VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности заключения трудового договора с педагогическим работником

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006078
Тема: Особенности заключения трудового договора с педагогическим работником
Содержание
96



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ	10



§ 1. Единство и дифференциация в правовом регулировании труда педагогических работников	10

§ 2. Критерии дифференциации содержания трудовой функции педагогических работников	21

§ 3. Понятие и особенности правового статуса педагогического работника	27



ГЛАВА 2. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ………………………………………………………………43



§ 1. Особенности заключения трудового договора с педагогическим работником……………………………………………………………………….41

§ 2. Содержание трудового договора	49

§ 3. Аттестация педагогического работника	62



ГЛАВА 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ  ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКОМ...74



§ 1. Повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность	74

§ 2. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника	79

§ 3. Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы	86



ЗАКЛЮЧЕНИЕ	91



БИБЛИОГРАФИЯ	96




ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы исследования. Своевременность обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой стороны – ярко обозначившимися в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования, в том числе и регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Ведущая роль в модернизации российского образования принадлежит педагогическим работникам. В связи с этим, в современном Российском государстве важной становится задача совершенствования и повышения уровня правового регулирования статуса педагогических работников.

Несмотря на изменение содержания норм Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ, Трудовой кодекс РФ соответственно), регулирующих педагогическую деятельность, многие проблемы остаются нерешенными. ТК РФ должен применяться наряду с другими подзаконными актами, призванными расширить, развивать и конкретизировать закон. Но зачастую в подзаконных актах отсутствуют развивающие положения, имеются недостатки юридической техники изложения норм этих актов, к тому, же не определяется механизм реализации уже существующих норм.

В ТК РФ законодатель не сумел отразить все аспекты и особенности регулирования труда педагогических работников, что создает необходимость дальнейшего развития и совершенствования законодательства с сфере регулирования трудовых и прочих, связанных с ними, отношений, для рассматриваемой категории работников. И хотя, для исполнения поставленных задач принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании»), а также ряд подзаконных актов, на данный момент остаются принципиально не решенные вопросы, так как право реализации полномочий закрепляется между органами государственной власти, органами власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления, не приводящие к единообразию правового регулирования и механизмов правоприменения, что еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы.

Актуальность работы также определяется неоднозначностью правовых норм, применяемых в указанной сфере, что требует разработки предложений по улучшению законодательства.

Целью исследования является комплексный анализ отношений, связанных с сущностью и содержанием особенностей правового регулирования труда педагогических работников, специфики их правового статуса, а также выявлением теоретических и практических проблем содержания трудового договора и отдельных его условий с данной категорией работников, анализ судебной практики и выработка на этой основе предложений по совершенствованию норм права.

Заданная цель предопределила постановку и решение следующих задач исследования:

1) рассмотреть понятие и правовой статус педагогического работника;

2) выявить критерии дифференциации содержания трудовой функции научных работников;

3) охарактеризовать критерии допуска к педагогической деятельности;

4) проанализировать особенности заключения и содержания трудового договора с педагогическим работником;

5) исследовать условия и особенности прекращения трудового договора с педагогическим работником.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации права на занятие педагогической деятельностью в Российской Федерации.

Предметом исследования является совокупность правовых норм, устанавливающих особенности правового регулирования труда педагогических работников в Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы. Педагогическая деятельность обладает своими специфическими особенностями, что обуславливает целесообразность и наличие специализированных правовых норм, которые регулируют трудовую деятельность данной категории работников. Несмотря на то, что в целом, вопросы дифференциации правового регулирования общественных отношений в области применения наемного труда нередко затрагиваются в современной научной литературе, в частности, в работах А. М. Куренного, А. М. Лушникова, А. А. Юрченко, О. Н. Яковенко и др., при этом особенности непосредственного возникновения и прекращения трудовых отношений с педагогическими работниками, а также их правовой статус, не получили должного научного исследования и их правовое регулирование не в полной степени способно отразить специфику трудовой деятельности рассматриваемой категории лиц.

Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых в области трудового права, как М. И. Аверьяновой, А. В. Алферова, Н. А. Бриллиантовой, А. В. Завгороднего, В. Н. Зенкова, А. А. Кирилловых, И. Ю. Колосовой, Т. Ю. Коршуновой, М. И. Кучмы, Л. В. Тихомировой, и других авторов, посвятивших свои работы данной проблематике.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили: Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), Трудовой кодекс РФ, ФЗ «Об образовании», иные федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, относящиеся к правовому регулированию общественных отношений, связанных с правовой природой специфики труда педагогических работников, а также акты судебной практики, прежде всего, высших судебных органов (Верховного суда Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации).

Методологическая основа исследования представлена системой различных методов научного познания: общие – сравнение, анализ и синтез, специальные правовые методы – историко-правовой анализ, дает возможность выявить тенденции развития и совершенствования законодательства о труде педагогических работников, технико-юридический метод, дающий возможность раскрыть суть таких понятий как, «педагогический работник», «правовой статус педагогического работника», «педагогическая деятельность» и др.

Научная новизна исследования заключается в попытке комплексного анализа основных аспектов правового регулирования труда педагогических работников, а также внесения предложений по совершенствованию российского трудового законодательства в сфере регулирования возникновения и прекращения трудовых правоотношений с педагогическими работниками, что отражается в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. В целях единообразного подхода к правовому регулированию данных общественных отношений нормами специального законодательства об образовании, устранения асимметричности связи прав педагогических работников, гарантированной защиты их прав, охраняемой Конституцией РФ, повышения престижности работы педагогических работников, необходимо исключить дублирование норм Трудового кодекса РФ в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, целесообразно ввести базовые понятия, важные для правильного установления правого статуса педагогических работников и привлечения их к ответственности, в статью 2 ФЗ «Об образовании», таких как, как «педагогическая деятельность», «аморальный проступок», отсутствие которых приводит к неоднозначности их толкования. Предлагается изложить вышеуказанные понятия в следующим образом: «педагогическая деятельность – это совокупность отношений, возникающих между педагогическими работниками и обучающимися, связанных с обучением и воспитанием, передачей новых знаний при передаче духовно-практических навыков и качеств». 

Понятие «аморального проступка» следует закрепить в ст. 2 ФЗ «Об образовании» в следующей редакции: «аморальный проступок – совершение педагогическим работником по отношению к обучающимся таких действий как: 1) появление в общественных местах в состоянии алкогольного, токсического и иных видов опьянения, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность; 2) распитие алкогольных напитков, употребление наркотических и иных токсичных веществ в присутствии или вместе с обучающимися; 3) использование ненормативной лексики в отношении учащихся, а также употребление высказываний, унижающих личное достоинство обучающихся; 4) совершение развратных действий в отношении учащихся, за которые действующим законодательством предусмотрена административная либо уголовная ответственность; 5) применение в отношении учащихся мер физического воздействия». 

2. Существующая система оплаты труда педагогических работников не всегда иллюстрирует взаимосвязь между установленной заработной платой и критериями оценки ее оценки, например, занимаемой должности и других факторов.

Различное понимание применения утвержденных положений об оплате труда в правоотношениях с педагогами, порождает нарушение одного из основных принципов трудового права, такого как обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, тем самым законодательно не созданы защитные гарантии работнику. Отсутствие точной методики применения системы стимулирующих выплат позволяет нарушать основные принципы разработки показателей и критериев эффективности работы: предсказуемость, прозрачность. 

Для этого необходимо учитывать специфику образовательной деятельности при расчете размера заработной платы. Важно учитывать тот факт, что в деятельности педагогов невозможно определить фиксированный размер оплаты труда за норму часов преподавательской работы в неделю (ставку заработной платы), потому что ставка заработной платы педагога зависит от такой переменной величины, как количество обучающихся в каждом классе. Кроме того, установить зависимость оплаты труда педагогических работников, в том числе, от такого критерия сложности, как занимаемая должность.

Также следует включить в главу 52 ТК РФ статью, устанавливающую право на получение педагогическими работниками дополнительных выплат в зависимости от опыта работы, интенсивности и сложности труда и занимаемой должности, а также наличия ученой степени.

3. К педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные частью 2 статьи 331 ТК РФ. Однако настоящая формулировка данной части статьи дает возможность охватывать и такие составы преступлений, которые не относятся, ни к воспитательной, ни к образовательной деятельности. Ввиду чего целесообразно дифференцировать конкретный перечень преступлений в зависимости от вида образовательных программ, типов образовательных организаций, контингента обучающихся, с которыми должен работать педагог, вида, степени тяжести и срока совершенного лицом преступления, периода, прошедшего после отбытия осужденным наказания и т.д.

Теоретическая и практическая значимость магистерской диссертации состоит во взвешенно сформулированных выводах и предложениях, которые ставят своей целью повышение качества и эффективности правового регулирования труда педагогических работников, направленных на совершенствование российской системы образования в целом.

Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и библиографического списка.


ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ В ПРАВОВОМ

РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ



§ 1. Единство и дифференциация в правовом регулировании труда педагогических работников



Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. В трудовом праве это воплощается в принципе равенства прав и возможностей работников (ст. 2 ТК РФ). Этот принцип лежит в основе трудовой правосубъектности, которая одинакова для всех граждан, независимо от возраста, пола, национальности, расы и других признаков. Равенство как принцип, способствующий единству трудового права, обеспечивается также общими основаниями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

Вместе с тем трудовое право регламентирует трудовые отношения разнообразных категорий граждан, различающихся по профессиональным, возрастным, физиологическим, социальным, личностным и другим признакам, требующим специального регулирования, что и делает необходимой дифференциацию трудового права. Причем именно такая дифференциация обеспечивает подлинное равенство.

В науке трудового права все основания, определяющие дифференциацию трудового права, принято разделять на две группы. Первая включает основания, обусловленные объективными факторами, характеризующими место и условия работы (вредность и тяжесть производства, особые температурные условия и повышенная интенсивность труда, требующие большего физического или нервного напряжения работника, неблагоприятные климатические условия, отдаленность местонахождения предприятия, разъездной характер работы и т.п.). Эти особенности отражаются в регулировании рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и иных институтов.

Вторая группа оснований дифференциации характеризует граждан, вступающих в трудовые отношения (субъектная дифференциация), т. е. учитываются половозрастные, физиологические особенности работника, состояние его здоровья, характер трудовой связи работника и предприятия. Эти обстоятельства предопределяют особенности в регулировании труда женщин, подростков, инвалидов, пенсионеров, иными словами, субъектная дифференциация конкретизирует применение правовых норм к различным субъектам не в силу исполнения ими трудовых обязанностей в специфических условиях, а вследствие особых свойств, характеризующих их самих.

Установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ). Такие особенности предусмотрены разделом XII ТК РФ. 

Современное законодательство предлагает выделять несколько уровней правового регулирования труда педагогических работников, выстраивая стройную систему нормативных источников: федеральный, региональный, муниципальный и уровень медицинского учреждения.

Разграничение применения общих и специальных норм закреплено пунктом 6 статьи 11 ТК РФ, определяющим установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и др.), педагогических работников в соответствии с ТК РФ (гл. 52). 

К настоящему моменту в законодательстве о труде произошли существенные изменения. Введены новые формы организации и оплаты труда педагогических работников, расширены полномочия предприятий и учреждений в области регулирования заработной платы, что обуславливает необходимость проведения специального теоретического исследования, охватывающего весь комплекс проблем, связанных с правовым регулированием труда в данной отрасли.

На педагогических работников, как и на всех работников Российской Федерации, распространяются нормы ТК РФ. ФЗ «Об образовании», с учетом содержащихся в нем норм трудового права, определяет специфику правового регулирования труда педагогических работников (ст. 5 ТК РФ). Таким образом, сочетание норм ТК РФ и Федеральный закон «Об образовании в РФ» в регулировании труда педагогических работников, позволяет сделать вывод о единстве и дифференциации правового регулирования труда данных работников. 

Проводя анализ единства и дифференциации правового регулирования   труда указанной категории работников, необходимо освятить вопрос единства и дифференциации правового регулирования труда в целом.

Корни вопроса уходят в определение метода трудового права. Как мы знаем, метод в совокупности с предметом и принципами являются основой для выделения самостоятельной отрасли права. Метод трудового права отвечает на вопросы как, каким образом осуществляется регулирование трудовых отношений. В юридической литературе выделяется несколько подходов к описанию метода трудового права. 

Например, Ю. П. Орловский и А. Ф. Нуртдинова, наряду с подходом, основанном на теоретических представлениях о методе любой отрасли права, выделяют отдельный подход, делая акцент на способах установления норм трудового права. При таком определении метода выделяются следующие признаки:

1) сочетание централизованного и локального регулирования;

2) сочетание государственного и договорного регулирования;

3) участие представителей работников в установлении норм трудового права;

4) единство и дифференциация правового регулирования;

5) сочетание императивного и диспозитивного регулирования.

С  точки зрения О. В. Смирнова современный метод трудового права России можно охарактеризовать четырьмя основными признаками: во-первых, сочетанием централизованного и локального регулирования общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права; во-вторых, сочетанием договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования; в-третьих, участием в регулировании общественных отношений трудовых коллективов и профсоюзных органов; в-четвертых, своеобразием способов защиты трудовых прав и обеспечения обязанностей.

Как мы видим, подходы во многом перекликаются и не содержат принципиальных различий. 

Единство трудового права отражается в его общих конституционных принципах, в единых основных трудовых правах и обязанностях работников (ст. 21 ТК РФ) и работодателей (ст. 22 ТК РФ), в общих положениях главы I ТК РФ, в общих нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России (ТК РФ и др.) и на всех работников, где бы и кем бы они ни работали. Выражается в общих для всех производств на всей территории страны, закрепленных в статье 2 Трудового кодекса РФ принципах правового регулирования труда и в единых для всех работников основных трудовых правах и отражается в общих нормах трудового законодательства (общая норма означает распространение ее на всех работников), проявляется в установлении базовых трудовых прав и гарантий независимо от каких бы то ни было условий (отрасли экономики, климатической зоны, характера труда и т.п.). Так, все работники пользуются защитой от принудительного труда, свободой трудового договора, правом на отдых, на судебную защиту трудовых прав и т.д.

Наряду с осуществлением единого для всех работников и работодателей регулирования законодатель (и социальные партнеры) применяют дифференцированный подход к установлению условий труда. Это обусловлено объективными обстоятельствами, ведь сфера применения труда – это весьма подвижная, зависимая от множества факторов область общественной жизни. Очевидно, что работа с вредными условиями труда должна оплачиваться выше и сопровождаться предоставлением дополнительных льгот, поскольку она влечет за собой неблагоприятные последствия для здоровья. То же можно сказать о работе в опасных условиях, под землей, в тяжелых климатических условиях и т.п. С другой стороны, существуют виды работ, которые требуют повышенной ответственности работников, таковой является и трудовая деятельность медицинских работников.

Дифференциация правового регулирования проявляется в установлении особенностей для отдельных категорий работников. Эти особенности могут повышать уровень трудовых прав и гарантий работников либо устанавливать изъятия из общих правил. К основаниям дифференциации относятся следующие:

1) условия труда (нормальные, вредные, опасные);

2) климатические условия (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, безводные районы);

3) физиологические особенности работников (женщины, инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины);

4) социальное положение работников (наличие несовершеннолетних детей и иных семейных обязанностей, совмещение работы с обучением);

5) специфика трудовой связи (сезонный или временный характер работы, совместительство, работа у работодателя - физического лица и т.п.);

6) характер трудовой деятельности (руководство организацией, государственная служба, творческая деятельность и т.п.).

7) отраслевая дифференциация условий труда, т.е. установление тех или иных особенностей в зависимости от сферы применения труда или другими словами отраслевая дифференциация норм. 

Все нормы дифференциации  это специальные (в отличие от общих) нормы, позволяющие разным категориям работников равно с другими осуществлять основные трудовые права и обязанности, как например, раздел XII ТК РФ.

Подчинение регулирования деятельности педагогических работников правилам единства и дифференциации труда очевидно и общепризнано. Учитывая специфичность деятельности медицинского персонала, которая проявляется в его правовом статусе, характере их профессиональной деятельности, применение данного правила необходимо. Каждый педагогический работник, реализуя свое право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, предоставленное статьей 37 Конституции РФ выбирает работу в отрасли образования наибольшей степени соответствующую его интересам и принимает на себя обязанности осуществлять педагогическую деятельность. Вступая в трудовые отношения с образовательной организацией, педагогический работник приобретает основные   права и обязанности, продиктованные статьей 27 ТК РФ и гарантии, вытекающие из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ). 

 Наличие главы 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников» в ТК РФ доказывает присутствие дифференциации труда педагогических работников в зависимости от сферы их трудовой деятельности. 

Вместе с тем, следует отметить, что многообразие специфических особенностей труда педагогов, требующих особого правового регулирования, в Трудовом кодексе Российской Федерации отражено в целой главе.

Как уже было сказано выше, существует и специализированный акт о правовом статусе педагогических работников, однако в ФЗ «Об образовании» особенностям правового статуса педагогических работников посвящена одна отдельная глава 5.

Кроме того, права и обязанности педагогических работников в процессе осуществления практической образовательной и научно-образовательной устанавливаются другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Анализ ФЗ «Об образовании», Трудового кодекса РФ показывает, что без наличия большого количества подзаконных нормативных правовых актов (а часть из них еще не принята) применение правовых норм, содержащихся в ФЗ «Об образовании», затруднено. 

В частности, к таким нормативным правовым актам можно отнести: Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», Указ Президента Российской Федерации «О денежном поощрении лучших учителей» (далее – Указ Президента РФ № 117), Постановление Правительства Российской Федерации Ф «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее – Постановление Правительства РФ № 466), Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу», Приказ Минобрнауки России «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ Минобрнауки России № 1601), Приказ Минобрнауки России от 23.07.2015 г. № 749 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу», Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Приказ Минобрнауки России № 536) и другие нормативные правовые акты, в том числе регионального и локального уровня. 

Дифференциация правового регулирования труда работников проявляется в специальных нормах, которые могут быть трех видов:

1) нормы-льготы, предоставляющие работникам дополнительные гарантии их права на труд, по охране труда, рабочему времени, отпускам; 

2) нормы-изъятия, как-то ограничивающие общие права;

3) нормы-приспособления, которые приспосабливают общие нормы к особенностям данного вида труда (отраслевая дифференциация).

 Существуют так называемые нормы-льготы для педагогических работников. Так, в соответствии со статьей 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Согласно Постановлению Правительства РФ № 1601 норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям-дефектологам, учителям-логопедам. 

В соответствии с Указом Президента РФ № 117 лучшим учителям за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание выплачивается ежегодно, начиная с 2010 года, 1 тыс. денежных поощрений в размере 200 тыс. рублей каждое. 

Статья 3311 ТК РФ является нормой приспособления, которая с учетом характера и ответственности педагогических работников устанавливаются особенности отстранения от работы педагогических работников.

Нормы изъятия среди специальных норм, регулирующих труд педагогических работников, встречаются не часто. Их издание, как правило, объясняется недостатком педагогических кадров в стране и желанием создать льготы для этих работников, чтобы привлечь в образование высококвалифицированные кадры. В качестве примера можно назвать статью 335 ТК РФ и Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 г. № 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» (далее – Приказ Минобрнауки России № 644).

Вопросы правового регулирования труда медицинских работников, в том числе дифференциация норм, являлись объектом исследования многих ученых правоведов. Так, в частности, М. И. Аверьянова на основе анализа особенностей правового регулирования труда отдельных групп работников, упоминаемых в главе 52 ТК РФ, приходит к выводу о существовании профессиональной и внутрипрофессиональной дифференциации правовых норм.

Специфика трудовой деятельности работников образования налагает огромную ответственность за результаты труда, требует максимальных затрат умственной энергии. Труд педагогических работников связан с большим нервным переутомлением.

Поэтому особые условия труда педагогических работников являются одной из важнейших причин, обусловливающих действие специальных норм.

Принятие специальных норм может быть вызвано как одним из указанных факторов, так и комплексом, совокупностью этих причин.

Цели дифференциации правового регулирования труда педагогических работников – в конкретизации и детализации общих норм трудового права применительно к: специфическим условиям и особенностям труда, в создании наиболее благоприятных условий для их творческой деятельности, в привлечении квалифицированных кадров в систему образования. 

Отраслевая дифференциация регулирования труда педагогических работников может показаться дискриминирующей по сравнению с работниками других отраслей. Между тем это неверное представление, именно в силу вышеперечисленных факторов. 

В то же время, отсутствие четкого урегулирования в настоящее время вопросов дифференциации по отраслевому признаку вызывает непродуманное нормотворчество и принятие противоречивых нормативных правовых актов. 

Внутри единства и дифференциации правового регулирования труда педагогических работников по отраслевому признаку наблюдаются и элементы внутренней системы единства и дифференциации. Так, педагогических работников можно дифференцировать по уровням образования и соответственно уровням, с учетом квалификационных характеристик.

Примерами тому служит градация педагогических работников на уровни, установление общей продолжительности рабочего времени в зависимости от занимаемой должности, уровня образовательного учреждения, продолжительности ежегодного удлиненного отпуска, а также дифференцированный подход к оплате труда педагогических работников. 

Так, в соответствии с частями 4-7 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются: уровни общего образования (дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование); уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации).

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Таким образом, сочетание единства и дифференциации правового регулирования труда педагогических работников имеет место быть и должно быть, так как труд педагогических работников очень специфичен. Как и все работники, педагогические работники подчиняются нормам ТК РФ, при этом есть большой ряд иных федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих трудовую деятельность в отрасли здравоохранения. При этом в большинстве случаев (например, оплата труда, рабочее время и время отдыха) особенности труда педагогов учитываются нормами специальных нормативно-правовых актов различных уровней.  

Так, стоит еще раз подчеркнуть, что наличие особенностей правового регулирования труда педагогических работников обусловлено особой ролью педагога в жизни общества. Специфика педагогической деятельности, характеризующаяся высоким уровнем ответственности и значительным эмоциональным напряжением, предполагает существование ряда особенностей регулирования труда педагогических работников общеобразовательных учреждений. На международном уровне основной массив актов в сфере труда, в том числе и педагогических работников, принят специализированным учреждением ООН, занимающимся вопросами регулирования трудовых отношений – Международной организацией труда, членом которой является и Российская Федерация. Кроме того, значительное количество норм международного права в сфере регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций содержится в документах (в том числе договорах), принятых государствами-участниками СНГ.

На внутригосударственном уровне особенности труда педагогических работников устанавливаются нормативно-правовыми актами различных уровней: федеральными, актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 

Кроме того, к числу источников правовых норм в сфере регулирования труда педагогических работников общеобразовательных учреждений относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а также акты социального партнерства и локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций.



§ 2. Критерии дифференциации содержания трудовой функции педагогических работников





В соответствии со статьей 57 ТК РФ для работы в качестве одного из обязательных условий трудового договора выступает трудовая функция, под которой в соответствии со статьей 15 ТК РФ понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы. 

В сфере образования, как и в иных областях, наблюдается определенная тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Данный процесс разделения труда вполне закономерен и проявляется не столько в дроблении, сколько в развитии более эффективных и совершенных обособленных разновидностей педагогической деятельности.

Педагогические специальности объединяются в обособленную профессиональную группу «образование», а в качестве основания дифференциации педагогических специальностей выступает специфика целей и объекта деятельности специалистов в данной группе. В связи с тем, что отношения между педагогом и объектом его деятельности складываются в качестве субъектно-субъектных (человек-человек), то основанием дифференциации выступают различные предметные области знаний, культуры, науки, искусства и пр., выступающие средством взаимодействия.

Следующим основанием дифференциации выступают возрастные периоды развития личности, которые разнятся между собой выраженной спецификой взаимодействия педагогического работника с объектом его деятельности как развивающейся личностью (дошкольный, школьный возраст и пр.).

Необходимость существования дифференциации правового регулирования труда педагогических работников на данный момент обусловлена не только существовавшими всегда факторами (объект направленности труда, объем трудовых функций и пр.), но и требованиями к умениям и качествам, предусмотренных соответствующими профстан.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44