- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности воспитания детей в многодетных семьях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007069 |
Тема: | Особенности воспитания детей в многодетных семьях |
Содержание
Содержание ?? Введение……………………………………………………………………2стр. Глава 1. Семья в структуре социально-педагогической деятельности 5стр. 1.1.Понятие «семьи» и ее характеристики………………………….5стр. 1.2. Роль семьи в формировании личности детей дошкольного возраста 12 с 1.3. Особенности воспитания детей в многодетных семьях Выводы по главе 1 Глава 2. Профессиональная деятельность социального педагога в ДОУ 2.1. Направления деятельности социального педагога в ДОУ 2.2. Организация взаимодействия социального педагога ДОУ и семьи 2.3. Основные ?? направления социального ?? педагога с многодетными семьями Выводы по главе 2 Глава 3 Опытно-экспериментальная ?? работа по реализации ?? программы работы с многодетными семьями «Моя семья – моя крепость!?? » 3.1. Констатируищий эксперимент 3.2. Формирующий эксперимент 3.3. Контрольный этап Выводы по главе 3 Заключение…?? ………………………………………………………………..43стр. Список литературы…?? ……………………………………………………….46стр. Приложения Введение. Семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества. На любом этапе исторического развития государства именно состояние семьи, уровень ее самоорганизации, обеспечивающий стабильность, во многом определяет благополучие или неблагополучие отдельных членов общества. Не случайно Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) признает первостепенную роль семьи и родителей в деле осуществления заботы, воспитания и защиты детей. Закон РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». (Статья 18, пункт 1)[54,23]. С самого человек ?? попадает в ство. Он растет, развиваетcя и умирает ?? в нем. На развитие ?? оказывает ?? влияние различных ?? факторов, биологических, так и социальных. Главным ?? социальным фактором, влияющим ?? на становление ?? личности, является ?? семья. Семьи бывают разными. В зависимости ?? от состава ?? семьи, от отношений ?? в семье к членам семьи и вообще к окружающим ?? людям человек ?? смотрит на мир положительно ?? или отрицательно, формирует ?? свои взгляды, строит свои отношения ?? с окружающими. Отношения ?? в семье также на , как человек ?? в будет строить ?? карьеру, по пути он пойдет. Семья дает человеку ?? очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и семьи, и семьи с или детьми-. Само собой, что отношения ?? и воспитание ?? в этих семьях кардинально ?? отличаются от воспитания ?? в обычной ?? полной семье. Также отличается ?? и в многодетных ?? семьях; в , где часты между родителями;?? в с различными ?? стилями воспитания, т.е. сколько ?? семей, столько ?? и вариантов ?? воспитания личности. Кроме того, может и не личностью, если у нет собственного ?? , собственных ?? убеждений, он подчиняется ?? , чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит ?? от семьи. [58, с 310] Так как каждый человек рождается в своей, определенной ?семье и становится ее членом и таким образом становится и частью общества. Семья осуществляет ?основное воспитание ?ребенка, постепенного включая его в жизнь общества, учит восприятию ?нравственных норм, в семье происходит изучение ?определенных позиций ?и ролей. Семья имеет большое влияние на воспитание ?духовных и общественных потребностей ?человека. Так же серьезное ?влияние оказывает ?семья на формирование отношения к окружающей ?среде, к людям, к труду, к обществу ?в целом. Кроме того, в семье особенно ?ярко проявляются черты солидарности и взаимной ответственности. Семья - это ?? посредник между арены ребенком ?? и обществом. Если семья него не выполняет своих функций, занесенные ??то то страдает весь поэтому ?? мир ребенка, и выявлены ?? нарушаются его связи с обществом. В связи с особой проявиться ?? воспитательной ролью семьи чувства ?? возникает вопрос о том, как подростку ?? сделать так, чтобы занимает ?? максимизировать положительные ?? и родительская ?? минимизировать отрицательные ?? негативное влияния ?? семьи на браке поведение ?? развивающейся личности. Для этого необходимо ?? четко определить ?? внутрисемейные -около психологические ?? , рождается ?? имеющие значение. трудностей ?? Проблемы влияния ?? семьи на группа становление ?? личности была и когда остается ?? одной из сегодня ?? важнейших проблем ?? качестве социальной ?? психологии, педагогики. противном ?? Множество , формы философов ?? и мыслителей ?? обращались в культуры ?? произведениях к проблеме ?? семьи, самой живой, важной и практике ?? проблеме ?? общества, значимой ?? решения эффективный ?? зависти очень и очень многое. осуществляют ?? Влияние семьи на психических ?? формирование личности ?? созданию ребенка ?? признается свидетели ?? многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. находится ?? Проблемы и психике ?? семейного теме волновали ?? уже с находящаяся ?? времен. В которой ?? сочинениях великих ?? сколько мыслителей ?? прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо – мы неформальную ?? находим их стремящийся ?? отношение к семье как влияют фактору ?? воспитания, оценку её роли в характер ?? становлении и исследование ?? дальнейшей жизни рождения ?? каждого человека. В России семьями ?? этой изнутри ?? занимались ?? такие выдающиеся ?? ученые Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. , А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. , К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. , А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. ведь Особенности ?? семьи, линия семейного ?? воспитания, исследования ?? особенности формирования ?? защищает личности ?? ребенка в семье минимальных ?? изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко ?? и другие. В настоящее время в России отмечен повышенный интерес учёных к проблемам современной семьи (Р.В. Овчарова В.А. Сластенин, А.Г. Харчев, Л.М. Шипицына и др). Это объясняется не только профессиональной проблематикой, но и наличием значительных трудностей в развитии этого социального института: меняются виды семейных отношений, снижается стабильность семейно-брачных отношений, что влечет за собой рост числа разводов; снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; увеличивается число родителей, имеющих вредные привычки и ведущих аморальный образ жизни и др. Задача детского сада: оказать грамотную, профессиональную помощь семье; умело организовать совместное, целенаправленное развитие ребенка. Отмечается необходимость в разработке социально-педагогических технологий в работе ДОУ, направленных на повышение воспитательного потенциала семьи, обеспечивающего тот резерв, который может быть реализован в воспитании и развитии ребенка. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что возникает противоречие между возрастающей необходимостью повышения воспитательного потенциала многодетной семьи и недостаточным уровнем разработанности современных подходов обеспечения этого. В настоящее время в России семейное воспитание является приоритетным, но при этом отсутствует единая концепция социально-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста. Е.П. Арнаутова, Е.С. Евдокимова, Л.Я. Олифиренко, Е.И. Сермяжко и др. считают, что раннее включение самого ребенка и его семьи в процесс социально-педагогического сопровождения способствует раскрытию его адаптационных возможностей и создает необходимые предпосылки для его развития. Семья в самым современных ?? условиях не всегда может прямая самостоятельно ?? выйти из основные ?? сложных жизненных ?? ситуаций. Она современная ?? в помощи со . Такую помощь может саморазвитию ?? оказать социальный педагог дошкольного образовательного учреждения. Цель деятельность ?? : изучение ?? психического и состоянием ?? технологий формированию ?? социального с семьей и позицией ?? программу ?? социально- педагогической ?? работы с были многодетными ?? семьями. Объект какие исследования:?? работа проблемах ?? социального педагога ?? с многодетной семьёй. различается ?? Предмет : здоровой ?? технологии детям социального ?? с семьёй. Задачи супружеские ?? исследования: Определить ?? типы . почва Определить ?? основные состояла ?? направления социальной ?? работы с семьёй; воспитаниемРассмотреть систему ?? социально-совместного ?? педагогической поддержки ?? свидетели многодетных ?? семей; укрытием ?? Разобрать и апробировать ?? программу -влияния ?? педагогической работы с многодетными семьями. Для общих решения ?? поставленных задач родственными ?? использовались следующие ?? методы: воспитания ?? теоретические методы: анализ позиций ?? литературы по теме исследования, прогнозирует ?? изучение нормативных ?? и учебно-высокая ?? методических документов;?? результат ?? эмперические методы: Опытно-отрицательно ?? база выражены ?? : МБДОУ нему сад №417 г. потребности ?? Нижнего Новгорода ?? совместной московского ?? района. Глава 1. Семья в структуре социально-педагогической деятельности 1.1. Понятие «семьи» и ее характеристика Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности изменялись в зависимости от характера производства в данном обществе и культурных традиций данного общества. Динамику развития семьи А. И. Антонов и др. характеризуют как переход от родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей [50, с. 43]. Резко возрос интерес к проблемам семьи в конце XX века. Это связано с происходящими кардинальными изменениями в экономической и социокультурной сфере жизни общества, которые оказывают огромное влияние на жизнедеятельность человека: на его положение на работе, в быту, в семье. Семьи, по мнению А.Г. Харчева, во все времена испытывали стресс от перемен: внутри каждой семьи столкновение между традиционными устоями и прогрессом выражалось в форме конфликтов, падения патриархальных авторитетов, изменений в отношениях между детьми и родителями, в новых понятиях о собственности. С развитием технического прогресса семья утратила возможность работать вместе как производственная ячейка. Постепенно структура семьи начала меняться. Так называемая малая (нуклеарная) семья, состоящая из отца, матери и нескольких детей, стала стандартной, социально признанной «современной» моделью во всех индустриальных обществах. [55, с.108] А. И. Кравченко определяет семью как базовую ячейку общества, характеризующуюся, в частности, следующими признаками: союзом мужчины и женщины; добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению и воспитанию детей [30, с.219]. А.Г. Харчев определяет семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства». Семья – это сложное ?? социальное , зависимости ?? которое проблемы ?? определить направлений ?? исторически отрицательно ?? систему между супругами, родителями ?? и детьми, малую общении ?? группу, члены которой ?? связаны брачными ?? или родственными ?? отношениями, общностью ?? быта и усвоению ?? взаимной ответственностью. [55, с.212]. Но, в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые выделены в работах О.Л. Зверевой [24], Л.Я. Олифиренко [43 ], Г. Н. Сафиуллиной [46], П.А. Шептенко [56], А.Г. Харчева [55] и др, и которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем: уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка; увеличение так называемых «легкомысленных», необдуманных браков; непонимание некоторой частью молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье; рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения; увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними; рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем; увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак; рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями; значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни. В связи с этим, состояние семьи как социального института можно оценить как кризисное. Это отмечает, например, В.Н. Гуров, который пишет, что начиная с 70-х годов XX века, нуклеарная семья, характерная для индустриального общества, оказывается в кризисном положении. Ослабляются внутрисемейные и распространяются внебрачные связи, возрастает количество неполных семей, увеличивается число детей, рожденных вне брака [15, с.5]. Исходя из современных реалий, В.Н. Дружинин выделяет три основных структуры современной семьи: Родственная (сложная) – клан родственников с их супругами и детьми. Это наиболее редко встречающийся вид семьи в наше время Нуклеарная (массовая семья) – состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна; Неполная – быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка) [20, с.43]. Основными типологическими показателями семейного строя, считают Ю.Г.Волков и В.И. Добреньков являются численный и структурно-поколенный состав семей. Ими выделены следующие типы семей: Неполная семья – состоит из матери и отца с детьми. Простая семья – состоит из супружеской пары (или одного родителя) и детей (или без детей). Сложная семья – состоит из нескольких поколений супружеских пар, их родных и родственников [11, с.295]. Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все свое существование, Е.П. Арнаутова описывает как неизменные две ее характеристики: семья как социальный институт общества и, следовательно, общество заинтересованно в качестве семьи и организации этого социального института; семья как малая социальная группа и, следовательно, ее члены заинтересованы в ее организации на протяжении всей жизни. Поэтому функции семьи связаны с потребностями общества и личности и их можно подразделить на две группы: как социального института общества; как малой социальной группы. Только успешно осуществляя функции на уровне малой группы, семья может обеспечить и успешную реализацию своих функций как социального института [5, с.23]. . Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова, являются: репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода); экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности); воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи); коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха) [7]. Б.М. Бим-Бад и С.Н. Гавров приводят мнение Л.М. Панковой, о том, что с точки зрения общества функция воспитания сводится к социализации личности, к подготовке определенного, заданного эпохой типа личности с определенным набором личных качеств, необходимых для реализации личности в этом обществе. С точки зрения семьи как малой социальной группы функция воспитания – это весь процесс взращивания ребенка в семье, создание условий для его гармонического развития, объединение трех поколений в ходе самого воспитания, это наращивание опыта взросления с учетом традиций прошлого [7, с.139]. М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: рекреативная (восстановление физических и интеллектуальных сил), эмоциональная (удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите), духовная (совместные проведение досуга и духовное обогащение), социальная (социальный контроль, социализация и инкультурация) [7, с.120]. Последние три функции часто сводят к одной – функции общения, которую Е.И. Сермяжко определяет как состоящую из постоянных эмоционально насыщенных контактов, взаимоподдержки, взаимодоверия всех членов семьи, обеспечивая личности психологический комфорт [49, с.16]. В жизнедеятельности современной семьи, прежде всего, приобретают основное значение функции, связанные с общением и эмоциями, имеющими место, как между супругами, так и детьми и родителями [10, с.57]. Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Неспецифические функции семьи связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению [55, с.118]. Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Таким образом, делая выводы из изученного материала можно сказать что, современное состояние семьи можно оценить как кризисное, но остаются неизменными характеристики семьи как социального института общества и семьи как малой социальной группы. В результате социальных изменений многие экономические функции, функции ухода за детьми, их воспитания и обучения перешли от семьи к другим общественным институтам. Несмотря на все это, семья продолжает оставаться социальной ячейкой, несущей основную ответственность за продолжение рода, социализацию детей и прочие функции. 1.2. Роль семьи в формировании личности детей дошкольного возраста Первый социальный опыт, а также эмоциональное тепло и чувство защищенности могут дать только родители. Согласно А.Г.Харчеву, функция социализации детей относится к специфическим функциям семьи, то есть вытекает из сущности семьи и остается при всех изменениях общества. Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи [55, с.121]. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала» Т.В. Курасова [31, с.5]. Таким образом ни один другой социальный институт не в состоянии в этом смысле заменить ребенку семью. Социальная педагогика оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы: формирование, развитие, воспитание, социализация. Когда употребляется понятие «формирование личности», то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Под развитием личности обычно понимается изменение личностных качеств, мировоззрения и ценностей, жизненных установок и стратегий поведения в социуме [2,с.72]. По определению Г.М. Андреевой: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [2, с.273]. Термин «воспитание», пишет Г.М. Андреева, употребляется в узком смысле и означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. (ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия); в широком смысле слова - воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется[22, с.72 ]. Необходимость семейного воспитания объясняется В.А Березиной следующим. 1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям. 2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию. З. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. 4. Вместе с тем, семья - не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их [6, с.7]. Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. В этом заложен большой педагогический смысл, т.к. сам по себе ребёнок не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда - подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. [24,с.13]. А.И. Захаров подчёркивает, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители так подавляют своих детей, что у них появляется комплекс неполноценности; несдержанный отец формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. [22,с.106-107]. Таким образом, можно представить способы влияния семьи на социализацию личности: состав семьи, или, точнее, структура семьи как единство функционирования ее членов; позиция ребенка в семье - включает в себя его роли в семье; основные (реальные) воспитатели-социализаторы; стиль воспитания в семье; собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи: нравственных качеств и преобладающих в семье ценностей; волевых (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей); эмоциональных (теплота-холодность в отношениях между людьми), интеллектуальных (уровень интеллекта старших); культурных (образование, особенности культуры); познавательных и творческих особенностей [35, с.56]. Отмеченная А. А. Реаном и Я. Л. Коломинским возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса относится к социализации в семье [35, с.114]. Нормирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого и «впитанного» опыта ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям). Ребенок впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Например, если ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Анализируя зарубежные исследования, М.Р. Битянова описывает в родительской позиции две важнейшие переменные: эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание во многом определяет то, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка. Эмоциональное принятие имеет особое значение для развития ребенка от рождения до 3-х лет. Это обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, формирует доверие к ребенку и его потребностям, подталкивая ее к поддерживающему, разрешающему поведению. Как результат – развитие у ребенка чувства доверия к миру, любознательность и открытость отношений. Примерно с 3-х лет вступает в силу вторая переменная родительской позиции – контроль. Он может быть низким и высоким. Можно видеть родителей, которые предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способны настаивать на безоговорочном выполнении своих требований, быть последовательными в их предъявлении. Также можно видеть родителей, которые отстраняются от контроля, предоставляя детям самим формировать систему правил. Контроль проявляется и в том, как родители стремятся к развитию ребенка. Одни настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности, другие не считают своих детей обладателями каких-то ярко выраженных достоинств. Родительское отношение мы видим и в различии методов воспитательного воздействия: родители, которые, добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с ребенком, при этом эмоциональная поддержка присутствует постоянно, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований; и родители, которые не формулируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: крику, подаркам и наказаниям. Эмоциональная поддержка или отсутствует или зависит от послушания ребенка. В зависимости от родительской установки формируется и ребенок. Первый тип детей – зрелая личность. Компетентные дети формируются под воздействием такой установки родителей, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, с их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. Дети уверены в себе, им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские взаимоотношения. Это авторитетный стиль воспитания. Второй тип детей – избегающие дети. У них преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении дружеских контактов. Боятся новых ситуаций. Для их родителей характерно контролирующее, требовательное поведение, сочетающееся с малой теплотой, низким уровнем уважения к возможностям ребенка. Это авторитарный стиль воспитания. Третий тип детей – незрелые дети: не уверены в себе, настроение неустойчивое. Самоконтроль не сформирован. Своей инфантильностью он прежде всего обязаны личностной незрелости своих родителей. Главная черта поведения родителей – отсутствие способности к последовательному контролю. При этом может присутствовать эмоциональная поддержка. Это или либеральный или индифферентный стили воспитания [8,с.4] Родительская позиция не единственный фактор развития ребенка. Позиция формируется, пишет Э.А. Манукян, и от того, какое место в жизни человека занимает воспитательный процесс. Самое благоприятное последствие для развития ребенка будет в том случае, если воспитание собственных детей является для взрослого ценностным процессом. Если же для взрослого воспитание ребенка – это реализация потребности в эмоциональном контакте, т.е. он способ удовлетворения иных потребностей взрослого, тогда взрослый будет препятствовать эмоциональной жизни ребенка. Если воспитание ребенка для взрослого реализация потребности в смысле жизни, то взрослому не нужна самостоятельность ребенка. Он будет неосознанно препятствовать этой самостоятельности под любым предлогом. Если воспитание – это реализация потребности взрослого в достижениях под девиз: «Он добьется всего, чего не добилась я», то ребенок воспринимается хорошим только тогда, пока реализует планы родителей и удовлетворяет их амбиции. Все эти позиции патологичны с точки зрения результатов воспитания, т.к. лишают ребенка права на собственную жизнь и судьбу[35, с.115]. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Нужно сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать спорные вопросы лучше без него. Дети быстро схватывают сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка[13, с.87]. Акрушенко А.В. характеризует дошкольный возраст тесной эмоциональной привязанностью к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен понимать причина конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимается как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликте. Частые ссоры родителей у детей дошкольников могут стать источником их психического нездоровья. Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей [3, с.54]. Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод о том, что семья - важнейший фактор социализации и развития ребенка. В каждой семье объективно складывается определенная, не всегда осознанная ею система воспитания: понимание целей воспитания, формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. В зависимости от родительской установки формируется и личность ребенка. 1.3. Особенности воспитания детей в многодетных семьях Изучив литературу по вопросам воспитания детей, мы пришли к выводу, что ИлитературуИ?Изучвоспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности и проблемы. С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе. Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. В - первых, в многодетных семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: