VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности социальной работы с представителями движения чайлдфри

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012867
Тема: Особенности социальной работы с представителями движения чайлдфри
Содержание
Особенности социальной работы с представителями движения чайлдфри
Содержание
Стр.
Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ЧАЙЛДФРИ
1.1. История возникновения движения чайлдфри
1.2. Теоретические подходы к исследованию движения чайлдфри
1.3. Чайлдфри как особая социальная группа современного российского общества
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ЧАЙЛДФРИ НА ОСНОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
2.1 Анализ результатов Причины отказа от детей глазами представителей движения (результаты интервьюирования)
2.2 Отношение общественности к жизни без детей (результаты опроса)
2.3 Проблемы сосуществования  традиционных семей и чайлдфри

Заключение
Список использованной литературы
Приложения











ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы. Феномен „чайлдфри“ (от англ. childfree – свободный от детей) начал активно изучаться, начиная с 70-х годов XX века, однако само явление добровольного отказа от детей встречалось в истории и ранее. Как идеология чайлдфри оформилось в США, подтверждая право человека свободно выбирать, станет ли он родителем или сознательно пойдет на то, чтобы провести свою жизнь без детей. Представители этого достаточного нового движения утверждают, что в современном мире не стоит бояться создать противовес традиционным взглядам на семью. Если по каким-то причинам человек отказывается от произведения потомства, его нужно понять, ведь причины связаны с теми вызовами, которые скрывает за собой сегодняшний мир. Немногочисленные исследования феномена чайлдфри заставляют придти к выводу, что чайлдфри можно выделить в особую социальную группу со своими характерными чертами, а также определить структуру социальной работы, направленной на смягчение противоречий между сторонниками традиционных взглядов на семью и приверженцами бездетных семей. Распространение движения чайлдфри не обошло и Россию, но в наших реалиях отношение общества к добровольному отказу от детей заставляет чайлдфри чувствовать себя изгоями, т.к. большинство русских отстаивает ценности традиционной семьи. Таким образом, обозначилось проблемное поле. 
     Трансформация общественных отношений привела к значительным изменениям человеческих потребностей в исполнении социальных функций и ролей членов семьи, в аспекте исторически обусловленных традиций. Кризисные явления в семье проявляются в ее нестабильности, малодетности, пассивном репродуктивном поведении. в крупных российских городах формируется субкультура «Чайлдфри», 20-35-летние представители которой утверждают, что их жизнь насыщена и без детей. Некоторые из них, семейные и несемейные, могут любить детей, некоторые остаются безразличными, кто-то может испытывать неприязнь, но общими для всех являются отсутствие хотя бы одного ребенка по социально-экономическим, медико-биологическим или иным причинам и нежелание становиться родителем. И, тем не менее, в процессе воспроизводства населения страны молодая семья играет определяющую роль, три четверти общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет.
     Что отражает сложившиеся приоритеты и степень осознания обществом актуальности проблемы движения чайлдфри.
     Степень научной разработанности проблемы. Феномен чайлдфри стал интересен мировому сообществу благодаря иностранным исследователям,  среди которых Дж. Кэлхун, Д. Виверс, Д. Нил, Х. Джоши, Э. Реквизиты, Ш. Ридл и др.  Существенный вклад в изучение данной проблемы также внесли такие российские исследователи как, К. Поливанова, О. Исупова, А.И. Антонов, А. Пивоварова, М.К. Рачицкая и О.А. Петровская, О.А. Камзина и Н.Ю. Самыкина, и др. 
     Тем не менее, проблемы социальной работы с представителями движения чайлдфри – это по-прежнему мало изученное и разработанное направление.
     Объектом исследования выпускной квалификационной работы движение  чайлдфри в современном российском обществе. 
     Предметом исследования выступают основные направления социальной работы с представителями движения чайлдфри.
     Цель работы заключается, является изучить движение чайлдфри и обозначить направления социальной работы с представителями этого движения.
     Задачи исследования:
     Гипотезой является предположение о том, что кризисные явления, в семье проявляющиеся в ее нестабильности, малодетности, пассивном репродуктивном поведении привели к тому, что в крупных российских городах формируется субкультура чайлдфри. Таким образом, возникает потребность в разработке основных направлений социальной работы и научном обосновании мер по формированию условий активизации репродуктивного поведения молодых семей, адекватных современному периоду развития российского общества. 
     Теоретико-методологическая база исследования 
     Методологическую основу составили работы отечественных и зарубежных исследователей, изучавших актуальность проблем движения чайлдфри.
     Эмпирическая база исследования:
     - теоретический анализ психологической, социологической, юридической литературы;
     -  научные статьи, исследования, обсуждения в сети Интернет в социальных сетях и на форумах. 
     Научная и практическая значимость данного исследования объясняется тем, что будет произведен наиболее полный анализ теоретической базы движения чайлдфри, а также тем, что будут получены новые данные, способные оценить, в чем состоит сущность движения чайлдфри, понять, каким образом может быть организована социальная работа с чайлдфри. Поскольку явление добровольного отказа от детей достаточное новое в российском обществе, хочется надеяться, что данное исследование внесёт свой вклад в понимание того, почему движение чайлдфри набирает популярность. В конечном счёте, как бы мы ни относились к чайлдфри, они существуют и готовы бороться за свой свободный выбор.
     Структура и объем выпускной квалификационной работы
     Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. 
     
     


     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ЧАЙЛДФРИ
1.1 История возникновения  движения чайлдфри
     Чайлдфри в переводе означает «свободный от детей» и представляет собой сознательный отказ от рождения и воспитания детей. Появилось это понятие в начале XX века и стало употребляться в противовес термину «бездетные» (childless). Разница заключается в том, что бездетные стали таковыми не по собственной воле, а чайлдфри отказались рожать детей из-за собственных убеждений.
     Среди теорий о появлении таких людей в обществе как чайлдфри есть та, по которой виной этому являются психологические травмы, нанесенные в детстве, возможно, сексуального характера. Также имеет место быть теория о перфекционизме людей, считающих, что в жизни есть огромное количество вещей и перспектив, которых можно достичь, но дети могут помешать им в этом процессе. Но есть и такие, которые буквально ненавидят детей и родителей, так как считают, что планета и так перенаселена. В некоторых случаях родители приходят к такому выводу, что рождение их детей изначально было ошибкой и то, что они не созданы для того, чтобы воспитывать их. [Венедиктова М. А. Жизнь в кайф – без чайлд? / М. А. Венедиктова – gazeta.ru, 2006.].
     В России чайлдфри появились сравнительно недавно, а в США это движение имеет давнюю историю. Еще в середине 1970-х появилась Национальная организация «неродителей». Их считали обыкновенными мизантропами, которые уверовали в то, что отказ от деторождения спасет мир от перенаселения. В 1992 году учительница Лесли Лафайет создала организацию чайлдфри в современном виде. Название она выбрала как бы в противовес термину childless («бездетные»), чтобы подчеркнуть добровольный характер действий своих сторонников.
     Однако сами чайлдфри считают себя наследниками идей Маргарет Зангер (в девичестве Хиггинс). Она родилась в небогатой католической семье в 1879 году. Мать Маргарет беременела 18 раз, 11 ее детей выжили. Отец был активистом движения за равноправие женщин. Анна Хиггинс умерла в возрасте 45 лет от туберкулеза и рака шейки матки. Видимо, кончина матери и навела Маргарет на мысли о необходимости контролировать рождаемость. В 1902 году она вышла замуж за архитектора Уильяма Зангера – человека широких взглядов, близкого к социалистам. 
     Поначалу мадам Зангер позиционировала себя как феминистка: боролась за легализацию контрацептивов и абортов, издавала журнал «Женский бунт». Однако постепенно от лозунга «Каждая женщина должна стать абсолютной хозяйкой своего тела» она перешла к идеям контроля за рождаемостью. Зангер не скрывала своего увлечения идеями Томаса Мальтуса. Этот профессор политэкономии еще в XVIII веке разработал теорию, согласно которой население Земли растет в геометрической прогрессии, а мировое производство  –	в арифметической. Значит, нужно решать проблему «лишних ртов». Мальтус предлагал отменить благотворительность, поощрять преступность и войны и приостановить развитие медицины.
     Совершенно распоясались сподвижники Зангер к 1960-м годам. Тогда по всей Америке были насильственно стерилизованы десятки тысяч чернокожих и индейских женщин. Пользуясь неграмотностью этих пациенток, в клиниках им подсовывали заявления на согласие подвергнуться хирургической процедуре. А иногда просто напрямую предлагали за стерилизацию денежное вознаграждение или скидочные программы в супермаркетах. Скончалась Зангер в 1966 году. Но дело ее, как видно, живет. [	Медведева И. Я. Я не просил меня рожать!.. / И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова // Москва – 2008.].
     Россия не отстает от Запада - у нас тоже есть собственные чайлдфри, но в основном они пока активно фигурируют только в Интернете, где ограничиваются обсуждением своих проблем и спорами со своими противниками, которых, надо сказать, очень много. И это естественно, ведь, те, кто уже родил детей, ни за что на свете не променяют их на любую свободу, деньги или развлечения.
     Каковы же глобальные, а не психологические причины возникновения такого явления, как «движение чайлдфри». Существует несколько версий:
     Первая — обесценивание человеческой жизни как таковой. В мире движение чайлдфри появилось уже достаточно давно и имеет примерно полувековой стаж. Его появление связывают с такими глобальными потрясениями, как Вторая мировая война и атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. После этих эпохальных событий ценность человеческой жизни упала до минусовых значений, низведя значимость людских судеб в буквальном смысле до пыли. 
     Жару добавила знаменитая «сексуальная революция» и массовая доступность средств контрацепции — и причина («все равно нет смысла») дополнилась широкими возможностями. 
     До нашей страны чайлдфришные настроения, как и прочие «веяния Запада», докатились лишь после обрушения «железного занавеса» в конце 80-х, однако процесс усугубился существенно также и тем обстоятельством, что грянуло десятилетие «лихих девяностых» — нищих и беспредельных. То есть «отечественные» чайлдфри — это, в основном, «дети перестройки» — те, у кого детство и/или юность пришлись на это катастрофическое десятилетие, называемое «девяностые». 
      http://kjpanorama.eu/index.php/ru/2012-02-09-14-34-28/5315-2017-05-23-15-11-58 
      Ценность человеческой жизни в нашей стране в результате революций, войн и репрессий и так была гораздо ниже общемировой, и вот на этот фон наложилось дополнительное обстоятельство: «дети перестройки» с молоком матерей впитали идею, что живем мы в опасном мире, а когда враждебность среды записана в подкорке — какое может быть размножение? 
     Вторая версия — наиболее рационалистичная и понятная: это нынешняя экономическая и политическая нестабильность. Люди не хотят иметь детей, не имея уверенности в завтрашнем и даже в сегодняшнем дне — и они правы. Хочется иметь все материальные блага, чтобы растить дитя без проблем, живя, а не выживая. 
     Третья версия — «кризис изобилия», обратная сторона всемогущества, та самая ситуация, когда, как в тосте, «наши желания обалдели от наших возможностей». Никогда ранее женщина не имела возможности самостоятельно решать, когда ей беременеть, да и вообще делать ли это в принципе. Никогда ранее женщина не была столь свободна социально: общество становится все более и более лояльно ко всем возможным проявлениям «свободного выбора». И если ранее бездетная (даже по естественным причинам) женщина безоговорочно подвергалась если не остракизму, то уж во всяком случае презрению и была обречена на обвинения в неполноценности — то теперь картина изменилась, и добровольный отказ от деторождения в определенных кругах считается признаком прогрессивного мышления. 
     Ну и последняя версия наиболее эзотерична и экзотична, однако уже в силу своей невероятности представляется, что парадоксально, также вполне возможной. Существует идея, что планета, как сгусток глобального высшего разума, устала от разрушительной, варварской деятельности человечества и включила людям «программу самоуничтожения». 
     То есть наша Земля делает все, чтобы перепрограммировать человечество с размножения на самоликвидацию. Частично она воздействует на человеческий разум: сокращение рождаемости напрашивается в связи с сокращением жизненного пространства, энергетических и экономических ресурсов. 
     С другой стороны, стихийные бедствия, а также «глады и моры» — то есть эпидемии и специфические заболевания вроде СПИДа — также работают на ту же идею, а именно — сокращают расплодившуюся «тупиковую ветвь». И третья сфера воздействия, бьющая в ту же точку — «перепрограммирование сознания», переориентация людей с прогресса на регресс. 
      https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/24016/ 
     В самом начале этого движения в 70 –х годах прошлого столетия в США, людьми, желающими стать добровольно бездетными, двигал мотив отказа увеличивать и без того большую численность населения. По их мнению человек является основным источником загрязнения окружающей среды и он не должен размножаться.
     В Америке чайлдфри являются устоявшимся феноменом. Сознательно бездетные, как социально-демографическая категория имели место задолго до распространения чайлдфри. Лишь с недавнего времени они начали развивать социальные сети, чтобы противостоять давлению общества, которое не готово понять и принять их образ жизни. 
     В США в целом уже более 40 организаций, объединяющих чайлдфри, каждая из них насчитывает несколько тысяч участников. Согласно исследованиям американского Национального Центра Статистики Здравоохранения, ежегодно увеличивается процент женщин, сознательно не желающих иметь детей: на сегодняшний день до 25 %. Среди белых женщин с высшим образованием процент чайлдфри гораздо выше, чем среди прочих.
     Россия не отстает от Запада - у нас тоже есть собственные чайлдфри, но в основном они пока активно фигурируют только в Интернете, где ограничиваются обсуждением своих проблем и спорами со своими противниками, которых, надо сказать, очень много.
     Таким образом, движение чайлдфри представляет собой группу людей во всем мире, сознательно отказывающихся от рождения детей, мотивируя свое решение различными причинами (социальными,  экономическими). При этом, мотивы приверженцев движения чайлдфри в зависимости от страны проживания, могут быть различны. У представителей рассматриваемого движения отсутствует фиксированное членство и другие атрибуты, присущие организации. Пропаганда идей и ценностей чайлдфри осуществляется, преимущественно,  в сети интернет. С учетом указанных характеристик,  рассматриваемое движение  представляет интерес для изучения исследователями. 
      
     1.2.	Теоретические подходы к исследованию движения чайлдфри
     
     Движение чайлдфри является предметом изучения как отечественными, так и зарубежными исследователями. Рассмотрим основные подходы к изучению указанного движения. Выделяются два основных направления изучения  движения чайлдфри. В рамках первого направления исследуются причины его возникновения. Второе направление исследований рассматриваемого феномена объектом изучения являются индивидуальные мотивы и социальные установки приверженцев указанного движения.
     За рубежом, одним из первых изучать феномен чайлдфри начала Дж. Э. Виверс, которая классифицировала представителей рассматриваемого движения на две группы. Классификация Дж. Э. Виверс, показана на рисунке 1.

     Рис. 1. Классификация представителей движения чайлдфри Дж. Э. Виверс
     
     По классификации, разработанной Дж. Э. Виверс, реджекторами  являются люди, испытывающие отвращение от самого процесса деторождения. Группу аффексьонадо составляют представители движения, испытывающие удовлетворение от беззаботной жизни без детей. Они получают удовольствие от жизни, в которой нет места рождению и воспитанию детей, которых они считают препятствием для самореализации и достижения успеха в жизни. [Veevers, J. E. Childless by choice. Toronto, Butterworth, 1980.]
     Р. Джиллеспи разделил представителей движения чайлдфри на две категории, которые показаны на рисунке 2.

     Рис. 2. Типы представителей движения чайлдфри, определенные Р. Джиллеспи  
     
     Согласно определению, данному Р. Джиллеспи  к группе «постоянных откладывателей» относятся партнеры, которые принципиально не против рождения детей, но тем не менее, регулярно используют способы контрацепции до того момента, когда уже не могут их иметь.   
     К группе «волнообразных отказников» относятся лица, которые хотят иметь детей, но по иным соображениям, которые все время являются более весомыми, они отказываются от них и остаются бездетными. [Gillespie, R. Childfree and feminine: Understanding the gender identity of voluntarily childless women. Gender and Society 17(1), 2003. P. 122-136.]
     Таким образом, указанные авторы считают, что в основе возникновения движения чайлдфри лежат психологические причины людей. Отказ от рождения детей, обосновывается приверженцами движения чайлдфри как возможность жить полноценной, по их мнению, жизнью, свободной от выполнения материнских и отцовских обязанностей и не связанной ограничениями, которые присутствуют в семьях с детьми. 
      Отечественными исследователями (Л.В. Андрющенко, В.Н. Архангельским) возникновение движения чайлдфри рассматривается как следствие кризиса института семьи. 
     Ряд исследователей (Вишневский А.Г.,  Голод С.И., Елизаров В.В.) связывают появление рассматриваемого движения с трансформацией  семьи,  в частности, сменой репродуктивного поведения (появление нового типа бездетной семьи).    
     М.В. Казачихина  в числе причин, по которым люди отказываются иметь детей указывает материальные трудности, психологические (страх перед физическими аспектами деторождения, стремление избежать трудностей и неудобств, связанных с рождением и воспитанием детей, нелюбовь к ним). 
     Также М.В. Казачихина считает, что причиной нежелания рождения детей могут являться переживания, испытанные человеком в детстве или пережитое насилие. [Казачихина М.В.  Чайлдфри как одна из форм современной семьи// Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. № 3. С. 10—14.]
     М.М. Бичарова указывает, что в числе мотивов нежелания иметь детей присутствуют складывающиеся в современной молодежной среде мнения о том, придерживаться традиционных взглядов на рождении детей является показателем низкой интеллектуальности и недостаточного духовного развития. Таким образом, приверженцы идей чайлдфри претендуют на некую элитарность своих взглядов. Бичарова М.М. «ЧАЙЛДФРИ» И «ЧАЙЛДХЕЙТ» СРЕДИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 12(61). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 37-41.
     С. М. Вильданова, А. А. Граничная указывают, что для представителей чайлдфри присутствуют следующие мотивы нежелания рожать детей:
     1) психологические травмы, пережитые в родительской семье в детском возрасте и связанные с перенесенным насилием;
     2) негативный пример родительской семьи, что является причиной разочарования в семейной жизни и семейных ценностях; 
     3) наличие негативного собственного жизненного опыта; 
     4) влияние социального окружения. Вильданова С.М., Граничная А.А., Мингалиева А.Р., Саляхиева Л.М. Тенденции распространения ценностей чайлдфри в России и их влияние на кризис института семьи // Мониторинг. 2017. №3 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-rasprostraneniya-tsennostey-chayldfri-v-rossii-i-ih-vliyanie-na-krizis-instituta-semi (дата обращения: 20.05.2018).
     Указанными авторами определены особенности мировоззрения чайлдфри. Главной жизненной ценностью для них является ценность личной свободы. Также среди ценностей представителей рассматриваемого движения присутствуют:
     1) карьерные устремления;
     2) наличие хобби, увлечений, стремление путешествовать.  
     При этом, как отмечают указанные авторы, говорить о наличии у чайлдфри собственной системы ценностей, все же не совсем уместно. В той или иной степени, указанные ценности присутствуют у многих людей, но не все при этом придерживаются идеи неприятия рождения детей. 
     Таким образом, рассмотренные нами авторы связывают проблему сознательной бездетности с влиянием в большей степени психологических причин. И.В. Романова Илона, Жанбаз О.О. рассматривают феномен чайлдфри шире. Данные авторы указывают, что решение не иметь детей связано с влиянием демографических факторов (принадлежность к определенной возрастной группе, национальность, семейное положение). 
     Кроме того, на принятие решения о рождении детей влияют экономические и социальные факторы к числу которых относятся:
     1) социальный статус;
     2) характер трудовой занятости;
     3) приверженность к религии;
     4) взгляды на проблему рождения и воспитания детей окружения.   
     Так, для женщин более молодых возрастов довольно типично быть бездетными (в связи с учебой или началом построения карьеры), а женщины старших возрастов зачастую принимают решение оставаться бездетными и в будущем.
     Характер влияния национальности на принятие решения о рождении, или отсутствии детей, в настоящее время изучен недостаточно. В пользу утверждения о влиянии указанного фактора на демографическую ситуацию свидетельствуют статистические данные о снижении рождаемости в странах Западной Европы  и увеличении в странах Востока. 
     Одним из основных прогностических параметров, указывающим на бездетность, является безбрачность, которая наиболее часто упоминается среди причин бездетности практически во всех количественных исследованиях.
     На принятие решения о рождении ребенка оказывает влияние  экономический фактор. Люди с более высоким уровнем образования чаще принимают решение о бездетности или откладывают время появления первого ребенка. Таким образом, высокий доход также оказался в списке прогностических факторов потенциальной бездетности. 
     Среди наиболее часто встречающихся причин нежелания иметь детей, по данным исследований феномена движения чайлдфри, встречаются неизбежность издержек, связанных с рождением и воспитанием детей. Также у части представителей рассматриваемого движения, материнство и отцовство ассоциируется с потерей идентичности, что противоречит распространенному желанию строить свой жизненный путь без вынужденной смены курса после рождения ребенка. [Романова И.В., Жанбаз О.О. Чаилдфри в контексте трансформации семейных отношений // Вестник ЗабГУ. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chaildfri-v-kontekste-transformatsii-semeynyh-otnosheniy (дата обращения: 20.05.2018).]
     Таким образом, феномен движения чайлдфри является объектом изучения как зарубежными, так и отечественными исследователями. Следует отметить, что в исследовании указанного движения присутствует тенденция к его изучению через призму выяснения мотивов данного явления. 
     Однако феномен чайлдфри более сложен и характеризуется многоаспектностью. Данное движение следует рассматривать с учетом характера влияния всего спектра демографических, экономических, социальных и психологических факторов. 
     
     1.3.	Чайлдфри как особая социальная группа современного российского общества
     
     Особый интерес представляет изучение феномена  чайлдфри в современном российском обществе. Данное явление необходимо рассматривать с учетом всего многообразия различных факторов. 
     В традиционном обществе бытует представление о сторонниках чайлдфри как об аморальных, антиобщественных маргиналах. Среди их противников можно особенно выделить международное движение «пролайф» (от англ. Pro – за, и life – жизнь), выступающее за отмену абортов и контрацепции, а также деятелей РПЦ, открыто выражающих свою неприязнь к движению чайлдфри, как «заражённым» и «бесплодным язычникам». 
     В качестве самого весомого аргумента деятели РПЦ в России и Католической Церкви в Европе приводятся слова из Библии о том, что: «приказано принимать детей с радостью, как Божьи дары, и растить их с заботой и страхом Божьим». Здесь важно отметить, что позиции Православных и католическая церквей не воспринимаются сторонниками движения чайлдфри всерьёз, поскольку церковники выступают против легального положения практически всех своренных явлений в семейной жизни: гомосексуалистам, однополым бракам, абортам и т. п. 
     Кроме того в число противников чайлдфри можно занести всех людей и социальные слои, навязывающие стереотипные представления о гендерных ролях и правила семейной жизни. В России эти силы ещё очень сильны и поэтому это движение не признаётся официально. 
     Иногда и сами сторонники данного движения провоцируют отрицательное к ним отношение. Например, из-за нетактичных высказываний в отношении сторонников традиционных семейных ценностей, особенно многодетных семей, называя жён в них «свиноматками», «размноженцами», «инкубаторами», и т. п. 
     Однако по мнению отечественных психотерапевтов Н.Н. Нарицына и М. Нарицыной такие высказывания, а также объединения в интернет – сообщества следует расценивать как защиту своих взглядов, ценностей, защиту от нападок, своеобразную, агрессивную, но защиту. 
     Положительно, либо нейтрально о явлении чайлдфри высказываются сторонники прогрессивных течений. Это представители либеральных, особенно ультралиберальных партий, феминистки, движение в поддержку права женщины самой распоряжаться своим телом, в том числе после того как в нём появляется зигота, т. е. движение в поддержку законности абортов (прочойс). 
     Кроме того, нейтрально высказываются о явлении чайлдфри многие протестантские церкви, особенно Норвегии, Великобритании, Нидерландов, Дании, Швеции, США. [Чарльстон М. Неродители. – М.: Мнемосина, 1995.].
     Среди знаменитостей так же есть представители движения  чайлдфри, например:
* драматург Джордж Бернард Шоу: «Молодость – чудесная вещь. Какое преступление – растрачивать ее на детей!»;
* актёр Кристофер Уокер: «Я слишком эгоистичен для того, чтобы иметь детей. К тому же у моей жены хватает забот и со мной»;
* актриса Фаина Раневская: «Семья способна заменить тебе всё. Так что хорошо подумай, что тебе дороже – всё или семья»;
* балерина Майя Плисецкая (на вопрос, почему у нее нет детей): «Женщин с детьми много, Майя Плисецкая – одна».
     Но в чём же причины того, что взрослые, состоявшиеся, материально обеспеченные люди упорно не желают заводить детей. Среди множества выделенных психологами причин можно сформулировать наиболее общую и всеобъемлющую: «Свобода. Свобода распоряжения своим телом, своей жизнью, своей судьбой. Свобода от какого бы то ни было внешнего вмешательства. В том числе и от корректировок семейной жизни, которые неизбежно вносит появление детей». 
     Из множества причин, можно сформировать и принципы движения чайлдфри. Вот лишь некоторые из них: 
     1. Ненависть или сильная неприязнь к детям. Объединяет наиболее радикальную часть чайлдфри – чайлдхейт. Разумеется, эта ненависть не направлена ни на какого-либо ребёнка в отдельности, ни на детство как социальное явление в общем, ни тем более не связана с желанием помешать или навредить детям. Чайлдхейт не имеют ничего общего с педофилами или садистами. Просто здесь имеет место общая неприязнь к детскому поведению. Данная неприязнь рождается из-за недовольства невоспитанностью чужих детей, неприлично ведущих себя в общественных местах с попустительства таких же невоспитанных родителей. Здесь стоит отметить, что такие дети и родители нередко вызывают негативное отношение и у любых других людей. 
     2. Опасение, что родительство может не понравиться, но уже ничего не исправишь. 
     3. Боязнь оказаться плохим родителем. 
     4. Желание сохранить достигнутую эмоциональную и физическую гармонию в отношениях с любимым человеком. Обусловлено убеждённостью в том, Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» что родительские обязанности и связанные с ними проблемы могут разрушить эту, в случаях с чайлдфри, довольно хрупкую гармонию. 
     5. Нежелание менять устоявшийся семейный уклад. 
     6. Понимание высокого уровня ответственности, появляющейся в связи с рождением детей, отсюда нежелание брать на себя эту ответственность или уверенность, что это будет не по плечу. Эта причина чаще всего бывает обусловлена неуверенностью в себе, убеждённостью в затруднительности приобретения навыков родительства и отсутствием необходимых знаний в области детской психологии. 
     7. Негативные воспоминания о собственном детстве (бедность, невнимание родителей, воспоминания о малоэффективности применяемых родителями методов воспитания и в то же время отсутствия представления об альтернативных методах). К числу причин, вызывающих нежелание иметь детей, из-за опасения передать им опасную генетическую болезнь не относится, поскольку в данном случае имеет место вынужденный отказ. [Прамичев А.Г. Кризис традиционных семейных ценностей // Наука и религия. – 1997. – №12 (234).]. 
     Чаще всего от заведения детей отказываются образованные, обеспеченные и амбициозные люди, которые не желают жертвовать своим комфортом и карьерой ради детей. Среди представителей движения чайлдфри доля мужчин выше, чем доля женщин (22 % против 14 %). При этом доля чайлдфри особенно велика среди выходцев из однодетных семей (62,1 % против 36,7 %), поэтому по прогнозам ученых доля бездетных будет возрастать. По прогнозам социологов и экономистов в ближайшие года процент бездетных женщин в России с нынешних 8 % может приблизиться к среднеевропейскому уровню в 15 %.
     [ http://www.woman.ru/psycho/medley6/thread/4930564/105 ]
     Можно считать, что движение чайлдфри является частным проявлением общей тенденции, которую можно охарактеризовать выражением middleyouth («вечно молодой» или «зрелая юность»). Так стали называть людей в конце 90-х в Великобритании,  возраст которых 30-45 лет (middleage – «зрелые годы»), которые не хотят себя идентифицировать со сложившимся стереотипом —  «те, кому за тридцать».
     Учеными отмечается, что представители движения чайлдфри более интеллектуально развиты, в большей степени востребованы как специалисты и администраторы, имеют более высокий доход, предпочитают жить в крупных городах, менее склонны к религии и соблюдению традиционных обычаев. Они ориентированы на жизнь в комфорте, наличие свободного времени, хобби, друзей, на собственное саморазвитие, эмоциональную и физическую близостью с партнером. Для таких людей важен карьерный рост и саморазвитие, поэтому они не склонны тратить время, силы и деньги на ребенка, который «однажды вырастет и окажется неблагодарным». [Селивирова Е. Чайлдфри: без паники// Социологический взгляд, 2010. Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/chajldfri_bez_ paniki_-_sotsiologicheskij_vzglyad_17446 ]
     Людям, которые  придерживаются традиционного образа жизни, которые в определённом возрасте начинают тяготеть к размеренному укладу, заботиться о детях, семье, о материальном положении, «зрелые юноши» стремятся противопоставить свой тип отношения к возрасту и к своей жизни в целом. Они не хотят воспринимать себя, как людей среднего возраста, а желают быть скорее авангардом культуры молодёжи, и стараются соответствовать ей своим внешним обликом, образом жизни и проведением досуга.  Однако они вполне могут совмещать посещения ночных клубов и увлечение различными видами спорта, в том числе и экстремальными с возделыванием любимого сада. [ http://sovettebe.ru/otnoshenia/kto-takie-chayldfri/ ]
     У представителей движения чайлдфри даже есть свой  лозунг, который звучит следующим образом: «Живи сам и дай жить другим». На первый взгляд это очень мудрый и добродушный лозунг. Однако за этим лозунгом стоят довольно разные люди, некоторые представители демонстрируют в суждениях просто чудеса подростковой агрессии. И если изначально зарождалось чайлдфри как движение за свободу выбора взрослых состоявшихся людей, то в настоящем русскоязычном чайлдфри можно встретить немало девушек и юношей, которым по 19 лет, и они призываю к тотальной стерилизации. [ http://sovettebe.ru/otnoshenia/kto-takie-chayldfri/ ]
     Впрочем, в каждой группе людей есть представители, которым свойственно впадать в крайности. Есть фанатики чайлдфри, но в то же время есть и фанатичные родители, которые забывают все на свете ради своего малыша. И так же не стоит идеализировать родительство и говорить, что дети никогда не могут раздражать человека. 
     Можно сделать вывод, что представители движения чайлдфри – это люди, по различным причинам принимающие решение не иметь детей. На сегодняшний день, главным в своей жизни они считают – реализацию заложенного в них потенциала. Поэтому вопрос о деторождении откладывается до тех пор, пока не произойдет реализация задуманных планов, достижения целей. Так же, важно напомнить то, что явление чайлдфри не так опасно, как его пытаются представить ненавистники. 
     Таким образом, движение чайлдфри находит своих последователей и в современном российском обществе. Однако оно не получило такого распространения, как в странах Европы и США. Это связано с тем, что российское общество остается более приверженным традиционным семейным ценностям. Тем не менее, движение  чайлдфри находит своих последователей и в современной России, поэтому, изучение данного феномена является актуальным. 
     
     
     Выводы по главе 1
     
     Движение чайлдфри представляет собой группу людей во всем мире, сознательно отказывающихся от рождения детей, мотивируя свое решение различными причинами (социальными,  экономическими). При этом, мотивы приверженцев движения чайлдфри в зависимости от страны проживания, могут быть различны. У представителей рассматриваемого движения отсутствует фиксированное членство и другие атрибуты, присущие организации. Пропаганда идей и ценностей чайлдфри осуществляется, преимущественно,  в сети интернет. С учетом указанных характеристик,  рассматриваемое движение  представляет интерес для изучения исследователями.
      Феномен движения чайлдфри является объектом изучения как зарубежными, так и отечественными исследователями. Следует отметить, что в исследовании указанного движения присутствует тенденция к его изучению через призму выяснен.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44