VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности внутренней политики Б

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001481
Тема: Особенности внутренней политики Б
Содержание
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное 
образовательное учреждение высшего образования 
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)
     
     Институт гуманитарных наук
     
     Кафедра политологии и международных отношений
     
     
     
     
     КУРСОВАЯ РАБОТА
     
     ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА
     (В ПЕРИОД 1996 – 1999Г.Г.)
     
Направление подготовки 41.03.04 Политология
     
     
     
     
     Научный руководитель
     		д. полит. н., профессор В.А.Ковалев 
     
     Исполнитель
     Гашевская Кристина Богдановна
     
     
     
     
     
     
     
     
Сыктывкар 
2016
      
      ВВЕДЕНИЕ
      1. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 1996 ГОДА: ИДЕЯ, ХОД, ИТОГИ
      1.1. Президентство в политической системе постсоветской россии
      1.2. Особенности и итоги выборов 1996 года 
      2. ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫБОРОВ 1996 ГОДА 
      2.1. Положительные и кризисные явления внутренней политики в период 1996 – 1999 г.г.
      2.2. Политическая ситуация в стране после прошедших выборов
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      ЛИТЕРАТУРА
       ПРИЛОЖЕНИЕ
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

ВВЕДЕНИЕ
      В истории нашей страны большую и наиважнейшую роль играли и играют политические лидеры. От их компетентности, идей, умения консолидировать общество во многом зависел и зависит ход реформационного процесса, выбор того или иного пути для России. Особую роль играет Президент РФ, определяющий согласно Конституции Рф внутреннюю и внешнюю политику. В истории нашей страны Борис Николаевич Ельцин вошёл как первый Президент РФ, осуществивший радикально-демократические преобразования, но оставивший страну в состоянии социально-экономического кризиса. 
      Целая эпоха прошла под знаком противоречия и в основном осталась в воспоминаниях как кризисная эпоха, но не стоит забывать, что именно в данный период президентства Ельцина берут свое начало такие важные политические институты как выборы и президентство, так же впервые в России начали широко использоваться СМИ в политических целях. Актуальность курсовой работы заключается в изучении трансформации и становления политической жизни страны, ведь именно все проводимые реформы, а так же социальная ситуация в стране зависела от игр и конфликтов политической элиты. С одной стороны, можно бесконечно обвинять первого президента в неудачах, но если взглянуть с другой стороны, то это ведь совершенно новое состояние для страны и Борису Николаевичу, воспитанному на идеалах партии КПСС было сложно выстроить политическую вертикаль для стабилизации жизни совсем молодого государства.
      Проблемы политической деятельности второго президентского срока Ельцина в качестве Президента РФ довольно широко освещены, несмотря на относительно короткий промежуток времени, отделяющий нас от изучаемых нами событий. Особенность литературы по теме состоит в том, что она представлена в основном в виде мемуаров и воспоминаний помощников и приближённых Ельцина.
      Можно выделить два этапа в изучении данной проблемы. Первый этап хронологически охватывает 1994 - 1999 годы. В данный период заметно происходило выдвижение и утверждение Ельцина как политического лидера страны. Это наложило определенный отпечаток на исследования, появившиеся в этот период.
      Особенно стоит отметить мемуары самого Ельцина, такие как «Записки президента»1, «Президентский марафон»2. 
       В мемуарах первый президент ведет диалог с самим собой и анализируя события прошлого, конструктивно критикует себя, давая понять, что ему как президенту не оставляли выбора действий, и следовательно многие меры, на которые ему пришлось пойти, будь-то подписание указа №1400 или расстрел Белого дома, были вынужденными.
      Так же в данную группу можно мемуары политических деятелей-современников Ельцинской эпохи – это мемуары, Коржакова3,  Грачева4, Куликова5, Попова6 и т.д. 
      Авторы повествуют нам о событиях, в которых они были не только свидетелями, а даже участниками. Данный материал представляет для нас интерес, так как повествование ведется от первого лица участника политической жизни эпохи, а так же он наполнен историческими фактами. Например, Коржаков - бывший руководитель Службы безопасности Президента России – в своей книге повествует об особенностях характера, привычках, стиле работы, атмосфере в «Семье», тайном и явном в окружении первого Президента России.
      Второй этап в изучении проблемы начинается с 2000 года, когда Б.Н. Ельцин сошел с политической сцены, и продолжается до сих пор. Авторы коллективного труда «Эпоха Ельцина. Очерки политической истории»7, оправдывают даже самые жестокие действия Б.Н. Ельцина, Съезды же народных депутатов РФ характеризуют как «опасный атавизм советской системы, тормоз политической эволюции». Выводы книги принципиально расходятся с уже сформировавшимся в отечественной науке взглядом на сущность и перерождение партийной элиты в России начала 1990-х гг. и отражают скорее  интересы авторов, т.к. была написана, в основном, спичрайтерами Б.Н. Ельцина. Однако книга представляет для нас интерес, так как она содержит богатый фактологический материал. 
      Что касается зарубежной литературы - становление власти Ельцина и особенности его внутренней политики отражено в работах Дж.Боффа8, С.Коэна9 и других. Иностранные авторы рассматривают события в России более беспристрастно, чем отечественные. Они менее осторожны в своих высказываниях, раскованнее в выводах, так же прослеживается стремление связать внутренние процессы в России с развитием мировой истории. Так, С.Коэн в работе «Провал крестового похода: США и трагедия посткоммунистической России», рассматривал события в России последнего десятилетия XX века, акцентируя внимание на роли самого Б.Н. Ельцина в этих событиях.
      Объект – Россия в эпоху президентства Бориса Николаевича Ельцина и роль  первого президента РФ  в 90-е годы XX века
      Предмет - процесс реформ и особенности внутренней политики проводимой Б.Н. Ельциным в период с 1996 по 1999 год.
      Хронологические рамки
      Нижняя граница – 1996 год – в этом году прошли вторые президентские выборы в России, на которых Ельцин вновь баллотировался на пост главы государства, принципиально отличается от выборов 1991 г. Это был переломный момент, как в жизни Бориса Николаевича, так и страны в целом. Сам Ельцин уже был не символом обновляющиеся Росси. Сказывались, с одной стороны, болезнь и усталость, с другой – мысль, что в России нет лидера, готового заменить Бориса Николаевича, которую активно поддерживало его ближайшие окружение, и, в-третьих, неугасаемое желание сохранить власть. 
      Верхняя граница – 1999 год – завершающий этап деятельности Ельцина на посту президента РФ; добровольная отставка в декабре 1999 года.
      Цель работы – проанализировать политическую деятельность Б.Н.Ельцина в качестве президента РФ в период с 1996 по 1999 год
      Задачи курсовой работы:
      1) Проанализировать становление института президентства в Российской Федерации
      2) Оценить роль пиар-кампании в период вторых президентских выборах
      3) Проанализировать ключевые моменты внутренней политики Ельцина с 1996 по 1999 год
      4) Проследить процесс проводимых реформ и трансформацию политических элит
      5) Оценить роль финансовых групп в политической жизни страны
      При написании курсовой работы, использованы следующие виды источников:
      I. Документы государственных и управленческих структур.
      К этой группе источников относится Конституция Российской Федерации, по которой Президент Российской Федерации является главой государства (ст. 80), назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (ст.84), осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (ст.86), издаёт указы и распоряжения (ст.90). В ней очерчены полномочия Президента РФ, его роль в политической системе.
      II. Мемуары.
      А) Для изучения темы, весьма важны мемуары Ельцина. Эти ёмкие и содержательно – наполненные источники работы «Исповедь на заданную тему», «Записки президента», «Президентский марафон». Их особенность заключается в том, что они были написаны действующим Президентом, а значит, отражали процесс становления и развитие его взглядов, формирование оценок и позиций по важнейшим политическим, социальным и экономическим проблемам
      Б) Мемуары политических деятелей. В эту группу относятся работы А. Коржакова, В. Костикова, Л. Пихои, Е. Гайдара и других. Работы этой группы чрезвычайно насыщены фактологическим материалом, собственным видением проблемы становления Б.Н. Ельцина, как Президента РФ. Нося субъективный характер, эти работы позволяют рассмотреть факторы, влияющие на характер власти Ельцина.
      III. Периодическая печать.
      Печать подразделяется на две категории
      1) Официальная пресса.
      В эту категорию подпадают «Российская газета», «Аргументы и факты», «Южный Федеральный», журналы (Коммерсант-власть, Итоги, Новое Время).
      2) Независимая пресса.
      Под независимой прессой мы понимаем такую прессу, которая свободна от правительственного, политического или экономического контроля, а также контроля, выражающегося в зависимости от материалов и инфраструктуры, необходимых для выпуска и распространения газет, журналов и периодических изданий.
      К этой группе относятся газеты «Дуэль», «Завтра», «Грани» в которых широко освещены факторы, повлиявшие на трансформацию взглядов Б.Н. Ельцина.
      V. Интернет-ресурсы. 
      Это наиболее информативно насыщенные, но имеющие огромное количество ошибок и неточностей источники, ведь зачастую данная информация любительская. Для более легкого поиска именно научной информации созданы различные научные журналы онлайн, а так же электронные библиотеки, которые очень удобны в применении. Чаще всего в Интернете высказываются более свободные суждения, чем в газетах или на телевидении, поскольку Интернет, формально считается неподконтрольным, что помогает взглянуть на проблему с разных точек зрения. 
      При написании дипломной работы использованы:
      1) исторический метод, который позволяет выяснить идейно – теоретические представления Б.Н.Ельцина, показать процесс переосмысления и перехода на иные политические позиции, реализацию политической деятельности Президента РФ.
      2) психологический метод, который позволяет разобраться в трансформации идейных позиций Б.Н. Ельцина, через его личностные побудительные мотивы, черты, характеризующие неординарность мышления и личности.
      3) историко-антропологический метод, использование которого позволило проследить, насколько идейно-политические взгляды Ельцина отразились в его публицистике и политической практике
      4) анализ прессы, библиографическх данных, документов, а так же электоральной статистики
      5) сравнительный анализ, позволяет проследить трансформацию, как самой политики, так и политических элит
      Структура курсовой работы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      1. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 1996 ГОДА: ИДЕЯ, ХОД, ИТОГИ
      1.1. Президентство в политической системе постсоветской России
      Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности.  
      На  протяжении всей истории России её государственно-политическое устройство было представлено преимущественно централизованными формами управления, что обуславливалось, во-первых, размером страны, во-вторых, неоднородным этническим составом населения, а так же различием уровня и характера экономического потенциала и развития регионов. В XVII -  начале XX вв. такой формой управления являлась абсолютная монархия, на смену которой пришла также централизованная структура органов власти Советского Союза. Необходимо отметить, что институт президентства был органически чужд Советской Республике. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, а именно соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого и является наличие в системе органов государственной власти института президентства.
      Однако набирающие силу процессы демократизации с середины 80-х годов  XX века, а так же обновление всей государственной системы одержали верх. И в марте 1990г. был учрежден пост Президента СССР, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР 1977г 10. 14 марта 1990г. был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР»11. Согласно изменённой Конституции (Ст. 127), главой Советского государства становился Президент СССР. Им мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР больше двух сроков подряд. Президент СССР должен был обеспечить взаимодействие органов государственной власти и управления. 
      Перед тем как приступить к анализу становления института президентства в России обратимся к уяснению сущности президентства как института публичной власти в современном демократическом обществе. Для этого необходимо уточнить некоторые понятия, по поводу которых в научной литературе существует огромное количество различных точек зрения.
      К примеру, Б.П. Елисеев определяет институт президентства как интеграционный правовой институт, а цель определяет как согласование деятельности институтов государственной власти.12 То есть, институт президентства – это властный институт, иными словами совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента, являясь своеобразным «прочтением» Конституции.13 
      Общепризнанного определения института президентства в настоящее время нет. Анализ конституционных определений президента только по нескольким странам сразу показывает существенное отличие таких понятий. Во многих конституциях вообще отсутствует само определение президента. Косвенно влияют на определение президента, как научного понятия, вспомогательные конституционные нормы, такие как круг полномочий и обязанностей президента, статус президента и функции института президентства.14
      При введении поста Президента на уровне СССР следовал ряд объяснений, толкующих причины появления института президентской власти в нашей стране, которые нельзя оставить без внимания и по отношению к Российской Федерации.
      Внешней предпосылкой становления института президентства в России явилась мировая практика аналогичного института, но существует и внутренняя предпосылка, а именно опыт того политического строительства, который Россия накопила за свою тысячелетнюю историю.15
      Что касается внутренних факторов, во-первых, это размежевание функций партии и государства. Ранее все главные вопросы внутренней и внешней политики решались партийными органами и, таким образом, основное звено в выработке стратегии государственной жизни было вне государственной системы. Теперь же потребовалось укрепить то звено государственной власти, функции которого ранее подменялись партийными решениями. Во-вторых, после проведения разделения властей появилась необходимость согласования деятельности законодательных и исполнительных органов. В-третьих, возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций. 16 Существовавшие структуры оказались для этого неприспособленными. Из названных обстоятельств только последнее было более или менее ясно, так как нередко надо оперативно реагировать на ситуацию и принимать быстрые решения, что один человек сделает лучше, чем коллегия. Тогда существовал пост Председателя Верховного Совета СССР, но Председатель руководил работой Верховного Совета и Съезда народных депутатов, (если шли его заседания) и выполнял функции главы государства, и в то же время часто не был самостоятельным, что связывало его возможности.
      Первые реальные шаги к учреждению должности Президента в отечественной практике были сделаны вскоре после прихода к власти Горбачёва, хотя следует отметить, что вопрос о введении поста президента в СССР обсуждался в связи с подготовкой проекта Конституции СССР 1936 года, однако должность президента не была учреждена. Уже позже, в 1962 году, Хрущёв Н.С. предложил учредить пост Президента в ходе подготовки новой Конституции СССР. Но эта попытка также потерпела неудачу. Обращение к идее создания поста Президента в СССР было продиктовано драматическими событиями того времени, а главным образом кризисом советского федерализма, который проявился после объявления курса на обновление федерализма в СССР. 
      Как и говорилось ранее, в марте 1990 года на 3-ем съезде народных депутатов был учрежден пост Президента СССР. Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами. Стало ясно, что Президент нужен и России – как высшее должностное лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности, о представительстве и защите его интересов.
      Однако в России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе одной трети депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии, с результатами которого указанный пост и был учрежден. 
      После принятия Конституции 1993 года Закон «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года был признан недействительным. Но следует отметить, что в новую Конституцию включены большинство полномочий Президента из Закона «О Президенте РСФСР», а именно:
      - право законодательной инициативы;
      - право отлагательного вето на принятые палатами законы с возможностью преодоления его парламентом при повторном рассмотрении закона;
      - право назначения Председателя Правительства с согласия парламента и т.д.
      Представляя президентский проект Конституции, один из её разработчиков, Алексеев С.С., следующим образом охарактеризовал содержание президентской власти: «Глава государства - это глава. Его ответственность - за целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство…Каждый (то есть суды, Правительство и Федеральное Собрание) занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему через проект протянута идея президентского начала, может быть не в том виде, как это закреплено в учебниках, каких-то классических формах. Но президентское начало как главенствующее».17
      Введение поста Президента России стало следствием прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы.
      Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. В соответствии с законом «О выборах президента РСФСР» 1991 года, чтобы победить, кандидату необходимо было получить более половины голосов избирателей.
      В первых выборах президента РФ приняли участие 6 кандидатов. Ни один из кандидатов в президенты России не смог составить серьезной конкуренции тогдашнему председателю Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцину – ни экс-премьер СССР Н. Рыжков, ни основатель ЛДПСС В. Жириновский, ни председатель Кемеровского областного Совета народных депутатов А. Тулеев. Кандидатура Бориса Ельцина была поддержана блоком «Демократическая Россия», а также рядом антикоммунистических партий, что во многом обеспечило ему победу в первом туре выборов президента России с результатом 57,3%. [Приложение 1]
      С момента своего появления институт Президентства в Российской Федерации преодолел переход из одной политической системы в другую, сохранив и упрочив свою стабильность.
      Особенность политической системы 1991 - 1993 гг. состояла в том, что Президент и де-юре, и де-факто являлся главой исполнительной власти. С принятием на референдуме Конституции РФ 1993 г. установилась устойчивая система взаимоотношений Президента с новым законодательным органом, и определились его основные полномочия. 


      1.2. Особенности и итоги выборов 1996 года
      К концу срока пребывания Бориса Ельцина на посту президента России, летом 1996 года, ситуация обстояла следующая: сокращение объема промышленного производства больше чем в 2 раза, упадок машиностроения, ликвидация продовольственной независимости (40% импорта), упадок производства зерна (45%), снижение животноводства, 40-е место в мире в области потребления продуктов питания, снижение резерва оборонной промышленности, падение боеспособности вооруженных сил страны. Итоги первого срока президентства неутешительные, тем более, если учитывать предстоящие выборы.
      Рейтинг  Ельцина падал на протяжении всего 1995 года. Повлияло на ситуацию и состояние здоровья, которое оставляло желать лучшего. К началу предвыборной кампании 1996 года президент находился на низшей ступени популярности.
      Все это привело к тому, что его едва ли не единственным ресурсом, с которым Президент начинал строить свой электоральный имидж, оставалось его положение «инкумбента», т.е. лица, уже занимающего данную должность. 
      По результатам сборов кандидатами подписей и проверки их ЦИК РФ к участию в выборах на должность Президента РФ были зарегистрированы одиннадцать кандидатов: Владимир Брынцалов, Юрий Власов, Михаил Горбачёв, Борис Ельцин, Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Александр Лебедь, Аман-Гельды Тулеев, Святослав Федоров, Мартин Шаккум, Григорий Явлинский. Основными претендентами на президентский пост были Борис Ельцин и Геннадий Зюганов.
      Нужно отметить, что правящая элита понимала растущую нагнетающую атмосферу в обществе и для того, чтобы убедится в этом, на 1995 год были назначены парламентские выборы. Ход парламентских выборов был обусловлен тем, что они непосредственно предшествовали президентским выборам, назначенным на июнь 1996 года, и рассматривались как их «праймериз». [Приложение 2] С одной стороны, именно парламентские выборы дали объективную информацию о доминирующих электоральных тенденциях и «запросах» избирателей. С другой стороны, именно в ходе парламентских выборов окончательно определился круг основных претендентов, которые, приобретая парламентский статус, строили на этом свою предвыборную стратегию на президентских выборах. 
      Ельцин понимал сложность всю  предстоящих президентских выборов и впоследствии писал в своих мемуарах: «...Я стоял перед жизнью, продуваемый всеми ветрами, сквозняками, стоял и почти падал от порывов ветра: крепкий организм подвел; «ближайшие друзья» – уже нашли себе замену, как стая, которая исподволь, постепенно намечает нового вожака; наконец, отвернулись от тебя и те, на кого ты всегда опирался, кто был твоим последним рубежом, резервом, – духовные лидеры нации. А народ... Народ не может простить ни «шоковой терапии», ни позора в Буденновске и Грозном»18. 
      В этих условиях Ельцин вновь продемонстрировал готовность любой ценой и любыми методами сохранить власть в своих руках. Он решил пойти на срыв президентских выборов, поскольку поражение на этих выборов для него во многих смыслах было «смерти подобно».
      В появившихся уже после отставки Ельцина мемуарах тогдашнего министра внутренних дел РФ А. С. Куликов об этом эпизоде написано достаточно ясно. 17 марта 1996 года, в воскресенье, министра вызвали в Кремль для встречи с президентом: «Меня пригласили к президенту. Ельцин показался мне взбудораженным. Пожал руку и без лишних разговоров объявил: «Я решил распустить Государственную Думу. Она превысила свои полномочия. Я больше не намерен терпеть этого. Нужно запретить коммунистическую партию, перенести выборы». «Мне нужно два года, — он несколько раз, как заклинание, повторил эту фразу: «Мне нужно два года», — и я такое решение принял. Во второй половине дня вы получите указ»19.
      Силовые структуры принялись готовить государственный переворот. Однако даже ближайшие соратники президента испытывали большие сомнения в его успехе. О своих сомнениях написал А. С. Куликов, которому предстояло силовыми методами обеспечить переворот: «..Приказ мы выполним, но что станет со страной? Запрет компартии всколыхнет всю Россию, и на улицу выйдут сотни тысяч ее сторонников. Обязательно выйдут и те, кого доняли «сильные» ходы Бориса Ельцина.
      Проблема нехватки сил встала потому, что министр внутренних дел знал о настроениях в армии и был очень не уверен в том, что армия поддержит президента. Ночью Куликов узнал, что министр обороны Грачев вообще не в курсе плана президента. На следующее утро на новом совещании в Кремле Куликов задал ключевой вопрос: «А почему на этом совещании нет Грачева? Кто просчитал реакцию Вооруженных Сил? У меня нет уверенности, что они вас поддержат. … у военной контрразведки имеются данные о том, что в случае выступления некоторых частей Вооруженных Сил им обещана поддержка»20.
      Столкнувшись с такой позицией силовых структур Ельцин не решился на переворот. Ставка была сделана на легальные средства удержания власти. Для этого Ельцину надо было добиться того, чтобы он был единым и единственным кандидатом от «партии власти» (не было альтернативы, сильного кандидата). 
      Необходимой предпосылкой для успеха на выборах было то или иное решение чеченской проблемы. 27 мая Б. Ельцин и новый чеченский лидер З. Яндарбиев подписали соглашение о прекращении боевых действий. 28 мая российский президент прилетел в Чечню и, выступая перед личным составом 205-й бригады, заявил: «Война окончилась. Победа за вами. Вы победили мятежный дудаевский режим».
      Решив чеченскую проблему, Ельцин полностью сосредоточился на предвыборной кампании. Она строилась на широком использовании современных технологий формирования общественного мнения. Фактически речь шла об организации невиданной по интенсивности и размаху «психологической войны», которая шла под лозунгами «Голосуй сердцем», «Голосуй, а то проиграешь».
      Для реконструкции своей репутации Ельцин обратился к американским профессионалам, которые уже освоили практику манипуляции общественным сознанием. «Американский» принцип построения кампании прослеживается в следующем: Борис Николаевич посещал крупно населенные города и национальные республики, часто пересекаясь с маршрутом концертной программы «Голосуй – или проиграешь». Все действия Ельцина подробнейшим образом освещали СМИ, в особенности три национальных телеканала – ОРТ, РТР и НТВ. Руководителем и главным советником избирательной кампании был назначен президент телекомпании НТВ – Игорь Малашенко. Этим назначением было достигнуто две цели, разные и равно важные.
      Во-первых, одним из главных создателей имиджа кандидата Ельцина стал молодой, знакомый с западным, и прежде всего с американским опытом ведения кампании специалист, который был способен грамотно руководить взаимоотношениями команды действующего Президента РФ и СМИ.
      Во-вторых, хотя Малашенко на время кампании и отошел от руководства НТВ, но очевидно, что эта телекомпания была по меньшей мере нейтральна по отношению к Б.Н. Ельцину.
      Он затеял игру в обещания - лишь бы пережить лихие годы, а там - посмотрим. Татарстану обещал суверенитет, молодежи - светлое будущее, военным - оружие. Приходилось даже плакать на публике, мол, "простите своего президента".21
      Целью, стоявшей перед пиарщиками команды Ельцина накануне первого тура, было выведение во второй тур Ельцина и заведомо проигрышного соперника. Так как наибольшей популярностью из действовавших в данное время политиков пользовался Геннадий Зюганов, то основной задачей стало принижение образа Зюганова наряду с «возвышением» образа Ельцина. Весь тактический план избирательной кампании Ельцина состояла из двух основных элементов: создать положительный образ Ельцина и предельно демонизировать образ Зюганова. Запугав население возможностью «коммунистического реванша», нужно сплотить его вокруг демократического крыла политиков, а для того, чтобы голоса были отданы именно Ельцину, его необходимо сделать безальтернативным кандидатом.
      Политическая манипуляция, направленная на создание положительного имиджа Ельцина, вовсе не ограничивалась официальной предвыборной агитацией. Сильнейший административный ресурс работал на Ельцина, кроме того, скрытая «реклама» присутствовала буквально везде — это стало возможно благодаря тому, что в руках Ельцина и «семьи» были поистине невероятные суммы и возможности. Кроме того, перед выборами выпуски телевизионных новостей сообщали о конструктивных моментах, связанных с окончанием войны в Чеченской республике. 
      Характерно, что агитация за Ельцина не была откровенной, прямой. Имя Ельцина вообще могло не упоминаться, но сомнений в направленности телевизионных роликов и слоганов ни у кого не возникало.
      Специалисты «Видео интернэшнл» сознательно «ушли» от политики, экономики и идеологии (в этом поле все козыри явно принадлежали коммунистам), сделав упор на эмоции и всем понятные идеалы. Основой кампании стала серия роликов «Верю. Люблю. Надеюсь».
      Перед вторым туром выборов ко всему этому добавили ещё и стратегию «Коммунизм — война и голод», что прямо перекликалось с биологическим чувством самосохранения и потребности в пище.
      Усилия Бориса Ельцина и его «семьи» оказались не напрасными, за полгода он смог поднять свою популярность с 6% до почти 50%.
      16 июня состоялся первый тур президентских выборов, в котором Борис Ельцин набрал 35% голосов и вышел во второй тур. 
      А 18 июня Ельцин заключает союз с занявшим третье место и выбывшим из гонки генералом А. Лебедем. Ельцин заявляет, что объединит программы и увольняет из армии министра обороны Павла Грачева. Лебедь говорит, что предотвратил путч генералов, близких к Грачеву, Ельцин назначает А. Лебедя секретарем Совета безопасности. Теперь Борис Ельцин может рассчитывать дополнительно на 15 % голосов избирателей, поданных за Лебедя, что дает ему искомые 50%.
      В первом туре президентских выборов, состоявшемся 16 июня 1996 г. из 108,5 млн. имевших право голоса приняли участие 75, 7 млн. За Ельцина проголосовало 26, 7 млн. избирателей или 35, 78 % лиц, принявших участие в голосовании. Он опередил всех своих соперников. На второе место вышел кандидат от КПРФ Г. Зюганов, за которого проголосовало 24, 2 млн. избирателей. Третий результат получил генерал Лебедь, который также резко критиковал прежний курс реформ (10, 9 млн. голосов). [Приложение 3]
      Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов. В этом туре Ельцин мог рассчитывать на 5,5 млн. голосов, поданных за Явлинского, а также на какую-то часть из 4,3 млн. голосов, поданных за Жириновского, но все равно ситуация оказалась сложной. 
      Срочно была скорректирована и линия пропаганды. Население стали убеждать в том, что Ельцин – меньшее из двух зол: приход Зюганова в сложившейся ситуации ухудшит экономическое положение (Запад прекратит помощь), а то и приведет к гражданской войне, поскольку те, кто захватил собственность в предыдущие годы не остановятся ни перед чем, чтобы ее сохранить.
      Нагрузки во время выборной кампании, нервный стресс между турами, приводят к тому, что перед вторым туром выборов сердце Ельцина рвется, и он получает очередной инфаркт. 
      3 июля 1996 года, лежа на больничной койке, Ельцин набирает во втором туре 53% голосов и побеждает на выборах. Законность манипуляций сознанием избирателей (политтехнологи) и чистота подсчета голосов остается сомнительной, но победа Ельцина – свершившийся факт.22 [Приложение 4]
      При выявлении основных черт избирательной кампании Б. Н. Ельцина в глаза, прежде всего, бросается комплексный подход штаба данного кандидата к выбору средств воздействия на ход выборов. Политтехнологи Ельцина вели бой, если такое сравнение здесь уместно, на всех фронтах. Готовили агитационные материалы, масштабные PR-шоу, контрпропаганду, держали под контролем Центризбирком, крупнейшие СМИ, разрабатывали различные варианты действий в соответствии с тем или иным изменением ситуации.
      Большинство аналитиков, как «левых», так и «правых», сходятся на том, что выборы президента РФ в 1996 году — это, прежде всего, победа манипулятивной машины Ельцина и «семьи». Избирательная кампания 1996 года стала беспрецедентной по масштабам задач, по своему историческому значению для России.
      Итак, президентские выборы хотя и были частично свободными в смысле доступа к борьбе за власть по крайней мере основных кандидатов, но не были справедливыми в плане равенства прав кандидатов и их избирателей. Вся мощь российского государственного аппарата на всех уровнях, все внутренние и внешние финансовые потоки, все некоммунистические силы российского общества работали на кампанию Ельцина. Политические последствия президентских выборов также можно оценить как противоречивые. С одной стороны, это решительный шаг по пути демократической консолидации - в свете таких явлений, как легитимация Ельцина и президентства как такового, "бюрократизация" института президентства (в веберовском смысле), провал попыток отмены или переноса выборов, первый успешный опыт коалиционной поли- тики на выборах и, наконец, завершение институционального оформления российской политической системы. С другой стороны, логика стабильного институционального развития была подорвана ради победы Ельцина над коммунистами любой ценой, и выборы использовались как инструмент политической манипуляции во имя легитимации правящей группировки.23
      
      


      2. ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫБОРОВ 1996 ГОДА 
      2.1. Положительные и кризисные явления внутренней политики в период 1996 – 1999 г.г.
      Россия вошла в эпоху нового президентства Ельцина в весьма шатком положении, во-первых, это неоконченный чеченский вопрос, во-вторых, экономическая ситуация, в-третьих, нескончаемая борьба Ельцина и его команды с левыми силами. С 1996 по 1999 год был проведен ряд реформ, направленных на попытку стабилизации положения в стране.
      Как и говорилось ранее, вопрос с Чечней еще не был решен. После сложной победы на выборах сразу же и крайне негативно обострилась обстановка в Чечне. 9 августа в день инаугурации российского президента в Москве, боевики вошли в Грозный и блокировали все правительственные учреждения и российские части. Вскоре в Чечню прилетел представитель президента генерал А. Лебедь. Он догово.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44