- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности самосознания личности студентов – психологов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011831 |
Тема: | Особенности самосознания личности студентов – психологов |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Студент Семёнова Алёна Юрьевна Институт Гуманитарный институт Направление 37.03.01 Тема выпускной квалификационной работы «Особенности самосознания личности студентов – психологов» Руководитель ВКР_______________________ Филатова О.В. (подпись) (ФИО) Студент _______________________________ Семёнова А.Ю. (подпись) (ФИО) Допустить выпускную квалификационную работу к защите в государственной экзаменационной комиссии Заведующий кафедрой ___________________ Филатова О.В. (подпись) (ФИО) «______» _______________________ 20 ____ г. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой_________ _____________________ «___»___________ 20__г. ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ Студенту Семёновой Алёне Юрьевне 1. Тема ВКР Особенности самосознания личности студентов – психологов _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ утверждена приказом по университету №___________ от____________________________ 2. Срок сдачи студентом законченной ВКР________________________________________ 3. Исходные данные к ВКР______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) 1.проанализировать теоретические источники по проблеме исследования особенностей самосознания; 2.провести эмпирическое исследование особенностей самосознания студентов-психологов; 3.выявить различия между курсами и уровнем развития компонентов самосознания студентов-психологов; 4.выявить уровень интеграции структурных компонентов в самосознании студентов-психологов; 5.разработать рекомендации по психологическому развитию профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе. 5. Перечень графического материала (с указанием обязательных чертежей)_гистограммы - 20; графики – 4; таблицы – 20; литература – 77. 6. Консультанты по ВКР (с указанием относящихся к ним разделов проекта) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Дата выдачи задания _________________________________________ Руководитель ______________________ __ Филатова О.В. (подпись) (ФИО) Задание принял к исполнению ________________ __ Семёнова А.Ю. (подпись студента) (ФИО) АННОТАЦИЯ Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию основных теоретических и практических вопросов, связанных с особенностями самосознания личности студентов–психологов. Предпосылками для написания данной работы стала современная система высшего образования, которая приобретает характер личностно-ориентированного обучения, при котором психологу недостаточно владеть только знаниями и умениями, он должен быть гибким и адаптивным, что позволит ему успешно реализовать свой потенциал в деятельности. Целью работы является изучение особенностей самосознания личности студентов-психологов. Во введении изложена актуальность выбранной темы, цель исследования, из которой вытекает ряд задач, объект и предмет исследования, а так же методологическая основа и методы исследования. В первой главе работы проведен теоретический анализ литературы, посвященной изучению феномена сознания и самосознания личности, их особенностей, развития в онтогенезе, а так же проблеме развития профессионального самосознания личности. Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования особенностей самосознания личности студентов-психологов. Описана организация процедуры исследования, обоснован диагностический инструментарий, представлена интерпретация полученных в ходе исследования результатов, в качестве рекомендации по развития профессиональной идентичности студентов разработана авторская тренинговая программа. В заключении обобщены полученные результаты и сделан вывод. Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы и приложения. Объем работы – 143 страницы. SUMMARY Final qualification work is devoted to investigation of major theoretical and practical issues related to the identity of individual students–psychologists. Prerequisites for the writing of this work became the modern system of higher education, which is becoming more learner-centered learning, in which the psychologist is not enough just to possess knowledge and skills, it needs to be flexible and adaptive, allowing him to successfully realize their potential in the activities. The aim of this work is to study the peculiarities of self-consciousness of students-psychologists. The introduction sets out the relevance of the chosen topic, the aim of the investigation, which implies a number of tasks, object and subject of research, as well as a methodological basis and research methods. In the first Chapter of the work the theoretical analysis of the literature devoted to the study of the phenomenon of consciousness and the self-consciousness of the person, their characteristics, development in ontogenesis and the problem of development of professional self-consciousness of the person. The second Chapter presents the results of empirical research of features of self-consciousness of students-psychologists. Describes the organization of the research, substantiated diagnostic tools are the interpretation of the study results as recommendations for the development of professional identity of students has developed a unique training program. In conclusion summarizes the results and concludes. Structure of matter: introduction, two chapters (theoretical and practical), conclusions, list of literature and applications. The amount of work – 143 pages. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………7 ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ………………………………………………………………………………………………..10 1.1.Категории сознания и самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии……….…………………………………………………………………………….10 1.1.1.Изучение сознания в отечественной и зарубежной психологии…………10 1.1.2.Изучение самосознания в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………………………………………………18 1.2.Онтогенез сознания и самосознания личности…………………………………………27 1.2.1.Этапы развития сознания личности в онтогенезе………………………………..27 1.2.2.Этапы развития самосознания личности в онтогенезе…………………………31 1.3.Проблема развития профессионального самосознания личности ......…….36 Вывод по главе I……………………………………………………………………………………………..43 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ…….......46 2.1.Организация процедуры исследования..………………………………………………….46 2.2.Обоснование диагностического инструментария……………………………………..48 2.3.Анализ результатов и их интерпретация…………………………………………………..53 2.4.Рекомендации по психологическому развитию профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе……………………..81 2.4.1.Пояснительная записка………………………………………………………………………….82 2.4.2.Программа «Тренинг развития профессиональной идентичности»……83 Вывод по главе II…………………………………………………………....................................85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..89 ЛИТЕРАТУРА…………………………...........................................................................92 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….99 Приложение 1. Результаты исследования по методике Дембо – Рубинштейн (модификация Прихожан)………………………………………………………………………………..99 Приложение 2. Результаты исследования по методике тест – опросник В.В. Столина и С.Р. Пантилеева…………………………………………………………………………….103 Приложение 3. Результаты исследования по методике «Уровень притязаний» В.К. Гербачевского…………………………………………………………………………………………107 Приложение 4. Результаты исследования по методике изучения меры рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономаревой…………………………………….111 Приложение 5. Содержание программы «Тренинг развития профессиональной идентичности»……………………………………………………………..115 ВлГУ.37.03.01.__.02.00.ПЗ Изм. Лист №.док-та Разраб. Семёнова А.Ю. Консульт. Тема: «Особенности самосознания личности студентов - психологов». Лит. Лист Листов 143 Руковод. Филатова О.В. гр. ПЛ-113 Утв. Зав. каф. Филатова О.В. Копировал Формат ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Современная система высшего образования приобретает характер личностно-ориентированного обучения, при котором личностное развитие, как качественное преобразование всех психических сфер, играет важную роль. Сегодня психологу как профессионалу недостаточно владеть только знаниями и умениями, он должен быть гибким и адаптивным, что позволит ему успешно реализовать свой потенциал в деятельности. Именно поэтому формирование и развитие самосознания - это актуальная проблема. Явную остроту проблема формирования самосознания приобретает относительно психологического образования, что связано со спецификой профессии. Личность самого психолога является одним из основных средств его деятельности, а потому качество и результативность его деятельности обусловлены спецификой его самосознания. Цель исследования – изучить особенности самосознания личности студентов-психологов. Объект исследования – психологические особенности личности студентов-психологов. Предмет исследования – самосознание студентов-психологов. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: Проанализировать теоретические источники по проблеме исследования особенностей самосознания. Провести эмпирическое исследование особенностей самосознания студентов-психологов. Выявить различия между курсами и уровнем развития компонентов самосознания студентов-психологов. Выявить уровень интеграции структурных компонентов в самосознании студентов-психологов. Разработать рекомендации по психологическому развитию профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что процесс развития самосознания у студентов - психологов I - IV курсов, характеризуется качественными и количественными изменениями. Методологической основой исследования послужили базовые теоретические положения по проблеме самосознания, деятельностный подход и принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна; концепция самосознания В.В. Столина; теоретические исследования природы самоотношения С.Р. Пантилеева; теоретико-методологический подход к познанию сознания А.В. Карпова; теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности Д. Макклеланда и Д. Аткинсона. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование); методы статистического анализа полученных данных (Н-критерий Крускалла - Уоллиса); методы качественной интерпретации результатов исследования. Тестирование проводилось с использованием следующих методик: методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейн (модификация Прихожан); тест - опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева; методика «Уровень притязаний» В.К. Гербачевского; методика изучения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Пономаревой. Практическая значимость работы: анализ результатов позволит выявить закономерности развития самосознания студентов, опираясь на уровень развития самооценки, уровня притязаний, самоотношения и мотивов, связанных с реальной жизнедеятельностью студентов, как субъектов обучения. Разработка рекомендаций для студентов и преподавателей по развитию самосознания и максимальная эффективность их использования в организации учебного процесса. Эмпирическая база исследования: Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Выборка: студенты-психологи в возрасте от 17 до 22 лет. Численность выборки – 60 человек. Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы, приложение. Объем работы – 143 страницы. ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 1.1. Категории сознания и самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии 1.1.1. Изучение сознания в отечественной и зарубежной психологии Сознание — это отражение предметной действительности в её отделённости от отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее её объективные устойчивые свойства (Леонтьев А.Н.). Существует также мнение, что сознание — биологическая функция мозга человека, позволяющая индивиду получать некоторое представление об окружающем мире, включая самого себя. Механизм сознания сформировался в результате эволюции человека[30]. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др.[31]. С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания: 1)сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения[51]; 2)сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо[12]; 3)способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания[51]; 4)сознание имеет мотивационно - ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности[30]. Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления[50]. В психологии различают несколько видов сознания человека: - житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий; - проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности; - научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи; - эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира; - этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим[71]. К функциям сознания относятся следующие. 1. Функция отражения. 2. Функция целеполагания. 3. Творческая функция (творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений). 4. Функция оценки и регуляции поведения и деятельности. 5. Функция построения отношения к миру, другим людям, себе. 6. Духовная функция – обусловливающая становление индивидуальности и развитие духовности. 7. Рефлексивная функция, являющаяся основной, характеризующей сознание функцией. Объектами рефлексии выступают отражение мира, мышление о мире или мировоззрение, способы саморегуляции, самосознание, сами процессы рефлексии[23]. Проблема сознания давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания. Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г.Т. Фехнер, В. Вундт, У. Джемс и других. Отечественными психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблеме сознания. С.Л. Рубинштейн в своей книге «Бытие и сознание» пишет, что «сознание, то есть осознание объективной действительности, начинается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета». Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания: построение отношений; познание; переживание. Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий[53]. В книге А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» процесс осознания связывается с опредмечиванием представлений, с тем, что «Объект должен выступать перед человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, то есть своей идеальной стороной», а акты выделения идеальной стороны отождествляются с актами их осознания. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта[31]. Л.С. Выготский в начале 30-х годов XX века кратко изложил на заключительных страницах своей основной монографии «Речь и мышление» идея, что мысль, находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме, зарождается в сознании человека как неразличимый «сгусток смысла». Сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема - предмет конкретно-научного психологического исследования. Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являются словесные значения. По Б.Г. Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания - это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой[2]. В книге грузинского психолога А.Е. Шерозии «Психика. Сознание. Бессознательное» он рассматривает общепсихологический аспект категории сознания. Автор считает, что, отправляясь только от категорий сознания и бессознательного, возможно, решать принципиальные проблемы психологии[56]. Асмолов А.Г. российский психолог, исследовал проблемы эволюционного подхода к сознанию, личности и др. Автор книг «Личность как предмет психологического исследования» (1984), «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990). В книге петербургского психолога В.М. Аллахвердова «Сознание как парадокс» предлагается оригинальная авторская концепция о взгляде на сознание как на механизм проверки догадок об окружающем[1]. В отечественной психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен в работах С.Л. Рубинштейна (1957 г., 1959 г.), Е.В. Шорохова (1961 г.), А.Н. Леонтьева (1975 г.). Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления. Но все же в отечественной психологии общее понимание природы сознания получает весьма разную конкретизацию у разных авторов[58]. В современной западной философии и психологии отсутствует какая-либо общая концепция сознания, и понимание его природы является весьма противоречивым. Одни видят в сознании чисто логическую конструкцию, своего рода абстракцию от множества состояний субъекта, другие – свойства индивидуальности, третьи – дополнительный внутренний аспект человеческой активности, для которой активность мозга и тела есть дополнительный внешний аспект[43]. В западной психологии далеко не всегда проводится различие между понятиями психики и сознания. Одно направление рассматривало сознание, делая акцент на его психологической бескачественности. Начиная с Р. Декарта, сознание употреблялось как синоним психического. В частности, до сих пор при обсуждении вопроса о наличии сознания у животных, понятие сознания часто выступает как тождественное понятию психики и означает наличие субъективных образов и переживаний[17]. А, начиная с Г.В. Лейбница, получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание составляет только часть, причем внешнюю, психических процессов. Необходимым условием сознания является активное селективное внимание, избирательно направленное в сторону определенных явлений внутреннего (память) и внешнего мира (образы восприятия)[29]. В. Вундт писал о том, что сознание заключается в том, что какие бы то ни было психические состояния, мы находим в себе, и поэтому мы не можем познать сущности сознания. «Все попытки определить сознание... приводят или к тавтологии или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые уже потому не суть сознание, что предполагают его»[11]. П. Наторп говорил, что «сознание лишено собственной структуры, оно лишь условие психологии, но не ее предмет». Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, но оно не поддается определению и выводимо только из самого себя[42]. Г.Ф. Стаут считал, что «сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их «презентированности» (представленности) субъекту». Качество это не раскрываемо: оно может только быть или не быть[6]. Количественная концепция сознания, которая была высказана еще Д.Т. Леддом: «сознание есть то, что уменьшается или увеличивается, что отчасти утрачивается во сне и вполне утрачивается при обмороке»[7]. Несколько особое положение занимает теория сознания, восходящая к французской социологической школе (Э. Дюркгейм, Е.В. Де Роберти, М. Хальбвакс и другие). Как известно, главная идея этой школы, относящаяся к психологической проблеме сознания, состоит в том, что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого его психика социализируется и интеллектуализируется; это социализированная и интеллектуализированная психика человека и есть его сознание[54]. Другое направление попыток психологически характеризовать сознание состояло в том, чтобы представить его как условие объединения внутренней психической жизни. Т. Липпс писал: «объединение психических функций, способностей и свойств – это и есть сознание; оно поэтому одновременно есть и самосознание»[33]. У. Джемс говорил: «сознание – это «общий хозяин психических функций»»[18]. З. Фрейд понимал сознание как «связанную организацию психических процессов». Как и другие представители глубинной психологии, Фрейд выводит проблему сознания за сферу собственно психологии. Ведь главная инстанция, представляющая сознание, – «сверх-я», – по существу является метапсихическим[61]. Положение марксизма о сознании состоит в том, что оно представляет собой качественно особую форму психики. Хотя сознание и имеет свою длительную предысторию в эволюции животного мира, впервые оно возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений. Сознание с самого начала есть общественный продукт[36]. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом: 1.Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое «Я» от внешних вещей, а свойства вещей – от них самих. 2.Способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее. 3.Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми. 4.Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями. 5.Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях. 6.Знает особенности своей индивидуальности и личности. 7.Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, то есть способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий[57]. Таким образом, сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте». Физическое, биологическое, физиологическое, социальное – все это влияет на содержание сознания и его работу, но из всего этого само сознание невыводимо. Изучение сознания в психологии всегда сталкивалось с большими трудностями. Разные психологические школы и направления отличаются друг от друга выбором оснований, с помощью которых они пытались объяснить феномен сознания. 1.1.2. Изучение самосознания в отечественной и зарубежной психологии Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий (С.Л. Рубинштейн). В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ - Я»[53]. В отечественной психологической литературе проблемы самосознания представлены значительным количеством работ. Главное место среди них занимают работы, изучающие общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте более общего вопроса - проблемы развития личности[41]. Прежде всего, это труды Л.С. Выготского (1983), Б.Г. Ананьева (1968), С.Л. Рубинштейна (1946,1976), В.С. Мерлина (1970), Л.И. Божович (1968), А.Н. Леонтьева (1975), И.И. Чесноковой (1977), В.В. Столина (1983), И.С. Кона (1984). Эти авторы, так или иначе, рассматривают самосознание как органическую составляющую личности, не сводя при этом личность к ее самосознанию. Они соглашаются с тем, что самосознание возникает в ходе развития сознания личности. Развитие самосознания, таким образом, оказывается неразрывно связано с общим развитием личности. Более того, самосознание и личность способны обоюдно влиять друг на друга, взаимно обуславливая развитие тех или иных свойств личности и особенностей самосознания[41]. В.С. Мерлин писал: «чем выше ступень развития личности, тем в большей степени ее действия и поступки обусловлены ее самосознанием»[37]. В.В. Столин, различая «Я» как субъект активности и как объект самопознания, считает процесс развития самосознания процессом развития самого субъекта, рассмотренным под углом зрения возникновения его феноменального «Я»[56]. Некоторые авторы все же склонны рассматривать самосознание не как высший уровень развития сознания, но скорее осознание сознания[60]. С.Л. Рубинштейн определяет самосознание как осознание себя субъектом деятельности. Согласно Рубинштейну, сознание и самосознание - это построение личностью через свои действия отношений с миром и одновременно выражение своего отношения к миру посредством тех же действий. «Человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с другими людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного «Я» через познание других людей». Рубинштейн считает самосознание относительно поздним продуктом развития сознания. С.Л. Рубинштейн и его последователи рассматривают самосознание как сложное, интегративное, прижизненное формирующееся свойство психической деятельности личности, осознание человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, как целостную оценку самого себя и своего места в жизни. В ходе развития, приобретения жизненного опыта, у человека происходит переосмысливание жизни. Этот процесс переосмысливания определяет внутренний смысл тех задач, которые человек разрешает в своей жизни[53]. Среди исследователей самосознания нет единства в понимании природы этого феномена, что можно проиллюстрировать различными определениями, приводимыми разными авторами: «Знание человеком о самом себе» (А.Г. Спиркин,1972), «Осознание человеком самого себя» (Е.В. Шорохова, 1961), «Интерпретация субъективного опыта индивида в свете прошлой истории его жизненных переживаний и особенно наиболее устойчивых ее черт» (И.С. Кон, 1984), «Выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем» (В.В. Столин, 1983), «Образ себя и отношение к себе» (Ю.Б. Гиппенрейтер, 1997), «Особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование - в понятие своего собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов» (И.И. Чеснокова, 1977). Самосознание как продукт развития есть целостная оценка человеком самого себя и своего места в жизни (С.Л. Рубинштейн, 1989). По В.С. Мерлину самосознание - это свойство человека осознавать себя не просто субъектом деятельности, но и субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой[38]. Таким образом, самосознание можно определить как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам, поведению, переживаниям и мыслям. Замечено, что психологи придерживаются разных взглядов на генезис самосознания. Один из них рассматривают самосознание как относительно поздний продукт развития сознания[53,68], тогда как другие считают, что самосознание возникает и развивается в неразрывном единстве с сознанием[64,65]. Объектом самосознания является сама личность как познающий субъект, которая осознает свои личностные, индивидуальные и социальные особенности, осознает себя субъектом познания, общения и деятельности[39,51,56]. В качестве психологического «пускового устройства» самосознания психологии, как правило, рассматривают рефлексию или самоотражение. В результате самоотражения формируется «Я - образ» или ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: