- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности этнического самосознания личности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000213 |
Тема: | Особенности этнического самосознания личности |
Содержание
План Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1: Особенности этнического самосознания личности……………..9 1.1.Проблемы полиэтничности современной России…………………………9 1.2.Становление этнического самосознания личности……………………….12 Глава 2: Основы традиционной системы воспитания народов Северного Кавказа…………………………………………………………………………..22 2.1. Этнические особенности коренных народов Чеченской Республики…..22 2.2. Этнопсихологические особенности системы воспитания чеченцев…….25 Глава 3: Становление социально-педагогической системы в Чеченской Республике в построенный период…………………………………………..30 3.1. Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания……………………………………………………………………..30 3.2. Развитие социально-педагогической системы этнического самосознания молодежи в Чеченской Республике…………………………………………….38 Заключение……………………………………………………………………….43 Список использованной литературы…………………………………………...49 Введение Актуальность исследования. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи в течение многих поколений играют решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающих поколений. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению. В тоже время они создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик. Важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса, т.к. в воспитании подрастающего поколения невозможно обойтись без использования опыта народа в этой области, его педагогических традиций. В настоящее время социальная роль национальной школы и национального образования заключается в том, что они строятся с учётом региональных особенностей территории обитания этносов, уникальности социокультуры, этнопсихологических особенностей населения. Весьма очевиден тот факт, что возрождение традиционной культуры воспитания в рамках отдельных этнических образований, в частности в Чеченской Республике, невозможно без национальной ориентации, учёта психолого-этнических особенностей чеченского народа, изучения богатого воспитательного опыта, накопленного на протяжении веков. В условиях радикально-экономических, политических и духовных преобразований, происходящих в последние годы во всех сферах нашей действительности, в государственной системе образования наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания и социализации подрастающего поколения. Духовное богатство этноса всегда было связано народной педагогикой, с духовно-культурными проповедями, нравственными идеалами, взглядами, представлениями, воспитательными установками. Поэтому передача подрастающим поколениям этих понятий, идей и опыта нравственного воспитания особенно актуализируется в наши дни, и решать эти задачи призваны учёные и школа. Чтобы развить педагогические ценности народа, возродить лучшие традиции своей подлинной национальной культуры, необходимо вернуться к прошлой истории, раздвинуть границы познанного, представить всю картину забытого и познакомить молодое поколение с фактами, прошедшими в судьбе его народа. Особенно это касается тех народов, на долю которых выпало слишком много бед и страданий. И в первую очередь им является такой народ Северного Кавказа, как чеченцы: за сравнительно короткий исторический период времени он несколько раз уничтожался и возрождался вновь. Вайнахи – это создатели особой цивилизации, о которой известно, что она утверждает, прежде всего, свободу человека, как самую высшую святыню, самую главную ценность. Эту цивилизацию известный русский этнолог Я.В.Чеснов связывает с тысячелетними этническими традициями воспитания подрастающего поколения. Исследование чеченской культуры до недавнего времени не носило системного характера. Это она связывает с целым комплексом причин. Во-первых, чеченцы долгое время рассматривались только в их сопряжении с другими народами Северного Кавказа, что отражается в доминировании обобщенного названия - «горцы», «горские народы», — постоянно встречающегося в специальных научных работах. При таком подходе не делалось почти никаких различий между многочисленными этносами Северного Кавказа: всем им приписывались общие характеристические черты; все они описывались, исходя из достаточно абстрактной модели, так называемого «северокавказского этноса». Данная установка была верна только в узких рамках решения достаточно абстрактной проблемы, имеющих очень опосредованное отношение к реальности. В то время как внутри этнические различия хорошо осознаются и учитываются народами Северного Кавказа в своей повседневной, хозяйственно-экономической и социокультурной жизни. Во-вторых, во многих публикациях 60-70-х годов утвердился подход, согласно которому чеченцы расценивались как достаточно молодой этнос, обретший письменность в результате русификации. Поэтому глубинно-исторические процессы существования чеченцев практически не подверглись изучению. Только единицы этнографов пытались собрать, систематизировать и объективно описать чеченскую культуру. В духовном наследии чеченского народа, в их традициях свидетельствует о высоком моральном и социальном престиже семьи, о многообразии используемых в ней средств, методов народной педагогики. Современные задачи воспитания, вытекающие из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цели, содержание и средства воспитания личности. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из условий преодоления кризиса. Таким образом, как бы ни определялась цель воспитания, духовно-нравственное воспитание личности всегда будет занимать ведущее место среди различных аспектов воспитательного процесса. Нравственность - это тот стержень, на котором образован человеческий род. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — одно из главнейших забот любого этноса во все времена. Его задача сделать достоянием каждого члена общества принципы и нормы морали, принятые в том или ином обществе, превратить их в глубокие нравственные убеждения и реальное поведение. При формулировке исходных параметров исследования мы учитывали, что духовно-нравственное воспитание молодежи в современной чеченской семье Чеченской Республике ранее мало изучалось, хотя общеизвестна самобытность семейных отношений и обычаев чеченского народа. Опора отдельных учителей-воспитателей на народные традиции в воспитании подрастающего поколения далеко не решает данной проблемы. Таким образом, с учетом вышеизложенного был сделан выбор темы, проблема которой формулируется следующим образом: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы традиционного воспитания в чеченской народной педагогике? Решение этой проблемы составляет цель настоящего исследования. Объектом исследования является воспитательно-образовательный опыт и идеи чеченского народа, отражённый в духовной жизни, адатах, обычаях, обрядах, традициях, нравах, искусстве и литературе. Предметом исследования являются идеи, и опыт воспитания молодежи на традициях и обычаях чеченского народа. В соответствии с проблемой, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования: - дать общую характеристику возникновения и развития чеченской народной педагогики, показать её структуру, сущность и предмет; - раскрыть установившиеся в чеченской народной педагогике идеал, цель и содержание национальной педагогической культуры, основные требования нравственного кодекса к детям и молодёжи; - проанализировать созданные народом основные средства воспитания молодежи, методы и приёмы педагогического воздействия на нее; - разработать педагогические рекомендации по использованию материалов народной педагогики в процессе преподавания в школе курса «Вайнахская этика». Методологической основой исследования является общефилософская теория о роли народа в создании духовной и материальной культуры; признание приоритета общечеловеческих ценностей; диалектические положения о сущности и движущих силах развития человека как личности, которые в процессе своего становления испытывает на себе влияние национальных традиций, обычаев и обрядов, всей духовной сферы этносоциума; общефилософские идеи влияния фольклора на духовную культуру народа, на своеобразие и самобытность культурных традиций разных этносов. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - изучение и теоретический анализ историко-этнографических, историко-педагогических, философских, литературных и фольклорных источников; - сравнительно-сопоставительный анализ историко-этнографических и фольклорных материалов; - изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по фольклору, этнографии и педагогической мысли народов нашей страны. На защиту выносятся следующие положения: 1. Педагогическое наследие, опыт и идеи воспитания чеченского народа, как и других народов Северного Кавказа, содержат в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал, который успешно может быть реализован только при условии его внедрения в современную общественную и семейную воспитательную практику. 2. Коллективные представления народа об идеале совершенной личности складывались тысячелетиями. Это всестороннее и гармоническое развитие личности и выражалось в емком понятии формирования жизненно важных способностей человека во всех сферах его многообразной деятельности. 3. Содержание традиционной культуры воспитания чеченцев имеет много общего и отличительного от содержания традиционного педагогического опыта других народов Северного Кавказа, что позволяет утверждать о том, что этнопедагогическое наследие чеченцев представляет собой важнейший пласт национальной культуры. 4. Приемы и методы воспитания этнопедагогики чеченского народа, несомненно, очень эффективны. Нигде воспитание не имеет такой тесной связи с жизнью, как в народной педагогике. Таким образом, можно полагать, что этнопедагогическое наследие является важным инструментом в процессе социализации подрастающего поколения и служит социокультурным и нравственным ориентиром, позволяющим сформировать нравственный код. 5. Реализация в образовательных учреждениях в рамках осуществления учебно-воспитательного процесса учебного курса «Вайнахская этика» будет способствовать формированию концептуальных социокультурных механизмов, целенаправленных на закрепление наиболее важных национальных обычаев, традиций и нравов как культурообразующих императивов. Научная мышление исследования: - поставлена и решена важнейшая проблема целостной картины идей и опыта воспитания молодежи в чеченской народной педагогике, основанного на традициях и обычаях народа; - научно обоснована специфика использования культурно-цивилизаторских факторов в традиционной педагогической культуре чеченцев посредством детального рассмотрения традиций и обычаев; - охарактеризованы сложившийся в воспитательном опыте чеченского народа идеал совершенной личности, цель и содержание этнопедагогики чеченцев; - выявлены факторы, методы, средства и отдельные приёмы педагогического воздействия на молодое поколение; - дано аналитическое представление современного состояния взаимодействия теоретико-методологических положений этнопедагогики чеченцев и функционирования национальной педагогической культуры в современных условиях. Глава 1. Особенности этнического самосознания личности. 1.1. Проблемы полиэтничности современной России. Россия – это многонациональная и многоэтничная страна. В данном вопросе мы остановимся на понятиях «этнос», «этничность», «этническая самоидентификация», «нация» с позиций разных наук. Этнос1 — это большая или меньшая исторически сложившаяся группа людских индивидов, которые при всех их индивидуальных различиях имеют ряд общих характеристик, делающих их людьми определенной этнической принадлежности, а саму их группу отдельным этносом, отличным от других этносов. Любой этнос имеет свой демографический корпус, определенную численность этнических индивидов, проживающих на каких-то территориях обитания в то или иное время. Это множество людских индивидов всегда живет в каких-то исторически сложившихся и исторически меняющихся моноэтнических коллективах по совместной жизни. Этничность - это набор определенных особых характеристик людских индивидов и их групп, их сообществ. Этот набор характеристик особого рода дает возможность на основе реально существующих показателей выявить принадлежность индивидов, а также их групп и сообществ к тому или иному этносу, дает возможность этнической идентификации и самоидентификации индивидов и каких-то множеств людей или, иначе говоря, определения «кто есть кто» в смысле этнической принадлежности. В современной науке вряд ли кто станет отрицать, что этничность соответствующих групп индивидов определяется: а) их владением естественным языком этноса, признанием его в качестве «родного» и использованием его в регулярном общении; б) усвоением каких-то комплексов культуры этноса, к которому они принадлежат, и использованием этих комплексов в повседневной жизнедеятельности; _____________________________________ 1.Алексеев В.П. Этногенез. - М., 1986. в) использованием некоторых традиций поведения и образа жизни этноса, к которому они принадлежат; г) их самосознанием и осознанием принадлежности к какому-то этносу, имеющему определенный этноним. Следует различать необходимые условия возникновения и развития этнической общности как "факторы, формирующие этнос", и этнические признаки, отражающие те существенные различия между этносами, которые позволяют их отличать друг от друга. Значит, если язык, территория, религия и другое являются признаками этноса, несущими в себе конкретное содержание, то общность, перечисленных признаков представлена в качестве основных факторов образования этноса, способствующих формированию, конституированию и модификации последнего. Все эти «элементы этничности» имеют культурно-исторический, характер. Каждый из элементов исторически меняется, но общая схема набора «элементов этничности» всегда остается. Следовательно, со времен первобытных видов этнических сообществ до нашего времени этничность как таковая, как набор определенных видов характеристик, свойственных конкретным группам людей, составляющим их, структурно не меняется. Взаимодействие этнических признаков, их влияние на образование и сохранение этнической общности выражаются в виде этнического самосознания в качестве результата воздействия. Один писатель Л.Н. Гумилев, определяя этнос, писал: « ...это коллектив особей, выделяющих себя из всех прочих коллективов... Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям: язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда нет...» . Почти то же самое пишет и другой писатель З.Сикевич: «...под этичностью мы понимаем особое константное, хотя и различное по интенсивности, состояние групповой идентичности и солидарности, формирующееся на основе биогенетического и биосоциального единства и проявляющееся в форме сравнения «нас» с «не-нами» в ходе межгруппового взаимодействия в этническом пространстве». Или.... «этничность - это исторически устойчивый, над-локальный комплекс идентификаций». Впервые вопрос об этническом многообразии появляется в мировой политике после первой мировой войны, когда страны-победители сформулировали доктрину самоопределения на этнокультурной основе как механизм упразднения имперских государств Австро-Венгрии, Турции, имперской Германии и России. Расплывчатая формула «национального самоопределения»2 постепенно стала утверждаться в качестве международной нормы государствообразования. За ней стояло понимание, что политическое общество должно быть культурно гомогенным, т.е. государство должно быть собственностью некоего этнически определяемого народа и, конечно, говорить оно должно на одном языке и, по возможности, иметь одну религию. Вполне естественно, что здесь же в Европе одновременно появляется вопрос о «национальных меньшинствах» и о защите их прав как производное от несоответствия доктрины «национального самоопределения» в этническом смысле и создаваемых «национальных государств», которые все равно всегда оказывались многоэтничными. В многонациональном государстве вопрос этнической принадлежности -отнюдь не праздный. Социум состоит из индивидов, и каждый вольно или невольно соотносит себя с определенной этнической общностью, разделяет ее надежды и ожидания. Государство призвано выражать интересы всех объединяемых им национальностей. Но когда этого не происходит и оно как орудие управления, игнорируя права большинства этнических групп, превращается в выразителя лишь одной или нескольких наиболее крупных этнических образований, то в стране попросту попирается принцип социального равенства. Идеология и политика, не учитывающие нужды отдельных этнических _____________________________ 2.Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. - 1990. - № 7. образований, ведут к возникновению напряженности в отношениях между различными народами, появлению взаимных обид, оскорблений, вражды. Национальная политика, учет потребностей, испытываемых этническими общностями, гарантия их свободного развития, уважение национальных чувств и предоставление всем этническим группам равных политических прав, который обеспечивает достижение социального согласия и мира в обществе. Сохранение самобытности каждого народа, взаимообогащение культур, дружба и добрососедские отношения -задачи, неизменно стоящие перед полиэтническим государством. Если говорить об этнокультурном облике нашей страны, то он отличается огромным разнообразием. Оно обусловлено обширностью территории, природными различиями, характером формирования государства и его политикой в отношении культурно разнородного населения. Поэтому много-культурность была присуща российскому государству с момента его возникновения, хотя она не всегда осознавалась как современниками, так и ранними мыслителями. 1.2. Становление этнического самосознания личности. Этническое самосознание и поликультурное образование определяется тем, что именно они выступают основой формирования культуры межнациональных отношений. Кроме того, развитие национального образования является источником, формой и средством развития национальной культуры. В современных условиях образование народов России превратилось из пассивного структурного компонента региональной системы образования в его субъект, призванный решать современные образовательные задачи, полно и разносторонне выполняя образовательный заказ общества в соответствии с решаемыми национальными, культурными и экономическими задачами.3 _________________________________________ 3.Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание // Вопросы истории. - 1967. - № 7. Рост этнического самосознания народов России в условиях современной теоретической и методологической положении общественного развития характеризуется рядом особенностей, которые проявляются также в культурной и образовательной сферах жизни. С изменением социальной, экономической и идеологической ситуации, этнографической картины нашей жизни изменяется и место нашей народной культуры и ее этнопедагогическая направленность. Рост потребности в развитии этнического образования совпадает с аналогичными проблемами в мировом образовательном процессе. Сопоставительный анализ образовательных значений и публикаций зарубежных специалистов по проблемам образования позволил убедиться в том, что тенденция образования присуща большинству современных полиэтнических государств. В условиях укрупнения мировых процессов и культурной конвергенции система образования может служить эффективным механизмом этнокультурной идентификации личности и одновременно средством межэтнических отношений. В последние десятилетия многоэтничные государства стали ареной грандиозных политических потрясений и масштабного насилия. В научной литературе встречаются два термина: «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание». Вопрос о тождественности или дифференциации рассматриваемых терминов действительно на сегодняшний день является проблемным для наук, занимающихся их изучением, и требует основательного методологического и теоретического осмысления. Для русскоязычных исследований характерен термин «этническое самосознание». Он более приемлем для этнопедагогических исследований. Проблема становления этнического самосознания является сложной, особенно в современных социокультурных условиях, однако для ее решения средствами образования необходимо четко разобраться в понятиях. Этническая принадлежность выступает как важная сила сообщества. Раскрывая специфичность процесса этнического самоидентифицирования, необходимо специально рассмотреть некоторые индикаторы осознания личностью своей этнической принадлежности. Конечно, для разных социальных групп они разные, но мы постарались выделить лишь самые основные. Понятие самосознания, сформированное в европейской культуре, рассматривалось лишь как, идущая из глубины духа внутренняя активность субъекта, как рефлексия познающего субъекта относительного самого себя, осознание собственных психических свойств и качеств. Вторая линия развития концепции этнического самосознания связанна с определением его социальной ограничени.4 Наряду с «Я физическим» и «Я духовным» в структуре личности им определяется место «Я социальному», характеризующему аспект познания человеком самого себя в зависимости от познания им психологических особенностей других. Стало быть, «Я социальное» сопряжено с окружающими человека людьми, мнение которых приходится ему учитывать. Французский психолог П. Жане приурочил развитие самосознания к процессу социального взаимодействия людей, объединенных в различные социальные сообщества с целью осуществления полезной деятельности. По мнению Жане, «человек стремится репродуцировать по отношению к себе то поведение, которое он осуществляет по отношению к другим, реагируя социальным образом на свои собственные действия, тем самым, сотрудничая с самим собой».5 В сложившихся обстоятельствах острой необходимости изучения данной проблематики является неоднозначность понимания и определения понятия «самосознание», сложность которого в некоторых теориях _________________ 4.Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973. 5..Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы. - М., 1987. игнорируется, подменяясь другими понятиями, повышает актуальность теоретического анализа этого понятия в контексте его исторического развития. Упрощенное понимание самосознания привело к односторонности исследований, уделяющих внимание только содержательной стороне данного сложного явления и механизмов его развития. Дж.Г. Мид американский ученный считал, что социальная детерминация самосознания не может сводиться лишь к системе межличностных взаимосвязей, и поэтому должна включать более широкие взаимоотношения индивида с микро-, макро-группами, при этом учитывая отношение индивида к своей жизнедеятельности, культуре и другим социальным институтам. В силу этого самосознание связано с осознанием человека самого себя как представителя того или иного человеческого сообщества, той или иной социальной группы и культуры. Так начинается развитие третьего: культурно-этнического направления разработки теории самосознания, вызванного проявлением интереса ученых, философов, мыслителей к этнокультурному сообществу. Структура самосознания строится во временном и социальном пространстве. Первично закладываются те составляющие самосознания, которые обеспечивают эмоционально положительное отношение индивида к самому себе. Это изначальные звенья структуры самосознания, которые можно определить как притязание на: - признание своего "Я" как своего имени, своих внешних физических данных и своей внутренней психической сущности; - социальное признание; -признание своей сущности как представителя пола, т.е. половая идентификация. Это сфера изначальных основ самосознания. Позднее в онтогенезе личности формируются еще два звена структуры самосознания; - временные образования самосознания - прошлое, настоящее и будущее личности; - сфера ее социального пространства, которая определяет путь развития нравственного долга человека в психологическом времени (речь идет о формировании долга перед людьми и самим собой, а также формировании права личности на все то, на что она имеет право в современном мире, в том числе на долг и самоуважение). Структура самосознания при наличии одних и тех же звеньев имеет различное наполнение в зависимости от культуры, традиций, ценностных ориентаций. В результате обобщения рассмотренных представлений этнического самосознания личности может быть предложена следующая его дефиниция. Этническое самосознание личности устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. К признакам, выполняющим этнические функции, относятся такие компоненты этнической реальности как этноним (самоназвание), происхождение и историческое прошлое членов этноса, этническая территория, язык, религия, культура, экономика, представляющие элементы различных подсистем или сфер этнической культуры, а также этничность носителей в качестве антропологических и психологических особенностей членов этноса. В итоге формирования данной системы человек осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности. На основании изучения психолого-этнографической и этнопедагогической литературы определена педагогическая интерпретация генезиса этнического самосознания личности. Таким образом, через осознанность и осмысление личность приходит к смыслам, на которые влияют социокультурная среда и этнические ценности. Результатом педагогического воздействия является этнически ориентированный образ личности с качествами, которые в дальнейшем закладываются в основу активности, деятельности и отношений. Именно педагогика должна сформировать образ, влияющий на этническое самосознание, ответив на вопросы: что формировать и как формировать. Кроме того, выявлены критерии и показатели эффективности педагогических воздействий по становлению этнического самосознания личности: смыслы, влияющие на активность, деятельность и отношения субъекта воспитания.6 В понятии «смысл» сложились две традиции. Согласно одной из них смысл используется как синоним понятия «значение». Согласно другой традиции он рассматривается как концептуальная оппозиция значения, указывающая на замысел, интенцию автора высказывания. И в том и другом случае постижение смысла сопряжено с постижением истины, но в первом случае вперёд выходит характеристика истины (соответствие действительности), а во втором – ее аксиологическая характеристика (соответствие мировоззренческим установкам, ценностям автора). Когда возникает потребность как-то отнестись к познаваемому объекту и начинается его осмысление, наличное переживание соотносится с аналогичным прошлым переживанием; сложившийся смысловой образ описывается словами – переживания, чувств, мысли, поведением. вербализации же образных Наряду с желаниями, стремлениями, оценками, эмоциями, волевыми импульсами смыслы относятся к «идеальному» содержанию сферы субъективного. Они лишены каких бы то ни было признаков «вещественности», пространственности, качественной определенности, чувственной модальности. Простейшим актом осмысления с этой точки зрения можно считать узнавание - когда наличное переживание соотносится с аналогичным прошлым переживанием. Единичный смысл – это не более чем абстракция. Единственной подлинной реальностью является целостное «смысловое поле», в котором каждый смысл определяет определённое «место», занимаемое им внутри «смыслового поля». Смыслы взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга. Каждый индивидуальный смысл содержит в себе или с ________________________________ 6.Ешич М.Б. Этничность и этнос как феномены различия и феномены развития // Мир психологии. - 2004. - № 3 (39). необходимостью представляет систему смыслов в целом. Становление этнического самосознания личности проходит несколько этапов, соотносящихся с основными периодами психического развития и стадиями развития этнической идентичности. При этом этническое самосознание формируется несколько позднее, чем другие формы самосознания. Выделяются три основные этапа развития этнического самосознания личности. Первый этап приходится на дошкольный и младший школьный возраст (5-10 лет). Для него характерны еще нечеткое осознание детьми общности с людьми своей национальности, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Нужно иметь ввиду, что на этом этапе становления этнического самосознания семья выполнят значительную роль в передаче этнокультурной информации. Формирование этнической самоидентификации происходит по принципу: «Я такой же, как окружающие». В социальном отношении этот период является решающим для ребенка. Развивающееся в это время чувство созидания - ощущение способности производить совместно с другими людьми (детьми и взрослыми) отдельные вещи и предметы культуры, поддерживает в каждом ребенке чувство компетентности, т.е. свободное упражнение своих умений, интеллекта при участии в общественно полезной деятельности своего народа. Именно в этот момент широкое социальное окружение становится значимым для ребенка, допуская его к ролям прежде, чем он встретиться с актуальностью технологии и экономики. Второй этап развития этнического самосознания личности охватывает подростковый возраст (11-15 лет) и характеризуется осознанным отношением к своему этносу. Подростки проявляют интерес к истории и культуре своего и других народов. На этом этапе происходит формирование системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей общности в сравнении с иноэтническим окружением. Формирование этнической самоидентифакации строится по принципу: «Я такой же, как мой народ».7 Необходимо учитывать, что новообразования происходят в период подросткового «кризиса идентичности», когда созревший организм приобретает индивидуальный внешний вид; когда сформировавшееся сексуальность ищет партнеров для чувственных игр и продолжения рода; когда полностью развившееся сознание начинает обдумывать карьеру индивида в контексте исторической перспективы. И все эти процессы развития проявляются во множестве конфликтов. Отчуждением этого периода является спутанность психосоциальной идентичности, сопровождающаяся ролевой спутанностью, сильными сомнениями относительно своего места в социальной группе, безнадежностью жизненных перспектив. Подростки из семей национальных меньшинств в условиях дискриминации сталкиваются с гораздо с большими трудностями. Они чувствуют свою отчужденность от общества острее, так как явно ощущают отсутствие поддержки с его стороны. Самоотчуждение подростками переживается еще тяжелее, чем отчуждение. Отрешенность от собственного «Я» объясняется низким уровнем самосознания, что в свою очередь может являться следствием дискриминации, которой, как известно по мировому опыту международных отношений, могут подвергаться национальные меньшинства в течение длительного времени. Благоприятный исход кризиса приводит к осознанию подростком того, что его индивидуальный способ взаимоотношения с миром, освоения социального опыта, развивающаяся конфигурация идентичности путем успешного синтеза «эго» - один из оптимальных вариантов группового самосознания, непротивопоставленный и не противоречащий личностному. На третьем этапе выпадает на период обучения в колледже (16-17 лет). На данном этапе укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация выбора своей национальности, конструируется ___________________ 7.Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974. этническое мировоззрение. В этом возрасте на формирование этнического самосознания юношей и девушек наибольшее воздействие оказывает образовательно-воспитательный процесс в колледже, целенаправленно влияющая на процесс развития самосознания личности, его этнической направленности. В этот период этническое самосознание формируется по принципу: «Я - представитель своего народа». По утверждению Эриксона кризис идентичности в юности - это кризис всего поколения и проверка прочности мировоззрения всего общества. Общество дает возможность молодому человеку стыковать индивидуальные способы идентификации с общественными. Отчужденность от идеологии общества приводит к необратимым печальным последствиям. Установившаяся в этот период идентичность включает в себя все значимые идентификации, в том числе и этническую, но в то же время изменяет их с целью создания единого и причинно связанного целого. На четвертом этапе, охватывается юношеский (студенческий) возраст (18-22 года), являющийся решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления. В период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека расширит систему его представлений о мире, укрепит его место в нем. Студенческий возраст по мнению Эриксона можно отнести к «психосоциальному мораторию», который представляет собой кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходит многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Это как бы «отсрочка», предоставленная кому-либо, кто еще не готов принять ответственность или хотел бы дать себе время на подготовку. Данный период характеризуется избирательной снисходительностью со стороны общества и вызывающей беззаботностью со стороны юности, и все же он часто ведет к значительным, хотя нередко и преходящим, достижениям и завершается более или менее формальным подтверждением достижения со стороны общества. Этническая самоидентифакация в этом возрасте формируется по принципу: «Мы» - «Они». Негативная этническая самоидентфикация преимущественно характерна молодым людям до 30 лет. Нерешенность многих социальных, экономических, технологических проблем, неудовлетворенность условиями жизни и деятельности в сельском регионе и поэтому ограниченность, узость возможностей реализации собственного потенциала, отсутствие стабильности в жизни, перспективы будущего обусловливают их индифферентность или негативизм ко всему тому, что происходит рядом с ними. У сельской молодежи отсутствует возможность поменять место жительства, например, уехать в город, по причине трудности адаптации к условиям урбанизированной культуры.8 Адекватная форма этнического самосознания личности с позитивной самоидентификацией выявлена у лиц среднего возраста от 30 до 50 лет. Многие из них имеют среднее специальное и высшее образование, трудятся в государственных организациях и службах, имеют доступ к современным техно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: