- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности семейного воспитания в дворянских семьях России 18-19 веков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007113 |
Тема: | Особенности семейного воспитания в дворянских семьях России 18-19 веков |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» Кафедра педагогики Наименование темы курсовой работы Особенности семейного воспитания в дворянских семьях России 18-19 веков Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» Выполнил: Студент 3 курса очной формы обучения направления 44.03.05 Педагогическое образование, профили «Экономика» и «Иностранный язык» Старкова Яна Дмитриевна Подпись__________________ Научный руководитель: к.п.н., доцент Е.В.Кулешева Курсовая работа защищена «___»_____________201__г. Оценка_________________ Члены комиссии: __________________/_____________/ подпись/ Ф.И.О. __________________/_____________/ подпись/ Ф.И.О. __________________/_____________/ подпись/ Ф.И.О. Самара, 2017 Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей семейного воспитания в дворянских семьях XVIII-XIX веков……………………….7 1.1.Особенности образа жизни русского дворянства……………….7 1.2. Содержание семейного воспитания детей в дворянских семьях XVIII-XIX веков …………………………………………………..11 Глава 2. Специфика семейного воспитания в дворянских семьях XVIII-XIX века 18 2.1. Основные черты, принципы и основы семейного воспитания……………………………………………………………………..18 2.2. Условия домашнего воспитания детей в дворянских семьях……………………………………………………………………………27 2.3. Достоинства и недостатки семейного воспитания в дворянских семьях........................................................................................39 Заключение 44 Список литературы 46 Введение Воспитание спасет мир - в этих словах Л.Н. Толстого заключена мысль об исключительной роли воспитания. Поведение родителей, их система ценностей и взглядов на мир, отношение друг к другу и к ребенку служили и служат школой жизни для подрастающего человека. В России XVIII-XIX века все сословия характеризовались достаточно высокой степенью организации, наличием собственной этики и норм поведения. Семья — самая важная, самая значимая единица общества, в которой пример родителей, их взгляды на мир, активность самого ребенка служили школой жизни для маленького человека. Начиная разговор о семейном воспитании дворян XVIII-XIX века, нужно сначала понять что вообще собой представляла дворянская семья того времени. Идеология развития такого института общества как семья покоилась ещё на заведённом Петром I порядке, который гласил, что служба напрямую связана с дворянским достоинством и образованием дворянина, так как достоинство дворянское, в свою очередь, измеряется в зависимости от уровня образования. Но так как службу несли, конечно же, лица мужского пола, то и образованию мужскому в то время уделялось большее внимание, нежели женскому, так как дворянин на службе представлял не только себя, но и весь свой род. Семья представляла собой строгую иерархию её членов, а проявлялась эта иерархия в том, что каждый член семьи выполнял свою определённую функцию. Но начнём с разделения не по отдельным членам семьи, а по гендерному признаку. Главой семьи являлся отец семейства, не только в дворянских, но и в семьях других сословий – крестьянских, мещанских и т.д. Это обосновывалось связью абсолютистского строя государства со всеми сферами жизни общества, в которой и семья не являлась исключением. Подобно тому, как Бог управляет судьбами людей, монарх – государством, так и отец в семье должен был управлять её членами и заботиться об их благополучии. Отец был представительным лицом своей семьи в обществе и, наоборот, представлял целое общество в своей семье [10, c.203]. С XVIII в. дети стали предметом особого общественного внимания. Забота о воспитании, комфорте ребенка являлась показателем развития общества, его высокого сознания и дворянской культуры, определявшей духовное развитие России. Детство становится одной из важнейших тем. Дворянство выделялось среди других сословий русского общества своей отчетливой, выраженной ориентацией на некий умозрительный идеал. Во второй половине XVIII века дворянская элита, мечтая о лидерстве своего сословия в политической, общественной и культурной жизни России, справедливо усматривала основную преграду к достижению этой цели в удручающе низком культурном уровне подавляющего большинства русских помещиков. К дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», т.е. воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу. С позиций современной педагогики недостатки такого воспитания очевидны. «Дворянское воспитание» это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают. Поэтому важны не столько теоретические предписания, сколько те принципы, которые реально проявлялись в быте, поведении, живом общении. Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Дворянство – это серьезная система со своими правилами и нормами поведения. Кодекс этого благородного сословия обязывал всех принадлежащих к нему вести себя определенным образом. На проблему воспитания среди дворян особое внимание обратил А.С. Пушкин. Он подчеркивает, что при изучении этого вопроса более важным является не столько семейный, сколько социальный аспект. Дворянин должен был обладать такими качествами, как учтивость в обхождении, служение Родине, честолюбие, честность. Кроме того, в заметке «О дворянстве» Пушкин пишет о воспитании чести, уточняя, что в это понятие входят независимость, храбрость, благородство. Хотя он делает оговорку: эти качества – природные, но «образ жизни может их развить, усилить или – задушить» [2, c.10]. Актуальность исследования. В настоящее время все сильнее проявляется интерес к дворянской культуре. Знакомство с образом жизни и бытом русских дворян может помочь лучше понять традиции дворянского семейного воспитания и использовать их в процессе духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Появляется множество публикаций, посвященных как отдельным сюжетам этой темы, так и различным представителям дворянства, их деятельности и т.д. Эти работы помогают понять своеобразие дворянской культуры, показывают, что представители этого сословия были людьми особого «склада». Для исследования в рамках данной работы был выбран XVIII-XIX век, поскольку в этот период окончательно сформировались определяющие черты дворянской идеологии - понятие дворянской чести и долга, нравственного достоинства, высокого патриотизма. Объект исследования: семейное воспитание. Предмет исследования – семейное воспитание в дворянских семьях XVIII-XIX веков. Цель курсовой работы: рассмотреть особенности семейного воспитания в дворянских семьях XVIII - XIX века. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - выявить особенности образа жизни русского дворянства; - исследовать специфику содержания воспитания детей в дворянских семьях XVIII-XIX веков; - проанализировать основные черты, принципы и основы семейного воспитания; - выявить условия домашнего воспитания детей в дворянских семьях; - исследовать достоинства и недостатки семейного воспитания в дворянских семьях. Гипотеза исследования. Выявление особенностей семейного воспитания в дворянских семьях XVIII-XIX века, вероятно, позволит определить их актуальность в современном воспитательном процессе. Методы исследования: анализ научной и методической литературы, обобщение. Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных авторов в области истории педагогики, в первую очередь, таких как Д.И. Латышина, И.И. Кондрашин, О.С. Муравьева. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей семейного воспитания в дворянских семьях XVIII-XIX веков 1.1.Особенности образа жизни русского дворянства Зарождение дворянства в России пришлось на XII-XIII века, это была низшая прослойка военно-служилого сословия, из которого формировался двор боярина или князя. Со временем дворяне стали главной социальной поддержкой княжеской власти. На протяжении нескольких веков обязанность дворян была поступать на службу к государю, и только после издания Екатериной II Жалованной грамоты дворянству от 1785 года дворяне преобразовались в сословие с большими привилегиями. Грамотой они были освобождены от воинской повинности и выплат налогов, оформив организацию дворянского самоуправления на местах. Помимо этого, дворяне как сословие получали ряд привилегий в том числе, исключительное право владение землями и крестьянами, право торговать и заниматься промышленностью, освобождение от физических наказаний, право на самоуправление и собственное сословное [11, c.540-541]. Сословие дворян было довольно неоднородно. Помимо русских дворян, в него входила верхушка территорий присоединённых к России (немецкое отезейское рыцарство, магнаты из Польши и шляхта, казачья старшина украины, бессарабские бояре, грузинские тавады и азнауры, мусульманские князья, ханы и т.п.). В период всего XIX в. дворяне были на ведущих должностях в управленческо-бюрократическом аппарате государства и составляли основу офицерского корпуса. Гражданская служба считалась не престижной, и дворяне, обычно начинали с армейской службы, после чего, поступали на гражданскую службу, или при получении высшего образования, сразу поступали на гражданскую службу, но не с низших чинов. С середины XIX в. Служба становилась единственным источником к существованию для большинства дворян. К концу XIX в. дворянство составляло 90 % офицерского корпуса и 75 % общей численности классных чиновников. Высшие бюрократические должности в большинстве случаев также занимали потомственные дворяне. Гражданская служба в финансовом плане была выгоднее военной, но, в кругах поместного дворянства, всё так же считалось хорошим тоном показывать презрение к гражданскому чину. Так как дворянство было культурным, образованным и грамотным слоем, то из него формировалась вся политическая элита. Представителями дворянства являлись наиболее яркие реформаторы XIX в. (С.Ю. Витте, М.М. Сперанский, П. Д, Киселев и др.), и «охранители» российского самодержавия (А.Х. Бенкендорф, Н. М, Карамзин, К.П. Победонсцев). Дворянство значительно повлияло на развитее истории русской культуры и общественной мысли первой половины XIXв. Дворяне, как наиболее независимые и образованные представители российского общества формировали движения оппозиционные правительству, демонстрируя широкий круг позиций - от умеренно-либеральных до радикально-социалистических. Поэтому, дворянство отражало интересы множества социальных групп общества и выступало за разные направления развития общества. Жизнь дворянства делилась, на домашнюю и светскую. Светская жизнь заключалась, в осуществлении местного самоуправления. Для осуществления самоуправления дворяне уездов и губерний объединялись в дворянские общества. Раз в три года проводились уездные и губернские выборы, которые были весомым событием в жизни помещиков, предметом их волнений и обсуждений. На выборах избирали предводителей дворянства, судей, исправников и многих других выборных должностных лиц. В рамках данной работы нас интересует, прежде всего, домашняя жизнь российских дворян. Дворянство и интеллигенция придерживались идеалов буржуазной семьи с такими ее классическими чертами, как разграничение деловой и частной жизни, распределение ролей: мужчина - кормилец, жена - возлюбленная и мать, автономность и закрытость от общества. Личность становится более индивидуальной, отношения между супругами и детьми - более близкими. Дом и обретает значение убежища, в котором можно укрыться от забот, расслабиться и психологически реабилитироваться [23, c.156]. Важной составляющей культуры любого общества или сословия является культура общения. Младшие по возрасту, чину или общественному положению обязаны были демонстрировать в общении подчеркнуто уважительное отношение к старшим. Старшим же разрешалось несколько пренебрежительная манера обращения к младшим. Основы речевого этикета закладывались с раннего детства в семье. В дворянских семьях дети обращались к родителям и старшим родственникам только на «Вы». В аристократических семьях обращение «Вы» было нормой даже при общении супругов между собой, хотя стоит отметить, что в среде провинциального дворянства такое обращение было редкостью. Обращения между малознакомыми и вовсе не знакомыми людьми отличалось большим разнообразием. Наиболее уважительными и официальными были обращения «милостивый государь» или «милостивая государыня». Данная формула подчеркивала дистанцию в общении и могла использоваться также и знакомыми при охлаждении или обострении отношений. В просторечии обращения упростились до «государь» и «государыня», а затем - до «сударь» и «сударыня». В служебной среде младший по чину при обращении к старшему по титулу или званию использовал ряд формул: от «вашего благородия» до «вашего превосходительства». Вышестоящие обращались к подчиненным «господин» с добавлением фамилии, либо чина или должности. Быт представителей дворянского сословия различался в зависимости от места их проживания - в городе или в деревне. Деревенские помещики в основном владели усадьбами и содержали штат прислуги, необходимый для ухода за ней. Столичные дворяне в большинстве своем арендовали жилье. В основном - квартиры доходных домов, меблированные комнаты, номера в гостиницах, пансионах или дачи. Доходные дома не предназначались для индивидуального пользования, квартиры в них сдавали внаем. В каждой квартире было по две параллельных анфилады комнат. Такие двусторонние квартиры ценились, поскольку их было легко проветривать. А.А. Фет писал: «Что такое дворянская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической? Это «дом» и «сад», устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с «природным» в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого созерцания». Излюбленным развлечением дворянства в XIX веке были балы. Пышность бала зависела от финансовых возможностей принимающей стороны. В богатых домах для приемов служили парадные апартаменты. Званые вечера выполняли очень важные социальные функции, позволяя налаживать и поддерживать связи не только между разными кругами общества, но и между поколениями. Это было очень существенно, так как обыкновенно женщины выходили замуж рано, а мужчины женились относительно поздно, после того как достигали заметных чинов или определенного положения в обществе. Так что на самом деле званый вечер, особенно сопровождавшийся балом, был своеобразной ярмаркой невест. Таким образом, светская жизнь играла большую роль в личной и общественной жизни российских дворян. Балы были не только развлечением, но и формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта. В этом смысле светская жизнь получала ценность общественного дела. 1.2. Содержание семейного воспитания детей в дворянских семьях XVIII-XIX веков Дворянство отличалось от других сословий российского общества ярко выраженной ориентацией на некий умозрительный идеал. Дворянская элита стремилась к вершине в политической, общественной и культурной жизни России, но существенной преградой на пути к лидерству являлся очень низкий культурный уровень большинства помещиков. Однако, идеологи дворянства брались воспитать из детей грубоватых и недалеких помещиков просвещенных и добродетельных граждан, благородных рыцарей и учтивых кавалеров. Такое воспитание имело характер «нормативного» и было направлено, прежде всего, на то, чтобы сформировать личность ребенка в соответствии с неким определенным образцом. Главную роль в дворянском воспитании играли не теоретические предписания, а принципы, проявлявшиеся в обычной жизни, поведении, живом общении. Мироощущение дворянина во многом определялось положением и ролью в государстве дворянского сословия в целом. Дворянство было одновременно привилегированным и служивым сословием, и это рождало в душах дворян сочетание чувства избранности и чувства ответственности. Отношение к военной и государственной службе связывалось в понимании дворянина со служением России. «Любить Отечество свое и верою ему служить» - эта установка была главным мотивом дворянского воспитания.. «Служить верно» предписывал кодекс дворянской чести, придавая данному правилу статус этической ценности. Важным принципом дворянской идеологии было убеждение в том, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств [5]. Дворянского ребенка ориентировали не на успех, а на идеал. Он обязан быть храбрым, честным, образованным не для того, чтобы достичь славы или богатства, а потому, что он - дворянин и не должен ни в коем случае замарать свою честь. Дворянская честь выступала одной из главных сословных добродетелей. В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно преобладающим над любыми другими соображениями, даже над голосом разума. Ребенок должен был привыкнуть отвечать за свои слова и поступки. Высоко ценилось «честное слово». Нарушить его - значило безвозвратно погубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным. В такой обстановке повышенной требовательности и - одновременно - подчеркнутого доверия воспитывались и дворянские дети. Жизнь ребенка дома, в семье была подчинена довольно строгим правилам: соблюдение дисциплины, послушание родителям, сочетание этического и этикетного, следование жесткому распорядку дня. День юного дворянина начинался рано, иногда уже в 6 утра, затем следовало обливание, молитва, уроки, прогулки и разнообразные занятия. За соблюдением распорядка следили гувернеры. Завтраки, обеды и ужины проходили обязательно в кругу всей семьи, за большим столом, в строго определенные часы. Большое внимание уделялось православному воспитанию. Ежедневная утренняя и вечерняя молитва были обязательны для всех членов семьи. В воскресные и праздничные дни дети вместе с родителями посещали литургию. Отношения детей с родителями в дворянской семье далеко не всегда были близкими. Согласно нормам воспитания высшего света, между родителями и детьми поддерживалась довольно большая дистанция. Время общения с родителями часто ограничивалось обязательным утренним приветствием и прощанием перед отходом ко сну. Остальное время воспитанием детей занимались няньки и гувернеры. Со стороны родителей, особенно матери, было не принято восторгаться своими детьми или чрезмерно ласкать их. Нормой считалась лишь беспристрастная оценка их хороших и дурных сторон. В мемуарах XIX века отражен широкий спектр чувств родителей по отношению к ребенку: от любви до игнорирования. В целом в эмоциональном плане дворянский ребенок находился на периферии семьи. Родители в первую очередь заботились о развитии ребенка, не считаю проявление любви обязательным. Безусловное почитание родителей остается обязательной ценностью дворянского общества. Применение наказаний в отношении юных дворян являлось распространенной практикой. Их могли лишить сладкого, заставить стоять у стола в продолжение всего обеда, поставить в угол или закрыть в темной комнате. За серьезные провинности детей били линейкой или розгами по рукам. Наказывали чаще всего гувернеры и гувернантки, постоянно следившие за поведением детей. Такой постоянный контроль представлял своего рода тренировку: правила хорошего тона должны стать привычкой, выполняться на автомате. Под неусыпным контролем гувернера ребенок приучался следить за собой и своим поведением каждую секунду. С современных позиций дворянское воспитание может показаться суровым, однако, его строгость объясняется, во-первых, четким представлением о том, какого человека следует воспитать; во-вторых, убеждением, что результат достижим. Если честь являлась основным стимулом, естественно, что ориентиром в поведении человека становились не результаты, а принципы. В ребенке с детства воспитывали обостренное чувство собственного достоинства, применяя целую систему разных, порой внешне не связанных между собой требований. Безусловным достоинством дворянина считалась храбрость, которую стремились выработать путем волевых усилий. Храбрость и выносливость требовали физической силы и ловкости, поэтому физическому воспитанию дворянских детей уделялось большое внимание. Их учили ездить верхом, плавать, владеть оружием, приучали не бояться холода. В общем контексте этических и мировоззренческих принципов физические испытания как бы уравнивались с нравственными. Считалось, что любые удары судьбы следует переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства [9, c.68]. Этические нормы перекликались с этикетными. Считалось неприличным и недостойным дворянина демонстрировать чувства, не вписывающиеся в принятую норму поведения. Способность скрывать от посторонних глаз «мелкие досады и огорчения» считалось обязательной чертой воспитанного человека, который должен был уметь прекрасно владеть собой и ситуацией: направить беседу в нужное русло, разрядить обстановку, переключить внимание собеседников и т.д. Воспитанный человек не должен был обременять окружающих своими личными неприятностями, но при этом уметь защитить свой внутренний мир от непрошенных свидетелей. Таким образом, внешняя сдержанность и самообладание естественно увязывались с обостренным чувством собственного достоинства, с уверенностью в том, что демонстрировать всем свое горе, слабость или смятение недостойно и неприлично. Однако правила хорошего тона не сводились к набору этикетных рекомендаций. В их основе лежал ряд этических постулатов, которые должны были реализовываться через соответствующие внешние формы поведения. Важным моментом в воспитании дворянских детей являлось обучение искусству нравиться людям. Кроме нравственных принципов они получали умение в тактичной и ненавязчивой форме дать почувствовать людям свое уважение и доброжелательность. Юные дворяне осваивали не только элементарные правила поведения, но и перенимали множество едва уловимых оттенков в поведении и манерах, учась быть учтивыми и любезными. Хорошим примером может стать воспитание детей в царской семье из последней императорской династии России. У последнего русского императора Николая Александровича и его супруги императрицы Александры Федоровны родилось пятеро детей: цесаревич Алексей и его сестры, великие княжны Анастасия, Мария, Татьяна, Ольга. Детей, несмотря на высочайшее происхождение, воспитывали строго. Воспоминания современников и дневники императрицы позволяют составить полное представление об основных принципах воспитания царских наследников. Современники отмечают, что они росли воспитанными, развитыми, вежливыми, послушными и отличались высокими нравстсвенными качествами. Можно говорить о следующих воспитательных принципах, принятых в царской семье: первоочередная роль личного родительского примера. Воспитание детей начинается с воспитания родителей. Пожалуй, это основа всей системы, без которой невозможно добиться эффективности воспитательного процесса; религиозность; искреннее послушание; разумная строгость; постоянная занятость детей делом; патриотизм; строгая дисциплина; серьезное физическое воспитание; спартанские условия жизни; привитие нравственных качеств через реальные дела. Наследники росли в атмосфере родительской любви. Питательной средой и устойчивой нравственной основой для них было взаимное уважение родителей. Император Николай и его царственная супруга относились друг к другу с предельным вниманием и терпением, не допускали ссор, особенно при детях, имели общие интересы. Все это самым благотворным образом отражалось на психическом здоровье детей. Дети с рождения были отделены от взрослой жизни венценосной семьи. Маленькие наследники росли под присмотром тщательно отобранных воспитателей. После шести лет их общение с родителями, особенно с матерью, становилось более тесным и наполнялось ежедневным воспитательным контекстом. Религиозность и послушание – вот чему учили детей с пеленок. Ослушаться мать или отца было так же невозможно, как нарушить основы христианской добродетели. Высокая духовность окутывала детские души с первых дней жизни. Девочкам царской семьи запрещалось общаться с девушками высшего света, если у последних появлялся хотя бы намек на развязность. Весьма строгим был и отбор книг для чтения детей. Александра Федоровна считала, что только сильный духовный стержень позволяет сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность. При этом послушание не было навязано извне. Дети слушались родителей не из страха наказания, а из боязни огорчить или обидеть их. Безусловно, наказания в царской семье все же случались. Самым серьезным было лишение общения. Ребенок оставался в своей комнате в полном одиночестве. Так он учился размышлять о проступке. Строгость воспитания касалось и материальной стороны. Никаких дорогих подарков. Первое настоящее украшение – золотой браслет – девочки получали в подарок на двенадцатилетие. Младшие девочки носили платья выросших сестер. Русская царская семья на протяжении веков основное воспитательное значение уделяла патриотическому воспитанию. Так, мальчиков с ранних лет воспитывали в патриотических традициях. Они рано начинали готовиться к военной службе. Игрушки на военную тематику традиционно использовались для ранней военной подготовки. Особое отношение уделялось дисциплине, умению планировать свое время. Дети должны были записывать в личный дневник все события дня. Без такой записи вечером нельзя было отправиться в кровать. Эта привычка формировала не только внутреннюю дисциплину, но и ответственное, осознанное отношение ко всему окружающему. Строгость царственных родителей сочеталась с огромной нежностью. Император Николай при любой возможности проводил время с детьми. Мог вместе с ними пошалить, не видя ничего дурного в том, чтобы на время отвлечься от государственных дел. Дети ценили внимание отца на вес золота. С самого юного возраста наследники Николая II ни минуту не пребывали в праздности. Их время было расписано по минутам: обучение, рукоделие, игра, чтение, прогулки, занятия спортом. Личный пример родителей способствовал тому, что царские дети учились старательно и ответственно выполнять даже те поручения, которые им не нравились. Важное значение Мария Федоровна придавала тому, чтобы научить детей быть полностью самостоятельными, независимым от других людей, иметь внутреннюю силу противостоять соблазнам и трудностям. Императрица считала, что родители должны подготовить детей к любому развитию событий, в том числе к испытаниям и лишениям. Цесаревич Алексей и его сестры учились самоотречению, заботились о животных, которые жили в парке недалеко от дворца, изготавливали подарки для малоимущих подданных. Милосердие и сострадание были обязательной частью духовного развития. Так, старшие девочки из императорской семьи вместе с матерью во время Первой мировой войны работали в госпитале для раненых. Обязательным компонентом воспитания была высокая физическая активность. Дети проводили много времени на свежем воздухе при любой погоде, активно двигались. Пешие и конные прогулки были обязательными. Большое внимание уделялось танцевальной культуре, искусству верховой езды. Таким образом, обучение детей в царской семье становилось законченной, логичной системой воспитания. Глава 2. Специфика семейного воспитания в дворянских семьях XVIII-XIX веков 2.1. Основные черты, принципы и основы семейного воспитания Дворян, с самого раннего возраста готовили к исполнению социальной роли. Именно заботами о будущем своих детей руководствовались родители, подбирая для них надлежащие методы воспитания. Поскольку роли у мальчиков и девочек были разные, то воспитание подразделялось на женское и мужское. Во многом качество воспитания и образования зависело от средств, которыми располагает семья, а так же от того положения, которые занимали родители в обществе. Общепринятые нормы дворянского воспитания сложились лишь к XIX веку и включали в себя обязательный контроль над ребенком старших членов семьи, нянек, гувернеров, учителей. Няня приставлялась к малышу сразу же после его рождения. В ее первоначальные обязанности входило следить за чистотой детской и гигиеной младенца. Она следила за чистотой и состоянием белья, детской посудой, освещением и отоплением, командовала приставленной к детской прислугой и присматривала за кормилицей [2, c.10]. С. В. Капнист-Скалон очень тепло вспоминала свою няню в мемуарах: «Мы жили с няней, старушкой доброй и благочестивой, которая, выкормив грудью и старшую сестру мою, и старшего брата, так привязалась к нашему семейству, что, имея своих детей и впоследствии внуков, не более как в 14 верстах, не оставляла нас до глубокой старости своей и похоронена близ умерших братьев и сестер моих на общем семейном кладбище нашем. Мать так уверена была в преданности и усердии и опытности этой доброй женщины, что и отдала нас на ее попечение» [2, c.11]. Что касается мальчиков, то няня была с ними лишь до определенного возраста. Обычно до пяти лет. После чего к нему приставляли «дядьку» — по сути своей, тоже няньку, только мужского пола, в чьи обязанности входило привносить в первоначальное воспитание дворянина мужской элемент [2, c.13]. Своих «дядек» с благодарностью вспоминали поэты А.А. Фет и А.С. Пушкин. «Дядька» А.С. Пушкина, Никита Козлов, был при своем воспитаннике одновременно и камердинером, и дворецким, и оставался в этом качестве при Пушкине практически всю жизнь поэта. Н. Т. Козлов был старше Александра Сергеевича примерно на двадцать лет и стал дядькой еще молодым человеком. Служил он Пушкину и до лицея, и после, с 1817 года; был ему очень предан. Вместе с Никитой Тимофеевичем Пушкин был в южной ссылке. И даже в последние годы жизни поэта, верный «дядька» жил при нем, в Петербурге, помогал при издании «Современника» и других творческих делах поэта. На его же долю выпала «печальная честь» перенести раненого на последней дуэли Пушкина из кареты в дом, а после смерти поэта сопровождать тело в Святогорский монастырь, он «не отходил почти от гроба». По воспоминаниям дворянского офицера А. М. Загряжского, он очень сильно мучился в учебе по вине некомпетентного «дядьки»: «Приказано ему было, чтоб я под его надзором продолжал учение, что он и исполнял в точности. В это время я едва мог читать и худо писал, но в назначенное время он меня сажал читать, сам сидел безотлучно, повторяя: читайте, батюшка. Я не знал, что читал, а он не понимал, и оба проводили так часы моего ученья. Потом заставлял писать, уговаривая страничку написать хорошенько – «повезет кататься». Нередко бывало заложат дрожки и дожидаются конца моего уроку, но как бы я ни старался, да к несчастию ежели капнул (речь идет о чернилах) или как нечаянно замарал, то уже никакие уверения не могли его уговорить. Дрожки отъезжают, а мне твердит: „зачем капнули“. Итак, я за все старание награждаюсь своими слезами. Вот как приохочивали меня к ученью»[2, c.16]. Во второй половине XIX века традиционный институт нянек и «дядек» уходит в прошлое. Это связанно с раскрепощением крестьян и разорением дворянства. Как правило, кормилицы, няни и «дядьки» избирались из числа крепостных (в основном у поместного дворянства), иногда нанимались специально обученные люди, иностранцы или даже дальние родственники. Когда же произошел коренной перелом в дворянской, традиционной среде, воспитание детей легло полностью на плечи родителей, в большей степени матери, так как позволить няню себе могли не все, как и содержать родственников-помощников. Основным способом воспитания на протяжении всегоXVIII-XIX века, оставался образ жизни родителей и стиль их поведения, усваиваемый ребенком в качестве образца. Воспитание разума и нравственности считалось возможным лишь при постоянном надзоре за ребенком со стороны воспитателя (в основном, гувернера). В круг его обязанностей входило не только преподавание курса наук, но, прежде всего, воспитание манер, стереотипов поведения. Ведь «неумение вести себя в предписанной манере, могло вести не только к изгнанию из общества, но и к разрыву семейных уз»[13, c.12]. Хоть учитель и выступал как высший авторитет для воспитанника, он все равно оставался на положении слуги. Поэтому он не возбуждал ни любви, ни дружбы, ни страха. Редкие мемуаристы оживленно вспоминали своих учителей, ограничиваясь лишь сухим изложением фактов. Особое внимание уделяли девичьему воспитанию. До замужества дочери мать несла за нее полную ответственность. Ее нравственное воспитание было возложено на гувернанток, с которыми, впрочем, по свидетельству мемуаристок, у воспитанниц редко устанавливались добрые отношения. А. П. Керн в своих воспоминаниях о детстве сетовала на свою гувернантку за то, что та каждый день, после завтрака, вела ее и кузину, гулять в парк «несмотря ни на какую погоду». Также гувернантка заставляла их лежать на полу, чтобы «спины были ровные» [8, c.81]. Девушка строго должна была соблюдать нравственные нормы: верить в Бога, молиться, соблюдать христианские догматы, почитать отца и мать, быть преданной монархии и беспрекословно подчиняться воле старших. Наряду с этим существовали обязательные правила благовоспитанности для молодых дворянок, подразумевающие «приличное» поведение и избегание «неприличных» ситуаций. Например, неприличным считалось барышне одной выйти на улицу, там можно было появляться только в сопровождении гувернантки, старшей родственницы или лакея, неприличным было громко говорить и смеяться, вступать в разговор с незнакомым человеком, особенно «не своего круга», дерзить родителям или вступать с ними в спор, либо фамильярничать, беспокоить их по пустякам. Как вспоминал граф В. А. Соллогуб: «Жизнь наша текла отдельно от жизни родителей. Нас водили здо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: