VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Этапы развития сельского хозяйства современной России и его особенности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005235
Тема: Этапы развития сельского хозяйства современной России и его особенности
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Дагестанский государственный университет»

Экономический факультет

Кафедра «Финансы и страхование»







Выпускная квалификационная работа

по направлению 38.03.01 – Экономика, профиль «Финансы и кредит»

студентки 5 курса ЗО



Ибрагимовой Асиль Рамазановны

на тему:

«ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ».







Научный руководитель

к.э.н., доцент Ниналалова Ф.И.

Рецензент:





Работа допущена к защите:

Заведующая кафедрой ФиС

к.э.н., доцент Ниналалова Ф.И.

«___»_________________20___г.



Махачкала 2017

Содержание

Введение

ГЛАВА I. МЕСТО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

. Этапы развития сельского хозяйства современной России и его особенности

. Сельское хозяйство в условиях членства России в ВТО

. Роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности России



ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1. Проблемы развития сельского хозяйства, инвестиционный климат и инновации (РД)

2.2. Состояние и возможности развития сельского хозяйства в России

2.3. Государственная поддержка - неотъемлемая часть государственного регулирования. 

Заключение

Список использованной литературы



























ВВЕДЕНИЕ

Сельское хозяйство является основой экономики большинства стран мира. Инвестиционное развитие сельскохозяйственной отрасли России - чрезвычайно сложная и многоаспектная народнохозяйственная проблема, охватывающая организационно-правовые аспекты, финансово-экономические рычаги её регулирования, а также различные механизмы привлечения в сельское хозяйство долгосрочных заемных источников финансирования средств фондового рынка и внебюджетных источников. Актуальность данной проблемы на сегодняшний день обусловлена углублением процессов глобализации экономики и продолжением насыщения агропродовольственного рынка России товарами импортного происхождения.

В этой связи на первый план выдвигается задача восстановления производственного потенциала аграрной сферы экономики, а также модернизация ее технической и технологической базы в целом. Дефицит собственных источников финансироввания как следствие тяжелого экономического положения подавляющей части сельскохозяйственных производителей представляется одним из факторов, сдерживающих возможности накопления капитала для инвестиций в объемах, необходимых для восстановления материальной базы сельскохозяйственного сектора на более совершенном технико-технологическом уровне.

В результате такой важный в стратегическом плане сектор экономики сельского хозяйства встает перед вопросом выживаемости. Данный вопрос можно решить благодаря государственной поддержке.

Под государственной поддержкой понимается система программ и мероприятий, несущих финансовое облегчение для сельскохозяйственного сектора путем снижения налогового бремени, выделением субсидий, применением эффективной системы страхования и т.п. 

Принимаемые в последние годы государством меры по улучшению состояния сельскохозяйственной сферы в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (субсидирование процентных ставок по кредитам как для сельскохозяйственных организаций, так и для крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств, выделение средств на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк», развитие системы сельской кредитной кооперации, а также возрождение системы ипотечного кредитования в сельском хозяйстве), безусловно, способствуют активизации инвестиционной деятельности в сельскохозяйственной сфере. Вместе с тем заложенные в данный проект механизмы реализации исходят не из динамики внутренних воспроизводственных процессов самой сельскохозяйственной отрасли, а опираются на возможности государственного бюджета. При этом внутренние резервы самого сельского хозяйства остаются скрытыми, не задействованными, что в конечном итоге сдерживает приток капитала в аграрную сферу.

Мировой опыт развития аграрной сферы свидетельствует, что решение проблемы обеспечения относительного равновесия между спросом и предложением капитала в отрасли выступает краеугольным камнем в системе инвестиционного развития. Отмеченные факторы предопределяет необходимость формирования и развития системы сельскохозяйственных инвестиций, применение адекватных складывающимся условиям воспроизводства экономических форм и методов государственного регулирования распределения капитала и рыночного механизма привлечения финансовых ресурсов частных инвесторов в аграрную сферу экономики.

	Объектом исследования является анализ проблем развития сельского хозяйства России на современном этапе развития. 

	Предметом исследования является инвестиционная политика России в области сельского хозяйства.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в научном обосновании теоретических основ и методологических положений инвестиционной привлекательности сельскохозяйственной отрасли, разработке практических рекомендаций по формированию системы сельскохозяйственных инвестиций и её государственного регулирования для стимулирования притока капитала в отрасль сельского хозяйства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить этапы развития сельского хозяйства и аграрную политику современной России;

- провести оценку состояния отрасли её и инвестиционной привлекательности;

- рассмотреть особенности сельскохозяйственной отрасли;

- проанализировать эффективность деятельности сельскохозяйственной отрасли и перспективность её развития;

- изучить основные программы государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли.

Вопросы развития сельскохозяйственной сферы экономики страны получили широкое освещение в трудах многих отечественных экономистов, в числе которых: Абалкин Л.И., Арутюнян Ф.Г., Бард В.С., Басаев Б.Б., Басовский Л.Е., Беспахотный Г.В., Головина Л.А., Илларионов А.И., Кибиров А.Я., Кондратьев Н.Д., Тягуненко В.Л., Тю Л.В., Ушачев И.Г., Узун В.Я., Филатов А.А., Хицков И.Ф., Хмыз О.В., Худяков А.С.

Перечисленные исследователи решают макроэкономические задачи, связанные с формированием экономического механизма народного хозяйства и его отраслей, выработкой приоритетных направлений агропродовольственной политики, решением вопросов государственного регулирования сельского хозяйства. Рассматриваются также ключевые аспекты стимулирования инвестиций в отдельные отрасли сельского хозяйства в различных регионах, совершенствования организационных и экономических основ привлечения капитала, условия и предпосылки формирования инвестиционной политики в сельском хозяйстве на уровне региона, формирования инвестиционного механизма, адаптированного к рыночным условиям хозяйствования.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.











































ГЛАВА I. МЕСТО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Этапы развития сельского хозяйства современной России и его особенности



Основой экономики любой страны является сельское хозяйство. Вне зависимости от климатических условий даже самые экономически развитые промышленные страны вкладывают огромные средства в развитие сельского хозяйства внутри государства. Имеющиеся в стране земельные угодья представляют собой бесплатно данную природой производительную силу. Сельскохозяйственная отрасль обеспечивает человека жизненно необходимыми продуктами питания и сырьем для выработки предметов потребления.

Развитие сельского хозяйства в России можно классифицировать по следующим историческим этапам:

1) зарождение сельского хозяйства (Древняя Русь и средневековье);

2) развитие сельского хозяйства в Российской империи;

3) сельское хозяйство в период СССР;

4) сельское хозяйство в постсоветской России.

1) В Древней Руси земледелие внесло заметный вклад в возникновение сельского хозяйства как направления деятельности. Заметно улучшились орудия обработки почвы: рало, плуг и соха были главными пахотными орудиями в древнерусской деревне. Вместе с более совершенными орудиями ещё долго применялись старые примитивные пахотные и ручные орудия — узколопатное рало, однозубая соха, мотыга и заступ. Популярность широколопатного рала дало возможность улучшить качество обработки почвы и сократить время её «отдыха». Из переложной системы постепенно возникло двуполье.

При двупольной системе земля делилась на две части: одна часть засевалась, другая тем временем отдыхала. Посевные площади заметно расширились, благодаря чему выросла производительность труда, так как после поле легче вспахивалось после «отдыха», чем после длительного перелога, значительно выросла урожайность.

Использование плуга привело к возникновению ещё более усовершенствованной трехпольной системы земледелия, когда пашню делили на три части: яровое — озимое— пар. Вследствии чего, полезная площадь возрастает с 1/2 до 2/3 земли. Основными культурами древнерусского земледелия были рожь, яровая и озимая пшеница, овес, ячмень, просо, горох, чечевица, вика, бобы, конопля, лен; из огородных растений — лук, чеснок, мак, капуста, огурцы, свекла, арбузы, хмель; из садовых — яблони, груши, вишни [5].

Другие отрасли сельского хозяйства Руси, такие как скотоводство и коневодство, развивалось медленнее земледелия, носили вспомогательный характер и не имели серьёзного значения. Большие табуны лошадей и стада крупного рогатого скота были сосредоточены в основном в феодальных вотчинах. Смерды испытывали недостаток в домашнем, и особенно рабочем скоте, что все больше усиливало их зависимость от феодалов.

Татаро-монгольское нашествие способствовало задержке процесса развития земледелия на Руси, опустошило плодородные южные районы страны и, следовательно, возникла необходимость развивать хозяйственную деятельность в новых районах, с менее благоприятными природными условиями. 

В период феодальной раздробленности центр хозяйственной, а после и политической жизни государства переместился из Приднепровья на северо-восток, в Волго-Окское междуречье. Густые леса защищали эти земли от татаро-монгольских набегов. Вместе с коренными жителями этих мест — потомками славянского племени вятичей — переселенцы отвоевали у леса и освоили новые земельные площади.

2) В XIV—XV вв. пашенное земледелие продвигается довольно далеко на север. С развитием двуполья и применением местами трехполья повысилась урожайность, однако последняя ещё не превышала сам-четыре, т. е. сбор урожая превосходил посеянное не более чем в 4 раза [5].

Важной отраслью сельского хозяйства XIV—XV вв. стало скотоводство, которое обеспечивало земледелие тягловой силой и органическими удобрениями. Сохранили своё значение и старые промыслы — охота, рыболовство. Развивалось бортничество и пасечное пчеловодство. Таким образом, подорванное монголо-татарским нашествием сельское хозяйство Руси усилием народа начало двигаться вперёд.

В первой половине XVIII в. центр русского земледелия переместился из малоплодородных северо-восточных земель в чернозёмную зону России. Трёхпольная система распространилась на окраины страны. Более отчётливо проявилась специализация отдельных экономических районов. Все это привело к значительному росту продуктивности земледелия в стране. Вместо серпов хлеб убирают косами, шире применяются плуг и органические удобрения. Посевы ячменя, пшеницы и гречихи получают расширение. Увеличение производства технических культур (льна, конопли и др.) стимулировалось правительством. 

Под особым попечением государства было скотоводство (овцеводство и коневодство), так как они обеспечивали суконные мануфактуры сырьем, а армию лощадьми. Однако в основном весь этот прогресс имел место в помещичьих хозяйствах. Крестьянское хозяйство было обременённо многочисленными феодальными повинностями и едва было в состоянии обеспечить простое воспроизводство. 

Во второй половине XVIII в. имея выход к морю, Россия начинает вывозить сельскохозяйственную продукцию в огромных количествах. Это приводит к росту производительных сил и повышению товарности сельского хозяйства. 

На рубеже XIX—XX вв., несмотря на бурные темпы промышленного производства, сельское хозяйство давало почти половину национального дохода и охватывало 78% всего населения (по данным переписи 1897 г.). Основным производителем хлеба в этот период являлось крестьянское хозяйство, на долю которого приходилось 88% валового сбора зерна и около 50% товарного хлеба, причём зажиточное крестьянство, составлявшее 1/6 всех дворов, давало 38% валового сбора и 34% товарного хлеба. Однако капитализация крестьянского хозяйства протекала медленно, так как сохранились пережитки крепостничества (помещичье землевладение, крестьянская община, выкупные платежи, сословное неполноправие крестьянства). Главным тормозом являлось крестьянское малоземелье. 

Таким образом, особенность исторического развития России заключалась в огромном, все более увеличивающемся разрыве между бурно развивающейся промышленностью и сельским хозяйством.

Начиная с отмены крепостного права в 1861 году, правительство многократно предпринимало меры для повышения эффективности сельского хозяйства. Однако в первое время обретение сельским товаропроизводителем формальной свободы не принесло заметных успехов в объёмах сельскохозяйственной продукции из-за отсутствия средств труда и предметов труда у новых собственников земли.

В результате, в начале ХХ в правительством фактически директивным путём было установлено общинное земледелие. Была объявленна государственная поддержка, но финансовых средств в стране было явно недостаточно для материализации этой поддержки в виде сельскохозяйственных кредитов или поставки на село материально-производственных ресурсов и необходимых объектов основных средств.

3) Следующим этапом развития сельского хозяйства стала поддержка коллективных форм хозяйствования. Принято считать, что первые колхозы появились в конце 20-х — начале 30-х гг. Однако это не так. Первые коллективные формы обобществления сельскохозяйственного труда начали создаваться ещё в 1916 году, но эта тенденция дальнейшего развития не получила при отсутствии мер государственной поддержки. В тот период государственная политика в области развития сельскохозяйственного производства была наиболее продуманной и последовательной, хотя не вызывает сомнения, что при этом были допущены перегибы и некоторые из свобод личности грубо попирались. Во второй половине 20-х гг., была практически заново создана тяжелая и машиностроительная промышленность, чья продукция смогла впоследствии обеспечить потребности сельского хозяйства в индустриализации. 

В послевоенный период была предпринята попытка увеличить объём выпускаемой сельскохозяйственной продукции путем освоения целинных и залежных земель [32]. Следует признать, что выбранное направление вряд ли было удачным — существенное увеличение производства зерна в 1956-57 гг. сменилось на резкое снижение урожайности на вновь освоенных землях. В то же время в районах, где традиционно развивалось земледелие также произошло падение объёмов производства, вызванное оттоком наиболее квалифицированных кадров и большого количества сельскохозяйственной техники в новые регионы. В 1982 году была принята полномасштабная Продовольственная программа, предусматривающая развитие всех отраслей агропромышленного комплекса. 

4) После интенсивной идеологической кампании по дискредитации колхозов и совхозов как социально-производственных систем в 1992 г. была начата обязательная перерегистрация этих предприятий. К 1 октября 1992 г. прошло перерегистрацию 10,6 тыс. (42%) предприятий, причём их них 4,5 тыс. (43%) решили сохранить свой статус колхозов или совхозов. На 1 января 1994 г. перерегистрацию прошли 95% хозяйств, из них 34% сохранили свой статус. 

К концу 1999г. в РФ насчитывалось 27259 предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию. Из них 3869 колхозов и 1277 совхозов, 1270 государственных предприятий, 3579 товариществ с ограниченной ответственностью, 4542 обособленных подразделений юридических лиц, 1022 обществ с ограниченной ответственностью, 8249 производственных сельскохозяйственных кооперативов, 1466 предприятий иных видов коллективной и коллективно-долевой форм собственности. 

Таким образом, прежде всего произошло раздробление и изменение организационного типа более чем 2/3 бывших крупных предприятий – колхозов и совхозов. Значительная часть и ресурсов, и производственной деятельности переместилась из предприятий в мелкое производство – в хозяйства населения и фермерские (крестьянские) хозяйства. 

В результате реформы резко сократились объёмы производства в сельскохозяйственных предприятиях. С 1991 г. практически прекратилось обновление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий. Государство в ходе реформы практически перестало делать капиталовложения в сельское хозяйство. В 1999 г. доля бюджетных средств в капиталовложениях (и так уже многократно уменьшившихся) составила всего 6,6%. С 1994 по 2000 годы доля средств для инвестиций в агропромышленную сферу из федерального бюджета сократилась с 12% до 4%, из бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов – с 16% до 4%. Реформа привела к разрушению цикла воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства. В 1995 г. коэффициент обновления (ввод в действие) основных фондов упал до 0,6% и в 1999 г. до 0,5%, а выбытие продолжалось, хотя и с замедлением. Шёл и пока что продолжается процесс деградации основных фондов. Выбытие основных производственных фондов в 1999 году в 2,6 раза превышало их поступление в сельское хозяйство. В 2000 г. степень износа основных фондов сельского хозяйства РФ составила 67,9%.



















































Сельское хозяйство в условиях членства России в ВТО



Россия стала 157 членом Всемирной торговой организации в 2012 году [21]. По этому поводу были многочисленные споры и обсуждения. Эксперты прогнозировали значительные отрицательные последствия для некоторых отраслей экономики, таких как машиностроительный комплекс, сектор финансовых услуг. Особенно острые споры вызывали вопросы по развитию отрасли сельского хозяйства [13]. Сельское хозяйство в наши дни занимает около 4,5% в ВВП России. Доля занятых в сельском хозяйстве составляет в среднем 10%. Действует 30 тыс. сельскохозяйственных организаций, почти 230 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.

Две трети площади России занимают сельские территории, на которых проживает 26% населения страны. Сельское хозяйство оказывает большое влияние на экономику страны, обеспечивая население качественными и безопасными продуктами, тем самым формирует продовольственную безопасность России. Доля продовольствия около 48% в потребительском рынке, доля затрат на питание — около 32% расходов российских домашних хозяйств. ВТО оказывает влияние на развитие сельскохозяйственной отрасли по нескольким направлениям:

1. Переговоры по сельскому хозяйству были направлены на достижение договорённостей по объёму внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «жёлтой корзины» (меры поддержки, оказывающие искажающее влияние на торговлю). Было принято обязательство по фиксированному уровню поддержки в первый год с последующим постепенным сокращением поддержки в течение 8 лет с момента присоединения к ВТО. Допустимый уровень государственной поддержки на 2013г. согласован в размере 9 млрд. долл. с последующим уменьшением до 4,4 млрд долл. в 2018г. Для обеспечения прозрачности и гармонизации с западными системами поддержки, их классификации, в соответствии с правилами ВТО, были перенастроены некоторые механизмы поддержки аграрного сектора. Например, некоторые фрагментарные субсидий (ГСМ, минеральные удобрения), направленные на поддержку производителей растениеводческой продукции, обрели форму единой погектарной субсидии, тем самым стали близки к зарубежному аналогу. На достижение этих целей в 2013 году субъектам Российской Федерации было выделено 24,4 млрд рублей или в среднем 344 рубля на один гектар пахотных земель. Для сравнения странах ЕС объем дотаций в пересчете на гектар в среднем составляет 270 евро, при этом минимальная субсидия в Латвии — 95 евро и максимальная в Нидерландах — 475 евро на гектар.

2. В условиях ВТО ослабла тарифно-таможенная защита. Например, пошлина на ввоз живых свиней, составлявшая 40%, упала до 5%, обнулена пошлина на ввоз свинины в рамках квоты (была 15%, но не менее 0,25 евро за 1кг). Соглашения ВТО ослабили защиту по другим секторам сельского хозяйства — молочные продукты, маслиничные, жиры, кондитерские изделия, сахар, зерно и пр. С 19,8% до 14,9% снизились импортные пошлины на молочные продукты в целом, в том числе по сыру с 25% до 15%, сухому молоку, сливочному маслу и сливкам с 25% до 20%. После того, как страны Запада ввели экономические санкции, Россия приняла ответные меры для защиты отечественных производителей. Общая доля импорта в ресурсах свинины была 37%, таким образом после защиты отечественного рынка его треть стала свободной. 

В условиях ВТО для отечественной экономики следует обеспечить продовольственную безопасность национальной экономики и развивать внешнюю торговлю сельскохозяйственной продукцией. Конечно же есть и проблемы развития сельского хозяйства в условиях ВТО. Несмотря на то, что продовольственное эмбарго наложило ограничения на импорт с некоторых стран, российский рынок переориентировался на импорт из других стран, например Южной Америки, Азии и других. Поэтому остаётся важной  проблема, влияющая на развитие сельского хозяйства в условиях ВТО, увеличение импорта некоторых товаров и снижение показателей деятельности российских производителей.

Эксперты говорят про отрицательное влияние ВТО на деятельность сельскохозяйственных предприятий, терпящих серьезные убытки и потерю прибыли. Например, только в  животноводстве убытки составляют 13 миллиардов рублей. Из - за увеличевшегося импорта свинины отпала необходимость строительства новых свинокомплексов. «В свиноводстве, в которое были сделаны серьёзные инвестиции до ВТО, новые свинокомплексы уже не строятся, а старые инвестиционные проекты закрываются».

Другая проблема в том, что Россия ещё не может стать конкурентоспособным экспортёром отдельных видов продукции и не может воспользоваться торговыми преимуществами в ВТО из - за несоответствия российских стандартов международным, и неконкурентоспособности по ценам. Данная проблема характерна для отечественного молочного скотоводства. Ориентации производства, которое соответствовало бы международным стандартам, препятствует низкий уровень технологической и технической базы российских предприятий молочного продкомплекса.

В мировой практике ведения молочного скотоводства в настоящее время создаются базы, основанные на технологиях мехатроники, бесконтактных систем идентификации и роботизированных процессов. В России эти технологии только зарождаются. Молочные фермы с современными беспривязными технологиями составляют почти 12%, а фермы с доильными установками со стеклянными молокопроводами типа АДМ-8 производства 1980-х гг. — почти 50%, с доением в переносные ведра — 18%. Износ парка технологического оборудования, работающего в агрессивных условиях, составляет 70%.

В основном в сельском хозяйстве нашей страны используются в устаревшие технологии. Из 25 тысяч отечественных сельскохозяйственных предприятий только около 1% работают на сегодняшний день применяя наиболее прогрессивные технологий 5 и 6-го технологических укладов. Современные ресурсосберегающие технологии применяются, например, в растениеводстве только на 20–22 млн га, в то время как в Канаде по ним уже сейчас обрабатывают более 90% площадей. Ежегодные потери зерна, связанные с низким качеством, износом и недостатком материально-технических средств оцениваются российскими экспертами в 15 млн тонн. В АПК износ основных фондов достигает 64,4%. Дефицит финансовых ресурсов не даёт осуществить переоснащение и обновление технической базы хозяйствующих субъектов. 

В аграрно-промышленном комплексе и в настоящее время чувствуется острая нехватка кадров, обладающих профессиональными знаниями в области АПК. Это усложняется и тем, что специалисты должны иметь знания о ведении деятельности в условиях ВТО.

В совокупности проблем можно сказать, что сельскохозяйственная отрасль России поставлена в жёсткие рамки конкуренции в условиях ВТО [13]. Для повышения устойчивого роста и успешного позиционирования России в мире необходима экономическая и социальная модернизация. В условиях ВТО развитие сельского хозяйства может идти по пути ориентации его на внешний рынок. Как мы знаем, роль ВТО заключается в способствовании «открытию» национальных рынков посредством различных механизмов. Интересно, что наряду с увеличением импорта сельскохозяйственной продукции увеличивается и экспорт продукции национальных предприятий.

Благодаря механизмам ВТО могут быть сняты антидемпинговые, компенсационные пошлины. Также, страны-партнёры снижают импортные пошлины, тем самым создавая благоприятные условия для выхода национальных прозводителей на мировые рынки. Поэтому нужно рассматривать перспективы развития сельского хозяйства России в условиях ВТО с позиций развития экспорта сельскохозяйственной продукции. Значение внешней торговли сельскохозяйственной продукцией обусловлено следующим:

– балансируется внутренний продовольственный рынок за счет ввоза товаров, которые в стране не производят или производят в недостаточно;

– создаются условия развития конкуренции и более эффективного использования мировых ресурсов;

– развиваются инновационные технологии в производстве и сбыте отечественной продукции;

– появляются возможности для участия страны в мировой системе глобального обмена.

Отметим, что Россия один из крупнейших производителей в мире таких видов сельскохозяйственной продукции как сахарная свекла, картофель, пшеница, рыба, молоко и др [13]. Благодаря высоким показателям производства сельскохозяйственной продукции является возможным повышение экспортных возможностей аграрного сектора России. Россия обладает определённой конкурентоспособностью на мировом рынке в пищевом производстве растительных масел, кормов для животных и муки.

В России уже есть предприятия с успешным опытом деятельности на внешних рынках, продукция отечественных предприятий пользуется спросом на зарубежных рынках. Многие предприятия наладили устойчивые зарубежные поставки. Это такие предприятия, как ООО «МЭЗ Юг Руси», ООО «Торговый дом Волшебный край», ООО ПКФ «Атлантис — Пак», ООО «Амилко». С 2014 года ООО ПКФ «Маяк» начало поставлять нут и просо на рынки Израиля и Турции, птицефабрика «Аксайская» заключила контракт на поставку продукции в Иран.

Россия один из крупнейших поставщиков зерна на мировом рынке [13] и его производстве, что создаёт значительный потенциал в экспорте продукции. По итогам 2015/16 сельхозгода из России было экспортировано 25,5 млн. тонн пшеницы. По прогнозным оценкам ОЭСР на рынке зерновых: пшеницы и грубых зерновых (рожь, овёс, ячмень и пр.) удельный вес пшеницы РФ в общем объёме зерновых с 2000 по 2021 г вырастет с 55 до 65%. Прогнозируемый экспорт зерновых 25,5 млн т. Удельный вес экспортируемого зерна к годовому объёму составит 26%. Импорт зерна прогнозируется 0,4%. По данным прогноза видно, что Россия преодолевает зависимость от зернового импорта и скоро выйдет в число крупных экспортёров.

Мясная продукция в России представлена в совокупности трёх основных сегментов: скотоводства (говядина), свиноводства (свинина), птицеводства (мясо птицы). Перечисленные виды мясной продукции конкурируют между собой по эффективности их производства и потребительским предпочтениям [13].

Участие сельскохозяйственных предприятий в экспорте мясной продукции, тем не менее, будет иметь свой положительный результат. Например, использование европейских стандартов качества продовольственной продукции будет способствовать внедрению инновационных технологий, возвращению к системе ГОСТов в РФ вместо технических условий, которые приводят к падению уровня безопасности продовольственных товаров. В рамках интеграции АПС России и ЕС возможно создание на территории РФ «Системы быстрого оповещения о пищевых продуктах и кормах» (RASFF). Это даёт возможность остановить распространение опасной и сомнительной продукции.

Также отметим, что в сложившихся условиях, в т.ч. участия в ВТО, «украинском кризисе» у отечественных предприятий появилась возможность модернизации производственных мощностей, повышения конкурентоспособности продукции и выхода на внешние рынки, в частности стран АТР. На сегодняшний день перед государством стоит сложная задача — использовать запрет как дополнительный толчок для роста отечественного производства продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. 

Предприятия Дальнего Востока, в частности Приморского и Хабаровского края, могут выйти с экологически чистой продукцией мяса птицы на рынки Китая. В программе развития птицеводства до 2020 года заложен рост экспорта мяса птицы до 450 тыс. тонн. В качестве крупных покупателей отечественной курятины могут выступить азиатские страны. Важным фактором развития мясной отрасли является привлечение инвестиций. 

Рассматривая возможность экспорта сельскохозяйственной продукции РФ необходимо взять во внимание ряд факторов, влияющих на спрос на зарубежных рынках. Так, по оценкам экспертов, основными факторами будут являться рост населения мира, рост спроса на продукцию животного происхождения вследствие роста доходов, экономического бума в Китае, рост спроса на сельскохозяйственные товары в связи с производством биодизеля. Эпицентр мирового сельского хозяйства еще больше сместится от ОЭСР к развивающимся странам. Заметим, что и потребление, и производство растут быстрее в развивающихся странах по всем видам сельскохозяйственной продукции, за исключением пшеницы. 

Путем экспорта продукции сельскохозяйственных предприятий на внешний рынок сельское хозяйство России в условиях ВТО может получить значительный толчок в развитии. Экспортные возможности открываются благодаря тем механизмам, которые предусмотрены в международной организации. Прежде всего, это финансовая поддержка отрасли, которая усиливается в России со вступлением в ВТО. Участие в ВТО побуждает отечественных сельхозпроизводителей быть конкурентоспособнее, в связи с этим уделять особое внимание повышению технологического уровня производств, качеству производимой продукции.













































Роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности России



Существует несколько определений понятия «продовольственная безопасность». Впервые данное понятие начало широко применяться в мировой практике в конце 70-х гг. ХХ в. ФАО – международной продовольственной и сельскохозяйственной структурой ООН для стран так называемого тогда «третьего мира». В Римской декларации Всемирного форума по продовольственной безопасности, проходившего 13-17 ноября 1997 г., дано следующее определение продовольственной безопасности: «обеспечение доступа всех людей в любое время к продовольствию, необходимому для здоровья и активной жизни. При достижении продовольственной безопасности продукты питания имеются в достаточном количестве, их поставки являются сравнительно стабильными, и каждый нуждающийся человек может получить продовольствие». В России понятие продовольственной безопасности приведено в следующих нормативно-правовых документах: федеральном законе «О продовольственной безопасности РФ», Доктрине продовольственной безопасности РФ. Согласно федеральному закону «О продовольственной безопасности РФ» «продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни». Здесь помимо доступности продуктов питания для населения учитывается также непосредственно продовольственная независимость всей страны.

Мы полагаем, что в настоящее время наличие функциональных продуктов питания вместе с традиционными должно быть обязательном на рынке, поскольку первые могут и должны частично заменить традиционные, выступая как своеобразное лекарственное или профилактическое средство; Стоимость функциональных продуктов питания для населения не должна быть выше 15-20% по сравнению с традиционными. 

Основой для поддержания продовольственной безопасности всегда во всех странах мира будет являться развитие сельхозпроизводства для того, чтобы оно было основным источником поступления продовольствия. Продовольственная безопасность может быть под большой угрозой или же обеспечение ее становится практически невозможным, если регулирование сельского хозяйства полностью подчинено рыночным механизмам. Следовательно, продовольственная безопасность – один из аспектов многофункциональности сельского хозяйства и внутренне сельскохозяйственное производство требует обязательной государственной поддержки. Вопросами поддержки, обеспечения и регулирования мировой продовольственной безопасности занимается ФАО. Ее разработала долгосрочная стратегия, в которой приведены задачи по обеспечению продовольственной безопасности в странах мира, среди которых: обеспечение продовольственной безопасности через оказание централизованной помощи странам, нуждающимся в решении данной проблемы; обеспечение устойчивого роста производства и повышения доступности для потребителей продуктов растениеводства, животноводства, а также продовольственных продуктов рыбного и лесного хозяйства; поддержка охраны, улучшение и рациональное использование земельных, водных, рыбных, лесных, генетических и других природных ресурсов; повышение вклада в обеспечение продовольственной безопасности в мире международных соглашений, кодексов поведения, стандартов и других инструментов устойчивого производства продовольствия, а также международной торговли; регулярная оценка продовольственного обеспечения в странах мира на данный момент и на перспективу, а также прогнозирование положения в области продовольственной безопасности с учетом положения в сельском, лесном и рыбном хозяйстве; сосредоточение внимания на проблемах продовольственной безопасности путем мониторинга и информирования о ходе выполнения Плана действий, принятого Всемирным саммитом по продовольствию в 1996г» [31]. Главная цель данной концепции – это сокращение числа хронически недоедающих людей в два раза к концу 2015 года в мире. В проблеме обеспечения продовольственной безопасности выделяются два важных аспекта. Первый аспект – это физическая доступность основных видов продовольствия для граждан какой-либо стран.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.