- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности работы социального педагога в образовательных организациях среднего профессионального образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010094 |
Тема: | Особенности работы социального педагога в образовательных организациях среднего профессионального образования |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………. Глава 1. Содержание деятельности социального педагога……………… 1.1 Нормативные документы, регламентирующие деятельность социального педагога…………………………………………………... 1.2 Функции социально-педагогической деятельности………………...... 1.3 Основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении среднего профессионального образования……………………………………………………………... Глава 2. Деятельность социального педагога в учреждении среднего профессионального образования………………………………... 2.1 Должностная инструкция социального педагога в учреждении среднего профессионального образования…………………………… 2.2 Деятельность социального педагога в Государственном образовательном бюджетном учреждении среднего профессионального образования Воронежской области «Воронежский техникум строительных технологий»………………... Заключение………………………………………………………………….. Источники и литература…………………………………………………… Приложение 1 Журнал проведения профилактической работы социального педагога………………………………………………………. Приложение 2 Социальный паспорт группы……………………………... 3 7 7 12 21 26 26 32 45 47 51 52 ВВЕДЕНИЕ В последнее время роль социального педагога приобретает особо важное значение и актуальность. Современная реальность такова, что кризисные явления и новые экономические условия находят своё отражение в условиях жизни общества и его членов, а также оказывают влияние на отношения в семье и на воспитание детей. Социальный педагог, в условиях, когда необратимый процесс кризиса семьи влияет на личность, на целое поколение, помогает найти место в обществе и приспособиться к условиям жизни. В настоящее время система профессионального образования переживает этап обновления и развития, который заключается в её переориентации в соответствии с требованиями рынка труда и социально-экономическими условиями. Соответственно, социально-педагогическая деятельность, которая направлена на адаптацию студентов в вышеупомянутых образовательных организациях среднего профессионального образования, приобретает особую актуальность. Результатом реализации деятельности социального педагога должна стать готовность студентов к вхождению в новые социальные, трудовые отношения и производственную деятельность. Содержание социально-педагогической деятельности представлено в работах Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой, Л.С. Выготского, М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева, А. В. Мудрик и ряда других авторов. Работы И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, И. А. Липского, А. И. Мищенко, Л. Ф. Спирина, П. А. Шептенко отражают исследования в области задач социально-педагогической деятельности и их классификации. За последнее десятилетие авторами Е. В. Сапронова, Л. В. Харина, К. А. Ремизова и др. проведен ряд исследований, которые раскрывают разные аспекты деятельности социального педагога в образовательных учреждениях. Некоторые из них посвящены проблеме изучения и анализа особенностей работы социального педагога в образовательных организациях среднего профессионального образования, например О. Л. Шарова в своей работе проводит социологический анализ деятельности социальных служб в образовательных учреждениях среднего профессионального образования; Н. В. Цирихова – рассматривает психолого-педагогические условия формирования положительного восприятия личности педагога в среде учреждения среднего профессионального образования. Однако анализ психолого-педагогической и социальной литературы позволил сделать вывод о том, что тема нашего исследования - работа социального педагога в образовательных организациях среднего профессионального образования – специально не исследовалась. Юридически и практически основы принципиально новой профессии - социальный педагог, были заложены в 80-90х гг. прошлого века, в русле общих демократических преобразований, когда встал вопрос о том, как профессионально работать с большим количеством социально незащищенных слоев населения. В России социальный педагог – профессия новая, которая требует более детальной и четкой проработки его функций и основных направлений деятельности в образовательных организациях, в том числе и в образовательных организациях среднего профессионального образования. В настоящее время перед учреждениями образования в частности, и всем обществом в целом, чрезвычайно остро стоят проблемы роста детской преступности, суицидов и экстремизма, национализма, агрессивность в поведении, использование психотропных веществ, отсутствие патриотизма в подростковой среде, безнадзорность, беспризорность детей. Решение этих и других проблем невозможно без профессиональной работы профильных специалистов - социальных педагогов и психологов. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что социально-педагогическая деятельность в образовательных организациях среднего профессионального образования представляет собой значимую проблему, которая очень важна для современного общества. Значимость и актуальность рассмотренной проблемы определили тему выпускной квалификационной работы. Объект исследования – деятельность социального педагога. Предмет исследования – работа социального педагога в образовательных организациях среднего профессионального образования. Цель исследования - изучить особенности работы социального педагога в образовательных организациях среднего профессионального образования. Задачи исследования: * рассмотреть нормативные документы, которые регламентируют деятельность социального педагога; * описать функции социально-педагогической деятельности; * рассмотреть основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении среднего профессионального образования; * изучить должностную инструкцию социального педагога в учреждении среднего профессионального образования; * рассмотреть деятельность социального педагога в Государственном образовательном бюджетном учреждении среднего профессионального образования Воронежской области «Воронежский техникум строительных технологий»; * обобщить результаты исследования. Гипотеза данного исследования основывается на предположении о том, что социально-педагогическая деятельность будет эффективной если социальный педагог: * осуществляет свою работу в соответствии с должностной инструкцией социального педагога в учреждении среднего профессионального образования; * владеет и применяет на практике методики и технологии работы в учреждении среднего профессионального образования; * осуществляет индивидуальный подход, учитывает особенности и специфику работы с разным контингентом детей. В работе были использованы следующие методы исследования: * теоретические методы: анализ психолого-педагогических и научно-методических источников по теме исследования, анализ, синтез, обобщение; * эмпирические методы: педагогическое наблюдение. Работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка литературы и приложений. Список использованной литературы включает 35 наименований книг, статей, нормативных документов и интернет-ресурсов. Выпускная квалификационная работа расширена за счет приложений. Глава 1. Содержание деятельности социального педагога 1.1 Нормативные документы, регламентирующие деятельность социального педагога Современная система социального воспитания строится на определённой нормативно-правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания. В соответствии с субъектами их издания, правовые документы, которые определяют нормативно-правовую базу социального педагога можно условно сгруппированные в пять уровней: * международные документы; * документы федерального значения; * документы субъекта РФ; * региональные нормативно-правовые документы; * локальные нормативно-правовые документы[21]. Международные документы (регламентирующие и рекомендательные документы мирового сообщества). Важнейшим нормативно-правовым международным документом является Конвенция ООН о правах ребенка (ст.: 27, 28, 32). К основным международным документам также относятся: * Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; * Устав Организации Объединенных Наций 1945 г.; * Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г.; * Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г.; * Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах; * Международный Пакт о гражданских и политических правах. К регламентирующим и рекомендательным документам мирового сообщества относятся также декларации, акты, конвенции, резолюции ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др. Необходимо отметить, что социальный педагог, обеспечивая условия для практического осуществления прав ребенка в образовательном учреждении должен иметь перечень и аннотацию основных регламентирующих и рекомендательных документов мирового сообщества. Документы федерального значения. Основные нормативно-правовые документы Федерального уровня: * Конституция Российской Федерации (с.: 2,12,18,38.); * Семейный Кодекс РФ (ст.: 54, 55, 56, 63, 64, 66, 69, 70, 73, 77, 80); * Трудовой кодекс РФ (ст.: 63, 93, 94. 174, 175, 176); * Жилищный Кодекс РФ; * Уголовный Кодекс РФ (ст.: 87, 88, 89, 96, 150, 151, 207, 213); * Уголовно-процессуальный Кодекс РФ (ст.: 392,393,397); * Гражданский Кодекс РФ (ст.: 17,18,21,26,28,32); * Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст.: 10, 14, 158, 164). Федеральные законы: * «Об образовании» от 10.07.1992г. с изменениями и дополнениями 1996г., 2006г.,2011г.; * «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от24.06.1999г; * «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ, от 24.07.1998г.; * «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996г., * «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.); * «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 71-ФЗ от 28 апреля 2009 г.; * «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995г.; * «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» №120-ФЗ от 30.06.2007г.; * «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24 июня 1999 г.; * «О наркотических средствах и психотропных веществах» №3-ФЗ от 08.01.1998г.; * «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» №3185-1 от 02.07.1992г. Постановления Правительства РФ: * «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении, например, «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» № 543 от 18 июля 2008 г.; * «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» № 497 от 23 мая 2015 г. [6]. К документам федерального значения относятся также документы Министерства образования и здравоохранения РФ: * Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №761 н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; * Методическое письмо Министерства образования РФ №61/20-11 от 27 февраля 1995 г. «О социально-педагогической работе с детьми»; * Письмо «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях №ВФ-1376/06 от 21 сентября 2005 г.; * Положение о приемной семье Правительства РФ (1996г.) и др. Социальный педагог должен иметь перечень основных документов федерального значения, которые регламентируют его деятельность и связаны с проблемами защиты прав детей (конституции, кодексы, законы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий, инструкции Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения и др.). А также иметь в наличии наиболее часто используемые в работе документы[35]. Документы субъекта РФ. Сюда относятся документы, изданные и утвержденные в каждом отдельно взятом субъекте РФ (например, Воронежская, Иркутская, Московская область и др.). Например: * Закон «Об отдельных мерах по защите прав ребенка на территории Воронежской области» № 83-03 от 03 июня 2013 года (в редакции законов Воронежской области от 03.12.2013 № 175-ОЗ, от 03.12.2013 № 180-ОЗ, от 06.03.2014 № 02-ОЗ, от 06.03.2014 № 03-ОЗ, от 28.10.2016 № 122-ОЗ); * Закон «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Воронежской области» №34-03 от 06.05.2010 (редакции закона Воронежской области от 10 июня 2014 года №83-ОЗ). Документы субъекта РФ обеспечивают реализацию законов на своей территории, а также выполнение законоположений с правом законодательной инициативы. Перечень этих документов, а также сами документы должны быть в наличии у социального педагога. Региональные нормативно-правовые документы (приказы, распоряжения и решения коллегии). Это документы региональных образований (муниципальных образований). Локальные нормативно-правовые документы. К локальным нормативно-правовым документам относятся решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждения образования. Например, инструкции, письма Окружного управления образования; Ведомственные программы; Устав и локальные акты образовательного учреждения (Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о Совете профилактики). Социальный педагог должен иметь как полный перечень региональных и локальных документов, так и полный их текст[6]. В нормативных документах, которые касаются профессиональной деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты. К общим чертам деятельности социального педагога относятся: задачи и функции, сферы деятельности, а также общие требования к знаниям и умениям специалиста. Необходимо отметить, что при этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.), специфика организации, в которой он работает (школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др.), особенности социума, в котором проживает ребенок (городская или сельская среда, крупный промышленный город, криминогенный район и др.)[19]. Необходимо также отметить, что единый документ, в котором четко зафиксированы профессиональные права специалиста отсутствует. Обязанности и права специалиста определяются квалификационной характеристикой должности, которая готовится федеральными органами ведомственного управления. Основой квалификационной характеристикой должности является обобщение функций в реальном опыте многих специалистов. Анализ нормативных документов, которые регламентируют деятельность социального педагога позволил сделать следующий вывод. Социальный педагог действует в правовом поле современного законодательства, присваивая себе фактические права, которые вытекают из необходимости качественного выполнения своих профессиональных обязанностей и этического профессионального кодекса социального работника. 1.2 Функции социально-педагогической деятельности В современных условиях наблюдается несколько тенденций, которые влекут за собой увеличение потребности в социально-педагогической деятельности. Среди них: усиление роли социальных факторов жизни отдельных людей и общества в целом, а также увеличение числа детей и взрослых, которые нуждаются в оказании социально-педагогической помощи и социальной защите. Прежде чем перейти к рассмотрению функций социально-педагогической деятельности, остановимся на рассмотрении термина «социально-педагогическая деятельность». С точки зрения В. С. Торохтия социально-педагогическая деятельность – это часть социальной политики общества, а также сложное социальное явление реализации обществом своих разнообразных возможностей и ресурсов с целью решения проблем социализации населения в определённый период его жизнедеятельности. Она заключается в многоплановой и многоуровневой активности специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых по социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе использования потенциальных возможностей самого социума для разрешения текущих и хронических проблем отдельной личности или социальных групп[26]. Необходимо отметить что социально-педагогическую деятельность осуществляют все субъекты образовательного учреждения. При этом социальный педагог играет особую роль в организации социально-педагогической деятельности. В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли и функции. Ученые и исследователи предлагают различный перечень и сочетание функций социального педагога. Среди них: аналитическая, диагностическая, коррекционная, образовательно-воспитательная, организаторская, организационно-коммуникативная, организационно-координационная, охранно-защитная, посредническая, прогностическая, психотерапевтическая, функция социально-педагогической поддержки и помощи и др. Отмечено, что независимо от количества, все функции социального педагога имеют тесную взаимосвязь и взаимообусловленность. Основные функции специалист непосредственно реализует в своей социально-педагогической деятельности. Для профессиональной готовности к работе с семьей, с детьми, подростками, молодёжью, взрослыми в социально-культурной среде в целом, социальному педагогу необходимо своевременно ими овладеть. Считаем необходимым отметить тот факт, что Ф. А. Мустаева, Е. И. Холостова и другие авторы обращают внимание на то, что в справочной и педагогической литературе четкая формулировка понятия «функции деятельности социального педагога» - отсутствует. При этом разработанным является понятие «функции педагогического процесса». М. А. Галагузова в качестве функций педагогического процесса, определяет роль и назначение, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс[7]. Проведем аналогию и рассмотрим понятие «функции социального педагога» как: назначение, роль, ради которых возникла, а также организованно и целенаправленно осуществляется социально-педагогическая деятельность. Как уже было отмечено выше, функции, которые социальный педагог выполняет в своей профессиональной деятельности, представляют собой относительно самостоятельные виды деятельности. При этом несмотря на различия по характеру, эти виды деятельности тесно взаимосвязаны и в совокупности обеспечивают достижение целей, а также качественных результатов профессиональной деятельности. Как правило, функции формулируются в должностных инструкциях социальных педагогов в конкретных образовательных учреждениях и социальных службах. Их выделяют авторы учебников и учебных пособий по социальной педагогике и описывают исследователи в своих научных работах. Анализ литературы показал, что функции социального педагога, которые выделяют разными авторами могут значительно различаться по нескольким критериям: по количеству, по названию и по содержанию. Так в «Справочнике социального педагога», автором-составителем которого является Т. А. Шишковец выделено и описано 10 функций социального педагога образовательного учреждения. Среди них: * аналитико-диагностическая; * координационно-организационная; * коррекционная; * организационно-коммуникативная; * охранно-защитная; * посредническая; * прогностическая; * психотерапевтическая; * социально-педагогическая поддержка и помощь учащимся; * социально-профилактическая и реабилитационная. Т. А. Шишковец подчеркивает, что в этот список следует включить еще одну функцию, которая заключается в постоянном пополнении социальным педагогом своего интеллектуального багажа. А именно функцию самообразования[32]. Рассмотрим точку зрения авторов М. А. Галагузовой и Ю. Н. Галагузовой, которые рассматривают 7 функций: * диагностическая; * коррекционно-реабилитационная; * охранно-защитная; * посредническая; * предупредительно-профилактическая; * прогностическая; * эвристическая[7]. Изучая и анализируя научные работы, а также статьи, которые посвящены особенностям профессии – социальный педагог, можно встретить и другие точки зрения относительно его функций. Рассмотрим позицию Н. Боталовой, которая раскрывает специфику и отличие деятельности социального педагога от работы школьного учителя с помощью определения функций, которые он выполняет. Автор называет 11 функций. Среди них: * диагностическая; * коммуникативная; * организационная; * посредническая; * правозащитная; * прогностическая; * предупредительно-профилактическая; * социально-бытовая; * социально-медицинская; * социально-педагогическая; * социально-психологическая[35]. Н. Боталова также отмечает, что в образовательных учреждениях особое значение приобретают методическая, организаторская и административная функции социального педагога. Рассмотрим, как отмечает Г. Н. Штинова, наиболее общепризнанные функции, которые выделяют большинство исследователей и руководителей сферы социальной педагогики. 1). Диагностическая функция социального педагога. Эта функция заключается: * в постановке «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; * в выявлении различного рода проблем ребенка или подростка, а также позитивных и негативных влияний на него; * в установлении причин социального неблагополучия в семье и причин отклоняющегося поведения детей и подростков; * в содействии выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками. 2). Воспитательная функция или образовательно-воспитательная функция социального педагога. Воспитательная функция заключается: * в обеспечении целенаправленного педагогического влияния, с привлечением всех воспитательных средств и возможностей социума на поведение и деятельность детей и молодежи, а также семьи; * в осуществлении социально-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса ребенка, который имеет проблемы; * в осуществлении патронажа неблагополучных семей, семей группы риска, а также проведение работы с родственниками детей, опекунами, будущими усыновителями; * в осуществлении информационных, консультационных и образовательных услуг по обеспечению семьи и детей информацией по вопросам социальной защиты; * в педагогическом просвещении родителей и детей; * в обучении родителей и детей социальным знаниям и умениям, проведение профориентационной работы; * в формировании педагогической культуры родителей. 3). Организационная функция социального педагога. Организационная функция социального педагога состоит: * в организации общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров с целью решения задач воспитания и развития, социальной поддержки и помощи, реализации планов, проектов, а также программ; * в приобщении учащихся и воспитанников в различные виды общественно-полезной деятельности на основе психолого-педагогических требований; * во влиянии на разумную организацию досуга детей и подростков[12]. 4). Прогностическая функция социального педагога. Прогностическая функция социального педагога состоит из: * прогнозирования и программирования процесса воспитания и развития личности на основе анализа социально-педагогической ситуации; * проектирования личности ребенка, определения перспектив процесса самовоспитания и саморазвития и личности; * разработки программ, проектов и планов развития учреждения, его структурных подразделений и единиц; * экспертизы документов и материалов. 5). Профилактическая или предупредительно-профилактическая функция социального педагога. Составляющими профилактической функции социального педагога являются: * организация системы профилактических мер по предупреждению девиантного поведения детей и подростков; * приведение в действие механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в то числе социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических; * проведение и содействие правового просвещения несовершеннолетних и молодежи; * оказание влияния на формирование нравственно-правовой устойчивости; * организация системы мер социального оздоровления семьи; * своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям социальных групп риска[13]. 6). Коррекционно-реабилитационная или социально-терапевтическая функция социального педагога. Коррекционно-реабилитационная функция социального педагога заключается в: * осуществлении социотерапевтической помощи нуждающимся, коррекции межличностных отношений и асоциального поведения детей и подростков, а также стилей семейного воспитания; * усилении позитивных влияний и нейтрализации (переключении) негативных влияний социальной среды; * предоставлении помощи ребенку в адаптации и социальной реабилитации. 7). Организационно-коммуникативная функция социального педагога. Содержание организационно-коммуникативной функции: * способствование включению в процесс социального воспитания школьников и подростков, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности; * установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающимся; * накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся и воспитанников; * формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и отношениях с взрослыми[12]. 8). Правозащитная функция или охранно-защитная функция социального педагога. Содержание правозащитной функции социального педагога: * использование всего комплекса законов и правовых норм, которые направлены на оказание помощи и поддержки детям и молодежи, членам их семей, а также для защиты их имущественных и гражданских прав; * представление интересов несовершеннолетних в органах милиции и суде; * содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, которые допускают прямые или опосредованные противоправные действия на подопечных социального педагога; * взаимодействие с органами социальной защиты. 9). Исследовательская или организационно-методическая функция социального педагога. Исследовательская функция социального педагога включает в себя: * проведение аналитической работы с нормативными документами и различного рода документацией; * разработка программ, методик и технологий деятельности; * подготовка методических материалов; * осуществление обмена опытом специалистов, участие в конференциях, семинарах и др.; * организация научно-практических исследований по проблемам профессиональной деятельности[12]. Подытоживая вышесказанное, можем сделать следующий вывод. Социальный педагог играет особую роль в организации социально-педагогической деятельности. Среди ученых и исследователей нет единого мнения относительно количества выделяемых функций социального педагога. Существуют разночтения также как в названии функций, так и в определении их содержания. При этом все функции социального педагога тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Независимо от вида профессиональной деятельности социального педагога, его функции его должны быть выстроены, прежде всего, с учетом трех основных сфер жизнедеятельности ребенка (подростка): его семья, его школа (образовательное учреждение) и его микросоциальное окружение. 1.3 Основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении среднего профессионального образования Должность социального педагога на сегодняшний день официально принята в учреждениях двух видов - образование и комитеты по делам молодежи. В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений. Среди них: центры профориентации, дома детского творчества, образовательные молодежные центры, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, дворовые детские клубы, центры занятости, детские и молодежные биржи труда[5]. В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений. Необходимо отметить, что сеть образовательных учреждений активно развивается. Социальный педагог, согласно штатного расписания, осуществляет свою деятельность в следующих типах образовательных учреждений: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы — интернаты; образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения профессионального образования[14]. Рассмотрим деятельность социального педагога в одном из шести перечисленных выше типах образовательных учреждений - образовательном учреждении среднего профессионального образования (СПО). Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества. Как правило, обучение в этих учреждениях завершается соответствующими процедурами присвоения квалификации, аттестации на профессиональную готовность и мастерство. При этом учреждения начального профессионального образования и среднего профессионального образования не только обеспечивают общественное производство квалифицированными кадрами, но и создают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования. Деятельность социального педагога в СПО предполагает взаимодействие с обучающимися по социализации и адаптации в новых условиях обучения и проживания. Возникновение проблем в период адаптации подростка в новых условиях – довольно распространенное и закономерное явление. Для решения различных проблем от педагога требуется такт, внимание, своевременная помощь. Цель деятельности социального педагога СПО - создание благоприятных условий для реализации прав обучающегося. Создание вышеупомянутых благоприятных условий основано на оказании помощи в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из реальных и потенциальных возможностей и способностей обучающегося. Необходимым компонентом является также оказание ему комплексной помощи в саморазвитии, самореализации, включение его в социально значимую деятельность, и подготовка к самостоятельной жизни[5]. Рассмотрим основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении среднего профессионального образования (СПО). Основные направления деятельности социального педагога определяются его функциями и проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания учащихся СПО. Как правило, деятельность социального педагога начинается с диагностики. Диагностика включает в себя сбор, анализ и систематизацию информации о детях и подростках с педагогическими, психологическими, и социальными проблемами. К диагностической деятельности также относится определение возрастных характеристик в соответствии с психическим и физическим развитием, поведенческих отклонений. Социальный педагог в образовательном учреждении среднего профессионального образования изучает социальную ситуации в масштабах конкретного образовательного учреждения. Изучению также подлежат бытовые условий жизни подростков и их семей, особенности микросоциума. Социальный педагог выявляет позитивные и негативные влияния микросоциума, знакомится с деятельностью тех учреждений и организаций, которые призваны решать соответствующий круг проблем[28]. Информация, которую социальный педагог получает из разных источников позволяет составить представление об образе жизни своих подопечных, дать социально-психологическую характеристику семей. Важно определить те категории детей и семей, которые требуют особого социально-педагогического внимания. Для этого, в области ближайшего окружения, необходимо проведение различных исследований. В практике деятельности социального педагога в СПО часто встречаются ситуации, когда требуется провести комплексные психолого-педагогические и медицинские обследования детей и взрослых, изучить личностные особенности и проблемы отдельных воспитанников. При этом возникает необходимость дать прогноз возможности изменения той или иной ситуации, средствами которыми располагает педагог. С учетом сделанного прогноза формируются задачи, а также пути и способы их достижения[23]. Социальный педагог, проводя анализ ситуации своего подопечного, который обучается в СПО, ищет подходы к решению проблемы вместе с подростком. Педагог диагностирует ситуацию, определяет пути решения проблем и организует их осуществление. Социальному педагогу нередко приходится прибегать к использованию имеющегося арсенала правовых норм, применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, которые допускают прямые или опосредованные противоправные воздействия по отношению к подопечным социального педагога. Эта деятельность направлена на защиту прав и интересов личности. При необходимости, социальный педагог разрабатывает и оказывает содействие реализации комплекса мер, которые способствуют выравниванию социальных возможностей, социально-психологической реабилитации личности, компенсации ограниченных социальных возможностей детей, возникших вследствие болезни, определенных личностно-семейных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций. Важным моментом в деятельности социального педагога является охрана интересов и прав ребенка (право на освоение им образовательных программ, формирование общей культуры, саморазвитие и самозащиту), знакомство и освоение различных социальных ролей. Такая работа проводится с подростками, имеющими педагогические и психологические проблемы, подвергшимся личностному давлению со стороны взрослых членов семьи, работников школы и сверстников[28]. Необходимо отметить, что социальный педагог работает не только с теми учащимися, которые уже имеют педагогические и психологические проблемы и отклонения в поведении, но и осуществляет профилактическую деятельность. Он разъясняет и доказывает учащимся правильность и необходимость определенного поведения, доводит до их сознания нормы и правила поведения, прогнозирует поступки и предотвращает такие, которые имеют негативный характер, помогает к адаптации к новым социальным условиям. Повышенного внимания требует работа по профилактике противоправного поведения учащихся: предупреждение правонарушений, алкоголизма, курения, наркомании, выявление в учреждении образования неформальных группировок....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: