- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003027 |
Тема: | Особенности сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятие «сенсорное развитие» как предмет психолого-педагогических исследований………………………………………………………………7 1.2. Особенности сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста……………………………………………………………………12 1.3. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста……………………………………………………………………..19 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Сущность понятия «дидактическая игра»…………………………….25 2.2. Классификация дидактических игр……………………………………27 2.3. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста «Веселые фигурки» в ДОО…………………32 ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 3.1. Цель, задачи и методика исследования……………………………….37 3.2. Организация дидактических игр с детьми раннего дошкольного возраста, направленных на сенсорное развитие………………………………………..40 3.3. Анализ результатов исследования……………………………………..49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………66 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..69 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………75 Введение Ранний дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Это время знакомства с разнообразными предметами, когда ребенок раннего дошкольного возраста контактирует с ними, познает их свойства, качества. Сенсорное развитие ребенка раннего дошкольного возраста - это развитие его формирования и восприятия представлений о наиболее важнейших свойствах предметов, их положение в пространстве, форме, цвете, величине, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет важнейшую роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять их основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования показывают, что восприятие у детей раннего дошкольного возраста носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей раннего дошкольного возраста существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка раннего дошкольного возраста для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Ведущим видом деятельности и основной формой работы с детьми раннего дошкольного возраста является игра. Анализ состояния разработанности данной проблемы в психолого-педагогической науке приводит к следующему выводу: хотя многими исследователями разработаны конкретные методы и приемы освоения детьми раннего дошкольного возраста окружающего мира, но неполно представлены работы, в которых нашло отражение влияния дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Воспитательные возможности дидактических игр на формирование сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста недостаточно изучены. Актуальность работы определяется потребностью в более детальном раскрытии проблемы использования дидактических игр как средства сенсорного развития у детей раннего дошкольного возраста. Данное обстоятельство определило выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста». Цель выпускной квалификационной работы – теоретически рассмотреть и экспериментально выявить эффективность использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «сенсорное развитие», «дидактическая игра». 2. Провести диагностику сенсорного развития у детей раннего дошкольного возраста. 3. Обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия повышения результативности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста. 4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей, сотрудников ДОО. Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: дидактические игры выступают эффективным средством сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение за детьми в процессе коллективной игры, анкетирование воспитателей, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ полученных данных. Организация исследования. Поставленные задачи обусловили выделение трех взаимосвязанных этапов работы: I этап - изучение и анализ литературы по теме исследования II этап - проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов; проведение формирующего эксперимента, направленного на сенсорное развитие ребенка раннего дошкольного возраста по средствам дидактических игр. III этап - контрольный эксперимент, составление общих выводов по исследованию. Теоретическая основа исследования: теория развития высших психических функций личности, обусловливающих сенсорное развитие нравственных, умственных сфер ребёнка (Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.). Научно-методологической основой данной работы являются труды, посвященные дидактическим играм, следующих авторов: З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова, В. Н. Аванесова, А. Н. Давидчук, Л. Селихова, Н. В. Лабутина , И. А. Анатольевна, Н. П. Гусева и другие. Теория игровой деятельности как основного условия формирования и развития ребенка раннего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, С.И. Заморев, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Д. Б. Эльконин и др.). Теоретическая значимость работы: уточнены понятия «сенсорное развитие», «дидактическая игра». Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы специалистами ДОО. База исследования: МБДОУ №11 города Мурманска. Испытуемыми выступали дети раннего дошкольного возраста, возраст которых составил 3-4 года. В исследовании принимали участие 23 ребенка, из них 10 девочек, 13 мальчиков. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на родительских собраниях МБДОУ №11 (с 13.03.17 – 17.03.17) и собраниях сотрудников МБДОУ №11 (с 20.03.17 – 24.03.17). Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (56 наименований), приложений. Во введении обусловлена актуальность исследования, определены цель, задачи, предмет и объект дипломной работы, раскрыта её структура. В первой главе «Теоретические аспекты развития сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста» исследованы теоретические аспекты проблемы сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста. Раскрыта сущность дидактических игр в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста, дана их классификация и педагогическое руководство. Во второй главе «Педагогические условия сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр» описаны аспекты условия сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Описано значение дидактических игр в формировании сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Дано теоретическое обоснование проблемы. В третьей главе «Экспериментальное исследование работы по выявлению сенсорного развития у детей раннего дошкольного возраста по средствам дидактических игр» описан ход организации и методика экспериментального исследования, направленного на изучение сенсорного развития у детей раннего дошкольного возраста по средствам дидактических игр. Разработан комплекс игр, способствующих развитию этих качеств. Экспериментально доказана состоятельность выдвинутой гипотезы. В заключении приведены выводы по исследованию, раскрыта перспектива дальнейшей работы над проблемой исследования. Глава I. Теоретические аспекты развития сенсорных представлений у детей раннего возраста 1.1. Понятие «сенсорное развитие» как предмет психолого-педагогических исследований Раннее детство - особый период становления органов, систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей [9; 267]. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [8; 143]. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой [62; 251]. По словам Л.А. Венгера и В.С. Мухиной, сенсорное воспитание имеет большое значение для развития ребенка, совершенствование его чувственного познания окружающего мира, развитие у него сложных мыслительных и сенсорных процессов. Все это определяет уровень развития сенсорной культуры ребенка [49; 226]. В раннем дошкольном возрасте, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «киской» и т.п.). По словам Л. А. Венгера, большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых внешних свойств предметов (термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем) [41;112]. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер В содержании ознакомления детей со свойствами предметов должно быть включено, прежде всего, выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств вначале, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой [40; 191]. Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков - втулочек в отверстие доски (указанные виды действий описаны в работах Е.И. Радиной) [45; 140]. Н.Н. Поддъяков указывал, что при решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуюсь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам [22; 409]. Основной задачей сенсорного воспитания, по мнению Л.А. Венгера, является то, что дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине [36; 43]. В этом возрасте у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов - эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие. Основной особенностью сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста является освоение приемов прикладывания, сравнивания, сопоставления цвета, формы, величины [50; 176]. А.П. Усова указывала, что в раннем возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируется в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного в процессе различного рода с этими предметами. Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления, поэтому в обучении детей раннего дошкольного возраста широко используется принцип наглядности [46; электронный ресурс]. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается, наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психологического развития и всестороннего воспитания дошкольника: чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувствительный опыт, являющийся основой сенсорного развития. Таким образом, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину т. д.). Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста, то есть того насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее. 1.2. Особенности сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста Одним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр [17; 285]. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Фридрихом Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки, написанные Фребелем [59; 128]. Е.И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Е. И. Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Л.А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве) [60; 197]. В последнее время поиски ученых З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и другие идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи [3; 207]. «В дидактической игре, - указывала З.М. Богуславская, формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности [15;34]. В игре ребенок развивается физически, приучает наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей» [51; 145]. А.К. Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольные печатные игры; словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания [4; 197]. А.В. Запорожец, А.П. Усова указывали, что среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин» [58; 381]. Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»). Для развития координации мелких движений и зрительного контроля в рамках непосредственно образовательной деятельности организуются игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами [10; электронный ресурс]. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, паззлы. Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для детей раннего дошкольного возраста складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения [61; 288]. В настоящее время популярны паззлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение сценок из мультфильмов, животных, замков). Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Н.Н. Палагина указывала, что дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие составные элементы игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов) [28; 156]. Дидактическая задача, по Н.Н. Палагиной, определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность [37; 187]. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре «замаскирована» и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные задачи [26; 128]. Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования и взаимоотношениям детей к выполнению норм поведения. Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Очень важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявление поведения детей и качеств их личности в игре; как проявилась их взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели [20; 240]. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности. А.К. Бондаренко указывала, что методика организации дидактических игр включает в себя: подготовка к игре, проведение игры, анализ игры [4; 197]. Руководя игрой, воспитатель осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, игровые правила. Одновременно он является участником игры, причем процесс обучения для самих детей незаметен, так как они учатся играть [42; 688]. Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснение игровых действий, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию детьми включенных в игру задач [44; 57]. А.К. Бондаренко указывала, что дидактическая игра характеризуется разнообразными формами деятельности детей в их сочетании. Воспитатель учит детей целесообразным игровым действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный и осязательный анализаторы. Двигательная активность детей сочетается с речевой, т.к. воспитатель обозначает словом качества предметов, действия. Движения, и повторяя слово в разных условиях, закрепляет его в словаре ребенка [4; 197]. Палагина Н.Н. указывала, что руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливать моторно-двигательную активность. Контакт педагога с детьми, детей между собою достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а воспитатель в центре круга или полукруга. Иногда дети делятся на группы, занимающие разные места, а иногда "едут путешествовать" и покидают пределы группы. В дидактических играх действующими лицами являются и педагог и дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие возможности для повышения инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов, предложений. Держать игру в пределах предлагаемого времени - большое искусство. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей является условием развития игры [63; 280]. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка и фантазия - только в этом случае дидактические игры будут полезны для развития ребенка. Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие [39; 93]. Следовательно, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний о сенсорных эталонах, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения [11; 121]. 1.3.Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста Исследования восприятия детей раннего дошкольного возраста, проводившиеся А.В. Запорожцем и его последователями А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым показали, что сенсорное воспитание предполагает, прежде всего, правильную организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, которая является одним из условий сенсорного развития детей [12; 136]. Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями в различные исторические периоды. Особую роль предметной среды в становления личности ребёнка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, А.В. Петровский. Н.А. Рауцкая, В.С. Мухина и др. [26; 128]. Г.А. Широкова указала, что вопрос оснащения развивающей среды в группах раннего дошкольного возраста рассмотрен недостаточным образом. Практика последних лет со всей очевидностью показала, особую значимость для детей раннего дошкольного возраста социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной развивающей образовательной среды. В разнообразной предметной среде ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие [47; 328]. По Г.А. Широковой, условиями, обеспечивающими наибольшую эффективность в сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста являются: создание предметно развивающей среды, способствующей развитию сенсорного воспитания детей через игру; систематизация дидактических игр в планировании; индивидуально дифференцированный подход; формирование сенсорного восприятия в каждом виде деятельности через игровую форму, психологическая комфортность детей, обеспечивающая эмоциональное благополучие [62; 251]. Результативностью работы являются повышение уровня развития сенсорного воспитания детей, формирование положительно - эмоционального настроя, умение общаться со сверстниками и взрослыми, различать основные геометрические фигуры и их варианты, а так же основные цвета спектра. Специально созданные условия в процессе проведения занятий и в повседневной жизни позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений. Также формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п. Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия [50; 176]. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Использование «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку бесполезно говорить о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже впервые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали для строительного набора для «крыши» и т.д. [62; 251]. Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой». Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам [16; 59]. При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность [45; 140]. Постепенность, последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей указанного возраста, так и для более старших. В течение второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: