VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности расследования преступлении совершенных несовершеннолетними

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015352
Тема: Особенности расследования преступлении совершенных несовершеннолетними
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)

Факультет «Юридический»
Кафедра «Уголовное право и криминалистика»
Направление «Юриспруденция»


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Криминалистика»
на тему «Особенности расследования преступлении совершенных несовершеннолетними»


Выполнил: 
студент 3 курса группы ЮЮ31
Магомедзагидов Магомедсайгид Сулейманович

Проверил: 



Ростов-на-Дону 2018 
Содержание
Введение………………………………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика несовершеннолетней преступности………
1.1Личность несовершеннолетнего преступника………………………………
1.2 Причины и условия несовершеннолетней преступности…………………
Глава 2.Особый порядок производства по делам несовершеннолетних…….. 
2.1 Особенности состава участников по делам несовершеннолетних……..
2.2 Обстоятельства, подлежащие установлению по делам несовершеннолетних……………………………………………………………………………………                                                                                
Глава 3. Методика расследования преступлений, совершенных несовер-шеннолетними………………………………………………………….………..
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список использованных источников…………………























   
   Введение

     Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что на ряду с продвижением новых технологии и внедрением их в массы, с появлением социальных сетей в жизни каждого и ее самое главное неконтролируемостью, несовершеннолетние стали более дерзкими, циничными, опасными для жизни и здоровья не только сверстников, но и взрослых.  Зачастую взрослые, по тем или иным причинам  зачастую забывают о самом главном,  правильному  воспитанию подрастающего поколения и в итоге пожинают плоды этого самого воспитания.
     Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
     Предмет исследования – особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
     Цель работы – исследование особенностей расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, выявление проблем и разработка направлений, способствующих эффективности расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     1. Раскрыть особенности личности несовершеннолетнего преступника; рассмотреть причины и условия несовершеннолетней преступности.
     2. Изучить методику расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
     3. Проанализировать практику расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
     4. Выявить проблемы расследования преступлений, совершаемые несовершеннолетними и разработать направления, способствующие эффективности расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
     5. Рассмотреть вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
     Преступность несовершеннолетних как социальное явление и расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, особенности борьбы с ней представляют комплексную проблему. Несмотря на ее изученность и исследованность в работах целого ряда криминологов и криминалистов разных лет актуальность данной проблемы сохраняется. Подтверждением тому является устойчивая тенденция увеличения числа подростков, совершивших преступления.
     Активное развитие методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними в последние годы обусловлено существенными изменениями в структуре и механизмах преступной деятельности. Становление новых экономических отношений и трансформация уже существующих, изменение законодательства, регламентирующего деятельность правоохранительных органов, вызвали необходимость разработки новых и совершенствования уже существующих методик расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. Помимо разработки и совершенствования самих методик расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних, развиваются и совершенствуются теоретические основы заключительного раздела криминалистики. Наиболее ощутимым и наглядным свидетельством развития науки криминалистики является внедрение эффективных методик расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. Также необходимость внедрения новых методик расследования и совершенствования уже имеющихся связана с введением в действие уголовно-процессуального кодекса РФ, иными изменениями нормативно-правовой базы, новыми и все более опасными проявлениями современной преступности
     Изучение криминалистической характеристики преступности несовершеннолетних и методик расследования преступлений, совершенных данной возрастной группой является весьма актуальным.
     


     Глава 1. Общая характеристика несовершеннолетней преступности

   1.1Личность несовершеннолетнего преступника
   
     Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам
     Поведение несовершеннолетних имеет ряд особенностей - недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу.
     В человеческой жизни имеется ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда человек 14–16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это возраст «социального импринтинга» - повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым1.
     Чаще всего преступления совершают так называемые «трудные» подростки. Наличие значительного контингента таких несовершеннолетних требует разработки действенных методов всестороннего изучения личности трудных подростков с целью психодиагностики и психокоррекции.
     При отсутствии своевременной психологической коррекции трудные подростки могут перейти в категорию, характеризующуюся устойчивым асоциальным поведением и склонностью к правонарушениям. Существующие типологии подростков-правонарушителей строятся на выделении их роли в структуре асоциальных групп и дефектов характеров:
     1. Инициаторы, организаторы асоциальных групп, циники (с устойчивым комплексом асоциальных установок: жестокостью, агрессивностью, деспотизмом, паразитизмом, стяжательством, стремлением к лидерству любым путем и т.д.).
     2. Подверженные власти примитивных потребностей (пищевых, половых, алкогольных, наркотических и др.) при готовности удовлетворять их любыми недозволенными средствами. В силу слабости самоконтроля они охотно подчиняются подросткам первой категории и тиранят более слабых.
     3. Неустойчивые, которые испытывают конфликт между аморальными и позитивными побуждениями. Способны осознавать противоправность своего поведения, однако эгоизм и неумение противостоять ситуации стимулируют их антиобщественные поступки.
     4. Безвольные, не имеющие собственных нравственных чувств и убеждений и выступающие как полные конформисты и исполнители чужой воли.
     5. Аффективные, переживающие постоянное чувство обиды, фрустрации, переоценивающие себя и проявляющие заносчивость, претенциозность, агрессивность к окружающим и т.д.
     Разноплановость и большое количество имеющихся типологий связаны с решением частных задач перевоспитания трудных подростков и одновременно – с отсутствием единого комплексного психологического критерия для оценки их противоправного поведения. Поэтому целесообразно отказаться от узкопрагматического подхода к определению отдельных свойств личности подростков-правонарушителей, наблюдающегося в практике следствия, судебно-психологической экспертизы и т.д. и перейти к более сложной, нелинейной стратегии изучения личности подростков во всей совокупности их психологических свойств, различных по качеству, генезису и уровню сформированности. В основу выбора общего критерия сформированности нравственных качеств личности подростка следует положить степень соответствия субъективных личностных смыслов общественно выработанным значениям (нормам) поведения: полное соответствие, преимущественное соответствие, ситуативное соответствие (или несоответствие), расхождение, противопоставление. Создаваемая на основе такого критерия классификация трудных подростков должна сопровождаться выделением соответствующих специфических признаков при характеристике более частных групп и подгрупп. Это позволит более четко и полно отразить реальную структуру психологических свойств личности, а также их генезис.
     В настоящее время причины и условия преступности несовершеннолетних следует искать и в противоречиях государственной молодежной политики и, прежде всего, в сфере трудовой занятости и профессионального образования, семейного, школьного воспитания, организации спорта и досуга молодежи, профилактического контроля со стороны правоохранительных и учебных систем.
     
     1.2 Причины и условия несовершеннолетней преступности
     
     В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее «уязвимой» частью общества. «Уязвимость» заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее2.
     Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.
     Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.
     Продолжается процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости. Многие оздоровительные лагеря для детей и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных малообеспеченных семей не всегда могут попасть из-за высокой стоимости путевок.
     Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям3.
     Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных отраслевых наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей - во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их родителей-алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетаниям психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом объясняются тем, что причины патологического развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности родителей.
     Нравственная обстановка в семье в решающей степени определяется характером взаимоотношений между членами семьи, но прежде всего – отношениями взрослой ее части и детей. И хуже всего, когда ребенок ощущает себя чужим и беспомощным в семейном окружении, тем более, когда понимает, что это окружение просто враждебно ему.
     Итак, причинами преступности несовершеннолетних выступают: экономические трудности, отсутствие возможности трудоустройства, отсутствие организации досуга детей и подростков по месту жительства, системы оздоровления и летней занятости, обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, безнадзорность. 
     К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками.
     Таким образом, по итогам рассмотрения в первой главе вопроса о социальной основе несовершеннолетней преступности, пришли к следующим выводам:
     1) преступность несовершеннолетних в РФ следует, что преступность несовершеннолетних в целом по России остается на достаточно высоком уровне.
     2) детерминантами преступности несовершеннолетних является следующее: неудовлетворительные условия воспитания детей в семье; недостаточная помощь родителям в воспитании детей со стороны школьных педагогов, специалистов МВД и общественности; низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности; распад семей.
     
     Глава 2. Особый порядок производства по делам несовершеннолетних 
      2.1 Особенности состава участников по делам несовершеннолетних
     
     Повышенное внимание к несовершеннолетним правонарушителям основывается на возрастных, социально-психологических и других их особенностях, в силу которых подростку затруднительно самостоятельно осуществлять свои процессуальные права. Особое внимание к качеству защиты несовершеннолетних обусловлено важностью положительного нравственно-психологи-ческого воздействия на такого обвиняемого.
     Закон устанавливает обязательное участие защитника в производстве по уголовному делу несовершеннолетнего. Фигура защитника важна не только в стадии предварительного расследования, но и в стадии судебного разбирательства в целях реализации принципа состязательности в уголовном процессе и защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. 
     Таким образом, обязательное участие защитника по делам о преступлениях несовершеннолетнего необходимо в каждом случае (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ)4, в то время как обязательное участие противоположной стороны (прокурора) в судебном заседании законом не закреплено. 
     В случаях защиты несовершеннолетних подсудимых не старше 16 лет защитник может ходатайствовать о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании либо ставить вопрос о частичном рассмотрении дела (отдельных его обстоятельств) при закрытых дверях. В подготовительной части судебного заседания защитник может высказать свое мнение о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, неявившихся в судебное заседание, если при этом не будут затронуты интересы несовершеннолетнего подсудимого. Часть 1 ст. 119 УПК РФ не требует от защитника, заявившего ходатайство, обязательно указать, для установления каких обстоятельств необходимы производство дополнительных процессуальных действий или вызов свидетелей. Статьи 119-122 УПК РФ обеспечивают защитника правом заявления ходатайств о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего подзащитного. Защитнику предоставлено право ходатайствовать перед судом и об ограничении круга лиц, участвующих в деле. Изучив материалы уголовного дела, ознакомившись с условиями воспитания и семьей несовершеннолетнего подсудимого, защитник может прийти к выводу, что законному представителю нецелесообразно участвовать в деле. Мотивы ходатайства защитник должен представить суду аргументировано и убедительно. Адвокат может принимать участие в установлении порядка исследования доказательств, высказывать свое мнение о первоочередности допроса несовершеннолетнего подсудимого в том случае, если есть взрослые соучастники. Деятельность защитника при этом должна быть направлена на выяснение обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность. 
     После окончания судебного следствия суд переходит к выслушиванию прений сторон (ст. 292 УПК РФ). Для защитника это наиболее ответственный момент в судебном процессе. Выступление защитника с речью - это его итоговая позиция. В своей речи он приводит факты невиновности подзащитного, указывает контраргументы обвинению. Если вина несовершеннолетнего полностью доказана судом, защитник говорит о смягчающих и оправдывающих его обстоятельствах дела. Защитник должен высказать свою точку зрения о наказании несовершеннолетнего подсудимого. Он вправе ходатайствовать о применении меры уголовно-правового воздействия, не связанной с лишением свободы, а также об освобождении судом несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 431 УПК РФ). Адвокат-защитник несовершеннолетнего может высказать предложение применить к его подзащитному: а) предупреждение; б) передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 90 УК РФ)5.
     В соответствии со ст. 432 УПК РФ защитник может заявить ходатайство об освобождении несовершеннолетнего подсудимого, совершившего преступление средней тяжести, от наказания с направлением его в специализированное учреждение для несовершеннолетних, если при рассмотрении уголовного дела это будет признано достаточным. В прениях сторон адвокат обращает внимание суда на индивидуальность подхода к определению вида и размера наказания. В реплике по поводу сказанного в речах или в реплике других участников прений сторон защитник может дать аргументированные возражения по поводу выступления, например, государственного обвинителя. Это могут быть возражения по вопросам оценки личности подростка, по существу обвинения и другим вопросам. 
     Таким образом, УПК РФ в целом предоставляет защитнику щирокие возможности для оказания юридической помощи несовершеннолетнему подсудимому. Максимально полное и творческое их использование должно обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
     
     2.2Обстоятельства, подлежащие установлению по делам несовершеннолетних     
                                                                                                              
     В целом предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних значительно шире общего предмета доказывания и требует установления различных демографических, правовых, социально-психологи-ческих и иных данных, имеющих особое значение для применения разумных и гуманных мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Предметом доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних является совокупность явлений и фактов, установление которых необходимо для принятия объективного, законного и справедливого решения по уголовному делу, производство по которому ведется в отношении лица, не достигшего 18-летнего возраста. 
     К явлениям и фактам, подлежащим установлению, закон относит:1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); 2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; 3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; 4) характер и размер вреда, причиненного преступлением; 5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; 6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; 8) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; 9) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; 10) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц; 11) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления6. 
     При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими устанавливается путем постановки на разрешение психолого-психиатри-ческой экспертизы следуюших вопросов: «Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством»; «Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством»; «Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и обшественную опасность своих действий либо руководить ими и, если мог, то в какой мере?» Заметим, что в зависимости от обстоятельств следует назначать комплексную судебную психолого-психиатрическую, медико-психологическую либо судебно-психиатрическую экспертизу. В силу умственной отсталости, не связанной с психическим расстройством, несовершеннолетний обвиняемый может неверно оценивать свои действия и обстоятельства, контролировать свои поступки. В таких случаях, как правило, должна назначаться психолого-психиатрическая экспертиза. Нередко на практике сложно оценить природу отставания в психическом развитии подростка. Оно может быть вызвано как в силу педагогической запущенности, так и в силу факторов социального, психиатрического или иного медицинского характера. 
     Суммируя изложенное, можно сделать следующие вывод. Предметом доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних является совокупность явлений и фактов, установление которых необходимо для принятия объективного, законного и справедливого решения по уголовному делу данной категории лиц.












     

     Глава 3. Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними
     
     Установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов, несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
     Создание методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, обусловлено социально-психологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективно-субъективную природу. Объективную её часть составляют психофизиологические процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной группы. Субъективную - специфика формирования конкретной личности.
     Методики расследования преступлений несовершеннолетних базируются на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних7. Эти особенности проявляются как при совершении ими противоправного деяния (включая мотивы и способ действия), так и в их поведении на предварительном следствии, обусловленном теми понятиями и установками, которые сформулировались у подростка к данному моменту.
     При расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо учитывать особенности возрастного периода. Повышенная активность и возбудимость делают подростка неразборчивым в знакомствах, побуждают к конфликтам. Естественное стремление к самостоятельности может получить отрицательное развитие под влиянием среды, взрослых из числа антиобщественных элементов. Такому влиянию могут поддаться и подростки робкие, застенчивые, выросшие в семье, где процветало неуважительное отношение к детям, где унижали их достоинство. Многое в поведении подростка определяется его желанием самоутвердиться, завоевать авторитет у сверстников, прослыть смелым, решительным, и т.п.
     В подростковом возрасте слабо развита система «сдержек», сознательный контроль за своим поведением, это нередко используют взрослые для вовлечения их в подходящий момент в преступную деятельность.
     Многим подросткам свойственна грубость, дерзость, раздражительность как результат дурного воспитания. Эти факторы необходимо учитывать при контакте с ними. Равным образом надо иметь в виду и свойственное несовершеннолетним упрямство, а также лживость, примыкающую к упрямству. Однако лживость подростка не всегда объясняется только чертой характера, она может быть результатом неправильного понимания дружбы и товарищества, боязни прослыть предателем, желанием выделиться, привлечь внимание. Разумеется, она определяется и мотивами, общественным поведением. Стремление к дружбе нередко оборачивается вхождением в социально отрицательную группировку на базе совместных развлечений с последующим переходом к преступной деятельности. Не случайно подростковая преступность является, как правило, групповой, и истоки её лежат в безнадзорности компаний, лидерами в которых становятся взрослые или несовершеннолетние правонарушители8.
     Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учитывать: недостаток жизненного опыта, незавершённость формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей.
     Учёт этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий.
     Его взаимоотношения с несовершеннолетними должны строиться не только в соответствии с процессуальными нормами, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Подросток должен видеть, что следователь уделяет его делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подражания. В этой связи представляется особенно важным то, чтобы расследование уголовного дела сначала и до конца вёл один следователь, тем более, если ему удалось установить психологический контакт с подростком.
     Важным моментом расследования, как с тактической, так и с воспитательной позиции является установление психологического контакта.
     Под психологическим контактом можно понимать такое состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению, к обмену информацией9. Для этого, прежде всего, нужно тщательно изучить личностные качества, которые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность и т.д.) или, наоборот затрудняют его (замкнутость, скрытность, озлобленность, лживость, вспыльчивость и др.). Немалую роль при этом способно сыграть знание увлечений, свойственных подростковым группам: спорт, музыка, видеофонотехника, компьютерные игры и т.п. На подростка оказывают значительное влияние не только слова и поступки, но и внешний вид следователя, его внимательность, сосредоточенность, безупречное знание материалов дела. Для преодоления скрытности, замкнутости, упрямства подростка, неприемлемые манеры поведения (развязанность, грубость, вспыльчивость и т.п.) должны быть использованы убеждение, корректность, вежливость в сочетании с твёрдостью, терпением.
     Качество и эффективность расследования по делам несовершеннолетних во многом определяется своевременностью возбуждения уголовного дела. Даже незначительное промедление при решении этого вопроса может привести к совершению подростками новых, нередко ещё более тяжких преступлений, а также к утрате доказательств, что существенно затрудняет дальнейшее расследование.
     В первичных материалах могут быть следующие данные, свидетельствующие о том, что преступление совершено подростками. Во-первых, сам факт задержания их на месте преступления (возможно, явился с повинной). Во-вторых, потерпевшие или свидетели знают возраст преступников или по их внешнему виду считают, что это были несовершеннолетние, и, наконец, третий вариант - на подростковый возраст преступников указывает обстановка места происшествия, следы, предмет преступного посягательства и иные вещественные доказательства.
     Если сигнал (заявление) о преступлении несовершеннолетних поступил в органы внутренних дел, то орган дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия.
     Особое внимание при этом должно быть уделено соблюдению установленных сроков проверки первичных материалов. В ходе проверочных действий могут быть получены объяснения, истребованы необходимые материалы и т.п. Если при проверке первичных материалов точный возраст подростка установить не удалось, то этот вопрос решается после возбуждения уголовного дела, в процессе расследования. При отсутствии паспорта или свидетельства о рождении возраст определяется путем выемки соответствующих документов (медицинские карты, делопроизводство в учебных заведениях, личное дело в отделе кадров и т.п.) с этой же целью могут быть допрошены свидетели (родители, опекуны, родственники и т.д.). При отсутствии иных возможностей, проводится судебно-медицинская экспертиза.
     Проводя проверочные и неотложные следственные действия, орган дознания направляет дело следователю10.
     При планировании расследования преступлений несовершеннолетних учитывается как общий предмет доказывания, так и его детализация.
     Даже в случаях достаточно простой фабулы такие дела характеризуются большим объёмом и трудоёмкостью следственных действий, это связано с групповым, как правило, характера большинства дел, с более широким кругом обязательных версий, с необходимостью реализации дополнительных процессуальных гарантий, привлечением обязательных участников (родителей, педагогов и др.), необходимостью исследовать условия жизни подростка и его воспитания.
     При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, необходимо тщательно анализировать криминалистическую информацию, характеризующую преступление несовершеннолетних.
     Побудительные причины большей части правонарушений несовершеннолетних во многом сходны по содержанию с мотивами преступлений взрослых (стремление добыть средства на приобретение спиртных напитков, сигарет, месть, озлобление, хулиганские побуждения, корысть). Однако есть и такие, которые типичны именно для подростков. Общественно опасные деяния часто совершаются из озорства, желания развлечься, проявить смелость, удаль, показать силу, из потребности утвердить своё положение в глазах товарищей, получить их признание, из ложно понимаемого чувства солидарности, подражания, любопытства, стремления достать сладости, ту или иную вещь, престижную среди подростков.
     Корыстные мотивы имеют также специфическую окраску и особенности проявления: похитить красивое, необычное, сладкое - и зависит от возраста правонарушителя.
     К числу основных (психофизиологических) особенностей несовершеннолетних, влияющих на расследование совершёнными ими преступлений, относят:
     - незавершённость физического и нравственного развития (эмоциональность поведения, колебания поведения и т.п.);
     - специфику восприятия, запоминания и воспроизведения (фантазирование, повышенная внушаемость и др.);
     - недостаточность жизненного опыта (неполнота оценок, легкомысленность в принятии решений, отсутствие самокритики; когда преступление сразу не раскрыли, рождается чувство безнаказанности и желание совершить новое преступление);
     - склонность к подражанию;
     - стремление утвердить себя в среде общения, показать самостоятельность, взрослость (отсюда боязнь показаться трусом, совершение не желаемого, а производящего эффект);
     - неправильно понимаемое чувство товарищества (взять вину на себя, не выдать товарища и др.).
     В зависимости от особенностей получения, полноты и характера информации, содержащейся в первичных материалах, можно выделить следующие типичные ситуации:
     1. Обстановка места преступления, информация, содержащаяся в материальных следах, указывают на совершение преступления несовершеннолетними.
     2. Потерпевшие и свидетели утверждают, что преступление совершено несовершеннолетними. В одних случаях они прямо указывают на конкретное лицо, в других - приходят к такому выводу на основании внешнего вида и поведения правонарушителя.
     3. Несовершеннолетний подозреваемый задержан на месте совершения преступления после его совершения или явился с повинной.
     К выводу о возможном участии в данном преступлении несовершеннолетнего приходят в результатах исследования материальных источников информации на месте преступления, в которых отражаются наиболее типичные признаки проявления психологии (мотиваций, потребностей), физических возможностей и социальных ценностей несовершеннолетних.
     В процессе осмотра необходимо обнаружить и исследовать обстоятельства, которые позволяют выдвинуть версию об участии несовершеннолетнего в преступлении.
     Если есть информация о том, что преступление совершено несовершеннолетними, то работа по его раскрытию должна осуществляться в следующих направлениях:
     1. Выявление на обслуживаемой территории групп несовершеннолетних и установление действительных мотивов их объединения и направленности действий. Практика показывает, что значительное число преступлений несовершеннолетние совершают в районе своего проживания или в непосредственной близости от него. Ценные сведения о формирующихся группах несовершеннолетних можно получить от участковых уполномоченных и работников инспекций по делам несовершеннолетних. Именно, в поле зрения этих лиц попадают подростки, организующиеся в группы, и их задача состоит в том, чтобы знать истинные мотивы такого объединения, уметь правильно и своевременно влиять на намерения и действия несовершеннолетних.
     2. Установление подростков, у которых после совершения преступления появились деньги, предметы, вещи. Для этого на учёт берут похищенное имущество и о его признаках доводят до сведения сотрудников органов внутренних дел.
     Особое внимание обращают на места возможного сбыта похищенного, которые в каждом конкретном случае зависят от характеристики обслуживаемого учас.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44