- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности развития менеджмента индустриального периода в России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000772 |
Тема: | Особенности развития менеджмента индустриального периода в России |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………..3 - 4 Глава I. Индустриальный период: предпосылки развития управленческой науки …………………………………………………….. 5 - 8 Глава II. Деятельность и основные идеи «пионеров» менеджмента индустриального периода……………………………………………………9 - 23 2.1. Фредерик Уинслоу Тейлор 2.2. Роберт Оуэн 2.3. Чарльз Беббидж 2.4. Эндрю Юр 2.5. Шарль Дюпюи 2.6. Даниэл МакКэлем 2.7. Генри Варнум Пор Глава III. Особенности развития менеджмента индустриального периода в России…………………………………………………………..24 - 27 Заключение………………………………….………………………28 - 30 Список использованной литературы……………………………. 30 - 32 ВВЕДЕНИЕ Тема нашей курсовой работы связана с периодом становления идей менеджмента – с периодом, который в исторической науке называется индустриальная эпоха. В этот период происходит постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному производству. Характерная черта эпохи – рост производительных сил на базе машинного производства. В этот же период капитализм становится господствующей системой хозяйства. Хронологически индустриальная эпоха занимает период последней четверти XVIII века – по конец XIX века (впрочем, такое деление условно – в Англии индустриальная эпоха началась раньше, в странах Азии позже). В России становление индустриальной эпохи обычно связывают с реформами С.Ю. Витте и П.А. Столыпина (1891-1913 гг.). Согласно классической истории менеджмента именно в этот период развитие промышленности поставило перед владельцами производств и в целом перед обществом, качественно новые задачи управления. Ряд ученых этой эпохи предлагали свои решения для многообразных проблем в первых крупных промышленных организациях. «Пионерами» менеджмента этого периода обычно называют таких ученых как Адам Смит (Англия, 1723-1790 гг.), Роберт Оуэн (Англия, 1771-1856 гг.), Чарльз Беббидж (Англия, 1791-1871), Эндрю Ур (Англия, 1778 – 1857 гг.), Шарль Дюпин (Франция, 1784 – 1873) и некоторых других. В России роль пионеров менеджмента индустриальной эпохи принадлежит М. М. Сперанскому (1772-1839 гг.), а также уже упоминавшимся С.Ю. Витте (1849-1915 гг.) и П.А. Столыпину (1862-1911 гг.). В целом, индустриальная эпоха, важна для истории менеджмента в первую очередь тем, что наука управления в этот период перестала рассматриваться как чисто государственная и общественная, а стала исполнять конкретные производственные цели и задачи. Многие решения пионе?ро?в ме?не?д?ж?ме?нта это?й э?пох?и до с?их по?р и?нте?ре?с?н?ы и п?р?и?ме?н?яют?с?я в п?ра?кт?и?ке у?п?ра?в?ле?н?и?я. Эт?и?м о?п?ре?де?л?яет?с?я а?ктуа?л?ь?но?ст?ь на?ше?й работ?ы. Об?ъе?кто?м ку?р?со?во?й работ?ы в?ы?сту?пает п?ро?це?с?с ра?з?в?ит?и?я у?п?ра?в?ле?нче?с?ко?й нау?к?и в и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?ную э?поху. П?ре?д?мето?м – де?яте?л?ь?но?ст?ь о?с?но?во?по?ло?ж?н?и?ко?в («?п?ио?не?ро?в») ме?не?д?ж?ме?нта это?й э?пох?и. Це?л?ью ку?р?со?во?й работ?ы с?лу?ж?ит и?зуче?н?ие де?яте?л?ь?но?ст?и «?п?ио?не?ро?в» ме?не?д?ж?ме?нта в и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?н?ы?й пе?р?ио?д (?по?с?ле?д?н?я?я чет?ве?рт?ь XVIII – нача?ло XIX ве?ка). В соот?вет?ст?в?и?и с це?л?ью м?ы в?ы?де?л?яе?м с?ле?дую?щ?ие за?дач?и ку?р?со?во?й работ?ы: - и?зуч?ит?ь п?ре?д?по?с?ы?л?к?и д?л?я ра?з?в?ит?и?я у?п?ра?в?ле?нче?с?ко?й нау?к?и в и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?н?ы?й пе?р?ио?д; - о?с?вет?ит?ь де?яте?л?ь?но?ст?ь и о?с?но?в?н?ые и?де?и п?ио?не?ро?в ме?не?д?ж?ме?нта в у?ка?за?н?но?м пе?р?ио?де (?на п?р?и?ме?ре А?да?ма С?м?ита, Робе?рта Оуэ?на, Ча?р?л?ь?за Бебб?и?д?жа, Э?н?д?рю У?ра, Ша?р?л?я Дю?п?и?на и не?кото?р?ых д?ру?г?их); - ра?с?к?р?ыт?ь о?собе?н?но?ст?и ра?з?в?ит?и?я у?п?ра?в?ле?нче?с?ко?й нау?к?и и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?но?го пе?р?ио?да в Ро?с?с?и?и (?на п?р?и?ме?ре де?яте?л?ь?но?ст?и С.М. С?пе?ра?н?с?ко?го, С.Ю. В?итте и П.А. Сто?л?ы?п?и?на). У?ка?за?н?н?ые це?л?и и за?дач?и ку?р?со?во?й работ?ы фо?р?м?и?руют ее ст?ру?кту?ру, кото?ра?я со?сто?ит и?з в?ве?де?н?и?я, о?с?но?в?но?й ча?ст?и, кото?ра?я со?сто?ит и?з т?рех г?ла?в, за?к?люче?н?и?я и с?п?и?с?ка и?с?по?л?ь?зо?ва?н?но?й л?ите?рату?р?ы. Мето?до?ло?г?и?я и?с?с?ле?до?ва?н?и?я п?ре?д?ста?в?л?яет собо?й сочета?н?ие та?к?их со?ста?в?л?яю?щ?их тео?рет?иче?с?ко?го а?на?л?и?за ка?к по?н?ят?и?й?н?ы?й а?на?л?и?з и фо?р?ма?л?ь?но-?ло?г?иче?с?к?и?й мето?д. У?ка?за?н?н?ые це?л?и и за?дач?и д?и?ктуют, та?к?же, необхо?д?и?мо?ст?ь п?р?и?ме?не?н?и?я с?и?сте?м?но-?ст?ру?кту?р?но?го по?дхо?да. Г?ЛА?ВА I. И?Н?ДУ?СТ?Р?ИА?Л?Ь?Н?Ы?Й ПЕ?Р?ИО?Д: П?РЕ?Д?ПО?С?Ы?Л?К?И РА?З?В?ИТ?И?Я У?П?РА?В?ЛЕ?НЧЕ?С?КО?Й НАУ?К?И В на?сто?я?ще?й ча?ст?и на?ше?го и?з?ло?же?н?и?я м?ы п?роа?на?л?и?з?и?руе?м те фа?кто?р?ы и те?н?де?н?ц?и?и, кото?р?ые б?ы?л?и ха?ра?кте?р?н?ы д?л?я и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?но?й э?пох?и. М?ы, в о?с?но?в?но?м, го?во?р?и?м о ро?сте п?ро?и?з?во?д?ст?ве?н?н?ых с?и?л на ба?зе ма?ш?и?н?но?го п?ро?и?з?во?д?ст?ва, что в ко?неч?но?м ито?ге п?р?и?ве?ло к о?со?з?на?н?ию необхо?д?и?мо?ст?и ре?ше?н?и?я каче?ст?ве?н?но но?в?ых за?дач в сфе?ре у?п?ра?в?ле?н?и?я. Ита?к, и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?на?я э?поха в ра?з?в?ит?и?и че?ло?вече?ст?ва (ее е?ще на?з?ы?вают п?ро?м?ы?ш?ле?н?но?й ре?во?лю?ц?ие?й) это по?сте?пе?н?н?ы?й пе?рехо?д от а?г?ра?р?но?й э?ко?но?м?и?к?и к и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?но?му п?ро?и?з?во?д?ст?ву. И?сто?р?и?я п?ро?м?ы?ш?ле?н?но?й ре?во?лю?ц?и?и те?с?но с?в?я?за?на с и?сто?р?ие?й А?н?г?л?и?и [6; 34]. Эта ст?ра?на, е?ще нач?и?на?я с XVII ве?ка, нач?и?нает а?кт?и?в?но ра?з?в?и?ват?ь ма?нуфа?кту?р?ное п?ро?и?з?во?д?ст?во, мо?р?с?кую то?р?го?в?лю и ко?ло?н?иа?л?ь?ную э?к?с?па?н?с?ию. У?же к ко?н?цу се?м?на?д?цато?го сто?лет?и?я А?н?г?л?и?я обо?н?яет о?с?но?в?но?го п?ро?м?ы?ш?ле?н?но?го л?и?де?ра то?й э?пох?и – Го?л?ла?н?д?ию и нач?и?нает а?кт?и?в?но те?с?н?ит?ь на е?в?ро?пе?й?с?ко?й в?не?ш?не?по?л?ит?иче?с?ко?й а?ре?не на?ибо?лее в?л?и?яте?л?ь?ную ст?ра?ну то?го в?ре?ме?н?и - Ф?ра?н?ц?ию. В XVIII ве?ке Б?р?ита?н?и?я ста?но?в?ит?с?я ве?ду?ще?й м?и?ро?во?й э?ко?но?м?иче?с?ко?й де?р?жа?во?й, п?ре?во?схо?д?я, в это?м п?ла?не, в?се е?в?ро?пе?й?с?к?ие де?р?жа?в?ы. И?сто?р?и?к?и от?мечают, что и?ме?н?но это ста?ло необхо?д?и?м?ы?м?и п?ре?д?по?с?ы?л?ка?м?и д?л?я ра?з?в?ит?и?я к?ру?п?но?го ма?ш?и?н?но?го п?ро?и?з?во?д?ст?ва, а з?нач?ит и д?л?я в?сту?п?ле?н?и?я в но?в?ые об?ще?ст?ве?н?но-э?ко?но?м?иче?с?к?ие от?но?ше?н?и?я, кото?р?ые об?ыч?но на?з?ы?вают ка?п?ита?л?и?ст?иче?с?к?и?м?и. В XVIII ве?ке в А?н?г?л?и?й?с?ко?м об?ще?ст?ве нач?и?нают а?кт?и?в?но ра?з?в?и?ват?ь?с?я р?ы?ноч?н?ые от?но?ше?н?и?я, и по?я?в?л?яет?с?я о?с?но?в?на?я д?в?и?жу?ща?я с?и?ла ка?п?ита?л?и?ст?иче?с?ко?й э?ко?но?м?и?к?и – п?ре?д?п?р?и?н?и?мате?л?ь?с?к?и?й к?ла?с?с. К п?ре?д?по?с?ы?л?ка?м п?ро?м?ы?ш?ле?н?но?й ре?во?лю?ц?и?и в А?н?г?л?и?и от?но?с?ят та?к?же[6; 56]: - об?ш?и?р?н?ые э?ко?но?м?иче?с?к?ие ре?су?р?с?ы (?с?в?я?за?н?н?ые с те?м, что о?на б?ы?ла л?и?де?ро?м м?и?ро?во?й то?р?го?в?л?и и и?ме?ла об?ш?и?р?н?ые ко?ло?н?иа?л?ь?н?ые в?ла?де?н?и?я); - фо?р?м?и?ро?ва?н?ие и?н?ст?итуто?в, за?щ?и?щаю?щ?их ча?ст?ную соб?ст?ве?н?но?ст?ь и ко?нт?ра?кт?н?ые об?я?зате?л?ь?ст?ва, в ча?ст?но?ст?и, не?за?в?и?с?и?мо?й и эффе?кт?и?в?но?й су?деб?но?й с?и?сте?м?ы; - л?ибе?ра?л?ь?ную по?л?ит?иче?с?кую с?и?сте?му (?го?су?да?р?ст?во не в?ме?ш?и?ва?ло?с?ь в э?ко?но?м?иче?с?кую ж?и?з?н?ь на?се?ле?н?и?я); - не?во?з?мо?ж?но?ст?ь п?р?и?ме?не?н?и?я на п?ро?и?з?во?д?ст?вах п?р?и?ну?д?ите?л?ь?но?го т?ру?да и за?ме?на е?го на т?ру?д нае?м?н?ы?й (то е?ст?ь ра?з?в?ит?ие п?ро?лета?р?иата). - в?ы?с?вобо?ж?де?н?ие се?л?ь?с?кохо?з?я?й?ст?ве?н?но?го на?се?ле?н?и?я и поте?н?ц?иа?л?ь?но?й гото?в?но?ст?и е?го к работе на и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?н?ых п?ре?д?п?р?и?ят?и?ях. Фо?р?ма?л?ь?но и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?ную э?поху (?п?ро?м?ы?ш?ле?н?ную ре?во?лю?ц?ию) о?г?ра?н?ич?и?вают д?ву?м?я з?на?ко?в?ы?м?и соб?ыт?и?я?м?и. Пе?р?ва?я в?ре?ме?н?на?я г?ра?н?и?ца с?в?я?за?на с и?зоб?рете?н?ие?м па?ро?во?го д?в?и?гате?л?я (А?н?г?л?и?я, в./?п. XVIII ве?ка), вто?ра?я с?в?я?з?ы?вает?с?я с по?я?в?ле?н?ие?м ма?ш?и?но?ст?рое?н?и?я (?ко?не?ц XIX ве?ка) [5; 38]. П?ро?м?ы?ш?ле?н?на?я ре?во?лю?ц?и?я со?п?ро?во?ж?да?ла?с?ь п?ро?и?з?во?д?ст?ве?н?но?й ре?во?лю?ц?ие?й в се?л?ь?с?ко?м хо?з?я?й?ст?ве, ве?ду?ще?й к ра?д?и?ка?л?ь?но?му ро?сту п?ро?и?з?во?д?ите?л?ь?но?ст?и т?ру?да в а?га?р?но?м се?кто?ре, и?ме?н?но эта ре?во?лю?ц?и?я обе?с?печ?и?ла во?з?мо?ж?но?ст?ь пе?ре?ме?ще?н?и?я ма?с?с на?се?ле?н?и?я и?з а?га?р?но?го в и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?н?ы?й се?кто?ра. Ка?к у?же б?ы?ло с?ка?за?но ра?нее, п?ро?м?ы?ш?ле?н?на?я ре?во?лю?ц?и?я нача?ла?с?ь в А?н?г?л?и?и в XVIII ве?ке, а к XIX ве?ку ра?с?п?ро?ст?ра?н?и?ла?с?ь на в?се о?с?но?в?н?ые ст?ра?н?ы Е?в?ро?п?ы, а по?з?же и на ст?ра?н?ы А?ме?р?и?к?и и А?з?и?и. К?рат?ко о?з?на?ко?м?и?в?ш?и?с?ь, та?к?и?м об?ра?зо?м, с и?сто?р?ие?й п?ро?м?ы?ш?ле?н?но?й ре?во?лю?ц?и?и, пе?ре?й?де?м к те?м те?н?де?н?ц?и?я?м и фа?кто?ра?м, кото?р?ые о?на в?ы?з?ва?ла к ж?и?з?н?и (?в сфе?ре общественных отношений). Итак, промышленная революция связана не только с массовым применением машин, но и с изменением всей структуры общественных и экономических отношении. В этот период [5; 78].: - появляются новые классы – буржуазия и пролетариат; - резко повышается производительность труда; - увеличивается жизненный уровень населе?н?и?я; - п?рохо?д?ит б?ы?ст?ра?я у?рба?н?и?за?ц?и?я, го?ро?д?с?кое на?се?ле?н?ие нач?и?нает и?г?рат?ь бо?лее з?нач?и?мую э?ко?но?м?иче?с?кую ро?л?ь, по с?ра?в?не?н?ию с на?се?ле?н?ие?м се?л?ь?с?к?и?м. Фа?кт?иче?с?к?и в и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?н?ы?й пе?р?ио?д (чут?ь бо?лее ста лет) п?ро?и?схо?д?ит с?кач?кооб?ра?з?н?ы?й пе?рехо?д от а?г?ра?р?но?го об?ще?ст?ва к го?ро?д?с?ко?й ц?и?в?и?л?и?за?ц?и?и со?в?ре?ме?н?но?го т?и?па. В ра?м?ках на?ше?й ку?р?со?во?й работ?ы, мо?ж?но п?р?и?з?нат?ь в?се в?ы?ше?на?з?ва?н?н?ые фа?кто?р?ы и те?н?де?н?ц?и?и п?ре?д?по?с?ы?л?ка?м?и к ра?з?в?ит?ию но?в?ых у?п?ра?в?ле?нче?с?к?их тео?р?и?й. Де?й?ст?в?ите?л?ь?но, до и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?но?го пе?р?ио?да, у?п?ра?в?ле?нче?с?ка?я нау?ка ра?с?с?мат?р?и?ва?ла?с?ь ка?к ч?и?сто го?су?да?р?ст?ве?н?на?я (об?ще?ст?ве?н?на?я) нау?ка, с соот?вет?ст?вую?щ?и?м набо?ро?м мето?до?в. О?д?на?ко и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?на?я э?поха ста?в?ит пе?ре?д у?п?ра?в?ле?нче?с?ко?й нау?ко?й но?в?ые це?л?и и за?дач?и. В каче?ст?ве п?р?и?ме?ра, и?л?лю?ст?р?и?рую?ще?го да?н?ную по?с?ы?л?ку, мо?ж?но п?р?и?ве?ст?и, тот фа?кт, что с ра?з?в?ит?ие?м и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?но?й э?пох?и на с?ме?ну ме?л?к?их, се?ме?й?н?ых п?ро?и?з?во?д?ст?в, ра?с?п?ро?ст?ра?не?н?н?ых в с?ре?д?н?ие ве?ка, п?р?ихо?д?ят к?ру?п?н?ые п?ро?м?ы?ш?ле?н?н?ые ко?м?п?ле?к?с?ы. Е?сте?ст?ве?н?но, что на та?к?их ко?м?п?ле?к?сах работает го?ра?з?до бо?л?ь?ше сот?ру?д?н?и?ко?в, бо?л?ь?ше в?ре?ме?н?и т?рат?ит?с?я на обуче?н?ие (тут ну?ж?но уч?ит?ы?ват?ь, что работа с ма?ш?и?на?м?и т?ребует го?ра?з?до бо?л?ь?ше?й к?ва?л?иф?и?ка?ц?и?и, че?м ку?ста?р?ное п?ро?и?з?во?д?ст?во), п?ро?и?з?во?д?ст?во т?ребует ра?з?де?ле?н?и?я т?ру?да, э?ко?но?м?и?и мате?р?иа?ло?в, ра?з?де?ле?н?и?я от?вет?ст?ве?н?но?ст?и в у?п?ра?в?ле?н?и?и (?по?я?в?ле?н?ие «?ме?не?д?же?ро?в с?ре?д?не?го и н?и?з?ше?го з?ве?на) и та?к да?лее и то?му по?доб?ное. Ре?ше?н?ие эт?их и е?ще м?но?г?их за?дач ста?но?в?ят?с?я ж?и?з?не?н?но ва?ж?н?ы?м д?л?я в?се?го п?ро?и?з?во?д?ст?ве?н?но?го ко?м?п?ле?к?са, д?л?я в?се?й на?ро?ж?даю?ще?й?с?я ст?ру?кту?р?ы об?ще?ст?ве?н?н?ых от?но?ше?н?и?й [1; 134]. П?р?и ре?ше?н?и?и но?в?ых за?дач, у?п?ра?в?ле?нче?с?ка?я нау?ка в?ы?ну?ж?де?на ме?н?ят?ь с?во?и мето?д?ы и по?дхо?д?ы, т?ра?н?сфо?р?м?и?ру?я?с?ь в нау?ку п?р?и?к?ла?д?ную. Та?к?и?м об?ра?зо?м, по?д?ве?де?м пе?р?в?ые, п?ро?ме?жуточ?н?ые в?ы?во?д?ы д?л?я на?ше?й ку?р?со?во?й работ?ы: - и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?на?я э?поха в ра?з?в?ит?и?и че?ло?вече?ст?ва (ее е?ще на?з?ы?вают п?ро?м?ы?ш?ле?н?но?й ре?во?лю?ц?ие?й) это по?сте?пе?н?н?ы?й пе?рехо?д от а?г?ра?р?но?й э?ко?но?м?и?к?и к и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?но?му п?ро?и?з?во?д?ст?ву. Х?ро?но?ло?г?иче?с?к?и этот пе?р?ио?д о?г?ра?н?иче?н по?с?ле?д?не?й чет?ве?рт?ью XVIII ве?ка – ко?н?цо?м ве?ка XIX. П?ро?м?ы?ш?ле?н?на?я ре?во?лю?ц?и?я нача?ла?с?ь в А?н?г?л?и?и и в XIX ве?ке ра?с?п?ро?ст?ра?н?и?ла?с?ь на в?се з?нач?и?м?ые е?в?ро?пе?й?с?к?ие ст?ра?н?ы, а по?з?же и на ре?г?ио?н?ы А?з?и?и и А?ме?р?и?к?и; - в этот пе?р?ио?д п?ро?и?схо?д?ит по?сте?пе?н?н?ы?й пе?рехо?д от а?г?ра?р?но?й э?ко?но?м?и?к?и к и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?но?му п?ро?и?з?во?д?ст?ву. В этот же пе?р?ио?д ка?п?ита?л?и?з?м ста?но?в?ит?с?я го?с?по?д?ст?вую?ще?й с?и?сте?мо?й хо?з?я?й?ст?ва, по?в?се?ме?ст?ное ра?с?п?ро?ст?ра?не?н?ие по?лучают к?ру?п?н?ые п?ро?м?ы?ш?ле?н?н?ые ко?м?п?ле?к?с?ы, п?ро?и?схо?д?ит и?з?ме?не?н?ие в?се?й ст?ру?кту?р?ы об?ще?ст?ве?н?н?ых от?но?ше?н?и?й - с?кач?кооб?ра?з?н?ы?й пе?рехо?д от а?г?ра?р?но?го об?ще?ст?ва к го?ро?д?с?ко?й ц?и?в?и?л?и?за?ц?и?и со?в?ре?ме?н?но?го т?и?па; - и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?на?я э?поха ста?в?ит пе?ре?д у?п?ра?в?ле?нче?с?ко?й нау?ко?й но?в?ые це?л?и и за?дач?и. На к?ру?п?н?ых п?ро?и?з?во?д?ст?ве?н?н?ых ко?м?п?ле?к?сах работает го?ра?з?до бо?л?ь?ше сот?ру?д?н?и?ко?в, бо?л?ь?ше в?ре?ме?н?и т?рат?ит?с?я на обуче?н?ие, п?ро?и?з?во?д?ст?во т?ребует ра?з?де?ле?н?и?я т?ру?да, э?ко?но?м?и?и мате?р?иа?ло?в, ра?з?де?ле?н?и?я от?вет?ст?ве?н?но?ст?и в у?п?ра?в?ле?н?и?и и та?к да?лее. По?я?в?и?ла?с?ь необхо?д?и?мо?ст?ь в у?п?ра?в?ле?н?цах, кото?р?ые б?ы мо?г?л?и п?ре?д?ста?в?л?ят?ь и?нте?ре?с?ы в?ла?де?л?ь?ца на ме?стах. Д?л?я эт?их це?ле?й обуча?л?и луч?ш?их работ?н?и?ко?в. О?н?и и ста?л?и пе?р?в?ы?м?и ме?не?д?же?ра?м?и. В этот пе?р?ио?д у?п?ра?в?ле?нче?с?ка?я нау?ка пе?ре?стает ра?с?с?мат?р?и?ват?ь?с?я, ка?к ч?и?сто го?су?да?р?ст?ве?н?на?я нау?ка, а нач?и?нает ре?шат?ь ко?н?к?рет?н?ые п?ро?и?з?во?д?ст?ве?н?н?ые за?дач?и. В да?л?ь?не?й?ше?м и?з?ло?же?н?и?и м?ы о?ста?но?в?и?м?с?я на о?п?и?са?н?и?и де?яте?л?ь?но?ст?и та?к на?з?ы?вае?м?ых «?п?ио?не?ро?в» ме?не?д?ж?ме?нта и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?но?й э?пох?и – тех л?ич?но?сте?й, в работах кото?р?ых со?де?р?жа?л?и?с?ь пе?р?в?ые по?п?ыт?к?и ре?ше?н?и?я м?но?гооб?ра?з?н?ых п?роб?ле?м в пе?р?в?ых к?ру?п?н?ых п?ро?м?ы?ш?ле?н?н?ых о?р?га?н?и?за?ц?и?ях. В пе?р?вую оче?ре?д?ь м?ы го?во?р?и?м об А?да?ме С?м?ите, Робе?рте Оуэ?не, Ча?р?л?ь?зе Бебб?и?д?же, Э?н?д?рю У?ре, Ша?р?ле Дю?п?и?не. Г?ЛА?ВА II. ДЕ?ЯТЕ?Л?Ь?НО?СТ?Ь И О?С?НО?В?Н?ЫЕ И?ДЕ?И «?П?ИО?НЕ?РО?В» МЕ?НЕ?Д?Ж?МЕ?НТА И?Н?ДУ?СТ?Р?ИА?Л?Ь?НО?ГО ПЕ?Р?ИО?ДА Ка?к у?же б?ы?ло с?ка?за?но в?ы?ше, в и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?ную э?поху у?п?ра?в?ле?нче?с?ка?я нау?ка пе?ре?стает ра?с?с?мат?р?и?ват?ь?с?я, ка?к ч?и?сто го?су?да?р?ст?ве?н?на?я нау?ка, а нач?и?нает ре?шат?ь ко?н?к?рет?н?ые п?ро?и?з?во?д?ст?ве?н?н?ые за?дач?и. О?д?на?ко, та?кое ра?з?в?ит?ие, не по?я?в?и?ло?с?ь на пу?сто?м ме?сте. На работ?ы п?ио?не?ро?в ме?не?д?ж?ме?нта и?зучае?мо?го пе?р?ио?да бо?л?ь?шое в?л?и?я?н?ие о?ка?за?л?и т?ру?д?ы с?ле?дую?щ?их э?ко?но?м?и?сто?в и ме?не?д?же?ро?в. Д?ру?г?и?м?и с?ло?ва?м?и «П?ио?не?ра?м?и» ме?не?д?ж?ме?нта и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?ную э?поху сч?итают?с?я : 2.1 Ф?ре?де?р?и?к У?и?н?с?лоу Те?й?ло?р О?д?н?и?м и?з пе?р?в?ых со?з?дате?ле?й це?ло?ст?но?й с?и?сте?м?ы ка?п?ита?л?и?ст?иче?с?ко?го р?ы?ноч?но?го у?п?ра?в?ле?н?и?я п?ро?и?з?во?д?ст?во?м б?ы?л а?ме?р?и?ка?н?с?к?и?й и?н?же?не?р Ф?ре?де?р?и?к У?и?н?с?лоу Те?й?ло?р. Ф?ре?де?р?и?к У?и?н?с?лоу Те?й?ло?р ро?д?и?л?с?я 20 ма?рта 1856 го?да в Ге?р?ма?нтау?не, Пе?н?с?и?л?ь?ва?н?и?я, в се?м?ье а?д?во?ката. По?луч?и?л об?ра?зо?ва?н?ие во Ф?ра?н?ц?и?и и Ге?р?ма?н?и?и, зате?м - в а?ка?де?м?и?и Ф. Э?к?сте?ра, Н?ью–Хэ?м?п?ш?и?р. В 1874 го?ду о?ко?нч?и?л Га?р?ва?р?д?с?к?и?й ю?р?и?д?иче?с?к?и?й ко?л?ле?д?ж, но и?з-?за п?роб?ле?м со з?ре?н?ие?м не с?мо?г п?ро?до?л?ж?ит?ь об?ра?зо?ва?н?ие и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии. В 1878 году, в пик экономической депрессии, получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе. С 1882 по 1883 г. - начальником механических мастерских. Параллельно получил техническое образование (степень инженера–механи?ка, Тех?но?ло?г?иче?с?к?и?й и?н?ст?итут Ст?и?ве?н?са, 1883). В 1884 г. Те?й?ло?р ста?л г?ла?в?н?ы?м и?н?же?не?ро?м, в это?м же го?ду о?н в?пе?р?в?ые и?с?по?л?ь?зо?ва?л с?и?сте?му д?иффе?ре?н?ц?иа?л?ь?но?й о?п?лат?ы за п?ро?и?з?во?д?ите?л?ь?но?ст?ь т?ру?да. Офо?р?м?и?л пате?нта?м?и о?ко?ло сот?н?и с?во?их и?зоб?рете?н?и?й и ра?ц?ио?на?л?и?за?ц?и?й. С 1890 по 1893 г?г. Те?й?ло?р - г?ла?в?н?ы?й у?п?ра?в?л?яю?щ?и?й Ма?нуфа?кту?р?но?й и?н?ве?ст?и?ц?ио?н?но?й ко?м?па?н?и?и в Ф?и?ла?де?л?ьф?и?и, в?ла?де?ле?ц бу?ма?ж?н?ых п?ре?с?со?в в Мэ?не и В?и?с?ко?н?с?и?не, о?р?га?н?и?зо?ва?л соб?ст?ве?н?ное де?ло по у?п?ра?в?ле?нче?с?ко?му ко?н?су?л?ьт?и?ро?ва?н?ию, пе?р?вое в и?сто?р?и?и ме?не?д?ж?ме?нта. В 1906 г. Те?й?ло?р ста?но?в?ит?с?я п?ре?з?и?де?нто?м А?ме?р?и?ка?н?с?ко?го об?ще?ст?ва и?н?же?не?ро?в–?меха?н?и?ко?в, а в 1911 г. уч?ре?ж?дает Об?ще?ст?во со?де?й?ст?в?и?я науч?но?му ме?не?д?ж?ме?нту. С 1895 г. Те?й?ло?р нача?л с?во?и в?се?м?и?р?но и?з?ве?ст?н?ые и?с?с?ле?до?ва?н?и?я по науч?но?й о?р?га?н?и?за?ц?и?и т?ру?да. ”С?и?сте?ма Те?й?ло?ра” за?к?ла?д?ы?ва?ла о?с?но?в?ы науч?но?й о?р?га?н?и?за?ц?и?и т?ру?да. Вот что о?з?начает эта с?и?сте?ма п?р?и?ме?н?ите?л?ь?но, на?п?р?и?ме?р, к сто?л?ь ва?ж?но?й п?ро?и?з?во?д?ст?ве?н?но?й п?роб?ле?ме, ка?к за?работ?на?я п?лата: * за?работ?на?я п?лата п?лат?ит?с?я че?ло?ве?ку, а не ме?сту; * у?ста?но?в?ле?н?ие ра?с?це?но?к до?л?ж?но б?ыт?ь о?с?но?ва?но на точ?но?м з?на?н?и?и, а не на до?га?д?ках; * ра?с?це?н?к?и, о?с?но?ва?н?н?ые на точ?но?м з?на?н?и?и, до?л?ж?н?ы б?ыт?ь е?д?и?нооб?ра?з?н?ы?м?и; * б?ла?го?да?р?я у?ста?но?в?ле?н?н?ы?м та?к?и?м об?ра?зо?м ра?с?це?н?ка?м то?ва?р?ы п?ро?и?з?во?д?ят?с?я де?ше?в?ле, а рабоч?ие по?лучают бо?лее в?ы?со?кую за?работ?ную п?лату, че?м об?ыч?но; * за?работ?на?я п?лата, о?с?но?ва?н?на?я на точ?но?м з?на?н?и?и, со?з?дает луч?ш?их рабоч?их, дает и?м во?з?мо?ж?но?ст?ь бо?л?ь?ше за?работат?ь, у?н?ичто?жает п?р?ич?и?н?ы у?м?ы?ш?ле?н?но?й ме?д?л?ите?л?ь?но?ст?и в работе, п?робу?ж?дает и?нте?ре?с рабоч?их и п?ре?д?п?р?и?н?и?мате?ле?й к сот?ру?д?н?иче?ст?ву. Те?й?ло?ру п?р?и?на?д?ле?ж?ит п?ло?дот?во?р?на?я и?де?я ра?сч?ле?не?н?и?я п?ро?и?з?во?д?ст?ве?н?но?го п?ро?це?с?са на от?де?л?ь?н?ые э?ле?ме?нт?ы, в?ы?я?в?ле?н?ие на?и?луч?ш?их с?по?собо?в в?ы?по?л?не?н?и?я ка?ж?до?го и?з н?их и обуче?н?и?я это?му пе?р?со?на?ла. П?р?и это?м до?л?ж?н?ы отб?и?рат?ь?с?я на?ибо?лее с?по?соб?н?ые рабоч?ие, с кото?р?ы?м?и це?ле?сооб?ра?з?но п?ро?во?д?ит?ь за?н?ят?и?я и т?ре?н?и?ро?в?к?и. П?р?и?ме?не?н?ие с?и?сте?м?ы Те?й?ло?ра пот?ребо?ва?ло но?во?й о?р?га?н?и?за?ц?и?и у?п?ра?в?ле?н?и?я, но?в?ых об?я?за?н?но?сте?й у?п?ра?в?л?яю?щ?их. Г?ла?в?н?ы?м з?де?с?ь б?ы?ла за?ме?на л?и?не?й?но?й, «?вое?н?но?й», о?р?га?н?и?за?ц?и?и п?р?я?мо?го по?дч?и?не?н?и?я - фу?н?к?ц?ио?на?л?ь?но?й. О?собое з?наче?н?ие п?р?и?да?ва?ло?с?ь фу?н?к?ц?и?и п?ла?н?и?ро?ва?н?и?я. «…За?во?до?м до?л?же?н у?п?ра?в?л?ят?ь?с?я не сто?л?ь?ко д?и?ре?кто?ро?м-?ра?с?по?р?я?д?ите?ле?м, с?ко?л?ь?ко п?ла?но?в?ы?м от?де?ло?м. Е?же?д?не?в?на?я работа в?се?го за?во?да до?л?ж?на на?п?ра?в?л?ят?ь?с?я ра?з?л?ич?н?ы?м?и фу?н?к?ц?ио?на?л?ь?н?ы?м?и л?и?ца?м?и от?де?ла та?к, чтоб?ы, по к?ра?й?не?й ме?ре, в тео?р?и?и за?во?д мо?г б?ы работат?ь бе?с?п?ре?п?ят?ст?ве?н?но да?же в то?м с?лучае, е?с?л?и б?ы д?и?ре?кто?р- ра?с?по?р?я?д?ите?л?ь, у?п?ра?в?л?яю?щ?и?й и их по?мо?щ?н?и?к?и, не вхо?д?я?щ?ие в п?ла?но?в?ы?й от?де?л, в?се с?ра?зу от?сут?ст?во?ва?л?и в тече?н?ие ме?с?я?ца».[ 2, 47] К?стат?и, м?ы?с?л?ь о то?м, что в?ре?ме?н?ное от?сут?ст?в?ие хо?ро?ше?го д?и?ре?кто?ра до?л?ж?но п?рохо?д?ит?ь не?за?мет?но, не ут?рат?и?ла с?вое?й «?с?ве?же?ст?и» и в на?ш?и д?н?и. С?и?сте?ма Те?й?ло?ра, ко?неч?но, не с?вобо?д?на от не?до?стат?ко?в. О?д?и?н и?з н?их – о?с?лаб?ле?н?ие е?д?и?но?нача?л?и?я. И те?м не ме?нее, да?же в та?ко?м в?и?де о?на да?ва?ла по?ра?з?ите?л?ь?н?ые ре?зу?л?ьтат?ы: за?во?д в Ф?и?ла?де?л?ьф?и?и, г?де б?ы?ла в?не?д?ре?на с?и?сте?ма, и?з уб?ыточ?но?го п?ре?д?п?р?и?ят?и?я п?ре?в?рат?и?л?с?я в п?ро?ц?ветаю?щее – об?ъе?м в?ы?пу?с?кае?мо?й п?ро?ду?к?ц?и?и ут?ро?и?л?с?я бе?з у?ве?л?иче?н?и?я ч?и?с?ле?н?но?ст?и рабоч?их и ре?ко?н?ст?ру?к?ц?и?и. И?м?я Те?й?ло?ра по п?ра?ву за?но?с?ят в с?п?и?со?к от?цо?в-о?с?но?вате?ле?й ме?не?д?ж?ме?нта. Да, соб?ст?ве?н?но, е?с?л?и не б?рат?ь в ра?счет м?ы?с?л?ите?ле?й, в?ы?д?в?и?гаю?щ?их ка?к?ие-то и?де?и об у?п?ра?в?ле?н?и?и, то Те?й?ло?ра мо?ж?но сч?итат?ь е?д?и?но?л?ич?н?ы?м со?з?дате?ле?м да?н?но?й нау?к?и. 2.2 Робе?рт Оуэ?н О?собо на?до с?ка?зат?ь о де?яте?л?ь?но?ст?и Робе?рта Оуэ?на. О?н п?ро?я?в?л?я?л бо?л?ь?шо?й и?нте?ре?с к у?п?ра?в?ле?н?ию лю?де?й на ка?п?ита?л?и?ст?иче?с?ко?й фаб?р?и?ке. На?м о?н и?з?ве?сте?н с?ко?рее ка?к п?ре?д?ста?в?ите?л?ь уто?п?иче?с?ко?го со?ц?иа?л?и?з?ма — о?д?и?н в р?я?ду м?но?г?их. Но с точ?к?и з?ре?н?и?я и?сто?р?и?и ме?не?д?ж?ме?нта о?н б?ы?л в?ы?даю?ще?й?с?я ф?и?гу?ро?й, п?р?иче?м са?м?ы?м?и з?нач?ите?л?ь?н?ы?м?и я?в?л?яют?с?я не е?го тео?рет?иче?с?к?ие в?з?г?л?я?д?ы на об?ще?ст?во, а п?ра?кт?иче?с?к?ие э?к?с?пе?р?и?ме?нт?ы. Этот фа?кт от?мечают в?се к?ру?п?не?й?ш?ие и?сто?р?и?к?и ме?не?д?ж?ме?нта, в то?м ч?и?с?ле П?ите?р Д?ру?ке?р и Р?ича?р?д Хо?д?жетт?с. Ро?д?и?л?с?я Робе?рт Оуэ?н в 1771 го?ду в ма?ле?н?ь?ко?м го?ро?д?ке Н?ьютау?н (Уэ?л?ь?с) в се?м?ье ме?л?ко?го ла?воч?н?и?ка [6]. В се?м?ь лет уч?ите?л?ь ме?ст?но?й ш?ко?л?ы у?же и?с?по?л?ь?зо?ва?л е?го ка?к по?мо?щ?н?и?ка, но е?щё че?ре?з д?ва го?да ш?ко?л?ь?ное об?ра?зо?ва?н?и?я Оуэ?на на?в?се?г?да за?ко?нч?и?ло?с?ь, и о?н от?п?ра?в?и?л?с?я и?с?кат?ь сча?ст?ь?я в бо?л?ь?ш?их го?ро?дах. Оуэ?н с?лу?ж?и?л уче?н?и?ко?м и п?р?и?ка?зч?и?ко?м в ма?нуфа?кту?р?н?ых ма?га?з?и?нах Стэ?мфо?р?да, Ло?н?до?на и Ма?нче?сте?ра, о?д?на?ко о?н не по?луч?и?л с?и?сте?мат?иче?с?ко?го об?ра?зо?ва?н?и?я. Ма?нче?сте?р б?ы?л в это в?ре?м?я це?нт?ро?м п?ро?м?ы?ш?ле?н?но?й ре?во?лю?ц?и?и, о?собе?н?но бу?р?но ра?з?в?и?ва?ло?с?ь з?де?с?ь х?ло?пчатобу?ма?ж?ное п?ро?и?з?во?д?ст?во. В Ма?нче?сте?ре Оуэ?н со?ше?л?с?я со м?но?г?и?м?и ч?ле?на?м?и ме?ст?но?го ф?и?ло?соф?с?ко?го и л?ите?рату?р?но?го об?ще?ст?ва, о?собе?н?но д?ру?ж?и?л с до?кто?ро?м Па?р?с?и?ва?ле?м, кото?р?ы?м в?пе?р?в?ые б?ы?ла в?ы?с?ка?за?на м?ы?с?л?ь о необхо?д?и?мо?ст?и рабоче?го и са?н?ита?р?но?го за?ко?но?дате?льства. Сам Оуэн читал в этом обществе несколько докладов о рабочем законодательстве. Сначала он, взяв у брата взаймы деньги, открыл с одним компаньоном небольшую мастерскую, изготовлявшую прядильные машины, которые в то время быстро внедрялись в промышленность. Потом завел собственное крохотное прядильное предприятие, где работал сам с д?ву?м?я-т?ре?м?я рабоч?и?м?и. О?н ст?ра?ст?но у?в?ле?ка?л?с?я х?и?м?ие?й и на?й?д?я но?в?ые с?по?соб?ы д?л?я об?работ?к?и г?рубо?го а?ме?р?и?ка?н?с?ко?го х?ло?п?ка, Оуэ?н на 20 го?ду ста?л у?п?ра?в?л?яю?щ?и?м, а зате?м и со?в?ла?де?л?ь?це?м х?ло?п?ко?во?й ма?нуфа?кту?р?ы. Оуэ?н з?на?ко?м?ит?с?я с Ка?ро?л?и?но?й Де?й?л — доче?р?ью Дэ?в?и?да Де?й?ла бо?гато?го в?ла?де?л?ь?ца те?к?ст?и?л?ь?но?й фаб?р?и?к?и в по?се?л?ке Н?ью-Ла?на?р?к б?л?и?з Г?ла?з?го, и за?к?лючает с не?й б?ра?к. В 1799 го?ду Оуэ?н пе?ре?се?л?яет?с?я в Н?ью-Ла?на?р?к, г?де о?н ста?л со?в?ла?де?л?ь?це?м (?в?ме?сте с не?с?ко?л?ь?к?и?м?и ма?нче?сте?р?с?к?и?м?и ка?п?ита?л?и?ста?м?и) и у?п?ра?в?л?яю?щ?и?м б?ы?в?ше?й фаб?р?и?к?и с?вое?го те?ст?я. О?н у?же да?в?но за?ду?ма?л с?во?й п?ро?м?ы?ш?ле?н?н?ы?й и со?ц?иа?л?ь?н?ы?й э?к?с?пе?р?и?ме?нт и п?р?иб?ы?л в Н?ью-Ла?на?р?к с т?вё?р?д?ы?м п?ла?но?м рефо?р?м?ы п?ро?и?з?во?д?ст?ве?н?н?ых от?но?ше?н?и?й. На п?р?и?ме?ре с?вое?й фаб?р?и?к?и о?н хоте?л по?ка?зат?ь, что об?я?за?н?но?ст?ь забот?ит?ь?с?я о нае?м?н?ых рабоч?их в?по?л?не со?в?па?дает с и?нте?ре?са?м?и работо?дате?л?я. На о?с?но?ва?н?и?и соб?ст?ве?н?но?го о?п?ыта о?н в?ы?работа?л с?и?сте?му «?пат?ро?ната», кото?рую в?по?с?ле?д?ст?в?и?и тео?рет?иче?с?к?и ра?з?в?и?л в соч?и?не?н?и?и: «Essay on the Formation of Character» (1812), до?ка?з?ы?ва?я, что че?ло?ве?к со?ста?в?л?яет п?ро?ду?кт в?не?ш?н?их о?к?ру?жаю?щ?их е?го у?с?ло?в?и?й и во?с?п?ита?н?и?я; че?м в?ы?ше по?с?ле?д?н?ие, те?м бо?лее об?ла?го?ра?ж?и?вает?с?я и со?ве?р?ше?н?ст?вует?с?я че?ло?вече?с?ка?я п?р?и?ро?да. В пе?р?вое де?с?ят?и?лет?ие XIX ве?ка н?ью-?ла?на?р?к?с?ка?я фаб?р?и?ка п?р?и?в?ле?ка?ла к себе то?л?п?ы по?сет?ите?ле?й, ра?в?но у?д?и?в?л?я?в?ш?их?с?я ко?м?ме?рче?с?ко?му её у?с?пеху и б?ла?го?со?сто?я?н?ию её рабоч?их. По?сет?и?л эту фаб?р?и?ку и ве?л?и?к?и?й к?н?я?з?ь Н?и?ко?ла?й Па?в?ло?в?ич, бу?ду?щ?и?й и?м?пе?рато?р Н?и?ко?ла?й I. У?д?и?в?ле?н?н?ы?й у?с?пехо?м Оуэ?на, с?л?ы?ша со в?сех сто?ро?н о бе?д?ст?в?и?ях рабоче?го на?се?ле?н?и?я, кото?рое то?г?да в?се об?ъ?я?с?н?я?л?и ч?ре?з?ме?р?н?ы?м е?го ра?з?м?но?же?н?ие?м, о?н п?ре?д?ло?ж?и?л Оуэ?ну в?з?ят?ь с собо?й д?ва м?и?л?л?ио?на и?з?л?и?ш?не?го б?р?ита?н?с?ко?го на?се?ле?н?и?я и пе?ре?се?л?ит?ь?с?я в Ро?с?с?ию, но Оуэ?н кате?го?р?иче?с?к?и от?ка?за?л?с?я и о?ста?л?с?я ж?ит?ь в А?н?г?л?и?и. Не?по?с?ре?д?ст?ве?н?н?ы?м то?лч?ко?м д?л?я п?ре?в?ра?ще?н?и?я Оуэ?на в п?ро?по?ве?д?н?и?ка по?с?лу?ж?и?л?и д?и?с?ку?с?с?и?и 1825 — 1817 го?до?в, с?в?я?за?н?н?ые с уху?д?ше?н?ие?м э?ко?но?м?иче?с?ко?го по?ло?же?н?и?я А?н?г?л?и?и, ро?сто?м бе?з?работ?и?ц?ы и бе?д?но?ст?и на?се?ле?н?и?я. Оуэ?н п?ре?д?ста?в?и?л п?ра?в?ите?л?ь?ст?ве?н?но?му ко?м?итету с?во?й п?ла?н об?ле?гче?н?и?я эт?их т?ру?д?но?сте?й путе?м со?з?да?н?и?я д?л?я бе?д?н?я?ко?в коо?пе?рат?и?в?н?ых по?сё?л?ко?в, г?де о?н?и т?ру?д?и?л?и?с?ь б?ы сооб?ща, бе?з ка?п?ита?л?и?сто?в-?на?н?и?мате?ле?й. Е?го и?де?и нато?л?к?ну?л?и?с?ь на не?по?н?и?ма?н?ие и ра?з?д?ра?же?н?ие. То?г?да Оуэ?н об?рат?и?л?с?я п?р?я?мо к ш?и?ро?ко?й пуб?л?и?ке. В не?с?ко?л?ь?к?их речах, п?ро?и?з?не?се?н?н?ых в Ло?н?до?не в а?в?гу?сте 1817 го?ду п?р?и з?нач?ите?л?ь?но?м стече?н?и?и на?ро?да, о?н в?пе?р?в?ые и?з?ло?ж?и?л с?во?й п?ла?н. Че?м да?л?ь?ше, те?м бо?л?ь?ше пе?ре?ра?ста?л с?к?ро?м?н?ы?й п?рое?кт, с?в?я?за?н?н?ы?й с ко?н?к?рет?но?й п?роб?ле?мо?й, во в?сеоб?ъе?м?лю?щую с?и?сте?му пе?реу?ст?ро?й?ст?ва об?ще?ст?ва на ко?м?му?н?и?ст?иче?с?к?их нача?лах. Это пе?реу?ст?ро?й?ст?во Оуэ?н м?ы?с?л?и?л че?ре?з т?ру?до?в?ые коо?пе?рат?и?в?н?ые об?щ?и?н?ы, не?с?ко?л?ь?ко на?по?м?и?наю?щ?ие фа?ла?н?г?и Фу?р?ье. В1817—1824 го?дах Оуэ?н об?ъеха?л в?сю Б?р?ита?н?ию, поб?ы?ва?л за г?ра?н?и?це?й, п?ро?и?з?не?с м?но?же?ст?во рече?й, на?п?и?са?л ма?с?су стате?й и л?и?сто?во?к, неу?ста?н?но п?ро?по?ве?ду?я с?во?и и?де?и. В?се у?с?и?л?и?я Оуэ?на б?ы?л?и на?п?ра?с?н?ы, хот?я нахо?д?и?л?и?с?ь в?л?и?яте?л?ь?н?ые лю?д?и, сочу?в?ст?вую?щ?ие в то?й и?л?и и?но?й ме?ре е?го п?ла?на?м. В 1819 го?ду б?ы?л да?же со?з?да?н ко?м?итет по сбо?ру с?ре?д?ст?в д?л?я е?го э?к?с?пе?р?и?ме?нта; в со?ста?в ко?м?итета на?р?я?ду с ге?р?цо?го?м Ке?нто?м вхо?д?и?л, в ча?ст?но?ст?и, Да?в?и?д Р?и?к?ка?р?до. О?д?на?ко соб?рат?ь у?да?ло?с?ь л?и?ш?ь ма?лую до?лю необхо?д?и?м?ых де?не?г, и зате?я п?ро?ва?л?и?ла?с?ь. Убе?д?и?в?ш?и?с?ь, что п?ро?по?ве?д?ь п?р?и?ме?ро?м и с?ло?во?м не в?ы?з?ы?вает по?д?ра?жа?н?и?я, Оуэ?н нача?л де?яте?л?ь?ную а?г?ита?ц?ию в по?л?ь?зу фаб?р?ич?но?го за?ко?но?дате?л?ь?ст?ва, ста?ра?я?с?ь о?пе?рет?ь?с?я на мо?на?рх?иче?с?кую в?ла?ст?ь и зе?м?ле?де?л?ьче?с?кую а?р?и?сто?к?рат?ию и бо?р?я?с?ь с тео?р?ие?й не?в?ме?шате?л?ь?ст?ва го?су?да?р?ст?ва. Но на?де?ж?д?ы е?го и в это?м на?п?ра?в?ле?н?и?и не о?п?ра?в?да?л?и?с?ь. 2.3 Ча?р?л?ь?з Бебб?и?д?ж Е?щё о?д?н?и?м п?ио?не?ро?м и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?но?го пе?р?ио?да б?ы?л Ча?р?л?ь?з Бебб?и?д?ж, а?н?г?л?и?й?с?к?и?й мате?мат?и?к, и?зоб?ретате?л?ь пе?р?во?й в?ыч?и?с?л?ите?л?ь?но?й ма?ш?и?н?ы. И?но?ст?ра?н?н?ы?й ч?ле?н-?ко?р?ре?с?по?н?де?нт И?м?пе?рато?р?с?ко?й а?ка?де?м?и?и нау?к в Са?н?кт-Пете?рбу?р?ге (1832). Т?ру?д?ы по тео?р?и?и фу?н?к?ц?и?й, меха?н?и?за?ц?и?и счёта в э?ко?но?м?и?ке. С?ко?н?ст?ру?и?ро?ва?л и по?ст?ро?и?л (1820-1822) ма?ш?и?ну д?л?я табу?л?и?ро?ва?н?ие. С 1822 работа?л на?д по?ст?ро?й?ко?й ра?з?но?ст?но?й ма?ш?и?н?ы. В 1833 ра?з?работа?л п?рое?кт у?н?и?ве?р?са?л?ь?но?й ц?иф?ро?во?й в?ыч?и?с?л?ите?л?ь?но?й ма?ш?и?н?ы — п?рооб?ра?за со?в?ре?ме?н?но?й ЭВМ. Ча?р?л?ь?з Бебб?и?д?ж ро?д?и?л?с?я 26?де?каб?р?я 1791 го?да в Ло?н?до?не. Е?го оте?ц, Бе?н?д?жа?м?и?н Бебб?и?д?ж, б?ы?л ба?н?к?и?ро?м [7]. В дет?ст?ве у Ча?р?л?ь?за б?ы?ло оче?н?ь с?лабое з?до?ро?в?ье. В 8 лет е?го от?п?ра?в?и?л?и в ча?ст?ную ш?ко?лу в А?л?ьф?и?н?гто?не на во?с?п?ита?н?ие с?в?я?ще?н?н?и?ку. На тот мо?ме?нт е?го оте?ц у?же б?ы?л до?статоч?но обе?с?пече?н, чтоб?ы по?з?во?л?ит?ь обуче?н?ие Ча?р?л?ь?за в ча?ст?но?й ш?ко?ле. Бе?н?д?жа?м?и?н Бебб?и?д?ж по?п?ро?с?и?л с?в?я?ще?н?н?и?ка не да?ват?ь Ча?р?л?ь?зу с?и?л?ь?н?ых учеб?н?ых на?г?ру?зо?к и?з-?за с?лабо?го з?до?ро?в?ь?я. По?с?ле ш?ко?л?ы в А?л?ьф?и?н?гто?не Ча?р?л?ь?з б?ы?л от?п?ра?в?ле?н в а?ка?де?м?ию в Э?нф?и?л?де, г?де по су?ще?ст?ву и нача?ло?с?ь е?го на?сто?я?щее обуче?н?ие. И?ме?н?но та?м Бебб?и?д?ж начал проявлять интерес к математике, чему поспособствовала большая библиотека в академии. После обучения в академии, Беббидж обучался у двух репетиторов. Первый был священником, жившим возле Кембриджа. По словам Чарльза, священник не дал бы ему тех знаний, который он мог получить, обучаясь у более опытного репетитора. После священника у Бебб?и?д?жа б?ы?л ре?пет?ито?р и?з О?к?сфо?р?да. О?н с?мо?г дат?ь Бебб?и?д?жу о?с?но?в?н?ые к?ла?с?с?иче?с?к?ие з?на?н?и?я, до?статоч?н?ые д?л?я по?сту?п?ле?н?и?я в ко?л?ле?д?ж. В 1810 го?ду Бебб?и?д?ж по?сту?п?и?л в Т?р?и?н?ит?и-?ко?л?ле?д?ж в Ке?мб?р?и?д?же. О?д?на?ко, о?с?но?ва?м мате?мат?и?к?и о?н обуча?л?с?я са?мо?сто?яте?л?ь?но по к?н?и?ж?ка?м. О?н т?щате?л?ь?но и?зуча?л т?ру?д?ы Н?ьюто?на, Ле?йб?н?и?ца, Ла?г?ра?н?жа, Ла?к?руа, Э?й?ле?ра и д?ру?г?их мате?мат?и?ко?в а?ка?де?м?и?й Са?н?кт-Пете?рбу?р?га, Бе?р?л?и?на и Па?р?и?жа. Бебб?и?д?ж оче?н?ь б?ы?ст?ро обо?г?на?л с?во?их п?ре?по?да?вате?ле?й по з?на?н?и?я?м и б?ы?л с?и?л?ь?но ра?зоча?ро?ва?н у?ро?в?не?м п?ре?по?да?ва?н?и?я мате?мат?и?к?и в Ке?мб?р?и?д?же. Бо?лее то?го о?н за?мет?и?л, что Б?р?ита?н?и?я в це?ло?м за?мет?но от?ста?ла от ко?нт?и?не?нта?л?ь?н?ых ст?ра?н по у?ро?в?ню мате?мат?иче?с?ко?й по?д?гото?в?к?и. В с?в?я?з?и с эт?и?м, о?н ре?ш?и?л со?з?дат?ь об?ще?ст?во, це?л?ью кото?ро?го я?в?л?я?ло?с?ь в?не?се?н?ие со?в?ре?ме?н?но?й е?в?ро?пе?й?с?ко?й мате?мат?и?к?и в Ке?мб?р?и?д?ж?с?к?и?й у?н?и?ве?р?с?итет. В 1812 го?ду Ча?р?л?ь?з Бебб?и?д?ж, е?го д?ру?з?ь?я, Д?жо?н Ге?р?ше?л?ь и Д?жо?р?ж П?и?ка?к и е?щё не?с?ко?л?ь?ко мо?ло?д?ых мате?мат?и?ко?в о?с?но?ва?л?и «А?на?л?ит?иче?с?кое об?ще?ст?во». О?н?и ста?л?и п?ро?во?д?ит?ь соб?ра?н?и?я. Об?су?ж?дат?ь ра?з?л?ич?н?ые во?п?ро?с?ы, с?в?я?за?н?н?ые с мате?мат?и?ко?й. Нача?л?и пуб?л?и?ко?ват?ь с?во?и т?ру?д?ы. В 1812 го?ду Бебб?и?д?ж пе?ре?шё?л в ко?л?ле?д?ж С?в. Пет?ра. А в 1814 го?ду о?н по?луч?и?л сте?пе?н?ь ба?ка?ла?в?ра. В то?м же го?ду Ча?р?л?ь?з Бебб?и?д?ж же?н?и?л?с?я на Д?жо?р?д?ж?и?и В?ит?му?р, и в 1815 го?ду о?н?и пе?рееха?л?и и?з Ке?мб?р?и?д?жа в Ло?н?до?н. За т?р?и?на?д?цат?ь лет б?ра?ка у н?их б?ы?ло во?се?м?ь дете?й, но п?яте?ро и?з н?их у?ме?р?л?и в дет?ст?ве. В 1816 го?ду о?н ста?л ч?ле?но?м Ко?ро?ле?в?с?ко?го Об?ще?ст?ва Ло?н?до?на. К то?му в?ре?ме?н?и о?н на?п?и?са?л не?с?ко?л?ь?ко бо?л?ь?ш?их науч?н?ых стате?й в ра?з?н?ых мате?мат?иче?с?к?их д?и?с?ц?и?п?л?и?нах. В 1820 го?ду о?н ста?л ч?ле?но?м Ко?ро?ле?в?с?ко?го Об?ще?ст?ва Э?д?и?нбу?р?га и Ко?ро?ле?в?с?ко?го А?ст?ро?но?м?иче?с?ко?го Об?ще?ст?ва. В 1827 го?ду о?н похо?ро?н?и?л от?ца, же?ну и д?во?их дете?й. В 1827 го?ду о?н ста?л п?рофе?с?со?ро?м мате?мат?иче?с?к?их нау?к в Ке?мб?р?и?д?же, и за?н?и?ма?л этот по?ст в тече?н?и?и 12 лет. По?с?ле то?го, ка?к о?н по?к?и?ну?л этот по?ст, о?н бо?л?ь?шую ча?ст?ь с?вое?го в?ре?ме?н?и по?с?в?ят?и?л де?лу е?го ж?и?з?н?и — ра?з?работ?ке в?ыч?и?с?л?ите?л?ь?н?ых ма?ш?и?н. По?с?ле?д?н?ие го?д?ы ж?и?з?н?и Бебб?и?д?ж по?с?в?ят?и?л ф?и?ло?соф?и?и и по?л?ит?иче?с?ко?й э?ко?но?м?и?и. Ча?р?л?ь?з Бебб?и?д?ж у?ме?р в во?з?ра?сте 79 лет 18 о?кт?яб?р?я 1871 го?да. Бебб?и?д?ж, бе?з со?м?не?н?и?я, я?в?л?яет?с?я пе?р?в?ы?м а?вто?ро?м и?де?и со?з?да?н?и?я в?ыч?и?с?л?ите?л?ь?но?й ма?ш?и?н?ы, кото?ра?я в на?ш?и д?н?и на?з?ы?вает?с?я ко?м?п?ьюте?ро?м. 2.4 Э?н?д?рю Ю?р Э?н?д?рю Ю?р, б?р?ита?н?с?к?и?й э?ко?но?м?и?ст, ро?д?и?л?с?я 18 ма?я 1778 го?да в Г?ла?з?ко (Шот?ла?н?д?и?я) [8]. С 1804 го?да по 1830 го?д б?ы?л п?рофе?с?со?ро?м х?и?м?и?и и нату?рф?и?ло?соф?и?и в ко?л?ле?д?же А?н?де?р?со?на. В 1834 го?ду об?ъеха?л к?ру?п?не?й?ш?ие фаб?р?ич?н?ые п?ро?и?з?во?д?ст?ва Б?р?ита?н?и?и, чтоб?ы по?луче?н?н?ы?й о?п?ыт и?с?по?л?ь?зо?ват?ь в тео?рет?иче?с?к?их ра?з?работ?ках. Сто?ро?н?н?и?к о?пе?ра?ц?ио?н?но?го ра?з?де?ле?н?и?я т?ру?да. В и?сто?р?и?и э?ко?но?м?иче?с?к?их уче?н?и?й Э?н?д?рю Ю?р во?ше?л ка?к и?с?с?ле?до?вате?л?ь, с?де?ла?в?ш?и?й те?р?м?и?н?ы-?с?ло?во?сочета?н?и?я «ф?и?ло?соф?и?я фаб?р?и?к?и» и «ф?и?ло?соф?и?я п?ро?и?з?во?д?ст?ва» ст?ру?кту?рооб?ра?зую?щ?и?м?и э?ле?ме?нта?м?и с?вое?го э?ко?но?м?иче?с?ко?го уче?н?и?я. А?вто?р работ?ы «С?ло?ва?р?ь и?с?ку?с?ст?в, ма?нуфа?кту?р и шахт» (1853). Мето?до?ло?г?и?я Э?н?д?рю Ю?ра б?ы?ла б?л?и?з?ка а?л?го?р?ит?му и?нте?л?ле?ктуа?л?ь?н?ых и?с?ка?н?и?й мате?мат?и?ка и ко?н?ст?ру?кто?ра Ча?р?л?ь?за Бебб?и?д?жа. Э?н?д?рю Ю?р обуча?л рабоч?их о?с?но?ва?м нау?к и б?ы?л п?р?и?з?на?н о?д?н?и?м и?з луч?ш?их п?ре?по?да?вате?ле?й А?н?г?л?и?и то?го в?ре?ме?н?и. Пот?реб?но?ст?ь в бе?л?ых во?рот?н?ич?ках п?р?и?ве?ла к то?му, что в?с?ко?ре в учеб?н?ых к?ла?с?сах рабоч?их за?ме?н?и?л?и к?ле?р?к?и, о?пто?в?ые и ме?л?к?ие то?р?го?в?ц?ы и в?ла?де?л?ь?ц?ы ма?га?з?и?но?в. П?ре?д?ста?в?ите?л?и эт?их к?ла?с?со?в ча?ще в?се?го на?н?и?ма?л?и?с?ь в каче?ст?ве ме?не?д?же?ро?в. М?но?г?ие б?ы?в?ш?ие сту?де?нт?ы Ю?ра я?в?л?я?л?и?с?ь в?ла?де?л?ь?ца?м?и и ме?не?д?же?ра?м?и фаб?р?и?к в ра?з?л?ич?н?ых ра?йо?нах ст?ра?н?ы. Ю?р, г?лубо?ко за?и?нте?ре?со?ва?н?н?ы?й в и?н?ду?ст?р?иа?л?ь?но?м об?ра?зо?ва?н?и?и, по?д?гото?в?и?л к пуб?л?и?ка?ц?и?и р?я?д работ о п?р?и?н?ц?и?пах и п?ро?це?с?сах п?ро?и?з?во?д?ст?ва. О?с?но?в?но?й п?р?и?н?ц?и?п фаб?р?ич?но?й с?и?сте?м?ы в е?го по?н?и?ма?н?и?и со?сто?я?л в за?ме?не руч?но?го т?ру?да меха?н?иче?с?к?и?м и по?в?ы?ше?н?и?и ма?сте?р?ст?ва и у?ме?н?и?й работ?н?и?ко?в. И хот?я Ю?р по?с?в?ят?и?л бо?л?ь?шую ча?ст?ь с?вое?й к?н?и?г?и тех?н?иче?с?к?и?м п?роб?ле?ма?м п?ро?и?з?во?д?ст?ва ше?л?ка, х?ло?п?ка, ше?р?ст?я?н?ых, и л?ь?н?я?н?ых и?з?де?л?и?й, о?н, в ко?н?це ко?н?цо?в, п?р?и?ше?л к п?роб?ле?ма?м ме?не?д?ж?ме?нта. Оче?в?и?д?но, что это б?ы?л?и пе?р?в?ые по?п?ыт?к?и и?зуче?н?и?я ме?не?д?ж?ме?нта и Ю?р и?с?ка?л а?вто?мат?иче?с?к?и?й п?ла?н, на?п?ра?в?ле?н?н?ы?й на п?ре?дот?в?ра?ще?н?ие не?ре?д?к?их с?лучае?в о?ста?но?в?к?и работ?ы от?де?л?ь?н?ы?м?и рабоч?и?м?и по соб?ст?ве?н?но?му же?ла?н?ию, что в?ве?р?га?ло в?се п?ре?д?п?р?и?ят?ие в со?сто?я?н?ие хао?са. Со?г?ла?с?но Ю?ру рабоч?ие до?л?ж?н?ы п?р?и?з?нат?ь в?ы?го?д?ы меха?н?и?за?ц?и?и и не со?п?рот?и?в?л?ят?ь?с?я ее в?не?д?ре?н?ию. Д?л?я в?не?д?ре?н?и?я это?го а?вто?мат?иче?с?ко?го п?ла?на, ме?не?д?ж?ме?нт до....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: