- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности развития общения со сверстниками дошкольников с нарушениями речи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002066 |
Тема: | Особенности развития общения со сверстниками дошкольников с нарушениями речи |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) Дефектологический факультет Кафедра дошкольной дефектологии КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: «Особенности развития общения со сверстниками дошкольников с нарушениями речи» Работу выполнила: Исраилова Мадина Абасовна, Студентка 1 курса, группа 102 Руководитель: Кроткова Алевтина Владимировна, профессор кафедры дошкольной дефектологии ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 1.1. Особенности речи детей дошкольного возраста с ОНР 1.2. Теории нарушения межличностного общения со сверстниками дошкольников с нарушениями речи ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших психических процессов человека является речь. В настоящее время логопеды и психологи углубленно изучают законы развития детской речи, ее структуру, этапы формирования, а также особенности перехода от одних форм строя к другим. Как нам известно, общение тесно связано с речью и поэтому при нарушении одного страдает и другое. Общение с взрослыми и ровесниками играет большую роль в формировании личности ребенка. Актуальность темы. Я выбрала данную тему, так как считаю ее весьма интересной, актуальной и остро нуждающейся в глубоком ее изучении. Нарушения речи у детей дошкольного возраста предельно разнообразны. Нарушение непосредственно лексико-грамматического строя речи – это ведущий дефект в структуре ОНР. При нарушениях речи у детей страдают не только основные психические процессы, но и освоение грамоты, а также получение навыков чтения. И все это сказывается на общении ребенка со взрослыми и ровесниками. Логопеды, психологи и педагоги рассматривают речевое развитие как общую основу обучения и воспитания. Уже в три-четыре года дети должны овладеть определенным словарным запасом, чтобы понимать речь взрослых и сверстников. Если дети патологически овладевают собственной речью, то они не могут правильно формулировать свои высказывания. Цель работы: особенности общения детей с общим недоразвитием речи и их сверстниками. Объект исследования: процессы психологических особенностей межличностного общения со сверстниками дошкольников с нарушениями речи. Предмет исследования: сфера межличностного общения. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать специализированную литературу по ОНР; 2. Дать общую характеристику речи дошкольников; 3. Изучить и проанализировать теории нарушения межличностного общения со сверстниками дошкольников с нарушениями речи; 4. Рассмотреть особенности речи детей дошкольного возраста с ОНР; 5. Анализ и описание результатов. База исследования: дошкольники детского сада № 675 (комбинированного вида, логопедический) от трех до четырех лет. Методы исследования: изучение и анализ специализированной научной литературы, наблюдение, обработка полученных данных. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В исследовании принимал участие ребенок ГОУ детского сада № 675 (Москва, ул. 26 Бакинских Комиссаров 3к2). Работа проводилась в одной возрастной группе: дети 3-4 лет. ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 1.1. Особенности речи детей дошкольного возраста с ОНР Вопрос формирования процессов словообразования у дошкольников нарушениями речи – одна из самых значимых и до сих пор является малоизученной проблемой в логопедии. В соответствие с гипотезой Т.В. Тумановой, «анализ специальной литературы убедил в том, что системных углублённых исследований по проблеме овладения словообразованием детьми с общим недоразвитием речи не проводилось…» [Туманова Т.В., 2005. С. 3; Гафиулина 2015, с. 71]. Нарушения речи – весьма распространённое явление не только у детей, но и среди взрослых. Процент речевых нарушений, в том числе и заикания, год от года имеет определённую динамику. Причины возникновения данных нарушений предельно разнообразны. Существуют обусловленные формы нарушения речи. Несвоевременное обращение за квалифицированной помощью к специалисту влечёт за собой усложнение в последующей коррекции, либо к непоправимым результатам в принципе, особенно со стороны психоэмоционального состояния человека. Многие родители несколько халатно относятся к подобной форме патологии у детей и полагают данный дефект несерьёзным, считая, что со временем он пройдёт самостоятельно. Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической – она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка. Лингвисты рассматривают порождение речевого высказывания как сложный многоуровневый процесс, который начинается с мотива. На его основе во внутренней речи происходит формирование замысла во внутренней речи. Одновременно осуществляется смысловое программирование высказывания, которое объединяет в себе ответы на вопросы: что сказать? В какой последовательности? Как сказать? Эта программа реализуется затем во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка [Глухов 2004, с. 6]. Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно?следственных, временных связей, в нарушении последовательности и/или пропуске слов в предложении, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций, в аграмматизмах при построении фраз [Филичева 2008]. Развитие связной монологической речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но и для подготовки к овладению чтением и письмом. На сегодняшний день разработаны вариативные формы заданий и упражнений, направленных на развитие связной речи у детей с ОНР, предложены методики обучения рассказыванию. Так, в методике В. П. Глухова основное внимание уделяется подбору нужных слов, языковому разбору текста для пересказа, выделению важных смысловых звеньев при анализе представленного на картине сюжета, лексическим и грамматическим упражнениям [Глухов 2004]. Также в литературе раскрыты особенности использования сюжетно-ролевых игр для развития связной речи детей с ОНР [Красильникова 2013], метода графического моделирования [Дьякова 2014]. Рассмотрим характеристику детей с (ОНР) [Салагина 2016, с. 751]. ОНР имеет различную степень выраженности: от психофизического состояния ребенка до полного отсутствия речевых средств коммуникации. Ребенок с не резко выраженным ОНР более или менее умеет строить связные высказывания в пределах близкой ему тематики, испытывает серьёзные затруднения при продуцировании связных высказываний. Таким образом, многообразие речевого недоразвития можно условно разделить на три уровня. Первый уровень речевого развития. Нарушение звукопроизношения. Самыми распространёнными недостатками речи у детей являются разные виды нарушения звукопроизношения. Неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых слов, звукоподражаний. Неправильное произношение не исправляется, а даже культивируется родителями. Окружающие, подражают речи ребёнка. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причём они используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения – жестами, мимикой. Речь ребёнка понятна лишь в конкретной ситуации. Второй уровень речевого развития. Временные задержки развития речи. По тем или иным причинам речь ребёнка может задерживаться на любом этапе её развития. Часто у таких детей запас слов не соответствует возрасту. У них появляется фразовая речь, долго держатся дефекты звукопроизношения. В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Характерным остаётся резко выраженный аграмматизм. Понимание обращённой речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно. Третий уровень речевого развития. Произвольная сторона речи. Основными компонентами произвольной стороны речи являются появление развёрнутой обиходной речи, ритмико-мелодическая сторона речи (интонация), звуки речи (система фонем). Интонация включает ритм, темп, тембр, и мелодику речи. Логическое ударение. Речевой слух. Основные качества голоса, речевое дыхание. [Воробьева 2006, с. 78] Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников дефектами речевого развития. Речевая недостаточность сказывается на правильном, чётком произношении звука. Воспитание правильного, чёткого произношения звука во фразовой речи. Дифференциация звуков. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Также ученые относят к ОНР заикание: к примеру, «обследование устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием и с заиканием показало наличие у заикающихся дошкольников нарушений различных сторон речи, характерных для общего недоразвития» [Борисова, 2008 с. 101]. Заикание – одно из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Р. Е. Левина подчеркивает, что при заикании страдает преимущественно коммуникативная функция [Борисова 2014, с. 132]. Ограниченность речевого общения, неизбежная в этом случае, отрицательно влияет на формирование личности ребенка, порождает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы и обусловливает развитие нежелательных качеств характера – застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Все это может ухудшить школьную адаптацию, успеваемость, а в дальнейшем стать причиной проблем при выборе профессии. Поэтому чрезвычайно важно, как можно раньше начинать логопедическую работу по коррекции и преодолению заикания у детей дошкольного возраста. 1.2. Теории нарушения межличностного общения со сверстниками дошкольников с нарушениями речи Число детей с ОНР в России насчитывает от 3-х до 16-ти процентов. Оценки распространенности варьируются в зависимости от возраста и используемых диагностических критериев, но, как правило, данные свидетельствуют о том, что приблизительно у 2 % детей серьезные клинические последствия. Ежегодно растет количество детей, которые имеют нарушения речи, в том числе, дети с ОНР (общим недоразвитием речи). У таких дошкольников при нормальном слухе и интеллекте нарушены развитие всех компонентов речевой системы: лексика, грамматика, фонетика. У детей с ОНР отмечается также слабое развитие мелкой моторики, характеризующееся двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом, переключаемостью движений руки. Очень сложно переоценить важность развития мелкой моторики и одновременно координации движения пальцев рук для развития речи ребенка, а также подготовки руки к письму. На современном этапе развития логопедии приоритетным является вопрос о социализации детей с различной степени нарушениями речи, об их интеграции в общество взрослых и сверстников. Процесс социализации напрямую взаимосвязан с формированием у ребенка навыков коммуникации, в рамках которого происходит накопление знаний об окружающем мире, усвоение социальных стереотипов поведения, становление терминальных ценностей [Андреева 2000, Петровский 1976, Бодалев 1995 и др.]. В связи с этим на первый план выходит проблема изучения возможностей и рисков дошкольного образования детей с нарушениями речи, и, как следствие, определение вероятных трудностей общения таких детей с нормально развивающимися сверстниками [Леханов, Нетужилова 2013, с. 117]. Отметим, что коммуникация – это важная составляющая жизни социума, являясь, при этом, определенной характеристикой каждого человека. При помощи общения осуществляется взаимодействие с окружающим миром, происходит накопление жизненно необходимых знаний, овладение нормами и правилами поведения [Андреева 2000, Бодалев 1995]. «Генезис коммуникации представлен сукцессивной сменой ведущих форм коммуникации, прогрессом его средств, усложнением мотивов» [Леханов, Нетужилова 2013, с. 118]. В соответствие с последними данными в области детской психологии, дети постепенно учатся преодолевать трудности коммуникации, усваивают её нормы и правила, овладевают социокультурными средствами установления и поддержания контактов со сверстниками и взрослыми. Нарушения в развитии речи в дальнейшей жизни могут негативно повлиять на социальное взаимодействие, успеваемость в школе, и даже успех в карьере. Поэтому так важно уделять как можно больше внимания данному навыку. Речевые проблемы способствуют искажению хода естественного коммуникативно-речевого становления ребенка в дошкольном детстве, приводя к возникновению ряда своеобразных нарушений в общении со сверстниками. Ученые акцентируют внимание на специфических коммуникативных трудностях, на дефицитарности коммуникативных способностей, на изъяны в освоении средств коммуникации и задержку в развитии ее форм. В соответствие с теорией О.А. Слинько «несформированность средств общения может стать основной причиной неблагоприятных взаимоотношений детей с ОНР и их сверстников. Учёный подтверждает факт того, что личность ребенка с патологией речи развивается в стрессовых условиях введу наличествующего дефекта» [Слинько 1992]. Своевременное развитие навыков общения – это одно из фундаментальных условий естественного и адекватного психического формирования ребенка. В противном случае, при задержке развития речи, бедном словарном запасе, и других нарушений, развитие самосознания и самооценки ребенка предельно усугубляются. Вслед за этим, труды Е.Г. Федосеевой подтверждают факт наличия задержки в развитии форм коммуникации со взрослыми и сверстниками у детей с ОНР [Федосеева 1999]. Ребенок с нарушением речи старается меньше проявлять активности в разговорах, стесняется отвечать у доски и заводить беседу со сверстниками, таким образом, происходит его отторжение ребенка от коллектива, вследствие чего окружающие начинают его недолюбливать и, порой, даже провоцировать конфликты или издеваться над ребенком с патологиями в речи, также происходит снижение успеваемости в обучении и нарушение в психологическом гармоничном развитии, человек становится замкнутым, нелюдимым, озлобленным и даже агрессивным. А, в перспективе, рискует остаться без качественного образования, престижной профессии и не найти себе супруга/супругу. По мнению Е.И. Изотовой и Е.В. Никифорова, «нарушения в общении зачастую выражаются в том, что дети с ОНР не могут адекватно общаться со сверстниками: боятся и избегают контактов с ними, не могут установить соответствующих взаимоотношений, не усваивают навыки общения. Также отмечаются трудности, связанные с их вливанием в совместную деятельность и игры» [Изотова, Никифорова 2004]. Детки с ОНР не имеют желания выполнять режимные моменты в детском саду, включаться в занятие, упрямятся, проявляют агрессивность и в отношении сверстников, и в отношении родителей и воспитателей и т.д. Веду чего у ребенка с ОНР возникают большие сложности с адаптацией не только в саду, но и в любом обществе, в том числе, отмечаются патология или задержка личностного и эмоционального развития. В силу ряда перечисленных проблем такие дети не имеют возможности получить полноценный опыт отношений со сверстниками, испытывают дефицит в удовлетворении потребностей в подобного рода общении, и, что характерно, специалисты также отмечают «переизбыток контактов со взрослыми» [Леханов, Нетужилова 2013, с. 119]. Также отмечается дезадаптация к условиям, в которых нет в силу каких-то обстоятельств близких и родных людей, с трудом ребенок усваивает нормы общения, социальные эталоны, отмечается несформированность социальных эмоций, пассивность и замкнутость. Специалисты пришли к заключению, что можно выделить определенные «общие особенности поведения у дошкольников, кто имеет следующие, обусловленные речевой патологией, нарушения в общении со сверстниками: 1. Отказ от вступления в межличностные и групповые отношения; 2. Агрессивное, отпугивающее или защитное, поведение; 3. Уход от прямых контактов с детьми; 4. Проявление тревожности; 5. Элементы аутичности в поведении. Все вышеперечисленные факторы выступают как использование ребенком механизмов психологической защиты [Изотова, Никифорова 2004]. Крайне важно для выявления ОНР в дошкольном детстве по двум причинам: во-первых, потому что оно может быть ранним симптомом других серьезных заболеваний нервной системы, а во-вторых, с тем, что чем ранее будут предприняты мероприятия, направленные на предотвращение или сведение к минимуму его негативных последствий, тем лечение будет эффективнее. Многие аспекты грамотности в значительной степени также тесно коррелируют с уровнем развития общения, которому дети учатся до поступления в школу [Серебрякова 2011], а также они имеют в перспективе предельно увеличенный риск дефицита успехов в чтении и успеваемости в целом. И, если в школе об этом свидетельствуют оценки, то в дошкольном возрасте это трудно определить, по крайней мере, у учащихся с ОНР в четыре раза больше шансов иметь проблемы с чтением в отличие от их здоровых сверстников [Серебрякова 2011]. Специалисты также отмечают потенциальный риск коморбидности речи, языковых расстройств и других неврологических расстройств, которые в дошкольном возрасте могут активно не проявляться, так как дети еще очень маленькие, и поэтому если у них и есть какое-то отставание в развитии, то оно может проходить практическим бессимптомно, что предельно затрудняет постановку коморбидного диагноза. Однако со временем это может спровоцировать расстройства в обучения, дефицит внимания, гиперактивность. В своих исследованиях [Корнеев 2012] обнаружили существенные различия в постановке диагноза 5-летним детям с ОНР, у которых встречалась либо общее недоразвитие речи, либо только единичных ее составляющих [Корнеев 2012]. Кроме того, существует тенденция наличия у 5-летних детей с ОНР сочетаться с низкой артикуляцией и плохим пониманием ими чужой речи, что чревато большими проблемами на занятиях в школе при восприятии информации, которую дает педагог, а также невнимательность и более низкие показатели в социальной компетентности [Корнеев 2012]. В 12 лет, дети, которым ранее был поставлен диагноз комбинированного дефицита в речи и языке, имели значительно более низкий уровень техники чтения, и более высокие показатели в диагностированнии психических расстройств (57,1 % с ОНР против 23,7 % детей с нормальной речью и языком в возрасте 5 лет) [Корнеев 2012]. Напомним, что в возрасте с 5 до 18 лет дети с ОНР имели значительно более высокие показатели наличия проблем: чтение (36,8 % против 6,4 % здоровых детей), расстройства по математике (53,9 % дети с ОНР против 12,2 %), а также психических расстройств (40 % против 21 %) по сравнению с их сверстниками с нормальными языковыми способностями в возрасте до 5 лет [Серебрякова 2011]. Таким образом, подсчитано, что 20-40% дошкольного и младшего школьного возраста страдает от различных видов нарушений речи. Статистические данные далеки от оптимистичных, так как они показывают, что в среднем школьном классе есть двое или трое детей, у которых проблемы с вербальным общением. Положение этих детей в школе является особенно неблагоприятным, поскольку затронутые регулятивная, коммуникативная и познавательная функции речи дезактивированы. Кроме того, нормальная речь – это условие интеллектуального развития, что влияет на успеваемость в школе и регулирует отношения с ровесниками. Более того, речь оказывает существенное влияние на отношение ребенка к себе, особенно в области самооценки, одобрении и уровня притязаний. ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время своевременное развитие и грамотная коррекция грамматического строя языка детей дошкольного возраста является основным условием их полноценного речевого и общего психического развития, ввиду того, что язык и речь осуществляют ведущую функцию при развитии мышления и речевой коммуникации, при планировании и организации деятельности дошкольника, самоорганизации его поведения. Сегодня логопедическая практика испытывает острую необходимость в определении надежных диагностических показателей развития грамматического компонента языковой способности детей с ОНР, в частности, грамматической системы словоизменения, обосновании адекватных их лексико-грамматическим возможностям современных моделей коррекционно-педагогического воздействия, разработки содержания и методов поэтапного логопедического воздействия. Дети с ОНР имеют повышенный риск к развитию различных неблагоприятных последствий, в том числе, в психическом здоровье и в расстройстве поведения, неспособности к обучению, плохой успеваемости, а также, ограниченной занятости и пассивного участия в общественной жизни. Тяжелые речевые и языковые нарушения представляют собой серьезную угрозу для детских социального и эмоционального формирования в сфере образования и занятости. ОНР изнурительно для личности в любом возрасте, но его воздействие особенно чревато для детей, так как имеют ступенчатый характер и свойство усугублять общее положение дел с течением времени. ОНР может быть также одним из обнаруживаемых симптомов других серьезных заболеваний в нервной системе. По этой причине, нарушение в общении представляет собой важный пункт раннего вмешательства в решение сложившейся проблемы. ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М. Наука, - 2000. – 325 с. 2. Бардышева Т. Ю. Связанные одной цепью. Логопедический материал. Рассказы цепной структуры. Для детей 5 –7 лет. – М., 2003. 3. Блягоз А.Н. Особенности развития речи учащихся с общим недоразвитием речи // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №3 С.141-142 4. Бодалев, А. А. Личность и общение / Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с. 5. Борисова Е. А. Коррекция общего недоразвития речи у заикающихся дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. №4-2 С.100-104. 6. Борисова Е. А. Специальная коррекционная педагогика. Формирование плавности речи как качественной характеристики устного высказывания детей дошкольного возраста с заиканием. / Е.А. Борисова // Образование и наука. – 2014. - №9 (118). – С. 130 7. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М., 2006 г. 8. Гафиулина О. Ю. Исследование словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня // Специальное образование. 2015. №XI С.71-73. 9. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2004. 10. Дьякова Е. А., Кораблева Т. А. Использование методов графического моделирования для развития связной речи у детей с ОНР // Педагогические науки. – 2014. – № 2 (65). – С. 13 –16. 11. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика. М.: Академия, 2004. - 288 с. 12. Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии // Концепт. 2016. №6 С. 118 – 127. 13. Корнев А. Н. Школа дезадаптации у детей с недоразвитием речи и ее профилактика // Психология в России. 2012. № С. 436 – 445. 14. Красильникова Т. Н., Батуева О. А. Сюжетно?ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 4 (89). – С. 40 –45. 15. Кривощапова Л. О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Гаудеамус. 2006. №10 С. 124 – 131. 16. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб.: изд-во Союз, 2001. 17. Леханова О. Л., Нетужилова О. С. Угрозы нарушения общения со сверстниками у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. №3 (49) С.117-121. 18. Петровский А. В. (ред.) Общая психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1976. – 479 с. 19. Салагина Н. Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Молодой ученый. – 2016. – №1 (105). – С. 750 – 753 20. Серебрякова О. В. Коррекция и развитие межличностных отношений посредством творческой игры у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. №4 С.117-121. 21. Слинько, О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О.А. Слинько // Дефектология. – 1992. – № 1. – С. 62 – 67 22. Туманова Т. В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников с общим недоразвитием речи). Монография / Т.В. Туманова. - М.: Коррекционная педагогика, 2005 23. Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.Г. Федосеева. – М., 1999 24. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. – 5-е изд. – М., 2008. 25. Юрьев А. Н. Русский язык. Типы и стили речи: Учебное пособие. – Изд. 3?е стереотипное. – Алматы, 2007. 2 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: