VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности расчета скидки за низкую ликвидность в оценке стоимости организации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008148
Тема: Особенности расчета скидки за низкую ликвидность в оценке стоимости организации
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ	3

	1. Теоретические аспекты расчета скидки за низкую ликвидность в оценке стоимости организации	6

	1.1. Понятие и существующие подходы к оценке стоимости организации	6

	1.2. Сравнение подходов к оценке стоимости организации в европейских странах	20

	1.3. Особенности расчета скидки за низкую ликвидность в оценке стоимости организации	24

	2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПАО «ГАЗ»	31

	2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия	31

	2.2. Оценка стоимости предприятия с использованием различных подходов	55

	2.3. Оценка стоимости предприятия с учетом скидки за низкую ликвидность	59

	3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СКИДКИ ЗА НИЗКУЮ ЛИКВИДНОСТЬ И ПОВЫШЕНИЮ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА ПАО «ГАЗ»	62

	3.1. Мероприятия по снижению скидки на низкую ликвидность	62

	3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий	74

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	77

	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	81

	ПРИЛОЖЕНИЯ	86






ВВЕДЕНИЕ



Тема выпускной квалификационной работы является актуальной, это связано с тем, что в современных условиях оценка бизнеса (предприятия) приобретает особое значение, поскольку представляет интерес для разных участников финансовых отношений при осуществлении таких операций, как кредитование, инвестирование, передача и/или переуступка прав, слияние и поглощение и т.д.

Особенности применения оценочных процедур в современных условиях определяются тем, что инвестирование или передача прав собственности на платной или бесплатной основе базируются, в первую очередь, на оценке определенного объекта собственности (бизнеса, проекта, предприятия и пр.). И в настоящее время в различных источниках значительное внимание уделяется анализу проблемы использования практических подходов к оценке стоимости бизнеса.

В условиях оценки стоимости бизнеса используют различные поправки к стоимости, одной из которых выступает скидка за низкую ликвидность. Данный фактор может существенным образом сказаться на стоимости компании, поэтому оценке скидки за низкую ликвидность в практической деятельности должно уделяться повышенное внимание.

Целью выпускной квалификационной работы является расчет скидки за низкую ликвидность в оценке стоимости организации и разработка рекомендаций по ее снижению.

Объектом исследования выступает ПАО «ГАЗ».

Предмет исследования – методики расчета скидки за низкую ликвидность в оценке стоимости организации.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты расчета скидки за низкую ликвидность в оценке стоимости организации.

Представить организационно-экономическую характеристику ПАО «ГАЗ».

Провести оценку стоимости ПАО «ГАЗ» с учетом скидки за низкую ликвидность.

Разработать мероприятия по снижению скидки за низкую ликвидность и оценить их эффективность.

Цель и задачи выпускной квалификационной работы предопределили ее структуру. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты расчета скидки за низкую ликвидность в оценке стоимости организации. В частности, представлены понятие и существующие подходы к оценке стоимости организации; дано сравнение подходов к оценке стоимости организации в европейских странах; изучены особенности расчета скидки за низкую ликвидность в оценке стоимости организации.

Вторая глава посвящена оценке стоимости ПАО «ГАЗ». С этой целью представлена организационно-экономическая характеристика предприятия; дана оценка стоимости предприятия с использованием различных подходов и стоимости предприятия с учетом скидки за низкую ликвидность.

В третьей главе разработаны мероприятия по снижению скидки за низкую ликвидность, а также оценена эффективность предложенных мероприятий. По результата исследования сделаны выводы.

Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составила учебная и методическая литература, статьи в периодических изданиях. В частности, были использованы труды таких авторов, как Бочаров В.В., Самонова И.Н., Макарова В.А., Бусов В.И., Землянский О.А., Касьяненко Т.Г., Пятикопова А.В., Русакова Ю.И., Сосновская И.А., Суховей О.Н. и др.

Информационной основой выпускной квалификационной работы выступили внутренние нормативные документы ПАО «ГАЗ», бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные рекомендации по повышению стоимости компании с учетом снижения скидки за низкую ликвидность могут быть использованы в практической деятельности ПАО «ГАЗ».








1. Теоретические аспекты расчета скидки за низкую ликвидность в оценке стоимости организации



1.1. Понятие и существующие подходы к оценке стоимости организации



Большинство ведущих компаний мира в современных условиях работают на принципах управления стоимостью. Направление менеджмента «управление стоимостью» получило название стоимостной менеджмент (VBM - Value-Based Management) или менеджмент, основанный на стоимости. Данное направление зародилось в экономике США в 80-е годы ХХ столетия.

Считается, что рыночная стоимость компании является самым важным финансовым показателем. Если стоимость компании растет, то менеджмент получает положительную оценку деятельности со стороны акционеров.

Под стоимостью предприятия понимают показатель, отражающий результативность его деятельности. С ростом стоимости предприятия увеличивается вложенный в него акционерный капитал. Следовательно, акционеры имеют возможность получить дополнительный доход в виде дивидендов или перепродажи стоимости акций по более высокой цене. Кроме того, повышение стоимости предприятия влечет за собой повышение его инвестиционной привлекательности, что расширяет финансовые возможности предприятия по развитию бизнеса.

Следовательно, управленческие решения менеджеров предприятия должны быть направлены на повышение стоимости бизнеса, которая выступает конечным показателем эффективности работы предприятия.

Управление предприятием, основанное на концепции максимизации его стоимости, является одним из самых успешных направлений, поскольку изменение стоимости предприятия, будучи критерием эффективности хозяйственной деятельности, учитывает практически всю информацию, связанную с его функционированием.

Оценить рыночную стоимость предприятия значит определить стоимость предприятия в денежном выражении, которая наиболее адекватно отражает стоимость предприятия как товара, то есть полезность инвестирования в него со стороны инвесторов или акционеров.

Оценка стоимости позволяет решать многие насущные задачи в рыночной экономике: оптимизация собственником процесса производства, при необходимости принятие мер, направленных на увеличение рыночной стоимости; повышение эффективности управления с целью предотвращения банкротства и разорения; преподнесение предприятия как товара по наиболее реальной цене; принятие верного эффективного инвестиционного решения покупателем или инвестором.

Экономическое понятие стоимости выражает реальный взгляд на выгоду, которую имеет собственник данного объекта или покупатель на момент оценки. Основой стоимости любого объекта собственности, в том числе бизнеса, является его полезность.

Коуплепд Т., Коллер Т., Муррин Дж. в своей книге «Стоимость компании: оценка и управление», рассматривая особенности проектного управления, пишут о том, что первым шагом в управлении стоимостью заключается в том, что в качестве главной финансовой цели компании принимается максимизация стоимости компании.

При этом, по мнению ученых, компания должна иметь два вида целей:

финансовые цели, которыми руководствуются менеджеры высшего звена;

нефинансовые цели, которые мотивируют деятельность сотрудников остальных подразделений компании.

В качестве показателей, которые наиболее точно отражают увеличение стоимости компании, коллектив авторов называют показатели дисконтированного денежного потока.

В оценивании стоимости предприятия заинтересованы различные стороны от частных до государственных: кредитные организации, страховые компании, инвесторы, государственные структуры, собственники и т.п. (рисунок 1).



Рисунок 1 - Стороны, заинтересованные в определении стоимости



Среди множества сторон, заинтересованных в оценке и дальнейшем росте стоимости компании, можно выделить наиболее значимые:	

Менеджмент.

Собственники бизнеса (инвесторы).

Кредиторы.

Позиция менеджмента организации наиболее близка к бизнесу как таковому. Менеджеры обычно отражают в отчетности те факторы, которые влияют на эффективность организации современного производства, организацию труда, надлежащее использование прочих ресурсов, на кратко- и долгосрочные результаты компании в целом и на ее рентабельность.

Владельцев бизнеса больше беспокоит отдача на их капитал в современный момент и в долгосрочной перспективе. Для них главным является вопрос роста стоимости бизнеса, т.к. имеет значение величина прибыли и ее распределение, а также изменение стоимости их акций.

Кредиторов больше всего будет интересовать ликвидность компании и характер движения ее денежных средств, который влияет на способность компании выплачивать проценты по кредитам и возвращать основную сумму долга. 

Другие стороны, такие как, государство, наемные работники также преследуют собственные цели - предприятие должно сохранять способность выплачивать зарплату, не допускать массовых увольнений, регулярно выплачивать налоги.

Основными целями оценки стоимости компании являются:

оценка качества управления предприятием;

повышение эффективности управления предприятием;

принятие обоснованного инвестиционного решения (при планировании продажи или покупки инвестором акций или долей участия в предприятиях); 

управление финансами предприятия: оценка кредитоспособности, определение стоимости доли предприятия как залога при кредитовании;

антикризисное управление, осуществление процедуры банкротства;

реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение);

требование законодательства.

В зависимости от целей, от определения предполагаемого использования, компания может оцениваться по-разному, поэтому при проведении оценки требуется точная идентификация вида стоимости. 

Понятие стоимость неоднозначное и в зависимости от обстоятельств в один и тот же момент времени предприятие может иметь несколько различных стоимостей. Поэтому, приступая к оценке и управлению стоимостью, необходимо установить, о каком виде стоимости идет речь.

Среди видов стоимости, перечисленных в ФСО №2 при осуществлении оценки стоимости компании наиболее распространены следующие виды стоимости объекта: 

рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

инвестиционная стоимость - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.

Определение инвестиционной стоимости предполагает оценку стоимости бизнеса для конкретного инвестора или группы инвесторов и определяется на основе индивидуальных требований к инвестициям.

В отличие от рыночной стоимости, которая определяется мотивами поведения типичного покупателя и продавца, инвестиционная стоимость зависит от  индивидуальных требований к инвестициям, предъявляемых конкретным инвестором.

Существует целый ряд причин, по которым инвестиционная стоимость может отличаться от рыночной. Основные причины могут быть определены как различия в оценке будущей прибыльности, различия в представлениях о степени риска, разная налоговая ситуация, сочетаемость с другими объектами, принадлежащими владельцу или контролируемыми им. 

Кроме указанных, определены также следующие виды стоимости:

ликвидационная стоимость – расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

кадастровая стоимость – определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

Для расчета кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется, в частности, для целей налогообложения.

Любой вид стоимости является не историческим фактом, а оценкой ценностей конкретного объекта собственности в данный момент в соответствии с выбранной целью.

В таблице 1 приведена взаимосвязь между видами стоимости и целями определения стоимости.

Таблица 1

Взаимосвязь видов стоимости и целей

Вид стоимости

Цель оценки

Рыночная

Определение предполагаемой цены купли-продажи

Инвестиционная 

Определение целесообразности инвестиций

Рыночная, кадастровая

Определение налогооблагаемой базы

Ликвидационная 

Возможная частичная или полная ликвидация



Таким образом, в зависимости от поставленных целей вид стоимости предприятия может быть определен в зависимости от различных критериев и перед осуществлением определения стоимости предприятия необходимо сначала определить ее вид. 

Эффективное управление стоимостью компании во многом зависит от выбранных стратегических целей и разработки системы показателей, обеспечивающей руководителей информацией о результатах работы их менеджеров. Успех здесь зависит во многом от того, насколько правильно менеджмент сможет расставить приоритеты и определить факторы стоимости. 

Для определения рыночной стоимости применяют специальные приемы и способы расчета, их называют методами оценки. 

Современные подходы к оценке стоимости можно разделить на традиционные классические и альтернативные подходы. Классификация современных подходов оценки бизнеса представлена на рисунке 2.



Рисунок 2 – Классификация подходов оценки стоимости бизнеса



В соответствии с ФСО №1 существуют три основных подхода к оценке:

Доходный – стоимость компании определяется величиной потоков выгод, приносимых бизнесом.  

Затратный – стоимость бизнеса равна рыночной стоимости активов, задействованных в бизнесе. 

Сравнительный – стоимость данного бизнеса определяется по аналогии с рыночной стоимостью компаний-аналогов. 

Каждый из данных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов. 

Так, доходный подход предусматривает использование метода капитализации и метода дисконтированных денежных потоков. Затратный подход использует метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости. При сравнительном подходе используются: метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. 

При определении стоимости методами доходного подхода, предполагается, что стоимость компании связана с современной стоимостью его будущих доходов, которые могут возникнуть в результате использования предприятия или его возможной продажи. 

Методы доходного подхода удобно применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие потоки, которые способен приносить бизнес, а также связанные с объектом оценки расходы. При применении данного подхода определяется величина будущих доходов и расходов и моменты их получения. Доходный подход включает метод дисконтированных денежных потоков и метод капитализации доходов.

По мнению Дамодарана А., хотя метод дисконтирования денежных потоков является лишь одним из трех подходов, которые используются при оценке стоимости компании, именно данный метод служит основой для построения всех остальных методов. Для получения корректной относительной оценки необходимо понимание основных идей оценки дисконтированных денежных потоков. Скажем, для оценки активов при помощи модели ценообразования опционов часто приходится начинать с оценки дисконтированных денежных потоков. Любой, кто понимает основы этого подхода, способен проанализировать и другие подходы.

Метод дисконтированных будущих денежных потоков предполагает, что ожидаемые будущие денежные потоки будут существенно отличаться от современных и ожидается, что денежный поток в последний год прогнозного периода будет значительной положительной величиной. Применяется, когда не удается сделать предположение в отношении стабильности дохода. 

Основой метода дисконтированных денежных потоков является прогнозирование экономических выгод (потоков) от бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта. Причем, ставка дисконта должна быть адекватной соответствующей ставке дохода, требуемой инвестором.

 С точки зрения инвестора данный метод считается наиболее приемлемым, потому что инвестор, вкладывает средства в конечном итоге бизнес, а не приобретает набор активов, который может состоят из сооружений, оборудования, нематериальных активов. Инвестор вкладывается в бизнес как в поток будущих экономических выгод, который позволит ему окупить первоначальные инвестиции, получить прибыль и увеличить свое благосостояние.

Метод капитализации доходов больше всего применим для случаев, когда ожидается, что компания в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые экономические потоки, т.е. темпы ее роста будут постоянными, умеренными, предсказуемыми. Причем потоки будут достаточно значительными положительными величинами, т.е. бизнес будет стабильно развиваться. Однако на практике при оценке бизнеса данный метод применяется достаточно редко из-за значительных колебаний денежных потоков, что присуще большинству оцениваемых компаний. 

Доходный поход, как правило, является наиболее подходящим для оценки бизнеса, однако полезно бывает использовать сравнительный и затратный подходы, т.к. в некоторых они могут быть более эффективными и точными. Кроме того, каждый из трех подходов может быть использован для проверки величины стоимости компании, оцененной методами других подходов. 

Сравнительный подход целесообразно применять на рынке сопоставимых объектов. Причем точность оценки зависит от качества собранной информации, поэтому требуется тщательно собирать достоверные данные о недавних сделках сопоставимых объектов, глубоко их проанализировать.  Результативность данного подхода снижается при незначительном количестве сделок, когда время совершения и время оценки разделены продолжительным периодом. Сравнительный подход включает метод компании – аналога, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. 

Метод компании - аналога, или метод рынка капитала, предполагает анализ оцениваемых сопоставимых предприятий и основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. 

Метод сделок ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. 

Метод коэффициентов заключается в том, что на основе анализа практики продаж бизнеса в той или иной отрасли выводится определенная зависимость между ценой продажи и определенным показателем. 

Затратный подход подразумевает, что стоимость равна сумме затрат на его замещение или восстановление за минусом скидки на физический износ и устаревание. В оценке бизнеса данный подход применяется для оценки нового строительства, уникальных объектов, а также в целях страхования, т.е. когда существует возможность замены объекта оценки другим объектом, имеющим аналогичные полезные качества, либо является точной копией объекта оценки. Затратный подход включает метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости. 

Метод чистых активов применяется при условии, что компания обладает значительными материальными активами и ожидается, что компания останется действующей.

Метод ликвидационной стоимости применяют в случае, если компания находится в предбанкротном или банкротном состоянии. 

Кроме трех классических, традиционных подходов к оценке бизнеса в настоящее время появляются принципиально иные подходы при оценке стоимости компаний, получившие распространение в западных странах. К ним относятся метод опционов, метод дерева решений и метод экономической добавленной стоимости.

Новые или альтернативные методы оценки стоимости предприятия (бизнеса) отличаются от классических традиционных тем, что позволяют учесть определенные факторы, которые не учитываются в традиционных методах.

Теория опционов изначально использовалась для операций с ценными бумагами, однако позднее она стала находить применение и в реальной экономике, т.к. многие процессы в бизнесе можно представить в виде опционов. Важнейшая особенность метода - его способность учитывать быстро меняющиеся экономические условия, в которых функционируют предприятия. Теория опционов в нашей стране применяется на практике не очень часто, в основном используется консалтинговыми и оценочными компаниями.

Метод дерева решений применяется для анализа стоимости компаний с учетом гибкости в принятии управленческих решений. Анализ дерева решений существует уже давно, тем не менее широкое практическое применение в оценке бизнеса произошло с появлением современных программных средств.  Суть метода заключается в том, что на базе вероятного поведения стоимости капитала в случае принятия того или иного управленческого решения, строится дерево решений.

Другим новым подходом к оценке является концепция экономической добавленной стоимости EVA (Economic Value Added).

Управление компанией должно быть организовано таким образом, чтобы стоимость компании увеличивалась с каждым годом. Это увеличение можно характеризовать показателем EVA. Если EVA положительна, то стоимость бизнеса каждый год прирастает. Когда EVA отрицательна, стоимость бизнеса сокращается. 

Следует различать стоимость бизнеса и стоимость собственного (акционерного) капитала. Соответственно, выгоды, приносимые бизнесом разделяются на выгоду владельцев собственного капитала в виде дивидендов и выгоду владельцев вложенного капитала – дивиденды и проценты кредиторам. 

Если речь идет о стоимости бизнеса, то под потоками экономических выгод понимаются выгоды, поступающие в распоряжение владельцев вложенного капитала, т.е. акционерам и кредиторам. Такими потоками являются: прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль, прибыль до выплаты процента, налога и амортизации, чистая операционная прибыль после вычета налога прибыль, чистый денежный поток до вычета процентов и дивидендов. 

В случае, если речь идет о стоимости собственного капитала, то под потоком экономических выгод понимаются выгоды, поступающие в распоряжение владельцев собственного капитала (только акционеров). Это могут быть: дивиденды, чистая прибыль, чистый денежный поток, поступающий в распоряжение акционеров после вычета процентов, но до вычета дивидендов. Кредиторы рассчитывают на возврат кредита с процентами, акционеры же рассчитывают на дивиденды и рост стоимости акций компании. 

Таким образом, система подходов к оценке стоимости бизнеса содержит классические и альтернативные подходы. Каждому подходу присущи методы оценки, свои специальные приемы и способы расчета. При определении рыночной стоимости предприятия определяются и учитываются факторы стоимости, и в зависимости от них применяется тот или иной метод оценки. 




1.2. Сравнение подходов к оценке стоимости организации в европейских странах



Существуют различные стандарты оценки: европейские, американские, международные. Особенностью европейских стандартов оценки является тот факт, что они не предусматривают детального рассмотрения вопросов, которые связаны с оценкой организации. При этом стоимость организации рассматривается как стоимость, которая создана в результате ее функционирования. В стоимость организации при этом включаются следующие элементы:

стоимость зданий и сооружений;

стоимость машин и оборудования;

гудвилл;

стоимость прочих нематериальных активов.

В соответствии с международными стандартами оценки «стоимость действующего предприятия» представляет собой стоимость, которая приписывается бизнесу в целом, а не одной из его частей.

Для того чтобы оценить стоимость отдельных элементов активов, которые выступают в качестве компонентов действующего предприятия, рассчитывается их потребительская стоимость для конкретного владельца или конкретного бизнеса. При этом данные компоненты не образуют рыночной стоимости предприятия. 

Детальная проработка вопросов, связанных с оценкой бизнеса, содержится в Стандарте по оценке бизнеса Американского общества оценщиков, который был принят в июне 1991 г. Комитетом по оценке бизнеса. В соответствии с американскими стандартами оценка бизнеса представляет собой процесс подготовки заключения или определения стоимости организации. При оценка может производиться только по действующей организации. В американском стандарте оценки содержатся следующие аспекты, которые необходимы для оценки бизнеса:

терминология;

общие требования к оценке;

структура отчета об оценке;

подходы к оценке бизнеса (в частности, метод оценки на основе активов; метод компании-аналога; рыночный и доходный подход);

требования по подготовке заключения по оценке.

Свои особенности имеет организация оценочной деятельности в Германии. Рынок оценочной деятельности в данной стране является одним из самых регулируемых в мире. Для того чтобы получить разрешение на оценку, необходимо сначала зарегистрироваться, а затем получить лицензию на ведение оценочной деятельности в торгово-промышленной палате. Кроме того, в стране действуют достаточно подробные стандарты оценки. Помимо этого действуют экспертные комитеты в крупных городах и регоинах, которые призваны объединить работу государства и муниципалитетов с частными оценщиками. Работа данных комитетов направлена на подготовку отчетов о тенденциях развития рынка с помощью обработки всех цен сделок на рынке. Подготовка таких отчетов позволяет эффективно регулировать рынок оценки бизнеса. В последние годы в Германии также большое распространение получили различные формы сертификации оценщиков, а также объединение оценщиков в ассоциации.

Несколько иной подход к организации оценки бизнеса существует в других европейских странах. Например, во Франции и испании оценщиком может стать лицо, которое имеет пятилетний стаж работы. При этом утверждение оценщиков происходит в судебных органах. Однако, несмотря на наличие многочисленных объединений оценщиков в данных странах, единые методические рекомендации по оценке бизнеса отсутствуют. В результате оценка стоимости организации ведется каждым оценщиком самостоятельно, на основании разработанных баз данных. В этих условиях рынок ощущает отсутствие единого подхода к получению системной информации.

В Италии и Нидерландах отсутствует утвержденное звание «Оценщик». При этом в Италии судебные органы утверждают оценщиков без сдачи каких-либо обязательных экзаменов. В названных двух странах действуют объединения экспертов, которые вырабатывают свои правила оценки. Недостатки в организации оценочной деятельности, которые существуют в Нидерландах, компенсируются, отчасти, высокой активностью муниципалитетов крупных городов, которые публикают свои отчеты о динамики развития рынка. При этом в настоящее время существует потребность в формировании единых правил по сбору и обработке рыночной информации, которая бы обеспечивала качественную работу оценщиков и других участников рынка.

В Великобритании отсутствует государственное регулирование деятельности профессиональных оценщиков. Любой гражданин данной страны может осуществлять оценочную деятельность, поскольку аттестация и лицензирование данной деятельности отсутствует. Несмотря на это, в стране существуют единые стандарты оценки, которые были разработаны в 1970-х гг. негосударственными объединениями.

Большое значение в Великобритании придается понятию «базис оценки». В частности, выделяют два базиса оценки:

рыночная стоимость;

нерыночная оценка, которая используется, если условия сделки и ее характеристики имеют отклонения от рыночных показателей.

Стандарты Великобритании содержат 13 базисов оценки, в качестве примера можно назвать следующие:

рыночная стоимость;

полная и остаточная стоимость воспроизводства;

полная стоимость возмещения;

остаточная стоимость замещения;

стоимость действующей организации;

инвестиционная стоимость;

страховая стоимость и др.

При этом при оценке британские оценщики придерживаются следующих требований:

«Руководство по оцениванию». Данное руководство является обязательным к использованию всеми оценщиками.

Учет требований клиента.

Оценка должна проводиться с определенной целью.

Оценщик обязан браться только за те оценки, в которых он компетентен и др.

Оценка в Великобритании включает в себя две стадии:

качественное оценивание;

формирование количественной оценки.

В ходе осуществления качественного оценивания принимается решение о возможности проведения оценки стоимости бизнеса. Если принимается положительное заключение, то переходят к формированию количественной оценки.

Особенностью оценочной деятельности в США является высокая подготовленность оценщиков, которые имеют узкую специализацию на проведении определенных видов оценки. В США действует обязательное лицензирование оценочной деятельности, которое осуществляют власти штата. Кроме того, для данной страны характерно, что оценочной деятельностью занимаются специальные фирмы, поскольку успех их работы зависит от умения оценщика собрать правильную информацию, необходимую для оценки.

Поскольку в каждом государстве существует своя система собственности управления, это привело к определенной специфике в осуществлении оценочной деятельности. Например, в США перед высшим руководством компаний стоит задача максимального увеличения стоимости компании с целью обеспечения финансового благополучия ее акционеров или собственников капитала. В Японии и Европе интересы смещены в сторону общества в целом, в том числе потребителей, поставщиков, сотрудников компаний, государства и т.д. Считается, что работа компании на благо нескольких акционеров является неэффективной и антиобщественной.

Таким образом, можно сказать, что в каждой стране сложилась своя система оценки, обусловленная спецификой ведения бизнеса и историей развития оценочной деятельности. Несмотря на существующие отличия, при оценке стоимости организации оценщики рассчитывают различного рода отклонения, которые влияют на стоимость организации. Одним из видов скидок, которые влекут снижение стоимости организации, выступает скидка за низкую ликвидность. Рассмотрим подробно особенности ее расчета.



1.3. Особенности расчета скидки за низкую ликвидность в оценке стоимости организации



В качестве одного из этапов определения стоимости организации выступает расчет скидки на низкую ликвидность. Общий алгоритм расчета рыночной стоимости организации выглядит следующим образом:

РС = РСпр * Рп * (1 ± СК(Ннк * (1 + СКнл) (1)

Где: РСпр - предварительная величина стоимости, рассчитанная в рамках доходного, сравнительного или затратного подхода; 

СК(Ннк) - скидка на недостаточный контроль (надбавка за контроль); 

СКнл – скидка на низкую ликвидность.

Следует отметить, что скидка за низкую ликвидность имеет мультипликативный характер. Следовательно, низкая ликвидность приводит к увеличению размера скидки за недостаточный контроль, что, как следствие, ведет к еще более существенному снижению рыночной стоимости организации.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единый подход к определению скидки за низкую ликвидность. При этом диапазон существенным образом варьирует. Рассмотрим результаты некоторых эмпирических исследований:

Скидки за низкую ликвидность при продаже ограниченного количества акций, которые были выпущены в порядке частного размещения, в среднем составили 23-45%;

Скидки на ликвидность в случае продажи акций закрытых компаний составили в среднем 42-60%;

Скидка за низкую ликвидность для акций закрытой компании, если сравнивать ее с аналогом на рынке, должна составлять порядка 35-50%.

В российских условиях варьирование скидки на низкую ликвидность варьирует в диапазоне от 0 до 70%.

Все исследования, которые посвящены оценки скидки за низкую ликвидность, можно разделить на две группы:

исследования, посвященные определению скидки за низкую ликвидность для миноритарных пакетов акций;

исследования, посвященные определению скидки за низкую ликвидность для мажоритарных пакетов акций (рис. 3).





Рисунок 3 – Классификация подходов, используемых для определения низкой ликвидности



Такое деление связано с тем, что при определении скидки используются различные базы начисления, а также различный набор факторов.

Определение скидки на низкую ликвидность для минотарных пакетов акций осуществляется с использованием двух общепризнанных серий исследований:

«Исследование акций с ограничениями на продажу»;

«Исследование акций до их первоначального публичного предложения».

Данные исследования считаются классическим подходом к определению величины скидки на низкую ликвидность акций,

При этом исследователи отмечают, что данные методики имеют существенные недостатки, которые существенным образом завышают величину скидки на низкую ликвидность. 

В качестве недостатка исследования акций с ограничениями на продажу можно назвать тот факт, что оно призвано получить единую величину скидки на низкую ликвидность для всех компаний. Однако величина скидки у компаний, которые включены в выборку, могут существенным образом варьироваться. Поэтому усредненное значение не позволяет получить достоверную величину о скидке на низкую ликвидность для конкретного портфеля акций.

Вторым классическим подходом признается исследование акций до их первичного публичного размещения – подход IPO. Большой вклад в развитие данного подхода внес Джон Эмори. Суть его метода заключается в том, что происходит сравнение цен на акции компаний, участвующие в частном размещении. Разница, которая образуется, и составляет скидку на низкую ликвидность. В качестве недостатка метода называется тот факт, что разница в цене акций может образовываться не из-за низкой ликвидности, а выступать в качестве платы за бу.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44