VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности регулирования эффектов в современных условиях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000521
Тема: Особенности регулирования эффектов в современных условиях
Содержание
Содержание
Введение                                                                                                                           3
1. Экономическая сущность эффектов                                                                          5
2. Виды эффектов                                                                                                          13
3. Особенности регулирования эффектов в современных условиях                        23
Заключение                                                                                                                     32
Список литературы                                                                                                        34























     Введение
     
     Одной из важнейших проблем является проблема обеспечения нормального качества окружающей природной среды. 
     Подобная ситуация таит в себе серьезную опасность для долговременных экономических, социальных и экологических перспектив развития общества. В настоящее время выбранная мной тема достаточно актуальна, так как рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы. 
     Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно, то так называемые общественные блага рыночная система вообще не намерена производить, так как не может дать им денежной оценки. В совокупности это определяет актуальность выбранной мной темы.  
     Применительно к условиям развитой рыночной экономики в мировой практике уже сложился определенный действенный механизм, позволяющий учитывать наличие внешних эффектов (экстерналий). Тем не менее, поэтому требуются постоянные их исследования в целях совершенствования механизма адаптации.
     Цель курсовой работы – изучить теоретические аспекты внешних эффектов и определить экономические проблемы их влияния на окружающую среду. 
     В связи с этим поставлены следующие задачи:
     - рассмотреть экономическая сущность эффектов;
     - определить виды эффектов;
     - рассмотреть особенности регулирования эффектов в современных условиях.
     Предметом курсовой работы является влияние внешних эффектов на окружающую среду.
     Теоретической и методологической основой написания курсовой работы  послужили  работы отечественных и зарубежных ученых в данной области. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1. Экономическая сущность эффектов
     
     Одним из типов фиаско рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости товара в форме цен. Для эффективного функционирования рынка цены должны отражать альтернативную стоимость производства товаров и услуг. Обыкновенно рыночные цены отражают хотя бы приблизительную величину альтернативной стоимости. Если производители товара не получат цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости, они не захотят предлагать этот товар на рынке. Однако возникают ситуации, в которых действия производителей (и потребителей) влияют на третьих лиц, то есть на людей, не являющихся в данной сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны под  названием внешние эффекты, или экстерналии. 
     Внешними эффектами называют прямые воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого, не получившие отражения в ценах. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг [9, с.132].
     Для определения понятия внешние эффекты в рыночной экономике обратимся к учебной литературе.
     Так в конспектах лекций по экономике, указывается, что рыночная сделка между продавцом и покупателем часто затрагивает интересы третьих лиц. Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого называется внешним эффектом (экстерналием). Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий), а если оно неблагоприятно - как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности).
     Иначе говоря, внешние эффекты - это полезность или затраты, не учтенные в цене продукции. Если не учтена полезность, имеет место положительный внешний эффект, если затраты - отрицательный внешний эффект.
     В создании теории внешних эффектов также решающую роль сыграл британский экономист Артур Пигу. Эта теория изучает случаи, когда выгоды или издержки экономической деятельности затрагивают третьих лиц. Издержки, которые возлагаются на третьих лиц, называются отрицательным внешним эффектом, Когда третьи лица получают выгоду от деятельности, в которой не принимают непосредственного участия, эта выгода именуется положительным внешним эффектом. Проблема внешних эффектов, будучи частью экономической теории благосостояния, превратилась в область весьма активных научных изысканий после появления работы Пигу в начале XX века.
     Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия. Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние (рис.1.1).
      
     Рис.1.1 Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта [9, с.134]
     D - спрос (частная ценность); S - предложение (частные издержки; E - равновесная рыночная цена; SИЗД - социальные издержки; O - общественный оптимум производства.
     
     Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства (рис.1.2).
      
     Рис.1.2 Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта [9, с.135]
     D - спрос (частная ценность); S - предложение (частные издержки; E - равновесная рыночная цена; SИЗД - социальные издержки общества; O - общественный оптимум производства.
     
     Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители не учитывают данного эффекта, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум.
     Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, побуждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние, называется интернализацией внешних эффектов.
     Слабости (несовершенства) рынка - это неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом. Слабости (несовершенства) рынка проявляются при возникновении внешних эффектов или внешних затрат, а также в следующем:
     - в возможности монополизации;
     - трудности создания общественных благ на коммерческой основе;
     - образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.
     Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.
     Назовем наиболее важные из них:
     - никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка (но мы многие рынки в большей или меньшей мере монополизированы);
     - среди продавцов, с одной стороны, и покупателей - с другой, не должно существовать сговоров с целью обеспечения для себя более выгодных условий сделок, чем можно было бы добиться при совершенной конкуренции (но такие сделки в реальности встречаются очень часто);
     - всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает);
     - все издержки по любой сделке должны покрываться только участниками, и им же должны доставаться и все выгоды от нее;
     - государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам [18, с.194].
     Если эти идеальные для безошибочной работы рыночных механизмов условия не соблюдаются, то и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда страна сталкивается с экономическими проблемами, и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность. Так появляется смешанная экономическая система.
     Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач: устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка; смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.
     Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). Артур Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.
     Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. Величина корректирующего налога равна величине предельных внешних издержек.
     Корректирующая субсидия  - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующимся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. Величина корректирующей субсидии равна величине предельных внешних выгод.
     Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблем, возникающих благодаря существованию внешних эффектов:
     1) в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды;
     2) размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно;
     3) корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, не всегда достигают поставленной цели [16, с.209].
     Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы, которым явилась теорема Р.Коуза.
     Р.Коуз исходит из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорит "взаимообязывающий" характер: "При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба".
     Ответ не очевиден до тех пор, пока не удалось определить ценность того, что мы в результате этого приобрести, и ценность того, чем пришлось ради этого пожертвовать. Таким образом, решение, предложенное А. Пигу, не использует концепцию альтернативных издержек и подходит к факторам как к вещественным, а не правовым явлениям.
     Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал "теоремой Коуза", суть которой заключается в том, что если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода) [10, с.124].
     Р. Коуз пришел к парадоксальному выводу о том, что если участники могут договориться сами и издержки таких переговоров ничтожно малы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценность производства.
     Пример. По соседству расположены земледельческая ферма и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который время от времени стравливает посевы на соседних землях. Налицо экстернальный эффект. Однако, как показывает Р. Коуз, эта проблема может быть успешно решена без участия государства. Если скотовод несет ответственность за ущерб, возможны два варианта: "либо скотовод уплатит фермеру за необработку земли, либо он решит сам арендовать землю, заплатив фермеру за необработку земли чуть больше, чем платит сам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будет тем же и будет означать максимизацию ценности производства".
     Если нет ответственности за ущерб, размещение ресурсов оказывается таким же, как и раньше. Различие состоит лишь в том, что теперь платежи будет осуществлять фермер. Однако "конечный результат не зависит от правовой позиции, если предполагается, что ценовая система работает без издержек". При нулевых трансакционных издержках и у фермера, и у скотовода будут экономические стимулы увеличения ценности производства, так как каждый из них получит свою долю в приросте дохода. Однако при учете трансакционных издержек желаемый результат может быть и не достигнут. Дело в том, что высокая стоимость получения необходимой информации, ведения переговоров и судебных дел может превысить возможные выгоды от заключения сделки. К тому же при оценке ущерба не исключены значительные различия потребительских предпочтений (например, если один оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чем другой). Чтобы учесть эти различия, в формулировку теоремы Коуза позднее была введена оговорка относительно эффекта дохода.
     Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух - трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки и предпосылка о их нулевом значении перестает быть корректной. Теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек "от противного".
     Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды.
     Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды - эта такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизни.
     Существует три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:
     1) Установление норм или стандартов по вредным выбросам;
     2) Введение платы за выбросы;
     3) Продажа временных разрешений на выбросы [7, с.326].
     Стандарты по вредным выбросам - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.
     Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки:
     1) дают разрешение в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества;
     2) не учитывают разную степень остроты экологических проблем в разных регионах;
     3) не учитывают различия предельных частных издержек отдельных фирм;
     4) не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
     Таким образом, можно сделать вывод, что внешними эффектами называют прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными, в этом случае их называют положительными внешними эффектами, или внешними выгодами, и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     2. Виды эффектов
     
     Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц.
     Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):
     
     MSC = МРС + МЕС,                                                                                        (2.1)
     
     где MSC - предельные общественные издержки; 
     МРС -предельные частные издержки; 
     МЕС - предельные внешние издержки.
     Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других. 
     Загрязнение окружающей среды – типичный пример отрицательного внешнего эффекта. Покажем это на примере. Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рисунок 2.1) [3, с.258].
     Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 тонн бумаги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, то есть МРС = MSB.
     
     Рис.2.1 Отрицательный внешний эффект
     
     Между тем предельные социальные издержки равны сумме, предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.
     Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Следовательно, чем больше загрязняется водоем, тем меньше выгоды от использования его для рыболовства, меньше его полезность для купания, катания на лодке и других альтернативных целей. При отрицательных внешних эффектах альтернативная стоимость использования водоема для сброса отходов не будет включена в состав предельных издержек производства данного предприятия и не отразится в цене товара [3, с.260].
     Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, то есть имеет месте перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
     Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:
     
     MSB = МРВ + МЕВ,		                                                                    (2.2)	
     
     где MSB – предельные общественные выгоды; 
     МРВ – предельные частные выгоды; 
     МЕВ – предельные внешние выгоды.
     Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Неудивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рисунок 2.2).
     
     Рис.2.2 Положительный внешний эффект
     Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.
     Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, то есть в точке Е2. 
     Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ1Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объёме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
     Еще один типичный пример здесь – улучшение внешнего вида чьей-либо недвижимости. Человек, покрасивший свой дом, приносит выгоду не только себе, но и соседям, чей вид из окон бесплатно улучшается. Утверждается, что предложение благ, порождающих положительные внешние эффекты, будет «недостаточным», поскольку производитель не принимает в расчет выгоду соседей.
     В случае положительных внешних эффектов традиционная реакция государства заключается в том, чтобы субсидировать соответствующие виды деятельности или законодательно предписывать их выполнение. Например, правительство США субсидирует научные исследования в области альтернативных источников энергии. Начальное образование, которое, как считается, сопровождается положительными внешними эффектами, увеличивая число информированных граждан, во многих странах является обязательным (а также субсидируется государством) [20, с.249].
     Разделение внешних эффектов на отрицательные и положительные является основополагающей, так как характеризует результаты воздействия на субъекты. Но в современной экономической литературе предпринимаются попытки уточнить и детализировать данный подход, выделив новые критерии анализа внешних эффектов.
     По результатам воздействия на субъект:
     - отрицательные;
     - положительные.
     По направлениям действия:
     - производственные – экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень производства других предпринимателей;
     - потребительские – экономическая деятельность потребителя влияет на уровень полезности другого потребителя;
     - смешанные (производство-потребление – экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень полезности домашнего хозяйства; потребление-производство – экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на уровень производства предпринимателей).
     По характеру воздействия на субъект:
     - технологические – последствия экономической деятельности, которые не охватываются рыночными процессами;
     - денежные – результат взаимозависимости производителей (потребителей), при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других субъектов.
     По степени воздействия на субъект:
     - предельные – эффекты, которые при малом изменении в деятельности создающего эффект субъекта приводят к значительным изменениям в производительности или полезности другого субъекта;
     - интрамаржинальные – эффекты, которые практически не влияют на полезность или производительность воспринимающих их субъектов [20, с.251].
     По влиянию на благосостояние других лиц:
     - Парето-непротиворечивые – ведут к улучшению экономического положения субъекта без ухудшения положения других;
     - Парето-противоречивые – ведут к реальным изменениям функции полезности или производственной функции субъекта.
     По способу трансформации внешних эффектов:
     - устраняются при государственном регулировании;
- путем переговоров.
     Таким образом, все виды внешних эффектов, хотя и по-разному, приводят к потерям общественной полезности, что свидетельствует о неэффективности распределения ресурсов, проявляясь в перепроизводстве или недопроизводстве благ.
     Внешние эффекты могут возникать между потребителями, между производителями, а также между теми и другими. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Примером положительного внешнего эффекта может служить отделка здания, благоприятно сказывающаяся на полезности, извлекаемой из окружающей среды окрестными жителями и прохожими.
     С учетом накопленных знаний о внешних эффектах можно представить следующую их классификацию.
     По субъекту, создающему внешний эффект: внешние эффекты производства и внешние эффекты потребления
     По результату воздействия на внешний субъект: отрицательные и положительные. Отрицательными называются внешние эффекты, снижающие производительность или полезность для внешнего субъекта, а положительными — увеличивающие ее. Как видим, при отрицательных внешних эффектах индивид и общество несут внешние потери (загрязнение воздуха и воды), при положительных они получают внешнюю экономию (обеспечение всеобщего среднего образования, всеобщая вакцинация населения). 
     По характеру воздействия на внешний субъект: технологические  и денежные эффекты (или, в другой интерпретации, прямые и косвенные). Технологическими называются все эффекты, возникающие в результате непосредственной нерыночной взаимосвязи субъектов, которая не реализуется посредством торговли. Классическими примером технологических эффектов являются: загрязняющий окружающую среду завод и живущие по соседству с ним жители; наносящая сельскохозяйственным угодьям железная дорога; уничтоженные посевы одного фермерского хозяйства стадами соседствующего с ним другого фермерского хозяйства [14, с.87].
     В отличие от технологических денежные эффекты (косвенные эффекты) не приводят к осязаемой индивидами и обществом материальной потере или экономии. Они являются результатом изменения цен на факторы производства и приводят к внешней денежной экономии, когда независимо от воспринимающего эффект субъекта, например, снижаются цены у его поставщиков, растут цены спроса потребителей его продукции. Кроме того, они могут  приводить к денежным потерям, когда происходят обратные изменения. Таким образом, денежные внешние эффекты являются результатом взаимозависимости производителей, при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других экономических субъектов. То же можно сказать и в отношении потребителей, доходы и расходы которых также взаимозависимы.
     Особенностью данных эффектов является то, что они не приводят к неэффективному размещению ресурсов и не искажают функцию предложения, когда фирмы производят больше или меньше оптимальных объемов производства. Поэтому считается, что денежные эффекты носят косвенный, опосредованный характер и не имеют таких серьезных последствий для экономики, как технологические эффекты (некоторые ученые даже отказываются считать их внешними эффектами).
     По способам интернализации внешних эффектов: внешние эффекты, которые могут интернализоваться только под воздействием государства, и эффекты, которые могут интернализоваться путем переговоров между производителем и получателем внешнего эффекта. Под интернализацией понимается учет внешних, как правило, отрицательных эффектов, когда объем производства экономического субъекта, создающего внешний эффект, при помощи различных способов снижается до оптимальных размеров, т.е. до такого уровня, пока издержки снижения отрицательного внешнего эффекта на каждую дополнительную единицу продукции не превысят получаемые от этого выгоды.
     По направлениям действия внешние эффекты могут быть разделены на четыре группы: «производство-производство», «производство- потребление», «потребление-производство», «потребление – потребление». 
     Интернализация внешних эффектов без участия государства предусматривает объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо (межорганизационные альянсы, поглощения, слияния) и прямые рыночные переговоры с субъектом, создающим его. Для интернализации внешних эффектов путем переговоров в соответствии с теоремой Коуза требуются следующие условия:
     - структура прав собственности должна быть четко определена;
     - должна существовать возможность обмениваться правами собственности;
     - трансакционные издержки на учет внешних эффектов, переговоры и выполнение соглашения не должны быть чрезмерными [14, с.89].
           В случае, если права собственности не определены или определены нечетко, роль государства сводиться к их первоначальному распределению и формированию институтов, регулирующих использование ресурса. 
       Если же приведенные выше условия не соблюдаются, то главным активным субъектом интернализации внешнего эффекта должно стать государство, условием оптимальной деятельности которого по корректировке внешних эффектов является равенство его предельных затрат на уменьшение ущерба и предельных выгод от интернализации. Способом интернализации внешних эффектов в этом случае будет воздействие государства на субъекты, создающие отрицательные внешние эффекты, при помощи налогов Пигу, полностью возмещающих внешние издержки, или других налогов и сборов, стимулирующих принятие мер по уменьшению внешних эффектов до оптимального уровня, расходы на организацию сбора платы за ограниченный ресурс, не имеющий собственника (корректирующие налоги и субсидии) (рис.2.3).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Рис.2.3 Направления интернализации внешних эффектов
     
     Производство социально значимых товаров также возможно как при активном, так и при пассивном участии государства, заключающемся в  создании определенной институциональной среды, стимулирующей частную инициативу. Например, государство может сконцентрировать производство социально значимых товаров в государственном секторе, может дотировать их производство за счет государственного финансирования, а может обеспечить благоприятные условия для производства социально значимых товаров в частном секторе с помощью предоставления налоговых льгот или субсидий.
     Производство социально значимых товаров связано с феноменом отсутствующих или неполных рынков, когда частные рынки не могут предоставить потребителям благо, даже если издержки на его производство ниже, чем цена. Как правило, такими благами являются некоторые виды нестрахуемых рисков, займы на рынке капиталов, определенные виды дополняющих товаров.
     К отсутствующим частным рынкам можно, например, отнести рынки страхования от безработицы, медицинского страхования при хронических заболеваниях; страхования жизни престарелых; страхования от инфляции и др. Во всех этих случаях «провалы» рынка связаны с нарушением условий совершенной конкуренции. Отсутствие рынков дополняющих товаров также создает феномен неполных рынков. Например, отсутствие рынка земли в России приводит к отсутствию рынка займов под залог земли [3, с.114].
     Вместе с тем не только рынок может быть виновен в возникновении феномена отсутствующих рынков. Если нет институтов, которые обеспечивают эффективное функционирование частных рынков, или несовершенно законодательство, то это тоже может стать причиной неполноты рынков, но теперь уже по вине государства. Поскольку в России нет закона о частной собственности на землю, то нет рынка земли и рынка кредитов под залог земли, то есть мы сталкиваемся с институциональной причиной отсутствия рынков.
     Таким образом, внешними эффектами называют прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными, в этом случае их называют положительными внешними эффектами, или внешними выгодами, и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     3. Особенности регулирования эффектов в современных условиях
     
     Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные эффекты, возникающие в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Положительный внешний эффект имеет место тогда, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности (прибыли) других субъектов. Например, вакцинация студентов и учащихся от гриппа приводит к уменьшению числа людей, заболевших гриппом. Отрицательный внешний эффект образуется в случае, если деятельность одного хозяйствующего субъекта вызывает издержки для других. Например, нефтехимический комбинат осуществляет сброс загрязненной воды в реку и травит рыбу, которую вылавливает рыболовецкая артель. Поскольку завод не очищает воду, то его частные предельные издержки  оказываются ниже предельных общественных издержек () (рис. 3). Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции фирмой  превышает эффективный с точки зрения общества объем выпуска  Цена товара, не учитывающая затраты на создание очистных сооружений , оказывается ниже оптимальной цены  и позволяет фирме получать незаслуженную прибыль. Площадь треугольника  показывает чистые потери общества, возникающие из-за производства продукции больше 
     Существует пять основных способов регулирования отрицательных внешних эффектов. Первый способ - запрет на производство (потребление) некоторых благ [5, с.34].
     Второй способ - осуществление антирекламы (предупредительные надписи на упаковке сигарет).
     Третий способ - введение налогов на производство (потребление) товаров. Введение налога (T) сдвигает кривую  в положение  и превращает внешние эффекты во внутренние, а рыночное равновесие  - в эффективное .
     
     
     Рис. 3.1 Отрицательный внешний эффект
     
     Американский экономист А. Пигу предложил устанавливать налог на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием (налог Пигу). Рассмотрим следующий пример. Предположим, что фирма производит товар Х в условиях совершенной конкуренции и находится в состоянии равновесия (MR = MC) (рис.3.2). Ее предельные издержки МС при оптимальном выпуске  не включают затрат на нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта. После установления налога на единицу выпускаемой продукции кривая частных предельных издержек МС смещается влево в положение  
     Но.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44