- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности толерантности у студентов из разных этнических групп
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005831 |
Тема: | Особенности толерантности у студентов из разных этнических групп |
Содержание
Содержание Введение Глава 1 Толерантность в разных этнических группа 1.1.Понятие толерантности в современной науке: критерии и индикаторы 1.2.?Этническая толерантность как условие конструктивного типа межэтнического взаимодействия Глава 2 Эмпирическое исследование толерантности у студентов Заключение Список литературы Введение Россия является одной из самых многонациональных стран мира. На протяжении веков она демонстрировала удивительный опыт поликультурного исторического развития, в ходе которого вырабатывались способы и пути мирного сожительства представителей различных национальных и религиозных групп. Все это сформировало определенную систему ценностей, основывающуюся на принципах морали, этических ценностях и толерантности. В наши дни появилась угроза разрушения и деформации сложившейся ценностной системы общества. В этой связи научные исследования данной проблемы, способные создать базу для ее разрешения, приобретают особую актуальность. И здесь нельзя не затронуть достаточно новое для отечественной науки понятие толерантности. Толерантность в более широком смысле представляет собой довольно сложное и противоречивое социальное явление. Его смысловые и содержательные компоненты формировались тысячелетиями и, возможно, формируются до сих пор. Включая в себя ценности, социальные интересы и нормы общества, являясь способом выживания в постоянно изменяющемся мире, толерантность предстает той самой точкой соприкосновения личной свободы и ответственности и, в связи с этим, требует уточнения границ, в которых она может быть описана и объяснена на каждом конкретном временном отрезке развития человечества. Толерантность в индивидуальном аспекте является составляющей системы нравственных и морально-этических ценностей каждого члена общества, которые складываются в системы ценностей различных социальных групп. Отдельное внимание в данном случае следует уделить такой социальной группе, как студенты. Система ценностей современного молодого поколения — одна из важнейших и актуальных проблем нашего общества. Ведь молодые люди находятся только в начале своего жизненного пути и нуждаются в ориентирах, которыми и выступают ценности. В то же время, именно на плечах молодежи лежит огромная ответственность за будущее нашей страны и общества в целом. В том числе, решение проблем национальной и религиозной нетерпимости, «войны и мира» и прочих, не менее важных и значимых проблем. В связи с этим, ценности и ориентиры именно этой социальной группы имеют особое важное значение, и должны подвергаться тщательным и объективным исследованиям. С целью выяснить, насколько молодежь толерантна в своем отношении к представителям других национальных групп, было проведено исследование, основным методом которого явилось анкетирование. Объект исследования: толерантность. Предмет исследования: особенности толерантности у студентов из разных этнических групп.. Задачи: Раскрыть понятие толерантности в современной науке: критерии и индикаторы Проанализировать сущность этнической толерантности как условия конструктивного типа межэтнического взаимодействия Провести эмпирическое исследование толерантности и сравнить выраженность толерантности у студентов из разных этнических групп. Глава 1. Толерантность в разных этнических группах Понятие толерантности в современной науке: критерии и индикаторы Несмотря на существующее многообразие публикаций, и научных трудов посвященных изучению феномена «толерантность», современные ученые и исследователи зачастую избегают категориального определения толерантности. В то же время, труды классиков научного знания, которые подкрепляются богатыми традициями, необходимо переосмыслить в соответствии с современными условиями (процессы глобализации и унификации, урбанизации, массовая миграция населения и т. д.). Сегодня толерантность представляет собой норму цивилизационного компромисса между культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, права на непохожесть, уникальность [2, 2007] Проблема толерантности в современном мире не абстрактна, а глубоко пронизывает повседневность человека, является наиболее актуальной характеристикой для развития личности. Формирование толерантности и установок толерантного сознания в современном обществе выступает как социальный заказ системе образования. Культивирование толерантности в образовательном пространстве является необходимым условием развития гармоничной личности. Создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней научных, образовательных и развивающих программ, направленных на формирование осознанного отношения к толерантности как важнейшей ценности общества, обучение межкультурному диалогу становится одной из важнейших задач современности. В любом случае, на данный момент явление толерантности нуждается в глубоком изучении, затрагивающем всю многогранность и многоаспектность данной проблемы. Обращаясь к различным трактовкам понятия «толерантность», можно заметить отсутствие единого подхода к его определению. Сам термин зародился в Европе, XVI в., в период обострения вопроса о религиозной терпимости, ставшей синонимом толератности. И в современном мире, в системе знаний часто понятие «толерантность» отождествляется с понятием «терпимость» — морально-этическим качеством, которое характеризует такое отношение к интересам, убеждениям, верованиям и поведению других людей; формой уважения к другому человеку, признания за ним права иметь собственное мнение и убеждения. Однако, не все исследователи соглашаются с данной точкой зрения. Отечественный ученый, известный своими исследованиями в области толерантности М. Б. Хомяков (доктор философских наук) относится к понятию «терпимость» с недоверием, и не относит его к синонимам толерантности. Терпимость, по его мнению, странная ценность человека, благодаря которой он способен воздержаться от применения силы во вред неприемлемому отклонению. Тогда как толерантность не является очевидной ценностью, т. к. требует более серьезной аргументации и заключает в себе намного более сложные структурные элементы и взаимосвязи. Анализируя научно-исследовательскую литературу, можно выделить в общей сложности четыре философско-методологических подхода к определению понятия «толерантность», каждый их которых заслуживает особого внимания [4, 2008] Во-первых, это аксиологический подход (Г. Маркузе, П. П. Николсон), определяющий толерантность как одну из ценностей. Однако, по мнению С. Г. Ильинской, терпимость как таковую можно считать добродетелью лишь тогда, когда способствует достижению других важных целей человечества. Более того, автор полагает, что не знающая границ толерантность может оказаться злом, что еще больше отдаляет это явление от системы ценностей человека [4, 2008] Вторым подходом можно назвать онтологический подход, который рассматривает толерантность как один из способов сосуществования человеческих общностей в истории. Данный подход теряет свою ценность в связи с тем, что его приверженцы сводят теорию толерантности до простого описания исторических примеров толерантных режимов, чего не может быть достаточно для ее обоснования. Еще один подход обозначается как идеально-типический, представляющий толерантность как моральный идеал, к которому должно стремиться общество для успешного и мирного существования и развития. Определение толерантности с точки зрения морали исключает из ее сферы все, что не приводит к появлению существенных разногласий между субъектами отношений [10, 2015] Иначе говоря, исключаются не только безразличие и равнодушие, но и дружба, любовь и т. п. Толерантный субъект, в таком случае, обязан исполнять свой долг вопреки личному несогласию, что вряд ли можно назвать идеальным условием для жизни [4, 2008]. Наконец, в системе философско-методологических подходов имеет место конфликтный подход к определению толерантности [12, 2005] Это подход не отменяет «борьбу», а предполагает ее, но в известных допустимых границах, которые задаются только по ходу самой борьбы. Зачастую в истории человечества конфликты между разными культурами приводили к их постепенному взаимопониманию. В ходе конфликта стороны начинали узнавать друг друга, что вело к формирование первых основ терпимости, необходимой для мирного сосуществования. В разрезе педагогических знаний конфликтный философско-методологический подход к толерантности дает возможность отойти от рассуждений о восстановлении так называемой «исторической справедливости», потому что влечёт осознание того, что любым отношениям толерантности предшествует период политической борьбы групп. Сам по себе конфликт между традициями является с точки зрения Б. Капустина достаточным основанием для того, чтобы понимать, что у них есть нечто общее. И хотя консенсус в данной ситуации отсутствует, но зато есть то взаимопроникновение культурных традиций, в результате которого ценности одной из них представляют собой вызов некоторым ценностям другой, и этот вызов понимается и принимается в качестве такового. При отсутствии вызова подобного рода сколь угодно великие различия традиций оставляют их просто равнодушными друг к другу. Поэтому Б. Капустин отстаивает точку зрения, что «толерантность и индифферентность — не просто различные, а взаимоисключающие понятия», поскольку в своих развитых формах толерантность предполагает «не пассивное безразличие, а активное взаимопризнание оппонентов именно в качестве оппонентов, каждый из которых привержен не только своим собственным ценностям, отличающим его от других, но и общей для всех ценности свободы» [3, 2015] По его мнению, толерантный субъект, отстаивая свои ценности, считая их «истинными», а убеждения другого — заблуждениями, оценивает свою истину ниже свободы другого самому осуществлять свой выбор, и признаёт, что ценности настолько многообразны, что они не могут быть идеально согласованы друг с другом. Обозначая перед собой цель научного изучения какого-либо социального явления, необходимо разложить его на критерии, позволяющие пошагово рассмотреть все аспекты данного явления. Критерии феномена толерантность различны для каждой из наук, занимающихся ее изучением. Так, в психологической системе знаний толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев: когнитивный, эмоциональный и практически-действенный. Первый критерий, когнитивный, содержит базовые стереотипы, знания о феномене толерантности, особенности языка и речи. Он также заключается в способности к рефлексии, внутреннему диалогу, осмыслению жизненных ценностей. Эмоциональный критерий, по К. Роджерсу, заключает в себе эмоциональную отзывчивость. А последний, действенно-практический критерий — стиль взаимодействия с людьми, способность человека устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности [11, 2009] О.А. Чебыкина предполагает [15, 2012], что толерантная личность сочетает в себе такие важнейшие характеристики, которые отражают психолого-этические линии человеческих отношений: 1. Гуманность, которая предполагает внимание к внутреннему миру человека, веру в его доброе начало, человечность межличностных отношений, а также отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства человека; 2. Рефлексивность, т. е. глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, переосмысление их через призму толерантности; 3. Свобода, которая, в свою очередь, выражается в дисциплине и долге; 4. Ответственность — умение ответить за свои поступки и действия; проявление внутренней силы в ситуации, когда необходимо сделать выбор или принять решение; 5. Защищенность — понимание и поддержка, ощущение безопасности в условиях объединения с другими людьми; 6. Многомерный и многогранный аспектный подход к оценке окружающей жизни (вариативность) и принятие на этой основе адекватных решений; 7. Перцепция, или умение выявлять, обращать внимание на различные свойства людей, проникать в их внутренний мир; 8. Эмпатия, т. е. способность к сопереживанию проблемам других людей, эмоциональная оценка событий; 9. Гибкость — умение адаптироваться к различным окружающим обстоятельствам, способность принимать решения в меняющихся условиях; 10. Чувство юмора — ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой; 11. Уверенность в себе — адекватная оценка собственных сил и способностей, слабая зависимость от мнения окружающих Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что толерантность — это сложный, многогранный аспектный и неоднородный феномен, который невозможно обозначить и описать только в одном измерении. Отсутствие единого общепринятого определения данного феномена приводит к тому, что в теоретических подходах и в ее практическом изучении на данный момент используется принцип сопоставления противоположностей: толерантность и интолерантность. Однако, выделение критериев и индикаторов научного изучения данного явления позволяет сделать прогнозы на то, что толерантность получит общепризнанное определение, отражающее всю ее многогранность. 1.2.?Этническая толерантность как условие конструктивного типа межэтнического взаимодействия Этнические отношениями понимаются как субъективно переживаемые отношения между представителями разных национальностей, между этническими общностями, которые проявляются в? повседневной жизни, на работе или просто при общении. Межнациональные отношения имеют такую тенденцию как пробираться в экономические, политические и культурные отношения, и от этого формируется целая сфера проблем [3, 2015]. Сейчас это особенно проявляется как нашей стране, так и за рубежом. Проблемы приобретают этническую форму и?доставляют обществу немало хлопот, приводя к?возникновению межэтнической напряженности, локальных межэтнических конфликтов, росту этнических миграций. Межэтническая напряженность, т. е. состояние неприязни, недоверия, взаимных претензий и?неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой. Межэтническая напряженность зависит от следующих факторов: 1)?истории развития межнациональных отношений, исторической памяти о?характере взаимоотношений народов на разных ее этапах; 2)?уровня экономического развития сторон, занимаемого представителями разных народов положения в?системе производства и?собственности; 3)?структуры культурного развития нации - преобладания сельского или городского населения, уровня образования и?профессиональной квалификации [13, 2008] Выделяют следующие явления и?процессы, существенно влияющие на формирование и?усиление межэтнической напряженности: 1)?отсутствие в?стране последовательной политики осуждения и?пресечения проявлений национального насилия; 2)?возможность негативного отношения к?представителям народов, ассоциирующихся в?глазах тех или иных наций с?административно-командным аппаратом; 3)?положение народов, подвергшихся депортации и?массовым преследованиям в?период репрессий, особенно тех, которые не были возвращены на места своего первоначального проживания; 4)?чувство национальной вражды по отношению к?тем национальностям, которые, с?точки зрения населения многих регионов, «живут лучше нас». Эти представления бывают вызваны самыми разными причинами, в?том числе отождествлением всего народа с?наиболее часто встречаемыми его представителями Основным результатом массовых этнических миграций становятся межэтнические контакты на групповом уровне, когда этнические мигранты вступают в?более или менее длительное межкультурное взаимодействие с?представителями доминирующей культуры. Последствия межэтнических контактов на групповом уровне могут быть представлены в?виде четырех максимально общих категорий: геноцид, ассимиляция, сегрегация и?интеграция Геноцид - это ситуация, когда одна этническая или культурная группа, обычно численно доминирующая и?обладающая превосходящими технологическими ресурсами, уничтожает членов другой этнической (или культурной) группы, с?которыми она вступает в?контакт. В?оправдание обычно выдвигается тезис о?расовой, этнической или психической неполноценности группы, подвергающейся уничтожению. Это часто случается в?истории в?результате так называемых «великих завоеваний». В?психологическом плане геноцид - это выражение предельной интолерантности (нетерпимости) к?иному образу жизни, другой «картине мира» (этнической и?культурной) вплоть до физического уничтожения ее носителей. В?основе подобной нетерпимости кроется отсутствие уверенности в?позитивности образа «мы», которое в?результате действия механизмов психологической защиты, ведет к?ненависти и?агрессии против других[13, 2008] Ассимиляция - термин, используемый для описания поглощения одной культуры другой. Это происходит, когда этнокультурная группа добровольно или вынужденно адаптируется к?обычаям и?ценностям, жизненным стилям доминирующей культуры, причем после нескольких поколений такой ассимиляции члены группы меньшинства имеют тенденцию становиться культурно и?даже физически неотличимыми от коренных жителей. Важно отметить, что принуждение к?ассимиляции может привести к?чувствам неполноценности, самоуничижения и?даже ненависти у?представителей этнического меньшинства. В психологическом плане ассимиляция - это проявление более «мелкого» варианта интолерантности к?иной культуре, когда ее представители «принуждаются» жить по меркам доминирующей этнической культуры. Здесь работает тот же психологический механизм неприятия другой «картины мира», которая несет в?себе угрозу сомнения в?правильности и?универсальности твоей собственной «картины мира», угрозу в?позитивности образа «мы», поэтому всех других нужно сделать «своими». Добровольная ассимиляция, цель которой - выжить среди «других» - это стремление психологически защититься от возможной агрессии путем вхождения в?более массовое и?сильное «мы», тем самым, усиливая его позитивный образ [13, 2008] Сегрегация - пример изолированного, независимого существования этнических культур. Внутри одного общества сегрегация может происходить и?по воле доминирующего большинства, добивающегося отстранения определенных групп меньшинств от ключевых позиций, или исходить от самих групп меньшинств, активно добывающихся отдельного положения, культурной независимости, национальных школ, земельных владений и?т.д [8,2013]. С психологической точки зрения, в?сегрегации этнокультурные группы «допускают» существование других культурных и?этнических групп, с?иным свойственным им видение мира, но как бы «на расстоянии». Это психологическое расстояние необходимо им для сохранения позитивного образа «мы», сомнение в?котором не возникают благодаря искусственному удалению других «картин мира». Интеграция - такой принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в?то же время объединяются в?единое общество на равно значимом для них основании. В?психологическом плане это - наиболее позитивный вид межкультурного взаимодействия, в?котором члены этнических групп полностью справляются с?трудностями принятия другого образа жизни, другой «картины мира» и?даже находят положительные моменты в?такой разности подобном взаимном существовании. Известно, что наиболее успешно интегрируются в?новую среду люди с?высоким уровнем толерантности Интеграция, при которой каждая из взаимодействующих групп и?их представители сохраняют свою культуру, одновременно устанавливая тесные контакты между собой, считается оптимальной стратегией адаптации этноса в?полиэтническом обществе. Она связана с?позитивным отношением и к?собственной культуре и к?культуре этноконтактной группы, что находит свое выражение в?формировании позитивных авто- и?гетеростереотипов. Толерантность - интолерантность выступает здесь в?качестве интегрального социального и перцептивного показателя типа этнокультурной адаптации этнических групп. Существуют разные интерпретации понятия этническая толерантность. По мнению Е.И.?Шлягиной и?С.Н.?Ениколопова, этническая толерантность является частным случаем общей толерантности личности [5, 2012] Поэтому толерантность, проявляемую субъектом в?новом для него социальном и культурном окружении, можно назвать этнической толерантностью. Часто под ней подразумевают индифферентность к?этническим различиям, позицию самоограничения и?намеренного невмешательства, да и?просто терпение. Кроме того, имеет место понимание толерантности как стремления к?взаимодействию на принципах равноправия и?согласия В современной этнопсихологической литературе этническая толерантность понимается как личностное образование, входящее в?структуру социальных установок. Она выражается в?терпимости к?иному образу жизни, иным культурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и?идеям, выражаемым представителями других этносов и?культур. Этническая толерантность личности проявляется в?различных критических ситуациях межличностного и?внутреннего личностного выбора тогда, когда выработанные в?ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и?нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а?новые нормы или стереотипы находятся в?процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и?в?определенном смысле формируется в?проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с?представителями других этнических групп [6, 2013] Интолерантность или нетерпимость - является проявлением противоположным толерантности. Ее основой является повышенная чувствительность к?лицам других национальностей. Нетерпимость основывается на убеждении, что твое окружение, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех остальных. Часто это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, или просто за то, что он существует. Такую нетерпимость нельзя путать с?юношеской нетерпимостью - смесью нетерпимости и?превосходства. Речь идет, скорее, об индивидуальном и?коллективном «комплексе превосходства», который, начинаясь с?неприятия, отторжения и?принижения иных форм образа жизни, может привести к?различным проявлениям реализации этого комплекса, в?том числе и к?геноциду. Нетерпимость определяет предпочтение подавления, а?не убеждения. Это путь к?господству и?уничтожению, отказу в?праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Нетерпимости ненавистны любые инновации, так как они отвергают или изменяют старые модели. Оценка степени этнической интолерантности возможна на основе уровня «негативизма», межэтнических установочных образований (стереотипов, предубеждений, предрассудков), уровня порога эмоционального реагирования на инонациональное окружение, различных форм агрессивности и?враждебных реакций по отношению к?иноэтническим группам. Этническая нетерпимость - реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности по типу гипер идентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверх позитивное отношение к?собственной группе порождает комплекс превосходства над «чужими», «другими». Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к?осознанию своей принадлежности к?определенной этнической общности. Исследованиями Дж.?Берри и?М.?Плизента по этнической толерантности было установлено, что только уверенность группы в?своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения других этнических групп. Как показали исследования Н.М.?Лебедевой, основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность, а?негативные компоненты этнической идентичности приводят к?этнической нетерпимости [7, 2012] Позитивная этническая идентичность формируется у?народов, знающих и?любящих свою культуру и?историю, на это имеет право каждый народ. Национально-культурные движения, способствующие возрождению языка и?культуры малых народов России - это, безусловно, прогрессивное явление нашего времени, и?согласно данным исследования, представители всех опрошенных этнических групп относятся к?этому положительно. Необходимо, чтобы этот интерес к?культуре своего народа способствовал формированию позитивной этнической идентичности, а?не муссировал тему взаимных прошлых обид, опыта национального унижения, дискриминации и?т.д., поскольку это - негативные компоненты этнической идентичности, лежащие в?основе этнической интолерантности. Как пишет Н.М.?Лебедева [7, 2012] , на этническую толерантность, определяемую как принятие этнокультурных различий и?исключение развития этнофобий и?межэтнических конфронтаций, оказывают действие такие социально-психологическое факторы, как: 1)?степень этнокультурной компетентности; 2)?психологическая готовность к?межкультурному диалогу; 3)?опыт и?навыки межкультурного взаимопонимания и?взаимодействия. В современной этнопсихологии формирование этнической толерантности - интолерантности связывается с?изучением процесса аккультурации. Аккультурация означает взаимное приспособление, адаптацию, а?этническая толерантность, а?также сопутствующая ей позитивная этническая идентичность, являются «социально-психологическими показателями успешной аккультурации на психологическом уровне» Толерантность как система установок, личностных и?групповых ценностей, определяющих позитивное отношение к?многообразию мира и к?различиям, берет свое начало в?исследованиях Э.?Фромма, Т.?Адорно и?его коллег, а?также Г.?Олпорта [1, 2000] В?этом случае речь идет в?первую очередь об этнической и?социальной толерантности Этническая толерантность может играть разную роль. Для одних она - одобрение различий, и с?этой точки зрения толерантное общество - цель, достойная того, чтобы к?ней стремиться. Для других это или вынужденная, или временная мера. Именно поэтому особо актуальным становится развитие толерантного самосознания, которое является предпосылкой межкультурной толерантности. Одним из важнейших механизмов поддержки толерантного отношения этнических субъектов в?таком крупном государстве как Россия, становится распространение полных и?достоверных знаний о?культуре, обычаях и?традициях населяющих ее народов, которые помогают преодолевать ксенофобию и?негативные этнические стереотипы, обогащают духовный мир россиян, формируют установки на межнациональное согласие и?сотрудничество, личностные контакты и?культурное взаимодействие. Воспитание толерантности в?человеческих отношениях является важнейшей стратегической задачей в?XXI?веке. Студенческая среда – это тот пласт прослойки общества, который особенно близко воспринимают все изменения, которые происходят в обществе, в государстве и в стране. Проблема толерантности или взаимоуважения, взаимопонимания также касается и их. Как они смогут построить отношения в дальнейшей жизни с представителями другой национальности зависит не только их будущее, но и будущее страны. Глава 2 Эмпирическое исследования толерантности у студентов В исследовании приняли участие 20 студентов, 10 студентов в контрольной группе, и 1- студентов в экспериментальной группе. 1группа состояла из русских (славянской национальности) , 2 группа состояла из студентов другой национальности ( казахи, туркмены, грузины) 1 группа Утверждения Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Затрудняюсь ответить Скорее согласен Согласен Полностью согласен Люди некоторых национальностей мне не очень приятны 2 3 5 Мне не интересно узнавать этнические традиции разных народов 4 2 4 Я не могу вести себя одинаково с людьми всех национальностей 5 5 Меня тянет общаться с людьми других этносов и национальностей 6 4 Люди предпочитают общаться в своих этнических группах 7 3 Важно, чтобы люди разных этносов и национальностей умели находить общий язык друг с другом 4 2 4 Мне нравится бывать в многонациональных компаниях 6 3 1 У меня получится, если я захочу сотрудничать с людьми, принадлежащими к любым этническим группам 5 5 К другим этносам я отношусь так же, как и большинство людей, с кем я близко общаюсь 4 2 3 1 Для меня важно осознавать свою этническую принадлежность 6 4 Хорошо общаться с людьми из других стран 2 8 Люди, принадлежащие другим культурам, не представляют собой ничего нового 3 4 2 1 Если я попадаю в другую культуру, то обычно достаточно быстро адаптируюсь к ней 7 2 1 Люди должны привыкать к жизни в поликультурных сообществах 4 3 3 Каждая культура – это большая ценность 7 2 1 В иной культурной среде человек не может быть совершенно спокойным 3 2 4 1 Я разделяю мнение моей группы о том, как следует вести себя с людьми из других культур 3 2 5 Я ощущаю себя настоящим представителем своей культуры 3 1 6 Как показывает исследование, то у студентов 1 группы (славянской национальности) этнические качества находятся на среднем уровне, здесь может сказываться тот факт, что студенты в основном москвичи, а Москва- это многнациональный город, и переход из поколения в поколение уважения к другим представителям закладывается на генетическом уровне. Теперь исследование 2 группы Утверждения Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Затрудняюсь ответить Скорее согласен Согласен Полностью согласен Люди некоторых национальностей мне не очень приятны 4 2 4 Мне не интересно узнавать этнические традиции разных народов 3 3 4 Я не могу вести себя одинаково с людьми всех национальностей 2 2 6 Меня тянет общаться с людьми других этносов и национальностей 4 2 3 1 Люди предпочитают общаться в своих этнических группах 4 1 4 1 Важно, чтобы люди разных этносов и национальностей умели находить общий язык друг с другом 2 4 3 1 Мне нравится бывать в многонациональных компаниях 7 3 У меня получится, если я захочу сотрудничать с людьми, принадлежащими к любым этническим группам 2 8 К другим этносам я отношусь так же, как и большинство людей, с кем я близко общаюсь 2 5 3 Для меня важно осознавать свою этническую принадлежность 7 3 Хорошо общаться с людьми из других стран 9 1 Люди, принадлежащие другим культурам, не представляют собой ничего нового 2 7 1 Если я попадаю в другую культуру, то обычно достаточно быстро адаптируюсь к ней 5 4 1 Люди должны привыкать к жизни в поликультурных сообществах 2 6 2 Каждая культура – это большая ценность 8 2 В иной культурной среде человек не может быть совершенно спокойным 3 9 1 Я разделяю мнение моей группы о том, как следует вести себя с людьми из других культур 2 8 Я ощущаю себя настоящим представителем своей культуры 1 9 1 Как показало исследование второй группы, то мы можем сказать, что уровень толерантности здесь несколько ниже, потому как опрошенные студенты, приехали учиться в Москву, у них очень крепкие внутренние связи со совей национальности, и у студентов в силу национальных особенностей более крепко привязаны к представителям своей национальности конечно нужно учитывать, политические факторы, которые в последнее время не совсем благотворно влияют на воспитание толерантности у молодого поколения. Заключение В современном понимании толерантность означает терпимость, уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира. Толерантность – свойство сильной, развитой духовности. Это – не приспособленчество, не беспредельный компромисс. Это способность не усугублять конфликты, не превращать противоречие в деструктивную силу, мудро отыскивая оптимальные пути их разрешения. В сфере мотивации толерантность – это мотив наименьшего зла не только для себя, но и для другого, это забота о совместном спасении, это основа единения и солидарности. Самое ценное в толерантности - сохранение достоинства своего и другого. В основе толерантности - любовь-забота и любовь-ответственность. Исследование студентов 1 группы (славянской национальности) этнические качества находятся на среднем уровне, здесь может сказываться тот факт, что студенты в основном москвичи, а Москва- это многнациональный город, и переход из поколения в поколение уважения к другим представителям закладывается на генетическом уровне. Как показало исследование второй группы, то мы можем сказать, что уровень толерантности здесь несколько ниже, потому как опрошенные студенты, приехали учиться в Москву, у них очень крепкие внутренние связи со совей национальности, и у студентов в силу национальных особенностей более крепко привязаны к представителям своей национальности конечно нужно учитывать, политические факторы, которые в последнее время не совсем благотворно влияют на воспитание толерантности у молодого поколения. Список литературы Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. М., 2000. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: автореферат дисс. … д. психол. н. – СПб., 2007. - 45 с. Зулькорнеева Л. И. Понятие «толерантность» в современной науке: критерии и индикаторы // Молодой ученый. — 2015. — №3. – С. 101-106 Ильинская С. Г. Философско-методологические подходы к изучению категории «толерантность» / С. Г. Ильинская // Философско-политический ежегодник. — 2008. Клесова С. В. Воспитание толерантности у студенческой молодёжи // Молодой ученый. — 2012. — №4. – С. 88-94 Котелянец Ю. С. Характеристика толерантности как педагогического понятия [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 20....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: