовым тематическим признакам , позволяет создать наиболее стройную и удобную схему их систематизации. Согласно территориально-временного принципа классификации , персоязычные письменные памятники содержащие сведения по истории казахов , можно систематизировать по следующим группам – хулагуидские, делийские, сельджукидские, джалаиридские , тимуридские , шейбанидские , бабуридские , сефевидские, аштарханидские , бухарские и кокандские. Дошедшие до нас хулагуидские письменные памятники создавались во время царствования в Иране ильханов Хулагуидов (654/1256-754/1353). Были написаны сочинения «Тарих-и Джахангуша» ( « История завовевателя мира»), «Джами ат- таварих»( «Сборник летописей»), «Тарих-и гузида»(«Избранная летопись»), «Нузхат ал-кулуб»(« Услада сердец») и др. По типу хулгуидские источники относят к нарративным сочинениям. По виду нарративных сочинений , в основном представлены историческими хрониками. Согласно изложению материала , хроники можно отнести к группе всеобщих историй. Авторы нарративных сочинений придерживались традиционных форм композиции. Сочинени по всеобщей истории состояли из нескольких томов (муджаллад), тома подразделялись на большие главы (баб, макала), или части ( дафтар) которые в свою очередь делились на разделы (фасл, максад) и рассказы ( дастан). Выдающимся образцом является труд « Джами ат-таварих». Первый том сочинения имеет собственное название « Тарих-и мубарак-и Газани» (« Благословенная Газанова история»), третий том известен под названием «Сурат-м акалим ва масалик-и мамалик»(«Карта климатов и пути стран»). Делийские письменные памятники создавались во время правления султанов Делискийх (602/1206-689/1290). По типу делийские источники содержащие сведения по истории казахов , относятся к нарративным сочинениям. По виду нарративных сочинений источники в основном представлены историческими хрониками , а согласно изложению материала их можно отнести к группе всеобщих историй. Сельджукидские письменные источники создавались во времена правления династии Сельджуков, правивших от западных границ Афганистана до Средиземного моря. По типу они относятся к нарративным сочинениям. По виду нарративных сочинений, источники в основном представлены историческими хрониками, а согласно изложению материала их можно отнести к группе династийных историй.[3, с. 10] Джалаиридские источники создалась во время правления Джалаиридов (736/1336/835/1432) – одной из династий унаследовавших после распада государства Хулагуидов владения ильхана в Ираке и Азербайджане. В 1336 г. глава племени джалаиров Шайх-Хасан Бузург, объявив себя государем , овладел Ираком и сделал своей столицей Багдад. В 1360 г. его сын и преемник Шайх- Увайс завовевал Азербайджан , Арран, Ширван и Фарс. По типу джалаиридские источники относятся к нарративным сочинениям. По виду источники представлены историческими хрониками, а согласно изложению материала их можно отнести к группе всеобщих историй. Тимуридские письменные памятники охватывают период правления Амира Тимура и династии Тимуридов , которые управляли Мавереннахром, Афганистаном , Ираном и Ираком. К тимуридским источникам относятся следующие сочинеия: «Тузуки-и Тимури» ( «Уложения Тимура»), «Зафар-наме»(«Книга побед»), « Мунтахаб таварих-и Муи-ни», « Раузат сафа фи сират ал-анбийа ва ал-мулук ва ал-хулафа»( «Сад чистот в отношении жизнеописаний пророков , государей и халифов») и др.[3, с. 11] По типу все тимуридские источники относят к нарративным сочинениям. По виду сочинений представлены историческими хрониками, анналами , мемуарами , биографиями. Согласно изложению материала исторические хроники можно отнести к группе всеобщих и династийных историй. Династийные тимуридские сочинения можно разделить на две подгруппы. Авторы первой подгруппы посвящают свои труды описанию представителя династи , например «Зафар-наме-йи Тимури», освещают жизнедеятельность Амира Тимура. Авторы второй подгруппы описывают годы правления целого ряда представителей династии. В начале XVI в. кочевники из Дешт-и Кипчака под предводительством Мухаммада Шайбани(906/1500-916/1510) вторглись в Мавереннахр. Покорив Среднюю Азию , столицей стал город Бухара. Особое внимание нужно обратить именно на шайбанидские источники. За период правления династии Шайбанов были созданы многочисленные сочинения: « Фатх-наме» («Книга побед»), «Шейбани-наме» (« Книга о Шайбани хане»), «Михман-наме-йи Бухара»(« Книга бухарского гостя»), «Тарихи-и Абул-Хайр-хани», « Мусаххир ал-билад» («Покорение стран»). По типу шейбанидские источники относят к нарративным сочинениям. По виду нарративных сочинений , представлены историческими хрониками, мемуарами , биографиями. Согласно изложению материала исторические хроники можно отнести к группе всеобщей истории. Авторы династийных работ « Фатх-наме», «Шейбани-наме», «Футухат-и хани», « Михман-наме-йи Бухара» освещают жизнедеятельность Мухаммада Шайбани-хана; «Зафар наме» , «Шараф-наме-йи шахи» посвящены Абдаллах-хану (15571598 гг.) Автор « Мусаххир ал-билад» описывает годы правления представителей из династии Шайбанидов и первый Аштарханидов. Династия Бабура правила в Индии с 932/1526 по 1276/1858 годы. Основателем династии является Захир ад-Дин Мухаммад Бабур. Во время правления создан замечательный и один из самых важных трудов по истории образования Казахского ханства «Тарих-и Рашиди»(« Сборник летописей»), «Тарихи Кипчак хани» («История Кипчак-хана»). По типу бабуридские источники относятся к нарративным сочинениям. По виду нарративных сочинений источники представлены мемуарами и историческими хрониками. Мирза Мухаммад Хайдар в 1543-1546 гг. в Камшмире написал свой знамений труд «Тарихи Рашиди». Согласно изложения, бабуридские исторические хроники относятся к всеобщей истории. При правлении династии Сефевидов (907/1502-1148/1736) в Иране создается ряд исторических произведений , представляющих интерес для истории казахского народа. Это источники : « Ахсан ат-таварих»(«Лучшая из летописей»), «Хафт иклим»(« Семь климатов»), «Тарихи аламара-йе Аббаси» («Аббасова истори») , «Алам-ара-йи Шах Исмаил» и т.д. По типу сефевидские источники ,нарративные источники. По виду источники представлены историческими хрониками и биографиями. Согласно изложени материала можно их отнести к группе всеобщих и династийных историй. Аштарханидские письменные источники излагают историю правления бухарских ханов из династии Аштарханидов. Территория государства простиралась от пределов Дешт-и-Кипчака до Балха, Северного Афганистана. Фергана до Узгенда , на севере до Туркестана. К аштарханидским источникам относятся: « Имамкули хан-наме», «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-фхйар», «Убайдаллах-наме» и др. По типу относятся к нарративным и документальными источникам. Виды документальных аштарханидских источников: указы верховных и удельных правителей, переписка видных политических и религиозных деятелей. Согласно изложнию материала исторические хроники можно отнести в группе всеобщей истории. «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» - обширный энциклопедический труд ро астрологии, космографии, географии и всеобщей истории XVI в. «Аджа и бат-табакат» - космографическое и географическое сочинение содержащее разделы посвященные истории пророков. Персоязычные XIII-XIX вв., в большинстве своем содержат достоверные сведения об истории казахского народа указанного периода, так они были написаны непосредственно участниками и очевидцами тех событий. Выявленный материал персоязычных памятников , нашими историками также подтверждается данными тюркоязычных сочинений , фольклорных источников. Хулагуидские и тимуридские сочинения являются основными письменными источниками по истории казахов в XIII-XV вв., в сочинениях « Тарих-и Джахангуша», «Джами ат-таварих», «Тарихи – гузи» « Нузхат ал-кулуб» и других содержаться подробные описания монгольского завоевания , создание новых политических структур в Центральной Азии. При критическом их изучении с привлечение сведений из других устных источников персоязычные памятники могут стать надежной источниковой базой для изучения истории казахов в XIII-XV вв. Персоязычные исторические и агиографические сочинения содержат ценные сведения по духовной культуре казахов. Интересны и важны источники, касающиеся распространения ислама в Дешт-и-Кипчаке. Агиографические сочинения описывают деятельность среди казахов среднеазиатских суфийских орденов: Йассавийа, Кубравийа, Накшбандийа. Одним из ранних таррикатов является Йассавийа, основанная Ахмадом Яссауи, с именем которого связывают распространение ислама среди казахов-кочевников. Чем важны нам эти агиографические источники, тем что в описании святых содержатся факты и путешествия самих святых. Так же какие правители государства состояли в суфийских братсвах, так как суфийские ордена очень сильно влияли на духовное состояние народа и могли повлиять посредством того что люди пойдут за суфиями , тем самым влияли и на общественно-политическую ситуацию в том или ином регионе. С самого начала суфизм соединил арабо-мусульманскую культуру с местной культурой Центральной Азии и в дальнейшем умело адаптировал в исламе культурные традиции местных народов. Частично сохраняя под мусульманской оболочкой доисламские верования, суфии достигли своей цели – расширение распространения ислама. Извести письменных источников позволяют реконструировать основные направления внешней политики казахов и Казахского ханства в XIII-XIX вв. Сочинения « Зафар-наме» , «Зафар –наме-йи Тимури», « Матла ас-са да-хулафа», содержат ценные сведения о дипломатических взаимоотношениях Тимуридов с правителями Дешт-и-Кипчака. Шайбанидские , аштарханидские, бухарские и кокандские источники содержат подробные описания взаимоотношений правящих династий с казахскими ханами и султанами , у которых военные конфликты перемежались периодами сотрудничества и дружбы, заключения династийных браков. Персоязычные сочинения XIII-XIX вв. содержа интересные сведения о союзных политческих отношениях казахов и узбеков , казахов и могулов, казахов и киргизов , каракалпаков. Аштарханидские и бухарские источники содержать сведения о совместной борьбе казахов и узбеков против Великих Моголов и калмыков ( в персидских источниках называли «калмаками») , о взаимном союзе эмира Бухары с казахскими племенам Ташкентского вилайета. Персоязычные памятники являются важными источниками по исторической географии Казахстана. По источникам можно составить представление о территориях Дешт-и –Кипчака , его населении и особенностях его климата.Уникальны сведения источников о Каспийском и Аральском морях. Материалы представляют большой интерес в изучении тюрской топонимии Центральной Азии. Особую группу источников составляют различного рода документы, в частности переписка ханов. Этот вид источников до сих пор историками не использовался. Большинство письменных источников дошедших до наших дней содержат достоверные сведения, которые могут быть надежной опорой при проведении научных исследований. Однако , при использовании источников средневековой историографии по событиям тех событий необходимо подходить к ним с особой острожностью , учитвыая что мы можем столкнуться с вольной или невольной фальсификацией политической истории. Можно утверждать что до сих пор востоное источниковедение в Казахстане развито недостаточно. Это объясняется двумя причинами. Во-первых , отсутствием целостной и поэтапной системы подготовки специалистов в области восточного источниковедения . Во – вторых, труднодоступностью оригинальных письменных источников находящиеся в рукописных фондах дальнего зарубежья. Особое внимание хочется уделить относительно недавно выявленному источнику сефевидского происхождения « Алам-ара-йи Шах Исмаил». § 1.2. Казахский контент средневековых источников (XV-XVIII). Рассмотрим казахский контент в письменных источниках по истории Казахстана. Особую роль в изучении и освещении истории казахов XV-XVI вв. занимают бабуридские письменные источники , в частности труд Мирзы Хайдара Дулати «Тарих-и Рашиди»( «Рашидова история»). Свой знаменитый труд автор написал в 948/1541-953/1546 в городе Кашмире, где он являлся наместником области. Труд состоит из двух частей ( дафтар), вторая из которых была написана раньше первой. Первая часть написана в 951/1544-952/1545 гг., а вторая часть в 948/1541/-1542 г. Труд содержит сведения о первых казахских ханах, о казахско-могульских, казахско-узбекских взаимоотношениях , о соперничестве казахов , могулов и узбеков за присырдарьинские города и регион Семиречье (Жетысу). Так же об исторической географии и топографии Семиречья и Туркестана. Упоминания о казахах охватывают период с 50-х годов XV в. по 30-е г. XVI в. Наиболее подробно рассказывается о ханах Бурундуке, Касыме , Тахире и о казахско-могульских и казахско-узбекских отношениях указанного периода. Подробно указывается об откочевке султанов Гирея и Джанибека из государства кочевых узбеков. Западный Могулистан стал убежищем для казахов. Тут и была заложена основа будущего казахского ханства. Одной из основных причин ,приведших к падению государства Абул-хайра-хана , было крупное столкновение кочевых узбеков с калмыками в 1457 г. недалеко от г. Сыгнака. Мухаммад Хайдар писал что: «после смерти Абу-л-Хайр-хана узбекский улус пришел в расстройство; начались в (нем) большие неурядицы. Тогда большинство (народа) ушло к Гирей-хану и Джанибек-хану , так что число их обхединившихся людей достигло двухсот тысяч». [Тарихи Рашиди: л.366] По В.П. Юдину « сопоставление родоплеменнего состава могулов с родоплеменным составом казахов, прежде всего со Старшим жузом, убеждает нас в том что могулы играли роль в сложении казахской народности. Могульские племена доглат и канглы-бекчик , несомненно вошли в состав Старшего жуза под названием дулат и канлы. Важно и также что эти племена занимают и соответсвующую территорию , на которой располагаются дулаты и канлы». [Юдин 2001:84]. Мирза Мухаммад сообщает в своем труде о названии части узбеков, откочевавших вместе с Гиреем и Джанибеком из Дешт-и-Кипчака в Семиречье, прозвища казак которое позже стало названием народа. Со времени откочевки в 1465-66 г. слово казак приобретает этнический и политический смысл. Далее Мирза Мухаммад Хайдар пишет что в правление Э сен-Буги в Могулистане появились казахи во главе с ханами Гиреем и Джанибеком. Они заняли места на Чу и около Козы-Баши и стали буфером между Эсен-Бугой и Йунусом, который распологался к северу от Заилийского Алатау. С 1465-66 г. на территории Семиречья казахи заявили о себе как о мощной политической силе , с многочисленным населением. В военно политической борьбе казахи обычно выступали на стороне могулов. Могулы однако в тот период не представляли из себя единого целого государства. Казахи превратились в одну из решающих и серьезных военно-политических сил на территории Семиречья. Таким образом , в письменном источнике «Тарих-и Рашиди», бабуридского комлекса источников , оставлены подобные сведения об образовании Казахского ханства , о его становлении. В этом труде так же есть сведения относительно распротранения ислама на территории Могулистана и сопредельных государств. Это ценный источник без которого не может обойтись современный исследователь, обратившийся к изучению темы средневековых отношений , политики государств той исторической эпохи , а именно XV-XVI вв. Перейдем к шайбанидским письменным источникам эпохи XV-XVII вв. Особенность шайбанидских источников состоит в том , что в них приведены много сведений о периоде становления Казахского ханства , в эпоху правления таких ханов как Бурундук , Касым, Тахир, Хакк-Назар, Тауекель. Остановим на отдельных шайбанидских источниках, исследую «казахский вопрос» в средневековых источниках. Первый труд, это сочинение «Фатх-наме»(«Книга побед») составлен приблизительно в 1505 г. Труд имеет и второе название «Фатх-и хани»(«Ханская победа»). Автор сочинения – Мулла Мухаммад Шади. Мулла Мухаммад Шади состоял на службе у Махмуд-султана , младшего брата Мухаммада Шайбани-хана и по его заданию написал «Фатх наме». Поэма описывает общественно-политические события, происходившие в Дешт-и-Кипчаке, Хорезме и Мавереннахре со времени рождения Шайбани-хана(1451 г.) до окончательного подчинения г. Самарканда( июнь 1501 г.), описывает осада Самарканда и бегство Бабура. В труде «Фатх-наме» содержатся ценные сведения по истории казахов. Сочинение сообщает о воцарении в 874/1468 г. в степях Восточного Дешт-и-Кипчака Йадгар-хана, сына тимура-Шайха , сына Тугла –хаджи. В сочинении говорится что Мухаммад Шайбани служил Йадгар-хану. Под началом Буреке он сражался с могулами Йунус-хана. Далее содержатся сведения о кончине Йадгар-хана воцарении на престоле Дешт-и-Кипчака Шах-Хайдар-хана и возникновении смуты в степи, в которой приняли участие Абак, Джанибек-хан, Буреке, Муса. Мухаммад Шайбани-хан вынужден был с горсткой людей бежать в сторону Хаджи-Тархана к Касым-султану, сыну Мухаммад-хана. Шади пишет: « Но эмиры Хан-и Бузурна рассеялись кто куда, словно волки пос степи. Разбежались они от ханзаде во все стороны , предали забвению соблюдать верность».[МИКХ 1969:59] По началу Касым-султан лоброжелательно встретил Мухаммада Шайбани , но приходи войск Абак-хана вынудил его отказать в гостеприимстве Шайбани. В труде полностью приводятся слова Шайбани-хана: « Не осталось у нас ни юрта, ни пристанища, они полностью попали к врагу. Нет у нас ни войска чтобы отправиться воевать. Нигде и никто нас не приютит . Как небесный небосвод кружим мы вокруг мира. Доколе нам бродить рассеянными ! Отныне мы пустим в ход оружие и руку!». МИКХ 1969:62 Имеются многочисленные данные о населени Деш-и-Кипчака и о захвате Шайбани-ханом Туркестана, Андижана, Бухары, Самарканда, Дабуссии и Карши. Источником для этого труда , послужило сочинение переданное ему из рук Шайбани-хана. По мнению Р. Г. Мукминовой , Мухаммад Шайбни сам являлся автором другого труда «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме». И именно на этот труд опирался сам Мухаммад Шади. Следующий труд который мы рассмотрим , это «Шайбани-наме» (« Книга о Шайбани-хане»- Маулана Камал ад-Дин Али ибн Мухаммад Бенаи Харави Хали, более известен как Камаладин Бенаи. «Шайбани наме» - ценный письменный источник по политической истории Центральной Азии и Казахстана второй половины XV-XVI вв. Произведение содержит географические и этнографические сведения по Дешт-и-Кипчаку. Имеются сведения о таких городах Южного Казахстана, как Сауран, Йассы, Сыгнак, Архук, Отрар. Перечисляются названия племен населявших Восточный Дешт-и-Кипчак. В 1468 г. умирает Абул-хайр-хан (1428-1468 гг.). Началась междоусобная война между многочисленными мелкими правителями за трон. Мухаммад Шайбани собрав вместе со своим братом Махмуд-султаном незначительный конный отряд , смог захватить смог захватить некоторые приграничные крепости в Южном Казахстане. Но из-за недостатка опыта и молодости ,он не смог долго удерживать захваченные города. В сражении против казахов и правителей других улусов , Шайбани терпит поражение и вынужден бежать на территорию Средней Азии. Он бежал в Мавереннахр и стал искать укрытия от врагов. Шайбани-хан и Махмуд-султан были приглашены в Бухару. Правителем в то время был Ахмад Мирза. Правитель Бухары Ахмад Мирза принимая к себе беглых царевичей , рассчитывал на то , что в дальнейшей борьбе против казахских и могульских правителей , найдет себе союзника в лице двух братьев. Через два года , Мухаммад Шайбани и Махмуд-султан , собрав незначительное количество войска вновь двинулись на Дешт-и-Кипчак. Им удалось захватить некоторые крепости по р. Сырдарье. Но вскоре, Шайбани-хан вновь был разбит казахскими войсками во главе с Бурундук-ханом(1480-1511). Также в труде описываются попытки Шайбани-хана заручиться помощью мангытских бековв борьбе за власть над Дешт-и-Кипчак. Попытка эта не удалась , так как этому противодействовал Касым-хан , Джанибек-хан . Основная цель Мухаммда Шайбани заключалась в том, чтобы захватить богатые городы на территории Семиречья и Южного Казахстана по течению реки Сырдарьи. Борьба за эти города была упорной и длительной , и часто с переменным успехом. Следующее сочинение Бенаи Камал ад-Дина «Футухан-и хани» излагается жизнь Мухаммада Шайбани , с юношеских лет после смерти отца Шах-Будаха , которого убил Йунус-хан. Наиболее ценные сведения по истории казахов содержатся в разделах: « Рассказ о походе Хазрат [ Мухаммад Шайбани-хан], наместника Всемилистливого , с твердым намерением сразиться с Ахмад-ханом и о сражении , с кипчаком»; «Рассказ о битве с Иранджи-ханом и о мученической кончине Алике-султана» ; «Рассказ о битве с Бурундук-ханом»; « Рассказ об установлении Султан Махмуд-ханом мира с Бурундук-ханом и сыновьями Джанибек-хана и об отправлении их с войском в вилайет Отрара , о мире их с Хазратом».[МИКХ 1969:91-129] Махмуд-султан , старший сын Джанибек-хана собрав войска казахов выступил в направлении Туркестана. Он потерпел поражение , тогда он обратился к Бурундук-хану , объединенные войска вновь выступили против Шайбани-хана. Вот сведения содержащиеся в этом труде , касательно истории казахов в данный период. Труд « Михман-наме-йи Бухара» («Книга бухарского гостя»), написан в 1509 г. Автор сочинения Фазлаллах ал-Амин ибн Рузбехан ал-Хунджи аш-Ширази ал-Исфахани. Известен более под именем Ходжа Маулана Исфахани. Сочинение состоит из 34 глав и краткого заключения. Ходжа Маулана Исфахани говоря об «узбеках» , дает сведения об их племенном составе и расселении. Он относит к узбеками три племенных объединения: Шайбанидов, казахов, мангытов. Указывает он на то что ханы трех племен постянно находятся во вражде между собой. Исфахани пишет: «…три племени относят к узбекам, которые самые славные в улусе Чингиз-хана. На сегодняшний день один из них –Шайбанид , и его величество через посредство ряда предков есть хан. Второе племя- казахи, которые славятся силою и неустрашимостью. Третье племя-мангыты, которые являются хозяевами Хаджи-Тархана… Ханы этих трех племен находятся между собой в постоянной вражде и каждый посягает на другого. Когд один одерживает победу, то один другого продает в рабство, а их имущество и скот забирают в качестве добычи. Они никогда не воздерживаются от этого правила. Если кто отвергает подобное , говоря , «зачем ты продаешь в рабство свой собственный народ?», то на это отвечают: « да, этот человек на самом деле сумаседший! [Он брезгует военной добычей.» Михман-наме-йи Бухара:л.32б] Описывая поход Шайбани-хана автор пишет: « Первой из крепостей Туркестана, которая стала лагерем хана , была крепость Архук. Эта крепость находится на расстоянии фарсаха- от берега Сейхуна и расположена на левом берегу. Через нее лежит путь на другие крепости Туркестана: Йасы, Сайрам и в другие вилайеты». Михман-наме-йи Бухара. Ходжа Исфахани говорит , что Бурундук-хан самый старший хан казахов и что по его зову немедленно собираются по до 400 тысяч человек с лошадьми и оружием. Исфахани говорит , что Дешт-и-Кипчак имеет протяженность 600 фарсахов, обилен травой ; в нем растут большие деревья и особенно много белых тополей, которые использовали для изготовления телег и предметов домашнего обихода. Ахмедов 1965:157 Как в зимовьях, так и в летовках , кочевники располагались по родам по племенам. Места кочевий и водные источники в них были строго определены. Малейшее нарушение маршрута кочеваний , использование чужих пастбищ сурово преследовалось вплоть до военных столкновений. Свободных пастбищ на территории современного Казахстана не было, и за обладание ими шла упорная борьба. Автор пишет: « Казахский улус находится в окрестностях Дешт-и-Кипчака и казахи ввиду многочисленности скота и нужды в пастбищах эту обширную степь крепко держат в своих руках». Михман-наме-йи Бухана:л.109а В 1508 г. Джаниш-султан и Ахмад-султан совершили большой набег на оседлые районы Маверенахра. Казахи разграбили Куфин, Дабуссию и некоторые районы Бухары, расположенные на правой стороне р. Кухека. Поэтому Шайбани-хан, сосредоточив свое войско в местности Кара-Абдал, вначале выступил против Джаниш-султана и его сына Ахмад-султана. У Джаниш-султана было тридцатитысячное войско. Автор пишет: « Узбеки казахского происхождения защищались от стрел узбеков Шайбанидов, но узбеки Шайбаниды одержали над ними победу. Джаниш-султан бежал к Бурундук-хану, а его сын Ахмад-султан был убит в этом сражении. Сражение с Джаниш-султаном состоялось в марте 1509 г. тогда же султаны Шайбаниды разграбили его улус. Было разграблено 10 тысяч казахским семей». В 1509 г. Шайбани-хан из-за систематических набегов кочевников Дешт-и-Кипчака на оседлые районы Мавереннахра запретил самаркандким, бухарским и хорезмским купцам вступать с ними в торговые сделки. Ходжа Исфахани пишет: «После пришествия в равновесие власти его величества Шайбани-хана и упадка власти правителей моголо и чагатев у ханов Дешт-и-Кипчака пришли в движение жилы зависти. На самом деле им стало очевидно то, что вследствие острой нужды в платье и хлопчатобумажной одежде( кирбас) . а одежда и саван необходимы (людям) , им нужно было устраивать набеги на города, подчиненные его величеству. Поэтому временами следовали указы , чтобы жители Туркестана не общались с казахскими купцами. Между ними и жителями городов не было взаимных посещений и не производились торговые сделки. Так временами хан повелевал , чтобы ограбили казахских купцов в некоторых городах Туркестана и Хорезма…» [Ахмедов 1965:110] Центрами торговли между кочевниками и оседлым населением Средней Азии были присырдарьинские города: Йассы, Отрар, Сыгнак, Сауран, Узгенд,Ак-курган и т.д. В 1509 г. Мухаммад Шайбани-хан со своим войском напал на владения Касым-хана в Улы-Тауи разгромил зимовки казахов. Оправдывая поход Исфахани пишет, что в Чагатайском ислам стал распространяться со времени Барак хана, в Улусе Джучи- со времени Узбек-хана , а у казахов которые так же были мусульманами, сильны были доисламские верования. В подтверждении он говорит , что казахи поклонялись истукану и поэтому дескать, нужно считать их неверными и убивать. Казахам вменялось в грех то , что они продавали в рабство пленных мусульман и прибегали к помощи колдунов. Во главе кочевых племен в частности казахов , находились люди «белой кости»: ханы, султаны, огланы. Что касается бахадуров, биев, тарханов и др., то они были представителями верхушки «черной кости». Войско кочевых узбеков ( казахов ) сохранило в основном строй и принцип , что были при Чингиз-хане и Бату. Войско состояло из правого и левого крыла, авангарда и каравула. Оно , прежде всего было племенным ополчением, собираемым со всех владений, а при ханах находились нукеры. У кочевников каждый мужчина считался воином , и военно-кочевой образ жизни сделал из них искуссных и закаленых бойцов. Они по первому зову хана собирались к главной ставке со всем необходимым: оружием, запасными лошадями и провиантом. Во время похода кочевники уделял серьезное внимание разведке. Судя по рассказам Исфахани , разведчики не только приводили «языков» но и добывали сведения о местонахождении и численности врага. Ходжа Маулана Исфахани приводит сведения о том как казахи отражали нападавшего на них неприятеля. «Обычай в улусе казахов таков, что когда совершается на них набег , то каждое племя(тайифе), составляющее один улус и проживающее на одной территории (махал) для предотвращения набегов на свои семьи и имущество, со всей решительностью , рвением и усердием вступают в бой с врагом. Каждое племя и роды должны были поставить на вооружение ополчение. И если все войско казахов объединится и соберется в одном мест чтобы отразить неприятеля… то победить его весьма трудно . [Ахмедов 1965:108] Сочинение «Бади ал-вакаи («Чудеса проишествий»). Труд начат в Самарканде в 923/1571 г. и звершен в Ташкенте в 1539 г. Автор сочинения Зайн ад-Дин Махмуд ибн Абд ал-Джалил , более известный как Васифи. Сведения о казахах содержатся в двух местах сочинения : 1) сообщения о том , что Убадаллах-хан совместно с Кучум=ханом и султанами собрались в Йассы для организации похода на казахов, 2) «Реляция о победе над казахами. Поход на казахов состоялся зимой 1516-1517 г. О результатах автор не пишет , говорит лишь о возвращении Шейбанидов из него. В « Реляции» сообщается о походе узбеков на казахов, который по мнению Юдина В.П. состоялся в 1537 г. Документ сообщает о согласованности действий Убайдаллах-хана и Абд ар-Рашид-хана , маршрут движения войск , строительство казахским ханом Тахиром крепости для обороны от калмаков. [МИКХ 1969:181] Труд содержит известия о политическом союзе казахов и киргизов, относящееся к 1537 г. Союз этот образовался сразу же после проникновения казахов на территорию Киргизии. Киргизы вплоть до середины XVIII в. находились в сфере политического влияния казахов. Васифи, территорию Киргизии, включая Иссык-Куль именует Казахстаном. Согласно В.П. Юдина- это наиболее раннеe употребление названного термина.[1] Сочинение «Тарихи Абулхаир-хани» (« Абулхаир-ханова летопись») было написано во время правления Абдаллах-ханаI (1539-1540 гг.). Автором труда является Масуди ибн Усман Кухистани , он был секретареме у Суйуниш-Ходжа-хане, сына Абулхаира. После его смерти служил при дворе его племяника –Абдаллатиф-хана (1540-1551 гг.). Труд посвящен Абулхаир-хану , правителю государства кочевых узбеков в Восточном Дашт-и-Кипчаке. Приводятся важные сведения которые касаются истории казахов. В этом труде содержатся сведения о тюрских племенах населявших Дешт-и-Кипчак. Предки современных казахов, узбеков и каракалпаков , жили на территории ныне заселенных этими народами , но не назывались узбеками , казахами, каракалпаками. Источники сохранили сведения ,говорящие о том, что в восточной части Дешт-и-Кипчака с давних времен жили тюрские племена. В конце 20 годов XVв. на территории Улуса Джучи существовало несколько владений ; к северу от Арала....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: